Налог на движимое имущество

Содержание

>Отмена налога на движимое имущество с 2019 года

Отмена налога: поправки в НК РФ с 2019 года

В 2018 году объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций в общем случае признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое в бухгалтерском учете организации в составе объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).

С 01.01.2019 вступает в силу пп. «а» п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Изменения вносятся в п. 1 ст. 374 НК РФ, где дается понятие объекта налогообложения. Из определения объекта налогообложения налогом на имущество исключено слово «движимое». То есть с 2019 года облагаться налогом на имущество может только недвижимое имущество.

Таким образом, с 01.01.2019 налог на движимое имущество отменен по отношению к таким объектам независимо ни от даты их приобретения, ни от способа или источника поступления движимого имущества.

Обращаем внимание, что до 01.01.2019 льготируемое движимое имущество, хотя и не облагается налогом, но отражается в декларации (расчете) по налогу на имущество в разделе 2 в подразделе, посвященном расчету среднегодовой (средней) стоимости имущества. Кроме того, льготируемое движимое имущество и даже движимые основные средства I-II амортизационных групп (которые в принципе не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество) справочно отражаются в декларации, расчете по строкам 270, 210 соответственно. С 01.01.2019 ни в расчетных, ни в справочных целях стоимость движимого имущества в декларации (расчете) по налогу на имущество показываться не будет.

По каким объектам потребуется платить налог в 2019 году

Исходя из пункта 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • жилые и нежилые помещения;
  • предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке.

К недвижимым вещам также относятся объекты, подлежащие государственной регистрации: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Гражданский кодекс РФ допускает отнесение к недвижимым вещам и иного имущества, если это определено законом (например, космические объекты).

Для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости ФНС России рекомендует налоговым органам устанавливать следующие обстоятельства (письмо от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@):

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН – наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

Например, для объектов капитального строительства это могут быть документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Налог на имущество организаций в 2019 году: что изменилось?

Летние поправки в законодательстве 2018 года привели к изменению взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Были внесены ряд изменений, которые затронули как камеральную, так и выездную проверку. В этих изменениях есть полезные нюансы для налогоплательщиков, которые помогут грамотно отвечать на вопросы налоговой.

Основные новшества

Налог на имущество — это региональный налог: помимо гл. 30 НК он устанавливается еще и региональными органами власти. С 1 января 2018 года прекратила действие федеральная льгота, которая частично или полностью освобождала от налога движимое имущество компаний, принятое на учет как основные средства с 1 января 2013 года (п. 25 ст. 381 НК). Право устанавливать самостоятельно такую льготу предоставили регионам. Именно они решают, будут ли льготировать или нет эти объекты основных средств. И часть субъектов приняли соответствующие нормативные акты на 2018 год. Такое решение, в частности, было принято Владимирской областью (Закон от 27.12.2017 № 135‑ОЗ), Ивановской областью (Закон от 11.12.2017 № 94‑ОЗ), Московской областью (Закон от 03.10.2017 № 159/2017‑ОЗ) и др. Получить актуальную информацию о ставках и льготах по имущественным налогам можно на сайте ФНС с помощью специального сервиса.

Минфин и налоговая не раз напоминали о том, что, если субъект не принимал никаких решений, то тогда нужно ориентироваться на нормы федерального закона, согласно которому льгота отсутствует и поэтому объекты основных средств следует включать в расчет налогооблагаемой базы. Если региональные нормы приняты не были, то ставка налога в 2018 году была 1,1 %.

Когда организация заявляет льготу, налоговые органы, согласно п. 6 ст. 88 НК, могут проводить углубленную камеральную проверку налоговой декларации. То есть в субъектах, в которых предоставлена льгота, нужно пояснять, что нормой воспользовались правильно.

На 2019 год действует Федеральный закон от 3.08.2018 № 302-ФЗ. Но в силу п. 6 ст. 88 НК по годовой декларации за 2018 год придется давать пояснения по льготируемому движимому имуществу. А начиная с отчетности за первый квартал 2019 года у таких компаний уже не будет оснований обосновывать при камеральной проверке, какое имущество они включили в расчет налоговой базы.

Существенные поправки внес Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ, согласно которому при изменении характеристик объекта налог на имущество считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Субъекты своими законодательными актами устанавливают, у кого какое имущество будет облагаться по кадастровой стоимости. По-прежнему налог на имущество не платится, но если недвижимость попала по кадастровой стоимости в перечень субъекта, то налог на недвижимость возникает и при спецрежиме.

На 2019 год установлено, что налог можно пересчитывать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году изменилась кадастровая стоимость. Это связано с поправками, внесенными в ст. 52 и ч. 2 НК РФ. Изменения кадастровой стоимости могут быть связаны с исправлением технической ошибки в величине кадастровой стоимости или уменьшением налога в результате корректировки ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Также могут быть изменения из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости.

В 2019 году с 1,9 до 2,2 % повышаются предельные налоговые ставки по законам субъектов РФ — в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов (пп. 1, 3 ст. 380 НК РФ).

К 70 субъектам РФ, в которых в соответствии с региональными законами действует порядок налогообложения объектов недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости, присоединились еще четыре региона: Иркутская, Курская, Смоленская области и Чувашия. Поэтому нужно обращать внимание на то, какие законодательные особенности предусмотрены субъектами. Как правило, субъекты принимают законодательные акты с учетом того, что они должны быть опубликованы не позднее чем за месяц до начала налогового периода.

Поскольку налоговый период на налог по имуществу — год, то все законодательные акты должны были быть приняты к 1 декабря 2018 года. Однако есть исключение с Законом г. Москвы от 20.02.2019 № 7, который был принят в феврале, но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Для расчета налога на имущество организаций помимо Налогового кодекса используется бухгалтерский учет, но в нем существенных изменений не произошло. Поэтому основными документами для ведения учета и расчета налога на имущество остаются:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (утвержден Приказом Минфина от 30.03.2001 № 26Н);
  • Методические рекомендации по учету основных средств (утверждены Приказом Минфина от 12.10.2003 № 91Н);
  • Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34Н);
  • Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета (утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н);
  • Приказ Минфина РФ от 17.02.97 № 15;
  • Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено Письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160);
  • Учет по аренде (утвержден Приказом Минфина РФ от 16.10.2018 № 208Н – документ, принятый относительно недавно, в котором рассматриваются ситуации лизинга и аренды. В обязательном порядке он будет применяться только с 2022 года. По арендным отношениям по нему можно начинать работать с 2019 года, и это намерение нужно отразить в учетной политике.

Движимое и недвижимое имущество: как разграничить?

В прошлом году вышли сразу два письма налоговой – Письмо ФНС от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@ и Письмо ФНС РФ от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@. В этих документах приводятся критерии разграничения видов имущества.

Так, недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации, о чем свидетельствует запись в ЕГРН. Если такой записи нет, то дальше смотрим: если в соответствии со ст. 130 ГК РФ есть прочная связь объекта с землей и невозможно перемещение либо если при перемещении будет несоразмерный ущерб для эксплуатации основного средства, то тогда это будет считаться недвижимым имуществом.

Для объекта капитального строительства нужны документы: технический учет или техническая инвентаризация объекта в качестве недвижимости, разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.

В Письме ФНС от 18.10.2018 № БС-4-21/20327@ анализируется судебная практика по налогу на имущество, когда возникают вопросы о квалификации объектов в качестве движимых или недвижимых. В частности, в нем приводится постановление Арбитражного суда Московского округа, в котором разбираются объекты типа «технологические трубопроводы» и «газоходы». У компании был вывод апелляционной инстанции о том, что эти объекты движимые. В качестве аргументов указывалось то, что такие объекты являются сборно-разборными конструкциями, имеющими в своем составе отводы, тройники, клапаны, опоры и т.д., что делает возможным их перемещение на новое место при сохранении эксплуатационных качеств. Но суд все же вынес окончательное решение о том, что такое имущество — недвижимое.

Другая спорная ситуация приводится в Постановлении Арбитражного суда СЗО от 18.05.2018 № Ф07-5328/2018 по делу № А05-1595/2017. В данном случае поднимается вопрос об отнесении комплекта трансформаторов к недвижимому имуществу и, как следствие, значительному занижению налоговой базы по налогу на имущество организаций. Суды рассматривают трансформаторную подстанцию с находящимися в ней трансформаторами как единую сложную вещь и считают, что она является объектом недвижимого имущества, поскольку вынужденное деление единого комплекса «приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии».

Новая налоговая декларация

Приказ ФНС от 4.10.2018 № ММВ-7-21/575@ утвердил новую форму декларации и расчета по налогу на имущество и изменил порядок ее заполнения. Ее нужно применять, начиная с отчетности за 2019 год.

На что нужно обратить внимание:

  • исчезло поле Раздела 2 «в том числе недвижимое имущество» (код строки 141) и «Остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12 (в рублях)» (код строки 270);
  • удалены поля для указания местонахождения обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс;
  • добавлены положения, позволяющие учитывать изменение кадастровой стоимости при исчислении налога (в Разделе 3 появилась строка с кодом 095 «Коэффициент Ки»);
  • появились новые положения — чтобы можно было исчислить налог в случае изменения кадастровой стоимости в результате изменения в течение налогового периода качественных или количественных характеристик объекта, при возникновении или, наоборот, прекращении у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности;
  • внесено поле «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации» (код строки 030 Раздела 2.1). Его нужно заполнять, если у объекта недвижимого имущества отсутствует кадастровый номер и условный номер, которые указаны в ЕГРН, и имеется инвентарный номер, а также присвоенный адрес на территории РФ;
  • В Порядке заполнения декларации появилось приложение № 7 «Коды субъектов Российской Федерации»;
  • в п. 1.6 Порядка исчезли положения о процедуре представления одной налоговой декларации в отношении подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ суммы налога, по согласованию с налоговым органом по субъекту РФ.

Еще стоит обратить внимание на Письмо ФНС от 05.12.2018 № БС-4-21/23605. Перед тем как сдать налоговую декларацию, вы можете благодаря этому письму посмотреть, какие должны быть соотношения показателей декларации по налогу на имущество.

В 2019 году начинает действовать новшество: если у налогоплательщика в нескольких инспекциях одного субъекта есть объекты недвижимости, то у него есть возможность предоставлять единую отчетность и единую декларацию в любой из налоговых органов (Письмо ФНС от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@). Поскольку налог на недвижимость — региональный, всё будет идти в один субъект. В отчетность нужно будет включать все объекты недвижимости, которые находятся в этом регионе и облагаются налогом по среднегодовой стоимости.

Налоговый орган следует поставить в известность о выборе конкретной инспекции и о том, что вы намерены сдавать отчеты в эту инспекцию: это нужно успеть сделать до 1 апреля 2019 года.

В Письме ФНС от 03.12.2018 № БС-4-21/23363 уточняется, в каких случаях в единой налоговой отчетности могут отказать:

  • если уведомление подано после 30 апреля 2019 года;
  • если в уведомлении указаны ошибочные реквизиты;
  • если налогоплательщик не стоит на учете в том налоговом органе, который он выбрал для представления единой налоговой декларации;
  • если уведомление представлено в случае, когда у налогоплательщика имеются исключительно объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость;
  • если в субъекте принят закон, устанавливающий в налоговом периоде нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

В случае если вы неправильно рассчитали налог, то обратите внимание на Письмо Минфина от 23.08.2017 № 03-03-06/2/53941. В нем говорится о том, что если сумма налога или авансового платежа завышена по ошибке, то тогда можно подать уточненную декларацию. Хотя абз. 2 п.1 ст. 81 НК РФ не обязует, а дает в таком случае право вносить уточнения.

Сроки представления декларации

За 2018 год декларацию нужно успеть представить до 1 апреля 2019 года. Отчетность подается по форме, утвержденной Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Обновленные формы для отчетности по налогу на имущество следует использовать с первого отчетного периода 2019 года — с учетом поправок, внесенных Приказом ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@.

В России отменен налог на движимое имущество организаций

Москва. 2 января. INTERFAX.RU — Движимое имущество с 2019 года выводится из базы налога на имущество организаций в России.

Теперь объектом налогообложения для российских организаций признается только недвижимое имущество.

Проблема налогообложения движимого имущества стоит уже давно, так как затрагивает интересы и субъектов РФ, и бизнеса. С одной стороны, этот налог является доходным источником региональных бюджетов, с другой стороны, как неоднократно высказывался первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов, он сложен для бизнеса и дестимулирует инвестиции.

Организации ранее уже были освобождены федеральным решением от уплаты налога на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Однако в Налоговом кодексе предусматривался возврат с 2018 года права региональных властей самостоятельно принимать решение, освобождать ли организации от налога на движимое имущество или нет. Так как бизнес полагал, что после получения этого права регионы введут полные ставки налога, он просил власти продлить федеральную «заморозку» такого права. В результате в 2017 году были подготовлены поправки, продлевающие ее еще на год. Но тут уже возмутились регионы. В результате появилось компромиссное решение — дата возвращения регионам права решать, давать ли организациям льготу по этому налогу и какую, осталась прежней — 1 января 2018 года, однако предельная ставка была снижена с 2,2% до 1,1%.

Минфин оценивал общий объем поступлений от этого налога в 2018 году в 58 млрд рублей. Оценка сделана с учетом того, что 25 субъектов РФ или вообще не ввели налог, или приняли отдельные решения по льготам, например, установив преференции для высокоэффективного инновационного оборудования.

Однако несмотря на это, уже в июне 2018 года Силуанов заявил о намерении правительства все же отменить налог на движимое имущество как обременительный для бизнеса. Был подготовлен и принят соответствующий закон, 4 августа его подписал президент РФ.

Для того, чтобы компенсировать регионам выпадающие в связи с этим доходы, которые оценивались на 2019 год Минфином в 183 млрд рублей, норматив перечислений от акцизов на крепкий алкоголь в регионы РФ повышен с 50% до 80%, что даст регионам в 2019 году дополнительно 56 млрд рублей. Финансовое обеспечение лечения наиболее дорогих орфанных заболеваний с 2019 года переносится с регионального уровня на федеральный. Также субъектам РФ предоставлены дотации на сбалансированность бюджетов регионов на 93 млрд рублей.

Налогообложение движимого имущества: изменения — 2018, 2019

Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале «Налог на движимое имущество отменили». То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте .

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст. 374 НК РФ)

Итоги

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.

Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:

  • ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.

Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.

О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?».

Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:

  • принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
  • принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;

О том, какие КБК надо использовать в 2017-2018 годах, делая платежи по налогу на имущество, читайте в статье «КБК налога на имущество в 2017-2018 годах».

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)

В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69–70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:

  • в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
  • в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
  • в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.

Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в порядок начисления и уплаты налога на имущество организаций, внесенные в п. 1 ст. 374 НК РФ. Из объектов налогообложения исключено движимое имущество, а налог следует исчислять только в отношении недвижимости, учитываемой на балансе в качестве объекта ОС, в том числе переданной во временное владение, распоряжение или пользование.
См. также «Движимое или недвижимое имущество: как определить?»

Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.

В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.

Отмена налога на движимое имущество

В 2020 году Минфином РФ было предложено отменить налог на движимое имущество. Налогообложение движимого имущества регламентируется п.25 ст. 381 НК РФ. Планируется, что оплачивать налог не придется на имущество, которое было приобретено после 2012 года. В статье рассмотрим когда планируется отмена налога на движимое имущество.

Налог на движимое имущество в 2020 году

Министерство уже не впервые обсуждает тему отмена налога на движимое имущества, к которому относят: транспортные средства, оборудование и станки, а также иные средства. В настоящее время решение о том, будет ли отменен налог на движимое имущество принимают на уровне субъектов РФ.

Под отмену налога должно попасть имущество, купленное после 2012 года. Исключение составит движимое имущество, полученное при ликвидации или реорганизации юридического лица.

Также данной льготой нельзя будет воспользоваться, если покупка движимого объекта происходила между взаимозависимыми лицами, отнести которых можно к п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Также указанные нормы не коснуться подвижного ж/д состава , которое было произведено после 2012 года. Дата, по которой определяется дата производства указаны в техническом паспорте состава.

Также подобной льготой воспользоваться можно только в случае соблюдения определенных условий. В этом случае можно будет получить следующую льготу:

  • полностью будет отменен налог на движимое имущество (за исключением объектов, освободить от налогообложения которые нельзя);
  • право на льготы по налогу для группы лиц или определенных объектов;
  • по отношению к определенному движимому объекту.

Воспользоваться льготной ставкой можно в том случае, к вышеперечисленным условиям объект не относится. При этом размер льготной ставки не должен быть выше 1,1%.

Условия для отмены налога на движимое имущество

Не оплачивать налог на движимое имущество возможно только при соблюдении определенных условий. Основным условием является то, что решение об отмене налога принимают на законодательном уровне самостоятельно с каждом субъекте РФ. Иначе рассчитывать на подобную льготу нельзя.

Отмена налога относится ко всем объектам, относящимся к льготе, а также отдельным из них. Каждый регион вправе самостоятельно установить льготников, то есть собственников движимых объектов, имеющих право на льготу.

Льготную ставку по налогу можно использовать в том случае, если объект не старше 3 лет, либо если он относится к инновационному оборудованию, обладающему высокой эффективности.

В настоящее время ставка налога не должна превышать 1,1%, если иное значение показателя не предусматривается в отдельно взятом регионе.

Изменения в законодательстве относительно налога на движимое имущество уже происходили неоднократно. К примеру, в 2013 году все объекты, которые были куплены после 2012 года не облагались налогом. С 2015 года этот вид имущества был уже признан льготным, а не необлагаемым (Читайте также статью ⇒ Перечень льготируемого и исключенного из объектов налогообложения имущества).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Отмена налога на движимое имущество с 2020 года

21 июня 2020 года Правительством РФ было принято решение о том, чтобы полностью отменить налог на движимое имущество. Правительство предлагает исключить движимое имущество из налогооблагаемой базы.

Оплата такого налога происходит уже довольно давно. И до 2020 года на движимое имущество распространяла льгота по освобождению от его уплаты. Однако с начала 2020 года ситуация поменялась. То есть освобождение могли получить только юридические лица и только в том случае, если это предусматривается региональным законодательством. В противном случае ставка по налогу равна 1,1%.

С 2020 года планируется полностью отменить налог на движимое имущество организаций, поэтому остается только ждать, что законопроект Госдумой будет одобрен.

Налог на имущество — один из основных налогов, уплачиваемых организацией. Традиционно данный налог является достаточно обременительным для экономических субъектов, характеризующихся высокой фондоемкостью или материалоемкостью. Соответственно законная оптимизация выплат по данному налогу выступает одной из важнейших задач при налоговом планировании в подобных организациях.

Размер налога на имущество зависит от балансовой стоимости основных средств и увеличивается после каждого приобретения новых активов, а также их модернизации. Поэтому для многих предприятий достаточно сложно соблюдать срок уплаты налога на имущество и перечислять огромные платежи в бюджет без ущерба для бизнеса. Сложность оптимизации данного налога состоит в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов. И список льготников по налогу на имущество организации очень незначителен .

Налоговые ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %. Если организация имеет имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, а его стоимость составляет:

  1. 100 тысяч рублей (с учетом амортизации), то сумма налога на имущество составит 2,2 тыс. рублей в год;

  2. 100 млн. рублей (с учетом амортизации), то сумма налога на имущество составит 2,2 млн. рублей в год.

Если объектом налогообложения являются транспортные средства, то организация уплачивает с данного имущества, кроме налога на имущество организаций и транспортный налог. Следовательно, нарушаются права налогоплательщиков. В данном случае имеет место двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета.

Поэтому законная оптимизация налога на имущество организации является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения .

Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Законодательство предоставляет налогоплательщикам ряд возможностей для оптимизации данного налога, воспользовавшись которыми, каждая компания сможет существенно сократить налоговое бремя.

1. Способ начисления амортизации. В бухгалтерском учете амортизацию основных средств можно начислять одним из четырех способов:

1) линейным;

2) уменьшаемого остатка;

3) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

4) списания стоимости пропорционально объему продукции .

Бухгалтера, как правило, используют линейный способ, который значительно проще остальных и позволяет избежать появления разниц в бухгалтерском и налоговом учете. Но с точки зрения налоговой оптимизации он проигрывает всем остальным. При коэффициенте 2 в большинстве случаев наиболее выгодным является метод уменьшаемого остатка. Следовательно, чтобы сократить налог на имущество организаций, нужно просчитать амортизацию каждым из четырех имеющихся способов и остановиться на более подходящем. Безусловно, от линейного метода стоит отказываться лишь в том случае, когда имеется значительная разница в расчетах .

2. «Упрощенка». Использование упрощенной системы подразумевает замену уплаты налога на имущество и ряда других налогов одним единым налогом. Крупным предприятиям в большинстве случаев невыгодно применять упрощенный режим, несмотря на то, что он позволяет не платить налог на имущество организаций. Для решения этой проблемы открываются специальные фирмы-«упрощенцы», приобретающие активы на себя и предоставляющие их в аренду основному юридическому лицу. Оформлять объекты можно также и на предпринимателей. Они не являются плательщиками имущественного налога с транспорта и оборудования, а при условии применения «упрощенки» или ЕНВД не перечисляют и налог на недвижимое имущество, сдаваемое в аренду. Стоит отметить, что продавать активы, уже находящиеся в собственности предприятия, нецелесообразно, поскольку придется заплатить достаточно большой НДС. Таким образом, вспомогательную структуру нужно организовать до покупки дорогостоящих основных средств.

3. Лизинг. Многие компании покупают основные средства в кредит. Чтобы оптимизировать налог на имущество организаций, стоит рассмотреть вариант заключения лизинговой сделки, которая имеет значительные преимущества перед банковским займом. Возможность учета объекта на балансе фирмы-лизингодателя освобождает предприятие от перечисления налога на весь срок договора. Если на момент передачи прав собственности на актив амортизация будет полностью начислена, то обязанность по его уплате не наступит вообще. Если объект амортизирован не до конца, то он принимается на учет по остаточной стоимости, которая существенно меньше его первоначальной цены. Постановка основного средства на баланс лизингополучателя позволяет использовать ускоренный коэффициент амортизации 3. Данная льгота распространяется и на объекты, которые первоначально учитывались у лизингодателя и приняты на баланс по остаточной стоимости после истечения срока договора.

4. Переоценка. Каждое предприятие владеет большим количеством движимых объектов, стоимость которых постоянно снижается. Устаревшие или существенно упавшие в цене активы можно переоценить при помощи экспертизы и сократить размер имущественного налога. Необходимо отметить, что налоговый учет при этом будет вестись без изменений, уменьшится только стоимость основных средств, отражаемая в балансе. Данная процедура проводится один раз в год в отношении групп однородных основных средств. Это значит, что в ней должны участвовать все объекты, относящиеся к определенной категории, например, легковые автомобили. Нельзя переоценить один из них, а стоимость других оставить прежней. Выбор групп осуществляется предприятием самостоятельно в зависимости от экономической целесообразности. Так, если цена значительно упала на транспорт, а на недвижимость, наоборот, возросла, то переоценивать нужно только автомобили, а здания учитывать в прежнем порядке .

Оформление переоценки. Издается приказ о проведении переоценки. Специального бланка для такого приказа нет. Поэтому его можно составить в произвольной форме.После переоценки составляется специальная ведомость. В ней указывается:

  1. Наименование основного средства, которое было переоценено.

  2. Его стоимость до и после переоценки.

  3. Сумму уценки.

К ведомости прикладываются документы, которые подтверждают новую стоимость основных средств (например, заключение независимого оценщика). Также отражаются результаты переоценки в инвентарных карточках по учету основных средств (форма N ОС-6 или N ОС-6а).

Существует два метода переоценки:

— метод индексации;

— метод прямого пересчета по рыночным ценам.

На сегодняшний день первый метод использовать невозможно. С 2001 г. Госкомстат перестал публиковать индексы изменения цен на основные средства. А именно по этим индексам переоценка и проводилась (п. 6 Письма Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. N МС-1-23/1480).

При использовании второго метода следует определить рыночную цену основных средств. Для этого можно использовать:

— данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные от ее изготовителей;

— сведения об уровне цен, полученные из открытых источников (газет, журналов, прайс-листов торговых фирм, интернета и др.);

— заключения независимых оценщиков о стоимости основных средств.

На основании полученных данных рассчитывается специальный коэффициент, на который могут быть уценены объекты основных средств .

5. Использование льгот по налогу на имущество представляется одним из наиболее сложных и редко применяемых способов оптимизации данного налога. Связано это с тем, что абсолютное большинство льгот обусловлено либо наличием у организации определенных (достаточно специфических) видов имущества, либо осуществлением определенных видов деятельности (принадлежностью организации к определенной отрасли) и использованием имущества для ведения этих видов деятельности. Поэтому такая оптимизация, как правило, носит предварительный (в момент создания организации и выбора сферы ее деятельности) и долгосрочный характер (переориентироваться впоследствии достаточно сложно, долго и дорого). Кроме того, при выборе сферы деятельности на первый план выступают все же производственные и общеэкономические вопросы, а возможность налоговой оптимизации рассматривается только как некое приложение к ним. Однако разумное «подстраивание» своего бизнеса под применение существующих льгот может принести немалую пользу.

Поскольку налог на имущество является региональным налогом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право вводить дополнительные льготы помимо установленных федеральным законом. Их положения также следует учитывать при налоговой оптимизации .

Существуют также и другие способы оптимизации имущественного налога, такие как перевод активов на фирмы, имеющие льготы; на филиалы, находящиеся в регионах с более низкой налоговой ставкой либо в оффшорные зоны, но они подходят не для каждого предприятия.

Литература

  1. Брызгалин А. В. Методы налоговой оптимизации : учебное пособие/ А.В.Брызгалин. — М.: Аналитика-Пресс, 2009. – 452с.

  2. Белоусова С. В. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии : практическое руководство для бухгалтера / С. В. Белоусова. — М.: Вершина, 2010. — 152 с.

  3. Худолеев В. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ В.В. Худолеев. — М.: ФОРУМ, ИНФРА, 2004. – 269с.

  4. Дубова М. В. Налог на имущество организации. Лучшие способы оптимизации : / М. В. Дубова – Режим доступа: URL: http://fb.ru.

  5. Оптимизация налога на имущество. . Режим доступа: http://www.pnalog.ru/material/optimizaciya-naloga-na-imushestvo.

Оптимизация налога на имущество

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Почему возникла потребность в оптимизации налога на имущество
  • Кто может претендовать на оптимизацию налога на имущество
  • При помощи каких способов можно оптимизировать налог на имущество
  • Какая система налогообложения позволяет оптимизировать налог на имущество

Налог на имущество представляет собой прямой сбор, который взимается с организаций и физических лиц. Существует он практически во всех развитых странах в том или ином виде. В России имущественный сбор значительно отличается от налога в других странах, поскольку не включает в себя налогообложение земли. Способ взимания налога в соответствии с его кадастровой стоимостью был утвержден в России в 2016 году. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим такой вопрос, как оптимизация налога на имущество.

Какие цели преследует оптимизация налога на имущество организаций

Для многих предприятий налоговая нагрузка становится серьезным препятствием на пути к их развитию. Одним из самых тяжелых платежей является налог на имущество организации. Однако грамотный подход и оптимизация налогообложения по имущественному сбору позволит руководству значительно снизить фискальное бремя. Оптимизация налога на имущество организации – это не уклонение от его уплаты, а процесс, с помощью которого собственник предприятия может законным способом уменьшить налогооблагаемую базу.

Платеж относится к категории местных. Следовательно, перечень льгот, предусмотренный Налоговым кодексом РФ для данного налога, может быть расширен субъектом Российской Федерации.

Категории льгот, которые устанавливают региональные органы власти, зависят от таких показателей, как вид деятельности организации, вид налогооблагаемого имущества, форма собственности предприятия.

Следует отметить, что налог на имущество – это прямой платеж, поэтому в отношении него налогоплательщики не могут применять налоговые вычеты. Следовательно, этот способ оптимизации не является актуальным.

Рассмотрим основные способы, применяя которые, предприятие может провести оптимизацию имущественного сбора.

6 способов оптимизации налога на имущество

  1. Оптимизация с применением ускоренной амортизации.

    В ряде случаев организация имеет право использовать понижающие коэффициенты для расчета амортизации. Из всех возможных она должна выбрать тот, применение которого допускается Налоговым кодексом РФ в конкретной ситуации. Использование этого способа имеет смысл, поскольку размер сбора зависит от среднегодовой стоимости имущества, а ускоренная амортизация позволяет быстро ее снизить и тем самым оптимизировать выплаты.

  2. Выбор правильного метода начисления амортизации.

    Каждому бухгалтеру известно, что существует несколько методов, используя которые, можно начислить амортизацию наиболее выгодным для предприятия способом. Соответственно, для эффективного снижения налогооблагаемой базы разумным будет посчитать амортизацию каждым методом и выбрать из них тот, который сильнее уменьшит платеж.

  3. Налоговый календарь.

    Использование налогового календаря и планирование с его помощью налоговых выплат значительно повышает эффективность деятельности фирмы, позволяя вовремя внести необходимые корректировки, избежать штрафов и пени.

  4. Оптимизация на УСН.

    Статья 346.11 Налогового кодекса РФ предусматривает освобождение от некоторых видов налогов тех предприятий, которые применяют упрощенную систему налогообложения. В список этих платежей попадает и налог на имущество организации.

    Конечно, если организация имеет значительные размеры и большой штат сотрудников, перейти на упрощенную систему налогообложения для нее не представляется возможным. Хотя и здесь существует лазейка для оптимизации. Можно договориться с фирмой, применяющей в своей деятельности УСН, и оформить на нее покупку части основных средств. Далее фирма-«упрощенец» передает имущество в аренду организации. Однако в этом случае необходимо внимательно подойти к выбору «продаваемых» основных средств и убедиться, что они не входят в перечень имущества, облагаемого налогом по кадастровой стоимости.

    Помимо этого, предприниматель должен быть уверен в добросовестности фирмы-«упрощенца», в противном случае он может остаться без своей собственности.

  5. Оптимизация методом уменьшения платежей по основным средствам.

    Сократить имущественные выплаты и оптимизировать налогообложение организация имеет право за счет основных средств, которые временно не используются или были недавно приобретены, но не введены в эксплуатацию.

  6. Применение льгот при налоговой оптимизации.

    Одним из самых простых способов провести оптимизацию и снизить выплаты является применение налоговых льгот. Для этого предпринимателю требуется только внимательно следить за изменениями, происходящими в фискальном законодательстве как на федеральном, так и на региональном уровне, и вовремя использовать все открывающиеся возможности.

    Еще одним способом снизить налоговую нагрузку считается оптимизация налога на имущество организаций с помощью ИП. Для этого фирма должна продать свою собственность доверенному индивидуальному предпринимателю, а в последующем взять ее в аренду. Таким образом, организация по-прежнему будет иметь возможность использовать основные средства, но при этом не должна платить налог на них.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как оплатить страховые взносы
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Как уволить главного бухгалтера: нюансы процедуры

Подводя итого всему вышесказанному, можно отметить, что на сегодняшний день практически каждая компания имеет возможность провести оптимизацию и снизить фискальное бремя по имущественному налогу тем или иным способом. Оптимизация налога на имущество юридических лиц позволяет организации высвободить средства, которые она сможет направить на собственное развитие.

На что обратить внимание при оптимизации налога на имущество организации

Существуют некоторые нюансы, которые следует взять в расчет предпринимателям, решившим провести оптимизацию имущественного платежа.

1. Первое, что требует пристального внимания, это показатели, влияющие на размер сбора.

Руководителю предприятия необходимо тщательно проанализировать все без исключения показатели, включая методы начисления амортизации, способы переоценки основных средств и т. д. Не стоит забывать и о том, что сокращение расходов по налогу косвенно влечет за собой повышение налога на прибыль. Это говорит о том, что предпринимателю стоит посчитать расходы по налогообложению, взяв в расчет все налоговые выплаты, на которые влияют эти показатели.

2. Во-вторых, стоит тщательно изучить имеющиеся льготы.

Кроме того, налогоплательщик, который решил оптимизировать свои имущественные выплаты, обязан вести раздельный учет льготируемых основных средств. Другими словами, объект налогообложения должен учитываться как отдельная инвентарная единица и использоваться по целевому назначению.

Налоговым законодательством предусмотрены два вида льгот, которые предприниматель может использовать в целях оптимизации:

1. Освобождение от сбора в полном объеме. Другими словами, под льготу подпадает вся собственность организации независимо от функционального назначения или фактического использования тех или иных единиц этого имущества.

Данный вид льгот предусмотрен для собственности:

  • специализированных протезно-ортопедических фирм;
  • юридических организаций;
  • научных центров.

2. Частичное освобождение от платежа, исходя из вида имущества.

Этот вид льгот предусмотрен для организаций, на балансе которых числится определенная категория имущества.

Под льготирование попадают:

  • Религиозные организации. Они имеют право использовать льготы для основных средств, которое необходимы им для религиозной деятельности.
  • Общероссийские общественные организации инвалидов. Они имеют право применять льготы в отношении собственности, используемой ими для осуществления их уставной деятельности. Однако стоит отметить, что льготирование возможно только в том случае, когда численность инвалидов и их представителей в организации составляет не менее восьмидесяти процентов.
  • Уголовно-исполнительные учреждения.
  • Фармацевтические компании. Льготированию подлежат все основные средства, используемые ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
  • Предприятия, использующие труд инвалидов. При этом важным условием является количество людей с ограниченными возможностями, работающих в организации. Их среднесписочная численность должна превышать пятьдесят процентов от общего числа работников, а доля ФОТ для них не должна быть ниже двадцати пяти процентов. Льготы распространяются на всю собственность, используемую для производства.
  • Организации, собственником которых являются общества инвалидов. Льготы распространяются на основные средства, которые применяются в образовательной деятельности, лечебно-оздоровительных и культурных мероприятиях, а также на собственность, которая используется для социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями.

От налогообложения освобождаются отдельные виды имущества. Например:

  • памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, помещения, предназначенные для их хранения и хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы и суда с ядерными энергетическими установками;
  • автодороги и железные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередач (конкретный список имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ);
  • космические объекты;
  • объекты хозяйствования резидента особой экономической зоны, созданные или приобретенные для ведения деятельности на территории этой зоны (льгота применяется на протяжении пяти лет со дня постановки на учет указанного имущества);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Таким образом, в течение многих лет отличным способом снизить налоговую нагрузку для предприятий является оптимизация налога на имущество организаций. 2019 год не стал исключением. Однако каждый предприниматель должен отдавать себе отчет в том, что применение оптимизации требует от него хороших знаний налогового законодательства.

Поскольку налог на имущество является региональным, предприниматель должен изучить не только федеральные законодательные акты, но и распоряжения субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет свою деятельность. Это поможет ему быть в курсе всех происходящих налоговых изменений и позволит своевременно внести корректировки в налоговый учет своей организации. В этом случае оптимизация принесет положительные результаты.

Незаконное начисление налогов и штрафов. Как доказать в суде:

Получить расчет
экономии

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *