Лицензирующие органы

Содержание

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

В связи с усложнением экономических и правовых отношений, в нашей стране возникла необходимость введения жесткого контроля по отношению к некоторым видам деятельности, осуществление которых может нанести существенный вред жизни и здоровью человека, окружающей среды, безопасности страны и т.д. Для этого нужен Федеральный закон, который бы определял порядок получения разрешений на такие виды работ.

Ныне действующий ФЗ №99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” не первый в истории, до этого было еще 3 редакции, начиная с 1994 года, которые имели различные акценты. Последний закон 2011 года сосредоточен на взаимоотношениях лицензирующих органов РФ с соискателем лицензии или лицензиатом, на их правах и обязанностях.

Даем определения

Азы для понимания процедуры получения лицензий на осуществление некоторых видов работ даны в ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Закон предусматривает также порядок ее переоформления и аннулирования, права и обязанности лицензиата и органа власти, обладающего полномочиями по выдаче разрешений.

Основные понятия также даны в ст. 3 ФЗ №99. В законе установлено, что лицензирующими органами могут быть федеральные органы исполнительной власти, на территории субъекта могут создаваться их подразделения, в некоторых случаях полномочия могут быть делегированы региональным органам исполнительной власти. То есть, есть следующие виды лицензирующих органов:

  • федеральные, в том числе отделения в субъекте РФ;
  • региональные.

Под лицензированием понимаются целый перечень работ — непосредственно сама выдача разрешения, мероприятия, связанные с его переоформлением, приостановлением, возобновление, аннулированием, осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности предприятий в последующем.

Органы власти

Перечень федеральных органов власти с распределением за конкретными сферами дан в Постановлении Правительства № 957 от 21.11.2011. Он представляет собой список учреждений с описанием деятельности, на которую они выдают разрешения.

Этот документ учитывает только федеральные органы. Если какие-то сферы отданы под контроль только региональных властей, или им переданы некоторые полномочия, то такие особенности в этом документе не отражены. Более подробная информация дана в Положении о лицензировании определенного вида деятельности.

Перечислим наиболее часто встречающиеся потребителю. Лицензирующими органами являются:

  • Рособрнадзор он контролирует сферу образования;
  • Роскомнадзор — услуги связи, теле и радиовещание, производство аудиовизуальных произведений, компьютерных программ;
  • Росавиация — перевозка пассажиров и грузов по воздуху;
  • Ространснадзор — перевозки на внутреннем водном транспорте, автомобильном и железнодорожном;
  • Росздравнадзор — медицинскую работу;
  • Росгвардия — работу частных охранников.

Компетенция

В обязанности органа власти, выдающего разрешение, входит оценка эффективности проведения подобного контроля за деятельностью фирм. Порядок проведения мониторинга, оценка деятельности и формы докладов по полученным показателям установлены в Постановлении Правительства № 467 от 05.05.2012.

Лицензирующий орган самостоятелен в создании отдельных универсальных форм для обращения соискателя, форматов документов, уведомляющих о наличии ошибок в деятельности лицензиата, утверждении форм предписаний, выписок, которые содержат информацию о лицензиях.

Но в одной сфере деятельности это единые формы, даже если полномочия распределены между несколькими учреждениями. Например, в сфере образования, несмотря на то, что часть разрешений выдается в субъекте (местными органами власти), все формы утверждаются Приказами Рособрнадзора.

В полномочия лицензирующих органов входит предоставление информации о порядке получения лицензии, о лицензиатах, о формах обращения в них как соискателей, так и граждан, пострадавших от недобросовестных фирм. Так, в соответствии с ч.4 ст. 7 ФЗ № 99 они должны оповестить пострадавшего от неправомерных действий организаций о принятых мерах в отношении нарушителей в 30-дневный срок с момента обращения.

Для осуществления подобных действий сотрудники лицензирующих органов имеют право получать информацию от иных органов власти различных уровней и от самого лицензиата. Они могут проводить проверки и на основании их данных выдавать предписания о необходимости устранить недочеты, а в последующем контролировать процедуру их исправления.

Служащие лицензионных органов могут самостоятельно привлекать нарушителей к ответственности с целью исправления или пресечения правонарушений.

Проверка

Все органы, осуществляющие лицензирование, обладают правом проводить проверки тех фирм, что получали в них разрешения. Проверки бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные. Документарные проводятся только в отношении тех документов и сведений, которые поданы в орган власти посредством сопоставления с ответами на запросы в иные властные структуры.

  1. Выездные проводятся для проверки соответствия лицензионным требованиям зданий, помещений, оборудования, компетентности работников, иных объектов, наличие которых является обязательным, в соответствии с Положением о получении разрешения на конкретный вид работ.
  2. Плановые проводятся в соответствии с графиком, который устанавливается ежегодно. Порядок его составления определен в Постановлении правительства № 489 от 30.06.2010. Он должен размещаться в доступной форме для всех желающих с ним ознакомиться.
  3. Очередная проверка обязательно проводится через год после получения разрешения, а далее каждые 3 года. Более короткие периоды определены в отдельных нормативных актах для здравоохранения, образования и социальной сферы.
  4. Внеплановые происходят с целью проверки соискателя или лицензиата требованиям законодательства. Они могут организовываться на основании заявления самой фирмы, когда она планирует начать лицензируемый вид деятельности или, когда она переоформляет разрешение.

Основанием для ее проведения может стать окончание срока, определенного ранее выданным предписанием для устранения нарушений, заявления самого лицензиата об их исправлении досрочно. Если лицензия приостанавливается, то возобновляется она только на основе данных, полученных в результате проверки.

В положениях для каждого вида работ определены нарушения, которые считаются грубыми. Если в орган власти поступает обращение СМИ, граждан, запросов иных властных структур, сообщающие о наличии таких нарушений, то проведение проверки является обязательным. В этом случае о планируемых мероприятиях обязательно оповещать органы прокуратуры.

Лицензирование

Полномочия лицензирующих органов даны в ч.2 ст. 5 ФЗ № 99. Они могут осуществлять непосредственно саму выдачу лицензии. Для каждого вида работ существует свой орган власти, он определен в Положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Иногда обязанности распределены между несколькими учреждениями, каждый из которых обслуживает более узкий круг заявителей.

Например, при лицензировании образовательной деятельности Рособрнадзор предоставляет разрешение только тем образовательным учреждениям, которые предлагают получение высшего образования, либо профессионального, связанного с обороной страны. Право предоставлять такую услугу для других заявителей отдано в региональные органы власти в сфере образования.

Сама процедура предоставления лицензии состоит из нескольких обязательных этапов. Во-первых, органы власти организуют прием заявок, обрабатывают документы, проводят их проверку на соответствие требованиям, во-вторых, организовывают проверку предприятия соискателя, дабы убедиться, что все предоставленные справки соответствуют действительности, а заявитель отвечает предъявляемым к нему требованиям.

И только третьим этапом происходит непосредственно сама выдача лицензии. Лицензирующие органы ведут учет выданных лицензий. Существует общий список у федеральных властей, и местный — у региональных.

Именно в рамках такой деятельности как лицензирование, органы власти имеют полномочия переоформлять разрешения, выдавать дубликат, приостанавливать работу фирм или становиться инициаторами аннулирования разрешения.

Приостановление и аннулирование

Порядок применения к фирмам таких мер, как приостановление или аннулирование разрешений, оговорено в ст. 20 ФЗ № 99. Приостановить лицензию могут только в случае, если он допустил грубые нарушения в своей работе или не выполнил предписание лицензирующего органа, и за это ему назначено административное наказание, с применением такой санкции, как приостановление деятельности.

Чтобы возобновить работу, потребуется либо устранить нарушение, на основании которого выписано предписание, либо исправить те ошибки, которые послужили к привлечению к ответственности. И в том и в другом случае, можно либо дождаться срока, на который произошло приостановление, либо воспользоваться правом досрочного исправления ошибок.

Обратите внимание, что это правило действует далеко не во всех сферах. Например, для разрешений в области управления многоквартирными домами приостановление лицензии не предусмотрено.

Аннулирование лицензии происходит по решению суда. Инициатором данных мероприятий может быть лицензирующий орган, который ходатайствует перед судом о применении данной меры.

Как правило, такая мера применяется в случае повторного неисполнения предписания. Но существуют и иные порядки. Например, аннулирование лицензии на работу управляющих компаний в сфере ЖКХ, происходит в два этапа: сначала они лишаются права обслуживания одного адреса, и лишь когда таких адресов наберется в размере 15% площадей от общего объема, в течение года, только тогда орган власти может инициировать процедуру лишения.

Лицензирующий орган — это исполнительный орган власти, в компетенцию которого входят все услуги, связанные с разрешением — выдача, переоформление, приостановление, возобновление, аннулирование, а также работы по осуществлению контроля за выполнением лицензиатом требований законодательства в процессе работы.

Полномочия лицензирующих органов

1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;
  • ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.
Комментарий к статье 6
1. В продолжение ст. 5 Закона «О лицензировании» в комментируемой статье перечислены полномочия лицензирующих органов. Учитывая, что лицензирование отдельных видов деятельности могут осуществлять как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ, то положения комментируемой статьи распространяют свое действие на федеральные и региональные лицензирующие органы. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации. При этом федеральные законы, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий (п. п. 2, 4 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Во исполнение вышеизложенных конституционных и законодательных положений, в комментируемой статье федеральным и региональным лицензирующим органам предоставляется равный объем полномочий в сфере лицензирования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий, т.е. региональные органы власти независимы при осуществлении предоставленных им полномочий и принятии соответствующих решений. Однако самостоятельность органов исполнительной власти не следует понимать буквально, поскольку суверенитет государственных образований и их органов власти ограничен Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Важно отметить, что законодательством субъектов РФ не могут быть предусмотрены иные полномочия исполнительных органов субъектов РФ, за исключением тех, которые определены федеральным законодательством. Так, Определением Верховного Суда РФ от 22.12.2004 N 50-Г04-18 установлено, что положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) не предоставляют главам исполнительной власти субъектов РФ права по определению должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ.
Следовательно, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере лицензирования образуют единую систему лицензирующих органов, наделенных едиными полномочиями и определенной самостоятельностью в рамках этих полномочий. Основное отличие федеральных и региональных лицензирующих органов заключается в видах деятельности, подлежащих лицензированию. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области лицензирования ограничены небольшим набором видов деятельности (подробнее см. комментарий к ст. 5 Закона). При этом на федеральные органы исполнительной власти возложены обязанности по разработке проектов положений о лицензировании этих видов деятельности. Более того, федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения единых подходов к решению вопросов, касающихся лицензирования конкретных видов лицензируемой деятельности, осуществляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности, могут быть приняты и утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности. Так, например, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.06.2008 N 263н утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности, которыми определяются полномочия лицензирующих органов субъектов РФ, применяемых ими форм документов при осуществлении процедуры лицензирования, устанавливается четкий порядок осуществления каждого этапа лицензирования, а также порядок организации деятельности лицензирующего органа субъекта РФ.
Таким образом, в настоящее время сложилась такая ситуация, где федеральный центр фактически в полном объеме возложил на себя полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности. Тем не менее, несмотря на определенные ограничения полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в части лицензионной деятельности, объем этой деятельности достаточно велик.
2. Рассматривая полномочия лицензирующих органов,
представляется целесообразным в рамках данного комментария более подробно остановится на сущности этих полномочий. Понятие полномочий содержалось в ранее действовавшем Федеральном законе от 24.06.1999 N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», под которыми понимались права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий, а совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с ней конституциями (уставами) субъектов РФ представляет собой компетенцию органа государственной власти.
В правовой науке также сформулированы определения понятия компетенции. Так, под компетенцией понимается «совокупность полномочий конкретного органа власти, возложенных на него определенным нормативным актом для реализации установленных действующим законодательством специфических задач и функций этого органа», или «компетенция заключается в определении сферы общественных отношений, в рамках которой действует орган государства, то есть круга его деятельности, который в законодательстве называют предметом ведения органа государства».
Говоря о полномочиях органов власти, не следует разграничивать такие понятия, как «право» и «обязанность» государственных органов. По сути, учитывая, что орган власти наделяется государством соответствующими полномочиями, то, соответственно, реализуя свое право в отношении конкретных субъектов правоотношений, он одновременно выполняет обязанность перед государством. В силу этого в правоведении используется термин «правообязанность».
Таким образом, полномочия лицензирующих органов есть установленная законом мера принятия решений и совершения действий, непосредственно связанных с лицензированием. Федеральные органы исполнительной власти наделяются конкретными лицензионными полномочиями (в зависимости от их компетенции) положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми постановлениями Правительства РФ. Так, Постановлением Правительства от 26.01.2006 N 45 установлено, что осуществление лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах возлагается на Федеральную налоговую службу, а Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 451, определены конкретные полномочия лицензирующего органа. Так, например, в рамках полномочия по предоставлению лицензии, лицензирующий орган в день приема документов проводит проверку правильности заполнения заявления о предоставлении лицензии и наличия прилагаемых к нему документов. В случае если указанное заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом, и (или) в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют документы, предусмотренные п. 6 названного Положения, соискателю лицензии в течение 3 рабочих дней вручается (направляется) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов.
3. Содержание полномочий лицензирующих органов выражается в:
— государственном подтверждении законности вхождения субъекта правоотношений в хозяйственный оборот;
— наделении субъектов специальной правоспособностью с определением ее пределов в сфере действия общего запрета (легитимация правоспособности в сфере действия общего запрета) или легитимации правоспособности в сфере действия локального запрета при общем дозволении, если объектом лицензирования является конкретный вид деятельности.
Рассмотрим каждое полномочие более подробно.
Итак, лицензирующие органы уполномочены комментируемым Законом прежде всего предоставлять лицензии. Данное полномочие включает в себя ряд действий по принятию заявления о предоставлении лицензии и перечня прилагаемых к нему документов, проверке полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и в результате принятия решения о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении, уведомлении об этом соискателя лицензии, выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии (подробнее см. комментарий к ст. 9 Закона). Полномочие по предоставлению лицензии является одним из наиболее значимых, поскольку оно является основанием для возникновения лицензионных правоотношений в целом и, соответственно, влечет за собой реализацию всех других полномочий, перечисленных в комментируемой статье.
Полномочия по переоформлению лицензий включают в себя тот же набор действий, что и при предоставлении лицензии, однако по отношению к последнему имеют вторичный характер, в связи с чем возникает еще одно действие по внесению изменений в реестр лицензий (см. комментарий к ст. 11 Закона).
Полномочие по приостановлению действия лицензии ставится в зависимость от ситуации, когда в административном порядке приостанавливается деятельность лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий. Следовательно, исходя из законодательной трактовки данного полномочия во всех других случаях лицензирующие органы не вправе приостанавливать действие лицензии. Приостановление лицензии предполагает и возможность ее возобновления, в связи с чем лицензирующие органы наделены соответствующим полномочием (см. комментарий к п. 1 ст. 13 Закона).
Согласно ранее действовавшему законодательству о лицензировании, лицензирующие органы обладали соответствующими полномочиями, позволяющими им оперативно реагировать на допущенные нарушения путем приостановления или аннулирования лицензии. По мнению некоторых авторов, самодостаточность такого механизма исключала необходимость в параллельном текущем контроле за деятельностью лицензиатов в части соблюдения затрагиваемых при ее осуществлении публичных интересов. Однако такая ситуация создавала предпосылки для произвола лицензирующих органов, в связи с чем законодатель пришел к более верному решению, ограничив полномочия лицензирующих органов по прекращению действия лицензии единственным случаем, когда лицензиат по собственной инициативе прекращает осуществление лицензируемого вида деятельности и подает заявление о прекращении действия лицензии. Таким образом, в настоящее время, несмотря на достаточно широкий круг полномочий, лицензирующие органы не вправе прекратить действие лицензии в принудительном порядке.
Руководствуясь принципом гласности и открытости, лицензирующие органы ведут реестры лицензий, занося в них сведения о процессе лицензирования, а также обеспечивают доступ к этим и иным сведениям в области лицензирования (подробнее об этом см. комментарий к ст. 14 Закона). Данное полномочие представляется важным, поскольку реестры лицензий отражают информацию обо всех мероприятиях, имевших место в отношении выданной лицензии, что значительно облегчает полномочия по контролю за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством в комментируемом Законе полномочия по осуществлению контроля существенно урезаны. Прежде по своей правовой природе лицензирование являлось мерой прямого административного воздействия на хозяйствующие субъекты. Однако это создавало зависимость предпринимателей от лицензирующих органов. В связи с чем в настоящее время содержание полномочий лицензирующих органов по контролю за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий включает в себя лишь проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и лицензиате, возможности выполнения соискателем лицензии и соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий (подробнее об этом см. комментарий к ст. 12 Закона).
Законодатель в положениях комментируемой статьи возлагает на лицензирующие органы полномочия по обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Как уже отмечалось, в настоящее время лицензирующие органы лишены возможности самостоятельно аннулировать лицензию, однако на них возложена обязанность по обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата (см. комментарий к п. 2 ст. 13 Закона). Следует обратить внимание, в комментируемом Законе специально подчеркивается, что обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии — это его обязанность, а не право. В силу этого исходя из определения сущности полномочий, которые представляют собой «правообязанности» в строгом смысле этого слова, обращение лицензирующего органа в суд нельзя рассматривать как полномочие, поскольку речи о праве здесь не идет: при неустранении лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий лицензирующий орган должен обратиться в суд. Альтернативы в этом случае лицензирующему органу не предоставляется, и действовать по своему усмотрению он не может. При этом при обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии важен сам порядок приостановления действия лицензии лицензирующим органом в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности, соблюдение сроков приостановления действия лицензии, указание лицензиату на сроки устранения нарушений лицензионных требований и условий. Судебная практика также придерживается указанной позиции. Так, Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по делу N А56-342/2007 признано, что несоблюдение лицензирующим органом порядка административного приостановления действия лицензии является основанием для отказа судом в удовлетворении требований об аннулировании лицензий.
Конкретное содержание полномочий конкретного лицензирующего органа и порядок их осуществления устанавливаются соответствующим положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Так, Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 (в ред. от 26.01.2007), установлено, что лицензирующий орган в лице МВД России в целях контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий проводит плановые и внеплановые проверки. По результатам проверки в зависимости от характера нарушения лицензирующий орган вправе вынести предупреждение лицензиату либо приостановить действие лицензии до устранения выявленных нарушений.
Пункт 1 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень полномочий лицензирующих органов, который может быть изменен только путем внесения соответствующих изменений (исключений или дополнений) в комментируемый Федеральный закон. Все вышеперечисленные полномочия тесно связаны между собой, одни полномочия порождают другие, входят в состав друг друга. Так, например, полномочия по контролю неразрывно связаны с полномочиями по предоставлению лицензий, поскольку в рамках последних проводится проверка сведений о соискателе лицензий. В целом перечисленные полномочия последовательно отражают полную совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках лицензионной процедуры. При этом первые четыре полномочия соответствуют стадиям лицензионной процедуры, в то время как последние два пронизывают весь процесс лицензирования.
4. Положения п. 2 комментируемой статьи тесно связаны с полномочиями лицензирующих органов по ведению реестров и предоставлению информации о лицензировании, а в целом являются формой реализации и конкретизации принципа гласности и открытости лицензирования. Законодатель возложил на лицензирующие органы обязанность по формированию информационных ресурсов, доступных для ознакомления юридическим и физическим лицам. Указанные в комментируемом пункте информационные ресурсы включают в себя:
— сведения, содержащиеся в реестрах лицензий. Каждый гражданин или юридическое лицо, обратившееся в лицензирующий орган, имеет право ознакомиться с информацией, касающейся как самого лицензиата, так и выданной лицензии. Положения комментируемой статьи находят отражение и в других нормативных актах. Так, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ в п. 4 ст. 5 устанавливает обязанность лицензирующих органов представлять сведения о лицензиях, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, для внесения данных сведений в государственные реестры не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения;
— положения о лицензировании конкретных видов деятельности, которые позволяют физическим и юридическим лицам ознакомиться с лицензионными требованиями и условиями, порядком лицензирования и т.п. конкретного вида лицензируемой деятельности;
— технические регламенты, которые принимаются только в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В технических регламентах содержится исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
— иные нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности. К таким нормативным документам можно отнести, к примеру, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ, нормативные акты Правительства, приказы федеральных министерств, служб и агентств, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и др.
Более конкретно рассмотренная обязанность лицензирующих органов определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Так, в соответствии с Положением о лицензировании перевозок морским транспортом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490 (в ред. от 18.07.2008), информация, относящаяся к осуществлению перевозок пассажиров, размещается на свободной и безвозмездной основе в официальных электронных или печатных средствах массовой информации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также на информационных стендах в помещениях Службы в течение 10 дней с даты:
— официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к перевозке пассажиров;
— принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении или возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии;
— получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
— вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
В соответствии со ст. 128 ГК РФ, информация является объектом гражданских прав. Следовательно, ограничение права на информацию должно регулироваться с учетом требований конституционно-правовых норм ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которыми право может быть ограничено только на основании федерального закона и только в соответствии с конституционно значимыми целями. Согласно конституционно-правовым нормам единственным ограничением общедоступности и открытости информационных ресурсов, установленным положениями комментируемого пункта, являются интересы сохранения государственной или служебной тайны. Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 в ст. 5 определен перечень сведений, составляющих государственную тайну (о понятии государственной тайны см. комментарий к п. 2 ст. 1 Закона). Согласно этому, если в информационных ресурсах лицензирующего органа имеются сведения, перечисленные в ст. 5 указанного Закона, то доступ к ним должен быть ограничен, поскольку, чтобы ознакомиться с такими сведениями, необходимо получить допуск, т.е. санкцию полномочного должностного лица на ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с положениями ст. 139 ГК РФ, информация тогда является служебной или коммерческой тайной, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными законодательством, в частности, лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Таким образом, если лицензиат предоставляет сведения, содержащие служебную тайну, то лицензирующий орган обязан принять меры по ее сохранности и не допустить возможности ознакомления с такой информацией третьих лиц.

Лицензирование деятельности

Лицензия — это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Кроме этого существует ряд видов деятельности, подлежащих лицензированию, которые регулируются отдельными законами, такие как деятельность кредитных организаций и участников рынка ценных бумаг, страховая деятельность и деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 1 закона № 99-ФЗ).

Если вы обнаружили в этих списках ту деятельность, которой планируете заниматься, надо будет получить на нее лицензию. Для малого бизнеса актуальным является получение лицензий на образовательную, медицинскую, охранную деятельность, пассажирские перевозки (в порядке, предусмотренным законом № 99-ФЗ) и получение лицензии на розничную торговлю алкоголем, которую мы рассмотрим отдельно.

Куда обращаться за получением лицензии?

Выдают лицензии территориальные отделения специальных лицензирующих органов, которые указаны в Постановлении Правительства от 21 ноября 2011 г. № 957, некоторые из них мы укажем в таблице:

Вид деятельности

Лицензирующий орган

Частная охранная и детективная деятельность

МВД России

Медицинская и фармацевтическая деятельность, производство лекарств

Росздравнадзор, Россельхознадзор

Образовательная деятельность

Рособрнадзор

Пассажирские перевозки автомобильным транспортом

Ространснадзор

Лицензии на право розничной торговли алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Контакты региональных управлений Росалкогольрегулирования можно найти .

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Сколько стоит лицензия?

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением:

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции — 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 30 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание – госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии. В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается. В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

Как получить лицензию?

После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

  • лично, при визите в лицензирующий орган;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней, а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

Действует лицензия на территории всей Российской Федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

Аннулирование и прекращение действия лицензии

В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.

Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

  • подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
  • прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Обзор российских органов лицензирования

В законе о лицензировании отдельных видов деятельности в России указано, что выдавать, приостанавливать, продлевать, аннулировать лицензии могут органы федеральной и местной власти, уполномоченные на выполнение данных функций. Предлагаем вам познакомиться с обзором органов лицензирования, действующих сегодня в нашей стране.

  • МВД России. Этот орган выдает лицензии на частную сыскную и охранную деятельность, коллекционирование, экспонирование и продажу огнестрельного оружия, его деталей и патронов.
  • ФМС России. У этого органа есть полномочия на оформление лицензий для осуществления деятельности по трудоустройству граждан РФ внутри страны и за ее пределами.
  • МЧС России. Этот орган осуществляет лицензирование деятельности, связанной с тушением пожаров. Также лицензии МЧС необходимы для монтажа, обслуживания и ремонта объектов и средств, обеспечивающих пожарную безопасность сооружений и зданий.
  • ФСТЭК России. Этим органом выдаются лицензии на работы по технической защите конфиденциальных данных.
  • ФСБ России. Этот орган лицензирует разработку, выпуск, покупку и продажу средств защиты конфиденциальных данных, технического оборудования для негласного получения различных сведений. Также лицензии ФСБ выдаются на выявление электронных устройств негласного получения информации, распространение и техобслуживание криптографических средств, шифрование данных, разработку, производство и реализацию шифровальных устройств.
  • Роспотребнадзор. В этом органе осуществляется оформление лицензий на деятельность, предусматривающую использование возбудителей инфекционных заболеваний, источников ионизирующего излучения, средств защиты от радиации, продуктов генной инженерии.
  • Росздравнадзор. Этот орган лицензирует организации и предпринимателей, работающих в медицинской сфере: оказывающих услуги в области здравоохранения, разрабатывающих, производящих и реализующих лекарственные средства и медицинские товары и т. д.
  • Росохранкультура (Минкульт). Этот орган лицензирует деятельность по реставрации, консервации, ремонту объектов культурного наследия, а также их элементов. Также лицензии Минкульта выдаются на воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений на носителях всех типов.
  • Минпромторг России. Этим органом оформляются лицензии на производство и распространение пиротехнических изделий, работы с химическим оружием, разработку и испытания авиационной техники, производство и продажу оборудования для игорного бизнеса, торговлю военной техникой и вооружением (совместно с Роскосмосом), производство огнестрельного оружия, деталей и патронов для него (совместно с Рособоронзаказом).
  • Рособоронзаказ. Этот орган лицензирует деятельность по разработке, производству, ремонту, утилизации военной техники, вооружения, боеприпасов и деталей их конструкции.
  • Росстандарт. Этот орган осуществляет лицензирование производства и ремонта измерительных средств.
  • Ространснадзор. В этом органе оформляются лицензии на различные виды грузоперевозок, пассажирских перевозок, погрузочно-разгрузочную деятельность, буксировку морским транспортом, обеспечение авиационной безопасности.
  • Росавиация. Этот орган лицензирует пассажирские и грузовые перевозки воздушным транспортом.
  • ФНС России. Этот орган отвечает за лицензирование деятельности, связанной с производством и продажей защищенных от подделок полиграфических продуктов, организации и осуществлению азартных игр.
  • Росгидромет. Этот орган лицензирует работы, оказывающие активное влияние на гидрометеорологические и геофизические явления и процессы, а также гидрометеорологическую и смежную с ней деятельность.
  • Ростехнадзор. Орган лицензирует деятельность, связанную с продажей гражданам электроэнергии, эксплуатацией взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных объектов производства, производство и распространение взрывчатых материалов. Также лицензия Ростехнадзора необходима для выполнения экспертизы промышленной безопасности.
  • ГосЖилНадзор. Орган отвечает за выдачу лицензий ЖКХ управляющим компаниям.
  • Роскосмос. Орган лицензирует работы, связанные с космической деятельностью.
  • Росатом. Этот орган специализируется на выдаче лицензий предпринимателям и организациям, которые осуществляют деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, оснащению оборудованием объектов военно-стратегического оснащения, использующих атомную энергию, утилизации ядерных боеприпасов, добычу радиационных веществ для оборонных предприятий, научные исследования с использованием радиационных и ядерных веществ и т. д.

Получение любой лицензии – дело, за которое должны отвечать опытные профессионалы. Доверьте лицензирование специалистам нашей компании, и у вас не возникнет трудностей с получением разрешительного документа для вашей сферы деятельности.

Кто выдает лицензии?

Лицензии выдает государство. Но в какой именно орган государства обращаться, чтобы получить право легально заниматься конкретным бизнесом? Полный список уполномоченных организаций есть в Постановлении Правительства № 957 от 21.11.2011 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Иногда лицензии на смежные виды деятельности выдают разные ведомства, поэтому будьте внимательны.

Конечно, получение разрешения на какую-либо деятельность не ограничивается фактом обращения в инстанции. Вам придется собрать довольно много документов, доказывающих ваше право работать в определенной сфере. Но даже если вы справились и с этим, все равно остается риск отказа. В таких ситуациях лучше сразу заручиться помощью юристов.

Какие ведомства выдают лицензии на разные виды бизнеса

Все лицензирующие органы, перечисленные в Правительственном постановлении № 957, контролируют определенную сферу бизнеса. Оставим за скобками космическую деятельность, военное производство, легальный оборот наркотиков и защиту конфиденциальной информации. Рассмотрим другие сферы.

В Ростехнадзор надо обращаться за лицензией, если вы ведете маркшейдерские работы или эксплуатируете опасные производственные объекты. Здесь же лицензирование проходят для проведения экспертиз промбезопасности и работ с предназначенной для промышленности взрывчаткой.

ФНС (Федеральная налоговая служба) контролирует производство и продажу полиграфической продукции с защитой от подделки. Также она лицензирует букмекеров и организаторов азартных игр.

Росреестр лицензирует геодезическую и картографическую деятельность. Но лишь ту, которая касается создания или обновления государственных карт, а также изменения границ субъектов РФ или муниципальных образований.

Росприроднадзор выдает лицензии на сбор, перевозку, утилизацию и обезвреживание отходов I–IV классов опасности. К этим типам относится большинство бытовых неопасных отходов.

Минкульт России контролирует сохранение памятников истории и культуры. Владельцам бизнеса, связанного с работами на объектах культурного наследия, за лицензией нужно обращаться именно в это министерство.

Росгидрометом выдаются лицензии на работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы, а также разрешения на деятельность в области гидрометеорологии. Сюда не относятся инженерные изыскания для строительных работ — их контролируют саморегулируемые организации.

МЧС лицензирует работы со средствами обеспечения пожарной безопасности — их монтаж, техобслуживание и ремонт. Оно же регулирует профессиональное тушение пожаров.

МВД может выдать лицензию только на услуги по трудоустройству граждан РФ за границей. Это полномочие передано ему после упразднения Федеральной миграционной службы, которая прежде занималась регулированием этой области бизнеса.

Наиболее популярные виды деятельности рассмотрим отдельно. За лицензиями именно на них чаще всего обращаются граждане к государству.

Образовательная деятельность

В прямом подчинении Рособрнадзора находятся организации, работающие по программам высшего и среднего профессионального образования. Он же лицензирует и деятельность наших образовательных организаций за рубежом. Также здесь должны получать лицензии иностранные организации, чтобы их филиалам дали разрешение вести обучение на российской территории.

Все остальные образовательные организации проходят процедуру лицензирования в территориальных органах исполнительной власти, отвечающих за эту сферу деятельности. Там же лицензию могут получить и ИП, кроме тех, кто занимается обучением непосредственно (например репетиторов) — им разрешение не нужно.

Перевозка пассажиров и грузов

Ространснадзор ведает перевозками пассажиров и опасных грузов по воде и суше внутренним водным, морским и железнодорожным транспортом. Кроме того, он контролирует погрузо-разгрузочные работы и буксировку морским транспортом. С марта 2019 года в ведении Ространснадзора также находится лицензирование пассажирских автобусных перевозок.

Росавиация отвечает за грузопассажирские перевозки по воздуху. К ведению обоих ведомств не относятся грузопассажирские перевозки для собственных нужд юрлица или ИП — на них лицензия не нужна.

Фармацевтическая и медицинская деятельность

Росздравнадзор выдает лицензии на следующую деятельность:

  • медицинскую;
  • аптечную (в том числе, оптовую торговлю лекарствами);
  • по производству и техобслуживанию медтехники.

Если ваш бизнес связан с продажей лекарств для ветеринарии, обращаться нужно в Россельхознадзор. Производство лекарственных средств контролируют Минпромторг и Россельхознадзор.

Охрана и связь

Работа частных охранников теперь отнесена в подчинение Росгвардии. Это же ведомство выдает лицензии частным детективам. В этой новой структуре нужно получать лицензию и на торговлю гражданским оружием, а также запчастями к нему. Прежде эти виды бизнеса лицензировало МВД.

Телевизионное и радиовещание лицензирует Роскомнадзор. Сюда же надо обращаться за разрешением оказывать услуги связи. До недавнего времени этим ведомством регулировалось также изготовление аудиовизуальных произведений и фонограмм. Однако с 28 июня 2019 года такой бизнес не лицензируется.

Как обращаться за лицензией?

Чтобы получить лицензию на выбранный вид деятельности, можно обратиться непосредственно в профильный территориальный орган исполнительной власти. Структура правительства в разных регионах отличается, поэтому надо выяснить, какой именно департамент вам нужен. Можно отправить заявление и полный пакет документов по почте или записаться на личный прием. Также выдать лицензию могут в многофункциональном центре (МФЦ). Оплачивать нужно лишь госпошлину за сам документ, это 7500 рублей.

В последнее время появилась возможность получить лицензию с помощью портала «Госуслуги». Однако в разных регионах там размещен свой список доступных сфер бизнеса. Если нужной вам там не окажется, получить услугу онлайн не удастся.

Существуют и частные компании, занимающиеся подготовкой документов для лицензирования. При обращении к ним, помимо госпошлины, придется оплатить стоимость услуги. Какой бы способ вы ни выбрали, список документов для соискателей будет одинаковым. И лицензия будет единого образца, который каждое ведомство разрабатывает самостоятельно.

Государственная система лицензирования

Государственная система лицензирования – это комплексные действия уполномоченных государственных органов, которые включает в себя мероприятия по предоставлению, продлению, приостановление и прекращению выдачи лицензий на тот или иной вид деятельности. А также, это непосредственное регулирование и контроль за взаимодействием между участниками лицензионного процесса.
Система государственного лицензирования строго регулируется на законодательном уровне различными федеральными законами, постановлениями и прочими нормативно-правовыми актами.

Данная система состоит из таких понятий как:

— лицензируемый вид деятельности – деятельность, которая может осуществляться, только после того, как на неё будет получена лицензия;

— лицензия – разрешительный документ, который выдаётся после прохождения необходимых мероприятий, имеет установленный вид и является подтверждением права на занятие лицензируемым видом деятельности;

— требования лицензионные – комплекс условий, которые установлены настоящим законодательством, характеризующие тот или иной вид лицензируемой деятельности;

— лицензируемые органы – государственные исполнительные органы, которые занимаются всеми вопросами процесса лицензирования в Российской Федерации;

— держатель лицензий – физическое или юридическое лицо, которое получило право на использование лицензии для своего конкретного вида деятельности;

— кандидат на лицензию – юридическое или физическое лицо, которое обратилось в государственные органы, предоставляющие лицензию, и желает пройти необходимые процедуры для получения специфического документа.


Органы, выдающие лицензию, используют ряд важных принципов:

— обеспечение прав, интересов и защиты граждан, а также способствование безопасности государства;

— способствование целостности экономического фона на территории государства;

— формирование и усовершенствование списка видов деятельности, которые подлежат лицензированию;

— открытость и доступность процесса лицензирования;

— правовое регулирование лицензирования.

Требования для получения лицензии и условия отказа

Как и любой процесс, получение лицензии у государственных органов лицензирования характеризуется требованиями. Существуют обязательные и специфические требования.

Обязательные требования включают: соблюдение законодательных норм, санитарные, противопожарные правила, гигиенические аспекты и все пункты для отдельных видов деятельности.

Наряду с обязательными требованиями, отдельную важность имеют специфические требования. Они предъявляются к отдельному кандидату, который проходит процесс получения лицензии. Дополнительные требования прописаны в отдельных постановлениях для каждой конкретной деятельности.

Каждая лицензия имеет свой срок и территорию, на которой она действует. Когда заканчивается срок или меняется место расположения лицензиара или его деятельность, то эти изменения должны быть внесены в необходимые уставы.

Для получения лицензии, субъект должен написать заявление установленного образца, в котором содержаться все главные данные: причина, вид деятельности, срок, месторасположение. Собрать необходимый пакет документов. Далее, государственные органы лицензирования рассматривают заявление, принимают решение на основании определённых критериев. Если условия соблюдены, то лицензия будет выдана в течении трёх недель после принятия решения.

Но, всё же, бывают случаи, когда государственные органы выдачи лицензий отвечают на заявление отказом. На это есть определённые основания:

— недостоверность информации, которую подаёт соискатель;

— когда субъект не соответствует требованиям, выдвигаемым органами власти;

— если экспертиза показала отрицательный результат после проведения необходимых проверок.

Экспертиза, которая выполняет проверку всех данных соискателя, носит секретный характер, защищена от внешних вмешательств, защищена от утечки.

Если соискатель неудовлетворён принятым решением, он может оспорить его согласно законодательству.

Уполномоченные органы могут остановить или полностью аннулировать лицензию в таких случаях:

— если лицензиат сам написал заявление на приостановление или аннулирование лицензии по своим субъективным причинам;

— когда данные, предоставленные для получения лицензии, со временем будут признаны неправдивыми;

— если лицензиат нарушил правила, установленные государственной системой лицензирования;

— закрытие предприятия, самостоятельно или по решению суда.

Процесс аннулирования заключается в следующих аспектах:

— непосредственное принятие решения, которое побуждает к приостановлению или аннулированию;

— сообщение об этом лицензиату в форме письма;

— как только получено письмо лицензиатом, мгновенное исполнение его в силу;

— после выполнения требований, необходимых для восстановления лицензии, обязательное вступление в силу данного процесса.

Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

Каждая система создана для чего-то конкретного, система лицензирования не является исключением, поэтому она выполняет определённые функции.

Система представлена органами лицензирования, именно их деятельность носит такие функции:

— организация процесса лицензирования;

— проведение необходимых оценочных мероприятий, позволяющих принять правильное решение относительно выдачи лицензии;

— анализ документов и заявлений для получения лицензии;

— непосредственная выдача лицензий;

— выводы по приостановке лицензий или их аннулирование;

— создание различных методических пособий, призванных улучшить и развить процесс лицензирования;

— создание перечня лицензий, которые выданы, приостановлены или аннулированы.

Система лицензирования должна осуществлять контроль, разрабатывать новые мероприятия, проводить техническую оснащенность, для того, чтобы данная система работала как можно лучше и приносила пользу данной сфере и государству в целом.

Также следует учесть, что государственная система лицензирования должна обеспечить защиту информации. Это позволит привлечь иностранных инвесторов для видения своей деятельности в Российской Федерации.


Принципы государственной системы лицензирования:

1. Обоснование отнесения конкретного вида деятельности к определённой категории.

2. Формирование закрытого списка видов деятельности, подлежащих лицензированию.

3. Следование конкретным, предусмотренным критериям процесса лицензирования на всей территории государства.

4. Следование полномочиям субъектов лицензирования.

5. Введение минимизированного перечня документов, необходимых для получения лицензий.

6. Контроль выполнения функций, возложенных на систему государственного лицензирования.

Непосредственным вектором направленности системы лицензирования является предприниматель, потребитель и государство.

Для предпринимателя система призвана обеспечить:

— упрощение деятельности и формирование новых структур бизнеса;

— уменьшение затрат, необходимых для получения лицензии.

Потребителю обеспечить:

— защиту от опасных и вредных товаров и оказания некачественных услуг;

— возможность обеспечить поддержку потребителю, если то обратится в суд для решения конфликтных ситуаций.

Государству система необходима для:

— правильного и эффективного функционирования предпринимательской деятельности и рынка товаров и услуг;

— создания ситуации, в которой будет соблюдено соотношение интересов субъекта хозяйствования, потребителя и государства;

— пополнения бюджета государства, путём установления тарифов на получение и продление лицензии.

Нормативно-правовой аспект лицензирования в РФ

Развитие процесса лицензирования в ведущих странах мира, является эталоном для нашей государственной системы лицензирования. У них чётко отработан момент взаимосвязи между лицензионной и государственной деятельностью.

Российское законодательство в этой сфере начало развиваться только в начале 90-х годов. В начальных законах был только факт возможности процесса лицензирования предпринимательской деятельности, но не было упомянуто ни о перечне видов деятельности, ни о способах контроля и регулирования мероприятии. Это значительно усложняло и замедляло эффективность экономических процессов в государстве.


Развитие данной отрасли хозяйства было медленным и имело определённые сложности. Недостаток заключался в том, что необходимо было ввести единые правовые нормы, а сделать это без особой подготовки не представляло возможности. Те постановления, которые принимались в то время, не имели надлежащей гибкости и универсальности, не затрагивали интересы всех сторон процесса лицензирования.

К 1995 году, лицензирование около 35 видов деятельности происходило по отдельно взятым законам. Но, так или иначе, эти законы не предусматривали причин, по которым субъекту необходимо было получать лицензию на тот или иной вид деятельности. Не была разработана специфика прохождения процесса получения лицензии. Государство слишком поздно взяло на себя ответственность за данный процесс и подвергло его сложностям, которые отразились на всей системе в целом.

В конечном итоге, после долгих попыток, было принято Постановление, которое имело свои особенности:

— изучение способов и целей, разграничение видов деятельности, установление методики ведения процессов получения лицензии, предоставление особых полномочий федеральным ведомствам, для повышения эффективности работы государственной системы лицензирования;

— обобщение и обработка списка видов деятельности, на которые необходимо наличие лицензии, согласно проведению детальной экспертизы и повышению контроля;

— упрощение для лицензиаров, путём закрепления срока действия документа – 3 года, и отсутствие ограничения свыше;

— утверждение того, что установление тарифов за получения лицензии является следствием отсутствия прибыли от данной деятельности;

— разделение функций различных органов власти, которые способствуют развитию лицензионной деятельности.

С этим Постановлением был сделан очень важный шаг на встречу к усовершенствованию и правовому регулированию на всех уровнях государственной власти. Это, безусловно, гораздо лучше, чем было в самом зарождении процесса, но есть, куда расти. Законодательство должно без остановок развиваться и совершенствоваться в данном направлении.

В 1998 году в России был принят Закон, который затрагивал лицензирование отдельных видов деятельности. Проведя анализ данного документа, можно сказать, что он расширил и усовершенствовал отдельные понятия, сделав их более доступными. Более детально были описаны функции органов лицензирования, их полномочия и значения для государства.

Система лицензирования в США

Лидером по продаже лицензий во всём мире являются Соединённые Штаты Америки. Вся система государственного лицензирования взаимодействует с патентной деятельностью и обеспечивает эффективное развитие интеллектуальной сферы. Это стимулирует процесс изобретательства и развивает экономику страны в целом.

Система государственного лицензирования в США развивалась при активном участии компетентных людей в разных сферах общества, ученых, профсоюзов. Эти стороны процесса намного важнее, чем само государство.

Процесс лицензирования изобретений и патентов представлен также такими субъектами:

1. Учреждение, которое контролирует процесс поиска инвесторов.

2. Организация, которая возглавит процесс оформления документов.

Конечно же, любой изобретатель в такой стране как Соединённые Штаты, может сам заниматься получение лицензии, но так это процесс существенно затянется и приведёт к потере времени и денег. А это противоречит принципам данного государства.

В итоге, можно сказать, что в России делается всё возможное, чтобы усовершенствовать государственную систему лицензирования, разрабатываются законы, вкладываются средства, также, необходимо принимать во внимание зарубежный опыт успешных стран.

Права и обязанности лицензиатов и лицензирующего органа

Права и обязанности соискателей лицензии, лицензиатов

и должностных лиц лицензирующих органов.

К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 – 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Соискатель лицензии вправе направить заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

В случае утраты лицензии или ее порчи лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о предоставлении дубликата лицензии с приложением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление такого дубликата.

Лицензиат имеет право на получение от лицензирующего органа копии лицензии, которая заверена им и вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении копии лицензии.

Лицензиат вправе направить заявление о предоставлении дубликата лицензии или копии лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в лицензирующий орган.

До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 указанной статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право:

1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;

3) выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

4) применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:

1) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

При осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *