Куда обратиться за разъяснением закона?

Содержание

В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, можно выделить два основных его вида: официальное и неофициальное.
1. Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Иными словами, это официальная директива, как правильно понимать конкретную норму.
Официальное толкование, в свою очередь,- подразделяется на нормативное и казуальное.
Нормативным толкованием называется официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается.
Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать самостоятельные правовые нормы. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения, права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (разумеется, в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действие этой нормы и т.д.
Нормативному толкованию подвергаются акты, которые с точки зрения компетентного органа нуждаются в дополнительном разъяснении в силу обнаружившихся затруднений, неправильной или противоречивой практики их применения или в силу иных причин. Подобные разъяснения обычно связаны с анализом значительного числа дел соответствующей категории. Любой орган, имеющий право на нормативное толкование, не ограничен в пределах своей компетенции ни в поводах, ни в основаниях разъяснения норм права.
Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения в отрыве от толкуемого акта и полностью разделяют его судьбу: его отмена или изменение должно, как правило, приводить к отмене или соответствующему изменению нормативного разъяснения. !
В ряде случаев нормативный акт, который на практике вызьвает неясности или противоречиво применяется, официально разъясняет путем нормативного толкования сам орган, издавший этот акт (аутентическое толкование). Так, в Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, что и разъясняемый акт.
Официальное нормативное толкование может даваться в форме инструкций, разъяснений также особыми органами в силу предоставленных им специальных постоянных либо разовых полномочий (легальное толкование). Оно должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.
В соответствии с Законом о Конституционном Суде Российской Федерации он уполномочен давать официальные разъяснения Конституции Российской Федерации.
Для судебной деятельности особенно важны разъяснения Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения (в Российской «Федерации они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.
Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности.
Формы разъяснений, уточняющих и объясняющих положения закона, в актах Верховного суда весьма разнообразны. В них четко определяются сфера действия той или иной нормы, условия, при которых она должна применяться, круг лиц, на которых она распространяет свое действие, конкретизируются границы применимости норм, близких по содержанию, решаются спорные и неясные вопросы о подведомственности и подсудности. Значительное внимание в таких постановлениях уделяется детальному определению термина или смыслового выражения, употребленного в законе, случаям распространительного и ограничительного толкования и т.д. Суды обычно ссылаются в своих решениях на отдельные пункты нормативных постановлений Верховного суда. Однако, учитывая строго подчиненный и вспомогательный относительно закона характер таких разъяснений, делать подобные ссылки следует лишь в качестве дополнения к закону.
Большое значение имеют также разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации по вопросам разрешения хозяйственных споров.
Казуальным толкованием называется официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Цель такого толкования – правильное решение дела. Казуальное толкование имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются неправильными, не соответствующими закону).
Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовали в рассмотрении дела, и осуществляется в пределах конкретного дела. Однако оно немаловажно для улучшения работы судов, для унификации судебной практики. Большое значение в связи с этим имеют судебные решения, которые публикуются в специальной периодической печати.
Особенность административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержит указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решении контрольных органов, специальных инспекций и др.
2. Неофициальное толкование осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов. Этот вид толкования не носит обязательного характера, его рекомендации не влекут за собой формально-юридических последствий.Среди видов неофициального толкования можно выделить так называемое обыденное толкование, даваемое гражданами в быту, повседневной жизни, а также профессиональное (компетентное), например разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и т.д.
Одну из разновидностей неофициального толкования, имеющую большое значение для правильного понимания закона, составляют материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладная записка, доклады и прения по обсуждаемым законопроектам, протоколы и т.д.). Необходимо также ознакомление с различного рода комментариями к статьям и разделам нормативных правовых актов, помещаемыми в сборниках и справочниках по законодательству.
Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является так называемое доктринальное толкование, осуществляемое наукой права (специальными научно-исследовательскими учреждениями, учеными или их группами) в статьях, монографиях, комментариях и т.д. Его сила не в формальной обязательности, а в убедительности, в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование. Будучи тесно связано с практикой, оно призвано улучшать качество применения закона, укреплять законность.
Взято из учебника Дмитриева «Общая теория права».

Кто правомочен давать разъяснения по Федеральным законам, УК и т. п.

  • Пневматическое оружие
  • ↳ Всё о пневматическом оружии
  • ↳ Общий
  • ↳ ППП
  • ↳ PCP
  • ↳ PCP online
  • ↳ EDgun
  • ↳ Компрессионное
  • ↳ Углекислый уголок (CO2)
  • ↳ Пневматическое оружие глазами владельца
  • ↳ Апгрейд и ремонт пневматического оружия
  • ↳ Охота с пневматическим оружием
  • ↳ Пульки
  • ↳ Пострелушки
  • ↳ Для начинающих
  • ↳ Мастерская
  • ↳ Помощь в ремонте и эксплуатации изделий Umarex, Walther, Hammerli Rohm
  • ↳ Практическое использование пневматического оружия
  • ↳ Общий
  • ↳ AirSoft
  • ↳ Обзоры
  • ↳ Пейнтбол
  • ↳ Хардбол
  • ↳ Варминт
  • ↳ Снайпинг
  • ↳ Советы по пулевой стрельбе
  • ↳ Продажи
  • ↳ Пневматическая барахолка
  • ↳ AirSoft
  • ↳ Пейнтбол
  • ↳ Магазины по пневматическому оружию
  • ↳ в России
  • ↳ на Украине
  • ↳ в Белоруси
  • ↳ Другие магазины
  • ↳ Запчасти, принадлежности
  • Холодное и метательное оружие
  • ↳ Холодное оружие
  • ↳ Общий
  • ↳ Нож глазами владельца
  • ↳ Ножи с фиксированым клинком
  • ↳ Финки и другие скандинавы
  • ↳ Кухонные ножи
  • ↳ Специальные ножи и инструмент
  • ↳ Складные ножи
  • ↳ Неклинковое холодное оружие
  • ↳ Клуб любителей Spyderco
  • ↳ Для ценителей Спайдерко
  • ↳ Samura Knives
  • ↳ Китайские ножики
  • ↳ Авторские и кастомные ножи
  • ↳ Ножевой бой
  • ↳ Кают-компания Пятой
  • ↳ Метательное оружие
  • ↳ Луки и арбалеты
  • ↳ Рогатки и пращи
  • ↳ Мастерская
  • ↳ Инструментальный парк
  • ↳ Кузнечное дело
  • ↳ Технологии
  • ↳ Заточка режущего инструмента
  • ↳ Продажи
  • ↳ Ножевая барахолка
  • ↳ Арбалетно-лучная ярмарка
  • ↳ Ножевые магазины
  • ↳ Барахолка мастерской
  • ↳ Продажа холодного оружия за пределами РФ
  • ↳ Частные лица
  • ↳ Складные ножи из мастерской
  • ↳ Ножи с фиксированным клинком
  • ↳ Разовые продажи и обмен складных ножей
  • ↳ Разовые продажи и обмен ножей с фиксированным клинком
  • ↳ Материалы и оборудование для ножеделов
  • Огнестрельное оружие
  • ↳ Гладкоствольное оружие
  • ↳ Общий
  • ↳ Ружье глазами владельца
  • ↳ Гладкоствольная мастерская
  • ↳ Сайга
  • ↳ Клуб любителей МЦ
  • ↳ Продукция ИМЗ
  • ↳ Снаряжение патронов гладкоствольного оружия
  • ↳ Боеприпасы для гладкоствольного оружия
  • ↳ Клуб любителей MP-153
  • ↳ Benelli Club
  • ↳ Комбинированные ружья
  • ↳ Куплю-продам ружье
  • ↳ Запчасти, принадлежности
  • ↳ Купля-продажа Сайга
  • ↳ Нарезное оружие
  • ↳ Общий
  • ↳ Винтовка глазами владельца
  • ↳ Боеприпасы для нарезного оружия
  • ↳ Продукция КСПЗ
  • ↳ Пристрелка оружия
  • ↳ Высокоточная стрельба
  • ↳ Всё для высокоточной стрельбы
  • ↳ Релоадинг
  • ↳ Страничка Neckа
  • ↳ Специализированные соревнования
  • ↳ Легендарные винтовки мировых войн
  • ↳ Ремингтон 700 серии
  • ↳ Купля-продажа винтовки
  • ↳ Оружейная фирма «Орсис»
  • ↳ Нарезная барахолка
  • ↳ Запчасти, принадлежности
  • ↳ Короткоствольное оружие
  • ↳ Короткоствольное оружие
  • ↳ Пистолет глазами владельца
  • ↳ Короткоствол без границ
  • ↳ Методика подготовки стрелка
  • ↳ Стрелковые туры
  • ↳ Стрелковый клуб
  • ↳ Продукция Grand Power
  • ↳ Продукция ИМЗ
  • ↳ Продукция ЗМЗ
  • ↳ IDPA
  • ↳ По правилам IPSC
  • ↳ Легализация короткоствольного оружия
  • ↳ Травматическое оружие
  • ↳ Общий форум
  • ↳ Тюнинг травматического оружия
  • ↳ Резинострельное оружие
  • ↳ Резинострел глазами владельца
  • ↳ Бесствольное оружие
  • ↳ Оружие под патрон Флобера
  • ↳ «Удар» и все о нем
  • ↳ Продукция завода Молот
  • ↳ Сигнальное оружие
  • ↳ Купля-продажа газового/травмат. оружия
  • ↳ Продукция ООО ПКП АКБС
  • ↳ РоссИмпортОружие
  • ↳ Продукция ЗАО ТЕХНОАРМС
  • ↳ Продукция компании «A+A»
  • ↳ Клуб любителей турецкого оружия
  • ↳ Запчасти
  • ↳ Тюнинг и ремонт огнестрельного оружия
  • Оптика
  • ↳ Оптический форум
  • ↳ Общий
  • ↳ Оптика глазами владельца
  • ↳ Оптика для пневматики
  • ↳ Прицелы
  • ↳ Оптические прицелы
  • ↳ Диоптрические прицелы
  • ↳ Коллиматорные прицелы
  • ↳ Ночные прицелы
  • ↳ Открытые прицелы
  • ↳ Другая оптика
  • ↳ Дальномеры
  • ↳ Подзорные трубы
  • ↳ Фонари
  • ↳ ЛЦУ
  • ↳ Бинокли
  • ↳ Ночная оптика
  • ↳ Продажи
  • ↳ Купля-продажа оптики
  • ↳ Купля-продажа ночной оптики
  • ↳ Магазины по оптике
  • Охота и рыбалка
  • ↳ Охота
  • ↳ Охота глазами участника
  • ↳ Охотничьи товары
  • ↳ Охрана природы
  • ↳ Подводная охота
  • ↳ Трофейная охота
  • ↳ Всё об охоте
  • ↳ Выживание
  • ↳ Изготовление трофеев
  • ↳ Охотничьи собаки
  • ↳ На охоту
  • ↳ О животных
  • ↳ Организация охот, клубы, охотничьи хозяйства
  • ↳ Оружие на охоте
  • ↳ Таксидермия
  • ↳ СТИЧ ПРОФИ
  • ↳ Горная охота
  • ↳ Купля-продажа щенков
  • ↳ Снаряжение патронов
  • ↳ Птицы
  • ↳ Прочие
  • ↳ Товары для охотничьих собак
  • ↳ На привале 🙂
  • ↳ Рыбалка
  • ↳ Общий
  • ↳ Снасти
  • ↳ Экипировка
  • ↳ Лодки
  • ↳ Наживка-приманка-прикормка
  • ↳ Кухня
  • ↳ Нахлыст
  • ↳ Отчёты
  • ↳ Соревнования-слёты-турниры
  • ↳ Уловы
  • ↳ Полезные приблуды
  • ↳ Рыбацкие хитрости
  • ↳ Куда поехать на рыбалку
  • ↳ Спининг
  • ↳ Троллинг
  • ↳ Зимняя рыбалка
  • ↳ Подводная охота
  • ↳ Курьёзы
  • ↳ Рыболовная барахолка
  • Спортивная стрельба
  • ↳ Спортивная стрельба из нарезного оружия
  • ↳ Специализированные соревнования
  • ↳ ISSF — Пулевая стрельба
  • ↳ IPSC
  • ↳ IDPA
  • ↳ Стрелковый клуб «Объект»
  • ↳ Стрелковый клуб «Мишень»
  • ↳ Товары для спортивной стрельбы
  • ↳ Спортивная стрельба из пневматического оружия
  • ↳ БР
  • ↳ ФТ/ХФТ
  • ↳ Оборудование для Бенчреста
  • ↳ Спортивная стрельба из пневматики
  • ↳ Стрельба из гладкоствольного оружия
  • ↳ Стендовая стрельба
  • ↳ Пулевая стрельба из гладкоствольного оружия
  • Безопасность
  • ↳ Безопасное обращение с оружием
  • ↳ Безопасность с пневматическим оружием
  • ↳ Безопасность с огнестрельным оружием
  • ↳ Безопасность с травматическим оружием
  • ↳ Безопасность с холодным оружием
  • ↳ Безопасность для рыболова
  • ↳ Безопасность для мастеровых
  • ↳ Пожарная безопасность
  • ↳ Общая безопасность
  • Военное дело и гражданская оборона
  • ↳ Военное дело
  • ↳ Авиация
  • ↳ Армейский раздел
  • ↳ Тактическое оружие
  • ↳ Артиллерия
  • ↳ Баллистика
  • ↳ История оружия
  • ↳ ПВО
  • ↳ Поиск однополчан
  • ↳ Давай закурим!
  • ↳ Гражданская оборона
  • ↳ Гражданская оборона
  • ↳ Самооборона в России
  • ↳ Самооборона без оружия
  • ↳ Охранная деятельность
  • ↳ Технические средства охраны
  • ↳ Обмундирование, экипировка, амуниция
  • ↳ Выживание в кризисных ситуациях
  • ↳ Экипировка своими руками
  • ↳ Организация владельцев гражданского оружия
  • ↳ Продукция компании «СПЛАВ»
  • ↳ Магазины амуниции и экипировки
  • ↳ Купля-продажа экипировки
  • ↳ Газовое оружие
  • ↳ Газовые баллончики
  • ↳ Газовые пистолеты и револьверы
  • ↳ Тюнинг газового оружия
  • ↳ Электрошоковые устройства
  • ↳ Гражданское оружие
  • ↳ Разовые продажи и обмен экипировки
  • История оружия
  • ↳ Коллекционное оружие
  • ↳ Антиквариат
  • ↳ Историческое холодное оружие
  • ↳ Макеты и реплики оружия
  • ↳ Обладателям коллекционных лицензий
  • ↳ Японское холодное историческое оружие
  • ↳ Дульнозарядное оружие
  • ↳ Реплики холодного оружия
  • ↳ Мастерская коллекционного оружия
  • ↳ Документация по оружию
  • ↳ Оружейные идеи
  • ↳ Военно-исторические миниатюры
  • ↳ Компьютерное моделирование оружия
  • ↳ Популярная механика
  • ↳ Книжная барахолка
  • ↳ Купля-продажа
  • ↳ Купля-продажа антиквариата
  • ↳ Купля-продажа макетов, реплик
  • Обо всем
  • ↳ Радиосвязь
  • ↳ Новости
  • ↳ Правила раздела
  • ↳ Пожелания покупателей
  • ↳ Портативные рации
  • ↳ Производители радиостанций
  • ↳ Anytone
  • ↳ Baofeng
  • ↳ Kydera
  • ↳ Boxchip
  • ↳ Puxing
  • ↳ Quansheng
  • ↳ Tytera
  • ↳ VOYAGER
  • ↳ WLN
  • ↳ WOUXUN
  • ↳ Yiyan
  • ↳ Автомобильные рации
  • ↳ Baofeng
  • ↳ Cobra
  • ↳ Resent
  • ↳ TYT
  • ↳ Tytera
  • ↳ VOYAGER
  • ↳ Yiyan
  • ↳ LPD, PMR, FRS
  • ↳ CB Radio 27МГц
  • ↳ Цифровые рации
  • ↳ Антенны для раций
  • ↳ Производители антенн
  • ↳ Baofeng
  • ↳ Comet
  • ↳ Cte
  • ↳ Diamond
  • ↳ Kenwood
  • ↳ Lemm
  • ↳ Nagoya
  • ↳ Opek
  • ↳ Storm
  • ↳ Аксессуары к рациям
  • ↳ Батареи для раций
  • ↳ Зарядные устройства
  • ↳ Программаторы
  • ↳ Блоки питания
  • ↳ Измерительные приборы
  • ↳ Гаджеты
  • ↳ Разъемы и переходники
  • ↳ Ретрансляторы
  • ↳ Гарнитуры, наушники, тангенты
  • ↳ Защитные чехлы
  • ↳ Некондиция и б.у.
  • ↳ Купля-продажа электронных устройств
  • ↳ Разное
  • ↳ Спутниковые телефоны
  • ↳ Приёмники
  • ↳ Сотовые телефоны
  • ↳ GPS-навигаторы
  • ↳ Коммуникаторы
  • ↳ Карманные компьютеры
  • ↳ Купля-продажа средств навигации
  • ↳ Отдел заказов
  • ↳ Заказы оружия
  • ↳ Заказы ножей
  • ↳ Заказы оптики
  • ↳ Заказы по охоте и рыбалке
  • ↳ Заказы антиквариата
  • ↳ Заказы других товаров
  • ↳ Книга отзывов
  • ↳ Транспортный раздел
  • ↳ Полноприводные автомобили
  • ↳ Мотоциклы
  • ↳ Купля продажа транспорта и запчастей
  • ↳ Дорожно-транспортные происшествия
  • ↳ Купля-продажа автомобилей
  • ↳ Купля-продажа мотоциклов и т.п.
  • ↳ Купля-продажа водного транспорта
  • ↳ Разное
  • ↳ Частные объявления
  • ↳ Домашнее хозяйство
  • ↳ Поиск работы
  • ↳ Спорт
  • ↳ Компьютерные игры
  • ↳ Компьютеры и программы
  • ↳ Мобильные измерительные приборы
  • ↳ Фонари
  • ↳ Фонарная барахолка
  • ↳ Сельхозпродукция и продукция охоты
  • ↳ Медицина
  • ↳ Бизнес-Клуб
  • ↳ Литература и языкознание
  • ↳ Мемориал
  • ↳ Криминальные сводки
  • ↳ Подарю
  • ↳ Юмор
  • ↳ Законодательство
  • ↳ Законодательство
  • ↳ Правовая поддержка
  • ↳ Законодательство об охоте
  • ↳ Оружие в СМИ
  • ↳ Клуб работников правоохранительных органов
  • ↳ Общение
  • ↳ Организация встреч
  • ↳ Знакомства
  • ↳ Мужской разговор
  • ↳ Отчеты, истории, куда пойти
  • ↳ Отдых, путешествия
  • ↳ Фотография
  • ↳ Отзывы о продавцах и покупателях
  • ↳ Курилка
  • Регионы
  • ↳ Российская Федерация
  • ↳ Центральный округ
  • ↳ Москва
  • ↳ Белгород
  • ↳ Брянск
  • ↳ Владимир
  • ↳ Воронеж
  • ↳ Вологда
  • ↳ Калуга
  • ↳ Коломна
  • ↳ Курск
  • ↳ Липецк
  • ↳ Рязань
  • ↳ Тамбов
  • ↳ Тверь
  • ↳ Тула
  • ↳ Ярославль
  • ↳ Северо-Западный округ
  • ↳ Санкт-Петербург
  • ↳ Купля-продажа. Санкт-Петербург
  • ↳ Архангельск
  • ↳ Карелия
  • ↳ Калининград
  • ↳ Мурманск
  • ↳ Псков
  • ↳ Южный округ
  • ↳ Волгоград
  • ↳ Краснодар
  • ↳ Ростов
  • ↳ Ставрополь
  • ↳ Приволжский округ
  • ↳ Башкортостан
  • ↳ Ижевск
  • ↳ Йошкар-Ола
  • ↳ Киров
  • ↳ Нижний Новгород
  • ↳ Оренбург
  • ↳ Пенза
  • ↳ Пермь
  • ↳ Самара
  • ↳ Саратов
  • ↳ Татарстан
  • ↳ Ульяновск
  • ↳ Уральский округ
  • ↳ Екатеринбург
  • ↳ Стрелковый клуб Южного Урала
  • ↳ Тюмень
  • ↳ Челябинск
  • ↳ Сибирский округ
  • ↳ Барнаул
  • ↳ Иркутск
  • ↳ Кемерово
  • ↳ Красноярск
  • ↳ Новокузнецк
  • ↳ Новосибирск
  • ↳ Омск
  • ↳ Дальний Восток
  • ↳ Владивосток
  • ↳ Томск
  • ↳ Хабаровск
  • ↳ Чита
  • ↳ Другие страны
  • ↳ Украина
  • ↳ Купля-продажа. Украина
  • ↳ Киев
  • ↳ Беларусь
  • ↳ Минск
  • ↳ Казахстан
  • ↳ Алма-Ата
  • ↳ Молдова
  • ↳ Германия
  • ↳ Армения
  • ↳ Латвия
  • ↳ Литва
  • ↳ Эстония
  • ↳ Другие страны
  • О нашем сайте
  • ↳ Информация о нашем сайте
  • ↳ О сайте
  • ↳ ТОП-новости
  • ↳ Новости и объявление
  • ↳ Референдумы
  • ↳ Книга жалоб

Синонимы «дать разъяснения»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Найдено 2 синонима. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Синонимы строкой Скрыть словосочетания
,

Синоним, количество Начальная форма Частота
1 объясниться (20) объясниться 5.4
2 изъясниться (6) изъясниться

С тем же началом: дать толчок, дать рекомендации, дать определение, дать отпор, дать начало

С таким же концом: дававший разъяснения, просивший официального разъяснения, давший разъяснения

Слова по отдельности: дать, разъяснения

Другие слова на букву д

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Поделитесь, если помогло

Наверх На главную

  • Средняя частота фразы «дать разъяснения» на миллион употреблений: меньше, чем 1 раз. Количество букв/символов: 16.
  • Поиск занял 0.005 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Случайные слова и фразы: павлик, звания не оставивший, пропитывавшийся смолой

Предложите свой вариант синонима к «дать разъяснения»

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Журнал «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе обращаться с запросами как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у этих органов разная компетенция. Поэтому прежде всего нужно определить, куда именно надо обращаться.

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

— о действующих налогах и сборах;

— законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

— правах и обязанностях налогоплательщиков;

— полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения — в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

ПРИМЕР 1

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ПРИМЕР 2

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

Главное правило при обращении в налоговые или финансовые органы с вопросом заключается в следующем. Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны реально существовать. Анализ положений статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывает, что рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут возникнуть в будущем, налоговые и финансовые органы не должны. Эти ведомства обязаны информировать и разъяснять соответствующее законодательство именно налогоплательщикам. А раз объекты, факты или правоотношения еще не возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан таковым.

ПРИМЕР 3

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

КСТАТИ
Следите за подписью

К ответам, полученным из Минфина России, надо относиться очень внимательно. Подтверждением тому, что изложенные в ответе разъяснения — это официальная позиция министерства, является подпись министра финансов Российской Федерации, его заместителей, директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместителей. На это указано в письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116.

ПРИМЕР 4

Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.

Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.

УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.

КСТАТИ
Обращения по электронным каналам связи

Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.

Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.

И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.

Кто вправе подписать запрос

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Об этом сказано в статье 26 Налогового кодекса. Полномочия законных представителей налогоплательщиков-организаций, как следует из статьи 27 Кодекса, подтверждаются законом или учредительными документами. Обычно законный представитель организации — это ее руководитель.

Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.

Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому — отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.

Обратите внимание: обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.

Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.

Если разъяснение ошибочно

Предположим, что специалист, который готовил ответ на вопрос налогоплательщика, ошибся. Это привело к тому, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение. Например, не уплатил (не полностью уплатил) налог. Или грубо нарушил правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Можно ли привлечь такого налогоплательщика к ответственности?

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

ПРИМЕР 5

В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.

Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.

Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.

>Какой федеральный орган исполнительной власти вправе давать разъяснения о закупках и как это регламентировано?

Вопрос

Какой федеральный орган исполнительной власти вправе давать разъяснения и осуществлять трактование отдельных правовых норм законодательства о закупках и каким нормативным документом это право регламентировано?

Ответ

Как составить план‑график 2020 по новым правилам

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

Узнайте про изменения

Вправе давать разъяснения Минэкономразвития РФ, Минфин России, Федеральное казначейство и ФАС России.

Вместе с тем, если исходить из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года № 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех), разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.

Таким образом, разъяснение положений Закона № 44-ФЗ, имеющее юридическую силу, вправе давать палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Обоснование

Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1 постановления № 728 от 26.08.2013).

Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 2 постановления № 728 от 26.08.2013).

Минфин вправе давать разъяснения, относящиеся к законодательству о контрактной системе, но только в рамках бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Также Минфин РФ осуществляет методическое руководство по использованию реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации.

Так, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 30.06.2004 № 329).

Согласно п. 5.3.26. Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 30.06.2004 № 329, Минфин осуществляет методическое руководство по использованию реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, в целях учета расходных обязательств Российской Федерации.

Федеральное казначейство, имеет статус федеральной службы и осуществляет правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета (Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314).

Федеральное казначейство ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов (п. 5.24.1. Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703).

Выписка из Письма Минэкономразвития России от 23.02.2015 № Д28и-305: «Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» Минэкономразвития России не наделено полномочием по официальному разъяснению положений нормативных правовых актов.
Следует отметить, что официальное разъяснение (по сути, толкование) представляет собой разновидность официального нормативного толкования норм права.
Разъяснение нормы дается уполномоченным властным органом, ранее ее принявшим.
Кроме того, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года № 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех), разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.
Таким образом, разъяснение положений Закона № 44-ФЗ, имеющее юридическую силу, вправе давать палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
При этом интерпретация норм Закона № 44-ФЗ, осуществляемая Минэкономразвития России, является не официальным общеобязательным разъяснением, а позицией Минэкономразвития России по вопросам применения норм Закона № 44-ФЗ.».

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Вопрос: Просим Вас дать разъяснения по следующим вопросам: 1. Как правильно оформить уничтожение первичных бухгалтерских документов, срок хранения которых уже истек? Нужно ли оформлять опись документов с указанием реквизитов (например, номер приходно-кассового ордера, его дата, сумма, от кого принято). Либо достаточно указать количество папок документов (например: кассовые документы за 2003 год (5 папок), банковские документы за 2003 год (20 папок). 2. Обязан ли налогоплательщик хранить постоянно первичную учетную документацию, подтверждающую затраты на капитальные вложения (акты выполненных работ, акты ввода в эксплуатацию основных средств, платежные поручения… (ООО «Аудит-новые технологии», август 2009 г.)

Просим Вас дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Как правильно оформить уничтожение первичных бухгалтерских документов, срок хранения которых уже истек? Нужно ли оформлять опись документов с указанием реквизитов (например, номер приходно-кассового ордера, его дата, сумма, от кого принято). Либо достаточно указать количество папок документов (например: кассовые документы за 2003 год (5 папок), банковские документы за 2003 год (20 папок).

2. Обязан ли налогоплательщик хранить постоянно первичную учетную документацию, подтверждающую затраты на капитальные вложения (акты выполненных работ, акты ввода в эксплуатацию основных средств, платежные поручения, счета-фактуры, накладные по договорам купли-продажи ОС), так как никаких специальных норм, устанавливающих особые сроки хранения документов по учету капитальных вложений законодательство не содержит.

Нормативно-правовое регулирование порядка оформления, хранения и уничтожения документов.

1) В процессе деятельности любой организации образуется большое количество документов, подлежащих хранению. Порядок и сроки их хранения, порядок уничтожения документов, закреплены в различных нормативных актах, которые относятся:

а) к законодательству об архивном деле;

б) к корпоративному законодательству;

в) к законодательству о бухгалтерском учете.

а) Обязанность хранения документов, образующихся в результате деятельности организации или физического лица, предусмотрена, прежде всего, Федеральным законом от 22.10.2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее — Закон N 125-ФЗ). В пункте 3 ст. 6 при этом указано, что специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения. Для организаций — это Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. Росархивом 06.10.2000 г. (далее — Перечень).

В пункте 1.4. Перечня предусмотрено, что он предназначен для использования в качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения и отборе на хранение и уничтожение управленческих типовых документов, т.е. общих для всех или большинства организаций (в том числе негосударственных).

Порядок работы архивов организаций и организация процесса хранения документов установлены Основными правилами работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 г.)*(1)

б) Обязанность акционерного общества обеспечить хранение имеющихся у него документов предусмотрена и Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так, в п. 2 ст. 89 Закона указано, что Общество хранит документы, в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Порядок хранения документов акционерных обществ установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 г. N 03-33/пс (далее — Положение N 03-33/пс).

в) Наиболее общие вопросы хранения документов бухгалтерского учета изложены в ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ). С учетом положений п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с архивным законодательством, но не менее пяти лет. Нормативные документы, которыми следует руководствоваться при применении ст. 17 Закона N 129-ФЗ — это Закон N 125-ФЗ, о котором мы уже упоминали и Перечень.

Порядок хранения бухгалтерских документов в организации также изложен и в разделе 6 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР от 29.07.1983 г. N 105 (далее — Положение N 105).

Сроки хранения документов установлены также и другими нормативными законодательными актами, такими, например, как НК РФ.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что основным нормативным актом законодательства, определяющим перечень и сроки хранения документов, образующихся в деятельности коммерческих организаций, является Перечень. Указанным Перечнем необходимо руководствоваться, если иные сроки не предусмотрены в специальных нормативных актах, касающихся конкретных групп организаций, либо конкретных групп документов, как, например, Положение N 03-33/пс, либо в подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, Законе N 129-ФЗ.

Таким образом, при определении сроков хранения всех документов, возникающих в процессе деятельности акционерных обществ, необходимо в первую очередь руководствоваться Положением N 03-33/пс.

Учитывая, что порядок хранения бухгалтерских документов установлен Перечнем, можно сделать вывод, что при определении порядка и сроков хранения бухгалтерских документов в акционерных обществах, необходимо руководствоваться нормами обоих нормативных актов — Перечня и Положения N 03-33/пс. При этом, если сроки хранения документов не совпадают, руководствоваться тем документом, которым установлен более длительный срок хранения.

Этими же нормативными правовыми актами — Перечнем и Положением N 03-33/пс установлен и порядок уничтожения документов с истекшими сроками хранения. Таким образом, при определении порядка уничтожения архивных документов бухгалтерского учета акционерного общества необходимо также руководствоваться нормами Положения N 03-33/пс и указаниями по применению Перечня.

Порядок оформления документальных дел.

Все документы, образующиеся в деятельности общества, должны формироваться в документальные дела в соответствии с требованиями утвержденной в установленном порядке номенклатуры дел общества (п. 3.5. Положения N 03-33/пс). Как правило, для хранения документов (документальных дел) каждая организация образует в своем составе такое подразделение, как архивная служба. Как мы уже отметили, порядок работы архивов организаций и организация процесса хранения документов установлены Основными правилами. Подлежащие хранению документы, до передачи их в архив организации, хранятся в рабочих комнатах соответствующих структурных подразделений*(2).

Порядок оформления документальных дел установлен Разделом 3 Основных правил. В нем регламентирован порядок подшивки документов в деле, порядок оформления обложки и т.п. Предусмотрено также, что в зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел. Указано также, что не во всех случаях подлежат оформлению внутренние описи документов, содержащихся в деле*(3). Также указано, что заголовок дела (выносится на обложку дела) должен четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела. Фактически заголовок дела — это название тех документов, которые входят в документальное дело.

Как мы уже отметили, порядок хранения бухгалтерских документов в организации также изложен и в разделе 6 Положения N 105. Так, п. 6.2. Положения гласит, что первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до их передачи в архив предприятия, учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. В соответствии с п. 6.4. Положения N 105, обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива. Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены*(4). Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.

Сформированные таким образом документальные дела подлежат хранению.

Порядок хранения и уничтожения документов.

Следует отметить, что в процессе хранения документов работниками архивной службы организации регулярно проводится экспертиза ценности документов — изучение документов в целях определения их сроков хранения*(5). В зависимости от сроков хранения документальные дела подразделяются на дела постоянного и временного хранения.

По результатам проведения экспертизы ценности документов работниками архива составляются следующие документы:

— описи дел постоянного хранения,

— описи дел временного (свыше 10 лет) хранения,

— описи дел по личному составу,

— акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.

В качестве форм описей документальных дел, формы акта о выделении документов с истекшими сроками хранения к уничтожению, как правило, используются формы, установленные в приложениях к Основным правилам. Основными правилами, в том числе, утверждена форма Акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению (далее — Акт).

Форма Акта включает в себя следующие реквизиты:

— номер п/п,

— заголовок дела или групповой заголовок документов,

— крайние даты,

— номера описей и т.п.

Как мы уже отмечали, заголовок дела должен четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела.

В пункте 2.4.5. Основных правил описан общий порядок оформления Акта. Из содержания этого пункта и формы документа можно сделать вывод, что в Акт включается только заголовок дела, т.е. делается единая запись по группе однородных документов.

Таким образом, в Акте достаточно указать, что уничтожаются, например, кассовые документы с приложениями. В графе 3 при этом указываются «Крайние даты» — наиболее ранняя и поздняя даты включенных в Акт документов.

Дела, включенные в утвержденный Акт, отделяются от остальных дел и хранятся в специально отведенном месте.

Акт о выделении документов к уничтожению вместе с описями дел хранится в архиве общества в формируемом деле.

С учетом положений 2.4.7. Основных правил дела, подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Передача дел оформляется приемосдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. Погрузка и вывоз на утилизацию осуществляются под контролем сотрудника, ответственного за обеспечение сохранности документов архива. Следует при этом отметить, что именно такой порядок уничтожения документов не обязателен для организаций, не являющихся источником комплектования государственных архивов.

Следует также обратить внимание еще на один момент. В соответствии с Положением N 03-33/пс, отбор документов акционерного общества для осуществления дальнейшего хранения или уничтожения осуществляет постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК)*(6). В соответствии с п. 4.4. Положения, в целях гарантированного сохранения документационной информации акты о выделении документов к уничтожению составляются только после составления описей дел постоянного и временного сроков хранения.

Как мы уже отмечали выше, по результатам экспертизы ценности документов в организации составляются:

— описи дел постоянного хранения,

— описи дел временного (свыше 10 лет) хранения,

— описи дел по личному составу,

— акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.

Таким образом, документальное оформление уничтожения документов должно выглядеть следующим образом:

1. Обществом должен быть издан приказ о создании экспертной комиссии, которая осуществляет экспертизу ценности документов, образовавшихся в деятельности Общества (комиссия может быть постоянно действующей).

2. Сотрудниками архива формируются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и по личному составу, а также Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению (сюда подлежат включению как документы, хранящиеся в архиве организации, так и документы, хранящиеся в структурных подразделениях).

3. Экспертная комиссия должна рассмотреть и утвердить описи и Акт. О чем составляется Протокол заседания экспертной комиссии. Описи и Акт утверждается руководителем организации.

4. В том случае, если документы уничтожаются организацией самостоятельно, по мнению консультанта должен быть составлен Акт об уничтожении документов. Акт составляется в произвольной форме. Уничтожение документов осуществляется в присутствии членов комиссии.

Вывод:

1. При организации процесса уничтожения бухгалтерских документов в данном случае Общество должно руководствоваться нормами Положения N 03-33/пс.

2. При формировании Актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, поштучная опись документов не составляется. Достаточно внесения в Акт названия заголовка документального дела, т.е. делается единая запись по группе однородных документов.

Как мы отметили выше, при решении вопроса о сроках хранения бухгалтерских документов акционерных обществ, необходимо руководствоваться Положением N 03-33/пс и Перечнем. При определении срока хранения бухгалтерских документов, акционерное общество должно руководствоваться обоими нормативными актами, и, в случае, если сроки их хранения не совпадают, руководствоваться тем документом, которым установлен более длительный срок хранения.

Рассмотрим отдельно четыре группы первичных документов, из тех которые указаны в тексте запроса:

1) накладные по договорам купли-продажи основных средств, акты выполненных работ, связанные с осуществлением капитальных вложений;

2) накладные (кроме накладных по ОС), акты выполненных работ, платежные поручения;

3) счета-фактуры НДС;

4) акты ввода в эксплуатацию основных средств.

1) Накладные по договорам купли-продажи основных средств, акты выполненных работ, связанных с осуществлением капитальных вложений.

В соответствии с п. 2.1.3. Положения N 03-33/пс документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, должны храниться в течение сроков, установленных Перечнем.

При этом в соответствии со статьей 57 Перечня, «документы (свидетельства, договоры) на право собственности, владения, пользования, распоряжения имуществом, регистрации и перерегистрации фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и др.; документы к ним» подлежат постоянному хранению.

Из этого пункта можно сделать вывод, что договоры купли-продажи основных средств, числящихся на балансе организации, должны храниться постоянно. Не вполне понятно, какие документы имел в виду законодатель под формулировкой «документы к ним». Считаем, что пункт 57 в данном случае следует толковать расширительно. То есть, в данном пункте речь идет не только о таких документах, как поэтажные планы, технические паспорта и т.п., но и о документах, связанных с приемом-передачей объектов (актов, накладных и т.п.), а также документах, подтверждающих формирование стоимости объектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что организации целесообразно обеспечить хранение первичных документов, относящихся к основным средствам, в течение всего срока, пока данные основные средства (или прочее имущество) числятся на балансе организации.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 429 Перечня постоянному хранению подлежат акты приема и передачи зданий, помещений, земельных участков в пользование, распоряжение, аренду, собственность организации.

В отношении первичных документов, подтверждающих затраты на капитальные вложения, отмечаем следующее. Как мы уже сказали, организации целесообразно обеспечить постоянное хранение первичных документов, подтверждающих получение и формирование стоимости объектов основных средств. Для этого также необходимо обеспечить и постоянное хранение документов, относящихся к капитальным вложениям. К ним, в частности, следует отнести такие документы, как акты приема-сдачи выполненных работ по осуществленным капитальным вложениям.

Отмечаем, что официальная позиция Минфина России заключается в том, что расходы на приобретение имущества в случае его последующей реализации не учитываются при отсутствии первичных документов независимо от срока их хранения документов. В Письме от 15.09.2005 N 03-03-02/84 разъясняется, что при реализации прочего имущества (в том числе, объекта незавершенного строительства, стоимость которого сформирована по дебету счета 08-3 «Строительство объектов основных средств») расходы на его приобретение не уменьшают налоговую базу, если отсутствуют первичные документы по операции его приобретения независимо от срока их хранения, поскольку такие расходы не соответствуют п. 1 ст. 252 НК РФ.

Нельзя не отметить при этом, что в ряде случаев, суды подтверждают возможность организации учесть расходы на приобретение объектов незавершенного строительства, и при отсутствии первичных документов, подтверждающих его стоимость, если срок хранения этих документов истек. В настоящее время имеются примеры судебных решений, из которых следует, что налогоплательщик вправе учесть расходы и убыток от реализации прочего имущества при отсутствии первичных документов. (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2004 N А56-10982/04, от 25.06.2007 N А56-51992/2005). Однако, наличие арбитражной практики подтверждает наличие у организации налоговых рисков в данном случае.

2) Накладные (кроме накладных на передачу ОС), акты выполненных работ (кроме тех, которые связаны с осуществлением капитальных вложений), платежные поручения.

В соответствии с п. 2.1.8. Положения N 03-33/пс документы бухгалтерского учета хранятся не менее пяти лет. Аналогично, в соответствии с п. 150 Перечня, первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей хранятся не менее пяти лет.

Таким образом, накладные, акты, платежные поручения и т.п. могут быть уничтожены организацией по истечении срока обязательного хранения — пяти лет.

3) Счета-фактуры НДС.

В соответствии с нормами ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Таким образом, счета-фактуры подлежат хранению в течение четырех лет. Исходя из сроков хранения, первичных бухгалтерских документов (не менее пяти лет), считаем, что организации целесообразно организовать хранение счетов-фактур также в течение пяти лет.

4) Акты ввода в эксплуатацию основных средств (акты о приеме-передаче объектов основных средств — ОС-1, ОС-1а).

По мнению консультанта, акты ввода в эксплуатацию основных средств подлежат хранению в течение того срока, пока объект основного средства числится на балансе организации. Такой вывод можно сделать исходя из следующего.

Специального срока хранения актов ввода основных средств в эксплуатацию ни Перечнем, ни Положением N 03-33/пс не установлено. При этом, исходя из тех реквизитов, которые содержатся в акте ввода в эксплуатацию, а именно: «Дата списания объекта с бухгалтерского учета» можно сделать вывод, что акты должны храниться организацией в течение всего срока, пока объект числится на ее балансе.

Учитывая, что в соответствии с п. 193 Перечня карточки учета основных средств подлежат хранению в течение пяти лет после ликвидации основного средства, полагаем, что и акты ввода основного средства в эксплуатацию целесообразно хранить в течение такого же срока.

Следует также обратить внимание Общества на следующий момент. В соответствии с нормами п. 4 ст. 283 НК РФ организация обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Согласно разъяснениям Минфина России, к таким документам относится вся первичная бухгалтерская документация, которая подтверждает полученный финансовый результат (Письмо от 03.04.2007 N 03-03-06/1/206).

При этом Минфин РФ считает, что организации обязаны хранить документы в течение всего срока списания убытков даже в том случае, если за периоды, в которых понесены убытки, уже проводились налоговые проверки (Письмо Минфина России от 23.04.2009 N 03-03-06/1/276).

Следует отметить, что судебная практика по этому вопросу не однозначна. Так, некоторые суды в подобных ситуациях признают правомерным списание убытков даже при отсутствии первичных документов (п. 5 Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2007 N Ф04-5962/2007(37734-А45-40), Постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.01.2007 N А56-22363/2006, ФАС Дальневосточного округа от 15.11.2006, 08.11.2006 N Ф03-А51/06-2/3993). Но есть и решения в пользу налоговых органов (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2005 N А56-25408/04).

Если же ранее проверки не проводились и отсутствуют документы, подтверждающие убытки, то организация не имеет права уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка (см. Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2008 N КА-А40/8513-08-2).

Во избежание налоговых споров, при наличии факта переноса убытков в течение десяти лет, организации, по нашему мнению, следует обеспечить хранение документов в течение более длительного срока по сравнению со сроком, установленным бухгалтерским законодательством и общими нормами НК РФ.

Вывод:

1. По нашему мнению, при определении сроков хранения бухгалтерских документов, акционерное общество должно руководствоваться нормами Положения N 03-33/пс и Перечня, и, в случае, если сроки их хранения не совпадают, руководствоваться тем документом, которым установлен более длительный срок хранения.

2. По нашему мнению, Обществу следует обеспечить хранение первичных документов, относящихся к основным средствам и капитальным вложениям, в течение всего срока, пока соответствующие объекты числятся на балансе организации.

3. При определении сроков хранения налоговых документов организации следует руководствоваться нормами НК РФ. В частности, это относится к сроку хранения счетов-фактур по НДС.

4. В случае, если организация переносит убытки на будущее, во избежание налоговых споров Обществу следует учитывать сложившуюся судебную практику в отношении сроков хранения первичных документов, подтверждающих понесенные убытки.

ООО «Аудит-новые технологии», август 2009 г.

————————————————————————-

*(1) В соответствии с Введением к документу, негосударственные организации могут руководствоваться настоящими Правилами при организации и обеспечении работы своих архивов.

*(2) Как правило, дела временного срока хранения (до 10 лет) в архив организации не сдаются вообще, а хранятся в структурных подразделениях (п. 3.3.2. Основных правил).

*(3) В пункте 3.6.7. указано, что бланки внутренней описи составляются для учета особо ценных документов. Бланк внутренней описи подшивается в документальное дело (п. 3.6.7. Основных правил). По мнению консультанта, организация самостоятельно может определять, в каких случаях надлежит оформлять бланки внутренней описи, т.е. какие документы организация относит к особо ценным.

*(4) По мнению консультанта, при хранении бухгалтерских документальных дел не требуется оформления бланков внутренней описи. Достаточно того, что при их подшивке соблюдается принцип хронологии.

*(5) При этом экспертизе подлежат все документы, хранящиеся в организации — и в помещении архива, и в помещениях других структурных подразделений.

*(6) Со слов специалистов Общества, оно не является источником комплектования государственного и муниципальных архивов.

Те организации, которые не являются источником комплектования, руководствуются Положением N 03-33/пс, и участие архивных органов при экспертизе ценности документов с отметкой «ЭПК» не требуется.

Просим Вас дать разъяснение по вопросу расчета компенсации стоимости материалов и изделий подрядчику

ПИСЬМО КОМИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ МЭРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА от 14.02.96 № РЦ-29/92

«О едином порядке расчета компенсации стоимости материалов и изделий в исполнительной документации» В целях дальнейшего упорядочения расхода бюджетных средств, а также определения единого подхода к расчету компенсации стоимости материальных ресурсов между организациями-заказчиками мэрии и подрядными организациями, Региональный центр ценообразования в строительстве Комитета экономики и финансов устанавливает «Порядок расчета компенсации стоимости материалов в исполнительной документации» согласно приложению 1 и «Единую форму расчета компенсации» согласно приложению 2.

Указанный порядок расчета и представления компенсации является обязательным для объектов, строящихся за счет бюджетных средств.

Первый заместитель председателя Комитета экономики и финансов С.Ю.Вязалов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к письму Комитета экономики и финансов от 14.02.96 года № РЦ-29/92

Порядок расчета компенсации стоимости материальных ресурсов в исполнительной документации

  1. Компенсация затрат подрядной организации на материалы и изделия сверх стоимости, учтенной текущим индексом, осуществляется заказчиком на основании расчетов, учитываемых по форме, указанной в приложении № 2, которая является неотъемлемой частью исполнительной документации.
  2. Расчет компенсационных выплат по материалам и изделиям производится подрядной организацией по номенклатуре основных строительных материалов (согласно указаний к заполнению формы расчета компенсации), на основании документов, подтвержденных данными первичного бухгалтерского (складского, производственного) учета, исходя из сроков их фактического приобретения.
  3. Суммы компенсационных выплат отражаются в Актах выполненных работ (по форме 2), отдельной строкой, до начисления налогов и обязательных платежей.
  4. Объемы компенсационных затрат, при определении размера сметной прибыли, в базу для ее исчисления не включаются.
  5. Расчет компенсации затрат по стоимости материалов и изделий, без учета их доли в общей стоимости материальных затрат, не допускается.
  6. При значительном превышении стоимости материалов и изделий, их средней стоимости по городу, заказчик вправе отказать подрядчику в компенсации указанных затрат или потребовать дополнительные обоснования.
  7. Затраты подрядной организации по транспортировке материалов и изделий должны учитывать рациональное использование транспортных средств, а также оптимальные схемы доставки.
  8. Компенсация затрат по статье «эксплуатация строительных машин и механизмов» решается заказчиком в исключительных случаях по тем видам строительства и работ, где применяется импортная техника и согласовывается с Региональным центром ценообразования в строительстве. Состав машин и порядок их работы определяется техническими условиями в составе проекта производства работ.
  9. Заказчик не вправе отказать подрядчику в компенсации, на основании настоящего Порядка, его обоснованных затрат на материальные ресурсы по необъективным причинам, если возможность такой компенсации определена договором подряда. Если договором подряда возможность компенсационных выплат не предусмотрена, заказчик вправе отказать подрядчику в выплате компенсации.
  10. Настоящий Порядок расчета компенсации стоимости материалов и изделий является обязательным для объектов, строящихся за счет бюджетных средств.

Начальник Регионального центра ценообразования в строительстве Е.Ф. Польский

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *