Кто выписывает транспортную накладную перевозчик или заказчик?

Кто обязан выписывать товарно-транспортную накладную?

Цитата (Постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78):Товарно-транспортная накладная
(форма N 1-Т)
Предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными, составляемыми совместно с работниками организаций-владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, портов, аэропортов.
В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый — остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
второй — сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации-владельцу автотранспорта.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация-владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:
первый и второй экземпляры передаются организации-владельцу автотранспорта. Первый экземпляр служит основанием для расчетов организации-владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;
третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.

Особенности составления и заполнения ТТН при самовывозе товара покупателем

Нужно ли ее оформлять при самостоятельном вывозе?

В ситуации, когда покупатель самостоятельно организовывает вывоз продукции со склада продавца, будет два варианта относительно необходимости составления ТТН.

  • При условии использования услуг транспортной компании для перемещения продукции составление накладной является обязательным. Она будет служить отчетным документом для подтверждения факта оказания транспортных услуг перевозчиком.
  • Если транспортировку осуществляет сам покупатель, накладная не оформляется, поскольку договор на перевозку не заключается.

Подробнее о том, когда и для чего нужно составлять ТТН, говорится .

Более детально ознакомиться с товарно-транспортной накладной вы можете на нашем сайте. Читайте следующие материалы:

  • Особенности работы с товарно-транспортными накладными в ЕГАИС.
  • ТТН, товарная накладная и счет-фактура: сравнение документов.
  • Что такое номер ТТН и является ли он обязательным реквизитом?

Кто выписывает товарно-транспортную накладную?

Формы и правила заполнения товарно-транспортной накладной определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». В 6 пункте данных правил указывается, что транспортная накладная оформляется грузоотправителем.

  • В случае привлечения транспортной компании для перемещения товара, грузоотправителем является покупатель, который и должен оформлять транспортную накладную. При этом грузополучателем будет выступать также сам покупатель. В подобных условиях с момента отгрузки продукции со склада продавец уже не несет никакой ответственности и не обязан составлять и выписывать ТТН.
  • Если же покупатель осуществляет перевозку на собственном транспорте, то он может и не оформлять транспортную накладную. Тогда постановка продукции на учет происходит в соответствии с ТОРГ-12, а подтверждением транспортных расходов выступают путевые листы и документы на покупку товара.

Какую форму используют?

При осуществлении транспортной компанией доставки товара, приобретенного покупателем на условиях дальнейшего самовывоза, он обязан в соответствие с законом составлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.

В такой ситуации товар будет оприходован на основании ТОРГ-12, а ТТН выступит подтверждением оказания транспортных услуг.

Особенности заполнения формы 1-Т

Товарно-транспортная накладная состоит из двух частей:

  • товарный раздел, где указываются все данные о продукции;
  • транспортный раздел, куда заносится информация о перевозчике.

В ситуации, когда товар забирается от поставщика самовывозом, товарный раздел заполняется приобретателем. В форме он должен заполнить соответствующие графы данных и за грузоотправителя, и за грузополучателя (пункты 1-7, 16, 17).

Документ оформляется в двух экземплярах и передается перевозчику для того, чтобы он его заполнил, а после этого один из экземпляров возвращается покупателю.

Все экземпляры ТТН в обязательном порядке должны быть оригиналами, а не копиями.

Важно обратить внимание, что в реальности у грузоотправителя могут возникать некоторые проблемы при заполнении пунктов 3 «Наименование груза», 4 «Сопроводительные документы на груз» и 6 «Прием груза». Так как для их заполнения необходимо заранее знать:

  • место;
  • дату и время;
  • состояние груза;
  • номер маркировки продукции на момент погрузки;
  • количество грузовых мест;
  • серии и номера сертификатов соответствия качеству и т. д.

Эту информацию можно получить непосредственно у поставщика, а также если присутствовать в момент отгрузки товара со склада.

В таких случаях возможны два варианта действий.

  1. Покупатель лично или сотрудник компании-получателя принимает продукцию от продавца по накладной ТОРГ-12 и далее передает ее представителю перевозчика по ТТН, самостоятельно внося информацию в пункты 3,4 и 6.
  2. Можно также выписать доверенность на сотрудника транспортной фирмы (чаще всего на водителя) на принятие груза, по которой он сможет заполнить соответствующие пункты.

О том, как заполнить ТТН по форме 1-Т мы писали в этой статье.

На нашем сайте вы сможете ознакомиться и с другими видами ТТН:

  • Товарно-транспортная накладная CMR.
  • ТТН на молсырье, на животных и другие виды документа.
  • ТТН на зерно по форме СП-31.

Кто ставит подписи и печати?

Пункт 9 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом гласит, что товарно-транспортная накладная должна быть подписана грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком и заверена их официальными печатями. Покупатель при самостоятельной транспортировке товара ставит подпись и печать за отправителя и получателя. Соответственно, сотрудник транспортной компании также проставляет печать и расписывается.

В случае, когда грузоотправителем, грузополучателем или перевозчиком является не организация, а частный предприниматель, печати при заполнении транспортной накладной не ставятся, лишь подписи.

Если сторонами договора выступают компании, в соответствующих пунктах помимо подписей обязательно должны стоять их официальные печати.

В ситуации подписания накладной лицом по доверенности проставлять печать нет необходимости. Представитель компании ставит свою подпись, а также около нее указывает реквизиты выданной ему доверенности. Тогда к каждому экземпляру документа необходимо прикладывать копию такой доверенности.

О правилах оформления ТТН, ее подписания и проставления печатей вы можете узнать из отдельной статьи.

Если по условиям договора покупатель осуществляет самовывоз продукции, следует помнить, что товарно-транспортная накладная составляется не всегда, а лишь когда доставку производит автотранспортная компания, независимо от того, кто заказывает и оплачивает транспортировку – грузоотправитель, либо грузополучатель. Когда же перевозка происходит полностью силами покупателя, можно не составлять ТТН, а ограничиться лишь формой ТОРГ-12.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ТТН или обязательство оформления транспортных документов

В статье «Подводные камни самовывоза» мы выяснили, что в случае EXW продавец из товаросопроводительных документов, согласно законодательству РФ должен выписать товарную накладную (например, ТОРГ-12), а в случае FCA к обязанностям продавца добавляется еще обязательство оформления транспортных документов.

Вот о транспортных документах и пойдет речь в этой статье, а точнее кто, когда, как и какие транспортные документы должен оформлять при доставке товара автомобильным транспортом. Какие документы подлежат возврату с исполнением и кто за это ответственен.

В данной статье речь идет только о внутрироссийских перемещениях товарно-материальных ценностей (хотя у ТМЦ есть новое название — материально-производственные запасы, но старое как-то ближе, да и в упомянутых нормативах фигурирует термин «ТМЦ»).

Документом на перевозку грузов автотранспортом на территории РФ согласно действующему законодательству является Товарно — транспортная накладная (ТТН).

ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.

В каких же случаях продавец должен оформлять перевозочные документы? Как уже говорилось, это группа терминов «F» по Инкотермс 2000. Кроме того, если в договоре поставки товара указан базис поставки из группы терминов «C» или «D», то к обязанностям продавца добавляется еще заключение договора перевозки и его оплата.

————————-

Договор перевозки автомобильным транспортом может быть заключен как непосредственно с самим перевозчиком, так и через посредника. Я намеренно не уточняю правовой статус экспедитора, ибо это как раз и есть ключевое звено, и об этом речь пойдет ниже. И также намеренно не затрагиваю другие виды транспорта, ибо в большинстве случаев можно провести аналогию, а в частности — нельзя объять необъятное.

Договор перевозки с перевозчиком.

Договор перевозки автомобильным транспортом заключен непосредственно с самим перевозчиком. Группы терминов «F», «C» или «D» по Инкотермс. В этом случае все предельно просто. Независимо от того, кто заключает договор перевозки продавец или покупатель – обязанность оформления (выписки) транспортного документа согласно действующему законодательству лежит на грузоотправителе, т.е. на продавце (поставщике). При автоперевозках документом будет Товарно — транспортная накладная (ТТН) по утвержденной Форме 1-Т.

Юридическая справка.

В соответствии с п.47 Устава автомобильного транспорта «Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются.

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР.»

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа утверждена «Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденной сторонами — Минфин СССР N 156, Госбанк СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранс РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).

Примечание. Указанным Постановлением Госкомстата изменена и утверждена Форма 1-Т, которая ранее была в Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом. В упомянутой Инструкции осталось Приложение N 3 «Порядок изготовления, учета и заполнения товарно – транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом».

В соответствии с вышеуказанной Инструкцией:

Товарно — транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах:

— первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно- материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;

— второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно- материальных ценностей у получателя груза;

— третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Третий, служащий основанием для расчетов, автотранспортное предприятие прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов — товарного и транспортного. Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя. Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем — заказчиком автотранспортных услуг с организацией — владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам. Таким образом, ТТН выполняет одновременно несколько функций.

Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора.

Кстати, при необходимости, в любую форму, утвержденную Госкомстатом можно вносить дополнения. Т.е. если не хватает каких-то строк или столбцов — вносите дополнительно.

Обратите внимание на то, что суммы в данной накладной указываются без НДС.

В случае, когда Договор перевозки заключен непосредственно с перевозчиком для подтверждения транспортных расходов в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор перевозки (необязательно);

— ТТН 1-й и 3-й экземпляры (2-й и 3-й экземпляры, если договор перевозки заключался покупателем, например при FCA);

— Отрывной талон путевого листа (при наличии1)

— Счет на оплату;

— Акт выполненных работ*;

— Счет-фактура.

——————————————

*Наличие товарно-транспортной накладной является обязательным, а вот наличие акта об оказании услуг обязательным не является, поскольку ПЕРЕВОЗКА и ЭКСПЕДИРОВАНИЕ по нормам (п.2 Главы 39 ГК РФ) не являются услугой. Нормами ГК РФ, Уставом автотранспорта и другими распорядительными документами, касающимися перевозки, акт об оказании услуг по перевозке, как документ, не предусмотрен.

Налоговые органы своим письмом от 30.04.2004 г. № 04-02-05/1/33 так же признали, что: акт выполненных работ (оказанных услуг) не является обязательным подтверждающим документом. Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.

Договор перевозки через посредника

Если базис поставки EXW, а Договор перевозки заключен покупателем через посредника – экспедитора, то никакой ТТН у продавца не будет. Экспедитор в данном случае будет являться представителем покупателя по поручению. Соответственно из документов будет поручение покупателя на ТЭК, ТОРГ-12 и доверенность М-2 от экспедитора. (См. статью Отпуск товара со склада поставщика (самовывоз), подводные камни)

В сопроводительных документах отправляемых с товаром (товарной накладной ТОРГ-12 и Счет-фактуре) в графе «грузоотправитель» указываются реквизиты экспедитора.

Если же в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из групп «F», «C» или «D», то кто будет выписывать транспортный документ, зависит от вида договора с посредником.

Договор перевозки через агента

Если посредник при заключении договора перевозки действует в рамках агента (Гл.52 ГК РФ), то оформление транспортных документов (в нашем случае — ТТН) целиком и полностью ложиться на продавца. Тут все ясно и прозрачно: агент нашел транспорт и получил за это вознаграждение, все остальное проблемы продавца.

Если агент заключает договор перевозки от имени клиента, то ТТН оформляет клиент, ибо ТТН и есть основная письменная форма договора перевозки. Сложность в данном случае заключается в том, как подтвердить целесообразность оплаты услуг агента, особенно если расчеты за выполненную перевозку происходят напрямую от клиента к перевозчику, а дополнительных услуг никаких нет. Вот тут то и пригодиться возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом. Например, внести в ТТН строку «основание», в которую вписывать агента и реквизиты договора с ним.

В случае, когда Договор перевозки заключен с перевозчиком через агента для подтверждения транспортных расходов и расходов по агентскому договору в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор агентирования;

— Договор перевозки (необязательно*);

— ТТН 1-й и 3-й экземпляры;

— Отрывной талон путевого листа (при наличии1)

— Счет(а) на оплату;

— Отчет агента;

— Акт выполненных работ с перевозчиком (необязательно*);

— Акт выполненных работ с агентом;

— Счет-фактура – 2 шт.

——————————————

* См. примечание к Договору перевозки с перевозчиком.

Если договор перевозки заключен от имени клиента, агент не может оформлять перевозочные документы от своего имени, даже если такое обязательство прописано в договоре, т.к. для оформления ТТН клиент должен передать ему ТМЦ. А это уже другой вид договора — экспедиторский.

Договор перевозки с экспедитором.

Правовой статус экспедитора (Глава 41 ГК РФ) при заключении договора перевозки груза, требует более детального анализа. Чтобы разобраться в хитросплетениях законодательных норм, необходимо провести деление договоров транспортной экспедиции по ответственности.

Известно, что в международной практике экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах:

— деятельность в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает, как посредник между клиентом и перевозчиком, согласно полученным инструкциям. В таких случаях экспедитор выступает от имени своего клиента в контракте по перевозке и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам предъявляются самим клиентом экспедитора. Тем не менее, экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков.

— экспедитор выступает в качестве перевозчика. Это означает, что он может либо перевозить товары собственным транспортом либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор юридически считается, так называемым, «перевозчиком по договору», ответственным за груз и перевозку в целом.

Согласно нормам российского законодательства, а именно ст. 801 ГК РФ экспедитор так же может заключать договоры перевозки, как от имени клиента, так и от своего имени, что порождает в свою очередь различные правовые последствия для обеих сторон.

Коренное отличие агента от экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, это то, что для перевозки экспедитор обязан принять товар и выдать документ экспедитора, который свидетельствует о том, что экспедитор товар принял, и в дальнейшем право распоряжения товаром принадлежит исключительно экспедитору.

Товар находится в распоряжении экспедитора. В соответствии с п.1 Статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю.

Оформление товаросопроводительных документов при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от своего имени.

Полная цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор; Экспедитор – Перевозчик; Перевозчик – Экспедитор; Экспедитор – Получатель (покупатель).

Нужно отметить, что по «Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» товарно-транспортная накладная (ТТН) заполняется грузоотправителем груза. В данном случае грузоотправителем будет не поставщик (продавец), а экспедитор, поскольку договор перевозки груза с перевозчиком заключен от его имени. Соответственно, за выписку и оформление ТТН для перевозчика ответственен экспедитор, а не поставщик (продавец). Для заполнения товарного раздела клиент обязан передать экспедитору всю информацию, касающуюся товара, например в документе «Поручение (заявка) экспедитору».

ТМЦ передаются экспедитору, по экспедиторскому документу, составленному в произвольной форме, с соблюдением необходимых условий (см. Перечень экспедиторских документов. См. также Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов).

По «Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», грузоотправителем должно быть лицо, производящее списание ТМЦ. Так вот, ТМЦ, переданные экспедитору, как раз и списывает экспедитор по ТТН.

В этом случае для подтверждения расходов по экспедированию в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор транспортной экспедиции (необязательно);

— Поручение экспедитору (заявка клиента);

— Экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.);

— Акт выполненных работ*;

— Счет-фактура**.

—————————————-

*Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.

**Когда экспедитор оказывает какие-либо услуги, эти операции не являются посредническими. Налоговая база по НДС определяется как стоимость услуги, и на эту сумму экспедитор должен выставить счет-фактуру.

Если накладную на перевозку (ТТН) для перевозчика выписывает сам экспедитор, то третий экземпляр должен к нему же и вернуться, для подтверждения его взаиморасчетов с перевозчиком.

Подтверждением получения товара покупателем является накладная ТОРГ-12 с исполнением, которую покупатель обязан отправить продавцу. А в случае если в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из группы «D», у экспедитора будет еще и обязанность возвратить ТОРГ-12 с исполнением, как подтверждение выполнения иных услуг, связанных с организацией доставки грузов и обусловленных договором транспортной экспедиции. Также к иным услугам относится участие в оформлении коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением.

На иные услуги экспедитор должен быть уполномочен. Полномочия необходимо заранее прописать в договоре. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в сдаче или приемке ТМЦ.

Если Экспедитор и Перевозчик это одно лицо, цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор (перевозчик); Экспедитор (перевозчик) – Получатель (покупатель).

В данной ситуации экспедитор как бы выполняет перевозку для собственных нужд. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N 1-Т.

Оформление товаросопроводительных документов при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента.

В соответствии с п.4 Статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

В соответствии с п.2 Статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В статье не названы лица, составляющие и выдающие транспортный документ. Порядок составления и выдачи накладной и других транспортных документов определяется транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п.47 Устава автомобильного транспорта товарно-транспортную накладную должен представить Грузоотправитель.

Так кто же в таком случае должен оформлять ТТН? Как заполнять строку «Грузоотправитель» и строку «Плательщик» в товарном разделе? И что писать в строке «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела?

Выход из этой запутанной ситуации на самом деле есть и достаточно прост.

Так как у поставщика (продавца) товар уже принял экспедитор, следовательно, грузоотправителем должен быть экспедитор.

В строке «Грузоотправитель» делается запись следующего содержания: ООО «Экспедитор» от имени ООО «Клиент» на основании доверенности № дата (указываются реквизиты выданной доверенности).

Клиентом может быть как Покупатель, так и Продавец, в зависимости от того на какой термин Инкотермс имеется ссылка в договоре купли-продажи.

Добавляется строка (опять пригодилась возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом) «Экспедиторский документ», в которую заносятся реквизиты данного документа.

Строку «Заказчик (плательщик)» следует разбить на две, если плательщиком будет выступать ООО «Клиент», а не ООО «Экспедитор», который является фактическим заказчиком и чей телефон и контактное лицо указывается в этой строке.

Накладная подписывается представителем экспедитора и ставится печать тоже экспедитора. Количество оформляемых ТТН — 5 экземпляров. Два т.н. 3-х экземпляра перевозчик вместе с отрывным талоном путевого листа возвращает экспедитору, один экспедитор обязан впоследствии передать Клиенту.

В этом случае для подтверждения транспортных расходов и расходов по экспедированию в бухгалтерии будут следующие документы:

— Договор транспортной экспедиции (необязательно);

— Поручение экспедитору (заявка клиента);

— Экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.);

— ТТН 3-й экземпляр;

— Отрывной талон путевого листа (при наличии1);

— Акт выполненных работ с перевозчиком*;

— Акт выполненных работ с экспедитором*;

— Счет-фактура от перевозчика (если плательщиком будет Клиент);

— Счет-фактура от экспедитора.

—————————————-

*Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.

Экспедиторский документ.

Единственным белым пятном при отправке груза через экспедитора остается экспедиторский документ.

И это несмотря на то, что во всем мире грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться на транспортных рынках услугами предприятий по вопросам организации и выполнения перевозок с начала XIX века.

Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций – ФИАТА, которая в 1998 г. направила в национальные ассоциации экспедиторов макет проекта закона — «Modelle FIATA» (Типовые экспедиторские правила, принятые ФИАТА. М. — РАМЭ, 1998).

Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях Главы 41 Гражданского кодекса РФ «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее экспедиционные услуги). Закон впервые определяет экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.

Статья 2 Закона ввела в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца понятие «Правила транспортно-экспедиционной деятельности».

Эти правила должны быть утверждены Правительством Российской Федерации. Но с 25 ноября 2003 г., когда Минтранс РФ обнародовал проект данных правил, статус их так и не изменился (См. статью Транспортная экспедиция – борьба без правил).

Проект правил содержит перечень и описание экспедиторских документов международного образца. По существу это документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и которые представляют собой их русскоязычный аналог: складская расписка, экспедиторская расписка, экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора.

Ни один из перечисленных экспедиторских документов в российском законодательстве до сих пор не утвержден.*

———————————

* Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности были утверждены. См. статью Игра по Правилам. Обещанного три года ждут, или дождались…

См. также Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов

Нюансы.

Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.

К ТТН могут прилагаться специализированные формы, например товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.

При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в строке «Приложение», водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю.

В товарном разделе ТТН, в строках, отражающих прием — передачу груза, в правой части, заполняется только строка «Груз к перевозке принял». Строка, в которой указываются реквизиты доверенности, заполняется только в условиях, когда товарно — материальные ценности принимаются к перевозке по количеству и ассортименту по доверенности грузополучателя (аналогично ТОРГ-12). Принимающий груз должен расписаться за его получение в строке «Груз получил». При этом грузоотправитель указывает, кем выдана доверенность, номер и дату ее выдачи.

Указываемые реквизиты доверенности относятся к нижней строчке (подписи), которая также заполняется только, когда происходит прием товара по количеству и ассортименту, а не по грузовым транспортным единицам (См. Груз и ТМЦ это две большие разницы).

Водитель свое право на получение груза подтверждает Путевым листом.

Почему так сделана форма, можно только гадать. Вообще, в альбоме унифицированных форм в тексте формы в этом же месте допущена еще опечатка: фразу перед подписью следует читать «Груз получил грузополучатель», вместо «Груз получил грузоотправитель».

Утвержденная форма путевого листа индивидуального предпринимателя отрывного талона заказчика не имеет, талон заказчика предусмотрен формой N 4-П.

Если Акт выполненных работ не оформляется, то экспедиторский документ, форма которого не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Ответ:

Транспортная накладная (далее — ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@).

В пункте 6 данных Правил говорится, что ТН, составленная грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), подтверждает заключение договора перевозки груза.

Также применяется товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 Постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Следовательно, при доставке товара собственным транспортом покупатель ТН не оформляет. ТТН при самовывозе оформлять тоже не нужно («Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте»).

Соответственно, если покупатель нанимает перевозчика, то ТН оформляется. Это делает покупатель либо перевозчик от имени покупателя по доверенности. В этом случае ТТН по форме № 1-Т не может заменить транспортную накладную (письмо Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014).

При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.

ФНС РФ отмечает, что ст. 2 Закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН (утверждено Постановлением № 272). Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.

Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.

В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).

А в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.2013 № Ф09-1048/13 суд отказал налогоплательщику в учете расходов на транспортные услуги при отсутствии ТТН.

Если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза), то в этой ситуации также необходимо отметить две позиции:

Вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 № А78-190/2012) — отсутствие ТТН не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12 ИФНС утверждала, что общество не доказало реальности поставки товаров, так как не представило ТТН. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению ТТН, поскольку имеется накладная № ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то ТН (ТТН) обязательна.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 № А13-8941/2010 судом указано, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склада поставщика, что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд сделал вывод, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.

ТТН (ТН) покупателю не нужна, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом (а доставка не выделена отдельно в документах). В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 либо УПД является достаточным условием для отражения прихода товара в учете. Позиция ФНС РФ такая же – ТТН не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письмо ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).

Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначности позиций по рассматриваемому вопросу.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

Новости компании

О необходимости составления транспортной накладной по новой форме

05 апреля

Брызгалин Аркадий Викторович, генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

Со Вятчинова Татьяна Ивановна, ведущий специалист Группы компаний «Налоги и финансовое право»

С 25 июля 2011 года при перевозке грузов должна использоваться новая форма транспортной накладной, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Правила).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ).

Правила были разработаны во исполнение статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно данной статье «Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом».

До введения новых Правил продолжали действовать Правила перевозок грузов, утвержденные еще в 1971 году (Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971), которые не отменены по сей день. В разделе 6 данных Правил как раз и указывалось, что перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными. Типовая форма и правила заполнения товарно-транспортной накладной утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР. РСФСРовские правила разрабатывались в период действия старой редакции Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12.

При этом в тот период действовали другая форма товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) и указания по ее заполнению, утвержденные Инструкцией Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ при СМ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Данная Инструкция и на сегодняшний день является действующей, тогда как накладная была признана утратившей силу согласно п. 3 Приложения к Постановлению Госкомстата России от 29.05.1998 № 57а, Минфина России от 18.06.1998 № 27н.

Вместо нее и появилась привычная всем форма товарно-транспортной накладной по форме 1-Т, так называемая ТТН, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Следует отметить, что с появлением новой формы транспортной накладной форма 1-Т (ТТН) не была признана утратившей силу и может применяться на сегодняшний день.

Новая транспортная накладная

Согласно п. 1 Правил новая транспортная накладная обязательна к применению при перевозке автомобильным транспортом различных видов грузов.

Для того, чтобы определиться, кто и в каких случаях составляет транспортную накладную, необходимо сначала разобраться в терминах и понятиях, касающихся оказания услуг по перевозке.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В начале статьи мы уже упоминали, что оказание услуг автомобильным транспортом регулируется Уставом автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее – Закон № 259-ФЗ).

Согласно п. 6 новых Правил перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза. При этом договор считается заключенным, если перевозчик принял к исполнению заказ на транспортировку груза. Если между сторонами уже заключен договор перевозки, то основанием для оказания транспортных услуг будет заявка грузоотправителя. Не обязательно составлять договор в письменном виде, подписанная транспортная накладная сама подтверждает факт заключения договора перевозки.

Данные нормы п. 6 Правил дублируют положения Закона № 259-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов (п. 2 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). Кроме того, если на груз не оформляется транспортная накладная, то перевозчик такой груз к перевозке не принимает (п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Как было указано выше, именно во исполнение требований Закона № 259-ФЗ Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 были утверждены Правила, а с ними и новая форма транспортной накладной.

Следовательно, новая транспортная накладная составляется только в случаях, когда доставка груза осуществляется силами перевозчика — транспортной компанией, т.е. в подтверждение транспортных расходов. Иными словами, транспортная накладная составляется, если имеется третье лицо между грузоотправителем и грузополучателем, ответственное за доставку.

В п. 21 Правил определен еще один случай составления транспортной накладной. Новая накладная составляется и при оказании транспортных услуг по перевозке грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В этом случае накладная заполняется самим перевозчиком.

Кто составляет транспортную накладную

В пункте 6 Правил установлено, что транспортная накладная составляется грузоотправителем.

Из раздела III Правил следует, что грузоотправитель осуществляет погрузку груза, а грузополучатель – его выгрузку. Перевозчик лишь принимает груз к перевозке и ответственен за его доставку и сохранность в момент перевозки.

И вновь обратимся к терминам. В ст. 2 Закона № 259-ФЗ в качестве грузоотправителя названы физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Под грузополучателем понимается физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

В качестве перевозчика выступают юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Таким образом, грузоотправителем может быть не только поставщик товаров по договору купли-продажи, но и сам покупатель, если он заключил с транспортной компанией договор перевозки грузов.

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю.

В соответствии со ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Помимо условий поставки, определенных в договоре купли-продажи, важно учитывать и момент перехода права собственности на товар для установления «своих» или «чужих» транспортных расходов. Переход права собственности на товар может быть установлен условиями самого договора купли-продажи или определяться в соответствии с общими правилами. Так, по общему правилу ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя на товар возникает с момента его передачи. Согласно ст. 224 ГК РФ право собственности на товар переходит в момент вручения его покупателю или в момент передачи товара перевозчику.

Из норм ст. 458 ГК РФ также следует, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

— вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

— предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Следовательно, на практике могут возникнуть следующие ситуации:

1. Товар доставляется силами поставщика, продавца по договору купли-продажи

Если поставщик привлекает транспортную компанию для доставки груза покупателю, то составляется транспортная накладная. В этом случае грузоотправитель и поставщик одно лицо. Следовательно, транспортную накладную должен составить поставщик.

Относительно документального оформления приема и отпуска товара хотелось бы отметить следующее.

Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждена форма товарной накладной ТОРГ-12, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, при отпуске товара продавцом в обязательном порядке заполняется товарная накладная формы ТОРГ-12. В этом случае поставщик произведет списание товаров с учета в соответствии с ТОРГ-12, а транспортная накладная будет служить первичным документом, на основании которого поставщик может учесть расходы на перевозку.

Поставщик также может доставить товар покупателю сам на своем транспорте. При этом необходимо отличать ситуации, когда транспортные расходы поставщика уже включены в цену самого товара и когда они компенсируются покупателем.

Так, если право собственности на товар переходит только после его получения покупателем и поставщик производит доставку своими силами и за свой счет (например, условия поставки по договору «франко-склад покупателя»), то транспортная накладная не составляется. В такой ситуации основанием для списания стоимости товаров у поставщика будет выступать накладная ТОРГ-12, а покупатель на основании ТОРГ-12 оприходует товар. Транспортные расходы поставщика будут подтверждаться путевыми листами и документами на приобретение ГСМ.

Если, например, условия поставки определены как «франко-склад поставщика» и поставщик доставляет товар покупателю, а тот ему возмещает стоимость доставки, то в этом случае поставщик фактически выступает в роли перевозчика. Следовательно, заполнять транспортную накладную он должен и как грузоотправитель, и как перевозчик. В этой ситуации ТОРГ-12 будет для продавца основанием для списания стоимости товаров, а транспортная накладная – основанием для отражения выручки от оказания транспортных услуг. Для покупателя ТОРГ-12 будет основанием для оприходования товаров, а транспортная накладная поставщика – подтверждением транспортных расходов.

2. Товар доставляется силами покупателя

Если доставка товара осуществляется силами покупателя на условиях самовывоза, то в момент получения товара со склада от поставщика право собственности уже считается перешедшим на покупателя. Иными словами, покупатель в таком случае является непосредственным владельцем груза.

Следовательно, при привлечении в этом случае стороннего перевозчика для вывоза товара со склада поставщика, транспортную накладную обязан оформить покупатель, являющийся грузоотправителем. При этом грузополучателем также будет являться сам покупатель.

УФНС РФ по г. Москве в Письме от 11.08.2011 № 16-15/079006@ «О вопросах оформления транспортной накладной» разъяснило, что:

«Положения пункта 6 Правил свидетельствуют о том, что транспортная накладная заполняется грузоотправителем или лицом, определенным в договоре перевозки. При самовывозе товаров покупателем посредством привлечения сторонней организации, когда право собственности на товар переходит к покупателю на складе поставщика, грузоотправителем выступает покупатель, который и должен оформлять транспортную накладную».

Следует отметить, что аналогичного мнения придерживался и Минфин РФ в Письме от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 относительно необходимости составления покупателем товарно-транспортной накладной по форме

№ 1-Т при доставке перевозчиком товара, приобретенного у поставщика на условиях самовывоза.

Следовательно, в случае когда покупатель приобретает товар на условиях самовывоза и привлекает стороннего перевозчика для перевозки товаров со склада поставщика, то транспортную накладную обязан оформить покупатель. В этой ситуации товар будет приходоваться на основании ТОРГ-12, а транспортная накладная будет подтверждением оказания транспортных услуг перевозчиком.

Если же покупатель производит доставку на собственном транспорте, то у него не возникает необходимости оформлять транспортную накладную. Постановка товаров на учет будет осуществляться в соответствии с ТОРГ-12, а подтверждением транспортных расходов будут путевые листы и документы на приобретение ГСМ.

«В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство».

Схожая позиция была высказана ФНС РФ в Письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 о составлении товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Налоговое ведомство указало, что ТТН обязательна к применению отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Таким образом, если покупатель заказчиком перевозки не является, то наличие ТТН не обязательно. Принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что под собственным транспортом в данной статье мы понимаем как принадлежащее на праве собственности, так и арендованное транспортное средство. При этом, если товар доставляется собственными силами, но на арендованном автомобиле, нет необходимости составлять транспортную накладную. Дело в том, что из норм ст. 606, 632, 642 ГК РФ следует, что арендодатель предоставляет свое имущество за плату во временное владение и пользование с предоставлением услуг по управлению транспортным средством или без (т.е. предоставляется длящаяся услуга), тогда как по договору перевозки речь идет только о доставке груза грузополучателю (т.е. разовая услуга).

Таким образом, при решении вопроса о том, кто должен составлять транспортную накладную, стороны должны помнить, что транспортная накладная составляется не в любом случае, а только в подтверждение договора перевозки. Следовательно, в ситуации, когда доставка производится автотранспортной компанией (независимо от того, кто выступает заказчиком – покупатель или продавец), транспортная накладная составляется в обязательном порядке.

Если товар доставляется без привлечения транспортной организации (силами поставщика или на условиях самовывоза покупателем) оформление транспортной накладной не обязательно. Исключением может стать доставка товара поставщиком (продавцом) на условиях возмещения покупателем стоимости доставки.

Какую форму накладной применять?

Как мы отмечали выше, после вступления в силу новых Правил перевозок грузов (Постановление № 272) форма товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т не отменена.

Новая транспортная накладная, равно как и товарно-транспортная накладная (по форме № 1-Т) предназначены для учета движения товарно-материальных ценностей, для организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, а также для определения условий перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

В таком случае будет ли достаточным оформление только транспортной накладной или необходимо оформлять одновременно два документа?

Мы полагаем, что поскольку:

— ТТН по форме 1-Т и транспортная накладная выполняют одинаковые функции;

— ТТН по форме 1-Т и транспортная накладная содержат идентичные показатели;

— транспортная накладная утверждена во исполнение Федерального закона;

— транспортная накладная утверждена более поздним по отношению к Постановлению Госкомстата России № 78 нормативно-правовым актом, то грузоотправители и перевозчики должны удостоверять заключение договора перевозки груза именно новой формой транспортной накладной, без заполнения унифицированной ТТН по форме № 1-Т.

Вместе с тем, Минтранс в Письме от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис разъяснил, что использование новой транспортной накладной не исключает также применения накладной как по форме № 1-Т, так и по форме № ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132).

Однако сама формулировка Писем несколько настораживает:

«В случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете».

Формулировка разъяснений Минфина достаточно размыта, поскольку их можно толковать и как применение одной из форм накладной на выбор (ТТН или новой транспортной накладной), и как применение сразу двух форм.

«Так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов.

Транспортная накладная обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, т.е. ее назначение отличается от назначения формы № 1-Т».

С нашей точки зрения, данная позиция Минфина не основана на законодательстве. Как указывалось выше, Правила, содержащие форму и порядок заполнения транспортной накладной, были разработаны во исполнение ст. 3 Закона № 259-ФЗ. Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Кроме того, в транспортной накладной отражаются данные о перевозчике и стоимость транспортных услуг. Соответственно, транспортная накладная может подтверждать расходы на перевозку грузов.

УФНС РФ по г. Москве в Письмах от 04.08.2011 № 16-15/076716@ и от 11.08.2011 № 16-15/079006@ также придерживается мнения, что транспортная накладная подтверждает транспортные расходы:

«Договор перевозки грузов и надлежащим образом оформленная транспортная накладная могут являться документами, подтверждающими расходы на перевозку груза, если оформление других документов не предусмотрено договором перевозки грузов».

При самовывозе покупателем товаров Минфин РФ (Письма от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 22.12.2011 № 03-03-10/123) снова повторяет свою точку зрения, что для покупателя в этом случае заполнения транспортной накладной не требуется, достаточно путевого листа:

«В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство».

ФНС РФ в Письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 также разъясняет, что форма товарно-транспортной накладной № 1-Т обязательна к применению отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Таким образом, если покупатель заказчиком перевозки не является, то наличие ТТН не обязательно. Принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

Между тем, в вышеуказанных Письмах Минфин РФ в отношении доставки силами продавца настаивает на применении транспортной накладной:

«В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т».

С нашей точки зрения, с данной позицией Минфина можно согласиться только в том случае, если продавец выставляет покупателю счет за перевозку товара. В ситуации, когда доставка уже включена в стоимость товара, по нашему мнению, необходимость применения транспортной накладной отсутствует.

Стоит отметить, что ранее Минфин РФ в Письме от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413 пояснял, что если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то оприходование товаров может производиться на основании накладной по форме № 1-Т либо на основании накладной ТОРГ-12. Схожая позиция содержится и в Письме Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42.

Относительно новых Правил можно сказать, что оприходование в данном случае будет производиться на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Транспортная накладная не составляется, а подтверждением транспортных расходов у продавца будут внутренние документы: путевые листы, чеки на приобретение ГСМ.

Таким образом, учитывая равнозначное предназначение транспортной накладной и товарно-транспортной накладной формы № 1-Т, а также введение в действие новых Правил перевозки грузов автомобильным транс-портом, по нашему мнению, целесообразно оформлять только транспортную накладную, форма которой утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272. При этом оприходование/списание товара следует производить на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Опубликовано по материалам журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *