Налоговое законодательство

Законодательство о налогах и сборах

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Общие положения » Законодательство о налогах и сборах

Основу функционирования налоговой системы РФ составляет НК РФ.

Система налогового законодательства

Законодательство о налогах и сборах включает в себя не только Налоговый Кодекс (его первую и вторую части), но и иные нормативно-правовые документы, которые регулируют отношения, возникающие в налоговой сфере. Так же, такое понятие, как «законодательство о налогах и сборах», подразумевает все законы, все местные или региональные нормативно-правовые акты, которые упоминаются в статьях Налогового Кодекса.

Законодательство РФ о налогах и сборах – это не только упорядоченная система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения плательщиков и сборщиков налогов, но и определенная налоговая система. Так, система налогообложения РФ относится к косвенной системе, где основной доход государства на сборах получается при сборе с объектов потребления.

То есть косвенная система подразумевает обязательство по уплате налога или сбора только за то, что потребляется/используется/имеется у плательщика. Например, при приобретении недвижимости новоиспеченный собственник уплачивает налог на имущество. То есть за то, что он использует, за то, что есть у него в собственности. Оплачивать налог или сбор за чужое имущество гражданин или организация не обязаны, и обязать их к этому никто не вправе.

Кроме того, налоговая система страны относится еще и к нейтральной категории. То есть, той, где финансовое положение (следует понимать, как неравенство, оцениваемое получаемыми доходами конкретных плательщиков) остается неизменным, даже после уплаты всех налогов и сборов.

По уровню налоговой нагрузки система налогообложения РФ относится к категории умеренно фискальной, что подразумевает сравнительно небольшой процент бремени к ВВП. В среднем налоговое бремя составляет 30-45%. По данной модели работает множество развитых и развивающихся стран, за исключением, например, Соединенных Штатов Америки.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, как главная гарантия и контроль по исполнению норм в налоговой сфере, постоянно совершенствуется путем внесения соответствующих изменений и поправок в Налоговый Кодекс, нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые отношения.

Состав законодательства и НПА

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах представляет собой целый массив нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые отношения. К таким НПА можно отнести:

  • Налоговый Кодекс;
  • Бюджетный кодекс;
  • Закон о налоговых органах;
  • Таможенный и Трудовой кодексы;
  • Закон о налогах на имущество у физических лиц.

Законодательство о налогах и сборах – это любой официальный документ, имеющий правовую основу и силу, который затрагивает налоговые отношения.

Так, в Трудовом кодексе прописаны все сборы, которые обязан уплачивать и работник, и работодатель, в пользу государственного бюджета. А Бюджетный кодекс регулирует поступление средств в бюджет, дальнейшее распределение этих средств, налоги и сборы, которые уплачиваются или должны уплачиваться плательщиками.

Все новые нормативно-правовые акты вступают в силу только тогда, когда проходит установленный законом срок с момента опубликования последней принятой версии. Предусмотрен ровно один календарный месяц на ознакомление всех заинтересованных лиц. При этом незнание вновь принятых законов и поправок не освобождает плательщиков от обязанности уплачивать налоги и вносить требуемые суммы сборов.

Статья 3 Налогового кодекса предусматривает следующие основы и начала налогового законодательства. В частности:

  • обязанность плательщиков в законном порядке вносить все необходимые налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством;
  • учет платежеспособности плательщика к уплате налогов и сборов в соответствии с его финансовым положением;
  • законодательством не предусмотрено разграничение налоговых ставок и процентов для граждан разной национальности, религиозной принадлежности, расового отношения;
  • у всех взимаемых налогов и сборов в обязательном порядке должна быть экономическая основа, в противном случае такие сборы считаются неправомерными;
  • все коллизии в законодательстве (подразумевается различные непонятные ситуации и противоречия, которые могут встречаться в нормативно-правовых актах разных уровней) должны быть использованы исключительно в пользу плательщика.

Исполнение норм налогового законодательства

Вопрос по контролю за исполнением налогового законодательства подробно изложен в Приказе Генпрокуратуры РФ №193. В частности, данным приказом установлено, что законность проведения налоговых операций возложена на налоговые органы и организации, наделенные таким правом, и существующие нарушения исполнения норм налогового права возникают с попустительства именно этих организаций.

Именно поэтому Генеральная прокуратура РФ не только вправе, но и обязана осуществлять мониторинг на постоянной основе по контролю за исполнением норм налогового права. Кроме того, именно Генпрокуратура обязана обеспечить не коррупционный характер, как проверок, так и процесса взимания налоговых сборов с плательщиков.

Статья 45 Налогового Кодекса предусматривает внесение всех налогов и сборов плательщиком самостоятельно на постоянной основе в обязательном порядке. Если в качестве плательщика выступает организация, то обязанность по уплате сборов и налогов перекладывается на уполномоченное лицо.

Примечательно, что исполнение норм налогового законодательства предусматривает досрочный порядок уплаты налогов и сборов.

То есть гражданин может оплатить сбор до того срока, который предусмотрен законом. Однако вносить средства позже установленного в каждом конкретном случае срока тоже не запрещается. При этом на просрочившего платеж плательщика накладывается штраф (пени), который исчисляется в зависимости от вида налогообложения и размера задолженности.

Кроме того, в отношении организаций может быть установлен и судебный порядок взыскания задолженности по налогам.

В случаях, если сумма долга по налоговым выплатам превышает 5 миллионов рублей, а также в тех случаях, когда недоимка превышает срок в три календарных месяца. То есть если по итогам проверки со стороны налоговых органов было установлено, что организация не уплачивала налоги 3 месяца, то дело о взыскании может быть передано в суд на рассмотрение. Более того при наличии задолженностей предусмотрено ежемесячное уведомление плательщику со стороны налогового органа в письменном виде.

Законодательство субъектов РФ

Статьей 12 Налогового Кодекса предусмотрено разделение всех существующих налогов на три категории: местные, федеральные и региональные. При этом законодательство о налогах и сборах регулирует все эти категории, иначе законность их существования можно было бы поставить под сомнение.

Так, представители органов власти субъектов Федерации вправе устанавливать особый режим налогообложения по следующим направлениям:

  • льготы на уплату налогов (в соответствии с финансовой способностью плательщиков конкретного субъекта);
  • ограничения или разрешения для применения особого режима обложения налогом;
  • размер ставки (в соответствии с категорией плательщика или определенного вида коммерческой деятельности).

В состав законодательства субъектов по вопросам налогообложения входят такие нормативно-правовые акты, как отдельные законы субъекта, регулирующие налоговые правоотношения, Налоговый Кодекс и прочие федеральные налоговые нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории страны.

Нарушения в налоговой сфере

Вопросы, связанные с существующими нарушения в налоговой сфере, а также существующие меры наказания прописаны в главе 16 Налогового Кодекса (в части первой). В частности, глава охватывает такие вопросы, как:

  • нарушенный порядок постановки на учет;
  • невыплата или частичная выплата установленных сборов и налогов;
  • нарушение в сфере заполнения или представления декларации по налоговому законодательству;
  • утаивание данных от налоговых органов об обстоятельствах, влияющих на процесс осуществления налоговых правоотношений;
  • предоставление заранее недостоверных или ложный сведений и данных о плательщике.

За каждое из нарушений настоящий законодательством предусмотрено свое наказание, которое может быть вынесено на основании не только налогового права, но и административного, уголовного, гражданского, в зависимости от обстоятельств конкретного нарушения.

Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России

6. Отдельные виды налогов.
6.1. НДС – налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
1. организации;
2. индивидуальные предприниматели;
3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговая база:
— При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
— При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0, 10, 20 процентов.
В особых случаях применяется ставка 0%, согласно п.1 ст.164 НК РФ.
Ставка 10% применяется для ряда продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (п.2 ст.164 НК РФ):
— лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции,
— лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и
— лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;
— медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
В остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 20% (в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ).
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты — суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы (выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур), которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
6.2. Налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК РФ)
Налогоплательщики (ст.207 НК РФ):
— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации,
— физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговые резиденты фактически находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица (резидента) в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками (ст.209 НК РФ):
• от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
• от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Данный налог оплачивается через налоговых агентов, которыми являются (ст.24 НК РФ):
• российские организации;
• индивидуальные предприниматели;
• постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода.
При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы:
1) доходы, полученные в денежной форме;
2) доходы, полученные в натуральной форме;
3) доходы, полученные в виде материальной выгоды;
4) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами.
Рассмотрим особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме и в виде материальной выгоды.
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен.
При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:
– оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
– полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
– оплата труда в натуральной форме.
Доход в виде материальной выгоды:
1) экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
2) приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок;
3) приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и ИП, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки (ст.224 НК РФ):
1) общая налоговая ставка в размере 13%;
2) налоговая ставка по дивидендам 13%;
3) налоговая ставка по ипотечным операциям 9%;
4) налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30%;
5) специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35%.
При определении налоговой базы учитываются налоговые вычеты:

  1. Стандартные (3000, 500, 1400 рублей).
  2. Социальные (25 % суммы дохода, в сумме за обучение, за услуги по лечению, в размере стоимости медикаментов, но не более 120 тыс. руб.).
  3. Имущественные (в суммах, полученных от продажи недвижимости, но не более 1 млн. руб., иного имущества, но не более 250 тыс. руб., в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение недвижимости, но не более 2 млн. руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов).
  4. Профессиональные (20% суммы дохода инд. предпринимателя).

Право на стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. имеют следующие категории граждан:
• лица, пострадавшие при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
• лица, непосредственно участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
• инвалиды Великой Отечественной войны;
• инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы
• и другие (согласно пп.1 п.1 ст.218 НК РФ).
Право на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. имеют следующие категории граждан:
• Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
• участники Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР;
• лица, находившиеся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;
• инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп;
• лица, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей и другие (согласно пп.2 п.1 ст.218 НК РФ) и другие.
Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
1 400 рублей — на первого ребенка;
1 400 рублей — на второго ребенка;
3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
6 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.
Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
6.3. Налог на прибыль (Глава 25 НК РФ)
Налогоплательщиками данного налога являются:
— российские организации,
— иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
При этом под прибылью НК РФ понимает:
1) для российских организаций — полученные ДОХОДЫ, уменьшенные на величину произведенных РАСХОДОВ;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
3) для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
К доходам относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст.249 НК РФ);
2) внереализационные доходы (ст.250 НК РФ).
NB!! Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы определены ст. 251 НК РФ.
К расходам относятся:
— расходы, связанные с производством и реализацией (ст.253-256 НК РФ):
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы (ст. 260-264 НК РФ).
— внереализационные расходы (ст.265 НК РФ).
Ст. 270 НК РФ определяет перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения.
При этом, налогоплательщики, понесшие убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
Также налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, при этом:
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет;
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
Указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Налоговым периодом (ст.285 НК РФ) признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст.286 НК РФ).
6.4. Налог на имущество организаций (Глава 30 НК РФ)
Налогоплательщики (ст. 373 НК РФ):
— организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Объект налогообложения (ст. 374 НК РФ):
— для российских организаций признается недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств;
— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.
Не признаются объектами налогообложения (п.4 ст. 374 НК РФ):
— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
— объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Согласно п.1 ст. 376 НК РФ, налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.379 НК РФ).
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст.379 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 % (ст. 380 НК РФ).
Налоговые льготы в соответствии со ст. 381 НК РФ распространяются на:
— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
— имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий.

  • Часть 1
  • Раздел I. Общие положения 1 — 18.2
  • Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах 1 — 11.2
  • Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации 12 — 18
  • Глава 2.1. Страховые взносы в Российской Федерации 18.1 — 18.2
  • Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях 19 — 29
  • Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты 19 — 24.2
  • Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков 25.1 — 25.6
  • Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья 25.7 — 25.7
  • Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов 25.8 — 25.12-1
  • Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица 25.13 — 25.15
  • Глава 3.5. Налогоплательщики — участники специальных инвестиционных контрактов 25.16 — 25.16
  • Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах 26 — 29
  • Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц 30 — 37
  • Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц 30 — 35
  • Глава 6. Органы внутренних дел. Следственные органы 36 — 37
  • Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов 38 — 79
  • Глава 7. Объекты налогообложения 38 — 43
  • Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов 44 — 60
  • Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа 61 — 68
  • Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов 69 — 71
  • Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов 72 — 77
  • Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм 78 — 79
  • Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль 80 — 105
  • Глава 13. Налоговая декларация 80 — 81
  • Глава 14. Налоговый контроль 82 — 105
  • Раздел V.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний 105.1 — 105.25
  • Глава 14.1. Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации 105.1 — 105.2
  • Глава 14.2. Общие положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми 105.3 — 105.6
  • Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица 105.7 — 105.13
  • Глава 14.4. Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках 105.14 — 105.16
  • Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
  • Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами 105.17 — 105.18
  • Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения 105.19 — 105.25
  • Раздел V.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга 105.26 — 105.31
  • Глава 14.7. Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия 105.26 — 105.28
  • Глава 14.8. Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа 105.29 — 105.31
  • Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 106 — 136
  • Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений 106 — 115
  • Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 116 — 129.14
  • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля 131 — 131
  • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение 132 — 136
  • Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц 137 — 142
  • Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц 137 — 139.3
  • Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней 140 — 142
  • Раздел VII.1. Выполнение международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам 142.1 — 142.6
  • Глава 20.1. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями) 142.1 — 142.4
  • Глава 20.2. Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации 142.5 — 142.6
  • Часть 2
  • Раздел VIII. Федеральные налоги 143 — 345.1
  • Глава 21. Налог на добавленную стоимость 143 — 177
  • Глава 22. Акцизы 179 — 206.1
  • Глава 23. Налог на доходы физических лиц 207 — 232
  • Глава 24. Единый социальный налог (статьи 234 — 245) утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 №213-ФЗ.
  • Глава 25. Налог на прибыль организаций 246 — 333
  • Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 333.1 — 333.7
  • Глава 25.2. Водный налог 333.8 — 333.15
  • Глава 25.3. Государственная пошлина 333.16 — 333.41
  • Глава 25.4. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья 333.43 — 333.56
  • Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых 334 — 345.1
  • Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы 346.1 — 346.53
  • Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 346.1 — 346.10
  • Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения 346.11 — 346.25
  • Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 346.26 — 346.32
  • Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 346.34 — 346.42
  • Глава 26.5. Патентная система налогообложения 346.43 — 346.53
  • Раздел IX. Региональные налоги и сборы 356 — 386.1
  • Глава 27. Налог с продаж (статьи 347 — 355) утратила силу. — Федеральный закон от 27.11.2001 №148-ФЗ.
  • Глава 28. Транспортный налог 356 — 363.1
  • Глава 29. Налог на игорный бизнес 364 — 371
  • Глава 30. Налог на имущество организаций 372 — 386.1
  • Раздел X. Местные налоги и сборы 387 — 418
  • Глава 31. Земельный налог 387 — 398
  • Глава 32. Налог на имущество физических лиц 399 — 409
  • Глава 33. Торговый сбор 410 — 418
  • Раздел XI. Страховые взносы в Российской Федерации 419 — 432
  • Глава 34. Страховые взносы 419 — 432

Налоговый кодекс Российской Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая

Вид

федеральный закон

Номер

146-ФЗ

Принятие

Государственной Думой 16 июля 1998

Одобрение

Советом Федерации 17 июля 1998

Подписание

Президентом РФ 31 июля 1998

Вступление в силу

1 января 1999

Первая публикация

«Собрание законодательства Российской Федерации», 3 августа 1998, № 31

Действующая редакция

от 29 декабря 2017

Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая

Вид

федеральный закон

Номер

117-ФЗ

Принятие

Государственной Думой 19 июля 2000

Одобрение

Советом Федерации 26 июля 2000

Подписание

Президентом РФ 5 августа 2000

Вступление в силу

1 января 2001

Первая публикация

«Собрание законодательства Российской Федерации», 7 августа 2000, № 32

Действующая редакция

от 29 декабря 2017

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.

Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Первая часть

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года, вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц
  • Единый социальный налог (взимался по 1 января 2010 г., заменен взносами на конкретные виды страхования)

С 1 января 2002 года введены:

  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Налог с продаж (отменен с 1 января 2004 года)
  • Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)

С 1 января 2003 года введены также:

  • Транспортный налог
  • Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим)
  • Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим)

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Налог на игорный бизнес
  • Налог на имущество организаций

С 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Водный налог
  • Государственная пошлина
  • Земельный налог

С 1 января 2015 года введены глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации, которой регулируется налог на имущество физических лиц и глава 33, которой введен торговый сбор.

См. также

  • Налоговый кодекс Украины
  • Налоговый кодекс Республики Казахстан
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

В Викитеке есть тексты по теме: «Налоговый кодекс Российской Федерации»

§ 13.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Законодательство о налогах и сборах состоит из:

.законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах);

.законодательства субъектов РФ о налогах и сборах (законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налоговым кодексом);

.нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.

Нормативные акты иного уровня в категорию законодательства о налогах и сборах не входят. В частности, издаваемые органами исполнительной власти всех уровней (федеральными, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления) нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Не относятся к актам законодательства о налогах и сборах издаваемые Министерством РФ по налогам и сборам, Министерством финансов РФ, Государственным Таможенным комитетом РФ, органами государственных внебюджетных фондов приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации Кодекс состоит из двух частей: часть I (1998 г. № 146-ФЗ, 1999 № 154-ФЗ) и часть II (специальная).

Правоотношения, регулируемые налоговым, законодательством. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Эти отношения регулируются таможенным законодательством.

Действие актов налогового законодательства во времени. Для актов налогового законодательства действуют специальные правила вступления их в силу. Кроме того, в Налоговом кодексе получили отражение и дальнейшее развитие нормы Конституции РФ, устанавливающие наличие или отсутствие обратной силы тех или иных актов законодательства о налогах и сборах. В таблице 13.1 приведены предусмотренные кодексом нормы действия актов налогового законодательства во времени (установленные в зависимости от уровня нормативного акта и его содержания).

Рассмотренные правила вступления актов налогового законодательства в силу и нормы, устанавливающие наличие или отсутствие обратной силы этих актов, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Определение несоответствия актов налогового законодательства Налоговому кодексу. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим кодексу, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

.издан органом, не имеющим права издавать подобного рода акты, либо с нарушением установленного порядка издания;

.отменяет или ограничивает установленные кодексом права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

.изменяет определенные кодексом обязанности участников налоговых правоотношений, а также иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодексом;

.запрещает разрешенные кодексом действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;

.запрещает разрешенные или предписанные кодексом действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц

.разрешает или допускает действия, запрещенные кодексом;

.изменяет установленные кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников налоговых правоотношений, а также иных лиц, обязанности которых установлены кодексом;

.изменяет содержание понятий и терминов, определенных в кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении;

.иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений кодекса.

Признание нормативного правового акта не соответствующим Налоговому кодексу производится в судебном порядке, если иное не предусмотрено кодексом.

Действие международных договоров. Отношения в сфере налогообложения в рамках каждой отдельной страны регламентируются не только нормами национального налогового законодательства, но в ряде случаев и нормами международного права. Основной формой этой составной части системы законодательства выступают международные договоры и соглашения. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международного договора.

Субъекты налоговых правоотношений. Субъектами правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются;

.налогоплательщики и плательщики сборов (организации и физические лица);

.налоговые агенты, признаваемые таковыми Налоговым кодексом РФ;

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) и его территориальные подразделения (налоговые органы);

.таможенные органы;

.сборщики налогов и сборов (например, исполнительные органы местного самоуправления), осуществляющие (помимо налоговых и таможенных органов) прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой;

.регистрирующие и другие организации, несущие обязанности, установленные Налоговым кодексом РФ (обязанные лица);

.финансовые органы — при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов , а также других вопросов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

.органы государственных внебюджетных фондов;

.органы налоговой полиции — при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом РФ.

Законодательство о налогах и сборах: понятие и принципы.

Согласно положениям, закрепленным в ст. 1 Налогового кодекса РФ, законодательство России о налогах и сборах состоит непосредственно из Налогового кодекса РФ и принятых на основании и в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

  5. формы и методы налогового контроля;

  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц (п. 2 ст. 1 Налогового кодекса РФ).

Действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 1 Налогового кодекса РФ).

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ).

Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 1 Налогового кодекса РФ).

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 2 Налогового кодекса РФ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (п. 2 ст. 2 Налогового кодекса РФ).

Налоговое законодательство – это совокупность правовых норм, закрепленных в законах РФ и в законах субъектов РФ, актах органов муниципальных образований, которые устанавливают виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

  1. Действие законодательства о налогах и сборах в пространстве и во времени.

Действие актов законодательства во времени. В соответствии со ст. 5 НК РФ существуют следующие группы законодательных актов: 1) Федеральные законы, изменяющие НК РФ в части введения новых налогов и сборов, и акты законодательства субъектов РФ и законодательства органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их опубликования; 2) акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков (плательщиков сборов), а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют; 3) акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; 4) акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. По срокам действия различаются: 1) акты, временные рамки которых оговариваются заранее и определяется точное число окончания действия; 2) акты, юридический срок действия которых имеет бессрочный характер и которые теряют юридическую силу в связи с принятием нового нормативно-правового акта. Действие актов законодательства в пространстве и по кругу лиц. Нормы налогового законодательства обладают юридической силой на всей территории РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ обладают юридической силой в рамках территории субъекта РФ, соответственно нормы налогового законодательства, принятые органами местного самоуправления, обладают юридической силой на территории всего муниципалитета. Действие актов законодательства о налогах и сборах по кругу лиц. Данный принцип является действующим в отношении субъектов налогового права, которые в НК РФ именуются участниками налоговых отношений: 1) налогоплательщики; 2) налоговые агенты; 3) налоговые органы; 4) таможенные органы; 5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации; Понятие, виды, значение элементов закона о налоге.

Элементы закона о налоге (элементы налога) — это закрепленные в законе слагаемые налоговых формул, определяющие налоговое обязательство. Они делятся на существенные и факультативные.

Те элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными (обязательные) элементами юридического состава налога.

К ним относятся:

  • налогоплательщик (субъект налога);

  • объект налогооблажения;

  • налогооблагаемая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления налога;

  • порядок и сроки уплаты налога.

Кроме указанных элементов, существуют и факультативные элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии его надлежащего исполнения.

К ним относятся:

  • порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;

  • ответственность за налоговые правонарушения.

Факультативные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о налоге. В Российской Федерации вопросы взимания недоимок и возврата налогов, налоговой ответственности решены в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Эти нормы применимы в отношении любого налога, они характеризуют выполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате всех налогов в целом и конкретных налогов в частности. Угроза применения мер ответственности – «приводной ремень» налогового механизма.

К факультативным элементам следует также отнести и налоговые льготы. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком» (п. 2 ст. 17 части первой НК РФ).

Также можно определить дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установ­ления налога, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства:

  • предмет налога;

  • масштаб налога;

  • единица налога;

  • источник налога;

  • налоговый оклад;

  • получатель налога.

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить:

• обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

• границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях (налоговые лазейки) или к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона.

Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение.

Статья 57 Конституции РФ гласит: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», однако не определяет, что значит установить налог с позиции содержания закона о налоге.

Исходя из смысла ст. 57 установить налог – это не значит только дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог – это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.).

Так, в ст. 13–15 части первой Налогового кодекса Российской федерации содержится перечень федеральных, региональных и местных налогов. Однако нельзя сказать, что Кодекс устанавливает эти налоги. Непосредственно на основании указанных статей ни один налог не может взиматься, поскольку в них не определены существенные условия исчисления и уплаты налогов.

Разъясняя содержание ст. 57 Конституции РФ, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства».

Только совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Если законодатель по какой-то причине не установил и/или не определил хотя бы одного из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной.

Это положение закреплено и в п. 1 ст. 17 части первой НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога». Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы одного из перечисленных элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате. Пункт 6 ст. 3 НК РФ также закрепляет, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

> Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения

Понятие налоговой системы

Предыстория

Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 де­кабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность нало­гов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Определение понятия «на­логовая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 НК было подменено тер­мином «система налогов и сборов».

Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Попробуем подойти к не­му с позиций теории систем.

Система ― множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два эле­мента являются объектами.

В данном ракурсе налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи.

Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить:

  • два элемента субъектного характера (на­логовые администрации и налогоплательщиков);
  • два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).

Налоговая система — это основанное на определенных принци­пах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

  • законодательства о налогах и сборах;
  • совокупности на­логов и сборов (система налогов и сборов);
  • плательщиков налогов и сборов;
  • налоговых адми­нистраций.

Логическим завершением данного определения является оче­видный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.

В налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных эле­ментов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объект­ным элементам (законодательству, налогам).

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать об­ратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в част­ности обжаловать решения налоговых администраций, через изби­рательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирую­щей функцией налогового платежа — фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налого­вого законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутрисистемных, так и внешнесистемных факторов (воздей­ствий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управле­ния процессом налогообложения:

  • федеральный (на уровне РФ);
  • ре­гиональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, го­родов федерального значения);
  • местный (на уровне муниципальных образований).

Однако, в рамках территориальных образований на уровне субъектов и муни­ципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

Классификация налоговых систем:

1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:

  • либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской
  • Америки;
  • умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
  • жестко фискальные, позволяющие перераспределять посред­ством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обес­печивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

2) В зависимости от доли косвенного налогообложения:

  • подоходные, делающие основной акцент на обложении дохо­дов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
  • умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до­ ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Ита­лии и др.;
  • косвенные, делающие основной акцент на обложении потреб­ления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.

3) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:

  • централизованные, наделяющие федеральный уровень управ­ления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Фран­ции, Нидерландов, Австрии и России;
  • умеренно централизованные, наделяющие все уровни управле­ния значимыми налоговыми полномочиями и обеспечиваю­щие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
  • децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни прав­ления более значимыми налоговыми полномочиями и обес­печивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

4) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:

  • прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое не­равенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
  • регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
  • нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, ос­тается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирую­щих показателей. В частности, нередко используется классифика­ция по экономическому показателю соотношения налоговых дохо­дов от внутренней и внешней торговли.

Таким образом, российскую налоговую систему можно класси­фицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Основы законодательства о налогах и сборах

Основы законодательства о налогах и сборах установлены главой 1 НК РФ «Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах».

Ст. 1 НК определяет, что:

  • (федеральный уровень) законодательство РФ о налогах и сборах состоит из (НК и ФЗ о налогах и сборах);
  • (региональный уровень) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из (законов субъектов РФ в соответствии с НК);
  • (местный уровень) НПА в соответствии с НК (принимаются представительными органами муниципальных образований).

Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».

Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Законодательство о налогах и сборах регулирует:

  • властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
  • отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
  • отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям в таможенной сфере законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.

Основные характерные черты налоговой системы РФ

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Статья 5 НК определяет действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.

  1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
  2. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:

  1. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  2. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
  3. налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  4. таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения — это принципы построения налоговой системы, которые можно объединить в группы:

1) экономические:

  • справедливости;
  • эффективности (экономичности);
  • соразмерности;
  • множественности.

2) юридические:

  • нейтральности;
  • установления налогов законами;
  • отрицания обратной силы налогового закона;
  • приоритетности налогового законодательства;
  • наличия всех элементов налога в законе.

3) организационные:

  • единства налоговой системы;
  • подвижности (эластичности) налогообложения;
  • стабильности налоговой системы;
  • налогового федерализма;
  • гласности;
  • однократности обложения.

Экономические принципы налогообложения

Принцип справедливости предполагает установление обязанно­сти каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и рав­номерно распределяться между налогоплательщиками). Представля­ется, что при неизменной сущности в силу многогранности данного признака уточнение его универсального названия вполне допусти­мо, но не в полной мере корректно в первую очередь по отноше­нию к равенству, как будет показано ниже.

Принцип горизонтальной справедливости (его еще называют прин­ципом платежеспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны нахо­диться и в равной налоговой позиции, т.е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.

Принцип вертикальной справедливости (его также характеризуют как принцип выгод) предполагает, что налогоплательщики, находя­щиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, т.е. кто больше получает от госу­дарства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.

Принцип эффективности (принцип экономичности) подразуме­вает необходимость установления таких налогов, чтобы поступле­ния по каждому налогу существенно перекрывали затраты государ­ства на его администрирование. По подавляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам — региональному (транспортному) и местному (на имущество физических лиц) — данный принцип реализуется далеко не в полной мере. Усилия на­логовых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке вообще труд­но оценить.

Принцип соразмерности основан на взаимозависимости про­цессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков. Его зачастую характеризуют как принцип экономической сбаланси­рованности интересов налогоплательщиков и государственной каз­ны, т.е. при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия с точки зрения и выгод для бюджета, и ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти вы­годы и потери следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, чтобы не получить в дальнейшем уменьшения налоговой базы и соответственно снижения налоговых поступле­ний.

Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.

Во-первых, этот принцип предусматривает целесообразность по­строения налоговой системы на совокупности дифференцирован­ных налогов и различающихся объектов обложения. Множествен­ность налогов создает предпосылки для повышения адресности на­логообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них различных объектов обложе­ния, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по различным категориям плательщиков, делает его для них более неза­метным, формируя тем самым более толерантное отношение к нему. Более того, труднее избежать различных объектов обложения и упла­ты множества налогов, нежели одного объекта и единого налога.

Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», по­скольку при множественности источников обеспечивается относи­тельная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога. Множе­ственность источников бюджета экономически более целесообраз­на, особенно в кризисные периоды. В этом случае более эффектно наполнять бюджет будет множество налогов с низкими ставками и широкими налоговыми базами, нежели ограниченное число нало­гов с высокими ставками.

Юридические принципы налогообложения

Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налого­вым законом. В соответствии с этим принципом считается недопус­тимым установление различных налогов или элементов налогов дифференцированно исходя из социальных, национальных, конфессиональных и иных критериев, а также в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных дискриминационных оснований. Этот принцип реализован в ст. 3 НК.

Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством приня­тия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в ст. 12 НК, в соответствии с которой применительно к федеральным нало­гам РФ законными могут считаться только те налоги, которые ус­тановлены Налоговым кодексом РФ, к региональным законам относятся только те, которые установлены Кодексом и законами субъектов РФ, к местным — только те, которые установлены Ко­дексом и нормативно-правовыми актами представительных органов
местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 НК ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в нем.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение нало­гоплательщиков, не может распространяться на отношения, возник­шие до его принятия. Он реализован в ст. 5 НК, где предусматрива­ется, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливаю­щие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогопла­тельщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.

Принцип приоритетности налогового законодательства заклю­чается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложе­ния, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается ст. 4 и 6 НК. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нор­мы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то приме­нять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответст­вуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законо­дательства.

Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответст­вующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК относит:

  • объект налогообложения;
  • налоговую базу;
  • налоговый период;
  • налоговую ставку;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Отсут­ствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.

Организационные принципы налогообложения

Принцип единства налоговой системы ― не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК. Недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запре­щенной законом экономической деятельности физических лиц и
организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.

Принцип подвижности {эластичности) налогообложения за­ключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некото­рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвиж­ность налогообложения проявляется в регулярном заполнении об­наруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различ­ных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь­ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од­ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо­ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици­ального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово­ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель­щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла­тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого­обложения.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *