Содержание
- Учет горюче-смазочных материалов в казенных учреждениях
- Нормы расхода ГСМ
- Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов
- Приобретение ГСМ за безналичный расчет
- Приобретение ГСМ по топливным картам
- Вход для клиентов
- Обновленные нормы расхода ГСМ.
- Путевые листы – основание для списания ГСМ.
- 2
- 1
- 8
- 9
- Учет расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль.
- * * *
- Расход топлива тракторов. Правила расчета, нормы
- Факторы, влияющие на расход топлива тракторов
- Расчет расхода топлива тракторов самостоятельно: нюансы
- Расход топлива отечественных и зарубежных тракторов: все дело в модели
- Нормы расхода дизельного топлива
- Погрузчики
- МТЗ
- ДТ
- Нормы расхода топлива на специальные дорожно-строительные автомобили
- Нормы расхода топлива на дизель-молоты
- На котлы отопления
- Расход дизтоплива зимой
Учет горюче-смазочных материалов в казенных учреждениях
Деятельность казенного учреждения не может осуществляться без автотранспортных средств. Они могут не только находиться на балансе учреждения, но и быть взяты в аренду. В любом случае казенное учреждение для их использования должно закупать горюче-смазочные материалы (ГСМ).
Рассмотрим особенности учета ГСМ в казенных учреждениях.
Нормы расхода ГСМ
В настоящий момент казенные учреждения при применении норм расхода ГСМ руководствуются Рекомендациями N АМ-23-р <1>. Как определено п. 3 данных Рекомендаций, нормы расходы ГСМ предназначены в том числе для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями.
<1> Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
В Рекомендациях N АМ-23-р приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации автотранспортного средства на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.
Нормы расхода топлива для автомобилей общего пользования. При рассмотрении данного раздела Рекомендаций N АМ-23-р особое внимание уделим легковым, грузовым автомобилям, а также автобусам, как наиболее часто встречающимся видам автотранспорта, используемого в казенных учреждениях.
Нормы расхода топлива устанавливаются по каждой модели автотранспортных средств отдельно.
Как определено п. 4 Рекомендаций N АМ-23-р, для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
- транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
- для автобуса учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
- для самосвала учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
- транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями, или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.
Норма расхода топлива может снижаться или увеличиваться в зависимости от дорожно-транспортных, климатических или иных факторов. Снижение или увеличение отражаются поправочными коэффициентами.
Приведем в таблице наиболее применяемые условия снижения норм расхода ГСМ.
—————————————————————————¬
¦ Увеличение норм расхода ГСМ ¦
+————————————————————-T————+
¦ Факторы, влияющие на увеличение норм ¦ % ¦
+————————————————————-+————+
¦Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости ¦От 5 до 20 ¦
¦от климатических районов страны ¦ ¦
+————————————————————-+————+
¦Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II ¦ ¦
¦и III категорий) в горной местности, включая города, поселки ¦ ¦
¦и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря: ¦ ¦
¦- от 300 до 800 м (нижнегорье) ¦До 5 ¦
¦- от 801 до 2000 м (среднегорье) ¦До 10 ¦
¦- от 2001 до 3000 м (высокогорье) ¦До 15 ¦
¦- свыше 3000 м (высокогорье) ¦До 20 ¦
+————————————————————-+————+
¦Работа автотранспорта: ¦ ¦
¦- на дорогах общего пользования I, II и III категорий ¦До 10 ¦
¦со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), ¦ ¦
¦где в среднем на 1 км пути имеется более 5 закруглений ¦ ¦
¦(поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км ¦ ¦
¦пути — около 500) ¦ ¦
¦- на дорогах общего пользования IV и V категорий ¦До 30 ¦
+————————————————————-+————+
¦Работа автотранспорта в городах с населением: ¦ ¦
¦- свыше 3 млн человек ¦До 25 ¦
¦- от 1 млн до 3 млн человек ¦До 20 ¦
¦- от 250 тыс. до 1 млн человек ¦До 15 ¦
¦- от 100 тыс. до 250 тыс. человек ¦До 10 ¦
¦- до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа ¦До 5 ¦
¦и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых¦ ¦
¦перекрестков, светофоров или других знаков дорожного ¦ ¦
¦движения) ¦ ¦
+————————————————————-+————+
¦Работа автотранспорта, требующая частых технологических ¦До 10 ¦
¦остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой ¦ ¦
¦и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные ¦ ¦
¦таксомоторы-автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили¦ ¦
¦малого класса, автомобили типа пикап, универсал, включая ¦ ¦
¦перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ¦ ¦
¦ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, ¦ ¦
¦инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более ¦ ¦
¦чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки ¦ ¦
¦у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) ¦ ¦
+————————————————————-+————+
¦Для автомобилей, находящихся в эксплуатации: ¦ ¦
¦- более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км ¦До 5 ¦
¦- более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км ¦До 10 ¦
+————————————————————-+————+
¦В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже ¦До 10 ¦
¦+5°C) время года на стоянках при необходимости пуска ¦от базовой ¦
¦и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых ¦нормы ¦
¦отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том¦ ¦
¦числе для медицинских АТС и при перевозках детей) ¦ ¦
¦устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один¦ ¦
¦час стоянки (простоя) с работающим двигателем ¦ ¦
+————————————————————-+————+
¦При использовании кондиционера или установки ¦До 7 ¦
¦»климат-контроль» при движении автомобиля ¦от базовой ¦
¦ ¦нормы ¦
+————————————————————-+————+
¦При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход ¦До 10 ¦
¦топлива устанавливается из расчета за один час простоя ¦от базовой ¦
¦с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании ¦нормы ¦
¦установки «климат-контроль» (независимо от времени года) ¦ ¦
¦за один час простоя с работающим двигателем ¦ ¦
L————————————————————-+————
На практике может возникнуть ситуация, что модель, марка приобретенного автомобиля не приведена в Рекомендациях N АМ-23-р. В таком случае согласно п. 6 данных Рекомендаций руководитель казенного учреждения может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Нормативный расход топлива определяется по формулам, составленным для каждого вида автотранспортного средства. Например, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),
где Qн — нормативный расход топлива (л);
Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (л/100 км);
S — пробег автомобиля (км);
D — поправочный коэффициент к норме (суммарная относительная надбавка или снижение) (%).
В Приложении 1 к Рекомендациям N АМ-23-р приведены Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов. Они установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.
Для автомобилей, прошедших капитальный ремонт и находящихся в эксплуатации более пяти лет, нормы расхода масел увеличиваются до 20%.
Пример 1. Работник казенного учреждения в январе 2012 г. использует в г. Москве в служебных целях личный автомобиль (Форд «Фокус» 2002 г. в., объем 1600 куб. см) с пробегом 350 000 км. На автомобиле проводился капитальный ремонт двигателя. Необходимо определить норму расхода ГСМ для данного вида транспортного средства.
Норма расходы топлива для автомобиля составит 12,93 л (8,8 л x (10 + 22 + 10 + 5)%), где:
- 8,8 л — базовая норма расхода топлива на 100 км для автомобиля Форд «Фокус» согласно Рекомендациям N АМ-23-р;
- 10% — за использование автомобиля в зимний период;
- 22% — за работу автотранспорта в городах с населением свыше 3 млн человек;
- 10% — за использование автомобиля, находящегося в эксплуатации более 8 лет с общим пробегом более 150 000 км;
- 5% — за использование установки «климат-контроль» при движении автомобиля.
- 0,8 — расход моторного масла;
- 0,1 — расход трансмиссионного и гидравлического масла;
- 20% — норма расхода масла для автомобиля, прошедшего капитальный ремонт двигателя.
Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов
Согласно п. 117 Инструкции N 157н <2> учет ГСМ осуществляется на счете 105 03 «Горюче-смазочные материалы». В бухгалтерском учете казенных учреждений и бюджетных учреждений — получателей бюджетных средств используется счет 0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы — иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции N 162н <3>).
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Принятие ГСМ к учету, как и всех материальных запасов, производится по фактической стоимости, то есть с учетом всех расходов, связанных с их приобретением и доставкой. В частности, согласно п. 102 Инструкции N 157н перечень таких расходов включает:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
- суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе — расходы по доставке).
Следует учесть, что учреждение, осуществляющее централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, согласно установленной им учетной политике затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, вправе не включать в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов, а относить в состав расходов на финансовый результат текущего финансового года (п. 103 Инструкции N 157н).
При формировании фактической стоимости ГСМ следует учитывать, что в соответствии с п. 105 Инструкции N 157н в нее не включается сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материальных запасов.
Аналитический учет ГСМ ведется по их сортам и количеству в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения (п. 119 Инструкции N 157н).
Учет операций по поступлению ГСМ ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции (п. 120 Инструкции N 157н):
- в журнале операций по выбытию и перемещению материальных активов в части операций принятия к учету материалов, товаров по сформированной фактической стоимости (в сумме фактических вложений) и операций по увеличению фактической (балансовой) стоимости материалов (оборудования, учитываемого в составе материалов, и т.п.) на сумму фактических затрат по их дооборудованию, модернизации;
- в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо в журнале операций расчетов с подотчетными лицами в части операций поступления материальных запасов по фактической стоимости их приобретения (изготовления);
- в журнале по прочим операциям — по иным операциям поступления объектов материальных запасов.
Существуют следующие способы приобретения ГСМ:
а) за наличный расчет (ГСМ приобретаются подотчетными лицами);
б) за безналичный расчет: по талонам, топливным картам.
Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.).
Если имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).
Приобретение ГСМ за наличный расчет. Приобретение ГСМ за наличный расчет осуществляется путем выдачи наличных денежных средств в подотчет водителю. После приобретение ГСМ водитель представляет авансовый отчет о количестве и стоимости приобретенного ГСМ с приложением кассовых чеков с автозаправочных станций (АЗС), из магазинов по продаже ГСМ.
В случае приобретения ГСМ за наличный расчет операции буду отражены следующим образом:
- выдача денежных средств в кассе:
Дебет счета 208 34 560 «Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»
Кредит счета 201 34 610 «Выбытия средств из кассы учреждения»;
- поступление ГСМ на основании авансового отчета:
Дебет счета 105 33 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов — иного движимого имущества»
Кредит счета 208 34 660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов».
Пример 2. Водителю, работающему в казенном учреждении, выдан аванс на приобретение ГСМ в сумме 2000 руб. Согласно представленному авансовому отчету и приложенным к нему кассовым чекам водитель приобрел 70 л бензина по цене 25 руб. за 1 л. Неизрасходованный остаток внес в кассу.
В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
|
Выдан аванс водителю | 1 208 34 560 | 1 201 34 610 | 2000 |
Оприходован заправленный водителем бензин |
1 105 33 340 | 1 208 34 660 | 1750 |
Внесен водителем в кассу остаток неизрасходованного аванса |
1 201 34 510 | 1 208 34 660 | 250 |
Приобретение ГСМ за безналичный расчет
Данный способ расчета актуален при наличии в казенном учреждении больших резервуаров для хранения топлива.
В бухгалтерском учете при приобретении ГСМ за безналичный расчет операции будут отражены следующим образом:
- перечисление на счет поставщика на основании заключенного контракта аванса в счет предстоящих поставок ГСМ (п. п. 44, 111 Инструкции N 162н <1>):
Дебет счета 0 206 34 560 «Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»
Кредит счетов 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 0 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации», 0 304 05 340 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»;
- поступление ГСМ в казенное учреждение (п. 23 Инструкции N 162н):
Дебет счета 0 105 33 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит счетов 0 302 34 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 0 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»;
- зачет перечисленного ранее аванса в счет поставок ГСМ (п. 80 Инструкции N 162н):
Дебет счета 0 302 34 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит счета 0 206 34 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»;
- окончательный расчет за поступившие ГСМ (п. п. 44, 111 Инструкции N 162н):
Дебет счета 0 302 34 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит счетов 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 0 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации», 0 304 05 340 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов».
<1> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
К сведению. В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. вправе предусматривать авансовые платежи до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% ЛБО, доведенных на соответствующий финансовый год (в том числе по контракту на приобретение ГСМ).
Пример 3. Казенное учреждение приобрело за счет бюджетных средств в соответствии с заключенным с поставщиком контрактом 1 т бензина на общую сумму 25 000 руб. В счет будущих поставок оно перечислило авансовый платеж в размере 30% от общей суммы. Поступивший от поставщика бензин оприходован на склад, а затем 20 л выдано под отчет водителю.
В бухгалтерском учете учреждения операции будут отражены следующим образом:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
|
Перечислен аванс в счет предстоящей поставки бензина (25 000 руб. x 30%) |
1 206 34 560 | 1 304 05 340 | 7 500 |
Поступил бензин на склад | 1 105 33 340 (склад) |
1 302 34 730 | 25 000 |
Зачтен ранее перечисленный поставщику аванс |
1 302 34 830 | 1 206 34 660 | 7 500 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком |
1 302 34 830 | 1 304 05 340 | 17 500 |
Выдан со склада бензин водителю | 1 105 33 340 (водитель) |
1 105 33 340 (склад) |
500 |
Приобретение ГСМ по топливным картам
Данный способ приобретения ГСМ подразумевает заключение казенным учреждением договора с поставщиком (топливной организацией), по которому водитель приобретает топливо без использования денежных средств. Расчет производится пластиковой топливной картой.
На указанную карту перечисляются денежные средства, которые водитель может израсходовать в течение месяца на АЗС топливной организации, заключившей договор с казенным учреждением. Перечень таких АЗС указывается в договоре или оформляется отдельным списком как приложение к нему.
Принятие к учету ГСМ осуществляется на основании присланных топливной организацией в конце месяца документов (товарная накладная, счет-фактура и детализированный отчет в разрезе движения топлива по отдельным топливным картам).
Водителю при приобретении по топливной карте ГСМ работник АЗС выдает чеки, в которых отражается количество залитого в бак автомобиля топлива, дата и время заправки. Указанные чеки водитель представляет в бухгалтерию казенного учреждения одновременно с путевыми листами.
По итогам месяца бухгалтер казенного учреждения сверяет данные представленных водителями чеков (стоимость и количество заправленного бензина) с данными отчетных документов топливной организации.
В бухгалтерском учете приобретение ГСМ с помощью пластиковой топливной карты будет отражено следующим образом:
- оплата услуг на изготовление топливных карт (п. 44 Инструкции N 162н):
Дебет счета 0 302 26 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит счетов 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 0 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации», 0 304 05 226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»;
- списание расходов по оплате услуг по изготовлению топливных карт (п. 121 Инструкции N 162н):
Дебет счетов 0 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги», 0 109 61 226 «Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», 0 109 71 226 «Накладные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг», 0 109 81 226 «Общехозяйственные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг», 0 109 91 226 «Издержки обращения в части прочих работ, услуг»
Кредит счета 0 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»;
- оплата ГСМ, отпущенных топливной организацией (п. 44 Инструкции N 162н):
Дебет счета 0 302 34 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит счетов 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», 0 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации», 0 304 05 340 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»;
- поступление ГСМ на основании отчетов, представленных водителем и топливной организацией (п. 23 Инструкции N 162н):
Дебет счета 0 105 33 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит счета 0 302 34 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».
Пример 4. Казенное учреждение заключило договор с топливной организацией, по условиям которого заправка бензином осуществляется с использованием пластиковых топливных карт, изготовленных организацией. Стоимость одной топливной карты составляет 300 руб. На карту в феврале 2012 г. зачислено 10 000 руб., затем она выдана водителю.
По итогам месяца водитель представил документы, подтверждающие произведенные расходы (авансовый отчет, путевой лист, чеки с АЗС). Кроме того, от топливной организации поступили документы, подтверждающие количество приобретенного водителем топлива.
В бухгалтерском учете казенного учреждения операции будут отражены следующим образом:
Вход для клиентов
Обязаны ли автономные учреждения при списании ГСМ применять нормы расхода, утвержденные Минтрансом? Какие формы путевых листов используют автономные учреждения для подтверждения расходов на ГСМ? Каков порядок отражения расходов на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете? Ответы на эти и другие вопросы – в статье.
Обновленные нормы расхода ГСМ.
Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23‑р (далее – Распоряжение № АМ-23‑р, Методические рекомендации). Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.
Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям. Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51‑р.
Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23‑р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23‑р предписывают:
Вместе тем следует учитывать, что нормы, установленные Распоряжением № АМ-23‑р, имеют рекомендательный характер, и несоблюдение предусмотренного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 13.12.2013 № 02‑10‑010/55111).
Если Распоряжением № АМ-23‑р не установлены нормы ГСМ по автомобилю, используемому в учреждении, как обосновать расход топлива? В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в предусмотренном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия локального акта, утверждающего нормы, учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина РФ от 11.07.2012 № 03‑03‑06/4/71, от 10.06.2011 № 03‑03‑06/4/67).
Путевые листы – основание для списания ГСМ.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичные документы служат основанием для принятия факта хозяйственной жизни к учету.
Основным первичным документом в целях учета работы служебного автотранспорта и списания ГСМ является путевой лист. К учету принимаются путевые листы, оформленные надлежащим образом.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152). Согласно данному документу к обязательным реквизитам путевого листа относятся следующие:
Обязательный реквизит |
Пояснения |
---|---|
Наименование и номер путевого листа |
В наименовании отражается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист грузового автомобиля и т. п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации |
Сведения о сроке действия путевого листа |
Такие сведения включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован |
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства |
Отражаются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица |
Сведения о транспортном средстве |
В качестве таких сведений указываются: – тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом – модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; – государственный регистрационный знак транспортного средства; – показания одометра (полные км пробега) при выезде транспорта из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); |
– дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на стоянку; – дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ) |
|
Сведения о водителе |
Отражаются Ф. И. О. водителя, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя |
Помимо перечисленных реквизитов, на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
В настоящее время унифицированных форм путевых листов, обязательных для применения государственными (муниципальными) учреждениями, не установлено. Исходя из этого в целях определения объемов израсходованных ГСМ, подлежащих списанию, указанные учреждения вправе:
- воспользоваться формами путевых листов (ф. 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление № 78) (Письмо Минфина РФ от 03.10.2012 № 02‑06‑10/4066);
- применять самостоятельно разработанные формы путевых листов, при условии включения в них обязательных реквизитов, предусмотренных Приказом № 152 (Письмо Минфина РФ от 25.08.2009 № 03‑03‑06/2/161 «О применении самостоятельно разработанных бланков путевых листов»). Причем применение таких форм учреждениям целесообразно закрепить в учетной политике.
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом. Выдача путевых листов подлежит регистрации в соответствующем журнале. Должностное лицо, ответственное за выдачу путевых листов, обязано оформить «путевку» до выдачи ее водителю и зарегистрировать выданный документ в журнале.
Все вносимые в путевой лист изменения (исправления) подтверждаются подписью водителя и лица, ответственного за выдачу путевых листов.
2
Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
В случае утраты или порчи путевого листа дубликат выдается только после проведения проверки обстоятельств пропажи (порчи), установления виновных лиц и принятия к ним соответствующих мер ответственности.
Отражение операций по списанию ГСМ в бухгалтерском учете
Для отражения поступивших ГСМ в бухгалтерском учете предназначен счет 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы» (п. 117, 118 Инструкции № 157н).
1
Расходы автономного учреждения на приобретение ГСМ отражаются:
- по коду вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» – в случае приобретения горюче-смазочных материалов в соответствии с закупкой, осуществляемой учреждением (уполномоченным на то работником учреждения) как юридическим лицом;
- о КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» – в случае осуществления работником учреждения, находящимся в служебной командировке, расходов на приобретение ГСМ с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.
Указанные коды видов расходов применяются в увязке:
- со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (применяется в 2018 году);
- с подстатьей 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (применяется с 2019 года).
В соответствии с п. 108 Инструкции № 157н списание ГСМ производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Учреждение выбирает один их методов списания и закрепляет его в учетной политике. Причем применение выбранного метода должно осуществляться в течение финансового года непрерывно.
Списание ГСМ в пределах установленных норм отражается в бухгалтерском учете автономного учреждения следующей корреспонденцией счетов (п. 37 Инструкции № 183н):
Дебет счета 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 60 272, 0 109 70 272, 0 109 80 272)
Кредит счета 0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения»
8
В автономном учреждении списание бензина осуществляется по фактическому расходу, но не выше норм, установленных Распоряжением № АМ-23‑р. Рассчитанная с учетом данного документа норма расхода ГСМ по служебному автомобилю («Волга Сайбер» 2.4) составляет 10 л/100 км. Согласно представленному путевому листу фактический расход топлива равен 25 л. Пробег автомобиля за время поездки, зафиксированный в «путевке», – 250 км, что соответствует показаниям спидометра.
Согласно учетной политике списание ГСМ осуществляется по средней фактической стоимости бензина, которая составляет 40 руб./л. Операции по списанию осуществляются в рамках основной деятельности по выполнению государственного задания. Расходы на ГСМ непосредственно связаны с осуществлением данной деятельности.
В данном случае фактический расход бензина не превышает установленной нормы – 10 л/100 км (250 км / 25 л). В связи с этим операция по списанию ГСМ отражается следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
---|---|---|---|
Списан израсходованный бензин (25 л x 40 руб./л) |
4 109 60 272 |
4 105 33 000 |
1 000 |
Списание ГСМ при превышении предусмотренных норм. Если фактический расход топлива согласно путевому листу превысил расход топлива, рассчитанный по установленной Распоряжением № АМ-23‑р норме, то списание указанного превышения (перерасхода) производится по распоряжению руководителя учреждения при наличии объективных причин, повлекших перерасход ГСМ при эксплуатации автомобиля в определенных условиях, в определенной местности (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 № 02‑06‑10/3056).
Утвержденные согласно распоряжению руководителя учреждения нормы расходования ГСМ, превышающие установленные Распоряжением № АМ-23‑р, могут подтверждаться в том числе контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или специализированными организациями по обращению юридических лиц, осуществляющими исследования по соблюдению владельцами транспортных средств правил их эксплуатации с целью избежания перерасхода топлива.
При установлении вины водителя, допустившего перерасход топлива при ненадлежащей эксплуатации служебного автомобиля, сумма выявленного перерасхода отражается в бухгалтерском учете учреждения как недостача и взыскивается с водителя в предусмотренном порядке.
Порядок отражения перерасхода топлива рассмотрим на примере.
9
Водителю автомобиля ГАЗ-3110, принадлежащего автономному учреждению, выписан путевой лист для поездки в областной центр. Цель поездки – посещение семинара бухгалтером данного учреждения. Согласно оформленному путевому листу за время поездки указанным автомобилем пройдено 270 км. Фактический расход бензина составил
40 л при норме 35 л (норма расхода топлива равна 13 л/100 км). Перерасход бензина составил 5 л. Рыночная цена бензина на момент обнаружения перерасхода – 41 руб./л. Учетная стоимость бензина равна 40 руб./л.
По решению руководителя перерасход бензина списан. Рыночную стоимость перерасходованного бензина водитель внес в кассу.
Стоимость бензина отражается в составе общехозяйственных расходов, учитываемых при формировании себестоимости услуг, оказываемых учреждением в рамках выполнения государственного задания.
В данном случае операции по списанию ГСМ отразятся следующим образом:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
---|---|---|---|
Списан бензин по норме (по учетной стоимости) (35 л x 40 руб./л) |
4 109 80 272 |
4 105 33 000 |
1 400 |
Принят к учету перерасход бензина по вине водителя (по рыночной стоимости) ((40 ‑ 35) л x 41 руб./л) |
2 209 74 000 |
2 401 10 172 |
|
Списан перерасход бензина по решению руководителя |
4 401 10 172 |
4 105 33 000 |
|
Внесена водителем в кассу рыночная стоимость перерасходованного бензина |
2 201 34 000 |
2 209 74 000 |
Учет расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе согласно договору).
Также стоит отметить, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).
Расходы на ГСМ могут быть включены в расчет базы по налогу на прибыль только в том случае, если они произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и направлены на ее осуществление.
Расходы на ГСМ, произведенные автономным учреждением за счет субсидий, выделенных из бюджета, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 11.07.2012 № 03‑03‑06/4/71).
* * *
При осуществлении операций по списанию ГСМ автономным учреждениям необходимо иметь в виду следующие особенности:
1) при расчете расхода топлива целесообразно учитывать нормы, установленные Распоряжением № АМ-23‑р. Если на необходимый транспорт нормы расхода указанным документом не установлены, учреждения праве разработать собственные нормы;
2) для документального подтверждения произведенных расходов учреждения вправе использовать формы путевых листов, предусмотренные Постановлением № 78, либо разработать такие формы самостоятельно, указав в них обязательные реквизиты;
3) топливо, израсходованное в пределах установленных норм, списывается в расходы текущего финансового года. При обнаружении перерасхода ГСМ выявляются его причины. Если перерасход совершен по вине водителя, то его сумма отражается как недостача и взыскивается с виновного лица;
4) при исчислении налога на прибыль расходы на ГСМ, произведенные за счет средств от приносящей доход деятельности, учитываются на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что они обоснованны и документально подтверждены.
Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №9, 2018 год
Расход топлива тракторов. Правила расчета, нормы
Для каждой модели трактора в инструкции по эксплуатации указывается расход топлива, однако разные производители используют разные формулы для определения среднего значения. Кроме этого, следует иметь в виду, что используемые формулы предполагают идеальные условия для работы трактора: его полную загрузку, сухую ровную дорогу, отсутствие осадков и т.д. Поэтому в основном расход топлива рассчитывается для каждой машины индивидуально, в зависимости от того, в каких условиях приходится работать оператору. Рассмотрим причины, по которым может увеличиваться или уменьшаться расход горючего, а также принцип расчета уровня расхода ГСМ.
Факторы, влияющие на расход топлива тракторов
Перерасход топлива (или меньший, чем положено, расход) может быть обусловлен несколькими факторами. Например, одной из главных причин является техническое состояние силового агрегата трактора. Специалисты советуют перед началом проведения работ проверять ДВС на наличие неполадок.
Источник фото: exkavator.ru/tradeРасход топлива обусловлен рядом различных факторов
На показатель влияет и стиль вождения оператора (агрессивная езда, неверная скорость или неправильный режим переключения передач). Погодные условия, сезонность выполнения работ и ландшафт также являются причинами увеличения или уменьшения расхода топлива тракторов.
Уровень потребления горючего в час при движении зависит от грузоподъемности прицепа, а также от типа дорожного покрытия. Производители различают три типа дорог в зависимости от их состояния:
- Дороги с твердым покрытием; полевые дороги; укатанные снежные дороги.
- Дороги с гравийным, щебеночным (разбитые) или песчаным (проселочные) покрытием; разъезженные после дождя дороги с грунтовым покрытием; задерневшая почва с твердым покрытием; стерня зерновых культур.
- Дороги с глубокой колеей; замерзшая или нормальной влажности пашня; гребнистые дороги; оттаявшие после оттепели; поле после сбора корнеплодов; снежная целина; бездорожье весеннее; разбитые дороги.
Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще — оставьте заявку и Вам перезвонят.
Расчет расхода топлива тракторов самостоятельно: нюансы
Определение расхода топлива тракторов позволяет оценить будущие затраты на содержание техники. Для измерения показателя трактор должен проехать 100 км. После чего определяют количество израсходованного горючего. Важно: сама машина, а также все узлы и агрегаты должны быть в полностью исправном состоянии.
Источник фото: exkavator.ru/tradeДля расчета расхода топлива существует специальная формула
Для расчета показателя потребления топлива машиной берутся следующие характеристики: удельный расход топлива (R), мощность силового агрегата в л.с. (N) и коэффициент перевода из кВт, равный 0,7. Расход топлива за 1 час принимается за P. Исходя из этого формула расчета выглядит следующим образом:
P=0,7*R*N
Не следует забывать о том, что у разных моделей разная грузоподъемность. В этой связи при расчетах пользуются поправочным коэффициентом. При полной, неполной, половинной или частичной загрузке используют соответственно следующие показатели: 1; 08; 0,6; не более 0,5.
Расход топлива отечественных и зарубежных тракторов: все дело в модели
Источник фото: exkavator.ru/tradeСостояние дорожного полотна может существенно влиять на расход топлива тракторов
В завершение приведем нормы расхода топлива для наиболее популярных моделей сельскохозяйственных тракторов МТЗ БЕЛАРУС, ЮМЗ и John Deere.
Модель трактора |
Расход топлива |
МТЗ-80 |
5,5 л/час |
МТЗ-82.1 |
5,5 л/час |
БЕЛАРУС-320 |
3,0 л/час |
БЕЛАРУС-1221 |
3,1 л/час |
ЮМЗ-6Г |
5,8 л/час |
Ниже представлены примеры расхода топлива более мощных тракторов John Deere разных моделей.
Таблица: базовые нормы расхода топлива тракторов (гусеничных и колесных)
Нормы расхода дизельного топлива
Погрузчики
Нормы расхода дизельного топлива на час работы наиболее востребованных на территории Российской Федерации погрузчиков:
Продукция Ренетоп:
- Цены на бензин и дизельное топливо в Свердловской области.
- Цены на бензин и дизельное топливо в Тюменской области.
- Цены на бензин и дизельное топливо в Челябинской области.
- Цены на бензин и дизельное топливо в Пермской области.
- Цены на бензин и дизельное топливо в Башкортостане.
МТЗ
Нормы расхода дизельного топлива на час работы наиболее востребованных на территории Российской Федерации тракторов МТЗ.
МТЗ-80, двигатель Д-240,Д-240Л:
- Транспортный режим – 4,4 л.
- Подметание щеткой – 4,0 л.
- Уборка снега отвалом и щеткой – 6,9 л.
- Уборка снега отвалом – 5,4 л.
- Транспортный режим с прицепом 2ПТС-4 – 5,8 л.
- Транспортный режим с прицепом 2ПТС-6 – 6,2 л.
Беларусь 1223, двигатель Д-260.2,Д-260.2С:
- Транспортный режим с прицепом МЖТ-10 – 11,8 л.
- Транспортный режим с прицепом МЖТ-Ф-11 – 11,8 л.
МТЗ-82.1, двигатель Д-243Д-243-202:
- Транспортный режим – 5,5 л.
- Транспортный режим с прицепом ПСТ-9 – 8,0 л.
- Транспортный режим с прицепом ПСТ-11 – 10,4 л.
- Подметание щеткой – 4,3 л.
- Уборка снега отвалом и щеткой – 6,9 л.
- Уборка снега отвалом – 6,6 л.
- Уборка снега щеткой — 6,3 л.
- Транспортный режим с платформой ПТК-10,2 – 10,4 л.
- Работа фрезой – 8,0 л.
- Работа плоскорезом – 5,7 л.
- Работа валкователем – 5,8 л.
ДТ
Нормы расхода дизельного топлива на час работы тракторов ДТ:
- ДТ-75, ДТ-75А, ДТ-75Б, ДТ-75В,ДТ-75Н, Т-74, Т-74-С4, укомплектованные силовым агрегатом СМД-14 – 7,2 л.
- ДТ-75М, двигатель А-41 – 11,4 л.
Нормы расхода топлива на специальные дорожно-строительные автомобили
- Машина для глубокого фрезерования закустаренных земель МТП-44А, двигатель Д-160, 129 kW – 11,9 л/ч.
- Мобильный дорожно-сортировочный комплекс Rubble Master RM 60, силовой агрегат Deutz BF4M1012E – 6,7 л/ч.
- Самосвал МАЗ-5516 в комплексе с фрезой Wirtgen 2100DC, двигатель ЯМЗ-238Д – 6,2 л/км.
- Седельный тягач МАЗ-642208 с установкой Чипсилер-40 для обработки дорожного покрытия, силовой агрегат ЯМЗ-7511 – 21,6 л/ч.
- Спецавтомобиль буровая установка БКМ-317, двигатель Д-245.7Е2 – 20,4 л/ч.
- Спецавтомобиль дорожный ремонтер МАЗ-5516, силовой агрегат ЯМЗ-238Д – 33 л/ч.
- Щебнераспределитель БД-130, двигатель ЯМЗ-236 – 27,6 л/ч.
Нормы расхода топлива на дизель-молоты
- СП-60 – 1,5 л/ч.
- СП-40 – 7,4 л/ч.
- СП-41 – 9,5 л/ч.
- СП-48 – 17 л/ч.
На котлы отопления
Отопительный котел расходует в среднем 70-120 гр. дизельного топлива в час на каждый 1 кВт мощности. Котел мощностью 10 кВт будет расходовать 0,7-1,2 кг дизельного топлива в час.
Расход дизтоплива зимой
Плотность зимнего дизельного топлива в соответствии с ГОСТ Р 52368-2005 ниже на 20 кг/м3. Это повышает его расход в литрах.