Материальная ответственность водителя

Содержание

Договор материальной ответственности водителя за автомобиль 2019

Несмотря на то, что возможность нанесения ущерба компании ее сотрудником есть всегда, материальную ответственность можно установить только к определенным категориям работников. Полный перечень таких профессий перечислен в Постановлении Министерства труда РФ от 31.12.2002 № 85.

Скачать образец договора материальной ответственности водителя за автомобиль (word)

Скачать образец договора о материальной ответственности водителя грузового автомобиля (word)

Мнение эксперта Соболев Дмитрий Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта Ранее мы подробно разбирали статью УК РФ о порче чужого имущества, рекомендуем вам также ознакомиться с этим материалом .

Законодательная база

Непосредственно водители в нем не упоминаются, однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.

Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):

  1. Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
  2. Умышленное нанесение вреда.
  3. Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
  4. Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
  5. Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
  6. Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.

Матответственность означает, что компания вправе удерживать часть зарплаты сотрудника (не более 20%) в счет погашения ущерба. Компенсацию можно получить и в большем размере, однако такие решения вправе принять только суд. Максимальный размер возмещения может составить до 50% от официальной зарплаты водителя. Сумма удерживается в течение нескольких месяцев до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме.

При взыскании средств в качестве компенсации компания обязана установить причину инцидента и обосновать вину водителя, а также рассчитать сумму ущерба исходя из актуальных цен. Также компания запрашивает письменные объяснения от работника, а при отказе составления объяснительной оформляет соответствующий акт в присутствии 2-3 свидетелей (других сотрудников организации).

Наряду с собственно возмещением ущерба работник может быть привлечен и к другим видам ответственности – административной и уголовной, а также к дисциплинарным взысканиям. Решение о наложении штрафа либо более суровой мере наказания также принимает суд.

Мнение эксперта Соболев Дмитрий Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта Ранее мы публиковали образец договора аренды транспортного средства без экипажа, рекомендуем вам также ознакомиться с ним .

Образец и правила составления договора материальной ответственности водителя

При составлении договора мат. ответственности водителя за автомобиль компания может воспользоваться любым образцом либо разработать собственную форму. Особое внимание стоит уделить описанию конкретных случаев, при которых наступает материальная ответственность. Документ обычно содержит такую информацию:

  1. Дата и место подписания, ФИО водителя и название компании, а также ФИО сотрудника, который действует от ее лица.
  2. Прямое утверждение о том, что водитель принимает на себя полную материальную ответственность за автомобиль.
  3. Уточнение обязанностей в связи с принятием ответственности. Это обеспечение безопасной езды, неукоснительное соблюдении ПДД, обязанность предвидеть дорожную обстановку в том числе и в сложных погодных условиях. Также водитель не может оставлять машину без присмотра даже на короткое время, должен всегда включать сигнализацию, блокировать двери во время движения, следить за ее техническим состоянием, регулярно заполнять соответствующую документацию.
  4. В документе также указывают, что водитель не может нести ответственности, если инцидент возник не по его вине. Вина может быть связана как с действиями, так и с бездействием. Причем деяния могут совершаться как с умыслом, так и без умысла (по невнимательности). Наличие вины определяется в ходе внутреннего расследования в компании, может быть признано водителем или не признано. Однако в любом случае вина порождает наступление ответственности, если водителю не удастся доказать обратное в суде.
  5. Заключительные положения и подписи сторон, расшифровки подписей (фамилия, инициалы), дата, печать организации.

При составлении договора о полной материальной ответственности водителя за авто можно ориентироваться на такой образец.

Важно понимать, что в договоре материальной ответсвенности водителя лучше именовать как экспедитора (если он перевозит грузы) или инкассатора (при транспортировке наличных средств). Судебная практика знает довольно много случаев, когда сотруднику удавалось оспаривать решение компании о возмещении ущерба на основании того, что в договоре он был назван просто водителем. Как уже говорилось, эта должность не перечисляется в соответствующем Приказе Министерства труда РФ, поэтому полная матответственность невозможна.

Получение ущерба без договора

Даже если договор о материальной ответственности за авто не был составлен, это не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения ущерба. При отсутствии договора действия лица могут быть оценены согласно нормам ГК, КоАП и УК. Однако в данном случае компания не вправе «автоматически» удерживать часть зарплаты работника в качестве компенсации.

Если формально материальной ответственности водителя за машину нет, компания вынуждена будет обратиться в суд для фиксирования факта нанесения ущерба по вине работника. Тогда в отношении виновного будут применяться статьи о порче имущества, на основании которых оно должно будет компенсировать ущерб и сами судебные издержки.

Поделиться ссылкой:

Суд: водитель не может нести полную материальную ответственность за автомобиль на основании соответствующего договора

billiondigital / .com

Одним из оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности является недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 Трудового кодекса). В силу ст. 244 ТК РФ договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться только с работниками, выполняющими работы или занимающими должности, поименованные в утвержденном Минтрудом России перечне. Должность «водитель» в этом перечне отсутствует, однако упомянуты, например, работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей. Этим и пользуются многие работодатели, заключая с водителями договоры о полной материальной ответственности за сами вверенные им автомобили (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 февраля 2019 г. по делу № 33-897/2019).

Однако суды чаще всего признают такую практику незаконной, указывая на тот факт, что автомобиль по своей природе не является транспортируемой материальной ценностью, а представляет собой инструмент, с помощью которого работник выполняет трудовую функцию.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Очередной подобный пример недавно имел место в практике Омского областного суда. Работник стал виновником ДТП, в результате которого принадлежащий работодателю автомобиль получил повреждения. Водитель обязался добровольно возместить работодателю ущерб и починил автомобиль за свой счет. Однако после этого передумал и решил взыскать потраченные на ремонт средства в судебном порядке. Суд удовлетворил требования работника частично. Судьи установили, что работник действительно должен нести материальную ответственность за причиненный ущерб, однако лишь в пределах своего среднего месячного заработка.

Договор о материальной ответственности с водителем не может заключаться в отношении транспортного средства, поскольку транспортное средство представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя. Закрепленный за работником автомобиль был предоставлен ему для выполнения трудовой функции водителя, а не в качестве материальных ценностей под отчет. В связи с этим оснований для возложения на работника полной материальной ответственности не имеется.

В отношении же добровольно взятых на себя работником обязательств по возмещению ущерба суд отметил, что положения ст. 248 ТК РФ (согласно которой работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично) не являются дополнительным основанием для возникновения у работника полной материальной ответственности, а письменное обязательство о возмещении работником ущерба работодателю не должно противоречить требованиям ст. 241 ТК РФ, ограничивающей размер материальной ответственности работника.

Можно ли заключить договор возмездного оказания услуг с работником, который числится в штате организации? Какие последствия несет работодатель, если он оформил договор возмездного оказания услуг с работником, который числится в штате? Может ли работник выполнять одну и ту же работу в организации по трудовому договору и договору возмездного оказания услуг в одно и то же время?

25 июля 2012

Предваряя ответ на заданные Вами вопросы, отметим, что штатное расписание (форма штатного расписания (форма N Т-3) утверждена постановлением Госкомстата от 05.01.2004 N 1) является локальным нормативным актом работодателя (ст. 8 ТК РФ), определяющим структуру организации и численность должностей (в конкретных подразделениях и в целом), предполагаемых к занятию работниками, т.е. лицами, с которыми организацией заключены трудовые договоры. Иными словами, штатное расписание фиксирует структуру организации лишь с точки зрения трудовых правоотношений; в нем никак не отражаются гражданско-правовые связи организации (в том числе работы, выполняемые для организации лицами по гражданско-правовым договорам).
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу своего добровольного волеизъявления (ст. 421 ГК РФ) работник вправе вступить с организацией в гражданско-правовые отношения, например, заключив договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), на которые трудовое законодательство не распространяется (часть восьмая ст. 11 ТК РФ).
Каких-либо ограничений на заключение гражданско-правовых договоров между организацией и ее работником (штатным сотрудником) гражданским законодательством не установлено. То есть заключение организацией с одним и тем же физическим лицом одновременно гражданско-правового и трудового договора не противоречит действующему законодательству и наличие одного не исключает другого. Следовательно, само по себе заключение гражданско-правового договора со своим работником правомерно и не несет для организации никаких негативных правовых последствий.
Что же касается Вашего третьего вопроса, то хотим отметить, что, хотя заключение одновременно гражданско-правового договора и трудового договора на выполнение одной и той же работы формально не противоречит нормам законодательства, с практической точки зрения, оно может предполагать лишь выполнение такой работы в разное время (по трудовому договору — в рабочее время (часть 1 ст. 91 ТК РФ), по гражданско-правовому — вне его), иначе у работодателя отсутствуют законные основания для выплаты работнику должностного оклада по трудовому договору, поскольку в свое рабочее время тот не исполнял свои должностные обязанности по трудовому договору, а выполнял работы по иному, гражданско-правовому, договору (часть 4 ст. 129 ТК РФ).
В случае возникновения между гражданином и организацией спора окончательно решить вопрос о квалификации сложившихся между ними отношений (являются ли они трудовыми или гражданско-правовыми) может только суд.
Часть четвертая ст. 11 ТК РФ предусматривает, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Как отмечается в определении Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 597-О-О, суды общей юрисдикции, рассматривая вопрос о признании сложившихся между работодателем и работником отношений либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст.ст. 15 и 56 ТК РФ.
Таким образом, даже если между сторонами заключено соглашение, названное договором об оказании услуг, а стороны в нем именуются исполнителем и заказчиком, такой договор может быть квалифицирован судом как трудовой, если по существу возникшие между сторонами отношения отвечают признакам трудовых. Иными словами, если возникнет вопрос о переквалификации гражданско-правого договора в трудовой, то оцениваться сложившиеся между сторонами отношения будут в целом. О фактическом наличии трудовых отношений между сторонами договора могут свидетельствовать, в частности, подчинение сотрудника правилам внутреннего трудового распорядка (ее режиму труда и отдыха) организации, другим ее локальным нормативным актам, предоставление организацией сотруднику оплачиваемых отпусков, начисление ему заработной платы, выплата премий, внесение записи о работе в трудовую книжку и иные признаки.
По вопросу переквалификации гражданско-правовых договоров с физическими лицами в трудовые мы рекомендуем Вам ознакомиться с судебной практикой, например определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.03.2008 N 25-В07-27, постановлениями ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2006 N А33-4217/2006-Ф02-5620/06-С1, от 11.07.2006 N А33-19664/2005-Ф02-2961/06-С1, ФАС Северо-Западного округа от 09.01.2008 N А56-45362/2006.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария

>Правомерно ли заключение гражданско-правового договора вместо трудового?

Правомерно ли заключение гражданско-правового договора вместо трудового?

Заключение гражданско-правового договора вместо трудового возможно для выполнения конкретных действий или задания и достижения определенного результата. Гражданско-правовой договор, прикрывающий фактические трудовые отношения, неправомерен.

Случаи, при которых заключение гражданско-правового договора неправомерно

Вы имеете право свободно определять способ оформления отношений, связанных с выполнением той или иной работы, и по соглашению с работодателем решить, какой именно договор будет заключен — трудовой либо гражданско-правовой.

Иногда работодатели (в данном материале под работодателем понимается, лицо, являющееся стороной как трудового, так и гражданско-правового договора) не предлагают выбора и оформляют с физическими лицами гражданско-правовые договоры, например, на оказание услуг или выполнение работ. При заключении таких договоров у вас не будет социально-трудовых гарантий, которые предусмотрены трудовым законодательством: на оплачиваемый отпуск и больничный, гарантий при увольнении, сокращении штата и др. Также не будет вноситься запись о работе в трудовую книжку.

Однако заключение гражданско-правового договора неправомерно, если с работодателем у вас фактически возникают трудовые отношения: вы будете выполнять работу по определенной должности или профессии в соответствии со штатным расписанием, соблюдать режим рабочего времени, выполнять распоряжения работодателя в отношении вашей работы, находиться на оборудованном для вас рабочем месте и др. (ст. 15 ТК РФ).

Заключить с вами гражданско-правовой договор вместо трудового работодатель вправе, только если ваша деятельность будет направлена на выполнение конкретного задания или конкретных действий, на достижение определенного результата. Например, договор на ремонт крыши, доставку груза в определенное место. При этом вы не обязаны подчиняться установленному режиму труда работодателя и работать под его контролем и руководством. Работу по гражданско-правовому договору вы организуете самостоятельно, своими силами и средствами (ст. 704, п. 1 ст. 715, ст. 783 ГК РФ; п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15; Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2019 N 5-КГ18-259).

Поэтому, когда вопреки вашему желанию заключить трудовой договор работодатель предлагает оформить гражданско-правовой, прикрывающий фактические трудовые отношения, это неправомерно.

Признание отношений трудовыми в случае заключения гражданско-правового договора

Если вы были вынуждены заключить гражданско-правовой договор, можно обратиться в суд с иском к работодателю о признании отношений трудовыми. Подтверждением именно трудовых отношений могут быть, в частности, следующие факты:

— в гражданско-правовом договоре нет указания на индивидуально определенную работу, конкретный и конечный результат вашего труда;

— в гражданско-правовом договоре присутствуют термины «должность», «специальность», «заработная плата», «увольнение», «режим работы»; условия о соблюдении определенного режима работы, правил внутреннего трудового распорядка, о подчинении приказам (распоряжениям) работодателя, о выполнении требований охраны труда и техники безопасности, об обязанности работодателя обеспечить вас оборудованием, материалами и инструментом, необходимыми для выполнения работ (Письмо ФСС РФ от 20.05.1997 N 051/160-97; Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2018 N 31-КГ18-1);

— гражданско-правовой договор перезаключается в течение длительного времени;

— работодатель издает в отношении вас приказы и дает распоряжения по вашей работе;

— вы соблюдаете установленный работодателем режим работы, ознакомлены с должностной инструкцией, проходите медицинские комиссии по направлению работодателя, инструктаж по технике безопасности и охране труда;

— вы получаете оплату труда в одно и то же время независимо от объема и характера работы, работодатель выдает вам расчетные листки с указанием в них вашего табельного номера и заработной платы.

С исковым заявлением о признании отношений трудовыми вы можете обратиться в районный суд по месту нахождения работодателя, месту своего жительства либо месту исполнения трудового договора. Такой иск, как вытекающий из трудовых отношений, государственной пошлиной не облагается независимо от результатов рассмотрения судом ваших требований, в том числе в случае частичного или полного отказа в их удовлетворении (ст. ст. 24, 28, ч. 6.3, 9 ст. 29 ГПК РФ; пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ; ст. 393 ТК РФ; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15).

Исковое заявление должно содержать (ст. 131 ГПК РФ):

— наименование суда, в который вы направляете иск;

— ваши фамилию, имя, отчество, место жительства, желательно номер телефона;

— наименование работодателя и его место нахождения;

— краткое описание сложившейся ситуации с указанием на то, что заключение гражданско-правового договора нарушает ваши права как работника, в том числе право на отпуск, на выплату пособия по временной нетрудоспособности, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на охрану труда, в том числе на основе обязательного социального страхования;

— ссылку на обстоятельства, которые подтверждают, что фактически имеют место трудовые отношения, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

— в просительной части — просьбу к суду о признании сложившихся отношений трудовыми, обязании работодателя заключить трудовой договор, внесении записи в трудовую книжку;

— перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

К заявлению прилагаются его копия и копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которые вы ссылаетесь (ст. 132 ГПК РФ).

Если суд установит, что гражданско-правовой договор фактически прикрывает трудовые отношения между вами и работодателем, то к таким отношениям будут применяться положения трудового законодательства (ч. 4 ст. 11 ТК РФ).

Обращение в прокуратуру или трудовую инспекцию

Вы также можете направить жалобу в районную прокуратуру и/или государственную инспекцию труда субъекта РФ. В ней подробно опишите сложившуюся ситуацию, приложите копии гражданско-правового договора и иных имеющихся документов. Жалоба должна содержать наименование прокуратуры или государственной инспекции по труду, в которую она направляется, ваши фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, дату жалобы и подпись. Если в жалобе нет вашей фамилии и адреса для ответа, ответ не будет направлен. Ответ на вашу жалобу должен быть отправлен вам в течение 30 дней со дня ее регистрации, этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (ст. ст. 10, 22 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ст. 356 ТК РФ; ст. 7, ч. 2 ст. 8, ст. ст. 11, 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Адреса прокуратуры и государственной инспекции труда можно узнать в сети Интернет. Жалобу в трудовую инспекцию вы можете подать, в частности, в форме электронного документа на сайте государственного органа.

Рассмотрев жалобу, прокуратура может вынести представление, а государственная инспекция труда — предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательные к исполнению работодателем (ст. 24 Закона N 2202-1; абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 21.06.2019

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Как отвечает материально водитель за служебный автомобиль

Предприятия, учреждения, организации, у которых на балансе есть машины и другие транспортные средства, стараются всеми доступными способами возложить ответственность за их эксплуатацию на водителей в виде специального договора. Поэтому такое понятие, как материальная ответственность водителя автомобиля требует детального рассмотрения, а особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ.

Нормативное регулирование

Любое транспортное средство является объектом повышенной опасности, плюс ко всему является материальной ценностью любого юридического лица и организации, так как имеет дорогую стоимость.

Исходя из этих двух факторов, в юридической и законодательной практике появилось такое понятие, как материальная ответственность за автомобиль.

Само понятие материальной ответственности за автомобиль, содержится в следующих законодательных нормах.

  1. Трудовой кодекс. Это основоположный нормативный акт, который регулирует все отношения, возникающие между работодателем и лицом, работающим на предприятии, учреждении, организации. В нем содержится понятие любой материальной ответственности, регулируется порядок ее наложения, а также взыскание с виновного материального ущерба, в случае порчи имущества работодателя, в данном случае автомобиля.
  2. Гражданский кодекс. Он содержит нормы, на основании которых виновник причиненного ущерба несет полную или ограниченную ответственность за причиненный вред автомобилю работодателя, третьим лицам в случае ДТП.

Кроме этого нужно обязательно учитывать и внимательно изучать судебную практику по таким спорам, а также правовые позиции Верховного Суда РФ (ВС РФ), требования Пленумов ВС РФ по рассмотрению трудовых правоотношений, а также споров по взысканию причиненного материального ущерба.

Интересно знать, что действующее законодательство не предусматривает взыскание с водителя, допустившего повреждение автомобиля работодателя, морального ущерба в пользу последнего.

Понятие ответственности

Под материальной ответственностью за служебный автомобиль подразумевается обязанность водителя, за которым закреплено транспортное средство, эксплуатировать его на основании существующих норм безопасности дорожного движения, технических и иных регламентов.

В случае совершения виновных действий, в результате которых транспортному средству работодателя, будет причинен ущерб в ДТП, им завладеют третьи лица, при небрежном хранении, либо из строя выйдут узлы (агрегаты) автомобиля, по причине несоблюдения технических регламентов эксплуатации, водитель, за которым закреплен автомобиль, обязан будет возместить причиненный ущерб предприятию.

Нормами трудового кодекса предусмотрена полная и ограниченная материальная ответственность водителя за служебный автомобиль. Рассмотрим их подробно.

Полная ответственность

Полная материальная ответственность водителя за автомобиль, это возможность работодателя, в случаях его повреждения, уничтожения, и других противоправных действий третьих лиц, наступивших при халатном отношении работника к вверенному транспортному средству, требовать полного возмещения всех убытков, без каких-либо ограничений.

Исходя из этого все работодатели, деятельность которых связана с использованием служебных автомобилей стараются по максимуму наложить такую ответственность на водителей.

Но нужно обратить внимание на существующую судебную практику и нормы Трудового кодекса (КЗОТ).

КЗОТ прямо указывает, что полная финансовая ответственность работника перед работодателем может наступать только в случае подписания соответствующего договора (о котором будет рассказано ниже), и в том случае если должность человека подпадает под правовые основания для заключения таких соглашений.

КЗОТ также определяет категории работников (их должности), с которыми работодатель или уполномоченный собственником орган, имеет право заключать такие договора, например лица обслуживающие ТМЦ (товарно-материальные ценности), то есть кассиры, кладовщики, работники, которым вверяются ТМЦ под ответственное хранение (охранники, заведующие складами).

Водители в этот перечень не подпадают.

Поэтому, исходя из действующего законодательства, полная материальная ответственность водителя за автомобиль на него не может быть оформлена.

Важно запомнить, что материальная ответственность водителя грузового автомобиля на перевозимый им груз на него не распространяется. Такого мнения придерживается Верховный суд, мотивируя это тем, что в функциональные обязанности водителя входит только безопасное управление транспортным средством, и его надлежащая эксплуатация.

Ограниченная ответственность

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, что такое ограниченная ответственность водителя за автомобиль организации, предприятия, учреждения.

Как было указано выше, должности, работа на которых предусматривает полную ответственность, прямо предусмотрена нормами КЗОТа.

Но тот же Кодекс законов о труде говорит, что на работников (водителей), что не подпадают под вышеуказанные категории, может распространяться ограниченная ответственность водителя за автомобиль организации.

Тонкость ее состоит в том, что в случае какого-либо повреждения машины, завладение ее третьими лицами, водитель будет отвечать возмещением материального вреда в сумме, не превышающей среднемесячной заработной платы.

Если ущерб больше, тогда работодатель имеет полное право обратиться в суд с исковым заявлением, и на основании его решения обязать работника полностью возместить причиненный им вред.

Важно запомнить, что трудовым соглашением и дополнительным договором может быть наложена ограниченная ответственность водителя за состояние автомобиля организации, и перевозимого им груза.

Порядок оформления

Для того, чтобы обезопасить предприятие, организацию от существенных убытков, все работодатели делают своих водителей ответственными за сохранность своих транспортных средств.

Рассмотрим, как оформить материальную ответственность водителя за автомобиль.

Это происходит по следующему алгоритму.

  1. С водителем заключается трудовой договор, то есть он принимается на работу. В этом соглашении должны быть прописаны его функциональные обязанности, график работы и другие условия.
  2. Выносится приказ об ответственности водителя за автомобиль организации. В нем четко прописывается номер транспортного средства, такие технические характеристики, как марка, тип машины (легковой, грузовой, автобус), а также обязанности работника по сохранности машины.
  3. Далее составляется договор о материальной ответственности, который подписывается и работником и представителем работодателя.
  4. Последний документ, это акт приема передачи автомобиля под материальную ответственность. Он двухсторонний, подписывается водителем и работодателем. Перед его подписанием, работник должен убедиться, что машина находится в исправном состоянии, и готова к эксплуатации.

Соглашение о материальной ответственности водителя грузового автомобиля, и иного транспортного средства должно содержать в себе следующие основные пункты:

  • обязанности работодателя по соблюдению технических регламентов обязательной периодической и постоянной проверки техсостояния транспортного средства перед его выездом;
  • обязанности работника соблюдать ПДД, бережно относится к транспортному средству, осуществление контроля за исправностью машины;
  • порядок возмещения материального ущерба в случаях повреждения машины (тут и прописывается полная или ограниченная ответственность).

Важно запомнить, что если на водителя возлагаются обязанности по доставке и экспедиции грузов, тогда с ним работодатель должен подписать дополнительное временное трудовое соглашение, с договором о полной или частичной финансовой ответственности.

образец договор о материальной ответственности водителя за автомобиль.

образец договора материальной ответственности с водителем грузового автомобиля.

образец договора о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем-экспедитором.

Порядок привлечения

Разобравшись в том, несет ли водитель материальную ответственность за автомобиль, можно переходить к вопросу о том, как его можно обязать возместить ущерб.

Для того чтобы водитель мог быть привлечен к возмещению материального ущерба за поврежденную машину, работодателю необходимо доказать следующие юридические факты:

  • наличие официальных трудовых правоотношений (договор о принятии на работу, соглашение о материальной ответственности, подписанные работником и работодателем);
  • вина водителя, то есть он должен совершить умышленные действия, которые привели к повреждению транспортного средства (например, нарушение ПДД, неправильная эксплуатация машины, хранение ее в неустановленном для этого месте), она устанавливается самим работодателем, или уполномоченными органами, например постановлением ГИБДД, решением суда;
  • подтвержденная сумма конкретного материального ущерба, то есть наличие товарно-транспортного экспертного заключения (о повреждениях и стоимости восстановительных работ), балансовая стоимость машины (в случаях ее угона, или иного незаконного завладения третьими лицами).

Привлечение к возмещению убытков в случае утраты, или повреждении перевозимого груза происходит только в случае доказывания вины (умышленных действий) водителя при его транспортировке.

Важно запомнить, что судебная практика говорит о том, что с виновника (водителя), работодатель не может взыскивать неустойки (за простой транспортного средства, потерю или повреждения груза), а также упущенную выгоду.

Кто разрешает споры

Если водитель полностью признает свою вину, работодатель может смело удерживать из его заработной платы необходимую сумму компенсации.

В случаях, когда работник не согласен с этим, он имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам. В большинстве случаев, решение ее сотрудников будет основываться на том, что в случае вины водителя, с него нужно взыскивать только ущерб в размере одной средней заработной платы.

Если финансовая ответственность превышает размер средней зарплаты, при этом вина водителя доказана, тогда работодатель может подавать на него в суд. Юридическая практика, в данном случае идет по пути полного возмещения стоимости поврежденного имущества, без различных неустоек, утраченной выгоды, и морального ущерба.

Материальную ответственность за служебный автомобиль несет водитель, который за ним закреплен и управляет им. Для привлечения к ней, должна быть доказана его вина, и с ним должно быть подписано не только трудовое соглашение, но и договор о полной или частичной финансовой ответственности.

Видео:Видео:

Материальная ответственность за служебный автомобиль

Согласно закону, сотрудник обязан компенсировать вред, причиненный собственности нанимателя, в том числе за:

  • ухудшение состояния имущества;
  • его полное уничтожение;
  • вред, причиненный третьим лицам.

В некоторых случаях нарушитель обязан компенсировать нанесенный работодателю вред в полном размере, даже если сумма больше его зарплаты. Такая ответственность наступает, если:

  • ущерб нанесен умышленно;
  • сотрудник был нетрезв;
  • вред причинен в результате совершения преступления или административного правонарушения, а виновность работника подтверждается вердиктом соответствующего госоргана;
  • урон нанесен в нерабочее время.

Отметим, что наказание последует только в том случае, если работник является виновным. Например, если вы попали в аварию на машине работодателя, но виновным в ДТП признан другой водитель, возмещать работодателю вы ничего не обязаны. Юристы вашей организации обратятся либо к страховщику нарушителя, либо взыщут ущерб с него как с физического лица.

Если виновник – вы, нужно знать порядок взыскания, чтобы выйти из ситуации с минимальными потерями:

  1. работодатель обязан соблюсти процедуру служебного расследования. Он должен потребовать у вас письменные объяснения по факту инцидента. Нарушение этого пункта может помочь вам в суде;
  2. работодатель обязан оценить сумму материального вреда согласно средним ценам вашего региона и учесть степень износа вещи, автомобиля и т.д. При ДТП размер ущерба определяется по заключению экспертов-оценщиков. Вы вправе не согласиться с их цифрами и попросить суд назначить новую экспертизу;
  3. наниматель обязан обеспечить должное содержание автомобиля и нормальные условия эксплуатации авто. Доказать факт нарушения этого пункта работодателем сложно, но можно. В качестве подтверждения можно предъявить служебные записки, направляемые руководству, с просьбой произвести ремонт машины или совершить другие действия, направленные на поддержание ее исправного технического состояния;
  4. если размер ущерба превышает вашу среднюю зарплату, взыскание осуществляется исключительно в судебном порядке. При рассмотрении дела суд учтет ваше финансовое положение и может существенно снизить компенсацию, которую затребовал истец. Если работодатель проигнорировал это правило и взял с вас «по полной», можно подать судебный иск о возврате удержанных денег и взыскании компенсации за пользование чужими финансами.

Не стоит забывать и о сроках исковой давности. При подобных спорах он составляет год с момента происшествия. Если работодатель подал заявление в суд позже, вы вправе подать ходатайство о применении сроков исковой давности и требовать отмены иска.

Как показывает практика, суды часто встают на сторону работников, поэтому любая оплошность работодателя увеличивает ваши шансы на положительный исход дела.

В каких еще случаях водитель будет полностью отвечать за ущерб?

Трудовое законодательство устанавливает обязанность возместить причиненный ущерб работодателю. Механизм такого возмещения — материальная ответственность сотрудника. Применяется ли данный механизм к профессии водителя? Должен ли заключаться договор материальной ответственности водителя за автомобиль?

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:

  • сотруднику есть 18 лет;
  • трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
  • должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85).

Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.

Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).

Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.

Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:

  • форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
  • когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.

Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда.

В случае, если доставкой (сопровождением) груза занимается не один, а два шофера, отвечать за причиненный вред вверенному грузу они будут солидарно.

Аналогичный вид ответственности за вверенный груз, товары возлагается на лиц, управляющих грузовыми автомобилями, курьеров, занимающихся перевозкой товаров.

Среди принятого перечня документации, который необходим для принятия на должность нового водителя, также стоит задача оформить имущественные отношения сотрудника за транспортное средство.

На основании трудового законодательства, а именно статьи 244, подобный документ может быть создан:

  1. если кандидат является совершеннолетним;
  2. если сотрудник непосредственно в свое работе эксплуатирует транспортное средство;
  3. если занимаемая должность числится в списке материально-ответственных лиц в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 №85.

Именно это Постановление и объясняет, может ли водитель в принципе быть материально ответственным лицом или нет.

При организации деловых отношений с водителем, руководство организации может использовать одну из двух форм договорных отношений – постоянную или повременную:

  1. При постоянной регламентируемые имущественные отношения имеют бессрочный характер, расторжение договора и, соответственно, снятие всей ответственности с работника возможно только лишь при увольнении или его переводе.
  2. Повременная форма предполагает фиксированный временной промежуток такого договора, а уже по истечению указанного срока принимается решение либо о расторжении, либо о его продлении.

Одним из нюансов является еще и факт совмещения функций водителя с функциями экспедитора, что играет решающую роль в ответе на вопрос: «Несет ли водитель общую или полную ответственность?».

Так, основываясь на Трудовом Кодексе и 85 Постановлении Министерства Труда, выделяют два особых случая, при которых водитель может нести полную ответственность, а именно:

  1. Если водитель перевозит ценный груз, который закреплен за ним как и доверенностью, так и актом приема-передачи под его подпись, то он полностью отвечает за его целостность и транспортировку. Однако же должность такого водителя не изъявлена как «водитель-экспедитор», то наниматель не может уполномочить такого служащего являться ответственным за такую грузоперевозку.
  2. Если водитель значится на должности экспедитора, что предполагает факт материальной ответственности за транспортируемый груз, его правильном содержании и калькуляции количества, однако помимо трудового договора с таким служащим также должны быть и зарегистрированы имущественные отношения касаемо эксплуатируемого транспорта.

В остальных же случаях водители несут общие материальные обязательства, которые ограничиваются среднемесячной заработной платой.

Стоит упомянуть и о возможности заключения коллективных регламентируемых имущественных отношений, что наиболее актуально при наличии двух и более водителей на одно транспортное средство.

Обязательства при заключении таких договоров могут быть полными или частичными. В первом случае, вся ответственность ложится на работника, по вине которого произошла порча имущества, когда как во втором – каждый из водителей выплачивает только свою индивидуальную часть.

Если наш водитель не просто управляет транспортным средством, но и осуществляет функцию экспедитора либо кассира (принимает деньги за проезд, например), то с ним можно и нужно заключить договор о полной материальной ответственности. При этом важно, чтобы договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности или должностная инструкция содержали перечень обязанностей, дающих право на заключение такого договора.

Однако стоит отметить, что в этом случае полностью финансово отвечать сотрудник будет только за вверенные ему ценности, а ситуация с материальной ответственностью за автомобиль останется прежней.

Типовая форма договора полной материальной ответственности предусмотрена Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Работодатель может включить в типовую форму дополнительные условия или отдельные обязанности для сотрудника или использовать собственную форму договора. Издавать приказ по организации при этом не нужно.

Материальная ответственность водителя за груз

Помимо рабочей машины шофер может быть в ответе за сохранность груза в процессе его перевозки. Правила привлечения нарушителя к материальной ответственности аналогичны тем, что описаны в предыдущем пункте.

Работодателю придется доказать в суде:

  • наличие причинно-следственной связи между поступком водителя и наступившими отрицательными последствиями;
  • отсутствие факторов, исключающих возможность привлечения шофера к ответственности;
  • противоправное поведение виновника;
  • наличие и сумму ущерба;
  • соответствие заключенного договора материальной ответственности нормам закона;
  • факт того, что он вверил груз именно этому водителю и предпринял необходимые для его сохранности меры.

Если хоть один из этих пунктов не доказан, вы сможете избежать наказания.

Обязанности водителя

Весь перечень обязанностей водителя должен быть регламентирован трудовым договором.

Если говорить о водителе служебного транспортного средства, то его функции включают не только перевозку пассажиров, но и поддержание чистоты самого автомобиля, его техническую исправность, уровень топлива и небольшой ремонт. Как правило, капитальный ремонт, ТО в спектр его функций не включен, так как должен производиться специалистами.

Служащие грузовых транспортных средств являются ответственными за перевозку, сохранность и своевременную доставку имущества, правильностью погрузки и выгрузки, мелким ремонтом транспорта и своевременной заправкой.

Водитель-экспедитор помимо вышеперечисленных дел также должен следить за количественно-качественными характеристиками товара, которые должно полностью соответствовать сопутствующей документации, а также такой работник несет ответственность за целостность упаковки перевозимого имущества, заполнение актов о недостаче или порче груза.

Материальная ответственность водителя-экспедитора

Наниматель может заключить договор материальной ответственности с водителем как для защиты имущественных интересов, так и для предотвращения убытков, которые он может понести в случае нарушения должностных инструкций и несоблюдения правил безопасности.

Имущественная ответственность шофера может быть полной или индивидуальной – в зависимости от того, совмещает он свои обязанности с экспедиторскими или нет. Если водитель назначен на одну должность, при ДТП он несет индивидуальную ответственность и будет возмещать убытки только за поврежденную рабочую машину. Если работник является водителем-экспедитором, он несет полную имущественную ответственность – за машину и перевозимый груз.

По закону полная материальная ответственность может быть возложена на только водителя-экспедитора, потому что он участвует в управлении служебной машиной и обслуживает переданный ему груз (ст. 244 ТК РФ).

В Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» от 31.12.

2002 № 85 указано, что соглашение о полной материальной ответственности можно оформить лишь с работниками, должности которых прописаны в этом постановлении. Профессия водителя туда не входит. Поэтому если юридическое лицо заключило с водителем подобное соглашение – это не будет основанием для привлечения его к полной материальной ответственности.

Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.

Зона ответственности

  • Состояние и исправность автомобиля;
  • Целостность и уровень качества транспортируемого имущества (груза).

Однако не всегда работодатель имеет право требовать ремонт транспортного средства за счет работника. Это возможно в тех случаях, когда поломка произошла по ряду случаев, четко описанных в трудовом законодательстве.

Например, водитель находился в нетрезвом состоянии и повредил автомобиль или же осознанно способствовал поломке транспорта, использовал автомобиль в личных целях или в нерабочий промежуток времени. Если же повреждение произошло не по его вине или случайно, то обычной такой убыток ограничивается одним среднемесячным окладом водителя.

Если речь идет об ответственности водителя-экспедитора, то за все повреждения имущества в ходе его транспортировки, включая целостность упаковки, задержки доставки, неправильного режима самой перевозки груза, такой работник отвечает в полном объеме.

Удержание работодателем средств с водителя за ДТП

Ущерб, нанесенный собственности организации, должен быть возмещен виновником в полном объеме. Но как говорилось выше, ТК РФ ограничивает случаи, когда шофера служебной машины можно обязать выплачивать всю сумму за нанесенный урон. Перечень ситуаций, при возникновении которых водитель обязан возместить работодателю материальный ущерб в полном размере, приведен в ст. 243 ТК РФ. В остальных случаях с него не могут удержать больше среднемесячной зарплаты.

Обязательное условие для взыскания – наличие вины в действиях водителя. Если шофер-экспедитор перевозил груз на служебной машине и спровоцировал ДТП, наниматель вправе взыскать с него прямой действительный ущерб, куда входит повреждение автомобиля.

Если работник отказывается компенсировать нанесенный вред добровольно, удержание из его заработной платы будет неправомерным. В подобной ситуации нанимателю нужно обращаться с иском в судебный орган.

Руководство организации при приеме на работу нового работника в обязательном порядке должно убедиться в профпригодности последнего.

Необходимо убедиться, что водитель имеет определенные профессиональные навыки, позволяющие ему занимать подобную должность, а также подтвердить его состояние здоровья, отсутствие противопоказаний, которые могли бы препятствовать его работе с транспортным средством.

Важным будет и проверка наличия водительских прав, их срока годности и своевременного обновления удостоверения. Часто кандидаты должны пройти и стажировку на новом месте.

Также перед получением должности водителя, сотрудник должен пройти медицинский осмотр, который позволит получить ему заключение о том, что его физическое состояние позволяет ему занимать подобную должность.

В случае, если работник отказывается от посещения медицинского учреждения, то работодатель имеет все основания для отказа такому кандидату в приеме на должность водителя.

Важным условием качественной работы является и обеспечение нанимателем исправного транспортного средства, необходимых комфортных условий для транспортировки и целостности груза (правильная упаковка, подходящий транспорт для определенных видов перевозимого имущества, грамотно отлаженный график перевозок и так далее).

Формирование правильной системы дифференциации имущественных обязательств во многом зависит от правовой грамотности руководства организации. Немаловажную роль играет уровень сознательности и ответственности работника, что в дальнейшем обеспечит прочные деловые отношения и минимизирует риск возникновения форс-мажорных ситуаций.

Договор и приказ

Любой договор о материальной ответственности не должен идти в разрез с трудовым законодательством. Посему все подобные имущественные отношения основаны на статье 232 Трудового Кодекса РФ.

Документ должен четко описывать все случаи, в ходе которых работник должен выплачивать ущерб в полном объеме. Договор такого плана может быть заключен как в организации, так и между водителем и владельцем автомобиля, к примеру, грузового.

Когда ответственности можно избежать?

Шофер не обязан компенсировать работодателю материальные издержки, если ущерб возник при следующих обстоятельствах:

  • действие факторов непреодолимой силы (военные действия, экологическая катастрофа и т.п.);
  • при возникновении крайней необходимости;
  • вследствие самообороны;
  • в результате нормального хозяйственного риска;
  • если работодатель не обеспечил условия для сохранности и технической исправности переданного работнику имущества.

Резюме

Водитель служебной машины несет материальную ответственность перед своим работодателем. Если противоправные действия или бездействие шофера стали причиной порчи или уничтожения вверенного имущества, ему придется отвечать «рублем».

С водителя не могут взыскать сумму больше его средней зарплаты. Но существуют исключения, при которых компенсировать придется все убытки. Если работник отказывается возмещать вред добровольно, взыскание осуществляется через суд.

Водитель-экспедитор несет ответственность не только за служебное авто, но и за сохранность перевозимого груза. Поэтому оформлять договор о полной материальной ответственности с простым водителем незаконно, его можно заключить только с экспедитором.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, четко соблюдайте должностные инструкции и не садитесь за руль в пьяном виде. Если вы стали виновником ДТП на служебной машине, рекомендуем привлечь к делу опытного адвоката. Специалист тщательно проанализирует все материалы дела и поможет вам минимизировать сумму к возмещению.

Материальная ответственность водителя за автомобиль и груз

Достаточно часто при трудоустройстве в качестве водителя, лица интересующиеся подобной работой задаются вопросами относительно ответственности за транспортное средство.

Важно! Ответственность водителя включает не только материальная ответственность водителя за автомобиль и груз, но и административную, уголовную и гражданскую ответственность физического лица.

Работник обязан возместить причиненный вред имуществу работодателя, в том числе за ухудшение состояния имущества, необходимости произвести расходы на приобретение имущества или компенсации вреда, причиненного третьим лицам.

Важно! По общему правилу сумма материальной ответственности не может быть больше среднего заработка работника.

Однако, закон предусматривает случаи, когда сумма ответственности должна быть возмещена работником в полном размере, примирительно к рассматриваемой теме это:

  1. причинение ущерба умышлено;
  2. нанесение ущерба в состоянии любого из видов опьянения;
  3. причинение ущерба в результате совершения преступления, которое установлено приговором суда;
  4. причинение ущерба в результате совершения административного правонарушения, если оно установлено соответствующим государственным органом (учреждением);
  5. нанесения ущерба не при исполнении служебных обязанностей.

В исследуемой теме большинство случаев необходимости возмещения водителем-экспедитором суммы ответственности приходится на нанесение ущерба в результате правонарушения или преступления.

Важно! Следует отметить, что ответственность в подобных случаях может наступить только за виновные действия.

К примеру, если вы попали в ДТП на автомобиле работодателя, однако, виновником является другой участник аварии, то возмещать работодателю вы ничего не обязаны. В данном случае работодателю следует обратиться в страховую компанию либо взыскивать ущерб непосредственно с виновного лица.

Если же виновным лицом являетесь вы, то стоит отметить некоторые моменты, которые помогут вам в разрешении данной проблемы в вашу пользу либо с минимальными потерями.

Во-первых, работодатель обязан строго соблюсти процедуру служебного расследования по данному факту и предписания законодательства по порядку взыскания ответственности.

Так, работодатель обязан истребовать от вас объяснительную по факту совершенного.

Нарушение данного пункта может сыграть вам на руку в суде.

Во-вторых, работодатель обязан оценить причиненный ущерб по рыночным ценам в месте нахождения работника и работодателя, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета учитывая степень износа.

В случае повреждения автомобиля на практике работодатели часто определяют размер ущерба привлекая независимых оценщиков или экспертов.

Вы можете не согласиться с размером ущерба и просить назначить новую экспертизу или оценку, но это целесообразно делать на судебной стадии рассмотрения спора.

В-третьих, работодатель обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию и содержание автомобиля.

Важно! Если данные требования не соблюдены, вы можете избежать взыскания полной суммы ущерба.

В суде достаточно сложно доказать несоблюдение данного правила работодателем. Подтверждением такого факта могут служить служебные записки, направляемые вами или начальником транспортного отдела работодателю с просьбой производства ремонта автомобиля или совершения иных действий, направленных на поддержание его состояния.

В-четвертых, если размер ущерба превышает ваш средний заработок, то работодатель обязан взыскать с вас сумму ущерба только в судебном порядке.

Важно! При несоблюдении данного правила и удержании суммы из заработной платы, вы вправе обратиться в суд с иском о возврате удержанных сумм и уплате процентов за пользование чужими денежным средствами.

В-пятых, в суде работодатель обязан доказать ряд обстоятельств, которые не всегда возможно доказать. Это:

  • причинно-следственная связь между вашими действиями и последствиями;
  • отсутствие обстоятельств, исключающих ответственность;
  • противоправность поведения причинителя вреда;
  • наличие и размер ущерба;
  • соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

В случае «зыбкости» доказательств вышеуказанных обстоятельств, решение может быть в вашу пользу.

В-шестых, работодателем пропущен годичный срок для обращения в суд.

В данном случае вы вправе обратиться в суд с заявлением о применении сроков исковой давности. Однако, стоит отметить, что суды не всегда применяют сроки исковой давности.

В-седьмых, суд может с учетом материального положения работника снизить сумму, подлежащую взысканию. Для этого следует представить соответствующее ходатайство и документы, подтверждающие данный факт.

Мы видим, что обстоятельств, которые могут повернуть дело в вашу пользу очень много, но при грамотном подходе вашего представителя, учитывая обстоятельства дела, можно найти гораздо больше подобных плюсов.

Также следует отметить, что суды часто на стороне работников и малейшая оплошность работодателя в установлении и доказывании необходимых фактов, и решение может быть в вашу пользу.

Задать вопрос автоюристу

Ответственность за груз

Кроме ответственности за служебный автомобиль, водитель также может нести ответственность за сохранность груза при транспортировке. Правила и нюансы привлечения к ответственности в данном случае аналогичны правилам и нюансам взыскания суммы материальной ответственности. Однако, в случае повреждения груза работодателю придется доказать, что он вверил груз именно вам и осуществил все меры, необходимые для его сохранности.

Материальная ответственность водителя экспедитора

Работодатель вправе заключить договор с водителем для привлечения к материальной ответственности на основании Постановления правительства № 823 не только для защиты имущественных интересов, но и для предотвращения материальных убытков, которые могут наступить при нарушении должностных инструкций и несоблюдении техники безопасности.

Материальная ответственность водителя-экспедитора может быть как полной, так и индивидуальной. Все зависит от того, совмещает ли работник свою должность с обязанностями водителя-экспедитора или нет. При назначении на одну должность водитель при наступлении происшествия, которое предусматривает ответственность возместить ущерб, будет нести индивидуальную ответственность, в данном случае, будет отвечать за предоставленное работодателем транспортное средство. Если же работник назначен водителем-экспедитором, то с ним заключается договор, предусматривающий полную материальную ответственность, так как он будет отвечать не только за транспортное средство, но и за перевозимый груз.

Важно! Согласно ст. 244 ТК РФ материальная ответственность может быть возложена на водителя-экспедитора, так как он принимает непосредственное участие в управлении предоставленным организацией автомобилем и обслуживает вверенное ему имущество.

Так же за невыполнение экспедитором обязанностей, установленных ст.11.4.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа за совершенное правонарушение. Четкое выполнение правил, установленных в договоре транспортной экспедиции, направленных на сохранение перевозимых ценностей, позволит избежать как полной, так и индивидуальной материальной ответственности перед работодателем.

Материальная ответственность за пользование катером

Материальная ответственность работника за пользование катером, в результате которого работодателю был нанесен имущественный ущерб (затопление катера, утрата перевозимого груза и другое) предусмотрена и действует в рамках установленных норм ТК РФ. Если с работником не был заключен трудовой договор, то применяются нормы гражданского права. Так, при исполнении должностных обязанностей при управлении катером полная материальная ответственность за причиненный ущерб возможна только при наличии обстоятельств, указывающих на совершение работником противоправных действий (бездействий). Под данными действиями понимается как преступные действия, так и умышленные, а так же административные проступки.

Важно! Взыскание причиненного имущественного ущерба возможно и в рамках гражданского судопроизводства в полном объеме и в установленных законом случаях.

Наличие установленной вины для взыскания с работника в полном объеме причиненный ущерб так же необходимо. В остальных случаях взыскание производится в рамках размера средней заработной платы работника.

Что делать работодателю если водитель привел автомобиль в негодность

Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу, которое принадлежит юридическому лицу, должен быть возмещен в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом ТК РФ ограничивает случаи, когда водителя служебного автомобиля возможно привлечь к полной материальной ответственности. Статьей 243 ТК РФ указаны случаи, когда водитель должен возместить ущерб в полном объеме перед работодателем. В иных случаях возмещение ущерба подлежит в рамках среднего месячного заработка водителя.

Так же обязательным условием является наличие вины водителя. Если же работник не согласен в добровольном порядке возместить причиненный ущерб, то удержание из заработной платы является незаконным, взыскание должно производиться в таком случае только через суд.

Взыскание ущерба при ДТП

Если водитель, перевозя груз на служебном автомобиле по договору транспортной экспедиции, является виновником ДТП, то работодатель вправе взыскать на основании ст.238 ТК РФ причиненный ему прямой действительный ущерб. Но возмещению не подлежит упущенная выгода (неполученные доходы).

Повреждение автомобиля при совершении ДТП входит в понятие прямого действительного ущерба. Работодатель вправе взыскать причиненный ущерб с водителя в случае, если именно противоправные действия (бездействие) работника привели к повреждению вверенного имущества.

Важно! Заключение договора с водителем о полной материальной ответственности является незаконным, так как предметом данного договора является возмещение причиненного ущерба водителем за недостачу перевозимого имущества, а при ДТП такой недостачи по сути быть не может.

Законом в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 “Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности” так же устанавливается, что договор о полной материальной ответственности может быть заключен с работниками, перечень которых имеется в указанном постановлении, в который не входит должность водителя. И если организация заключила с водителем такой договор, он не будет являться основанием для привлечения его к полной материальной ответственности.

При этом не всегда водитель может избежать полного возмещения причиненного ущерба. Так, согласно ст.243 ТК РФ полную ответственность работник понесет только при наличии следующих обстоятельств при совершенном ДТП:

  • в результате преступных действий, которые установлены приговором суда;
  • в результате умышленных действий;
  • водитель управлял ТС в состоянии алкогольного опьянения;
  • при управлении ТС не находился на исполнении служебных обязанностей;
  • в результате административного проступка.

В остальных случаях, материальная ответственность работника будет ограничена размером его заработной платы.

В соответствии со ст.239 ТК РФ водитель может избежать материальной ответственности в случае, если ущерб возник:

  • вследствие непреодолимой силы (ураган, наводнение и прочее);
  • крайней необходимости;
  • в результате самообороны;
  • нормального хозяйственного риска;
  • работодатель не исполнил обязанности по обеспечению условий, необходимых для сохранности вверенного работнику имущества.

Типовая форма договора о материальной ответственности водителя

Вы можете воспользоваться подготовленным бланком и заполнить его. Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Скачать образец договора о материальной ответственности водителя (.docx)

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Получить бесплатную консультацию

>
Обязанности и ответственность водителя экспедитора

Обязанности и ответственность водителя экспедитора

Обязанности и ответственность водителя экспедитора.

Анализируя множественные поисковые запросы, по поводу обязанностей водителя — экспедитора, а также его материальной ответственности, складывается впечатление, что эти вопросы возникают у работника или работодателя, только в случае наступления какого либо, не лицеприятного события (хищение всего или части груза, грабеж, ДТП, мошенничество, недостача, повреждение груза и т.д).
В большей степени это касается работников, трудящихся на должности водителя — экспедитора, так как, юридическая служба большинства транспортно – экспедиционных компаний, компаний перевозчиков, не однократно в своей практике сталкивалась с такими вопросами, и прекрасно знает, как защитить свои права.

Анализируя множественные поисковые запросы, по поводу обязанностей водителя — экспедитора, а также его материальной ответственности, складывается впечатление, что эти вопросы возникают у работника или работодателя, только в случае наступления какого либо, не лицеприятного события (хищение всего или части груза, грабеж, ДТП, мошенничество, недостача, повреждение груза и т.д).
В большей степени это касается работников, трудящихся на должности водителя — экспедитора, так как, юридическая служба большинства транспортно – экспедиционных компаний, компаний перевозчиков, не однократно в своей практике сталкивалась с такими вопросами, и прекрасно знает, как защитить свои права.
Также, наблюдается тенденция, когда некоторые работодатели, работника, фактически трудящегося на должности обычного водителя, всячески, с помощью подписания \»разнообразных дополнительных соглашений\», стараются превратить в водителя – экспедитора, навесив на него полную материальную ответственность, при разумеется, сохранении зарплаты обычного водителя. И соответственно наоборот, работник, фактически исполняющий обязанности водителя – экспедитора, стремиться быть юридически оформленным как обычный водитель, тем самым снимая с себя материальную ответственность за груз, но при этом \»во все горло\» требуя прибавки к зарплате за экспедицию.
И совсем уже смешно выглядят, заявления со стороны водителя – экспедитора, о том, что : «а обязан ли я, исполнять обязанности грузчика, и тому подобное.., если это конкретно не прописано в трудовом договоре, или должностной инструкции?»
Итак, как должно быть по идее:
1) С водителем – экспедитором, в обязательном порядке заключается трудовой контракт.
2) С водителем – экспедитором, в обязательном порядке заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
3) Водителю – экспедитору, одновременно с подписанием трудового контракта и договора о полной материальной ответственности, должна быть предоставлена для ознакомления и подписи \»Должностная инструкция водителя — экспедитора\» разработанная с учетом нюансов работы данной, конкретной организации.
Остановимся более подробно на должностной инструкции.
Должностная инструкция водителя — экспедитора составляется для того, чтобы, предусмотреть в ней условия (разумеется, не противоречащие существующему законодательству), которые не были прямо предусмотрены в трудовом договоре, и фактически представляет собой, часть трудового договора, с конкретно прописанными должностными обязанностями работника, его правами и ответственностью за причиненный ущерб, требованиями к профессиональным знаниям работника.
Должностная инструкция водителя — экспедитора, составляется с учетом специфики и опыта трудовой деятельности данной конкретной компании (организации).

В типовой должностной инструкции для водителя – экспедитора, кроме граф о содержании транспортного средства в порядке и т.д, предусмотрены такие обязанности как: Строго выполнять распоряжения руководителя Предприятия; принимать грузы со складов; проверять целостность упаковки; контролировать наличие приспособлений для перевозки грузов, правильность погрузочно-разгрузочных работ, контролировать размещение и укладку груза; сопровождать грузы к месту назначения, обеспечивать необходимый режим хранения, обеспечивать сохранность груза при транспортировке; ежедневно вести путевые листы.
В должностных инструкциях, разработанных в конкретных организациях, могут добавляться, к примеру, такие обязанности, не противоречащие действующему законодательству — как:
1) Не оставлять автомобиль без присмотра, производить парковку в пределах прямой видимости или на охраняемых стоянках; всегда ставить автомобиль на сигнализацию выходя из салона автомобиля; блокировать все двери во время движения и стоянки;
2) Обеспечивать своевременную подачу автомобиля под загрузку.
3) Не подвозить посторонних лиц, не использовать транспортное средство в личных целях.
4) Производить погрузку, выгрузку и крепление груза.
5) Оформлять документацию, составлять акты недостачи и порчи груза.
6) Выполнять разовые служебные поручения руководства предприятия.
7) И другие обязанности, не противоречащие трудовому законодательству.
То есть обязанность водителя – экспедитора, участвовать в погрузке – выгрузке товара, вполне может быть прописана в должностной инструкции, а если этой графы нет, то она может быть добавлена, что не противоречит существующему законодательству.
Права водителя – экспедитора.
Что касается прав водителя – экспедитора, то здесь, обычно все кратко и емко. Водитель – экспедитор имеет право: требовать обеспечение нормальных условий труда; вносить предложения по вопросам входящим в его компетенцию; информировать о неисправностях техники, и недостатках в работе.
Материальная ответственность водителя экспедитора.
Водитель – экспедитор ответственен:
1) Как водитель – является материально ответственным лицом за используемое им автотранспортное средство, принадлежащее организации в которой он работает.
2) Как экспедитор — является материально ответственным лицом за экспедируемый им груз.
В должностных инструкциях ответственность прописывается тоже кратко и емко.
Водитель-экспедитор ответственен: За неисполнение, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (прописанных в должностной инструкции); за совершение в процессе своей деятельности правонарушений; за причинение материального ущерба.
Ответственность наступает в пределах, прямо установленных действующим административным, трудовым, гражданским и уголовным законодательством.
Говорить, о том, какая именно материальная ответственность ляжет на плечи водителя — экспедитора, можно только после проведения тщательного расследования (проверки), установления причинно – следственных связей, способствующих возникновению конкретного происшествия. (Хищение, повреждение части или всего груза, а также транспортного средства произошло в результате действий – бездействий самого водителя – экспедитора; или в результате противоправных действий третьих лиц; в результате ДТП и т.д. От того, как действовал водитель – экспедитор, какие предпринял меры для сохранения груза, была ли вызвана милиция, злоупотреблял ли спиртным или наркотическими веществами, исполнял ли все требования указанные в подписанной им должностной инструкции, и так далее, и так далее).
Вывод однозначен – если будет установлена вина водителя – экспедитора, материальная ответственность неизбежна. Окончательным установлением вины и размеров материальной ответственности занимается – суд.

С другой стороны, если каждый из участников конкретных трудовых отношений, а именно работодатель и водитель – экспедитор, честно и ответственно относиться к своим должностным обязанностям, катастрофических последствий, в результате различных происшествий в большинстве случаев удастся избежать.

Должностная инструкция водителя-экспедитора

1. Общие положения
1.1. Главной задачей водителя-экспедитора ( далее водитель) является управление одиночными транспортными средствами, принадлежащими компании, подача их под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов, сопровождение грузов к месту назначения.
1.2. Водитель непосредственно подчиняется начальнику Отдела логистики.
1.3. Водитель назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора.
1.4. В своей деятельности водитель-экспедитор руководствуется законодательством РФ, приказами, распоряжениями, указаниями Генерального директора, Уставом фирмы, Политикой в области качества, правилами, инструкциями и др. документами, регулирующими работу водителя.
1.5. В соответствии со ст. 138 ТК РФ, ст. 11 Положения о материальной ответственности, Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, водитель-экспедитор является материально ответственным лицом, с которым заключается письменный договор о полной материальной ответственности.
1.6. Во время отсутствия водителя-экспедитора его обязанности выполняет другой водитель-экспедитор, назначенный начальником отдела логистики, который наделяется соответствующими правами, обязанностями и ответственностью за надлежащее выполнение функциональных обязанностей отсутствующего водителя — экспедитора.

2. Функциональные обязанности

Водитель-экспедитор выполняет следующие функциональные обязанности:
2.1. Управление одиночными автомобилями всех типов и марок.
2.2. Заполнение путевого листа
2.3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
2.5. Постановка его на отведенное место по возвращении из рейса.
2.6. Прием грузов со складов в соответствии с сопроводительными документами.
2.7. Проверка целостности упаковки (тары).
2.8. Погрузка, размещение и крепление груза в кузове автомобиля.
2.9. Обеспечение сохранности их при транспортировке.
2.10. Выгрузка и сдача доставленного груза, оформление приемо-сдаточной документации.
2.11. Участие в составлении актов и других документов на недостачу, порчу грузов и.т.п.
2.13. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
2.14. Содержание закрепленного автотранспорта и места для его стоянки в чистоте.
2.15. Выполнение разовых служебных заданий, поручений, указаний Генерального директора, заместителя генерального директора, начальника отдла логистики.

3. Права

Водитель-экспедитор имеет право:
3.2. Вносить на рассмотрение непосредственному руководителю предложения по вопросам, входящим в его компетенцию.
3.3. Требовать обеспечения нормальными условиями труда (исправным транспортным средством, средствами труда и т.д.).
3.4. Пользования утвержденными Генеральным директором Инструкциями, приказами, распоряжениями, Правилами и др. документами, регламентирующими работу водителя-экспедитора.
3.5. Информировать непосредственное руководство о выявленных неисправностях в работе вверенной ему техники, недостатках в работе.

4. Ответственность

Водитель-экспедитор несет ответственность:
Водитель-экспедитор несет полную (100%) материальную ответственность:
4.1. За необеспечение сохранности вверенных ему для перевозки материальных ценностей.
4.2. За некачественное и несвоевременное выполнение задач и обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.
4.3. За не использование и / или неправомерное использование предоставленных настоящей Инструкцией прав.
4.4. За несоблюдение законодательства РФ, Инструкций, приказов, распоряжений, Правил и др. документов, регулирующих работу водителя-экспедитора.
4.5. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.6. За порчу или небрежное отношение к хранению и использованию, хищение имущества фирмы, причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.7. За грубое, нетактичное отношение (поведение) при общении с персоналом и посетителями фирмы.
4.8. За сохранность документации и несоблюдение интересов фирмы, выдачу конфиденциальной информации, документации (коммерческой тайны) о фирме и ее клиентах третьим лицам.
4.9. За предоставление непосредственному руководству ложной или искаженной документации (информации).

5. Взаимодействие с подразделениями (отделами), должностными лицами

Водитель-экспедитор взаимодействует со всеми функциональными подразделениями(отделами) и должностными лицами компании в пределах своей компетенции.

С инструкцией ознакомлен, согласен, экземпляр на руки получил
____________________________(___________________________)
подпись Ф.И.О.
\»________\»________________200___г.

>Инструкция: составляем договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Полная материальная ответственность: определение понятия

Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном объеме. Если повредили вверенное имущество на 5000 рублей, то вернуть не меньше. Для этого потребуется заключить договор о полной материальной ответственности с водителем.

Однако чтобы взыскать с работника полную стоимость причиненного ущерба, законом предусмотрены случаи, когда договор о полной материальной ответственности водителя не потребуется. Под законом подразумевается статья 243 ТК РФ. Перечислим основные ситуации и обстоятельства, при наступлении которых работник «вернет все»:

  • совершение преступления. Конечно, факт требуется подтвердить судебным актом — приговором. Когда деяние «не дотянуло» до преступления, то обычно речь идет об административном правонарушении. И если в результате причинен ущерб, платить придется;
  • умысел. Если сотрудник осознанно (умышленно) разбил служебный автомобиль или компьютер, то неважно, заключен ли с ним договор о материальной ответственности водителя. Возместить потери он обязан в полном объеме. Да, неважно, был ли человек пьяный или трезвый — предел ответственности одинаковый;
  • разглашение тайны.

Следует отметить, что кодекс допускает возмещение ущерба, даже когда сотрудник не исполнял обязанности.

С кем заключать: границы ответственности

Заключение соглашения о матответственности разрешено не с любым работником. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров. Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.

Возьмем для примера водителя грузовика, который во время ремонта сломал борта кузова. Умысла не было, состава преступления или административного правонарушения не было, а ущерб есть. В такой ситуации руководитель считает, что мог бы спасти образец договора о материальной ответственности водителя 2019 года.

Однако 243 статья ТК позволяет заключать соглашения о матответственности только с определенными специалистами. Их список утвержден в перечне Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002. Обычный шофер в нем не значится, и в этой связи заключенный договор о материальной ответственности за автомобиль расцениваться как нарушение ТК. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.

Водитель обязан быть не простым, а, например, инкассатором или экспедитором. Инкассаторы получают, некоторое время хранят (по пути следования) и выдают материальные ценности — деньги. Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтому договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.

ВАЖНО! Водитель-экспедитор или инкассатор несут ответственность по договору только за сохранность груза и перевозимых ценностей, но никак не за сам автомобиль.

Когда незаконно взыскание ущерба в полном объеме

Если нет соглашения о матответственности с лицом, которое есть в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности. Здесь иной вариант: договор о материальной ответственности с водителем, например, есть, а специалист такого нет в перечне. Это тоже нарушение. В данных случаях водитель несет ответственность только в пределах своего среднего заработка за месяц, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

Также взыскивать ущерб без решения суда незаконно, если:

  • истек месячный срок для издания приказа о взыскании ущерба;
  • сотрудник не признает свою вину и отказывается платить, а сумма ущерба превышает средний заработок работника за месяц;
  • работник уволился, не выплатив причитающейся суммы;
  • им было совершено преступление, допустим, кража, но нет вступившего в силу приговора.

Как взыскать ущерб

Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.

Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. Удержать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.

В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:

  • выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
  • отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *