Налоговая проверка

Содержание

Срок проведения проверок

Данная статья посвящена срокам проведения проверок, проводимым органами надзора в сфере здравоохранения в отношении медицинских и фармацевтических организаций, под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую или соответственно фармацевтическую деятельность. К медицинским и фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели.

Сроки проведения проверок являются важным составляющим любой проверки. В целях соблюдения баланса интересов медицинских (фармацевтических) организаций и органов надзора в сфере здравоохранения, недопущения произвольного и неограниченного вмешательства органов надзора в деятельность проверяемых ими лиц, действующее законодательство устанавливает конкретные сроки, в рамках которых допускается проведение проверки в отношении медицинских (фармацевтических) организаций. В данной статье сроки проведения проверок будут рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Законные основания проведения проверок

По общему правилу сроки проведения проверок и случаи продления сроков проведения проверок регламентируются Законом № 294-ФЗ. Исключение составляют прокурорский, налоговый и другие формы контроля, указанные в п. 3, 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ.

Однако особенности организации и проведения проверок в части, касающейся (в том числе) сроков проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного контроля (надзора). К таким видам контроля, например, относится лицензионный контроль и надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Общий срок проведения проверок

В отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций могут проводиться плановые и внеплановые проверки, в документарной или выездной формах. Срок проведения каждой из форм проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Срок проведения проверок в отношении медицинской (фармацевтической) организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Сроки проведения плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства

В соответствии со ст. 13 Закона № 294-ФЗ общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия. Критерии для отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства даны в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Правила исчисления срока

Необходимо обратить внимание, что сроки проведения проверок исчисляются в рабочих днях. В рабочие дни не включаются выходные и нерабочие праздничные дни, официально установленные действующим законодательством.

Действующее законодательство устанавливает максимальную продолжительность проведения проверки — 20 рабочих дней. На практике срок проверки может составлять менее 20 дней, в приказе (распоряжении) о проведении проверки указывается конкретное количество рабочих дней, в течение которых будет проводиться проверка и превысить которое должностные лица органа контроля не имеют право.

Продление срока проведения проверки

Согласно действующему законодательству, продление срока проверки допускается только в случаях, предусмотренных законом. Далее в статье будут рассмотрены случаи продления сроков проведения проверок.

Продление срока проведения плановых выездных проверок

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем соответствующего органа контроля на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку.

Срок выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов. Необходимо обратить внимание, что срок проведения остальных проверок (документарные плановые проверки, внеплановые проверки в любой форме) продлению не подлежит.

Приостановление срока проведения проверки

В случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа на срок, необходимый для осуществления межведомственного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Причем повторное приостановление проведения проверки не допускается.

Следует отметить, что законодатель предусмотрел положения о том, что на период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с проверкой действия органа надзора на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъектов малого предпринимательства (п.2.2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Таким образом, данная норма никоим образом не касается иных хозяйствующих субъектов и срок приостановления проведения проверки никак не повлияет на действия контролирующего органа по проведению проверки в их отношении.

Привлечение экспертов и экспертных организаций при проведении выездной проверки

Органы государственного контроля привлекают к проведению выездной проверки медицинских и (или) фармацевтических организаций экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с медицинской и (или) фармацевтической организациями, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц. Понятие аффиллированных и лиц дано в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Под экспертами, экспертными организациями, в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона № 294-ФЗ понимаются граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, в связи с их участием в мероприятиях по контролю, может производиться в установленных случаях за счет соответствующего государственного или муниципального бюджета или за счет медицинской (фармацевтической) организации, в отношении которой проводится проверка, в том числе, на основании предписания о проведении экспертизы.

Сроки проведения проверок отдельными органами контроля (надзора)

В данной статье рассматриваются правила проведения проверок некоторыми из органов государственного контроля (надзора) в соответствии с Законом № 294-ФЗ, с учетом особенностей, установленными иными федеральными законами.

Сроки проведения проверки радиационной безопасности

Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Согласно п. 7 ст. 10.1 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» срок проведения проверки составляет не более чем 30 рабочих дней со дня начала ее проведения.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Сроки проведения проверки лицензирующим органом

Статья 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» посвящена порядку организации и осуществления лицензионного контроля. Данная статья не содержит специальных правил в части сроков проведения проверок и прямо отсылает к нормам Закона № 294-ФЗ.

Сроки проведения проверки органами пожарной безопасности

Сроки проведения проверки пожарной безопасности, в соответствии с ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентируются Законом № 294-ФЗ.

Сроки проведения проверки Роспотребнадзора

Закон № 294-ФЗ в полной мере распространяется на проведение проверок Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Таким образом, к данному виду контроля применяются сроки, рассмотренные в данной статье.

Сроки проведения проверки трудовой инспекции

Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства от 01.09.2012 № 875.

Однако действующим трудовым законодательством также не установлены особенности в части срока проведения проверок в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций.

Сроки проведения проверки налоговыми органами

В начале данной статьи отмечено, что Закон № 294-ФЗ не подлежит применению к отдельным видам контроля (надзора), в том числе к налоговым, прокурорским, страховым, валютным и иным проверкам.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля и защиты прав медицинских (фармацевтических) организаций при осуществлении налогового контроля регулируются Налоговым кодексом РФ.

Согласно п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Санкции за нарушение сроков проведения проверки

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ органы контроля (надзора) не имеют право использовать незаконно полученные данные в качестве доказательств нарушения законодательства проверяемыми медицинскими и (или) фармацевтическими организациями.

Недействительность результатов проверки

Нарушение сроков проведения проверки в соответствии со ст. 20 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением действующего законодательства. Результаты проверки, в данном случае, подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления медицинской и (или) фармацевтической организацией.

Таким образом, законодатель для любых видов и форм контроля установил единый срок для проведения проверки не более 20 рабочих дней (за исключением проведения проверки организаций, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов- не более 60 рабочих дней), который продлению не подлежит. Исключения из данного правила составляют выездные плановые проверки.

Проверяемые периоды при выездной проверке

У компаний нередко возникают споры с налоговиками по поводу периодов, которые последние вправе проверять в рамках выездной налоговой проверки. На основе судебной практики и разъяснений чиновников рассмотрим, в каких случаях у компаний есть шанс отстоять свою правоту, а в каких нет.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). В ее рамках может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Как считать три года

На практике встречаются ситуации, когда между принятием решения о проведении проверки и самой проверкой проходит несколько месяцев и она происходит уже в следующем году. В подобных случаях некоторые компании считают, что трехлетний срок должен отсчитываться от года, в котором фактически проводится проверка. Но суды их не поддерживают.

Так, АС Уральского округа в постановлении от 17.07.2017 по делу № А60-47352/2016 рассмотрел следующую ситуацию. В компании в 2016 г. прошла выездная налоговая проверка, в рамках которой налоговики проверяли периоды с апреля 2012 г. по декабрь 2014 г. включительно. Компания считала, что, поскольку проверка проводилась в 2016 г., налоговый орган имел право проверять 2015, 2014 и 2013 гг. А включение в проверку 2012 г. противоречит положениям п. 4 ст. 89 НК РФ.

Суд признал доводы компании ошибочными. Он отметил, что в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ трехлетний период отсчитывается от года, в котором вынесено решение о проведении проверки, а не от года, в котором она фактически проводилась. Решение о проведении выездной налоговой проверки вынесено руководителем инспекции 30 июня 2015 г. Значит, на основании положений п. 4 ст. 89 НК РФ налоговым органом мог проверяться период с 2012-го по 2014 г., и контролеры не вышли за трехлетний предел периода проверки.

Еще один пример — спор, рассмотренный АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 25.12.2018 по делу № А75-918/2017. Налоговый орган принял решение о проведении выездной налоговой проверки 28 декабря 2015 г., которая фактически проходила в 2016 г. Суд признал правомерным проведение инспекцией проверки за 2012, 2013 и 2014 гг.

Обратите внимание: в подобных случаях самый ранний год из охватываемых налоговой проверкой выходит за трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ). В связи с этим некоторые компании полагают, что налоговики не вправе производить доначисление налога. Например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 19.03.2013 по делу № А06-3630/2012 рассмотрел ситуацию, когда решение о проведении выездной проверки было принято налоговой инспекцией 26 декабря 2011 г., а сама проверка проходила уже в 2012 г. В ее рамках проверялся период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. Компания попыталась оспорить доначисление налога за 2008 г. в связи с истечением срока исковой давности. Но суд этот довод отверг. Он указал, что доначисление произведено правомерно, так как согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом арбитры отметили, что компания обоснованно не была оштрафована за неуплату налога в 2008 г., поскольку истек срок давности привлечения к налоговой ответственности. Напомним, что согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Период проверки при подаче уточненки

В пункте 4 ст. 89 НК РФ сказано, что при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который подана уточненная налоговая декларация.

Разъясняя порядок применения этой нормы, ФНС России в письмах от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@ и от 29.05.2012 № АС-4-2/8792 указала, что:

1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной проверкой;

2) норма применяется в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;

3) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

4) указанная выездная налоговая проверка может быть проведена, если соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой;

5) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет.

А в письме от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@ специалисты ФНС России отметили, что в случае подачи уточненной налоговой декларации проверяется период, за который она представлена, в том числе если указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Таким образом, при представлении уточненной декларации налоговиками может быть проверен период, выходящий за пределы трехлетнего ограничения. Суды это подтверждают.

В споре, рассмотренном в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 13.08.2014 по делу № А53-11519/2013, налоговая инспекция в 2012 г. проводила выездную налоговую проверку за 2009 и 2010 гг. При этом в ходе контроля за правильностью исчисления и уплаты налога на прибыль за 2009 г. налоговым органом были исследованы в том числе уточненные декларации по налогу на прибыль за 2008 и 2009 гг., поданные в октябре 2010 г. Компания считала, что инспекция не вправе проверять правильность исчисления налога на прибыль за налоговый период, предшествующий периоду проверки.

Но суды трех инстанций рассудили иначе. Они указали, что п. 4 ст. 89 НК РФ предусмотрено исключение из общего правила о трехлетней глубине налоговой проверки. Если компания представила уточненную декларацию, налоговые органы вправе при проведении выездной проверки за период, на показатели которого повлияли данные уточненной декларации, проверить период, за который представлена такая декларация. При этом неважно, что указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Определением Верховного суда РФ от 28.11.2014 № 308-КГ14-4417 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Повторная проверка при подаче уточненки

Повторная выездная проверка может быть назначена, если налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка) (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ). Возникает вопрос: вправе ли налоговый орган провести повторную выездную налоговую проверку, если период, за который подана уточненная налоговая декларация, превышает три календарных года, предшествующих году, в котором налоговым органом вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки?

Чиновники считают, что вправе. В письме от 19.04.2013 № 03-02-07/1/13473 Минфин России указал, что в рамках повторной выездной налоговой проверки, назначенной в связи с подачей уточненной декларации, проверяется период, за который она представлена. Поэтому проверяемый в ходе указанной повторной выездной проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Аналогичный вывод содержится в письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Такого же мнения придерживается и Верховный суд. В Определении от 05.03.2015 № 305-КГ15-606 он рассмотрел ситуацию, когда компания 26 декабря 2011 г. представила уточненные декларации за июнь, август и декабрь 2009 г., в которых отражены суммы предъявленных к возмещению акцизов, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, и сумма налога указана в размере, меньшем ранее заявленного. Налоговая инспекция в 2013 г. провела повторную выездную проверку периода, за который были представлены уточненные декларации. Компания посчитала, что налоговики вышли за трехлетний срок, установленный п. 10 ст. 89 НК РФ.

Суды трех инстанций указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении проверки (29 декабря 2012 г.), поэтому спорный период (2009 г.) не выходит за пределы трехлетнего срока, установленного в п. 10 ст. 89 НК РФ. Они также отметили, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларации за период, который находится за пределами трех лет. В связи с этим возможность проведения повторной налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов.

Обратите внимание: в Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ высказала правовую позицию, что повторная выездная налоговая проверка не может быть инициирована налоговым органом без учета оценки разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации. При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов, в частности:

  • существование у налогового органа возможности по своевременному выявлению обстоятельств, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации;

  • способность налогоплательщика в случае проведения выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного п. 1 ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

  • наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (предоставление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов и т.п.).

В этом деле повторная выездная налоговая проверка была назначена спустя 1 год и 10 месяцев после представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации, что арбитры признали значительным сроком. В связи с этим судебная коллегия отправила дело на новое рассмотрение, дав указание судам оценить разумность сроков назначения выездной налоговой проверки, принять законные и обоснованные судебные акты.

Правовая позиция Верховного суда используется судами при принятии решений. Так, с учетом этой правовой позиции АС Северо-Западного округа в постановлении от 20.08.2018 по делу № А21-10802/2017 признал решение о проведении выездной проверки, принятое спустя 2 года 11 месяцев после представления уточненной налоговой декларации, нарушающим права и законные интересы компании.

Проверка текущего периода

Часто споры возникают по поводу того, могут ли налоговики в рамках выездной налоговой проверки контролировать текущий период.

Налоговики и финансисты считают, что п. 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных налоговых проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки (письма Минфина России от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519, ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305). Данный вывод подтверждается судебной практикой.

В Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737 Верховный суд РФ рассмотрел следующую ситуацию. Налоговый орган 30 марта 2012 г. принял решение о проведении в компании выездной налоговой проверки за период с 1 января 2009 г. по 29 февраля 2012 г. По результатам проверки компания за несвоевременное перечисление НДФЛ была привлечена к ответственности по ст. 123 НК РФ за период с 2 сентября 2010 г. по 31 декабря 2011 г. и за январь, февраль 2012 г.

Суд первой инстанции признал неправомерным привлечение компании к ответственности за январь и февраль 2012 г. По его мнению, из положений п. 4 ст. 89 НК РФ прямо не следует, что проверкой может быть охвачен текущий календарный год. А расширительное толкование положений, содержащихся в законе, или распространение их на случаи, не указанные в нем, недопустимо. Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, проведение выездной налоговой проверки за январь и февраль 2012 г. не соответствует положениям п. 4 ст. 89 НК РФ.

Но апелляционный и кассационный суды с таким выводом не согласились. Они указали, что п. 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года. Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, что налоговое законодательство не содержит запрета на проведение проверки периодов текущего календарного года. Из этого суды сделали вывод, что проверка отчетных периодов текущего года в рамках выездной налоговой проверки не нарушает норм налогового законодательства. Верховный суд этот вывод поддержал.

О том, что проведение инспекцией выездной налоговой проверки отчетных периодов текущего года не противоречит нормам Налогового кодекса и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, сказано в постановлениях АС Западно-Сибирского округа от 10.05.2017 по делу № А45-28037/2015, Восточно-Сибирского округа от 19.04.2017 по делу № А33-8287/2016, Московского округа от 12.11.2015 по делу № А41-32783/2015, ФАС Дальневосточного округа от 26.02.2013 № Ф03-453/13 (Определением ВАС РФ от 26.04.2013 № ВАС-4862/13 отказано в передаче дела на пересмотр).

Выход за трехлетний период

Иногда в рамках выездной налоговой проверки контролеры производят доначисления по операциям, относящимся к периодам, выходящим за трехлетний срок. Суды считают такие действия неправомерными.

Примером является постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.06.2018 по делу № А63-11808/2017. Инспекция в 2016 г. провела выездную проверку своевременности перечисления индивидуальным предпринимателем НДФЛ в бюджет за период с 1 января 2013 г. по 29 февраля 2016 г., по результатам которой бизнесмену был доначислен налог. Поводом послужило то, что предприниматель в качестве отступного получил в 2012 г. недвижимое имущество. Право собственности на это имущество было зарегистрировано за ним по суду в 2013 г. Контролеры посчитали, что недвижимое имущество бизнесмен получил только с момента государственной регистрации перехода права собственности на него. В связи с этим доход по сделке должен учитываться в 2013 г.

Но суды трех инстанций с этим не согласились. Они указали, что порядок определения даты получения дохода физическими лицами не зависит от факта государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости. Датой получения дохода в рассматриваемом случае является дата передаточного акта (15 октября 2012 г.). И поскольку сделка совершена в 2012 г., ее налоговые последствия связаны с этим налоговым периодом. Поэтому инспекция не имела права начислять НДФЛ за 2013 г. по операциям, совершенным в 2012 г. Контролеры вышли за установленный законом период проведения выездной налоговой проверки (не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки).

На практике встречаются ситуации, когда налоговики по результатам проверки производят доначисления с учетом кредиторской задолженности, образовавшейся за пределами трехлетнего срока. Суды считают это выходом за пределы проверки (постановления Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 17259/11, ФАС Центрального округа от 21.11.2012 по делу № А35-439/2012, Уральского округа от 12.10.2012 по делу № А60-613/2012).

Так, в споре, рассмотренном в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 22.08.2018 по делу № А01-2762/2017, у компании по состоянию на 1 января 2014 г. имелась кредиторская задолженность по налогу. В ходе выездной налоговой проверки, проводимой в 2017 г., налоговики проверили период с 1 января 2014 г. по 31 марта 2017 г. Они доначислили компании налог с учетом имеющейся у нее кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г.

Суд доначисления отменил. Он указал, что у налоговой инспекции отсутствует право проверять деятельность налогоплательщика (налогового агента) за рамками трехлетнего периода, установленного п. 4 ст. 89 НК РФ. Спорная задолженность образовалась за пределами проверяемого периода. Налоговое законодательство не предусматривает включение в результаты выездных налоговых проверок всех кредитовых сальдо, имеющихся по лицевому счету налогоплательщика (налогового агента) на дату начала проверяемого периода, а также включение таких сальдо в результаты проверок.

Выход за период проверки, указанный в решении о ее проведении

Случается, что налоговики проверяют налоги в рамках установленного законом трехлетнего периода, но при этом выходят за пределы дат, которые обозначены в решении о проведении выездной проверки. Суды считают это нарушением и отменяют доначисления.

В постановлении ФАС Уральского округа от 15.09.2009 по делу № А71-13315/2008А19 рассмотрена ситуация, когда налоговики в рамках выездной проверки начислили пени на задолженность 2004 г. по налогу на прибыль и НДС. Суд признал начисления необоснованными, поскольку согласно решению о проведении выездной налоговой проверки контролю подлежал период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г.

А в ситуации, рассмотренной Девятнадцатым ААС в постановлении от 28.05.2009 № 19АП-2131/09, в решении о проведении выездной налоговой проверки контролируемый период был ограничен 2006 и 2007 гг. Однако по результатам проверки контролеры произвели доначисления и за 2005 г. Объяснили они это тем, что в решении о проведении проверки была допущена опечатка и вместо «1 января 2005 г.» было напечатано «1 января 2006 г.».

Суд признал доначисления за 2005 г. незаконными. Он указал, что, поскольку на момент проведения проверки заявление об уточнении проверяемого периода отсутствовало, налоговики обязаны были проводить проверку за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. В связи с этим у налогового органа не было права проверять правильность и своевременность уплаты налогов за 2005 г.

Сроки проведения и период проверки

Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (например, в 2001 году налоговые органы вправе проверить налогоплательщика за 1998-2000гг.) вопрос о проверке налогоплательщика за текущий год был дискуссионным. С точки зрения налоговых органов, в НК РФ (ст.87) определен только нижний предел срока проверки и нет препятствий для проверки налогоплательщика за период (квартал, полугодие, 9 месяцев) текущего года.

Буквальное прочтение п. 1 ст. 87 НК РФ позволяет сделать вывод о неправомерности проверки налоговым органом текущего года, так как оборот “непосредственно предшествующие году проверки” исключает возможность проведения проверки текущего года.

В настоящее время пунктом 27 постановления Пленума ВАС РФ №5 разъяснено, что при толковании п. 1 ст. 87 НК РФ необходимо исходить из того, что “она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года”.

Запрещается проведение налоговыми органами повторных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка производится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Фактически законодатель снял запрет на проведение на проведение налоговой проверки один раз в календарном году. В предыдущей редакции ст.89 НК РФ четко было указано, что выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раз в год. Теперь, например, если у налогоплательщика уплата НДС производится ежемесячно, возможна ситуация, когда налоговый орган будет проверять налогоплательщика ежемесячно, а так как срок проведения проверки два месяца и вопрос правомерности текущего года не определен, то теоретически возможен случай, что на предприятии в течение текущего года одновременно будут работать три бригады проверяющих и каждая будет проверять уплату НДС по своему периоду (месяцу), периодически сменяясь в течение года. Итого 12 выездных проверок в год только по НДС.

Проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено законом. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверки самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В эти сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о предъявлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Срок два месяца, установленный для проведения проверки, не совпадает с двумя календарными месяцами.

По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Зачастую к нам обращаются клиенты, у которых возникают вопросы следующего характера

  • Выездная проверка началась уже полгода назад, а когда закончится непонятно или Проверку уже приостанавливали несколько раз и сейчас хотят приостановить в очередной раз
  • Проверка идет уже 2 месяца, а инспектор приходил к нам всего лишь 3 раза, это нормально?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно четко понимать возможные сроки проведения и продления выездных проверок.

Вцелом, сроки проведения выездных проверок исчисляются следующим образом:

Выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев.

Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Это установлено в пункте 6 статьи 89 НК РФ.

При этом, основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться несколько причин:

  1. проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших. При этом, под крупнейшим налогоплательщиком понимается то, что суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей, а для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, — свыше 300 миллионов рублей; или суммарный объем полученных доходов превышает 20 миллиардов рублей; или активы превышают 20 миллиардов рублей.
  2. получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  3. наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
  4. проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений
  5. непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки;
  6. иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т.д.

При этом, в срок проведения проверок не засчитывается время, в течение которого проверка приостановлена, а именно:

  1. Истребование документов (информации) у контрагентов проверяемого лица Такое приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
  2. Получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведение экспертиз;
  4. перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Таким образом, мы встречаемся с ситуациями, когда налоговый орган начинает и заканчивает проверку через 10-12 месяцев после ее начала, пользуясь своими правами на ее приостановление или продление.

При этом, случаются ситуации, когда налоговый орган все-таки нарушает сроки проведения проверки.

К сожалению, в таких случаях суд не признает решение налогового органа по результатам проверки незаконным только по этому основанию.

Обычно суды мотивируют это следующим образом (см. Информационное письмо ВАС от 17 марта 2003 г. N 71).

Согласно абзацу второму статьи 88 НК РФ, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Вместе с тем, налогоплательщик всегда вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой на бездействие налогового органа.

Мы знаем, какие именно доводы могут заставить налоговый орган соблюдать сроки проверки, поэтому если у Вас остались какие-то вопросы, свяжитесь с нами. Мы ответим на них.

Другие виды налоговых проверок:

  • Встречная налоговая проверка

    Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.

  • Камеральная налоговая проверка

    Это самый частый вид проверки. Чаще всего — это только арифметическая проверка декларации.

>Содержание и методики отдельных видов проверок

ПОИСК Это наилучшее средство для поиска информации на сайте

из «Налоговый контроль «

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие исследуют все документы и (или) информацию на машинных носителях, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты и (или) перечисления проверяемым налогоплательщиком в соответствующие бюджеты и в государственные внебюджетные фонды установленных действующим законодательством налогов и сборов. При этом выяснению подлежат все обстоятельства, которые могут повлиять на принятие правильного решения по результатам проверки.

На рис. 8.1. показаны методы и приемы проверки документации налогоплательщика для выявления того или иного вида налоговых правонарушений.
К первичным документам относятся накладные на отпуск материальных ценностей, счета на оплату продукции, работ, услуг, наряды и акты на выполнение работ, приходные и расходные кассовые ордера, платежные требования, платежные поручения, акты на закупку продукции и т.п.
Проверяющие отмечают, что первичные документы должны быть составлены в момент совершения либо непосредственно по окончании хозяйственной операции. Что касается форм документов, то предприятия могут применять как документы типовой формы, так и формы, разработанные самостоятельно.
Для установления каждой из указанных форм противоречий применяются свои методы и приемы исследования — отдельного документа или нескольких документов, отражающих движение однородных ценностей.
При исследовании отдельного учетного документа могут применяться формальная, арифметическая и нормативные проверки.
В ходе формальной проверки производится внешний осмотр документа, проверяют наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-то посторонних записей, пометок.
Логическая проверка выясняет, имела ли место та или иная хозяйственная операция в указанном объеме. Данный вид проверок тесным образом связан и вытекает из арифметической и нормативной проверок, поскольку проверяется достоверность реального существования данной операции в условиях деятельности хозяйствующего субъекта.
Логическая проверка, по существу, выявляет приписки из-за завышения объема выполненных работ, завышения цен и расценок, отражения в первичных документах таких работ, которые никогда не выполнялись и не могли быть выполнены вообще.
Дополнительную информацию о возможных правонарушениях может дать красное сторно.
Причины появления красных остатков по материальным ценностям следующие.
Во-первых, пересортица, когда вместо одного материала, отпущенного в производство, списывается другой, часто близкий по наименованию и своим свойствам, и в результате по одному наименованию материалов возникает фактический излишек, по другому — недостача, а по учетным данным — обратная картина. Кладовщик видит, что у него имеется материал, который по учетным данным отсутствует, и он отпускает его со склада, а работники бухгалтерии, к своему изумлению, отмечают, что у них пошел красный остаток , т.е., в сущности, с отрицательным числом.
Во-вторых, причиной красного остатка является неточное взвешивание материалов при отпуске или же их отпуск на глазок, когда фактически отпускается, например, 50 кг материала, а в требовании на материалы указано 60 кг, которые и списываются бухгалтерией на производство. При нескольких таких отпусках накапливаются существенные запасы списанных, но фактически остающихся на складе материалов.
Проводя документальную проверку, необходимо помнить и о таком эффективном инструментарии, как совокупность приемов экономического анализа. Используя эти приемы, выявляют определенные закономерности в ведении учета и оформлении хозяйственных операций, а также предугадывают последствия такой постановки учета и отчетности (например, штрафные санкции за искажение себестоимости и тем самым величины полученной прибыли).
Правда, некоторые последствия предугадывают и без применения столь сложных аналитических приемов, особенно при проведении проверок инспекторами с большим стажем практической работы в области учета и обладающими широкими знаниями ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и экономики производства.
Говоря о методах исследования отдельного бухгалтерского документа, следует отметить, что если в общей ревизионной практике они чаще позволяют выявить лишь сомнительные документы, а не подложные, то при выявлении нарушений налогового законодательства с их помощью можно выявить нарушения при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.
Кроме этого, при осуществлении проверок налоговые инспекторы используют также такие методы исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции, как встречная проверка и метод взаимного контроля.
В ходе встречной проверки проверяющий сопоставляет разные экземпляры одного и того же документа. Однако исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей, различные накладные, счета-фактуры и т.п. Экземпляры документа находятся либо в разных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.
Налоговые инспекторы проверяют содержание каждого экземпляра документа, которое в условиях правильного отражения хозяйственной деятельности должно быть идентичным. В случаях сокрытия доходов от налогообложения экземпляры одного и того же документа могут выписываться в разных вариантах либо документы оформляются лишь в одном экземпляре. При сопоставлении разных экземпляров документа могут не совпадать, например, количество товара, его цена. Отсутствие экземпляра документа в каком-то из подразделений тоже может быть признаком сокрытия доходов от налогообложения.
Вернуться к основной статье

Виды, методы и программы налоговых проверок (стр. 1 из 12)

Введение

1. Понятие налоговых проверок и их виды

1.1 Налоговые проверки: виды, методы и их классификация

1.2 Камеральная проверка, ее цели и задачи

1.3 Выездная налоговая проверка, ее назначение и задачи

2. Методы и программы налоговых проверок

2.1 Методы налоговых проверок

2.2 Программы проведения документальных проверок

3.1 Совершенствование камеральных проверок — фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.

Однако эффективность налогового контроля не означает его целостности. Ведь чем большее число налогоплательщиков проверяется, тем более поверхностны такие проверки.

Чтобы этого не происходило, главным стратегическим направлением в контрольной работе налоговых органов Российской Федерации в настоящее время определено усиление роли и значимости налоговых проверок. Налоговые проверки обладают рядом существенных достоинств, которые заключаются в наборе определенных полномочий проверяющих органов.

Наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при проведении налоговых проверок. Зачастую причиной возникновения конфликтов является плохая информированность налогоплательщиков о содержании и процедуре налоговых проверок. Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Кроме того, в НК РФ содержатся понятия «встречная», «повторная», «дополнительная» проверка.

Кодекс вводит своего рода «ограничение» на проведение проверок. Так, в соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки. Указанный календарный срок обусловлен трехгодичным сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Выездная налоговая проверка наиболее «тяжело переносится» налогоплательщиком, т.к. связана с необходимостью присутствия сотрудников налоговых органов на проверяемом предприятии и истребованием первичной документации налогоплательщика, что, в свою очередь, может серьезно повлиять на текущую работу предприятия.

Актуальность темы обусловлена тем, что налоговые проверки остаются существенным источником пополнения бюджета и они предназначены для выявления теневой экономики и выявления налоговых правонарушений.

Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе налоговых проверок. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.

Задачи дипломной работы:

– рассмотреть налоговые проверки и их классификацию;

– описать методы и программы проведения документальных налоговых проверок;

– предложить пути совершенствования камеральных налоговых проверок;

— предложить повышение эффективности выездных налоговых проверок.

Объект исследования дипломной работы – налоговые проверки.

Предмет исследования дипломной работы — налоговые проверки осуществляемые МИФНС №9 по Волгоградской области.

Структура дипломной работы подчинена логике исследования и содержит введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические и нормативные понятия, охарактеризован объект исследования — налоговые проверки.

Во второй главе рассмотрены методы и программы документальных проверок.

В третьей главе рассмотрены пути совершенствования камеральных налоговых проверок и фактор повышение эффективности выездных налоговых проверок.

В заключении делаются выводы по итогам дипломной работы.

Список используемой литературы включает нормативно — правовые акты, монографии и учебные издания.

1. Понятие налоговых проверок и их виды

1.1 Налоговые проверки: виды, методы и их классификация

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Она осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

В соответствии со ст. 31 НК РФ право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам.

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки.

Необходимо рассмотреть, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

Классификация налоговых проверок (Приложение 1):

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на:

— камеральные;

— выездные;

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на:

— комплексные;

— тематические;

— целевые;

По способу организации налоговые проверки делятся на:

— плановые;

— внезапные;

HК РФ предусматривает также возможность проведения:

— контрольных;

— повторных проверок;

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

— сплошные;

— выборочные.

1) В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Выездная налоговая проверка — комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Так, выездная налоговая проверка — это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка — это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Так же существуют такие налоговые проверки, как встречные.

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Она проводится только в рамках выездной или камеральной проверки. Специалисты инспекции проводят и встречную проверку с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие — сокрытия доходов.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *