Кто несет ответственность за исполнение местного бюджета

Содержание

Об ответственности за нарушения бюджетного законодательства

Федеральным законом от 07.06.2017 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон №118-ФЗ) внесены изменения и дополнения в главу 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- Кодекс), уточняющие основания привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

В соответствии с внесенными изменениями, в настоящее время объективную сторону административного правонарушения по ст. 15.15.3 Кодекса образует не только нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, но и порядка их предоставления. При этом, если ранее состав данного правонарушения образовывали одни и те же действия главного распорядителя и получателя бюджетных средств (далее – ГРБС, ПБС, соответственно) – нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, то в соответствии с Федеральным законом № 118-ФЗ, ГРБС, предоставляющий межбюджетные трансферты, несет ответственность за нарушение порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов (ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса), а финансовый орган, ГРБС, ПБС, которому предоставлены такие средства, несут ответственность за нарушение порядка и (или) условий их предоставления (расходования) (ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса).

Таким образом, в настоящее время диспозиция ст. 15.15.3 Кодекса приведена в соответствии со ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определившей указанное бюджетное нарушение основанием для применения бюджетных мер принуждения. При этом, необходимо отметить, что нарушение условий предоставление (расходования) межбюджетных трансфертов образуют те действия, которые допущены при их непосредственном использовании (например, необеспечение установленного соглашения о предоставлении данных средств уровня софинансирования из местного бюджета).

Кроме того, Федеральным законом № 118-ФЗ установлена административная ответственность ГРБС за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса). Данный состав административного правонарушения является специальным по отношению к составу, предусмотренному ч. 1 ст. 115.15.5 Кодекса.

Внесенными изменениями также расширена диспозиция ч. 1 ст. 15.15.4 Кодекса. Так, если ранее состав данного правонарушения образовывало нарушение ГРБС, предоставляющим бюджетные инвестиции, условия их предоставления, то в настоящее время состав данного правонарушения образуют действия по нарушению порядка осуществления (предоставления) бюджетных инвестиций, а также по неисполнению решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решения об их предоставлении. При этом, субъектом данного правонарушения помимо ГРБС также является ПБС, осуществляющий бюджетные инвестиции или их предоставляющий юридическим лицам, и бюджетное (автономное) учреждение, унитарное предприятие (в случае, если последним переданы полномочия заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам осуществляется в соответствии с положениями ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), согласно которым решение о предоставлении последних принимается в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом данными органами порядке.

Федеральным законом № 118-ФЗ также установлена административная ответственность ГРБС или ПБС, предоставляющих субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, за нарушение порядка их предоставления или неисполнения решения о предоставлении таких средств (ч. 1.1 ст. 15.15.5 Кодекса). При этом, следует учитывать, что в соответствии со ст. 78.2 БК РФ принятие решения о предоставлении указанных субсидий осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Предоставление данных средств осуществляется на основании соглашений об их предоставлении.

Статьей 15.15.5-1 Кодекса введена административная ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания (далее – задание).

Субъектом данного правонарушения являются должностные лица бюджетных (автономных) учреждений, которым утверждены задания, а также должностные лица казенных учреждений, если в отношении таких учреждений ГРБС принято решение о формировании задания.

Учитывая, что задание формируется на соответствующий финансовый год, то вопрос о привлечении к административной ответственности по данной статье может быть рассмотрен по завершению финансового года. В этих целях подлежат сравнению плановый и фактические показатели задания, размещаемые в открытом доступе на сайте: www.bus.gov.ru.

Внесенными изменениями также расширен перечень действий, образующих составы административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 15.15.6, 15.15.7, 15.15.11 Кодекса.

Так, по статье 15.15.6 Кодекса в настоящее время событие правонарушения также образуют действие по формированию и предоставлению с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 15.15.7 Кодекса субъектом данного правонарушения являются исключительно должностные лица казенных учреждений, а его объективную сторону образует нарушение порядка бюджетного учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых денежных и бюджетных обязательств.

Следует отметить, что учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Порядком учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) от 30.12.2015 № 221н. Учет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных и бюджетных обязательств получателями других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, а также Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

По ст. 15.15.11 Кодекса в соответствии с Федеральным законом № 118-ФЗ объективную сторону правонарушения образует не только несвоевременное до распорядителей или ПБС бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, но и несвоевременное распределение или отзыв бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетов обязательств.

В соответствии со ст. 219.1 БК РФ лимиты бюджетных обязательств доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. При этом, порядок доведения последних в случае изменения их объемов в течение финансового года, порядка их распределения и отзыва устанавливается порядком, принимаемым соответствующим финансовым органом.

Изменения, внесенные в Кодекс Федеральным законом № 118-ФЗ, вступили в силу 18.06.2017.

Информацию подготовила помощник прокурора Хабаровского района – Васильева Екатерина

За исполнение местного бюджета отвечает местная администрация муниципального образования, а за организацию исполнения бюджета на местном уровне – соответствующий финансовый орган. Руководителя финансового органа местного муниципального образования назначают на должность из круга лиц, которые соответствуют квалификационным требованиям (по постановлению Правительства России касаемо квалификационных требований, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта РФ и руководителю финансового органа местного управления).

Местный бюджет исполняется на основании сводной бюджетной росписи, а также кассового плана. То есть исполнение бюджетов бюджетной системы осуществляется на базе единства кассы и подведомственности расходов.

Замечание 1

За кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы России отвечает Федеральное казначейство.

Функции федерального казначейства

При согласованию с исполнительным органом госвласти субъекта России функции Федерального казначейства относительно кассового обслуживания исполнения бюджетов на местном уровне, входящих в число субъектов России, могут передаваться исполнительным органам госвласти субъекта России при условии, что финансовое обеспечение данных функций происходит за собственные доходы из бюджета субъекта России, а в собственности, пользовании либо управлении субъекта России присутствует необходимое для их реализации имущество.

Для того чтобы осуществлять кассовое обслуживание исполнения доходов и расходов бюджетной системы России Федеральным казначейством открываются в Центральном банке России счета.

Замечание 2

Через эти счета Федеральное казначейство производит все кассовые операции по исполнению бюджетов, либо это осуществляет орган госвласти субъекта России.

Порядок кассового обслуживания бюджетов местного уровня на сегодняшний момент прописан в приказе Федерального казначейства. Данный приказ посвящен порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов России и бюджетов на местном уровне, а также порядку реализации территориальными органами Федерального казначейства конкретных функций финансовых органов субъектов России и местных органов по исполнению бюджетов соответствующих уровней.

Исполнение бюджета по доходам

Доходная часть бюджета исполняется следующим образом:

  • происходит зачисление на общий счет бюджета доходов после распределения налоговых сборов и прочих поступлений в бюджетную систему страны, которые распределяются по нормативам, актуальным на текущий финансовый год, устанавливаемым БК, решением о бюджете и другими муниципально- правовыми актами, принятыми согласно положений БК, со счетов Федерального казначейства и прочих бюджетных поступлений;
  • осуществляется возврат сверх уплаченных либо сверх взысканных сумм, а также сумм процентов за не вовремя произведенный возврат и проценты, начисленные на сверх взысканные суммы;
  • зачитываются сверх уплаченные либо сверх взысканные суммы согласно законодательства РФ;
  • администратор уточняет доходы бюджета платежей в доходную и расходную части бюджетной системы страны;
  • Федеральное казначейство перечисляет средства, необходимые для возврата/зачета сверх уплаченных либо сверх взысканных сумм налоговых сборов и прочих платежей и сумм процентов за несвоевременный возврат и проценты, начисленные на сверх взысканные суммы, с единого счета соответствующего бюджета на соответствующий счет Федерального казначейства, которые предназначены для учета поступлений, а также распределения между доходами и расходами бюджетной системы государства в соответствии с порядком, установленном Минфином РФ.

Исполнение бюджета по расходам

Бюджет по расходам исполняется в порядке, который устанавливается конкретным финансовым органом, при этом обязательно соблюдаются требования БК.

Расходная часть бюджета исполняется следующим образом:

  • принимаются бюджетные обязательства;
  • подтверждаются денежные обязательства;
  • происходит санкционирование оплаты финансовых обязательств;
  • подтверждается исполнение финансовых обязательств.

Исполнение бюджета завершается 31 декабря, кроме операций по распределению согласно статьи 40 БК поступлений отчетного финансового года между доходами и расходами бюджетной системы государства и их зачету в соответствующие бюджеты, завершающиеся в первые 5 рабочих дней текущего финансового года.

Замечание 3

В последний день прекращается действие бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года.

До 31 декабря текущего финансового года включительно орган по кассовому обслуживанию исполнения бюджета, обязательно оплачивает санкционированные к оплате в законном порядке бюджетные обязательства, не превышая остаток средств на едином бюджетном счете. Не востребованные получателями остатки бюджетных средств, которые находятся не на едином счете бюджета, не позже 2-х последних рабочих дней текущего финансового года получатели бюджетных средств должны перечислить на единый бюджетный счет.

Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ

См. предыдущую редакцию

ГАРАНТ:

Положения пункта 3 статьи 69.2 (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) применяются при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2018 г. (на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.)

Нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ — города федерального значения может быть предусмотрено применение положений статьи 69.2 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) при исполнении бюджета такого субъекта РФ на 2017 г.

3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание в части государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями физическим лицам, формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Включение в указанные перечни (классификаторы) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не допускается.

Федеральные органы государственной власти вправе формировать государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг и работ осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными учреждениями муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации) также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Формирование, ведение и утверждение регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Включение в указанный перечень (классификатор) положений, приводящих к возникновению расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

Региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Об административной ответственности за нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания см. ст. 15.15.15 КоАП РФ

Муниципальное задание – что это? Особенности выполнения и оформления

В государственных учебных заведениях обучение может проводиться как на бесплатной, так и на платной основах. В ВУЗах именно так обстоят дела, а в школах часть материальной ответственности иногда государство делит с родителями учащихся. Государственное муниципальное задание регламентирует взаимоотношения, позволяет чётко обозначить, что стоит денег, а что нет, оценить уровень оказания образовательных услуг.

Муниципальное задание – что это?

Это конкретный документ, в котором прописаны требования к предоставляемым муниципальными учебными заведениями услугам, их содержанию, кому они предназначены. В нем приводится список отчётов по проделанной работе и основные требования к ним, правила проверки соблюдения инструкции государственного задания вышестоящими инстанциями, а также сведения о финансовой стороне вопроса. Данный документ считается действительным один год (иногда – 3 года). Когда срок действия заканчивается, вышестоящие инстанции подготавливают новый с учётом актуальных изменений. Бюджетные организации не могут отказаться от выполнения требований этого документа, поскольку это будет противоречить ФЗ-7, ч.3, ст.9, п.2, ФЗ-174, ч.2.1, ст.4, а также Бюджетному кодексу РФ, ч.3, ст.69, п.2.

Для кого предназначен этот документ?

Может ли пригодиться этот документ родителям и ближайшим родственникам учащихся — вопрос закономерный. Муниципальное задание для школы или ВУЗа, техникума относится к внутренней документации, но на нём, конечно, нет грифа «совершенно секретно». Это план для директора или ректора в первую очередь внутреннего пользования. Создан он учредителем. В случае с госзаданием – это государство.

Важно! Учебные заведения могут дополнять, менять стандартизированный образец в соответствии с ситуацией. Неизменными остаются основные пункты.

Муниципальное задание относится к внутренней документации

В 2018 году правила подготовки госзадания был изменёны, дополнены и откорректированы Постановлением Правительства РФ № 1101. В 2018 они формируются в соответствии с общероссийскими базовыми и федеральными перечнями государственных услуг и муниципальных, оказываемых физическим лицам. Правила оформления определяются учредителем с учётом норм, обозначенных в законодательных актах.

Важно! Каждая услуга получает специальный код.

В законодательных актах устанавливаются такие важные константы:

  • временные рамки формирования задания;
  • временные рамки подачи отчёта о проделанной работе;
  • правила определения объёма субсидий;
  • случаи, когда бюджетная организация должна субсидию вернуть;
  • правила осуществления контроля за выполнением задания.

Законы отражают основные принципы госзадания

То есть самые главные пункты, требующие точности и педантичности, а не беспорядка и интуитивности, математического хаоса.

Стандартный бланк задания

Специфика учреждений частично отражена в форме задания. Эта форма составляется в два этапа — органами власти в обобщённой трактовке, а также органами местного самоуправления с учётом внутренней специфики. Соответственно допускаются определённые различия в разных регионах. В Постановлении № 640 от 26.06.2015 приведена универсальная, стандартизированная форма 0506001. Именно ею предлагается пользоваться учреждениям, корректируя нужные пункты, если есть для этого основания. Молодой специалист и опытный, изучив данный бланк, сможет составить госзаказ, который будет использоваться в дальнейшем учебным учреждением. Благодаря этому директор школы может уйти в отпуск, передав инструкции исполняющему обязанности и не переживать ни о чём.

Важно! Правда, госзадание не рекомендуется менять, не желательны ошибки при его составлении.

Стандартно форма задания как документ на бумажном носителе представлена титульным листом и некоторым количеством разделов.

Пример бланка государственного задания

В обязательном порядке должны быть включены, подробно описаны при его составлении:

  • аудитория, перечень потребляющих предоставляемые услуги людей (юридические, физические лица);
  • те свойства и характеристики, которые будут считаться показателем качественного выполнения заказа и ориентиром для определения некачественной работы соответственно;
  • верхний лимит стоимости предоставляемых в соответствии с государственным заказом услуг;
  • внутренний регламент выполнения задания;
  • правила контроля выполнения задания и качества работы учредителями;
  • причины, которые могли бы привести к прекращению действия заказа;
  • правила составления и передачи на хранение, либо в соответствующие вышестоящие инстанции для проверки отчётности о проделанной работе.

Титульный лист содержит сведения о наименовании бюджетной организации, структурных подразделений, вид деятельности и пр.

Важно! Изучив образец, форму 0506001, можно без труда составить государственный заказ правильно.

В документе в обязательном порядке должны быть указаны конкретные данные

Главное помнить, что порядок составления определяется также Бюджетным кодексом, необходимо детализировать специфику ситуации, если вносятся коррективы. При обнаружении неточностей, ошибок вероятно применение негативной мотивации. Но без инициативы сложно обойтись. Есть риск, что это негативно повлияет на «жизнь» бюджетной организации, будь то школа, техникум или университет. Позитивная, полезная инициатива, меры, направленные на улучшение, развитие учреждения — важная часть управления учреждением, источник информации для вышестоящих инстанций.

Важно! Исполняющий обязанности директора подготовить заказ без ошибок сможет при наличии инструкции, зная ситуацию не понаслышке.

Ответственность и типичные ошибки

Типичными ошибками можно назвать такие ситуации:

  • изменение объема субсидий во время выполнения задания без внесения соответствующих изменений в его форму;
  • несоблюдение сроков для перечисления субсидий;
  • утверждение задания без включения в него главы с показателями качества, объема, содержания каждой услуги или работы.

Задание может быть утверждено при наличии упоминаний показателей качества и проч.

Почему часто допускаются именно эти ошибки, несложно догадаться. Чрезмерная осторожность или же невнимательность к планированию, нехватка времени, забывчивость оборачиваются чередой неприятностей при определённом стечении обстоятельств в самый ненужный момент. Предусмотрительность, аккуратное и внимательное отношение к документации — гарантия успеха. Иногда, конечно, виной всему возникающие и остающиеся без ответа вопросы. В этом случае важно выбрать ориентиром госстандарт, БК РФ, действовать в меру своего понимания, виденья ситуации, с учётом перспектив, нужных для развития учреждения, его процветания мер.

Важно! В случае обнаружения типичных ошибок негативная мотивация определяется последствиями. Это могут быть выговор, судебные разбирательства и даже закрытие учебного заведения.

При наличии определенных ошибок в документе и непосредственном выполнении задания могут возникнуть неприятные последствия

Проверка качества выполнения работ и услуг

Проверка из районного управления — одна из форм осуществления контроля за деятельностью учреждения, выполнением государственного задания, управления подчинёнными. Этот метод можно назвать скорее крайностью, а не основным способом менеджмента. Он неэффективен из-за необходимости поиска времени для осуществления проверок, привлечения специалистов дополнительно, оплаты сверхурочных. Рациональнее пользоваться другими методами. В частности, методом изучения отчётности, анализом статистических сведений.

Показатели качества прописываются сотрудниками школы, ВУЗа в форму государственного задания произвольно и с учётом стандартных требований, а также самостоятельно проверяются.

Важно! Отчёты о проведённой плановой проверке отправляются в вышестоящие организации в заранее оговоренные сроки.

Может быть проведена проверка для контроля за деятельностью учреждения и выполнением госзадания

Если уровень качества не соответствует заявленному, выполнение задания может быть приостановлено досрочно или же его некоторые пункты могут быть отменены. То есть его содержание сокращается, убираются некоторые услуги, их коды перестают существовать. Принять такое решение можно не всегда. Если качество не соответствует, логично исследовать проблему, выдвинуть гипотезы, опровергнуть или подтвердить их, постараться нивелировать негативно влияющие факторы, исправить результат их воздействия. Другое дело, что у каждой проблемы имеется финансовая составляющая, а финансирование оказывает государство. За расходование бюджетных средств придётся отчитаться.

Следует учесть, что поводом для досрочного приостановления действия муниципального задания является несоответствие реальных показателей тем, которые указаны в тексте самого задания и в решениях о распределении бюджета.

Важно! Другие причины будут выглядеть в глазах руководства, скорее всего, надуманными и безосновательными.

Иногда госзадание заканчивается досрочно

Сокращение задания лучше всего производить при подготовке нового, на следующий год. Обосновывать изменения при этом дополнительно не требуется в большинстве случаев. Конечно, если отменяется важная инициатива, ценная, на которую обратили внимание, аргументировать изменения нужно будет. Но это проще, чем изменить документ в экстренном порядке.

При экстренной «смене курса» может возникнуть вопрос о целесообразности таких действий в целом, а также о том, как быстро было принято решение, был ли создан временной резерв для переделки документа, наделённого юридической силой. Усложнение отчётности — дополнительная работа, которую, конечно, никому не хочется выполнять.

Важно! Если ситуация небезнадёжна, изначальные планы, о которых проинформировано руководство, лучше не менять, даже если родители школьников или сотрудники настаивают на этом. Обсуждение, диалог, оптимизация фактическая, а не на бумаге, решительные действия в рамках компетенции — часть реальности, которая не отражается на финансировании, репутации руководства школы, техникума ВУЗа в глазах чиновников Министерства образования и науки.

Лучше, конечно, обходиться без «смен курса» при выполнении госзадания

Целесообразность изменений всегда под вопросом. Тем не менее, возможность такая предусмотрена законом. Если требуется, госзадание будет изменено.

В таблице приведем некоторые нарушения.

Нарушение Описание нарушения
Нарушение порядка и (или) условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания Отсутствие контроля за использованием субсидии; невыполнение, неполное выполнение задания в части требований к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания услуг (выполнения работ).
Нарушения (риски) при использовании субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания Необеспечение возврата в бюджет остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением показателей, установленных заданием; недостижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением о ее предоставлении.
Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания Нарушение порядка внесения изменений в задание; нарушение сроков формирования, утверждения и доведения задания, внесения в него изменений
Нарушения (риски) при выполнении государственных (муниципальных) заданий Несоблюдение требований к качеству и (или) объему (содержанию) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
несоблюдение требований к категориям физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг; несоблюдение порядка оказания услуг
Нарушения (риски) при составлении и представлении отчетности о выполнении задания Представление недостоверной отчетности о выполнении задания; нарушение требований к представлению отчета о выполнении задания
Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Невнесение (несвоевременное внесение) изменений в бюджетную смету

Отчётность о бюджетных средствах

Основной формой финансирования бюджетных учебных заведений является субсидирование. В муниципальном бюджете изначально закладываются деньги на эти цели. Заключается с учреждением соответствующий договор. В нём указываются сроки субсидирования, сумма, график перечисления выплат.

При расчётах бюджета государственного задания используется следующая формула.

Z = D x N

где Z — это название конкретной услуги (для каждой расчет производится в отдельном порядке), D количество потребителей услуг, а N – нормативная стоимость.

Количество выделяемых средств рассчитывается по формуле

Фактически речь идёт о бюджетных средствах. Но и без привлечения частных инвестиций иногда никак не обойтись. Это показатель престижа государственного учебного заведения во многих странах, внимание инвесторов, спонсорская поддержка, готовность родителей учащихся вкладывать деньги в обучение. Правда, когда школа выбирается в соответствии с местом жительства, о финансировании речь не идёт.

Важно! В случае с дошкольниками, школьниками такой подход актуален, по мнению экспертов. Это способствует социализации.

Впрочем, если выбирается школа в другом районе, развиваются в большей степени коммуникативные навыки, а способность к адаптации развивается в том и в другом случае благодаря организации быта, досуга ребёнка.

Часто без привлечения частных инвестиций не обойтись

Статистических сведений у учёных на сегодняшний день о преимуществах, недостатках того или иного метода обучения, воспитания нет. Родители могут выбрать учебное заведение в зависимости от личных предпочтений. Главный критерий для оценки — мнение самого учащегося, его успехи или неудачи в обучении. Одной из причин смены такого заведения может быть конфликт в школе, техникуме, ВУЗе со сверстниками. От педагогов в этом случае зависит не всё.

Важно! Такая ситуация отчасти влияет на престиж учебного заведения — в том случае, когда существуют объективные основы, недочёты, которые не были своевременно исправлены.

Не только о финансовой ответственности и моральной перед государством и потребителями услуг идёт речь, а и о навыке планирования, умении отличить главное от второстепенного при составлении госзадания. Любые изменения в госзадании должны оформляться документально не только для контроля качества, выявления факта лишних трат, а и для усовершенствования схемы планирования, сбора данных для статистов, чиновников, студентов, молодых педагогов, учёных.

Любые изменения в госзадании должны фиксироваться документально

Итоговый отчёт о выполнении муниципального задания подготавливается в конце срока его действия. В нём перечисляются поставленные изначально цели, динамика показателей. Помимо этого, могут быть указаны сведения о положительных и негативных тенденциях, проблемах, путях их решения, о ранее незамеченных позитивных возможностях.

Пример составления государственного задания

Уместно привести пример реализации теоретических основ на практике. Алгоритм действий при составлении госзадания для школы, ПТУ или университета выглядит следующим образом.

  1. Изучение Бюджетного кодекса РФ, приведённой в Постановлении № 640 от 26.06.2015 стандартизированной формы 0506001.
  2. Заполнение пунктов «назначение», «пользователи», «основные требования».
  3. Составление перечня потенциальных потребителей услуг.
  4. Заполнение пункта «порядок предоставления услуг».
  5. Указание минимального и максимального уровня стоимости услуг и работ.
  6. Составление перечня критериев для оценки качества услуг и работ (в соответствии с требованиями).
  7. Перечень методов и правил контроля за выполнением задания — время отправки плановых отчётов, мероприятия профилактического характера.
  8. Условия досрочного аннулирования госзадания.
  9. Список итоговой отчётности.
  10. Порядок взаиморасчетов, указание сведений о источниках финансирования.

При составлении госзадания важно изучить нормативные документы, правильно составить перечень услуг

В соответствии с данными из задания разрабатывается бюджет. Это важный документ, и к финансовому вопросу необходимо подойти со всей серьёзностью.

Важно! Привлечение частных инвестиций не является приоритетом, но открывает возможности дополнительного улучшения образовательной системы в рамках социального контроля.

Управление бюджетом государственного учебного заведения с учётом этого представляется динамичным и напряжённым процессом, связанным с рисками. Их минимизация становится приоритетной задачей для государства и госслужащих. Полностью исключить вероятность возникновения брешей в бюджете института, общеобразовательной школы или училища, увы, никак нельзя.

При выполнении муниципального задания важно минимизировать риски, связанные с управлением бюджетом организации

Административная ответственность

Нежелательной и всё же существующей статистикой является привлечение к административной ответственности при выявлении фактов нарушения требований госзадания сотрудниками учебного заведения. Принимают решение в этом случае органы финансового контроля. Предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ в таких случаях:

  • нарушение порядка формирования госзадания;
  • нарушение порядка финансового обеспечения бюджетного учреждения.

На сегодняшний день разработаны методы привлечения к ответственности одновременно за несколько нарушений. Такая ситуация может свидетельствовать о крайней невнимательности со стороны руководителя или лица, назначенного ответственным в соответствии с ТК РФ за подготовку госзадания, контроль реализации его требований, неправильном распределении обязанностей между подчинёнными, слишком лояльном отношении к ним и не лояльном – к себе.

Нарушение требований госзадания нередко карается законом

Как оценивается расходование средств?

Основными критериями, выбираемыми при оценке целевого расходования средств из бюджета государственного учебного заведения, являются:

  • направление расходов;
  • соблюдение дополнительных условий при распределении финансовых потоков (указанных в бюджетном законодательстве и соглашении о субсидировании).

Оплата труда сотрудников, в обязанности которых не входит выполнение госзадания, траты на любые цели, не связанные с требованиями данного документа, являются нецелевым расходованием, нарушением. Что же касается тех случаев, когда сумма целевых расходов превышает реально необходимую, то они не могут быть признаны нарушением, по разъяснениям из письма Министерств Финансов.

Важно! Если, например, нужен ремонт, но стоимость стройматериалов больше предусмотренных в задании расходов, а частные инвестиции не удаётся привлечь, сложно оспорить допустимость перенаправления финансового потока с надеждой на инвестиции в будущем.

Иногда выделенных средств недостаточно, и приходится привлекать дополнительные

Целесообразность расходования средств определяется на момент взаиморасчётов, обстоятельства учитываются в обязательном порядке. Негативная мотивация не должна мешать принимать верные решения. Отсутствие финансового резерва делает менее гибким управление, ограничивает возможности. Но его существование не может быть признано обязательным в сложной экономической ситуации.

О необходимости формирования такого резерва в бюджете должны помнить органы местного самоуправления, ставить себе такую цель, даже с учётом существования зависимости государственной казны от международного финансового пространства.

Важно! А руководство каждого государственного учебного заведения должно помнить об административной ответственности за нецелевое расходование средств.

За нецелевое расходование средств придется нести ответственность

Правила использования имущества

Покупка имущества за счёт финансовых средств является обычной практикой. Новые парты или учебники, оборудование для лаборатории, микроскопы, колбы и, конечно, доска — без этого немыслим учебный процесс. Тем не менее, существуют «подводные камни». В частности, вопрос целесообразности расходования средств появляется, если:

  • исчезает необходимость использования имущества при выполнении госзадания;
  • при его использовании учреждение получает финансовую прибыль (используется частично для выполнения задания или исключительно для получения прибыли).

Нередко на выделенные деньги приобретаются парты, доски, различное оборудование, необходимое для обучения

Финансовая прибыль может быть учтена в бюджете учреждения, только если есть для этого основания. Компьютерный класс, например, может приносить доход, если начинает сдаваться в аренду частному предпринимателю (создается дополнительно аналогичный класс для учеников или поделена ответственность за пользование).

Важно! Расходование бюджетных средств на создание автостоянки для учащихся может быть признано целесообразным, если есть в их числе лица с ограниченными возможностями или существует потребность в собственном экскурсионном автобусе, а также если количество учеников, получивших права на вождение, владеющих автомобилем, значительное.

Аргументы должны иметь прочные экономические основания. Негативное состояние спортплощадки может стать тем фактором, который заставит усомниться в целесообразности существования автостоянки. Средства, полученные при помощи использования госимущества, не принадлежат директору школы, частной инвестицией названы быть не могут. Мнение родительского совета также не может стать аргументом в этом случае.

Чтобы сомнений у контролирующих инстанций не возникло, направлять средства важно именно на те вещи, в которых действительно нуждается учреждение

Частные инвестиции должны расходоваться более свободно – но это лишь на первый взгляд. Если нужны были новые парты, а были куплены компьютеры в компьютерный класс, у контролирующих инстанций не появится сомнений в целесообразности расходования средств. Они точно возникнут, если компьютерное оборудование не нуждалось в замене, соответствовало требованиям безопасности и критериям качества, прописанным в госзадании, учебной программе.

Заключение

Муниципальное задание представляет собой документ, в котором изложены требования к результату и самому процессу оказания определенных услуг. Как правило, он составляется на год.

>За перевыполнение задания учредитель не похвалит

Контроль и оценка

Контроль за выполнением заданий осуществляют органы, выполняющие функции и полномочия учредителя. При этом отчет об исполнении задания является ключевым документом взаимодействия учредителя и бюджетного (автономного) учреждения.

Оценка данных отчетов может стать основанием для принятия учредителем управленческих решений (к примеру, уменьшению показателей задания и как следствие снижению финансового обеспечения учреждения).

В связи с этим рассмотрим все возможные случаи исполнения госзадания и их последствия, а именно:

  • учреждение не выполнило задание;
  • учреждение перевыполнило задание;
  • остались средства субсидии при выполнении задания;
  • не хватило средств субсидий для выполнения задания.

Задание не выполнено

Согласно постановлению Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Постановление № 671) в задании устанавливаются обязательные для выполнения показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).

Государственные учреждения несут ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в задании, на выполнение которого предоставляется субсидия.

Если субсидия, предоставленная в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), была использована, и при этом не были достигнуты показатели, предусмотренные в задании, оно считается невыполненным.

Предоставление учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения, заключаемого с органом-учредителем. Данное соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в т. ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, а также возможные отклонения от установленных показателей, в пределах которых задание считается выполненным. Сами показатели характеризуют объем и качество оказанной госуслуги.

Запомнить

Ответственность за невыполнение или перевыполнение показателей госзадания, нехватку средств соответствующих субсидий не регламентирована нормативным правовым актом.

Пример

Показателем задания может считаться количество выданных книг, количество детей в группе дошкольного образования, количество посещений поликлиники и т. д.

Для того чтобы застраховаться от неполного достижения значений показателя, Постановлением № 671 установлено право каждого учредителя при формировании показателей госзадания определять в соглашении погрешность, в рамках которой считается, что задание все равно выполнено.

С какой периодичностью отчитываться

Периодичность отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания нужно установить с учетом двух моментов. Во-первых, учредителем должно быть обеспечено своевременное получение информации о ходе выполнения задания. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность предпринять те или иные действия, если фактическая ситуация перестанет соответствовать установленной (например, внести корректировки в задание, применить административные рычаги воздействия на руководителя учреждения). Во-вторых, периодичность отчетности не должна быть слишком утомительной и затратной как для учреждения, так и учредителя. Наиболее разумный вариант – квартальная периодичность представления отчетов в письменном виде. При этом нужно определить срок, не позднее которого учреждение должно сдавать отчет за предыдущий период (например, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

В случае если в отчете об исполнении задания отклонение показателей превысило допустимый предел, учредителем могут быть предложены меры по достижению запланированных значений показателей.

Также во избежание в следующем финансовом году (при формировании нового задания) подобной ситуации учредителю необходимо проанализировать и выявить причины, по которым учреждение не смогло выполнить госзадание (например, возможно значения показателей были недостаточно обоснованы).

Задание перевыполнено

Нормативный документ

С огласно п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Ситуации, когда по тем или иным причинам (например, при возрастании спроса на госуслугу) учреждение перевыполняет объемные показатели госзадания, не влияют на увеличение объемов его финансового обеспечения. Чтобы увеличить размер субсидии, потребуется новый финансовый источник, поскольку утвержденный объем финансирования вошел в состав утвержденного бюджета, либо придется сократить расходы, направленные на другие цели.

Остатки субсидии

Остаток средств субсидии при выполнении госзадания может образоваться в результате экономии, которая, в свою очередь, возникает в результате:

  • оптимизации затрат на производство и оказание услуг;
  • повышения эффективности проведения госзакупок;
  • выполнения мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению;
  • выполнения мероприятий, проводимых в целях эффективного использования государственного (муниципального) имущества (например, в результате установления норм расходов материальных запасов: мягкого инвентаря, бумаги, моющих средств и т. д.);
  • оптимизации кадрового потенциала учреждения (сокращение работников в случае отсутствия потребности в содержании конкретной штатной единицы ввиду ее незначительной нагрузки);
  • передачи функции по ведению учета и составлению отчетности централизованной бухгалтерии;
  • заключения договора с транспортной компанией на оказание транспортных услуг взамен содержания собственного автопарка и т. п.

Запомнить

В состав задания (п. 1 ст. 69.2 БК РФ) включаются: 1) показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ); 2) определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; 3) порядок их оказания; 4) предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ. Структура и содержание отчета должны отражать сведения именно по этим позициям.

Согласно положениям ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы. Аналогичные нормы предусмотрены ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Таким образом, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, предоставленных учреждениям из соответствующего бюджета на финансовое обеспечение выполнения госзадания, используются в текущем финансовом году самостоятельно в соответствии с целями, ради которых они созданы. Сэкономленные средства могут быть направлены на премии сотрудникам, покупку оборудования, инвестиции и сбережения.

Вместе с органом-учредителем необходимо будет провести анализ причин образовавшихся остатков средств, не использованных учреждениями в течение текущего финансового года (в т. ч. по следующим критериям – своевременное размещение заказов и исполнение обязательств, равномерность осуществления расходов и т. д.).

Недостаточно средств

Недостаточное количество средств на выполнение задания свидетельствует о низком качестве его планирования. Кроме того, причиной подобной ситуации могут быть некорректные расчеты нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемого учредителем.

Чтобы подобное не случалось, требуется постоянный мониторинг процесса выполнения задания для его последующей корректировки, а также пересмотр нормативов оказания госуслуг и показателей задания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что полноценное участие учредителя в формировании госзадания, а также в его оценке, мониторинге и корректировке является ключевым моментом для его эффективного исполнения и в конечном счете повышении качества оказания государственных услуг.

мнение специалиста

Инна Колчина,
государственный советник РФ 3-го класса

Исходя из норм бюджетного законодательства, а также положений ст. 15.15.5 и 15.15.11 КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение порядка формирования задания, условий предоставления субсидий, орган-учредитель должен осуществлять контроль за: выполнением учреждением задания (показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); соблюдением учреждением целей и условий, определенных при предоставлении целевых субсидий в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ. Данный контроль может производится в следующих формах: камерально (на основании представляемых с установленной периодичностью отчетов); путем выездной проверки; путем сбора дополнительной информации (опросы, исследования, материалы, представленные самими учреждениями).

Штрафы за невыполнение госзадания и другие меры по усилению «бюджетной» ответственности

С 18.06.2017 усилена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Санкции за невыполнение госзадания.

Закон № 118-ФЗустанавливает административную ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания.

КоАП РФ дополнен ст. 15.15.5-1, предусматривающей вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 1 тыс. руб. при первичном нарушении.

Если государственное (муниципальное) задание не будет выполнено повторно, то санкции возрастут: должностные лица будут оштрафованы в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Внесены изменения в ст. 15.15.6 КоАП РФ, регламентирующую санкции за нарушение порядка представления бюджетной отчетности.

До вступления в силу Закона № 118-ФЗ должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований несли административную ответственность в виде штрафа (в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.), если они не предоставляли, задерживали, фальсифицировали бюджетную отчетность или иные сведения, необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Согласно новым нормам аналогичные штрафы будут применяться также за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Статья 15.15.3 КоАП РФ в новой редакции состоит уже из трех частей, регламентирующих ответственность за нарушение не только условий, но и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Разделена ответственность за нарушения, допущенные главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) и финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета.

В случае нарушения ГРБС порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов должностное лицо штрафуется в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалифицируется на срок от 1 года до 2 лет.

Аналогичное наказание грозит финансовому органу, главному распорядителю (распорядителю) или получателю средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, за нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов,

А если ГРБС нарушит порядок и (или) условия предоставления межбюджетных субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, то это грозит должностному лицу административным штрафом в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет.

Коррективы в ст. 15.15.4 КоАП РФ усиливают ответственность за нарушение ГРБС, получателем бюджетных средств, осуществляющими бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности или предоставляющими бюджетные инвестиции юрлицам, порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка предоставления бюджетных инвестиций либо неисполнение ими решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решения о предоставлении бюджетных инвестиций. Если до вступления в силу Закона № 118-ФЗ за данное нарушение должностное лицо могло быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 2 лет или оштрафовано на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб., то сейчас сумма штрафа выросла – минимальная – 20 тыс. руб., максимальная – 50 тыс. руб.

Изменения коснулись и нарушений условий предоставления субсидий. Статья 15.15.5 КоАП РФ дополнена п. 1.1, согласно которому для должностных лиц устанавливается административная ответственность за нарушение ГРБС или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий. Теперь нарушение грозит административным штрафом в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацией должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

К сведению:

Под действие ст. 15.15.3, 15.15.4, 15.15.5 КоАП РФ не подпадают случаи, предусмотренные ст. 15.14 КоАП РФ, касающиеся нецелевого использования бюджетных средств.

Согласно дополнениям в ст. 15.15.11 КоАП РФ санкции в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. грозят не только за несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, но и за их несвоевременное распределение либо отзыв.

Причины изменений.

Причины изменений, внесенных в ст. 15.15.3 – 15.15.5 КоАП РФ, указаны в пояснительной записке к соответствующему законопроекту № 1112269-6. Сообщается, что порядок подготовки и осуществления капитальных вложений, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы предполагал исключительно дисциплинарную ответственность главных распорядителей за своевременность реализации инвестиционных проектов.

Одной из причин несвоевременности реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции) объектов капитального строительства (ОКС) являлось нарушение исполнительской дисциплины по обеспечению принятия нормативных правовых актов (решений) об осуществлении капвложений в объекты государственной собственности РФ, согласование которых с заинтересованными органами исполнительной власти продолжается в финансовом году, в течение которого должны производиться расходы, связанные с организацией строительства (реконструкции) ОКС.

Наряду с этим, сроки реализации инвестпроектов нарушались в результате позднего принятия получателями средств федерального бюджета обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных средств: заключение госконтрактов на проектирование и строительство, заключение соглашений о предоставлении субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям.

В результате значительный объем расходов федерального бюджета с учетом длительности процедур определения подрядчиков проектных и строительных работ приходился на конец года, что приводило к образованию дебиторской задолженности по оплаченным авансам, а также к неиспользованию бюджетных ассигнований на осуществление капвложений и незавершению строительства.

Кроме того, существовала практика планирования бюджетных ассигнований в рамках одного финансового года на разработку проектной документации и на строительство (реконструкцию) ОКС.

Поэтому в целях повышения ответственности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, осуществляющих бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставляющих бюджетные инвестиции, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, межбюджетные трансферты на софинансирование ОКС государственной (муниципальной) собственности, за нарушение сроков реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства была установлена административная ответственность должностных лиц за нарушения установленных требований при осуществлении капитальных вложений.

Федеральный закон от 07.06.2017 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Нарушение условий предоставления субсидии, закрепленных в соглашении о ее предоставлении

Согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Предоставление рассматриваемых субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

На федеральном уровне заключение соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.

Согласно типовой форме упомянутые соглашения должны содержать в том числе условия предоставления субсидии.

В свою очередь, предоставление субсидии из бюджета субъекта РФ подведомственному учреждению осуществляется в соответствии с региональным законодательством и может регулироваться, например, порядками определения объема и условий предоставления из бюджета субъекта РФ субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания и соглашениями о предоставлении указанных субсидий.

Как правило, порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания устанавливаются соответствующим разделом соглашения, согласно которому субсидия предоставляется учреждению на оказание государственных услуг (выполнение работ), предусмотренных в государственном задании.

Таким образом, обязанность учреждения использовать субсидии в соответствии с законодательством и иными нормативно-правовыми актами установлена разделом соглашения «Права и обязанности Сторон» и относится к обязательствам учреждения, а не к условиям предоставления субсидии.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 20.07.2018 № 02-09-07/51287, юридическое лицо – получатель субсидии может быть привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ только в случае нарушения условий предоставления субсидии, закрепленных в соглашении о ее предоставлении.

Вопрос аудитору

В связи с тем что бюджетное учреждение не участник бюджетного процесса, является ли субсидия, поступившая учреждению, средствами бюджета? Могут ли к этим средствам применяться нормы бюджетного законодательства о нецелевом использовании бюджетных средств? Если нет, то чем регламентируется ответственность бюджетного учреждения в случае получения от учредителя субсидии по КФО 4?

Понятие «нецелевое использование бюджетных средств» дано в ст. 306.4 БК РФ. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом — правовым основанием предоставления средств.

Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение условий, целей и порядка предоставления межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, иных субсидий и бюджетных инвестиций (пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ).

Бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ). В соответствии с соглашением с учредителем бюджетному учреждению предоставляется субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

После списания субсидии на выполнение задания с единого счета бюджета и зачисления на счет бюджетного учреждения она теряет статус средств бюджета. На эти средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в т.ч. положения ст. 306.4 БК РФ (письмо Минфина России от 23.05.2014 № 02-03-11/24579).

В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений проводится:

    • федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, — в отношении федеральных бюджетных учреждений;
    • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, — в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
    • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, — в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

В отношении федеральных бюджетных учреждений положение о формировании государственного задания и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее — Положение № 640). Пунктом 48 Положения № 640 установлено, что выполнение федеральным бюджетным учреждением государственного задания контролирует федеральный орган, выполняющий функции и полномочия учредителя учреждения. Правила контроля разрабатывает сам орган власти — учредитель.

В статье 15.14 КоАП РФ дано более широкое толкование понятия «нецелевое использование бюджетных средств». Это нарушение также выражается в направлении средств, полученных из бюджета, на цели, которые не соответствуют целям в договоре (соглашении) либо ином документе — правовом основании предоставления этих средств. В статье говорится не только непосредственно о бюджетных средствах, но и о средствах, полученных из бюджета, к которым относятся субсидии на выполнение задания.

Таким образом, к бюджетным и автономным учреждениям, их должностным лицам может применяться административная ответственность за нецелевое использование средств субсидий, полученных из бюджета, в т.ч. субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Целевой характер использования субсидии на выполнение госзадания, в т.ч. для применения ст. 15.14 КоАП РФ, как правило, определяется в соответствии со следующими критериями:

    • направленность расходов на выполнение задания, содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества;
    • выполнение иных условий по обеспечению целевого характера расходования субсидии, предусмотренных соглашением о ее предоставлении (приложениями или расшифровками к соглашению, иными документами, являющимися неотъемлемой частью соглашения).

Ответственность бюджетного учреждения в части нецелевого использования субсидии на выполнение задания регламентируется ст. 15.14 КоАП РФ (письмо Минфина России от 13.07.2017 № 02-09-05/44583). Контроль за использованием средств возлагается на учредителя.

О взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с главного распорядителя средств соответствующего бюджета за счет казны

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 сентября 2008 года N 08-00-02-89
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
от 17 сентября 2008 года N 42-7.1-1519.2-423
ПИСЬМО

Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство, в связи с отсутствием единообразия в судебной практике по делам о взыскании с главных распорядителей средств бюджета в порядке субсидиарной ответственности за счет казны публично-правового образования и иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, в связи с многочисленными обращениями территориальных органов Федерального казначейства по вопросу исполнения подобных исполнительных документов, в целях недопущения нарушения прав взыскателей и уклонений бюджетных учреждений от ответственности по своим денежным обязательствам, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные акты по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета, направляются для исполнения в финансовый орган публично-правового образования.
Судебные акты, предусматривающие взыскание денежных средств с главных распорядителей средств соответствующего бюджета в порядке субсидиарной ответственности, в соответствии с пунктом 10 статьи 242.3, пунктом 9 статьи 242.4 и пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат направлению для исполнения в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета лицевого счета получателя средств соответствующего бюджета.
Ввиду изложенного, формулировка в резолютивной части судебного акта, одновременно предусматривающая взыскание денежных средств с главного распорядителя средств соответствующего бюджета «в порядке субсидиарной ответственности» и «за счет казны» противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и затрудняет определение органа, организующего исполнение данного судебного акта.
Во избежание правовой неопределенности, влекущей нарушение прав взыскателя либо способствующих уклонению бюджетного учреждения от ответственности по своим денежным обязательствам, в случае участия представителей органов Федерального казначейства в судебных заседаниях по делам о взыскании денежных средств с главных распорядителей средств бюджета в порядке субсидиарной ответственности, а также с федеральных бюджетных учреждений по денежным обязательствам данных учреждений, необходимо не допускать применения судами формулировок «за счет казны» и иных формулировок, препятствующих организации исполнения судебного акта органом Федерального казначейства.
Порядок исполнения поступающих в органы Федерального казначейства исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, мотивировочная или резолютивная часть которых предусматривает взыскание денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с главного распорядителя средств соответствующего бюджета за счет казны, регламентирован статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответственно.
При участии представителей органов Федерального казначейства в судебных заседаниях по гражданским (арбитражным) делам по искам физических (юридических) лиц о возмещении федеральными бюджетными учреждениями убытков, вытекающих из гражданско-правовых обязательств, трудовых правоотношений, необходимо давать пояснения судебным органам, что данные обязательства являются денежными обязательствами бюджетного учреждения и подлежат взысканию непосредственно с должника, а не «за счет казны Российской Федерации».
Подобные же разъяснения необходимы по делам о возврате администраторами доходов бюджета излишне уплаченных (взысканных) налогов, платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
В силу установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочий, администратор доходов бюджета вправе самостоятельно принять решение о возврате либо осуществляет возврат на основании судебного акта в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» — в случае обязания его судом осуществить возврат, и в соответствии со статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации — в случае взыскания судом денежных средств с соответствующего администратора доходов бюджета.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
Т.Г.Нестеренко
Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е.Артюхин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Казначейства России
www.roskazna.ru (сканер-копия)
по состоянию на 01.10.2008

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *