Налоговые правонарушения виды

Содержание

Особенности ответственности за совершение налоговых правонарушений



В последнее время вопросам своевременности и полноты уплаты налогов и сборов стало все больше и больше уделяться внимания. Усиление контроля над налогообложением предполагает также совершенствование, как законодательного регулирования, так и решение практических вопросов, которые увеличат объема поступления налогов в бюджет. Для этих целей важным являются действия по повышению уровня ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Определение «ответственность» закреплено в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК). Речь идет о невыполнении обязательств, возложенных на налогоплательщиков. За это предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством РФ .

Налоговая ответственность за правонарушения предусмотрена для организаций и гражданам с 16 лет (ст. 107 НК).

Лица, совершившие налоговые правонарушения могут быть освобождены от ответственности, при таких обстоятельствах, как:

– отсутствие состава налогового нарушения;

– истечение срока давности для налоговых преступлений;

– не виновное поведение нарушителя налоговых обязательств (ст. 109 НК).

Новинкой Налогового кодекса стало введение двух форм вины за нарушение налогового законодательства: преднамеренная вина и небрежность.

Преднамеренная вина или умышленная рассматривается как нарушение, при котором нарушитель понимал незаконность своих действий или хотел опасных последствий. Ответственность за такие деяния наступает в соответствии с налоговым законодательством (ст. 122 НК).

Если гражданин не знал о незаконности своих действий, нарушение считается совершенным по небрежности, даже если он мог его осознавать. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 122 НК. В то же время не указано, какие именно действия (бездействие) имели негативные последствия. Это выражается в занижении налогооблагаемой базы и простом ошибочном определении налога.

Важным моментом для правосудия является не нарушение срока исковой давности, который не должен превышать трех лет (ст. 113 НК). Срок давности восстановлению не подлежит .

На данный момент уклонение от уплаты налогов является наиболее распространенным правонарушением в экономической деятельности. За него предусмотрена серьезная ответственность:

1) уголовная (по статьям Уголовного кодекса РФ (УК), в отношении граждан и представителей организаций);

2) администрация (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) в отношении должностных лиц и, в некоторых случаях, граждан);

3) налоговая (то есть финансовая, применяемая ко всем налогоплательщикам) .

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане привлекаются к ней по результатам проведения проверки инспекцией Федеральной налоговой службы (ИФНС) .

Независимо от характера ответственности, примененной к нарушителям, с них может быть принудительно взысканы так же долги за неуплату налога на доходы государства. В то же время сотрудники ФНС обязаны подтвердить вину за неуплату налогов. Рассмотрим особенности некоторых видов ответственности.

  1. Уголовная ответственность субъекта налогообложения.

Содержание общественной опасности преступлений в сфере уплаты налогов, является налоговое правонарушение. Однако, налоговое преступление имеет характеристики такого налогового правонарушения, по которому сумма неуплаченных налогов превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда .

Уголовную ответственность за неуплату налогов, возникает по решению ИФНС, которое служит основанием для возбуждения уголовного дела.

Ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения определяется на основании статей 198, 199 и 199.1 УК.

А) По статье 198 УК за уклонение от уплаты налогов с физических лиц не преследует должностные лица, а лишь бизнесмены, нотариусы, адвокаты и других лиц.

Главной особенностью состава этого преступления является размер невыплат, за что предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или задержание до 6 месяцев или лишение свободы до одного года.

Б) В соответствии со статьей 199 УК, об уклонении от уплаты налогов представители юридического лица, они будут привлечены к ответственности за неуплату налогов. Это обычные менеджеры, бухгалтеры и рядовые оформители документов бухгалтерского учета.

На основании судебной практики, по этой статьи часто привлекаются граждане к ответственности за неуплату НДС или налога на прибыль.

В) По статье 199.1 УК, за не перечисление удержаний в пользу государства налоговым агентом, к ответственности привлекается лицо, занимающийся финансовыми ресурсами налогоплательщика, поскольку он перечислял их себе для своего обогащения. Форма наказания и сумма неуплаты аналогичны закрепленных в ст. 199 УК.

  1. Административная ответственность налогоплательщика.

К данной ответственности привлекаются налогоплательщики на основе протокола о нарушении. По нему начинается производство в соответствии с КоАП .

Согласно КоАП, только должностные лица несут ответственность, а не граждане (по главе 15). Налоговыми правонарушениями чаще всего являются следующими:

A) В соответствии со статьей 15.3 КоАП, фирмы обязаны стать на налоговый учет в течение десяти дней с момента регистрации; несоблюдение данного требования влечет за собой штраф от 500 до 1000 рублей. Применение этих санкций не исключается ответственность и для самой компании в соответствии со ст. 116 НК.

Б) В соответствии со статьей 15.5 КоАП, если не соблюдены сроки представления отчетов и деклараций в ИФНС, то наступает ответственность в виде предупреждения или штрафа от 300 до 500 рублей. Граждане подлежат ответственности за действия аналогичного характера в соответствии со ст. 119 НК.

В) На основании статьи 15.6 КоАП, за отказ в представлении документов в ИФНС для проверки правильности производства расчета платежей, как должностные лица, так и предпринимателей и граждане привлекаются к ответственности. При этом налогоплательщику вручается требование о предоставлении отчетных документов в течение 10 дней. После этого периода налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей в случае отсутствия информации. Для граждан размер штрафа составляет от 100 до 300 рублей.

Г) В статье 15.11 КоАП, за нарушение ведения бухгалтерского учета, регулируемого ФЗ «О бухгалтерском учете» , а также за нарушения экономических показателей учета, выраженных в искажении информации более чем на 10 процентов, к ответственности в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей привлекаются бухгалтера. Если это происходит повторно, штраф будет удвоен.

  1. Налоговая ответственность.

В результате налогового контроля выявляются различные нарушения налогового законодательства, которые приводят к ответственности в виде штрафных санкций (ст. 114 НК), налагаемых компетентным налоговым органом в принудительном порядке.

Для основных видов налоговых правонарушений по НК предусматриваются меры ответственности. В основе их лежит недополучение финансовых средств в бюджет. Это следующие противоправные нарушения:

A) Статья 116 НК предусматривает обязательство по ведению предпринимательской деятельности с обязательной постановкой на налоговый учет. За нарушения этой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 % от дохода за неучтенный период.

Б) Статья 120 НК, за несоблюдение условий расчета налоговых поступлений, предусматривает штраф от 10 до 30 тыс. рублей.

B) В статье 119 НК, за не предоставление декларации в ФНС для налогового контроля, предусмотрен штраф в размере 5 % от не задекларированной суммы.

Г) В соответствии со статьей 123 НК, за несоблюдение налоговыми агентами своих обязанностей, на них за это налагаются штрафы в размере 20 % от суммы налога.

Д) Статья 122 НК, предусматривает за не полную уплаты налога из-за занижения налоговой базы, наложение штрафа в размере до 20 % от суммы налога.

Все вышеупомянутые нарушения налогового законодательства связаны с неуплатой налогов и, следовательно, являются основанием для применения финансовых ограничений к неплательщикам.

Таким образом, как юридические лица, так и граждане обязаны своевременно платить налоги, так как это их конституционная обязанность. Это правило также определяется в налоговом законодательстве. Если гражданин намеренно или ошибочно игнорирует уплату налогов, он является преступником и несет за это ответственность в соответствии с НК, КоАП и УК. Размер наказания зависит от тяжести преступления или правонарушения.

В современных экономических условиях усиливается соблюдение требований налогового законодательства относительно полноты и своевременности взимания налогов и сборов. Для этого необходимо дополнительно улучшить налоговое законодательство и решить практические налоговые проблемы.

Литература:

  1. Налоговый кодекс РФ. // ФЗ от 31.07.1998. № 146 с изменениями ФЗ от 29.09.2019 № 325.
  2. ФЗ РФ от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете».
  3. Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 г. № 7473/13.
  5. Пашков К. Ю. Привлечение к налоговой ответственности за неуплату налогов: процессуальные аспекты // Налоговые споры: теория и практика, № 1. 2017.
  6. Сивакова М. Я. Рассмотрение материалов налоговой проверки: нарушение существенных условий.// Налоговые споры: теория и практика № 4. 2016.

Какая административная ответственность возникает за налоговые правонарушения в 2019 году

Какая административная ответственность возникает за налоговые правонарушения в 2019 году. Что необходимо знать об административном законодательстве.

Кто является субъектом таких нарушений и как они привлекаются к ответственности. Налоговые правонарушения имеют последствия, ответственность за которые может быть административной, дисциплинарной или уголовной.

При выявлении нарушений, соответствующие органы вправе подать в суд на лицо, их совершившее. И тогда уже суд решает, какое именно наказание понесет правонарушитель.

Чаще всего налоговые проступки регулируются Налоговым кодексом. Но есть несколько нарушений, ответственность за которые является административной.

Общие моменты

Правонарушения в сфере налогообложения делятся на проступки и преступления. Обычно налоговыми преступлениями принято считать действия, за которые лицо несет уголовную ответственность.

Проступки же в свою очередь являются дисциплинарными, имущественными или административными правонарушениями.

Соответственно, устанавливать за них наказание субъекта уголовное законодательство не может. Налоговые нарушения, как и другие, могут выражаться в действии и бездействии.

Чаще всего противоправное деяние в области налогов заключается в бездействии субъекта, так как происходит невыполнение своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.

Это может быть не предоставление в указанный срок документов и прочих сведений, а также неправильный учет доходов и расходов.

Для того чтобы осуществлять налоговый контроль, существуют так называемые налоговые органы. Должностные лица этой службы имеют право беспрепятственного доступа в помещение налогоплательщиков.

Естественно, это возможно только при соблюдении всех правил, установленных российским законодательством.

Что это такое

Налоговое правонарушение – действие, совершенное умышленно или нет, и понесшее за собой последствия в виде уменьшения налоговой базы и суммы налогов, введение налоговых органов в заблуждение, нарушения порядка подачи декларации и т. д.

За это российским законодательством предусматривается ответственность. Она может выражаться в административном или налоговом наказании субъекта.

Кроме этого, такие правонарушения имеют важный признак – антисоциальность. Другими словами, налоговый проступок посягает на установленный законом порядок налогообложения.

Таким образом, проявляется его противоправность. Это отличает их от уголовно наказуемых преступлений, где главным признаком считается общественная опасность.

Что касается административной ответственности, то она применяется в виде налоговых санкций, то есть денежных штрафов. Они используются для того, чтобы предотвратить совершения лицом повторных нарушений.

Администрaтивнaя oтвeтствeннoсть зa нaлoгoвыe прaвoнaрушeния устaнoвлeнa КоАП. А конкретнее, статьями 15.3–15.11.

Согласно этим нормам, с должностных лиц, в действиях которых было обнаружено налоговое нарушение, взыскивается штраф.

Налоговая ответственность необходима для того, чтобы к лицу были применены определенные санкции в виде взыскания денежных средств.

Но существуют обстоятельства, которое позволяют исключить или уменьшить вину за нарушение налогового законодательства (ст. 111112 НК РФ):

  • факт налогового нарушения не установлен;
  • вина налогоплательщика не доказана;
  • правонарушитель не достиг 16-ти лет;
  • истек срок давности;
  • нарушение произошло по причине чрезвычайных обстоятельств;
  • нарушитель не контролировал свои действия или совершал их под влиянием принуждения.

Этот перечень не является полным, а потому суд может самостоятельно решать, какие еще дополнительные обстоятельства могут носить смягчающий характер.

Наличие любого из них может повлиять на снижение санкций в несколько раз и более. Но факт, что субъект вынужден был совершить противоправное деяние из-з независящих от него причин, необходимо доказать.

Помимо этого, законодатель разрешает использовать для вынесения решения обстоятельства, отягчающие наказание.

Они необходимы для того, чтобы увеличить размер налоговых штрафов. Одним из таких условий можно назвать умышленное совершение правонарушения.

Если умысла в действиях лица обнаружено не было, он не заплатит более 20 % от всей суммы налога. Но если факт умысла был установлен, то эта сумма может возрасти до 40%.

В случае, если повторное действие совершается уже после вынесения решения, то штрафные санкции увеличиваются до 100%. В налоговом законодательстве существует и свой срок давности.

Чему равен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения смотрите в статье: срок давности привлечения к налоговой ответственности.

Что это — налоговая ответственность, .

Учитывая это, можно утверждать, что лицо невозможно привлечь к определенной ответственности, если этот срок истек. Для налоговых нарушений он составляет 3 года.

Виды админответственности

Административное правонарушение – действие, совершаемое лицом, за которое КоАП РФ устанавливается административная ответственность.

Она состоит из следующих санкций, применяемых за совершение налогового правонарушения к нарушителям:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие и конфискация предмета, являющегося орудием совершения нарушения;
  • лишение субъекта специального права;
  • исправительные работы;
  • арест.

Что касается административной ответственности именно в налоговом законодательстве, то к нарушителям применяется только один ее вид.

А именно штрафы, размер которых установлен законодательством. Другие виды админответственности для налоговых нарушений не предусмотрены.

Правовая база

Санкции, применяемые к налоговым проступкам, определены в Налоговом кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.

Видео: налоговая новость об уголовной ответственности юридических лиц

Если административная ответственность устанавливается в судебном порядке, то эту процедуру регулирует Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ необходимо для обжалования решения суда.

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Основанием для применения этого вида ответственности является административный проступок. В налоговом законодательстве предусмотрено использование этого вида ответственности за некоторые нарушения.

На данный момент за одинаковый состав правонарушения предусмотрено два вида наказания – административное и налоговое.

Это ставит под вопрос возможность нескольких взысканий с субъекта или недопустимость этой процедуры.

Меры административной ответственности за налоговые правонарушения в налоговой сфере – это денежные штрафы, размер которых за каждое противоправное деяние установлен КоАП.

Они могут применяться не только к гражданам Российской Федерации, но и гражданам других государств.

Административная ответственность может быть применена к правонарушителю, как в судебном порядке, так и в досудебном. Это предусмотрено Гражданско-процессуальным кодексом.

Кто является субъектами

В налоговом законодательстве, как и в любом другом, у правонарушения есть субъект. Административная ответственность может применяться исключительно к должностным лицам.

Законодательство допускает, что субъектом в редких случаях может выступать также гражданин, выступающий как третье лицо. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо.

Должностное лицо – это лицо, которое наделено определенными полномочиями и вследствие этого осуществляющее распорядительные функции.

Такие лица, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением своих прямых обязанностей, несут административную ответственность (ст. 2.4 КоАП РФ).

Исключением может служить факт установления другого состава преступления.

Налоговые правонарушения, влекущие за собой последствия

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ существует несколько видов нарушений, совершаемых в области налогов.

Это нарушение сроков при подаче декларации о доходах, непредставление необходимых налоговой службе сведений и грубые ошибки при ведении бухгалтерского учета (Гл. 15 КоАП).

К примеру, за нарушение срока постановления на учет, должностное лицо обязано выплатить штраф в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей.

То же самое деяние в совокупности с тем, что при этом ведется определенная деятельность, влияет на сумму штрафа. Он будет равен 1-2 тыс. рублей (ст. 15.3 КоАП).

Порядок привлечения граждан

Существуют условия привлечения за налоговые правонарушения:

  • при привлечении юридического лица, должностные лица не освобождаются от административной ответственности;
  • невозможно привлечь лицо к ответственности за одно правонарушение несколько раз;
  • виновное лицо обязано выплатить все суммы налога;
  • вина нарушителя должна быть доказана в судебном порядке;
  • в случае если вина не доказана, применение санкций недопустимо;
  • налогоплательщик не должен сам доказывать свою невиновность.

Правонарушитель может быть притянут к административной ответственности налоговой службой, которая при поведении проверки обнаружила соответствующие нарушения.

Административная ответственность считается разновидностью налоговой ответственности. Во время проверки налоговый орган составляет специальный акт, в котором указывается все правонарушения.

В течение 2-х недель эти материалы рассматриваются руководителем налоговой службы, который впоследствии выносит определенное решение. Налогоплательщику предлагают уплатить все штрафы.

В случае отказа или недобросовестной оплаты (нарушение сроков или наличие новых задолженностей), налоговый орган вправе обратиться в суд.

Если нарушителем выступает физическое лицо, иск подается в суд общей юрисдикции. После этого обе стороны выясняют спор в судебном порядке.

Существует возможность обжалования судебного решения в вышестоящей инстанции. Эту процедуру регулирует АПП и КоАП.

Какие налоговые льготы имеют ветераны боевых действий узнайте из статьи: налоговые льготы для ветеранов боевых действий.

Все о налоговых льготах инвалидам 3 группы в 2019 году, .

Предоставляются ли налоговые льготы при покупке жилья в ипотеку, .

Административная ответственность за неуплату налогов или за нарушение установленных сроков представляет собой различные штрафы.

Кроме этого, к должностному лицу может быть применена дисциплинарная ответственность. Для соответствующей налоговой службы главное, чтобы в действиях нарушителя не было умысла.

Но лучше не допускать проблем с налогами, чтобы потом не переплачивать и судится с налоговыми органами.

Предыдущая статья: Срок давности привлечения к налоговой ответственности Следующая статья: Уголовная ответственность за налоговые преступления

Большая статья для налоговых юристов про правоприменительные аспекты.

Объектом исследования являются законодательные нормы об ответственности налоговых органов и их должностных лиц, а также возмещении убытков как способе защиты имущественных прав налогоплательщиков, и мере гражданско-правовой ответственности налоговых органов. В работе анализируются нормативные, правоприменительные и доктринальные подходы к понятию убытков, формулируется их сущность, структура правовых норм о возмещении убытков, исследуется механизм реализации права на возмещение убытков с учетом позиций, изложенных в судебной практике.

Вопросы ответственности налоговых органов и их должностных лиц хотя и не относят в теории права к числу приоритетных, проблемных, но рассматривают их в качестве актуальных и практически значимых для целей зашиты прав и законных интересов налогоплательщиков. Об этом свидетельствует не только правоприменительная практика, но и достаточные литературные источники.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Осмысление вопросов ответственности налоговых органов и их должностных лиц позволит привести к необходимому балансу правопонимание и применение допустимых мер ответственности к проявлениям нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков со стороны налоговых органов. Проблемы привлечения к ответственности налоговых органов и их должностных лиц давно привлекают внимание исследователей, а также непосредственно налогоплательщиков, сталкивающихся с нарушением своих прав в результате взаимодействия с контролирующими субъектами.

Однако, изучение вопросов ответственности налоговых органов и их должностных лиц в литературе не привело к комплексному законодательному регулированию данного вопроса, соответственно, меры ответственности «растворены» в нормах гражданского, трудового, административного, уголовного законодательства. Так, в разделе 6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) нет норм, предусматривающих ответственность налоговых органов и их должностных лиц. Законодатель ограничивается лишь констатацией ответственности налоговых органов в целом.

Так, согласно ст. 35 НК РФ за неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон о налоговых органах) должностные лица налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Законодатель, обозначая виды ответственности должностных лиц налоговых органов, не регламентирует их и закрепляет лишь отсылочные нормы без конкретизации составов правонарушений.

В связи с наличием отсылочных норм, указанных выше, обратимся к отраслевому законодательству, регулирующему вопросы ответственности налоговых органов и их должностных лиц.

Во-первых, как государственные гражданские служащие должностные лица налоговых органов несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), в п. 1 которой указано, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, а именно:

— неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

— однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей: прогула; появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

— принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

— однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания с государственного служащего детально и исчерпывающе регламентирован в ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Во-вторых, на должностных лиц налоговых органов, как сторону трудовых отношений, возлагается материальная ответственность, предусмотренная нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Так, согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В силу универсального характера данной нормы она подлежит применению и в отношении должностных лиц налоговых органов.

Указанные меры ответственности подлежат применению исключительно к должностным лицам налоговых органов, соответственно, инициатором применения таких мер может быть только работодатель — соответствующий налоговый орган, но не налогоплательщик, в связи с чем сфера применения данных мер ограничена конкретными правоотношениями между государством и его служащими.

В-третьих, к указанным субъектам может быть применена административная ответственность, которая традиционно является одним из наиболее детально урегулированных видов юридической ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Правонарушения, за которые применяется данный вид ответственности, затрагивают интересы публичного порядка, поэтому лицо, совершившее административный проступок, несет ответственность непосредственно перед государством.

Так, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, КоАП РФ, как и другие нормативные источники, не содержит специальных норм, посвященных ответственности должностных лиц налоговых органов, не выделяет их в качестве отдельных субъектов проступков, поэтому, к рассматриваемым субъектам могут быть применены различные составы административных правонарушений, например, таких как: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ); непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4 КоАП РФ); самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ); нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17 КоАП РФ) и др.

В-четвертых, должностные лица налоговых органов могут быть субъектами уголовной ответственности. Привлечение к уголовной ответственности должностных лиц налоговых органов возможно в том числе на основании норм специализированных статей главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), предусматривающих ответственность за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Также при наличии соответствующих оснований невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом налогового органа своих обязанностей может быть расценено, к примеру, как: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ) и др.

Как видим, субъектами административной и уголовной ответственности могут быть исключительно должностные лица налоговых органов, при этом, материалы административных и уголовных производств могут стать доказательственным подспорьем для применения к налоговым органам мер гражданско-правовой ответственности, которая является наиболее актуальной для налогоплательщиков, в особенности для субъектов предпринимательской деятельности. Хозяйствующие субъекты являются основным источником пополнения бюджета, в связи с чем обеспечение их прав и законных интересов в ходе процедур налогового администрирования выступает приоритетным условием формирования благоприятной предпринимательской среды, и, как следствие, экономического развития, устойчивого пополнения бюджета и успешного выполнения государством своих политических, экономических и социальных функций.

Причинение убытков хозяйствующим субъектам влечет последствия не только для них самих, но и порождает причины для социального и политического напряжения в обществе, дискредитирует налоговые органы, как представителей государства в отношениях с налогоплательщиками, в связи с чем осуществление налогового администрирования без причинения убытков субъектами предпринимательской деятельности имеет приоритетное значение в осуществлении полномочий публично-правовыми субъектами.

Вопрос возмещения убытков, причиненными действиями (бездействиями) налоговых органов, а также вынесением ненормативных актов, относится к сфере пристального внимания правоприменителей, в связи с чем к настоящему времени сложились достаточно устойчивые правовые подходы как в практике, так и в юридической литературе, касающиеся правовой конструкции возмещения убытков.

Нормативные основы вопроса восходят к тому, что согласно подп.14 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

В силу п. 1 ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном названным Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученные доходы).

НК РФ понятие убытков не определено, в связи с этим согласно п. 1 ст. 11 НК РФ является правомерным использование данного понятия в том значении, которое ему придается другими отраслями законодательства, в том числе гражданского.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): факта причинения вреда и его размера; противоправности действий причинителя вреда; причинно-следственная связь между противоправными действиями и убытками; вина причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований. Изложенного нормативного подхода и условий применения ответственности в виде возмещения убытков придерживаются суды при рассмотрении соответствующих дел.

Зачастую отказ в удовлетворении требований налогоплательщика о возмещении вреда происходит по причине недоказанности факта причинения налоговым органом вреда и его размера. Суды в таких случаях исходят из того, что в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Лицо, требующее возмещения убытков, в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ должно доказать наличие убытков, обосновать их размер (пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 года № 145).

Обязанность доказывания противоправности действий (бездействия) налогового органа с учетом обстоятельств, послуживших основанием для таких действий (бездействия) также вытекает из пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 года № 145. При изложении данного аспекта следует обратить внимание, что многие отказы в возмещении убытков связаны с тем, что налогоплательщики не доказывают, что наступление убытков было связано исключительно с обстоятельствами противоправного поведения налогового органа. Наряду с этим, судебные инстанции оценивают действия самого налогоплательщика по предприятию действий, исключающих причинение имущественного вреда.

Указанный подход достаточно близко воспринят судебными инстанциями из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.07.2012 № 2683/12 по делу № А60-25348/2010, где высшей инстанцией было указано, что произведенные затраты не подлежат возмещению в виде убытков, так как общество их осуществляя не могло не осознавать незаконность акта органа власти.

Следовательно, осознание налогоплательщиком незаконности акта налогового органа и не совершение им действий по предотвращению убытков, может повлиять на возможность их взыскания, так как единственной причиной убытков должны быть неправомерные акты, действия (бездействия) налогового органа, в возникновении убытков не должно прослеживаться умышленное их генерирование со стороны самого налогоплательщика.

На эти обстоятельства пристально обращают внимание суды всех уровней, равно как и обстоятельству наличия причинно-следственной связи, что отражают, в частности, последние примеры известной судебной практики. Аналогичного мнения о составе признаков, свидетельствующих об основаниях применения такой меры ответственности, как взыскание убытков придерживаются и представители правовой доктрины, при этом, особое внимание уделяется критерию вины причинителя вреда, о корректности применения которого в исключительно гражданско-правовом смысле существуют серьезные дискуссии.

Так, Романец Ю.В. обращает внимание на то, что по общему правилу вред, причиненный незаконным деянием государственного органа или должностного лица, подлежит возмещению при наличии его вины

Иные исследователи также указывают, что вина налогового органа (должностного лица) — необходимое основание ответственности за причинение убытков налогоплательщикам. Государство несет ответственность за действия своих должностных лиц только в случае доказанности их вины.

При этом, например, Шпачева Т.В. небезосновательно отмечает, что вина тесно связана с противоправностью. Если есть противоправность, то практически всегда присутствует и вина. Поэтому выделение четырех условий (наличие вреда, противоправность, вина, причинная связь) можно считать достаточно условным, так как противоправность и вина находятся в тесной взаимосвязи. С данным подходом автора можно согласиться, однако, следует настоять на самостоятельности таких критериев как противоправность и вина, так как каждый из элементов характеризуют объективную и субъективную сторону нарушения. Однако, изложенное мнение вполне справедливо в том плане, что значительно облегчает задачу налогоплательщика по доказыванию оснований для привлечения налогового органа к ответственности, но не вполне корректно с точки зрения буквального толкования норм права.

Вместе с тем, существуют и работы, авторы которых указывают, что наличие вины причинителя вреда не должно иметь юридического значения в контексте возмещения убытков в налоговых органов, так как данная мера ответственности носит правовосстановительный характер. В связи с данной позицией можно прийти к выводу, что мотивы действий должностного лица и в целом субъективная сторона значения не имеют, однако, правоприменительная практика свидетельствует о том, что доказывание вины налогового органа в возникших убытках является самостоятельным и необходимым условием применения данной меры ответственности.

Наряду с этим многие исследователи отмечают, что вина в гражданском праве имеет свою специфику и рассматривается не как субъективное, психическое отношение лица к своему поведению, а как непринятие им объективно возможных мер по устранению и недопущению отрицательных результатов своих действий, диктуемых обстоятельствами конкретной ситуации. Некоторые ученые отмечают, что сугубо частноправовой подход к данным вопросам чреват многими практическими проблемами, поскольку публично-правовая специфика функционирования государства не исчезает даже в гражданско-правовых отношениях.

Учет данной специфики вполне справедлив с той точки зрения, что деятельность органов власти регламентируется нормами публичного права. Базовыми нормами публичного права являются императивные нормы. Налоговые органы законом наделены властными полномочиями и действуют в соответствии с ними, ограничивая права и интересы налогоплательщиков в строго очерченных рамках. Вред причиняется действиями, регулирование которых само по себе выходит за рамки гражданского права. Таким образом, признак противоправности и признак вины в действиях (бездействиях) налоговых органов и их должностных лиц, а также при вынесении противоречащих законодательству ненормативных актов, находятся в тесной взаимосвязи, что должны учитывать правоприменители.

В противном случае, по сути, применение данной меры ответственности существенно ограничивается, а порой и вовсе исключается, тем самым нивелируется право налогоплательщика, установленное ст. 21 НК РФ, которое превращается из правовой возможности в не имеющую значения декларацию.

В литературе существует подход, согласно которому под виной в хозяйственной и юрисдикционной практике следует понимать существование двух обстоятельств, дающих основание для возложения ответственности: наличие у причинителя вреда реальных возможностей для соблюдения своих обязанностей; непринятие им всех необходимых мер к недопущению нарушения, причинению вреда.

При этом, со своей стороны, изложенный подход вины налогового органа хотелось бы дополнить уже упомянутым аспектом отсутствия умысла в возникновении убытков у потерпевшего, т.е. налогоплательщика и принятие им всех мер к недопущению нарушения, что соотносится с общегражданским принципом добросовестности и недопущения злоупотребления гражданскими правами (ст. 10 ГК РФ), в частности, правами на возмещение убытков (ст. 15, 16 ГК РФ). Наряду с изложенными вопросами, для целей взыскания убытков актуальным остается вопрос правильности выбора лица — причинителя вреда. Соответственно, возникает вопрос, кто может быть субъектом ответственности в виде возмещения убытков.

Между тем, как уже было указано, что по условиям п. 1 ст. 35 НК РФ, п. 2 ст. 103 НК РФ ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам несут налоговые органы, в частности, налоговые органы несут ответственность за действия (бездействия) своих работников при исполнении ими служебных обязанностей. Аналогичного мнения придерживаются и суды. Соответственно, если убытки причинены работниками налоговых органов не в связи с осуществлением ими служебных обязанностей, субъектом ответственности будет конкретное лицо, причинившее вред, а не налоговый орган, поскольку в данном случае не реализуются полномочия указанные в п. 5 Положения о Федеральной налоговой службе, ст. 31 НК РФ, ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

В то же время актуален и вопрос о том, на какой бюджет возлагается ответственность по возмещению убытков, если вред был причинен налоговыми органами (должностными лицами), поскольку причинитель вреда не является источником возмещения причиненного ущерба, что вытекает из следующих нормативных положений.

Так, согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) установлен принцип самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который в том числе означает право и обязанность органов публичной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и недопустимость непосредственного исполнения публичных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней.

Согласно п.3 ст.158 БК РФ, п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

В силу правовой позиции, изложенной в п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, рассматривая иски, предъявленные в соответствии со ст.16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда по данной категории дел также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Следовательно, с учетом подхода, отраженного в налоговом (ст. 35 НК РФ) и гражданском законодательстве (ст. 16, 1069 ГК РФ) при определении источника возмещения главное правило таково, что источник возмещения убытков (бюджет) должен быть того же уровня, что и причинитель вреда. Учитывая, что налоговые органы являются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета. Следовательно, за причиненный вред налоговыми органами (их должностными лицами) ответственность может нести исключительно Российская Федерация.

Таким образом, анализ правоприменительной практики и юридической литературы позволяет прийти к выводу о том, что условия взыскания убытков с налоговых органов в целом находятся в общеправовом русле, однако, имеют свою специфику с точки зрения доказывания вины и противоправности поведения причинителя вреда, а также специфику источника взыскания, которые должны учитываться налогоплательщиками при предъявлении соответствующих требований к налоговым органом. Учет вышеизложенных положений позволит налогоплательщикам производить эффективную и добросовестную реализацию гражданско-правовых механизмов защиты своих прав, а также снизить степень неформальных практик при реализации налоговыми органами и их должностными лицами своих контролирующих функций, способствовать невыгодности формирования административных барьеров и коррупционных факторов в реализации налоговыми органами своих полномочий.

Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения – установленная законодательством о налогах и сборах совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние считается налоговым правонарушением. Наличие состава налогового правонарушения является необходимым и достаточным условием для квалификации деяния как налогового правонарушения. Вместе с тем отсутствие какого-либо элемента состава правонарушения означает отсутствие состава в целом. Иными словами, если лицо совершило правонарушение, которое содержит все признаки состава, значит, есть основание для применения налоговых санкций.

В налоговом правонарушении различают четыре элемента состава: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения. Остановимся более подробно на каждом из этих элементов.

Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, на которые направлено налоговое правонарушение. Каждое правонарушение носит антиобщественный характер и причиняет тот или иной ущерб общественным отношениям. Объектом налогового правонарушения считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое регулируется законодательством о налогах и сборах.

В зависимости от объекта можно выделить два основных вида налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ:

· нарушения, которые посягают на общественные отношения, обеспечивающие проведение налогового контроля, в том числе отношения, связанные с учетом налогоплательщиков и с проведением налоговых проверок;

· нарушения, которые посягают на общественные отношения, обеспечивающие уплату налога.

Объективная сторона – элемент состава налогового правонарушения, образующий его внешнюю сторону, то есть, то противоправное деяние (действие или бездействие), посредством которого совершено налоговое правонарушение.

Одним из важных элементов состава налогового правонарушения выступает субъект налогового правонарушения – это лицо, совершившее правонарушение, на которое по действующему закону может быть возложена налоговая ответственность.

Субъектом налогового правонарушения, то есть лицом, совершившим правонарушение, на которое по закону может быть возложена налоговая ответственность, в соответствии со ст. 107 НК РФ выступают как организации, так и физические лица.

В зависимости от вида субъекта можно выделить правонарушения, субъектами которых являются:

· налогоплательщик (ст. ст. 116, 117, 118, 119, 120, 122, 125, п.1 ст.126 НК РФ);

· налоговый агент (ст. ст. 123, 125, п.1 ст.126 НК РФ);

· свидетель (ст. 128 НК РФ);

· эксперт, переводчик, специалист (ст. 129 НК РФ);

· банк (ст. ст. 132-135.1 НК РФ);

· иные лица (п.2 ст.26, ст. 129.1 НК РФ).

Субъективная сторона – это совокупность признаков, характеризующая психическое отношение субъекта налогового правонарушения к совершаемому им противоправному деянию в форме умысла или неосторожности.

Это сторона налогового правонарушения отражает внутренний мир лица, совершающего правонарушения, те психические процессы, которые происходят в его сознании и воле.

Налоговое правонарушение признается совершенным в умышленной форме, если лицо, его совершившее осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало (прямой умысел) либо сознательно допускало (косвенный умысел) наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия) хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые санкции и срок исковой давности взыскания штрафов

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (ст 114 НК РФ).

Санкции, в зависимости от способов, какими они служат охране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:

— правовосстановительные. реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, на принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстановление нарушенных фискальных прав государства;

— карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства.

Денежное взыскание (штраф) — это вид налоговой санкции за совершение налогового правонарушения.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю

Согласно статье 48 исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Виды приведены в главе 16 НКРФ.

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии ему счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества).

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей.

2. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.

Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

2. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога.

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

1. Нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов — влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

2. Те же деяния, совершенные более одного раза, — влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми

1. Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

2. Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при условии представления им федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 настоящего Кодекса, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Объект и субъекты налогового правонарушения.

  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

    Понятие налогового правонарушения и общие положения об ответственности за их совершение Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика,…
    (Налоговое администрирование)

  • Понятие налогового правонарушения и общие положения об ответственности за их совершение

    Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность…
    (Налоговое администрирование)

  • Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие его ответственность

    В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: • отсутствие события налогового правонарушения; • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; • совершение деяния,…
    (Налоговое администрирование)

  • Штрафные санкции за совершение налогового правонарушения, порядок их исчисления и уплаты

    Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза…
    (Налоговое администрирование)

  • Налоговые правонарушения, их сущность и содержание

    Налоговое правонарушение представляет собой противоправное действие или бездействие, которое нарушает права и законные интересы участников налоговых отношений и за которое установлена юридическая ответственность. К основным налоговым правонарушениям относятся нарушения против: • системы налогов…
    (Экономика)

  • Объекты и субъекты авторского права

    Объектами авторско-правовой охраны могут быть литературные произведения, в частности романы, поэмы, пьесы, справочные издания, газеты, фильмы, музыкальные и хореографические произведения, произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, фотографии и скульптуры), произведения архитектуры, а…
    (Защита интеллектуальной собственности)

  • Причины возникновения и понятие налоговых правонарушений

    Необходимо различать налоговые преступления, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена УК РФ, и налоговые правонарушения, ответственность за которые наступает согласно НК РФ. Правильное и точное определение юридического содержания категории налогового правонарушения по ст. 106 Налогового…
    (Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия)

  • Виды налоговых правонарушений

    Как уже говорилось, согласно ст. 106 НК налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность….
    (Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия)

  • Цели, объекты и субъекты государственного регулирования рынка ценных бумаг

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг — многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами со стороны органов государственной власти. Этот процесс включает комплекс правовых, административных,…
    (Рынок ценных бумаг)

> Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Характеристика налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонарушения можно разделить на группы:

1) связанные с нарушением порядка постановки на учет в налоговом органе:

  • Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

2) связанные с нарушением порядка и способа представления налоговой декларации и иных сведений:

  • Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

3) связанные с представлением в налоговый орган (налоговому агенту) недостоверных финансовых сведений, либо непредставлением необходимых сведений:

  • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником;
  • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;
  • Статья 128. Ответственность свидетеля;
  • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

4) связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налогов (сборов), в том числе налоговым агентом:

  • Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
  • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

    1. штраф в конкретно определенном размере;
    2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;
    3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;
    4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

См. также

Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России)

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ “О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации”

Характеристика налоговых правонарушений

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Данное определение содержит следующую совокупность наи­более важньж юридических признаков налогового правонарушения.

Противоправность деяния

Налоговое правонарушение пред­ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор­мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонаруше­нием считается только деяние, предусмотренное законодатель­ством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.

Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого­вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос­тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст­вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи­зических лиц и т.д.).

Виновность

Налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное Налоговым кодексом РФ психическое отноше­ние лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому
деянию и его последствиям. Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений, и большинство составов
налоговых правонарушений, установленных в нем, предполагает наличие неосторожной формы вины.

Относительно налоговых правонарушений волевые признаки виновного психического отношения выражаются в желании на­ступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвра­щение последствий. При отсутствии у правонарушителя воле­изъявления на совершение налогового правонарушения, он не­сет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий;

Наказуемость деяния

Совершение налогового правона­рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным при­знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым пра­вонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое преду­смотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является импе­ративной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.

Сущность наказуемости как формального признака налого­вого правонарушения заключается в угрозе применения наказа­ния к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.

Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.

Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных при­знаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового пра­ва признаки (элементы), совокупность которых позволяет счи­тать противоправное деяние налоговым правонарушением.

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемен­та:

    1. объект,
    2. объективная сторона,
    3. субъект и
    4. субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств — это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового зако­нодательства препятствуют полноценному формированию до­ходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопос­лушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового пра­вонарушения могут являться императивно установленные отно­шения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществ­лению налогового контроля, а также в случаях, прямо преду­смотренных НК РФ, — отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.

Объективная сторона — совокупность признаков противоправных деяний, предусмот­ренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками за­конодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.

Признаки противоправности деяний, предусмот­ренных нормами налогового права:

1) обязательные;

Обязательными признаками объективной стороны налоговых правонарушений следует считать:

  1. само противоправное деяние и его результат,
  2. наличие причинной связи между деянием и резуль­татом (последствиями).

Нарушитель налогового законодательства подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

2) факультативные.

Факультативными признаками объективной стороны налого­вых правонарушений являются:

  1. место,
  2. способ,
  3. обстановка,
  4. время,
  5. систематичность и
  6. повторность совершения правонарушения.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для ква­лификации ряда налоговых правонарушений. Например, ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежа­щую применению. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения как системати­ческое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных ак­тивов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесе­на Налоговым кодексом РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Деяния, составляющие объективную сторону налоговых пра­вонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездей­ствии. Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве за­ключается в несовершении фискально обязанным лицом импера­тивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить. Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет фи­нансовый учет и т.д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юри­дическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах.

Субъект налогового правонарушения — лицо, совер­шившее нарушение налогового законодательства и которое в соот­ветствии с действующим законодательством может быть привле­чено к ответственности.

Общий субъект определяется на основа­нии положений НК РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и органи­зациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть ФЛ и ЮЛ:

    • налогоплательщики — российские организации, иностранные и международные организации, созданные на терри­тории РФ филиалы и представительства иностранных и международных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • плательщики сборов;
    • налоговые агенты — российские и иностранные организа­ции, а также индивидуальные предприниматели;
    • законные представители налогоплательщика — физического лица;
    • свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица;
    • организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонаруше­ния. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

Принцип привлечения к юридической ответственности толь­ко за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности.

Классификация составов налоговых правонарушений

  1. по степени общественной опасности:
    • основ­ной (простой) — содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
    • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
    • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  2. по особенности конструкции объективной стороны:
    • материальные;
    • формальные.
  3. по форме совершения противоправного деяния:
    • совершенные в результате действия;
    • совершенные в результате бездействия;
    • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).
  4. по непосредственному объекту состава правонарушений:
    • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
    • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *