Содержание
- Различия между государственной и муниципальной формами собственности. Характерные черты и признаки муниципальной собственности
- Чем отличается государственная квартира от муниципальной
- Государственная недвижимость: что это такое? Чем отличается от муниципальной и приватизированной?
- Коммунальные квартиры
- Консультация юриста: Государственный и муниципальный фонд: есть ли разница
- Муниципальная Собственность
- Обмен квартир
- Отличие муниципального хозяйства от государственного и частного хозяйства
- В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю?
- Государственная собственность на землю
- Собственность во владении органов муниципального управления
- Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?
- Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?
- Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?
- Отличие муниципальных квартир от государственных
- Государственная и муниципальная собственность
- Понятие государственной и муниципальной собственности
- Методы управления муниципальной собственностью
- Состав государственной собственности и особенности управления ею
- И чем отличается государственная собственность от муниципальной?
Различия между государственной и муниципальной формами собственности. Характерные черты и признаки муниципальной собственности
12
Тема 2. Понятие процесса муниципализации. Монопольный характер муниципальной собственности
Муниципализация – это переход в собственность муниципалитетов предприятий, недвижимости, в том числе земель, ориентированных на удовлетворение общественных потребностей от частных владельцев или от государства. Иначе говоря, муниципализация есть законодательно оформленное и доказательное в интересах территориального сообщества формирование и рост муниципальной собственности в целях хозяйственной целесообразности или развития .
Муниципальное образование должно существовать как независимый хозяйствующий субъект, решающий задачи местного значения за счет средств местного бюджета и эффективного использования муниципальной собственности.
При всех достоинствах эксплуатации муниципальной собственности у нее имеется серьезный недостаток. Это ее вынужденно монопольный характер. Она монопольна по условию, и это обстоятельство тоже носит двойственный характер.
«С одной стороны, соединение в одних руках большинства вопросов местной жизни позволяет проводить особую политику, в том числе и политику минимально противоречивого развития. Это опирается на возможность в рамках целостности развивать одни «дела» за счет других путем перераспределения средств внутри единого хозяйства, в частности бездоходные образование, здравоохранение, социальную помощь за счет доходной сферы коммунальных услуг. Но, с другой стороны, монополизм есть монополизм, и муниципальная деятельность несет в себе все его опасности и недостатки» .
Различия между государственной и муниципальной формами собственности. Характерные черты и признаки муниципальной собственности
При определении критериев разграничения муниципальной и государственной собственности следует исходить из перечня вопросов государственного значения и вопросов местного значения. Попытаемся выявить основные различия между государственной и муниципальной формами собственности, которые в научной литературе проводятся по следующим основаниям :
1) по субъектам:субъектом права государственной собственности является народ Российской Федерации и органы государственной власти, а субъектом права муниципальной собственности — население муниципального образования и органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти;
2) по объектам:объектом права государственной собственности может быть любое имущество; объектом права муниципальной собственности — любое имущество кроме того, что может находиться только в государственной собственности;
3) по основаниям приобретения и прекращения права собственности: некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор);
4) по содержанию: едва ли можно провести различия в содержании права владения и права пользования соответственно государственной и муниципальной собственностью. Что же касается права распоряжения, то в отношении части имущества, находящегося в муниципальной собственности, названное право собственника ограничено органами государственной власти. Например, государственные субвенции, являющиеся частью местного бюджета, входят в муниципальную казну и, следовательно, в муниципальную собственность, но право распоряжения ими ограничено государственными органами и требует целевого использования.
Таким образом, муниципальная собственность как экономическая категория обладает рядом характерных черт и признаков.
Во-первых, это негосударственная форма собственности. Относительное обособление местного самоуправления как формы народовластия порождает необходимость создания соответствующих экономических отношений как экономической основы этой формы власти.
Во-вторых, муниципальная собственность не является частной в ее классическом понимании. В состав муниципальной собственности входят социальный жилищный фонд муниципального образования, имущество местных органов власти, местные финансы, объекты, с помощью которых осуществляется коммунальное обслуживание населения, предприятий и организаций территории. К ней также относятся сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, инженерная инфраструктура, предприятия и организации местного подчинения.
В этом плане муниципальная собственность граничит с государственной собственностью, с одной стороны, и частной собственностью, с другой, образуя некий «коридор свободы» муниципального управления. В то же время она не является и смешанной формой собственности.
В-третьих, муниципальная собственность в отличие от частной не может быть ориентирована только на получение дохода. Ее размеры должны быть достаточными для нормальной жизнедеятельности населения соответствующей территории. Но это отнюдь не означает, что местные органы власти лишены права получать экономический эффект от использования муниципальной собственности, наоборот, они обязаны получать его от умелого управления данной системой. .
С учетом особенностей и характерных признаков муниципальной собственности выделим её специфические характеристики:
1) она обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства;
2) часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;
3) выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс;
4) создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;
5) наличие в достаточном размере муниципальной собственности обеспечивает стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии;
6) используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.
Между тем муниципальная собственность – это категория, имеющая в своей основе динамические проявления. Принимая это во внимание, муниципальную собственностьможно определить как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях, обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы. .
Из данного определения следует, что муниципальная собственность всегда выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как хозяйственно-имущественный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс. В качестве имущественно-хозяйственного комплекса муниципальная собственность предоставляет территориальному образованию конкретные товары и услуги: тепло в домах, свет на ночных улицах, транспортные услуги. Ценность муниципальной собственности в данном отношении измеряется в единицах тех товаров и услуг, которые могут быть произведены и на деле производятся при ее употреблении.
В качестве экономического комплекса муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность. Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их. Ценность собственности в этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее активного использования. .
Между этими разными сторонами муниципальной собственности существует теснейшая взаимосвязь, поскольку услуги, производимые на основе использования объектов данной формы собственности, могут оказываться населению за плату, что способствует формированию конкретных (выраженных в стоимостном измерении) экономических результатов функционирования муниципальной собственности.
Идеальной была бы ситуация, если бы все товары и услуги, производимые на основе использования объектов муниципальной собственности, предоставлялись населению за плату, покрывающую их себестоимость. Однако практика показывает, что продукт, произведенный в муниципальном секторе экономики, как правило, не имеет эквивалентного обмена на денежные средства потребителей и, следовательно, изначально является убыточным (исключение составляет продукция некоторых высокоприбыльных муниципальных предприятий). Поэтому для того, чтобы процесс производства материальных благ, удовлетворяющих общественные потребности местных коллективов, осуществлялся непрерывно, т.е. носил характер воспроизводства, органам местного самоуправления постоянно требуются дополнительные средства для его регенерации. Эти средства могут быть либо предоставлены органам местного самоуправления в порядке бюджетного регулирования, либо заработаны ими самостоятельно.
Чем отличается государственная квартира от муниципальной
. Под пенсией по государственному пенсионному обеспечению понимают ежемесячную денежную выплату, право на получение которой определяется нормами Закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» .
и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Определение трудовой пенсии дано в Законе №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» .
Государственная недвижимость: что это такое? Чем отличается от муниципальной и приватизированной?
Сегодня речь пойдет об интересном явлении – государственной недвижимости в России. Что относится к государственной недвижимости? Как она связана с государственными функциями по ведению кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество. Как происходит продажа и аренда государственной недвижимости? Ответы на эти вопросы дадут специалисты агентства недвижимости «Аврора».
Рекомендуем прочесть: Штраф за мелкую кражу
Понятие «государственная недвижимость » в России раскрывается как собственность, имущество РФ, субъектов РФ и представителей муниципальной власти.
Я, проживаю вдвоём с дочерью 23 лет, в приватизированной квартире. Обстоятельства складываются так, что в данный момент нам нужно её расприватизировать, но остаться в ней жить как нам это сделать?
На основании нижеследующей нормы закона. К сожалению, порядок расприватизации устанавливается отдельными нормативными актами, в основном региональными.
Коммунальные квартиры
Коммунальная квартира – это квартира, в которой различные комнаты принадлежат различным гражданам либо по договору социального найма (когда собственником комнаты является государство) либо на праве собственности.
Общежития относятся к специализированному жилищному фонду, т.е. это — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Отдельные категории граждан – это, как правили работники той организации, которой принадлежит общежитие.
Консультация юриста: Государственный и муниципальный фонд: есть ли разница
Вопрос: В СМИ часто говорят о необходимости усиления контроля над распределением жилой площади, относящейся к муниципальному жилому фонду. Кто является фактическим собственником подобного жилья? Государство или существует специальный человек, который распоряжается имущество фонда? Чем муниципальный фонд отличается от государственного? Или данные понятия тождественны?
Здравствуйте.
Муниципальная Собственность
Муниципальная собственность, наряду с государственной и частной, является одной их основных форм собственности. В России такое положение законодательно закреплено в Конституции (п. 2 ст. 9). Согласно Конституции субъектами права муниципальной формы собственности являются муниципальные образования. Органы самоуправления на местах осуществляют от их имени права по пользованию, владению и распоряжению данной собственностью.
Муниципальная собственность находится в ведении административно-территориальных образований: городов, районов, поселков и т.п.
Обмен квартир
На самом деле это далеко не так. Основные сложности обмена муниципального, жилья определяются двумя основными факторами. Во-первых, жилье в Москве (и не только) по большей части уже приватизировано.
По различным данным в Москве остается неприватизированным 10-20% от общего объема жилой недвижимости, но приватизация продолжается и будет проходить до 2010 года.
И лишь не большая часть квартиросъемщиков не хочет или не может приватизировать квартиры и комнаты.
Отличие муниципального хозяйства от государственного и частного хозяйства
Из сказанного выше следует, что система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:
В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю?
Россия обладает колоссальными земельными ресурсами. В нашей стране используются миллионы гектаров земли. Многие земли принадлежат государству. Большие площади земли находятся в ведении администраций многочисленных регионов.
В чём же заключается принципиальное различие между собственностью на землю, которой владеет государство и той, которой владеют муниципалитеты? Как можно получить земельный участок в личное владение?
Государственная собственность на землю
К госсобственности относятся те участки, которые не принадлежат муниципалитетам, юрлицам и гражданам. Субъекты, распоряжающиеся госсобственностью на землю являются органами власти государства и субъектов (регионов) РФ. Госсобственность может принадлежать федерации и регионам. К регионам относятся республики, которые входят в состав РФ, края, области, автономные округа, города (Москва, Санкт-Петербург).
РФ является единственным владельцем некоторых видов земельных участков. Это связано с их целевым назначением или разрешённым видом пользования. Сюда можно отнести участки, используемые в соответствии с такими законами РФ, как Лесной кодекс, ФЗ «О государственной границе», ФЗ » Об обороне» и другими. Всего подобных законов около двадцати.
Собственность во владении органов муниципального управления
Это самостоятельная форма собственности. Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее.
Муниципалитетам принадлежат земли, предназначенные для строительства общественных зданий, жилых построек, производственных помещений. Сюда также относятся земли для общего использования и другие.
Участки, находящиеся во владении органов муниципального управления главным образом предназначены для того, чтобы обеспечить проживание, отдых и работу граждан, проживающих в населённых пунктах.
Большинство участков, которыми распоряжается мэрия – это земли, предназначенные для общего использования. Граждане их могут использовать для проезда, прохода и размещения объектов общего пользования. Некоторые виды муниципальных участков могут даваться в распоряжение индивидуальным землепользователям.
К собственности органов муниципального управления можно отнести следующие объекты (согласно девятнадцатой статье Земельного кодекса):
- получившие таковое признание в федеральном законе и в законах субъектов РФ;
- права муниципального владения на которые появились в период, когда совершалось разграничение госсобственности на отдельные участки земли;
- приобретённые на основе тех положений, что указаны в гражданском законодательстве.
Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?
Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.
Передача земли, находящейся во владении государства или муниципалитета проходит в несколько этапов:
- составление заявления в муниципалитет;
- оформление кадастрового паспорта;
- регистрация участка в кадастровой палате;
- межевание земельного участка специалистом;
- составление плана дома (если он стоит на участке);
- выдача технической документации;
- обращение в Фонд единого учёта земли;
- постановка заявки на учёт;
- выдача кадастрового паспорта на землю;
- обращение в администрацию района.
Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.
Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).
Если за участок нужно заплатить, то перед тем, как проводить регистрацию права, необходимо положить обозначенную сумму на особый счёт и предоставить квитанцию о совершении платежа в муниципалитет.
Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.
Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?
В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.
Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.
Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли бесплатно:
- граждане уже пользуются землёй;
- гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
- граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
- гражданин-владелец сооружений на участке;
- инвалиды;
- военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
- ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
- сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
- дети-сироты.
Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?
Для того чтобы определить критерии, по которым разграничивается муниципальная и государственная собственность, необходимо принимать во внимание перечень вопросов федерального значения и вопросов, которые решет местная власть.
Таблица: главные отличия между государственной и муниципальной собственностью
Критерии отличий | Государственная собственность | Муниципальная собственность |
Субъект права | Все граждане (народ) РФ, органы госвласти | Граждане муниципального образования, органы местного самоуправления, не находящиеся в системе органов госвласти |
Объекты | Любой вид имущества | Любой вид имущества, кроме того, что находится в собственности государства |
Основания приобретения прав собственности |
|
Отдельные основания для приобретения прав госсобственности не являются основаниями для приобретения прав на муниципальную собственность. Это, к примеру, относится к национализации или заключению международных договоров |
прав | Может распоряжаться собственностью по своему усмотрению в согласии с законами РФ | Право на распоряжение имуществом муниципальной собственности ограничено органами госвласти |
В государственной и муниципальной собственности находится большое количество земельных участков, которые граждане могут использовать для личных целей. Государство и муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы эти земли активно использовались. Если знать, как оформляется земля в частную собственность, то можно быстрее получить её в личное владение.
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Отличие муниципальных квартир от государственных
Муниципальная собственность, наряду с государственной и частной, является одной их основных форм собственности. В России такое положение законодательно закреплено в Конституции (п. 2 ст. 9). Согласно Конституции субъектами права муниципальной формы собственности являются муниципальные образования. Органы самоуправления на местах осуществляют от их имени права по пользованию, владению и распоряжению данной собственностью.
. Под пенсией по государственному пенсионному обеспечению понимают ежемесячную денежную выплату, право на получение которой определяется нормами Закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» .
и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Чем отличается муниципальная служба от государственной
Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.
Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти — главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.
Интересное: Как подключить электронные больничный лист для работодателей
Государственный и муниципальный контракт: основные отличия
Очень часто в тех или иных источниках наряду с понятием госзаказа употребляется понятие «муниципальный контракт», в связи с чем у многих возникают вопросы о том, чем он отличается от государственного, и закреплена ли эта разница в законодательном порядке. Об этом мы и поговорим с вами в данном материале.
Таким образом, мы приходим к тому, что разница заключается только в том, из какого уровня бюджета исполнителю будет перечислена оплата за выполненные услуги, либо поставки того или иного товара. Между тем, в самом механизме реализации муниципальных и государственных контрактов совершенно нет принципиальной разницы. Вероятно, поэтому муниципальные договоры зачастую также называют госконтрактами.
Основные отличия приватизированной квартиры от неприватизированной
Теперь давайте аналогично рассмотрим данный вопрос, если у вас квартира или дача не приватизирована. Проживая в муниципальной квартире по договору социального найма, вы будете выступать не собственником, а нанимателем, к тому же право распоряжения квартирой будет довольно ограниченным.
В этом случае хочется все детально объяснить на примере. Итак, если квартира приватизирована, то при желании бабушкой подарить своей единственной внучке квартиру, будет достаточно написать завещание. Если же она его не напишет, то по закону она все равно перейдет ей как единственной к примеру наследнице или другому родственнику, который по закону будет первым в очереди.
Отличия муниципальной квартиры от социальной
Муниципальная квартира в традиционном понятии представляет собой недвижимость для социальных нужд населения, принадлежащая муниципалитету – местным органам власти. Как правило, такая жилплощадь предоставляется гражданам на основании договора найма или ордера. Выходит, что муниципальная собственность – то же самое, что и коммунальная.
- права жильцов в рамках распоряжения недвижимостью сведены к минимуму (квартиру нельзя продать, подарить, использовать в качестве залога и т.д);
- наниматель обязан проводить текущий ремонт и ухаживать за квартирой, хотя она не его собственность (замена поврежденного по вине жильцов оборудования и сантехники также возлагается на их плечи);
- необходимость использования квартиры только по прямому назначению (наниматель может здесь жить, но не может сдавать жилье в аренду);
- жильцам запрещено проводить перепланировку объекта (в том числе вмешиваться в инженерные коммуникации или менять расположение стен и т.п.).
Государственная и муниципальная собственность
Понятие государственной и муниципальной собственности
Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.
Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право владения — физическое обладание этим имуществом, право пользования — возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения — возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
2. Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Наиболее полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ».
Данный перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной собственности и иных объектов. В частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.
В законе дано простое перечисление возможных объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.
Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:
1. Сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.
2. Транспорт и связь, к сфере которых относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.
3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.
4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.
Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.
Методы управления муниципальной собственностью
На сегодняшний день местными администрациями могут быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью.
К первой группе методов можно отнести:
1. Создание муниципальных предприятий;
2. Контракты с руководителем муниципальных предприятий;
3. Договора на передачу прав на имущество;
4. Внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;
5. Передача имущества с баланса на баланс и списание;
6. Аренда, лизинг;
7. Залог, ипотека;
8. Доверительное управление (траст);
9. Отчуждение;
10. Приватизация муниципальных предприятий.
Вторая группа методов включает:
1. Муниципальный заказ;
2. Нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;
3. Дотации;
4. Нормативы платежей за использование муниципальной собственности;
5. Местное налогообложение;
6. Экономические санкции, штрафы.
Аренда и субаренда занимают особое место в системе управления муниципальной собственностью. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.
В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за «движением» имущества.
Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.
Само МО в лице органов МСУ использует сравнительно небольшую часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех или иных условиях (правовых режимах). Например, таких как: аренда (включая лизинг), доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение (для муниципальных предприятий), залог.
Наряду с перечисленными способами собственник вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:
— внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;
— продажа (приватизация) имущества; его дарение; безвозмездная передача в собственность других лиц (в случаях, когда это допускается федеральным законодательством).
Цель муниципальной политики в области управления собственностью — получение максимального эффекта от ее использования. Эффект может быть получен как в денежной форме (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению). Муниципальная собственность, не приносящая достаточной пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована.
Состав государственной собственности и особенности управления ею
Вопрос о сравнительной эффективности государственных и приватизированных предприятий в переходной экономике является весьма спорным. Достоверных и однозначных аргументов для предпочтения того иди иного организационно-правового статуса предприятия просто не существует. И это проблема не только переходной экономики. В условиях нормально функционирующего рынка в странах Запада в принципе тоже не доказано, что приватизация государственных предприятий приводит к росту их эффективности.
Масштабное сокращение госсектора в развитых странах в 80-х гг. в основном преследовало цель устранения чрезмерной бюрократизации управления госпредприятиями, постоянного и бесконтрольного вмешательства в экономику государственного чиновничества. Что же касается эффективности работы предприятий, особенно крупных, то в современных условиях она зависит скорее не от «инстинкта собственника», а от качества, профессионализма управления, т.е. от уровня менеджмента и способности собственника контролировать результаты его деятельности. Это же в полной мере относится и к трансформирующейся экономике постсоциалистических стран.
В переходной экономике опыт преобразования государственных предприятий в АО с различными объемами государственных пакетов акций позволяет сделать, по крайней мере, два принципиальных вывода.
Во-первых, во всех странах с переходной экономикой возобладало мнение, что сохранять в руках государства целесообразно только пакеты, обеспечивающие ту или иную степень контроля в управлении компанией. Обычно это не менее 25—30% капитала АО, что позволяет государству участвовать в управлении, но не ограничивать при этом жестко права частных инвесторов. В иных случаях целесообразно сохранить в руках государства более крупные, нередко контрольные пакеты акций. Есть и АО со 100% государственного капитала. Как правило, крупные государственные пакеты необходимы в так называемых стратегически важных отраслях и производствах, где сильный государственный контроль рассматривается как решающий фактор экономической безопасности страны.
Так, Мингосимущество России относит к стратегически важным три группы АО:
1) предприятия, работающие в сфере естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»);
2) предприятия, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);
3) предприятия, акции которых используются для создания интегрированных образований (например, холдингов, вертикально интегрированных компаний и т.п.), необходимых для реализации государственной структурной политики в некоторых отраслях экономики, например, в оборонной промышленности, транспорте. Примет ром могут служить также предприятия, входящие в вертикальные нефтяные компании, во многие финансово-промышленные группу.
Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой имеются отрасли и производства, которые традиционно являются объектом безусловной монополии государства. В России к таковым обычно относят водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники культуры и искусства, государственные золотовалютные резервы и пр. Правда, нередко возникают существенные разногласия в подходах к приватизации некоторых функций государства и объектов государственной собственности — образования, здравоохранения, страхования, социального обеспечения, культуры.
Особняком стоит вопрос о земле, приватизация которой в переходный период допускается не во всех странах. В большинстве стран с переходной экономикой пока нет развитого рынка земли. Купля-продажа ее, как правило, жестко регулируется государством. Обычно не допускается продажа земли иностранным физическим и юридическим лицам. В том случае, когда сделки купли-продажи допускаются, земля не может быть перепродана в течение определенного длительного времени (например, в Румынии — в течение десяти лет). Тем не менее идет постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения с использованием разнообразных методов — от возврата земель прежним владельцам (реституция) до передачи в собственность или длительную аренду земельных наделов членам бывших сельскохозяйственных кооперативов. Так, в Чехии к 1997 г. было приватизировано более 80% государственных земель, в Болгарии — более 50%.
Особой проблемой структуры государственного сектора является государственная собственность на банковские финансовые организации. В России большинство коммерческих банков с самого начала реформы были частными, а государство держало контроль лишь в таких ключевых финансовых структурах, как Сбербанк, Внешэкономбанк. Восточноевропейские страны с приватизацией банков не спешили, и вопрос об этом встал лишь после практического завершения приватизации в реальном секторе. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, причем права иностранного банковского капитала жестко регулируются государством. В Китае медленные реформы в государственном секторе промышленности явились причиной того, что главные банки продолжают оставаться в государственной собственности и кредитовать госпредприятия, хотя в целом они стали больше уделять внимания рискам и доходам, сокращать поддержку ненадежных заемщиков.
Судебная практика по ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации:
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2014 года г.Починок
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.
с участием истца Максименковой Н.В.,
при секретаре Панкратовой Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максименковой Н.В. к СПК «Колхоз Рассвет» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование требований в судебном заседании истец Максименкова Н.В. указала, что она с ** ** ** зарегистрирована и проживает в доме № ** …, имеющем общую площадь ——, жилую площадь ——, предоставленном на основании решения правления колхоза «Рассвет». ** ** ** между СПК «Колхоз Рассвет» и ею заключен договор социального найма данного жилого помещения. Она добросовестно пользуется жилым помещением, производя его текущий и капитальный ремонт, задолженности по коммунальным услугам нет, участия в приватизации, начиная с июля 1991 года по настоящее время, не принимала, поэтому имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, при согласии СПК «Колхоз Рассвет». Просит признать за ней (Максименковой Н.В.) право собственности на жилой дом № ** в … общей площадью ——, жилой площадью —— в порядке приватизации.
Представитель ответчика СПК «Колхоз Рассвет» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.36), просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме (л.д.14).
Суд, заслушав истца, обсудив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 1 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями от 25 февраля 2013 года) установлено, что приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.
Согласно абзаца 1 ст.2 вышеуказанного закона, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В ст.6 вышеуказанного закона закреплено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как установил Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Право на приватизацию жилых помещений, таким образом, установлено законодателем в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией прав граждан на жилище, свободу передвижения, а также права собственности (ст.27, 35 и 40 Конституции Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, что на основании решения правления колхоза «Рассвет» Максименковой Н.В. предоставлен жилой дом № ** в … (л.д.12, 23).
Колхоз «Рассвет» реорганизован в СПК «Колхоз Рассвет» (л.д.13, 15).
** ** ** между СПК «Колхоз Рассвет», действующим от имени собственника жилого помещения (наймодатель) и Максименковой Н.В. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № **, согласно которому наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности СПК «Колхоз Рассвет», расположенное по адресу …, для проживания в нем (л.д.4-5).
В жилом доме № ** … зарегистрирована и проживает Максименкова Н.В., родившаяся ** ** ** в … (л.д.6) – с ** ** ** по настоящее время (л.д.7, 11, 12, 13).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – жилой дом № ** в … (л.д.37).
Максименковой Н.В. право на приватизацию не было использовано, начиная с июля 1991 года по настоящее время (л.д.10, 11, 21, 22, 24).
Задолженности по коммунальным услугам нет (л.д.17-20).
Таким образом, судом бесспорно установлено, что Максименкова Н.В. проживает в доме № ** в …, предоставленном колхозом на законных основаниях, при этом указанное жилое помещение в ведение органов местного самоуправления не передано, согласно представленной информации — жилой фонд, состоящий на балансе СПК «Колхоз Рассвет» бесплатной приватизации не подлежит (л.д.16), однако согласие на приватизацию указанного жилого дома имеется (л.д.14).
При этом суд исходит и из того, что общие цели законодательства о приватизации жилых помещений состоят в создании равных возможностей и равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье и если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со ст.8 Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Поэтому суд удовлетворяет исковые требования.
Согласно ст.ст.17 и 28 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Таким образом, право собственности должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Максименковой Н.В. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.А. Шабанова
И чем отличается государственная собственность от муниципальной?
На основании нижеследующей нормы закона. К сожалению, порядок расприватизации устанавливается отдельными нормативными актами, в основном региональными. У Вас должен быть в регионе такой принят. А государственная собственность от муниципальной по своей правовой природе ничем не отличается. Просто разные органы (либо государственные, либо муниципальные) принимают решения о судьбе этой собственности.
Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
(с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г.)
» Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».