Налоговая оптимизация варианты законных методов и схем

Содержание

Схемы оптимизации налогов

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Зачем оптимизировать налоги
  • Можно ли законно оптимизировать налоги
  • Как режим налогообложения может повлиять на снижение налогового бремени
  • Как можно использовать аутсорсинг и аутстаффинг для оптимизации налогов

В процессе своей деятельности многие предприниматели сталкиваются с проблемой непомерной налоговой нагрузки. В этом случае они могут использовать методы налоговой оптимизации, которая представляет собой целый набор различных способов, позволяющих сократить размер налоговых платежей. Существует большое количество схем налоговой оптимизации. Сегодня их число превышает 150, однако не все из них соответствуют нормам российского законодательства.

Зачастую налогоплательщики, стремясь сократить налоговое бремя, начинают скрывать свои истинные доходы, занижают стоимость активов и даже подписывают сомнительные договоры. Если сотрудники налоговых органов смогут доказать факт незаконного снижения налоговых платежей, они произведут в адрес предпринимателя (организации) доначисления и привлекут его к ответственности. В сегодняшней статье мы рассмотрим законные схемы оптимизации налогов и способы их применения.

Почему не стоит уклоняться от налоговых выплат

Сегодня все больше предпринимателей задаются вопросом: есть ли законный способ не платить налоги? Где взять наличные денежные средства?

Современные реалии таковы, что государственные органы всячески стараются выявить предпринимателей, выплачивающих своим сотрудникам зарплату в конвертах, и замотивировать их легализовать доходы от предпринимательской деятельности.

Теневой бизнес составляет значительную часть современной экономики. Это обусловлено желанием бизнесменов отдавать как можно меньше денег в виде налогов. Например, некоторые до сих пор платят серую зарплату, даже несмотря на то, что такие действия грозят привлечением к ответственности согласно нормам налогового и уголовного права.

Справиться с проблемой выплаты серых зарплат можно, только применяя совокупность мер:

  • Обязать банковские организации принимать решение о кредитовании физического лица исходя исключительно из его официальной заработной платы.
  • Скорректировать нормы, согласно которым в организациях осуществляется контроль за соблюдением законодательства.
  • Разработать более жесткие меры по привлечению предпринимателей к ответственности при несоблюдении ими законодательства в области оплаты труда.

Кроме того, целесообразной мерой является и введение контроля за посреднической цепочкой. До недавнего времени налогоплательщики не вносили в декларацию по НДС своих контрагентов, а указывали в документе только обезличенные суммы. Сегодня ситуация иная: сотрудники ФНС отслеживают всю цепочку контрагентов. При необходимости они могут проверить до 6-7 звена и даже дальше.

Это стало возможно благодаря введению автоматизированной системы контроля за НДС. Налоговый контроль позволяет выявить выгодоприобретателя в сделках с фирмами-однодневками.

Чем же это чревато для добросовестных предпринимателей? В настоящее время именно они могут быть привлечены к ответственности за нарушения, которые были допущены третьими лицами, особенно в том случае, если у них достаточно хорошее финансовое положение. Такая ситуация возможна даже, когда организация сотрудничает с такой же добросовестной компанией, а та имеет серого или черного контрагента.

Отсюда можно сделать вывод, что времена, когда предприниматели имели возможность не платить налоги, остаются в прошлом. Российское законодательство направлено на легализацию бизнеса. Сегодня намного больше шансов добиться успеха у тех бизнесменов, которые ведут свою деятельность законным способом и используют легальные схемы оптимизации налоговых платежей.

Что значит оптимизация налогов и в чем ее плюсы

Оптимизация налогов представляет собой легальные методы использования фискального законодательства с целью минимизации налоговых платежей. Она не имеет ничего общего с попытками полностью уклониться от уплаты обязательных взносов в бюджет и внебюджетные фонды.

Законные схемы оптимизации налогов преследуют следующие цели:

  • Сокращение величины налоговых отчислений.
  • Минимизация штрафов.
  • Минимизация налоговых рисков бизнеса.
  • Применение отсрочки по уплате налогов.

Основные схемы оптимизации налогов в 2019 г. предполагают:

  • мероприятия, проводимые исходя из вида налога;
  • мероприятия, проводимые в зависимости от категории налогоплательщика (его организационно-правовой формы);
  • выстраивание процесса налогообложения, исходя из типа компании — страховщик, банк или др.

Самой распространенной схемой налоговой оптимизации является использование льготной системы налогообложения. Конечно, она не единственная. Современное предпринимательство также прибегает к дроблению бизнеса, использованию услуг ИП, налоговым льготам и многому другому.

Оптимизация налогов представляет собой ключевой момент налогового планирования. Каждая организация создается исключительно для того, чтобы приносить предпринимателю доход, а не для того, чтобы он платил налоги. Именно поэтому оптимизация налогов – это главный пункт налогового планирования.

Любой предприниматель, решивший заняться бизнесом, должен осознавать, что уплата налогов – это его прямая обязанность. Если он от нее уклоняется, то государственные органы могут применять к нему различные санкции. При этом каждый предприниматель, независимо от его размера и рода деятельности, вправе применять любые легальные схемы налоговой оптимизации с целью минимизации налоговых платежей.

Другими словами, когда предприниматель уклоняется от внесения налоговых платежей в бюджет, это может быть квалифицировано как нарушение закона. Тем не менее использовать легальные схемы оптимизации налоговой нагрузки законно.

Схемы оптимизации и минимизации налоговых платежей должны соответствовать принципам легальности и законности и основываться на прогнозировании, эффективном исчислении и уплате.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как выбрать систему налогообложения, чтобы сэкономить на платежах
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Как создать электронную подпись быстро и без проблем

Будущие предприниматели должны задуматься о возможности снижения налогового бремени еще до того, как их организации будут официально зарегистрированы. Это позволит выбрать оптимальный для будущего вида деятельности налоговый режим, проанализировать возможность применения специальных режимов и использования налоговых льгот.

Однако приступить к мероприятиям по оптимизации налогов никогда не поздно.

Начинать необходимо с анализа существующих нормативных актов, позволяющих применить налоговые льготы, исходя из налоговой нагрузки компании:

  • уменьшение налоговой ставки;
  • освобождение от внесения налоговых платежей отдельных категорий юридических лиц;
  • применение целевых льгот по программам государственной поддержки;
  • использование отсрочки платежей.

Проведя всесторонний анализ полученной информации, нужно сформировать эффективную, с точки зрения налогообложения, учетную политику организации. Как правило, основные мероприятия по оптимизации налогов направлены в первую очередь на снижение НДС и налога на прибыль.

Легальные схемы оптимизации налогов в 2019 году

Оптимизация налогов (методы и схемы) в 2019 г., согласно письму Минфина РФ, основывается на распространении федеральных льгот для предпринимателей на региональный уровень. Начиная с этого года государство определило пятилетний срок для перехода, который зависит от категории льгот предпринимательской деятельности. В это время все преференции по льготам сохраняются.

Органы местной власти самостоятельно решают, пролонгировать ли возможность применения льгот предпринимателям по истечении срока переходного периода для льготников. Эксперты склоняются к мнению, что в большинстве случаев льготные режимы в отношении предпринимателей будут отменены. Основным мотивом введения таких мер является необходимость заставить территориальные органы эффективнее искать источники финансирования предпринимательской деятельности, налаживать взаимодействие с бизнесменами, а не рассчитывать на государственные дотации.

Существует мнение, что эффективность процесса оптимизации налоговых платежей в организации будет максимальной при условии использования комплексного подхода в долгосрочном периоде. Другими словами, применение одноразовых схем не даст необходимый эффект.

Далее познакомимся с некоторыми из возможных схем оптимизации налогов.

1. Использование налоговых режимов

Применение данной схемы целесообразно в том случае, когда у организации есть покупатели, не использующие НДС. Это могут быть физические лица, компании, индивидуальные предприниматели на УСН.

Каким образом оптимизируются налоговые платежи? Необходимо распределить потоки реализации: либо зарегистрировать организацию, которая будет применять один из спецрежимов налогообложения (УСН, ЕНВД), либо работать с ИП на патенте. Таким образом, все контракты с контрагентами, не использующими НДС, будут направлены ИП (организации) на спецрежиме, остальные останутся в ведении основного юридического лица. Как результат – минимизация НДС, который компания должна платить с наценки, и уменьшение налога на прибыль.

Не стоит забывать и том, что каждый год субъектами РФ вводятся в действие нормативные акты, позволяющие предпринимателям, занимающимся определенными видами деятельности и ИП на УСН, применять пониженные ставки.

Оптимизация налогов. Применение ИП:

2. Использование давальческой схемы (толлинг)

В данном случае происходит изготовление продукции из давальческих материалов, то есть полученных от организации-заказчика (давальца). Такие материалы перерабатываются фирмой-производителем без оплаты их стоимости. В дальнейшем они полностью возвращаются давальцу в переработанном виде или в виде готовой продукции.

Территориальные органы власти для производств и некоторых других видов деятельности, в отношении которых применяется упрощенный режим налогообложения, устанавливают пониженную налоговую ставку. Так, в Тульской области ставка снижена с шести до трех процентов для организаций, занимающихся производством. Стоит отметить, что это не отменяет право производителей на возможность снизить налоговые платежи на 50 % за счет уплаченных страховых взносов. Таким образом, получается, что эффективная налоговая ставка в Тульской области равна 1,5 %.

Каким образом оптимизируются налоговые платежи? Предприниматель может перевести все активы компании на «упрощенца». Для этого существуют следующие способы: выделение, разделение. Кроме того, при определенных обстоятельствах владелец бизнеса может подать заявление о переходе на УСН в ФНС.

Кроме того, необходимо создать еще одну компанию, которая будет применять общую систему налогообложения. Она будет взаимодействовать с покупателями, которые платят НДС. Эта же фирма будет заниматься закупкой сырья с НДС. На нее будут оформляться все расходы с НДС, в том числе транспортные.

Далее алгоритм действий следующий: компания на ОСНО производит закупку сырья и передает его на переработку в производственную компанию. Обратно она получает уже готовую продукцию, которая и будет ею реализована (продана). Таким образом, весь НДС, который сопровождается производственной деятельностью (сырье, транспорт, аренда, маркетинг и т. д.), аккумулируется в компании на ОСНО.

Фирма-упрощенец, в свою очередь, может продавать часть готовой продукции покупателям, работающим без НДС. Правда, это потребует составления особого договора на переработку, который будет заключен с фирмой-упрощенцем. Условия такого договора будут отличаться от положений типовых соглашений, найти которые можно в справочных системах.

Тридцать четвертая глава Налогового кодекса РФ регулирует процесс уплаты страховых взносов. Согласно положениям данного документа многие организации на УСН могут применять пониженную ставку страховых взносов. Например, производство пищевых продуктов, швейное производство, текстильное производство могут использовать ставку 20 %. В 427 статье Налогового кодекса РФ содержится перечень всех организаций, которые вправе применять пониженную ставку.

3. Дробление бизнеса: риски и нюансы

Все вышеперечисленные методы относятся к схемам дробления бизнеса, то есть разделения компании, находящейся на основном режиме налогообложения, на несколько более мелких хозяйствующих субъектов. Таким образом, можно отделить производство, оптовую и розничную торговлю и т. д. Кроме того, возможно использование аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского учета, кадрового производства, маркетинга и др.

Такая схема оптимизации налогов, как дробление бизнеса, получила широкое распространение. Это обусловлено тем, что она позволяет снизить налоговые платежи, использовать все возможности УСН или ЕНВД. Подконтрольные организации и ИП позволяют минимизировать НДФЛ и страховые взносы.

Для применения этой схемы предусмотрены следующие варианты:

  • Реорганизация компании методом разделения или выделения. В первом случае вместо одного юридического лица создаются два новых. Во втором – из юридического лица выделяется новая организация.
  • Создание новой компании.
  • Регистрация доверенного лица в качестве предпринимателя. Зачастую таким лицом становится родственник, друг, директор фирмы или один из учредителей.

Для того чтобы у сотрудников ФНС не возникло претензий к предпринимателю, ему надо учесть несколько моментов. Это необходимо, поскольку в судебном порядке налоговая выгода может быть признана необоснованной.

Допустим, существует единая производственная база, однако у подконтрольной организации нет собственных производственных мощностей. Если при этом сотрудниками являются одни и те же люди, наблюдается согласованность действий и исключительность отношений, при которых вновь созданные юридические лица выполняют те же операции, что и до момента преобразования, а также не имеют внешних заказчиков, то это может способствовать признанию налоговой выгоды необоснованной. (Письмо ФНС от 19.01.2016 № СА-4-7/465@).

Обоснованность дробления юридического лица основывается, прежде всего, на наличии деловой цели.

Если таковая прослеживается, то предприниматель сможет дать четкий ответ на следующие вопросы:

  • Какие изменения произошли в организации после проведенной реорганизации?
  • Почему деятельность предприятия не могла быть осуществлена в прежнем режиме?

Единственно правильного ответа на эти вопросы нет. Это может быть и повышение эффективности деятельности фирмы, и совершенствование бизнес-процессов, и минимизация затрат, и расширение сети сбыта, а также попытка избежать банкротства, снижение рисков.

Обосновать наличие деловой цели можно, сформировав заключение об экономическом эффекте, полученном в результате дробления организации, и направив этот документ в ФНС (ст. 31,32 Налогового кодекса РФ). Однако следует учесть, что сотрудники налоговых органов не рассматривают обращения, в которых нет конкретики или данных отправителя.

В результате дробления бизнеса должны быть созданы обособленные налогоплательщики с разными юридическими адресами и счетами, открытыми в разных банковских организациях. Кроме того, каждое вновь созданное юридическое лицо должно иметь свою материальную базу и своих сотрудников, финансовую независимость. Ценовая политика должна быть обоснована, а документооборот грамотно выстроен.

4. Оптимизация зарплатных налогов

Сократить финансовые расходы организации можно, проведя оптимизационные мероприятия касательно налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

Первая схема – применение льгот и налоговых послаблений, которые введены в конкретном регионе.

Полный список всех видов деятельности, в отношении которых могут быть применены пониженные ставки страховых взносов, приведены в 427 статье Налогового кодекса РФ. При этом в 88 статье содержится указание на то, что сотрудники ФНС вправе запросить у организации документацию, подтверждающую право юридического лица применять пониженную ставку.

Вторая схема – заключение с ИП договора ГПХ вместо трудового договора с сотрудником. Однако применение этой схемы целесообразно только в том случае, когда в компании есть и другие сотрудники, а индивидуальный предприниматель ведет дела с несколькими компаниями. В иной ситуации применение такой схемы может быть признано незаконным.

Третья схема: можно назначить управляющим ИП. При этом необходимо проследить, чтобы отсутствовали признаки трудового договора. Индивидуальный предприниматель должен получать обоснованное вознаграждение за свои услуги, которые могут быть отслежены (присутствие на рабочем месте, участие в совещаниях, командировки и т. д.).

Заключая гражданско-правовой договор с ИП, необходимо исключить из документа некоторые условия. Например, место работы, наименование должности согласно штатному расписанию, режим рабочего дня, условия предоставления отпуска, заработная плата и др. При обнаружении перечисленных сведений в контракте сотрудниками налоговых органов договор может быть признан трудовым.

5. Освобождение от НДС

Организации и индивидуальные предприниматели на ОСНО вправе не платить НДС в отношении неподакцизных товаров. Но стоит помнить, что выручка от реализации товаров без учета налога за 3 последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн руб. Использование привилегии возможно начиная с месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно 149 статье Налогового кодекса РФ предприниматели могут быть освобождены от уплаты НДС как по видам деятельности, так и по отдельным операциям. При этом период освобождения составляет двенадцать месяцев, в течение которых не предусмотрено право отказа от привилегии. Тем не менее налогоплательщик может быть принудительно лишен освобождения в том случае, когда выручка от реализации товаров, работ или услуг (без НДС) за 3 любых последовательных календарных месяца составит более 2 млн руб. или если предприниматель начнет реализовывать подакцизные товары.

От уплаты НДС освобождаются только те предприниматели, которые работают на внутреннем рынке. Исходя из 145 статьи Налогового кодекса РФ, нельзя освободить от НДС операции по ввозу товаров в Россию.

Другая схема оптимизации налогов предусматривает работу с контрагентами, применяющими систему налогообложения с НДС.

Рассмотрим пример. Допустим, юридическое лицо на ОСНО закупает у поставщика товар на сумму 100 тыс. р., а реализует его за 200 тыс. р. НДС рассчитывается по ставке 18 %: 200 000 * 18 / 100 = 36 000 руб. Данная сумма будет выплачена в бюджет в том случае, если поставщик не является плательщиком НДС. При приобретении товара у плательщика НДС сумма налога составит (200000 — 100000) * 18 / 100 = 18 000 руб.

6. Проанализировать структуру затрат своего бизнеса

Анализ структуры затрат начинается со сверки расходов и доходов, которые могут быть признаны в налоговом учете. Подробный перечень расходов, которые признаются в налогообложении при расчете налога на прибыль, содержится в 25 главе Налогового кодекса РФ. Схемы оптимизации налога на прибыль предусматривают необходимость минимизации тех затрат организации, которые не входят в этот перечень, а при возможности полное их исключение.

Еще одна схема оптимизации налогов – наем на должность управляющего ИП-«упрощенца» (6 %).Такой метод оптимизации целесообразен, поскольку закон об ООО и АО не делает никакого различия между работником-директором и ИП-управляющим. Следовательно, организация может сэкономить на платежах, которые выплачиваются с ФОТ директора, ведь индивидуальные предприниматели самостоятельно вносят платежи в бюджет.

Следующая схема предусматривает вывод из штата организации всех непрофильных сотрудников. Сделать это можно, организовав аутсорсинговую (обслуживающую) фирму. Такой фирме можно делегировать юридические, бухгалтерские и другие услуги. Целесообразно регистрировать для этих целей ООО на УСН (15 %), поскольку ИП должен вносить в фонды платежи независимо от того, осуществляет он деятельность или нет.

Еще одна легальная схема оптимизации – аутстаффинг, то есть привлечение (аренда) нужного сотрудника через специализированную организацию. Однако не все организации вправе заниматься аутстаффингом в силу изменений, произошедших в законодательстве в 2016 г. Теперь предоставлять персонал в аренду имеют право частные агентства, получившие аккредитацию в Роструде. Соответственно, применение данной схемы доступно не всем.

Оптимизировать налоги можно за счет снижения налога на имущество. Согласно второму пункту ст. 346.11 Налогового кодекса РФ от уплаты этого налога освобождены организации на УСН. Следовательно, целесообразно держать основные средства на балансе компании-«упрощенца». Организация на ОСН просто будет брать их в аренду. Однако стоит учесть, что стоимость ОС организации-«упрощенца» не должна превышать 100 млн руб. Данный момент регламентируется подп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.

7. Ввести на предприятиях управленческий учет

Закон не обязует организации вести управленческий учет, однако для предпринимателя он необходим, поскольку позволяет осуществлять оперативное управление бизнесом.

Каждый бизнесмен должен иметь точное представление о суммах, которые он зарабатывает. Поэтому необходимо планировать бюджет, составлять бюджет доходов и расходов (БДР), прогнозировать маржу, формировать план о движении денежных средств. По итогам отчетного периода необходимо составлять фактический отчет о доходах и расходах.

Управленческий учет ведут далеко не все предприниматели. И это печально. Многие расходы осуществляются бесконтрольно, например расходы на хозяйственные нужды. С одной стороны, суммы на такие расходы небольшие, с другой – за год набегают приличные цифры. И не всегда они оправданны.

Организация должна регулярно проводить инвентаризацию и выявлять недостачи. Это поможет сократить количество необоснованных трат.

Минимизация налогов

Минимизация налогов – это целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

При минимизации налогов происходит снижение суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, за счет применения механизмов, позволяющих уменьшать суммы всех налогов с применением, как законных так незаконных схем.

Цель минимизации налогов

Цель минимизации налогов – увеличение всех финансовых ресурсов предприятия посредством максимально возможного уменьшения налоговых платежей.

В чем заключается минимизация налогов

Минимизация налогов включает в себя следующие мероприятия:

  • разработка грамотной налоговой учетной политики;

  • применение налоговых льгот, отсрочек от уплаты налогов;

  • использование пробелов в действующем налоговом законодательстве.

По-хорошему, задумываться над тем, как минимизировать налоги, следует еще до регистрации фирмы.

Учредитель должен проанализировать, какая система налогообложения будет наиболее выгодной с точки зрения оптимизации налогообложения.

Выбор правильного режима из возможно допустимых режимов позволяет сократить налоговые издержки порой весьма ощутимо.

Отличие налоговой оптимизации от минимизации налогов

Главное отличие оптимизации от минимизации заключается в том, что при проведении налоговой оптимизации анализируется вся совокупность налогов, подлежащих начислению и уплате организацией в бюджет.

Можно сказать, что минимизация налогов является частью налоговой оптимизации, а в свою очередь налоговая оптимизация является составной частью более широкого понятия «налоговое планирование».

Варианты минимизации налогов

На практике применяются два варианта минимизации налогов.

Минимизировать налоги можно законным и незаконным способом.

Законная минимизация налогов

Чтобы минимизировать налоги законным способом, необходимо проделать тщательную и кропотливую работу, в совершенстве знать налоговое законодательство, возможности использования налоговых льгот по отношению к конкретной фирме, быть в курсе всех изменений действующего законодательства.

Любая минимизация налогов законными способами несет строго индивидуальный характер.

Каждый способ законной минимизации налогов состоит из применения определенных льгот, возможных отсрочек уплаты налогов и других инструментов, дающих право законным путем уменьшить или вообще избавить фирму от налогообложения.

Минимизацию налогов можно провести самостоятельно или нанять опытного главного бухгалтера или обратиться в специализированную аудиторскую или консалтинговую фирму.

Незаконная минимизация налогов

Главное, что следует знать о незаконной минимизации налогов, – это то, что незаконная налоговая оптимизация нарушает законодательство РФ и является уголовно наказуемым действием.

Основные методы незаконной минимизации налогов заключаются в уклонении от уплаты налогов путем занижения прибыли или завышения расходов, в ведении «черной бухгалтерии», заключении договоров с фиктивными фирмами, применении схем с привлечением фирм-однодневок.

Минимизировать налоги незаконным способом нетрудно, основная сложность заключается в том, чтобы скрыть использование незаконных схем от налоговых инспекторов.

Рекомендации по выбору системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) подходит компаниям с небольшим оборотом, а именно до 150 млн. руб. (в 2017 году именно такой лимит определен законодательством для сохранения прав на УСН).

Если расходы бизнеса значительны, выгоднее выбирать УСН по ставке 15% «Доходы минус расходы».

Если затрат не так много, то больше подойдет УСН 6% (налог со всей суммы дохода).

Лучше просчитать оба варианта, чтобы понять, какой из них больше подойдет компании.

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения выгодна, если фирма заключает договора с организациями, также применяющими общую систему налогообложения (ОСНО).

В противном случае могут возникнуть трудности c возвратом НДС.

Любая из выбранных систем позволяет предпринять ряд мер для уменьшения налогового бремени и минимизировать налоги.

Возможные мероприятия по сокращению налогов компании, применяющей ОСНО

Рассмотрим подробнее возможные мероприятия по сокращению налогов для фирмы на ОСНО.

Минимизировать налоги на ОСНО можно по трем основным видам налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Для снижения величины НДС закупку товаров, сырья, материалов для вашего бизнеса следует производить у компаний, которые также платят НДС.

В этом случае суммы НДС в счет-фактурах поставщика можно принять к вычету.

Особое внимание стоит уделять правильности оформления первичной документации, поступающей вместе с товаром (товарные накладные и счета – фактуры).

Налоговые инспекторы внимательно проверяют документы на наличие ошибок, и в случаях не правильного оформления документации отказывают компаниям в вычете НДС из бюджета.

Налог на прибыль

Для снижения суммы налога на прибыль следует максимально полно отражать в налоговом учете затраты, относящиеся к непосредственному ведению предпринимательской деятельности.

При этом все документы должны быть надлежащим образом оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Налог на имущество

Налог на имущество зависит от стоимости основных фондов и по мере их ежегодного износа уменьшается.

Важно правильно рассчитать амортизацию.

Кадастровая стоимость недвижимого имущества, конечно, величина более постоянная, но если у вас имеются основания считать оценку необъективной, можно обратиться в суд и оспорить решение оценщиков.

Последствия неудачной схемы минимизации налогов

Во-первых, налоги или страховые взносы будут доначислены, и их нужно будет выплатить полностью.

Во-вторых, за каждый день просрочки начисляются пени.

В-третьих, организации выписывают штраф, как правило, 30% от выявленной суммы недоплаты.

В-четвертых, руководитель компании или иное должностное лицо привлекаются к административной ответственности.

В-пятых, если речь идет о довольно крупных суммах, то руководящим лицам компании (генеральному директору, главному бухгалтеру и иным руководящим работникам) грозит уголовная ответственность.

Налоговая оптимизация

Налоговая оптимизация – это комплекс методов и подходов к эффективному планированию (минимизации) налогов, перечисляемых в бюджет.

Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств путем осуществления законных действий, включающих в себя использование всех предоставленных действующим законодательством льгот, налоговых освобождений и других приемов и способов в рамках законодательства.

Цели налоговой оптимизации

Целью налоговой оптимизации является снижение размера всех налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности, сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых органов, снижение налоговых рисков.

Наряду с этим целью налоговой оптимизации может являться отсрочка налоговых платежей, т. е. перенос их уплаты на более поздний срок.

Виды налоговой оптимизации

Можно выделить следующие виды оптимизации налогообложения:

1) оптимизация по видам налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и другие налоги);

2) оптимизация налогообложения у организаций в зависимости от их принадлежности к той или иной сфере финансово-хозяйственной деятельности (например, банки, страховые организации, организации торговли и т. д.);

3) оптимизация налогообложения по категориям налогоплательщиков (организации, индивидуальные предприниматели, крупные, средние и малые предприятия).

Налоговую оптимизацию в зависимости от периода времени, в котором она проводится, можно подразделить на перспективную (долгосрочную) и текущую налоговую оптимизацию.

Если целью налогоплательщика является уменьшение налогообложения в процессе его повседневной (текущей) деятельности, то имеет место текущая налоговая оптимизация.

Текущая налоговая оптимизация заключается в применении совокупности методов, позволяющих снижать налоги в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

Деятельность налогоплательщика, позволяющая уменьшить налогообложение с учетом его деятельности в будущем, рассматривается, как перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация.

Перспективная налоговая оптимизация заключается в применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе всей деятельности налогоплательщика.

Подобная оптимизация достигается посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений.

Используя следующие критерии разграничения видов налоговой оптимизации:

  • законность действий налогоплательщика (налогоплательщик нарушает закон или нет);

  • степень налоговой нагрузки: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налог.

  • получим такие виды налоговой оптимизации:

  • действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке. В этом случае осуществляется классическая налоговая оптимизация;

  • действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при этом по возможности уменьшаются. В этом случае осуществляется минимизация налогов;

  • действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи не производятся. В этом случае осуществляется противозаконная налоговая оптимизация.

Элементы налоговой оптимизации

Элементами налоговой оптимизации являются:

  • система контроля за правильностью начисления налогов и своевременной уплатой налогов в бюджет;

  • оптимизация налоговых обязательств;

  • точное исполнение налоговых обязательств;

  • недопущение возникновения дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сроки, которые превышают срок исковой давности;

  • система бухгалтерского и налогового учета, которая дает возможность получать своевременную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.

Этапы налоговой оптимизации

В процессе налоговой оптимизации можно выделить ряд этапов.

Такими этапами являются:

  • первый этап — непосредственно создание коммерческой организации;

  • второй этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.;

  • третий этап — выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица;

  • четвертый этап — анализ и максимально правильное использование всех предоставленных налоговым законодательством преимуществ и льгот по каждому из налогов при осуществлении текущей предпринимательской деятельности;

  • пятый этап — анализ всех возможных форм сделок, которые будут осуществляться в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации налогов;

  • шестой этап — решение вопроса о надлежащем размещении активов и прибыли организации с целью получения дохода от инвестиций.

Кто осуществляет налоговую оптимизацию

Непосредственно действия, позволяющие в результате минимизировать налоговые платежи организации, могут совершаться её работниками: бухгалтерами, финансистами, юристами.

Однако налоговая оптимизация может осуществляться по поручению налогоплательщика также на основе соответствующего договора консалтинговыми компаниями, юридическими фирмами, аудиторами и налоговыми консультантами.

Последнее время часто приходится сталкиваться с одним и тем же вопросом от собственников бизнеса и предпринимателей: как законно можно не платить налоги, где брать «наличку»?

С учётом сложившейся экономической ситуации и нехваткой денежных средств это наиболее актуальные вопросы на сегодня. Государство стало использовать все возможные рычаги, чтобы вывести из тени «черно-серые» зарплаты и легализовать доходы бизнеса.

Существенная доля российского бизнеса находится в тени, чтобы платить меньше налогов. Чтобы снизить свои затраты, многие выплачивают зарплаты «в конвертах». Это чревато ответственностью не только по статьям НК РФ, но и по УК РФ (ст. 199, 199.1).

Эксперты настаивают на том, что бороться с зарплатой в «конвертах» нужно одновременно с разных сторон:

  • требовать от банков, чтобы они принимали в расчет при принятии решения о выдаче кредита только официальный заработок человека;
  • изменить правила контроля за соблюдением законодательства на предприятиях;
  • ужесточить наказания за нарушения в оплате труда.

Одновременно с этим вводится контроль за цепочкой контрагентов. Если раньше в декларациях по НДС не было видно, у кого купили и кому продали, в декларациях стояли обезличенные суммы, то сейчас налоговая инспекция видит всю цепочку контрагентов и проверяет до 6-7 звена включительно, а где-то даже и дальше. 📌 Реклама Отключить

Использование АСК НДС-2 и проводимые мероприятия налогового контроля направлены исключительно на выявление выгодоприобретателя (получателя налоговой выгоды) по сделкам с так называемыми фирмами-«однодневками».

И самым неприятным для бизнесменов окажется то, что претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц будут предъявлены именно к добросовестным компаниям и, с большей вероятностью, к той компании, у которой есть что взять (имущество, транспорт и т. д.). И даже в тех случаях, когда добросовестная компания взаимодействует с такой же добросовестной компанией, а та, в свою очередь, — с «серой» или «черной» компанией.

Следовательно, проходят те времена, когда можно было не платить налоги. Государство заставляет российский бизнес работать легально. И преуспевающим бизнесом будет тот, который начнет осваивать непростые методы легальной работы с одновременной оптимизацией налогов.

📌 Реклама Отключить

Так что же делать бизнесу? Ответ один: выходить из тени и грамотно организовать учёт на предприятии.

Оптимизация — это не значит не платить налоги, это значит знать законодательство и умело им пользоваться.

Давайте рассмотрим всего несколько возможных вариантов оптимизации налогообложения

  1. Самое первое, что необходимо сделать собственнику бизнеса, — это провести анализ своего бизнеса на состав доходов и затрат. Отдельно выделить поставщиков и покупателей с НДС и без НДС (контрагенты на спецрежимах, льготники и т. д.). Данные потоки разумно разделить путем выделения отдельного юридического лица, что приведет к экономии НДС.
  2. Проанализировать структуру затрат своего бизнеса. Для этого необходимо сверить свои расходы и расходы, которые признаются в целях налогообложения. В главе 25 НК РФ подробно написано, что признается расходом в целях налогообложения налогом на прибыль организаций. Постараться исключить или минимизировать те расходы, которые не попадают под гл. 25 НК РФ.
  3. Также в качестве директора можно нанять ИП-управляющего, применяющего УСН 6%. Дело в том, что закон об ООО и АО не делает никакого различия между работником-директором и ИП-управляющим. Налицо экономия на налогах, уплачиваемых с ФОТ директора в бюджет, так как ИП сам платит налоги за себя, это 6% с дохода и фиксированные платежи в фонды.
  4. Вывести весь непрофильный персонал из компании. Для этого можно создать аутсорсинговую (обслуживающую) компанию. Аутсорсинговая компания может оказывать юридические, бухгалтерские и прочие услуги. В данном случае разумнее открывать ООО на системе налогообложения УСН (доходы-расходы), т. к. у ИП присутствуют фиксированные платежи в фонды, не зависящие от того, ведет он деятельность или нет.
  5. Аутстаффинг — это не что иное, как привлечение стороннего персонала через специализированную фирму. Другими словами, это «аренда» сотрудников. Но с 2016 года ужесточилось законодательство, и теперь далеко не каждая компания сможет заниматься аутстаффингом. Предоставлять персонал в аренду смогут лишь частные агентства, которые прошли специальную аккредитацию в Федеральной службе по труду и занятости. Поэтому данная схема, конечно, может иметь место, но с определенными ограничениями.
  6. Определиться с имуществом, с которого уплачивается налог на имущество. Налог на имущество не платят организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Основные средства желательно аккумулировать в собственность компании, которая находится на УСН. Далее их арендует компания, которая находится на общей системе налогообложения. Формально у схемы есть одно ограничение — остаточная стоимость основных средств у компании на УСН не должна превышать 100 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

    Также стоит учесть, что ИП при работе на УСН освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. Данная льгота действует в отношении строений, сооружений, помещений или их части, которые:

    • находятся в собственности индивидуального предпринимателя;
    • используются им для предпринимательской деятельности.

    Основания — абз. 1 п. 3 ст. 346.11, ст. 400, 401 НК РФ.

    С 1 января 2015 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, обязаны уплачивать налог на имущество, если они владеют объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

    Налогообложение имущества торгово-офисного назначения на основе кадастровой стоимости введено в 28 субъектах РФ, в которых приняты особенности определения налоговой базы, а также утверждены соответствующие перечни объектов недвижимого имущества (письмо ФНС России от 29.05.2015 № ГД-2-3/647@).

    📌 Реклама Отключить

    Таким образом, «упрощенцам», которые владеют недвижимым имуществом в указанных регионах, необходимо изучить региональное законодательство на предмет необходимости уплаты налога на имущество.

  7. Ну и, конечно, обязательно вести на предприятиях управленческий учет. Налоговым законодательством это не предусмотрено, но для собственников бизнеса это необходимый учет, так как данный учет подразумевает оперативное управление бизнесом. Для каждого собственника необходимо абсолютно точно знать, сколько он зарабатывает. Для этого следует планировать бюджет, составлять бюджет доходов и расходов (БДР), планировать свою маржу, составлять бюджет о движении денежных средств и по окончании каждого отчетного периода составлять отчет о фактически, произведенных доходах и расходах. К сожалению, на основании своего практического опыта могу сказать, что данный учет далеко организован не у всех. Очень часто расходы (канцелярия, хозрасходы и проч.) производятся неконтролируемо. Суммы вроде бы каждый раз получаются небольшими, но если их пересчитать на годовые затраты, то суммы могут оказаться приличными и не всегда оправданными. Необходимо на своем предприятии регулярно проводить инвентаризацию с целью контроля и выявления недостач. А иначе можно тратить деньги «на обналичку» и в то же время, что называется, «у себя под носом» просто их терять благодаря неорганизованному учету и контролю.

Конечно, рассуждать о легальных способах оптимизации можно бесконечно долго. Следует отметить, что существует еще немало законных способов оптимизации налогообложения, однако это предмет отдельного разговора. Для каждого бизнеса необходим свой анализ и свои схемы. 📌 Реклама Отключить

И напоследок хотелось бы напомнить о том, что последнее время налоговая инспекция все чаще проверяет компании на реальность операций и их деловой характер. В обиход вошло такое понятие, как «деловая цель». При этом получение налоговой выгоды (уменьшение налоговых обязательств) не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. А отсутствие деловой цели может привести к признанию необоснованной налоговой выгоды и, как следствие, к отказу в уменьшении налоговых обязательств в результате сделки.

Стоит ли платить проценты за «обналичку»

Пока автор писала данную статью, на почту пришло письмо с темой «Услуги по обналичиванию денежных средств», где за неприлично низкий процент предлагают полный пакет документов, что называется, «под ключ». А стоит ли все-таки платить проценты неизвестно кому за наличку и нести риски? 📌 Реклама Отключить

За последние два года выявлено множество схем обналички, доначислены миллиарды рублей налогов к уплате, не говоря уже о пенях и штрафах. Игра с «обналом» может привести как к административной ответственности так и к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ, а сотрудничество с непорядочными контрагентами принесет лишь кратковременный положительный результат.

Не существует больше 100%-ых способов защитить себя и свой бизнес, если ваша компания связана с «обнальными» конторами и «фирмами-одноневками». Конечно, можно выиграть арбитражный суд, но это не избавит вас от личной материальной ответственности в связи с выходом закона 401-ФЗ. Также весьма вероятно привлечение к уголовной ответственности.

Вывод напрашивается только один: пришла пора российскому бизнесу полностью поменять свой образ мыслей и выйти из сумрака.

Для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет понять, какими методами (фискальными или регулирующими) осуществляется формирование доходов бюджета.

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ за последние годы показывает, что в большинстве случаев преобладают косвенные налоги (табл. 1).

Таблица 1

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ в 2003-2013 гг.

*Источник: Составлено автором на основании данных сайта http://www.gks.ru/

Правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой политики государства.

Разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги:

  1. Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах.

  2. Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных .

  3. Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции .

  4. Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц .

Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов.

В России «объективно сложившиеся экономические условия не позволяют пока ориентироваться на англосаксонскую модель, однако уже сейчас существуют реальные возможности перехода на смешанную модель распределения налогового бремени, в которой прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы примерно поровну в общих налоговых поступлениях в бюджет и внебюджетные фонды».

Мы считаем, что необходимо пересмотреть налоговую систему России в сторону ее приближения к англосаксонской модели, т.е. преобладанию прямых налогов. По нашему мнению, косвенные налоги скрывают от каждого гражданина ту сумму, которую он платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто. Прямые налоги побуждают граждан контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению.

На наш взгляд, чем больше будет косвенных налогов, тем менее прозрачна и более запутана будет налоговая система.

Также хотелось бы отметить, что в демократических странах преобладают прямые налоги, а в странах с низким уровнем экономического развития именно косвенные налоги в приоритете, так как для достаточного обложения прямыми налогами не хватает налоговой базы (доходов). Решение об усилении роли косвенных налогов в российской финансовой системе может привести к увеличению бюджетного дефицита и, возможно, обострению социальных проблем .

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом – с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но главное – с учетом специфики экономического развития России.

Увеличить долю прямых налогов мы предлагаем следующим образом:

1. Улучшить налоговое администрирование. В качестве примера приведем несколько недостатков, существующих на сегодняшний день. Такие налоги, как транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц физические лица уплачивают на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. В большинстве случаев налоговые органы используют различные коммерческие организации, доставляющие корреспонденцию (например, квитанции на уплату коммунальных платежей), или отделения почтовой связи. Однако, в связи с отсутствием необходимого финансирования на почтовые расходы, данная корреспонденция доставляется: во-первых, несвоевременно (или вообще не доставляется), во-вторых, в «открытом» виде, путем разноски по почтовым ящикам.

Еще одной проблемой, влияющей на своевременную уплату налогов — является обновление информационной базы по собственникам имущества, транспортных средств и земельных участков. Зачастую эти сведения не корректируются годами.

Таким образом, если бы государство в своей налоговой политике придерживалось общеустановленных принципов налогообложения, а налоговыми органами были соблюдены все процедуры по проведению налогового администрирования, своевременному вручению налоговых уведомлений, проводилась активная работа по взысканию платежей, то в определенной степени не возникала бы проблема по поступлению платежей в бюджеты различных уровней.

2. Ввести налог на недвижимость. Налоговой базой предполагается признавать оценочную стоимость объектов недвижимого имущества, а в качестве объекта налогообложения — объект недвижимости, состоящий из земельного участка и находящегося на нем строения (дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения). Для налогоплательщиков ставка может стать различной, это связано с тем, что налоговая нагрузка на граждан, особенно с низкими доходами, не должна увеличиваться. Например, предполагается вариант, когда граждане, имеющие единственное жильё, будут платить символическую сумму, а для тех, у кого есть две и более квартиры или дома, будут платить повышенный налог.

3. Стимулировать производство. К сожалению, производство в нашей стране недостаточно развито. Такие меры, как обеспечение конкурентных преимуществ, поддержка и защита интересов отечественных производителей на внешнем рынке способствовали бы развитию производства в России, что привело бы к увеличению сумм налога на прибыль организаций. Еще одним вариантом может быть повышение импортных пошлин, чтобы стимулировать производство в России.

4. Развивать налоговую культуру. В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований. Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

— совершенствование механизма разрешения налоговых споров;

— существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;

— повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;

— повышение качества исполнения налоговых процедур;

— повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Для гармонизации налоговой системы необходим взвешенный подход к соотношению прямых и косвенных налогов.

2. Количественные показатели соотношения меняются в зависимости от уровня развития национальной экономики, на него влияют национальные особенности и традиции населения страны.

3. Для российской экономики переориентация на прямое налогообложение преждевременна, т.к. прямые налоги для производства будут являться: а) сдерживающим фактором развития производства; б) при малом росте ВВП доходы от этих налогов будут недостаточны.

На наш взгляд, главной задачей для современной России должно быть сокращение разрыва между теорией и практикой. Насколько бы идеальны не были теоретические расчеты, отсутствие существования качественных механизмов реализации их на практике не приведет к ожидаемым результатам. Для достижения максимальной справедливости в налогообложении необходимо увеличивать роль прямых налогов в России, однако на пути к данной цели стоит проблема теневого сектора экономики, решение которой, по-прежнему, является первоочередной задачей для нашего государства.

Литература

2. Попова Л.И. Налоговые системы зарубежных стран : учебно-методическое пособие / Л. И. Попова. – М.: Дело и Сервис, 2013. – 368 с.

3. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем зарубежных стран / В.Г. Князев // Налоговый вестник. — 2013. — №9. — С.5-8.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *