Содержание
- Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом
- Облагаются ли налогом субсидии при УСН (доходы) в 2018 году?
- Дебет 51 Кредит 86
- Счет 86 в бухгалтерском учёте
- Проводки по 86 счету «Целевое финансирование»
- Проводки по 86 счету на примере
- Учет субсидии при УСН
- Вопрос
- Ответ
- Безвозмездная помощь
- Учитываем субсидии
- Субсидии на покупку основных средств
- Учет субсидий при расчете единого налога
- Нужно ли уплачивать налог с суммы полученного гранта при УСН (6%)?
Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом
Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»
Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 8, август 2013 г.
Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.
Безвозмездная помощь
Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:
– категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
– цели, условия, порядок их предоставления и другое.
Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.
Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Учитываем субсидии
Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.
Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:
– капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;
– текущих расходов.
Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.
Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.
Субсидии на покупку основных средств
Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
– получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– отражены расходы на покупку основного средства;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– введены в эксплуатацию основные средства;
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– отражено целевое использование бюджетных средств;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
– начислена амортизация.
Одновременно с этим записывают:
ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91
– списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.
Субсидии на текущие расходы
При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
– получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– приобретены материалы;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– отпущены в производство материалы.
Кроме того, бухгалтер записывает:
ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– отражена субсидия в составе прочих доходов.
Учет субсидий при расчете единого налога
Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.
Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.
В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).
Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.
Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.
Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.
При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).
Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:
– по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;
– нарушены условия их предоставления.
Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».
Облагаются ли налогом субсидии при УСН (доходы) в 2018 году?
Цитата (ПИСЬМО МИНФИНА от 24 мая 2013 г. N 03-11-06/2/18694):Вопрос: Организация (ООО), применяющая УСН, безвозмездно получила субсидию из областного бюджета на возмещение расходов по созданию запаса твердого топлива. Субсидия имеет целевое назначение и полностью используется для расчетов с поставщиками угля.
Облагаются ли налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, денежные средства в виде субсидий в данном случае?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 2013 г. N 03-11-06/2/18694
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, средств, выделенных из бюджета, и сообщает следующее.
При определении объекта налогообложения организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно «п. 1.1 ст. 346.15» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не учитывают доходы, предусмотренные «ст. 251» Кодекса, перечень таких доходов является исчерпывающим.
Согласно «пп. 14 п. 1 ст. 251» Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям.
В соответствии с «п. 2 ст. 251» Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Кроме того, «ст. 6» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) определено, что получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные из бюджета обществом с ограниченной ответственностью в целях возмещения затрат по приобретению твердого топлива и созданию его запаса, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.05.2013
Дебет 51
Кредит 86
Расчетные счета. Целевое финансирование
- Поступление на счет жилищной организации средств целевого финансирования для компенсации стоимости коммунальных услуг и квартирной платы отдельным категориям квартиросъемщиков. Средства целевого финансирования в этом случае признаются без предварительного начисления, поскольку государственные жилищные субсидии (дотации) – это регулярные компенсационные целевые поступления, безусловно подлежащие к получению жилищной организацией на основании действующего законодательства, и никаких сомнений в том, что эти средства будут (рано или поздно) получены, возникать не может. Следовательно, их начисление должно отражаться в учете вместе с предъявлением счетов к оплате с одновременным признанием их в качестве дохода отчетного месяца.
Проводится на основании банковских выписок. - Отражается поступление средств целевого финансирования на текущий счет в банке, в рамках государственной помощи.
Проводится на основании банковских выписок.
Далее, полученные средства учитываются на счете 86 до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления (см. п.12 ПБУ 13/2000).
Такой вариант отражения средств целевого финансирования (без применения счета 76) допускается п. 7 ПБУ 13/2000. В обычных обстоятельствах такие операции отражаются через счет 76.
Общую схему проводок, которыми операции целевого финансирования отражаются в обычных обстоятельствах, см. в комментарии к проводке Дт 76 Кт 86.
А без применения счета 76, согласно п.7 ПБУ 13/2000, схема проводок выглядит следующим образом:
- Дт 51 Кт 86 – на сумму средств, фактически поступивших от распорядителя средств целевого финансирования;
- Дт 86 Кт 20, 26, 83, 98 – на сумму средств целевого финансирования, освоенных в текущем периоде.
Согласно Инструкции к действующему Плану счетов, использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами:
- 20 или 26 – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;
- 83 – при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
- 98 – при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.д.
Счёт 86 бухгалтерского учёта — это активно-пассивный счет «Целевое финансирование», обобщает информацию о движении денежных средств:
- для осуществления мероприятий целевого назначения;
- от других предприятий;
- из бюджета и др.
Счет 86 в бухгалтерском учёте
Важным аспектом учёта данных денежных средств является грамотное определение их цели и назначения в соответствии с договором.
Источники финансирования мероприятий (средства целевого назначения) отражаются по кредиту 86 счёта бухгалтерского учёта, а само использование их – по дебету:
Субвенции — это средства из бюджета, которые предоставляются на условии долевого финансирования целевых расходов юридическому (с целью уменьшения производственных издержек) или физическому лицу, либо бюджету другого уровня БС РФ.
Аналитический учёт целевых средств ведётся по их назначению и источникам поступления.
Внимание! Запрещено использование средств целевого назначения на другие цели.
Проводки по 86 счету «Целевое финансирование»
Основные проводки и корреспонденция по счету 86 «Целевое финансирование» представлены в таблице проводок:
Счёт Дт | Счёт Кт | Описание проводки | Документ-основание |
86 | 20, 26 | Средства целевого финансирования направлены на содержание НКО | Бухгалтерская справка |
86 | 98 | Бюджетными средствами финансируются расходы коммерческой организации | Бухгалтерская справка |
10, 07 | 86 | Оприходованы материалы и оборудование от участников долевого обязательства | Акт о приемке оборудования (форма № ОС-14), материальных ценностей |
50,51,52,55 | 86 | Поступили денежные средства целевого финансирования | КО-1, выписки банка по расчётному/валютному/ специальным счетам |
76 | 86 | Взносы родителей на содержание детей начислены (детские учреждения) | Ведомость начисления взносов, Бухгалтерская справка |
82 | 86 | Суммы резервного капитала отнесены на целевые нужды | Решение совета учредителей / общего собрания участников |
84 | 86 | Нераспределённая прибыль (часть) отнесена на целевые нужды | Решение совета учредителей / общего собрания участников, Бухгалтерская справка |
Проводки по 86 счету на примере
Допустим, ООО «Стромэкс» в марте 2016 года получила субвенции в размере:
- 1 200 000руб. — на покупку производственного оборудования;
- 2 000 000руб. — на текущие расходы (целевые работы согласно утверждённой смете).
До конца 2016 года денежные средства из государственного бюджета пошли на:
- оборудование, 1 500 000руб., срок полезного использования 10 лет;
- приобретение материалов, 250 000руб.;
- оплату труда сотрудникам, задействованным в проводимых целевых мероприятиях, 150 000руб.;
- социальное страхование, 39 000руб.;
- материалы отпущены в производство (по факту), 170 000руб.
Таблица проводок по учету субвенции по 86 счету:
Счёт Дт | Счёт Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
76 | 86 | 3 200 000 | Субвенции признаны в учёте (по утверждению в расходах бюджета) | Договор целевого финансирования |
51 | 76 | 3 200 000 | Полученные субвенции признаны в учёте | Банковская выписка |
08.04 | 60 | 1 500 000 | Оборудование (стоимость) учтено | Товарная накладная |
01 | 08.04 | 1 500 000 | Оборудование введено в эксплуатацию | Акт ввода в эксплуатацию ОС |
86 | 98 | 1 000 000 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов (при вводе в эксплуатацию оборудования) | Договор целевого финансирования, Товарная накладная, Акт ввода в эксплуатацию ОС |
20,23,25,26,44 | 02 | 12 500 | Отражена амортизация (ежемесячное отчисление) | Амортизационная ведомость |
98 | 91.01 | 12 500 | Признание прочих доходов по полученной субвенции | |
10 | 60 | 250 000 | Материалы (стоимость) учтены | Приходный ордер (форма № М-4)/Акт о приёмке материалов (форма № М-7) |
86 | 98 | 250 000 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов | Договор целевого финансирования, Товарная накладная, М-4/М-7 |
20,23,25,26,44 | 70 | 150 000 | Начислена оплата труда сотрудникам ООО «Стромэкс» | Справка-расчёт/
Зарплатная ведомость (форма № Т-53) |
20,23,25,26,44 | 69 | 39 000 | Отчисления по социальному страхованию (включая несчастные случаи и профессиональные заболевания) | Расчётная ведомость (форма Т-51) |
86 | 98 | 189 000,00 | Сумма субвенции признана в составе доходов будущих периодов | Договор целевого финансирования, справка-расчёт,
Т-53 и Т-51 |
98 | 91.01 | 189 000 | Признание субвенции в составе доходов отчётного периода ООО «Стромэкс» | Договор целевого финансирования, справка-расчёт |
20,23,25,26 | 10 | 170 000 | Материалы, отпущенные в производство (стоимость), учтены | Товарная накладная |
98 | 91.01 | 170 000 | Признание субвенции в составе доходов отчётного периода ООО «Стромэкс» | Договор целевого финансирования,
Товарная накладная |
Учет субсидии при УСН
Обновление: 1 июля 2015 г.
Доходы в виде субсидии можно учесть в льготном порядке только при условии, что вы ведете учет израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в гл. 26.2 НК РФп. 1 ст. 346.17 НК РФ. Причем неважно, какой объект налогообложения вы выбрали — «доходы минус расходы» или «доходы».
Налоговая служба неоднократно разъясняла, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны вести учет расходов, произведенных за счет субсидии, все в той же Книге учета доходов и расходовПисьма ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18587@ (п. 1), от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.
Льготный порядок налогообложения заключается в том, что доход в виде субсидии надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовпп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ.
В январе 2015 г. вы получили субсидию вида 2 в сумме 100 000 руб., а в апреле — июне 2015 г. оплатили за счет этой субсидии расходы в сумме 70 000 руб. В этом случае КУДиР вам нужно заполнить такпп. 2.4, 2.5 приложения № 2 к Приказу Минфина от 22.10.2012 № 135н (далее — Порядок заполнения КУДиР):
- на дату получения субсидии ничего отражать не нужно;
- по мере траты субсидии надо отразить одновременно:
— в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал — в сумме 70 000 руб.);
— в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал — на сумму 70 000 руб.).
В результате за полугодие 2015 г. налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.
Заполняя так КУДиР, упрощенец с объектом «доходы» как раз показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, он вправе не платить налог с полученной субсидии. Но несмотря на то, что в КУДиР субсидия показывается и в доходах, и в расходах, в декларацию по УСН у «доходника» эти суммы не попадут. Когда по окончании года он будет заполнять декларацию по УСН, в строки, где указываются доходы, ему надо будет перенести только сумму дохода, равную разнице между графами 4 и 5 КУДиР (а не доход, указанный в графе 4 Книги)Письма ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18587@ (п. 1), от 19.08.2010 № ШС-37-3/9373@ (п. 2); Минфина от 21.03.2014 № 03-11-06/2/12461, от 09.07.2012 № 03-11-11/206.
А как быть упрощенцу, если за счет субсидии в соответствии с условиями ее предоставления он приобрел товары, работы, услуги, стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежимеп. 1 ст. 346.16 НК РФ? Подпадает в этом случае субсидия под льготный порядок налогообложения? Специалисты Минфина считают, что подпадает. Ведь целевой характер использования субсидий не привязан к перечню расходов. А из Порядка заполнения КУДиР следует, что упрощенец с объектом «доходы» в графе 5 отражает фактически произведенные расходы, предусмотренные условиями получения субсидиип. 2.5 Порядка заполнения КУДиР. Так что если упрощенец с объектом «доходы» израсходовал полученную субсидию в соответствии с целевым назначением, то и в доходах, и в расходах ему нужно показать одну и ту же сумму. А значит, и налог при УСН с субсидии платить не нужно. Причем, по мнению Минфина, в аналогичном порядке использованную по целевому назначению субсидию должен отражать и упрощенец с объектом «доходы минус расходы» (см. журнал «Главная книга», 2014, № 23, с. 68).
>Могу ли я субсидии включить и в расходы, если наше хозяйство получает субсидии, они включаются в доходы и облагаются 6%, система налогообложения УСН-доходы?
Вопрос
Наше хозяйство получает субсидии, они включаются в доходы и облагаются 6%, система налогообложения УСН-доходы. Могу ли я их включить и в расходы. Субсидии такие: субсидия на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства по ПП РФ от 27.12.2012 г №1431; субсидия на возмещение затрат на агротехнические работы в целях производства сельхозкультур по пост. Пр. края от 30.09.13 г. №506-п пр.6 п.4.14 пр.2 п.2.3. При обращении в налоговую они говорят что в расход их не нужно ставить. Можно ли эти субсидии считать целевыми? Нам они выплачиваются по факту приобретения, т.е. мы купили или семена или технику в лизинг, потом предоставляем копии документов и получаем субсидии, т. е. возмещаем произведенные расходы.
Ответ
Отвечает Александр Ермаченко, эксперт в области налоговой и таможенной политики
Для целей налогообложения по УСН указанные субсидии целевыми не являются (письмо Минфина России от 29 апреля 2015 г. № 03-11-11/24751).
Для субсидий на возмещение затрат на агротехнические работы в целях произ-ва с-х культур Глава 26.2 НК РФ специальных условий признания не содержит. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). При этом база для целей расчета по УСН никак не уменьшается.
А вот в отношении поддержки применяются особые правила. Они указаны в файле ответа.
Обоснование
Из рекомендации Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь
Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
Ситуация: нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования
Да, нужно.
Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:
- доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
- внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.
Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:
- в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.
При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:
- средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
- средства получены по сертификату на привлечение сотрудников в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных в соответствии с Законом от 19 апреля 1991 № 1032-1;
- средства получены для использования по иному назначению.
Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:
- двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных. При нарушении условий получения субсидий по данным основаниям всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.
В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.
Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5, 6, 8 и 9 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. При этом организации, которые применяют объект «доходы», при определении облагаемого налогом дохода суммы субсидий, указанные в графе 4, учитывать не должны. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 3 марта 2014 № 03-11-11/8826 и ФНС России от 21 июня 2011 № ЕД-4-3/9835.
Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.
Безвозмездная помощь
Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:
— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
— цели, условия, порядок их предоставления и другое.
Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.
Платформа ОФД 📌 Реклама
ОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше
Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Учитываем субсидии
Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 В»Учет государственной помощиВ». Организации, применяющие В»упрощенкуВ», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.
Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:
— капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;
— текущих расходов.
Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.
Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.
Субсидии на покупку основных средств
Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
— получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
— отражены расходы на покупку основного средства;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
— введены в эксплуатацию основные средства;
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
— отражено целевое использование бюджетных средств;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
— начислена амортизация.
Одновременно с этим записывают:
ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91
— списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.
Субсидии на текущие расходы
При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
— получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
— приобретены материалы;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
— отпущены в производство материалы.
Кроме того, бухгалтер записывает:
ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
— отражена субсидия в составе прочих доходов.
Учет субсидий при расчете единого налога
Организации на «упрощенке » при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.
Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении В»упрощенкиВ». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.
В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).
Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ В»О развитии малого и среднего предпринимательства в РФВ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.
Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.
Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.
При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).
Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:
— по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;
— нарушены условия их предоставления.
Если предприятие применяет объект налогообложения В»доходыВ», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте В»доходы минус расходыВ».
Опубликовано в журнале «Учет в сельском хозяйстве» № 8, август 2013 г.
Если расходы, на возмещение которых были получены субсидии, не учитывают при расчете «упрощенного» налога, то сумму субсидий не включают в доход при УСН. Письмо Минфина России от 21 октября 2019 года № 03-11-11/80781.
В Минфине рассуждают так.
Порядок определения УСН-доходов описан в статье 346.15 Налогового кодекса. Там сказано, что доходы «упрощенца» определяют по правилам пунктов 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса. К ним относятся доходы от реализации товаров и внереализационные доходы.
Доходы от реализации это все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары. Логично предположить, что поступления, связанные с расходами, которые не учитывают при налогообложении, не включают в состав доходов при УСН.
Отсюда чиновники делают вывод. Если расходы, на возмещение которых были получены субсидии, не учитывают при налогообложении (например, расходы, указанные в ст. 270 НК РФ), то сумму субсидий не включают в доходы при УСН.
И наоборот. Если субсидии получены в качестве возмещения затрат на покупку или создание амортизируемого имущества (ОС или НМА), или расходов, учтенных при расчете налога, их включают в состав «упрощенных» доходов и платят с них УСН-налог.
Читайте в бераторе
Как определяют доходы при УСН
Вопрос
Фонд «Евримаж» поддержал 10 российских кинопрокатчиков
На 143-м заседании фонда «Евримаж» в Амстердаме подведены итоги первого этапа отбора дистрибьюторов, которые планируют осуществлять прокат европейских фильмов. Советом фонда принято решение о поддержке 22 прокатных компаний в странах, которые не имеют доступа к программе Европейского Союза «Creative Europe», на общую сумму порядка 770 тыс. евро. Поддержка будет оказана прокатчикам из России, Швейцарии и Турции. В России такую поддержку получат 10 прокатных компаний.
Нашей Компании будет перечислено 20000 ЕВРО .Это возмещение расходов на рекламу и маркетинг при продвижении европейский фильмов на территории РФ. Наша компания на УСН 6%. Вопрос : нам нужно уплачивать 6% с этой суммы и нужно ли нам платить НДС в данном конкретном случае.
Ответ
Полагаем, что в данном случае речь идет о гранте. Для определения понятия «грант» следует обратиться к нормам гл. 25 НК РФ, а именно к ст. 251, в которой перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. «Упрощенцам» эта статья хорошо знакома, ведь ст. 346.15 НК РФ, определяющая перечень доходов, учитываемых при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, предписывает налогоплательщикам обращаться к нормам гл. 25 НК РФ (ст. ст. 249, 250, 251 НК РФ).
Согласно нормам ст. 251 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
— гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
— гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании гранта.
Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485. Согласно Постановлению в данный Перечень входит Фонд «Евримаж» при Совете Европы.
Суммы полученных организацией грантов не подлежат обложению налогом на прибыль организаций, а «упрощенцы» не включают данные суммы в состав доходов, учитываемых при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО. Основание — пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
По нашему мнению, при перечислении денежных средств (гранта) не возникает объекта обложения НДС.
Приложения
- Некоммерческие организации учет и налогообложение (Кузьми (70 kB)
- Статья Учет упрощенцами субсидий грантов средств целево (173 kB)
Нужно ли уплачивать налог с суммы полученного гранта при УСН (6%)?
Цитата:ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 21 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9835@
О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 07.03.2011 N 23-ФЗ
В связи с обращениями налоговых органов, а также налогоплательщиков по вопросам применения отдельных положений Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» (далее — Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ) Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ) определено, что при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — ЕСХН) и упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ установлено, что данный порядок признания доходов в отношении указанных средств, а также порядок признания доходов в отношении выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, определенный Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ, применяется как налогоплательщиками УСН, применяющими в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения «доходы», при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее — Книга), форма и порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги — соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.
Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется и на налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы», в том числе и в случае, если полученные ими в 2011 году средства полностью израсходованы в данном налоговом периоде.
При этом следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками ЕСХН и УСН установлен соответствующими нормами глав 26.1 и 26.2 Кодекса.
В частности, расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (подпункт 1 пункта 2, подпункт 1 пункта 4, пункт 4, подпункт 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса для налогоплательщиков ЕСХН; подпункт 1 пункта 1, подпункт 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса — для УСН).
Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения при применении УСН на дату реализации товаров (подпункт 23 пункта 1 статьи 346.16, подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса).
Учитывая указанные положения Кодекса, доходы в виде средств финансовой поддержки (субсидии) отражаются в доходах и, соответственно, в расходах на дату признания расходов в вышеизложенном порядке.
При этом, согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса у налогоплательщиков, применяющих УСН, датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).
Таким образом, доходы, полученные от реализации товаров, в том числе приобретенных за счет средств финансовой поддержки, в полной сумме включаются в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Пример, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в январе 2011 года получил субсидию в размере 300 тыс. руб., закупил на эту сумму товар, например, 3 шубы, и полностью реализовал их 5 марта 2011 года за 350 тыс. руб.
Исходя из перечисленных выше норм Кодекса, данный налогоплательщик с датой 05.03.2011 в графе 4 раздела I Книги отражает доход 300 тыс. руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 тыс. руб. в графе 5 раздела I Книги.
Таким образом, налогоплательщик отразит в Книге, что вся сумма полученной им субсидии израсходована.
Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 тыс. руб., при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.
В отношении уплаты минимального налога сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Учитывая, что суммы указанных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и средств финансовой поддержки в виде субсидий отражаются в составе внереализационных доходов, то данные доходы подпадают под налогообложение минимальным налогом в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Что касается налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) (совмещающих данный режим налогообложения с иными режимами налогообложения), то следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Кодекса уплата ЕНВД организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а индивидуальными предпринимателями — от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Как следует из разъяснений, данных Минфином России в письме от 27.07.2010 N 03-11-09/65, доведенном до сведения управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@, полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.
В то же время, субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных главами 26.1 и 26.2 Кодекса.
В этой связи, денежные средства в виде субсидий, выдаваемые организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не являются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.
Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, налогом на прибыль организаций (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН), а у индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, — налогом на доходы физических лиц (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН) в порядке, определенном, соответственно, главами 25, 26.1, 26.2 и 23 Кодекса.
Данная позиция согласована с Минфином России.
Советник
государственной гражданской
службы Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ