Невыясненные поступления

Основные ошибки

Приоритетной задачей из «12 главных дел», стоящих перед органами Федерального казначейства, является совершенствование бюджетных платежей, сокращение сроков проведения операций. Уменьшение времени прохождения средств, своевременность осуществления расчетов между участниками бюджетного процесса, минимизация случаев непоступления средств по цепочке перечислений «плательщик — получатель» обеспечивает оперативное движение средств по финансовым каналам, соблюдение бюджетной дисциплины получателями бюджетных средств. В связи с этим следует обратить внимание на установленные нормативными документами, технологическими регламентами методы работы со средствами, отнесенными к невыясненным поступлениям.
Ирина ЯЙЛОЯН, заместитель руководителя УФК по Тюменской области
Татьяна ШУТКЕВИЧ, начальник операционного отдела УФК по Тюменской области
Новации, внесенные нормативными документами Министерства финансов РФ и Федерального казначейства в порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, существенно изменили в 2009 году процедуру учета поступлений на счета, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях (далее — счета органов Федерального казначейства), не являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отнесенных к невыясненным поступлениям. Какие ошибки, приводящие к отнесению перечисленных на счета органов Федерального казначейства сумм к невыясненным поступлениям, допускают плательщики при формировании платежных поручений?
Основная причина — несоблюдение плательщиками требований, установленных совместным положением Банка России и Минфина России от 13 декабря 2006 г. № 298-П, № 173н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства» и нормативно-правовыми актами Минфина России и Федерального казначейства, в части указания в платежных поручениях на перечисление средств на счета органов Федерального казначейства необходимых реквизитов и показателей и, как следствие, отсутствие у органов Федерального казначейства возможности однозначно определить лицевой счет, на котором подлежат отражению поступившие суммы, и (или) коды бюджетной классификации Российской Федерации.
Самая серьезная ошибка — это ошибка в номере счета органа Федерального казначейства. В этом случае перечисленная сумма либо:
попадает на счет, не принадлежащий органу Федерального казначейства. В этом случае плательщик самостоятельно осуществляет мероприятия по возврату указанных средств;
попадает на счет, принадлежащий органу Федерального казначейства, но не предназначенный для учета перечисленных средств. В этом случае указанные средства учитываются как невыясненные поступления и подлежат уточнению или возврату плательщику в установленном порядке.
Основные причины, по которым средства не доходят до конечного получателя, напрямую связаны с несоблюдением требований по заполнению полей платежных поручений, а именно:

  • указание ошибочного (искаженного) наименования получателя средств бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • отсутствие или неверное указание номера лицевого счета получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета;
  • указанный лицевой счет получателя бюджетных средств открыт в другом территориальном органе Федерального казначейства;
  • отсутствие кода бюджетной классификации Российской Федерации или указание несуществующего, недействующего кода бюджетной классификации;
  • неуказание в полях платежного документа «ИНН» и (или) «КПП» получателя, или указание ИНН и (или) КПП получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, не принадлежащих получателю, администратору, указанному в поле «Получатель»;
  • отсутствие иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении;
  • отсутствие получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета в Сводном реестре (в Перечне);
  • непредставление документов, необходимых для оформления на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств от приносящей доход деятельности.

Проводя подготовительную работу с участниками бюджетного процесса по внедрению нормативных актов с началом их действия в 2009 году, мы понимали, насколько важно своевременное отражение средств на лицевых счетах. С получателями бюджетных средств проводились совещания, рабочие встречи, давались разъяснения по порядку движения документов, заполнения реквизитов. Но, как показала практика, невыясненных поступлений избежать не удалось.
В УФК по Тюменской области за период с 1 января по 1 июня 2009 году учтено невыясненных поступлений на сумму 69,7 млн руб. по 1390 расчетным документам, полученным из учреждения Центрального банка РФ. Анализ причин отнесения к невыясненным поступлениям показал, что особое внимание при заполнении расчетных документов следует обращать на правильность указания кодов бюджетной классификации расходов, наличие лицевого счета получателя средств в указанном органе Федерального казначейства согласно расчетному документу (см. табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Причина зачисления средств на счета по учету невыясненных поступлений

Соотношение количества расчетных документов с данной причиной к общему количеству расчетных документов, зачисленных на НП

Отсутствует/указан не существующий КБК расходов

47,8 %

Отсутствует лицевой счет получателя средств

34,8 %

Неверное указание балансовыйого счета орФК

15,2 %

Неверное указаниео наименование получателя средств

1,7 %

Иное

0,5 %

Изменения в порядке уточнения, возвратов по средствам, учтенным как невыясненные поступления
Что изменилось в 2009 году в порядке уточнения, возвратов по средствам, учтенным как невыясненные поступления? Принципиально новыми моментами являются следующие условия.
1 В случае отнесения кассовых поступлений, зачисленных на счета органа Федерального казначейства, к невыясненным поступлениям, они находят отражение на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом администратору данных невыясненных поступлений: управления Федерального казначейства по субъекту РФ, администратора доходов бюджета данных невыясненных поступлений, лицевом счете бюджета, открытом финансовому органу.

2 Применение форм документов, установленных приказом от 10 октября 2008 г. № 8н, а именно:

  • запрос на выяснение принадлежности платежа (ф. 0531808);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

3. Необходимость осуществления дифференциации платежей при проведении уточняющих процедур:

  • по поступлениям, подлежащим возврату плательщику;
  • по поступлениям, требующим уточнения кодов бюджетной классификации;
  • по поступлениям, относящимся к налоговым и неналоговым платежам;
  • по ошибочным платежам.

4 Возврат плательщику средств, поступивших на счета № 40105, 40201, 40204 и отнесенных органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, осуществляется со счета органа Федерального казначейства № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».
С учетом перечисленных особенностей осуществляется организация работы в УФК по Тюменской области между структурными подразделениями, отделениями УФК по Тюменской области, а также взаимодействие с получателями средств бюджетов.
Сложная и разветвленная схема уточнения невыясненных поступлений требует четких, оперативных действий как со стороны сотрудников органов Федерального казначейства, так и со стороны участников бюджетного процесса. Формируя запрос в адрес предполагаемого получателя средств, органы Федерального казначейства являются инициаторами движения документов по уточнению невыясненных поступлений. Оперативность уточнения зависит от конкретного получателя запроса, а также качества оформления документа для проведения уточнения.
На наш взгляд, мера, которая способствовала решению задачи по сокращению сроков проведения операций, повышению эффективности расходов, — это нормативное закрепление за участниками бюджетного процесса ответственности по качественному формированию и своевременному предоставлению органам Федерального казначейства информации, необходимой для проведения процедур уточнения.

6. ПОРЯДОК АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

6. Порядок уточнения невыясненных поступлений

6.1. Сведения о реквизитах счетов и информацию, необходимую для заполнения расчетных документов, до плательщиков доводит администратор доходов.

6.2. Основными причинами отнесения на коды невыясненных поступлений платежей, поступивших на единые счета бюджетов, могут являться:

отсутствие или указание ошибочного (искаженного) наименования получателя средств бюджета (администратора доходов), в том числе указание ИНН, КПП и наименования получателя бюджетных средств, не являющегося участником бюджетного процесса;

указание ИНН и/или КПП, не принадлежащих получателю бюджетных средств, или незаполненные поля ИНН и/или КПП получателя;

отсутствие кода бюджетной классификации или указание несуществующего, недействующего кода бюджетной классификации;

некорректное указание расчетного счета и иных банковских реквизитов получателя бюджетных средств в соответствующих полях расчетного документа.

6.3. Уточнение невыясненных платежей ведется администраторами доходов в рамках соглашения об информационном взаимодействии, заключенного с территориальным органом Федерального казначейства, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Федерального казначейства и Минфина России, определяющем взаимодействие Федерального казначейства с администраторами доходов бюджетов.

6.4. Территориальные органы Федерального казначейства при наличии невыясненных платежей направляют в адрес администраторов доходов запрос на выяснение принадлежности платежа (форма по КФД 0531808).

6.5. При получении от органов Федерального казначейства запроса на выяснение вида и принадлежности платежа администраторы доходов представляют в территориальные органы Федерального казначейства уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.

6.6. В целях уточнения (выяснения) принадлежности поступлений к виду доходов, отнесенных территориальными органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, по которым требуется уточнение, в том числе по коду бюджетной классификации с применением кода подвида доходов по государственной пошлине с указанным кодом подвида доходов «4000» с целью их отражения по соответствующим кодам подвида доходов (14 — 17 разряды КБК), администраторы доходов после получения документов от территориального органа Федерального казначейства, содержащих указанную информацию, для уточнения реквизитов платежных поручений на перечисление отдельных видов доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, при необходимости, направляют плательщикам, платежи которых отнесены к невыясненным поступлениям или требующим уточнения, письменные запросы о представлении плательщиками информации в произвольной форме. На основании информации, полученной от плательщиков, администратор составляет уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (форма по КФД 0531809). При обмене с территориальными органами Федерального казначейства документами в электронном виде уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа распечатывается в день направления в территориальный орган Федерального казначейства в одном экземпляре, хранится в делах администратора доходов и уничтожается по истечении пяти лет с даты окончания отчетного года, в котором было составлено указанное уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, в установленном порядке.

6.7. При наличии большого объема уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа в автоматизированной системе учета формируется реестр уведомлений за день к выписке из лицевого счета администратора доходов. Реестр уведомлений подписывается ответственным исполнителем, главным бухгалтером, руководителем или его заместителем.

Реестр уведомлений должен содержать следующие реквизиты:

номер уведомления,

дата уведомления,

статус документа,

номер лицевого счета,

номер запроса органа Федерального казначейства,

дата запроса органа Федерального казначейства,

сумма по уточняемому платежному документу,

номер уточняемого платежного документа,

дата уточняемого платежного документа,

наименование плательщика,

ИНН плательщика,

код бюджетной классификации, на который произведено уточнение платежа,

назначение платежа по платежному документу.

Форма реестра уведомлений приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку.

6.8. При получении протокола территориального органа Федерального казначейства (форма по КФД 0531805) об отказе в исполнении уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа администратор доходов анализирует причины возврата и при необходимости уточнения сведений, указанных в уведомлении об уточнении вида и принадлежности платежа, не позднее пяти рабочих дней направляет плательщикам письменные запросы об уточнении необходимых реквизитов.

6.9. Уточнение невыясненных поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поступлений, требующих уточнения, за предыдущие годы осуществляется по соответствующим кодам бюджетной классификации, действующим в текущем году.

6.10. В случае незавершения процесса уточнения невыясненных или требующих уточнения поступлений отчетного года они подлежат уточнению администратором в текущем году.

6.11. При включении территориальными органами Федерального казначейства в документы, направляемые администратору доходов, информации по поступлениям, не администрируемым Роскомнадзором и его территориальными органами, администраторы доходов отказываются от указанных поступлений на КБК 100 1 17 01010 01 6000 180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет», направляя в территориальный орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (форма по КФД 0531809).

6.12. Администратор доходов вправе как самостоятельно направить в территориальный орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, так и в ответ на запрос органа Федерального казначейства на выяснение принадлежности платежа.

6.13. Результатом уточнения администратором доходов невыясненных платежей является своевременное зачисление денежных средств на лицевые счета администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду главы 096 «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», а также уменьшение невыясненных платежей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок учета и уточнения невыясненных поступлений

11. Порядок учета и уточнения невыясненных поступлений

Основания для отнесения органами Федерального казначейства поступлений к невыясненным поступлениям определены Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом № 92н.

Основной причиной отнесения органами Федерального казначейства сумм к невыясненным поступлениям является оформление плательщиками расчетных документов с нарушением требований приказа № 106н.

Наиболее типичными ошибками при заполнении плательщиками полей расчетных документов являются:

· незаполнение полей 104, 105 расчетного документа (кода бюджетной классификации, кода ОКАТО);

· указание кода бюджетной классификации в поле «Назначение платежа» (вместо поля 104 расчетного документа);

· указание ИНН, КПП получателя, кода бюджетной классификации противоречащих друг другу;

· указание в полях ИНН, КПП получателя реквизитов несуществующего администратора доходов;

· указание несуществующих кода бюджетной классификации, кода ОКАТО;

· неверное указание расчетного счета получателя.

Наряду с этим, причинами возникновения невыясненных поступлений являются:

· неосведомленность плательщика о реквизитах для перечисления платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

· ошибка кредитной организации при оформлении платежного документа на перечисление платежа;

· не открыт лицевой счет администратора доходов участнику бюджетного процесса;

· отсутствие у администратора доходов полномочий по администрированию платежа (в правовом акте главного администратора доходов бюджета не закреплены источники доходов).

Схема обработки невыясненных поступлений в органах Федерального казначейства

Невыясненные поступления, зачисляемые в Федеральный бюджет

(п.13 приказа № 92н)

Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации

(п.13 приказа № 92н)

Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты

(п.13 приказа № 92н)

В полях расчетного документа ИНН и КПП получателя не указаны, либо указаны реквизиты несуществующего получателя

В полях расчетного документа ИНН и КПП получателя указаны реквизиты администратора доходов федерального бюджета

В поле 104 расчетного документа указан вид дохода либо код главного администратора поступлений в федеральный бюджет

В полях расчетного документа ИНН и КПП получателя указаны реквизиты администратора поступлений в местный бюджет при отсутствии или неверном указании ОКАТО

У администратора доходов федерального бюджета отсутствуют полномочия по администрированию платежа

Администратору доходов федерального бюджета не открыт лицевой счет для отражения операций по администрированию

Отсутствие законодательно установленного норматива отчислений по платежу, установленному законодательством Российской Федерации, а также по невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджет субъекта Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты

В полях расчетного документа ИНН и КПП получателя указаны реквизиты администратора доходов бюджета субъекта

В поле 104 расчетного документа указан вид дохода либо код главного администратора поступлений в бюджет субъекта

У администратора доходов бюджета субъекта отсутствуют полномочия по администрированию платежа

Администратору доходов бюджета субъекта не открыт лицевой счет для отражения операций по администрированию

Отсутствие законодательно установленного норматива отчислений по платежу, установленному законодательством субъекта Российской Федерации

В полях расчетного документа ИНН и КПП получателя указаны реквизиты администратора доходов местного бюджета и при наличии ОКАТО

У администратора доходов местного бюджета

отсутствуют полномочия по администрированию платежа

Администратору доходов местного бюджета не открыт лицевой счет для отражения операций по администрированию

Отсутствие законодательно установленного норматива отчислений по платежу, установленному муниципальным правовым актом

Выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета (приложение 50 к приказу №7н (код по КФД 0531779)) органа Федерального казначейства

Запрос на выяснение принадлежности платежа

(приложение 9 к приказу № 8н код по КФД 0531808)

Выписки из лицевых счетов администраторов доходов бюджетов (приложение 50 к приказу №7н (код по КФД 0531779))

Администратор доходов бюджета

Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа либо отказе от платежа

Орган Федерального казначейства

Документы, поступившие по выписке банка, автоматизированно обрабатываются в прикладном программном обеспечении органов Федерального казначейства, и на основании приведенного выше алгоритма определяется код бюджетной классификации для учета невыясненных поступлений. После обработки операционного дня органами Федерального казначейства формируется информация для передачи администраторам доходов бюджетов.

Информация о невыясненных поступлениях отражается в следующих документах.

1) Выписка из лицевого счета администратора доходов (в случае, если администратор доходов бюджетов уполномочен администрировать невыясненные поступления и соответствующий код бюджетной классификации закреплен в правовом акте главного администратора доходов бюджета).

Уточнение невыясненных поступлений, отраженных в Выписке из лицевого счета администратора доходов, осуществляется в следующем порядке.

· Оформление Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, содержащего операцию об уточнении платежа по соответствующему коду бюджетной классификации, по которому должно быть отражено поступление на лицевом счете.

· Оформление Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, содержащего операцию об отказе от поступления, ошибочно отраженного на лицевом счете.

2) Запрос на выяснение принадлежности платежа (код по КФД 0531808).

Уточнение невыясненных поступлений, отраженных в Запросе на выяснение принадлежности платежа, осуществляется администратором доходов бюджетов в течение 10 дней со дня его получения в следующем порядке.

· Оформление Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, содержащего операцию об уточнении платежа по соответствующему коду бюджетной классификации на лицевом счете администратора доходов бюджета.

· Оформление Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, содержащего операцию об отказе от поступления, которое указано в Запросе на выяснение принадлежности платежа.

Порядок оформления Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа приведен в разделе 13.1 настоящих рекомендаций.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *