Налогообложение негосударственных пенсионных фондов

Донец А.А.

О вопросах налогообложения,
связанных с негосударственным
пенсионным обеспечением населения.

Согласно Федеральному закону от 07.05.98 г. «75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд (далее фонд) является особой организационно-правовой формой некоммерческой организаций социального обеспечения, исключительный вид деятельности которой состоит в негосударственном пенсионном обеспечении участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Пенсионными резервами является совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий участникам фонда.
Размещение пенсионных резервов производится исключительно в целях сохранения и прироста пенсионных резервов в интересах участников фонда.
Деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не является предпринимательской.
Фонды вправе размещать самостоятельно или через управляющую компанию собственные средства, включая пенсионные резервы.
Фонды осуществляют размещение пенсионных резервов через управляющего (управляющих) по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, банковские депозиты и иных случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

1. Налог на прибыль.

1.1. Налогообложение вкладчиков — юридических лиц при внесении ими пенсионных взносов и других средств в негосударственные пенсионные фонды.
В соответствии с подпунктом «р» пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. «552 (с учетом изменений и дополнений), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются платежи по заключенным в пользу своих работников договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, в пределах установленного максимального размера.
Подпунктом «в» пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. «2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) установлена льгота по налогу на прибыль, которая распространяется на расходы предприятия за счет прибыли, произведенные как в виде взносов на благотворительные цели, так и в виде средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям социального обеспечения, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничений на целевое назначение средств, перечисляемых в организации социального обеспечения.
В связи с тем, что Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» придал негосударственным пенсионным фондам статус организаций социального обеспечения, предприятия вправе использовать указанную льготу по налогу на прибыль при перечислении средств в негосударственные пенсионные фонды.
При этом предприятие самостоятельно определяет и указывает в платежных документах целевое назначение перечисляемых за счет прибыли средств, а негосударственный пенсионный фонд, в свою очередь, обязан по окончании отчетного года представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании.
Исходя из установленного указанным законом содержания основной уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, под целевым назначением перечисляемых предприятиями средств может пониматься, в частности, внесение в негосударственные пенсионные фонды:
— пенсионных взносов в пользу работников предприятия;
— внесение целевых взносов на создание и пополнение страхового резерва, формируемого фондом в соответствии со статьей 20 закона;
— целевых взносов на пополнение имущества негосударственного пенсионного фонда, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности;
— целевых взносов на создание и пополнение гарантийного резерва, формируемого объединенным гарантийным фондом в порядке, установленном статьей 23 закона.

1.2. Налогообложение негосударственных пенсионных фондов.
1.2.1. В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги.
Федеральным законом от 31.07.98 г. «147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено (статьи 2, 4, 5 и 7), что до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации отдельные законы, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ.
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» плательщиками налога на прибыль признаются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ и пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 г. «7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации, основная уставная деятельность которой заключается в негосударственном пенсионном обеспечении населения.
При этом указанный закон содержит специальную норму (абзац 9 статьи 25), которая подлежит первоочередному применению среди других законодательных норм и устанавливает, что деятельность негосударственных пенсионных фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской.
Кроме того, на основании положений абзаца 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации для целей защиты прав и законных интересов граждан-участников фондов Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» налагает существенные ограничения на права негосударственных пенсионных фондов в части владения, пользования и распоряжения пенсионными резервами и доходами от их размещения (статьи 14, 16-18, 24-27, 32). В частности , законом установлено, что доход от размещения пенсионных резервов направляется исключительно на пополнение пенсионных резервов и покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, а также определены нормативы его распределения по указанным направлениям (статья 27).
Следовательно, доходы от размещения пенсионных резервов являются целевыми поступлениями негосударственного пенсионного фонда по его основной уставной деятельности, предназначенными для негосударственного пенсионного обеспечения, и не могут быть отнесены к прибыли фонда, т.е. к средствам, свободным от обязательств перед другими лицами.
Таким образом, основная уставная деятельность негосударственных пенсионных фондов не является предпринимательской, а доходы, полученные в результате осуществления основной уставной деятельности (независимо от способа размещения пенсионных резервов: самостоятельно или через управляющую компанию), не могут быть квалифицированы как доходы от предпринимательской деятельности.
В связи с этим негосударственные пенсионные фонды законодательством о налогах и сборах не признаются плательщиками налога на прибыль по их основной деятельности и на них не может быть возложена обязанность по уплате налога на прибыль, образующейся в результате этой деятельности.
1.2.2. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги по ставке 15 процентов с других видов доходов:
а) доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;
б) доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.
Указанный закон (пункт 2 статьи 1) установил, что по всему тексту закона под предприятиями понимаются плательщики налога на прибыль.
Следовательно, ввиду отсутствия в статье 9 иного определения понятия «предприятие», Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», по совокупности пункта 2 статьи 1 и первого абзаца пункта 1 статьи 9, возлагает обязанность по уплате налогов с доходов, указанных в статье 9, на предприятия-плательщики налога на прибыль, в частности, согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 1 закона, — на юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Таким образом, негосударственные пенсионные фонды, получившие доходы от размещения пенсионных резервов (независимо от способа их размещения: самостоятельно или через управляющего) в объекты, указанные в пункте 1 статьи 9 закона, не являются плательщиками налога с указанных доходов и у них не возникает соответствующей обязанности по уплате налогов с доходов.
1.2.3. В соответствии с действующим законодательством негосударственные пенсионные фонды вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.
В этом случае, согласно пункту 10 статьи 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», негосударственные пенсионные фонды обязаны уплачивать налог с получаемой от предпринимательской деятельности суммы превышения доходов над расходами.
В целях обеспечения четкого разделения деятельности негосударственного пенсионного фонда на основную уставную (по негосударственному пенсионному обеспечению населения) и предпринимательскую Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»(статьи 16-18) выделяет две составляющие его имущества: пенсионные резервы, предназначенные для обеспечения выплат негосударственных пенсий участникам фонда, и имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда. При этом фонд обязан (статья 32 закона) при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и имущества, составляющего пенсионные резервы.
Кроме того, действующее законодательство не налагает каких либо специальных ограничений на имущество негосударственного пенсионного фонда, предназначенное для обеспечения его уставной деятельности, и доходы от его размещения, за исключением запрета на распределение прибыли среди учредителей фонда.
Этим имуществом фонд вправе распоряжаться своей волей и в своем интересе, что соответствует признакам осуществления предпринимательской деятельности, установленным статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, деятельность негосударственного пенсионного фонда, связанная с извлечением прибыли (дохода) от размещения имущества, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности, относится к предпринимательской, а полученные от этой деятельности доходы подлежат обложению налогом на прибыль (доход) в общеустановленном порядке.

1.3. Налогообложение доверительного управляющего.
1.3.1. Согласно статьям 24 и 25 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности, диверсификации и возвратности. За исключением случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и иных случаев, предусмотренных Правительством РФ, негосударственные пенсионные фонды осуществляют размещение пенсионных резервов через управляющего.
В случае размещения полностью или частично пенсионных резервов через управляющего, управление пенсионными резервами осуществляется, согласно статьям 1012 и 1018 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверительным управляющим на основании заключенного с негосударственным пенсионным фондом договора доверительного управления имуществом исключительно в интересах негосударственного пенсионного фонда и его участников. При этом пенсионные резервы, переданные в доверительное управление, остаются в собственности негосударственного пенсионного фонда, обособляются от другого имущества негосударственного пенсионного фонда и имущества управляющего, отражаются у управляющего на отдельном балансе и по ним ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением пенсионными резервами, открывается отдельный банковский счет.
Бухгалтерский учет таких операций производится в соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными приказом Минфина России от 24.12.98 «68н.
Доход, полученный доверительным управляющим в результате доверительного управления пенсионными резервами фонда, не включается в состав выручки управляющего от реализации продукции (работ, услуг), иного имущества управляющего и доходов от внереализационных операций.
В связи с этим, на основании статьи 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», указанный доход не является объектом обложения налогом на прибыль доверительного управляющего.
1.3.2. По пенсионным резервам, размещенным доверительным управляющим в объекты, указанные подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», управляющий ведет отдельный учет по видам полученных доходов (дивиденды по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, дивиденды и проценты по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации, ценным бумагам органов местного самоуправления, доходы от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 закона налоги с указанных доходов взимаются у источника выплаты этих доходов, а ответственность за удержание и перечисление указанных налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход. То есть, согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации эти предприятия являются налоговыми агентами.
Одна из главных обязанностей налоговых агентов (подпункт 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса) состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов.
При получении доходов от размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и ценные бумаги органов местного самоуправления доверительный управляющий является одновременно налоговым агентом.
В связи с тем, что учредитель доверительного управления — негосударственный пенсионный фонд не является плательщиком налога на доходы, полученные от размещения пенсионных резервов в объекты предусмотренные статьей 9 Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций», доверительный управляющий не праве производить исчисление и удержание указанного налога.
При размещении пенсионных резервов в акции, удостоверяющие право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия -эмитента, либо в виде инвестиций на условиях долевого участия в другие предприятия указанные предприятия выполняют функции налогового агента. В этом случае доверительный управляющий, действуя в интересах негосударственного пенсионного фонда и его участников, обязан известить предприятие-источник выплаты доходов о том, что негосударственный пенсионный фонд не является налогоплательщиком и причитающиеся ему доходы не подлежат обложению налогом.
1.3.3. Налогообложение доходов, полученных доверительным управляющим от размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, производится в общеустановленном порядке.
1.3.4. В соответствии со статьей 1023 Гражданского кодекса Российской Федерации доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом.
Выплата вознаграждений и возмещение расходов, произведенных управляющим при доверительном управлении пенсионными резервами, производится за счет доходов, полученных от использования пенсионных резервов, и уменьшает общую сумму дохода негосударственного пенсионного фонда от размещения пенсионных резервов.
Аналогичный порядок применяется при выплате вознаграждения и возмещении расходов, произведенных управляющим при доверительном управлении имуществом, предназначенным для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда.
Причитающиеся управляющему суммы вознаграждения и возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом негосударственного пенсионного фонда, составляют его доходы и учитываются по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Расходы управляющего по доверительному управлению имуществом негосударственного пенсионного фонда учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с требованиями Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 «552 (с учетом изменений и дополнений).
Налогообложение прибыли доверительного управляющего производится в общеустановленном порядке.

2. Налог на добавленную стоимость.

2.1. Налогообложение негосударственных пенсионных фондов.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 6.12.91г. «1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» ( с изменениями и дополнениями ) плательщиками налога на добавленную стоимость являются предприятия и организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.
Основная уставная деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения не относится к указанным выше видам деятельности.
В связи с этим негосударственный пенсионный фонд не является плательщиком налога на добавленную стоимость по своей основной деятельности и у него не возникает соответствующей обязанности по уплате указанного налога.
Таким образом, с учетом основного содержания деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения, установленного Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», налогом на добавленную стоимость не облагаются:
— пенсионные взносы, полученные фондом в соответствии с заключенными договорами о негосударственном пенсионном обеспечении с физическими и юридическими лицами;
— операции по размещению страхового и пенсионных резервов независимо от способа размещения (самостоятельно или через управляющего) и вида размещаемого имущества, составляющего указанные резервы;
— доход, полученный от размещения страхового и пенсионных резервов, независимо от способа их размещения (самостоятельно или через управляющего);
— суммы выплачиваемых участникам фонда негосударственных пенсий;
— часть дохода фонда от размещения пенсионных резервов, направляемая на покрытие издержек фонда по основной уставной деятельности.
Кроме того, на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации и части второй пункта 1 статьи 4 Закона «О налоге на добавленную стоимость», не облагаются налогом на добавленную стоимость целевые взносы юридических и физических лиц для покрытия издержек фонда по основной уставной деятельности, а также на формирование страхового резерва фонда.
Вместе с тем, доходы, полученные фондом при осуществлении предпринимательской деятельности с использованием имущества , предназначенного для обеспечения уставной деятельности (независимо от способа его размещения : самостоятельно или через управляющего), включаются в налогооблагаемый оборот в общеустановленном порядке.
2.2. Налогообложение доверительного управляющего.
В случае размещения имущества негосударственного пенсионного фонда (независимо от его вида : страховой и пенсионные резервы или имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда) через доверительного управляющего , последний , в соответствии со статьями 1015 и 1020 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом и осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества, которое отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе.
В связи с этим доходы, полученные доверительным управляющим от доверительного управления имуществом негосударственного пенсионного фонда, не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость доверительного управляющего.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
При этом (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Действующее налоговое законодательство не предусматривает возложение обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость на налоговых агентов.
Таким образом, доверительный управляющий не вправе производить уплату налога на добавленную стоимость по всем операциям, производимым в рамках доверительного управления имуществом негосударственного пенсионного фонда.
Помимо этого, доверительный управляющий, действуя в интересах негосударственного пенсионного фонда и его участников, обязан при совершении операций по доверительному управлению страховым и пенсионными резервами фонда указывать в соответствующих документах, что взимание налога на добавленную стоимость не производится.
Полученные доверительным управляющим суммы вознаграждения и возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом негосударственного пенсионного фонда, включаются в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот в общеустановленном порядке.

3. Налог на имущество предприятий.

Имущество негосударственных пенсионных фондов подлежит обложению налогом на имущество предприятий в общем порядке, установленном Законом Российской Федерации от 13.12.91 г. «2030-1 «О налоге на имущество предприятий».
При этом налог на имущество предприятий уплачивается в бюджет этими фондами за счет средств, предусмотренных в смете, или за счет финансовых результатов, полученных от предпринимательской деятельности.

4. Налогообложение доходов физических лиц — участников негосударственного пенсионного обеспечения.

4.1. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 7.12.91 г. «1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году. При этом датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме.
Согласно Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах» источником выплаты участникам фонда негосударственной пенсии являются пенсионные резервы. Пенсионные резервы формируются за счет пенсионных взносов вкладчиков фонда (юридических и физических лиц) в пользу его участников, а также части дохода, полученного фондом от размещения пенсионных резервов, и являются собственностью фонда.
В связи с этим, при перечислении в негосударственный пенсионных фонд вкладчиком пенсионных взносов в пользу участников фонда, отсутствует момент получения дохода участником фонда и, соответственно, у него не возникает объекта налогообложения и обязанности уплачивать подоходный налог с пенсионных взносов.
Аналогично, по указанной выше причине, у участника фонда не возникает обязанности уплачивать подоходный налог с части дохода, полученного фондом от размещения пенсионных резервов и начисленного на его пенсионных счет.
В случае досрочного расторжения договора негосударственного пенсионного обеспечения и выплаты участнику или перевода в другой негосударственный пенсионный фонд причитающейся ему выкупной суммы, она облагается подоходным налогом в общеустановленном порядке.
Ответственность за правильное и своевременное начисление и удержание подоходного налога с выкупной суммы несет источник выплаты дохода — негосударственный пенсионный фонд.
4.2. При наступлении у участника пенсионного основания негосударственный пенсионный фонд в соответствии с условиями пенсионных правил и договора негосударственного пенсионного обеспечения производит выплату участнику негосударственной пенсии.
Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 3 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» в совокупный доход, полученный физическим лицом в налогооблагаемый период, не включаются все виды пенсий, назначаемых в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. «463 утверждена Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, которая предусматривает взамен действующей распределительной пенсионной системы введение смешанной системы пенсионного обеспечения. Составной частью смешанной системы пенсионного обеспечения является дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, — обязательных страховых взносов.
В качестве основного института, посредством которого осуществляется дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение, Программа предусматривает негосударственные пенсионные фонды.
Основным правовым актом, регулирующим отношения в системе негосударственного пенсионного обеспечения, является Федеральный закон от 7.05. 98 г. «75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Указанный закон является составной частью пенсионного законодательства Российской Федерации и, помимо основных требований к деятельности негосударственных пенсионных фондов, устанавливает новый вид пенсии — негосударственную пенсию (статьи 2 и 3), а также пенсионные основания, при наступлении которых она может быть назначена (статья 10). При этом закон содержит отсылочные нормы, в соответствии с которыми конкретные условия и порядок формирования и выплаты участникам негосударственных пенсий регулируются пенсионными правилами фонда и договорами о негосударственном пенсионном обеспечении (статьи 2,3,8,9,12,13,14).
В связи с изложенным, налоговая льгота, предусмотренная подпунктом «б» пункта 1 статьи 3 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», распространяется на граждан, получающих негосударственную пенсию по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, и сумма выплачиваемой негосударственной пенсии не включается в их совокупный доход.

Налогообложение негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд — особая организацион­но-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

• деятельность по негосударственному пенсионному обеспе­чению участников фонда в соответствии с договорами негосудар­ственного пенсионного обеспечения;

• деятельность в качестве страховщика по обязательному пен­сионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами об обязательном пенсионном страховании;

• деятельность в качестве страховщика по профессионально­му пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Негосударственные пенсионные фонды функционируют с помощью управляющих компаний.

К доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме общего перечня доходов (ст. 249 и 250 НК РФ), относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, от осуществле­ния инвестиций и других вложений:

— дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, по банковским депозитам,

— чистый финансовый результат от реали­зации активов,

— чистый финансовый результат, отражающий из­менение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет пере­оценки на отчетную дату.

Порядок определения отдельных видов доходов является общим с другими организациями и установ­лен НК РФ.

Спецификой негосударственных пенсионных фондов высту­пает порядок определения общей налоговой базы по налогу на прибыль по доходам от размещения пенсионных резервов. В целях налогообложения доход, полученный от размещения пен­сионных резервов, определяется как положительная разница меж­ду полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Цен­трального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при усло­вии размещения указанных средств по пенсионным счетам в раз­резе доходов.

Драсч.= Р*ЦБ*д/365

где Драсч. — расчетный доход от размещения пенсионных резервов;

Р — сумма пенсионных резервов за отчетный период, подлежащие инвестированию самостоятельно

негосударствен­ным пенсионным фондом или через доверительного управля­ющего в отчетном

(налоговом) периоде;

ЦБ — ставка рефинансирования Центрального банка РФ;

д — количество дней отчетного периода, в течение которых став­ка рефинансирования оставалась

постоянной.

В случае изменения ставки рефинансирования в течение от­четного периода расчетные доходы определяются по указанной формуле по каждой ставке исходя из количества дней, в течение которых она действовала, а затем рассчитанные величины сум­мируются.

Сумма размещенных пенсионных резервов (Р) в отчетном периоде определяется как среднеарифметическая за месяц. Для этого на число месяцев в отчетном периоде делится сумма, полу­ченная от сложения половины суммы размещенных пенсионных резервов на 1-е число отчетного периода и на 1-е число следую­щего за отчетным периодом месяца, а также суммы размещен­ных резервов на каждое 1-е число всех остальных месяцев отчет­ного периода.

К доходам, полученным от уставной деятельности фондов, кроме общего перечня доходов (ст. 249 и 250 НК РФ), в частно­сти, относятся:

• отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;

• доходы от размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, в ценные бумаги, от осуществления инвестиций и других вложений.

Особенности определения расходов негосударственных пен­сионных фондов вытекают из тех же обстоятельств, что и особен­ности доходов. В налоговом учете раздельно определяются рас­ходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, и расходы, связанные с обеспечением уставной деятель­ности этих фондов.

К расходам, связанным с получением дохода от размещения пен­сионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме общих расходов (ст. 254—269 НК РФ), относятся:

• расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг;

• обязательные расходы, связанные с хранением, поддержа­нием в рабочем состоянии и оценкой в соответствии с законода­тельством Российской Федерации имущества, в которое разме­щены пенсионные резервы;

• отчисления на формирование имущества, предназначенно­го в обеспечение осуществления уставной деятельности.

Порядок определения размера оплаты услуг управляющей компании и специализированного депозитария разрабатывает сам негосударственный пенсионный фонд и включает его в правила фонда, регистрируемые уполномоченным федеральным органом.

Размер отчислений на формирование имущества, предназна­ченного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покры­тие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельностифонда, не должен превышать в сумме 15% дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и 15% дохода, полученного от инвестирования пенсионных накоплений.

Что нужно знать о пенсионных накоплениях

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной «управляющей компании».

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Как выбрать вариант пенсионного обеспечения:
с накопительной пенсией или без

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *