Конвенции мот

Перечень конвенций мот, ратифицированных российской федерацией

  • •Оглавление
  • •Московский государственный университет
  • •Введение
  • •Рекомендуемая литература (ко всем темам)
  • •Глава 1. Предмет, метод и система трудового права
  • •1.1. Общая характеристика трудового права,
  • •1.2. Предмет трудового права
  • •1.3. Метод трудового права
  • •1.4. Система трудового права
  • •1.5. Место трудового права в системе российского права
  • •Глава 2. Источники трудового права
  • •2.1. Понятие источников трудового права
  • •2.2. Виды источников трудового права
  • •2.3. Особенности формирования соглашений, коллективных
  • •2.4. Действие норм трудового законодательства и иных
  • •2.5. Единство и дифференциация правового регулирования
  • •Глава 3. Основные принципы трудового права
  • •3.1. Понятие и значение принципов права и принципов
  • •3.2. Общая характеристика основных принципов
  • •3.3. Содержание основных принципов трудового права
  • •Глава 4. Система правоотношений трудового права
  • •4.1. Общая характеристика системы правоотношений
  • •4.2. Трудовое правоотношение и его особенности
  • •4.3. Субъекты трудового правоотношения
  • •4.4. Содержание трудового правоотношения
  • •4.5. Основания возникновения, изменения и
  • •4.6. Правоотношения, непосредственно связанные с
  • •Глава 5. Социальное партнерство в сфере труда
  • •5.1. Понятие социального партнерства в сфере
  • •5.2. Представительство интересов работников и работодателей
  • •5.3. Органы социального партнерства
  • •5.4. Коллективные переговоры и урегулирование разногласий
  • •5.5. Коллективные договоры и соглашения
  • •Глава 6. Рынок труда и правовое регулирование содействия занятости и трудоустройства
  • •6.1. Понятие и формы занятости
  • •6.1.1. Рынок труда в Российской Федерации
  • •6.1.2. Понятие и формы занятости в Российской Федерации
  • •6.1.3. Основные направления политики Российской Федерации
  • •6.1.4. Права граждан в сфере содействия занятости
  • •6.2. Правовая организация трудоустройства
  • •6.2.1. Понятие трудоустройства
  • •6.2.2. Признаки трудоустройства
  • •6.2.3. Правоотношения по трудоустройству
  • •6.2.4. Порядок регистрации безработных граждан в органах
  • •6.2.5. Правовой статус безработного
  • •6.2.6. Особенности трудоустройства отдельных категорий
  • •6.2.7. Трудоустройство, осуществляемое работодателем
  • •6.2.8. Особенности трудоустройства иностранных граждан
  • •6.2.9. Трудоустройство граждан Российской Федерации
  • •6.3. Профессиональная подготовка, повышение квалификации
  • •Глава 7. Трудовой договор
  • •7.1. Понятие и значение трудового договора
  • •7.2. Содержание трудового договора
  • •7.3. Общий порядок заключения трудового договора
  • •7.4. Отдельные виды трудового договора
  • •7.5. Изменение трудового договора
  • •7.5.1. Общие положения
  • •7.5.2. Переводы на другую работу и перемещение
  • •7.5.3. Изменение существенных условий трудового договора
  • •7.5.4. Временные переводы на другую работу
  • •7.5.5. Трудовые отношения при смене собственника имущества
  • •7.5.6. Отстранение от работы
  • •7.6. Правовое регулирование прекращения трудового договора
  • •7.6.1. Общие положения о прекращении трудового договора
  • •7.6.2. Прекращение трудового договора по соглашению сторон
  • •7.6.3. Истечение срока трудового договора
  • •7.6.4. Расторжение трудового договора по инициативе
  • •7.6.5. Расторжение трудового договора по инициативе
  • •7.6.6. Специфика расторжения трудового договора
  • •7.6.7. Прекращение трудового договора по обстоятельствам,
  • •7.6.8. Прекращение трудового договора вследствие нарушения
  • •7.7. Выходные пособия
  • •7.8. Выдача трудовой книжки и копий документов,
  • •Глава 8. Рабочее время
  • •8.1. Понятие и правовое регулирование рабочего времени
  • •8.2. Виды рабочего времени
  • •8.2.1. Нормальное рабочее время
  • •8.2.2. Сокращенное рабочее время
  • •8.2.3. Неполное рабочее время
  • •8.2.4. Продолжительность работы накануне нерабочих
  • •8.2.5. Ночное время
  • •8.3. Работа за пределами установленной продолжительности
  • •8.3.1. Совместительство
  • •8.3.2. Сверхурочная работа
  • •8.4. Режим и учет рабочего времени
  • •8.4.1. Понятие режима рабочего времени
  • •8.4.2. Ненормированный рабочий день
  • •8.4.3. Режим гибкого рабочего времени
  • •8.4.4. Сменная работа
  • •8.4.5. Разделение рабочего дня на части
  • •8.4.6. Учет рабочего времени
  • •Глава 9. Время отдыха
  • •9.1. Понятие и виды времени отдыха
  • •9.2. Кратковременный отдых
  • •9.3. Ежегодные оплачиваемые отпуска
  • •9.4. Порядок предоставления отпусков
  • •9.5. Отпуска без сохранения заработной платы
  • •Глава 10. Заработная плата и нормирование труда
  • •10.1. Понятие заработной платы
  • •10.2. Государственные гарантии оплаты труда
  • •10.3. Тарифная система заработной платы
  • •10.4. Формы и системы заработной платы
  • •10.5. Оплата труда в особых условиях и при отклонении
  • •10.6. Исчисление средней заработной платы
  • •10.7. Нормирование труда
  • •Глава 11. Гарантии и компенсации
  • •11.1. Общие положения
  • •11.2. Гарантии при направлении работников в служебные
  • •11.3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими
  • •11.4. Гарантии и компенсации для работников,
  • •11.5. Иные виды гарантий и компенсаций
  • •Глава 12. Трудовая дисциплина и дисциплинарная ответственность
  • •12.1. Трудовая дисциплина и методы ее обеспечения
  • •12.2. Правовое регулирование внутреннего
  • •12.3. Поощрение работников
  • •12.4. Дисциплинарный проступок и
  • •12.4.1. Понятие дисциплинарной ответственности
  • •12.4.2. Основания наступления дисциплинарной
  • •12.4.3. Принципы дисциплинарной ответственности
  • •12.4.4. Виды дисциплинарной ответственности и меры
  • •Глава 13. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
  • •13.1. Общие положения
  • •13.2. Профессиональная подготовка
  • •13.3. Повышение квалификации
  • •13.4. Ученический договор
  • •Глава 14. Охрана труда
  • •14.1. Общие положения
  • •14.2. Государственное управление охраной труда
  • •14.3. Права и обязанности сторон трудовых отношений
  • •14.4. Гарантии права работников на труд в условиях,
  • •Глава 15. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • •15.1. Понятие и условия наступления материальной
  • •15.2. Материальная ответственность работодателя
  • •15.2.1. Материальная ответственность работодателя
  • •15.2.2. Материальная ответственность работодателя
  • •15.2.3. Материальная ответственность работодателя
  • •15.2.4. Материальная ответственность работодателя за вред,
  • •15.3. Материальная ответственность работника
  • •15.3.1. Общие положения
  • •15.3.2. Ограниченная и полная материальная ответственность
  • •15.3.3. Порядок взыскания ущерба
  • •Глава 16. Защита трудовых прав работников
  • •16.1. Понятие и способы защиты трудовых прав работников
  • •16.2. Государственный надзор и контроль
  • •16.3. Защита прав работников профессиональными союзами
  • •16.4. Самозащита работниками своих трудовых прав
  • •Глава 17. Трудовые споры
  • •17.1. Общая характеристика трудовых споров
  • •17.1.1. Причины возникновения трудовых споров и нормативная
  • •17.1.2. Понятие трудовых споров и их классификация
  • •17.2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их
  • •17.2.1. Понятие индивидуальных трудовых споров
  • •17.2.2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
  • •17.3. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых
  • •17.3.1. Подведомственность суду индивидуальных
  • •17.3.2. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых
  • •17.3.3. Вынесение решений по трудовым спорам.
  • •17.4. Понятие коллективных трудовых споров
  • •17.5. Примирительный характер разрешения коллективных
  • •17.6. Право на забастовку и его реализация
  • •Глава 18. Международно-правовое регулирование труда
  • •18.1. Понятие международно-правового регулирования труда
  • •18.2. Источники международно-правового регулирования труда
  • •18.3. Защита основных прав и свобод человека
  • •18.4. Защита прав в области занятости, трудоустройства
  • •18.5. Защита трудовых прав в области условий и охраны труда
  • •18.6. Сотрудничество организаций работников, работодателей,
  • •Перечень конвенций мот, ратифицированных российской федерацией

Конвенции международной организации труда

Виды нормативных правовых актов

Акты международного регулирования труда принято классифицировать по различным основаниям, в том числе по принявшему их органу, юридической силе (обязательные и рекомендательные), сфере действия (двусторонние, локальные, всеобщие).

Пакты и конвенции ООН являются обязательными для всех стран, их ратифицировавших. Международная организация труда принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации. Конвенции являются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран. В случае ратификации конвенции государство принимает необходимые меры к ее реализации на национальном уровне и регулярно представляет в Организацию доклады об эффективности таких мер. В соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся. По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять. Рекомендации не требуют ратификации. Эти акты содержат положения, уточняющие, детализирующие положения конвенций, либо модель регулирования социально-трудовых отношений.

В настоящее время подход МОТ к созданию конвенций решено несколько модифицировать в целях обеспечения большей гибкости правового регулирования. Будут приниматься рамочные конвенции, содержащие минимальные гарантии прав трудящихся, дополняемые соответствующими приложениями. Одним из первых таких актов стала Конвенция № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства». Ряд важных положений об охране материнства содержится в соответствующей Рекомендации. Такой подход позволяет стимулировать страны с недостаточным уровнем зашиты социально-трудовых прав ратифицировать данную Конвенцию и обеспечить тем самым закрепленный в ней минимум гарантий. Некоторые развивающиеся страны опасаются чрезмерной нагрузки на работодателей в результате ратификации конвенций МОТ. Для экономически более развитых стран в этих конвенциях закрепляются ориентиры повышения уровня гарантий. Изучение опыта МОТ показывает, что государства не ратифицируют те или иные конвенции по разным причинам, в том числе в случаях, когда на национальном уровне законодательством или практикой уже обеспечивается более высокий уровень зашиты прав трудящихся.

Основные направления международного правового регулирования труда

Международная организация труда ведет активную нормотворческую деятельность. За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению. Предусмотрены меры по защите права на свободу объединения, защите профсоюзов от дискриминации, а также организаций трудящихся и предпринимателей против вмешательства вдела друг друга.

Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  • средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;
  • метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;
  • средства поддержания трудовой дисциплины;
  • средства наказания за участие в забастовках;
  • меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.) требует от государств поощрения и обеспечения претворения в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем национального законодательства, любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством, коллективными договорами между предпринимателями и трудящимися, либо сочетания различных способов. Для этого также предусматривается принятие мер, способствующих объективной оценке выполняемой работы на основе затрачиваемого труда. Конвенция затрагивает вопрос основной заработной платы и других вознаграждений, предоставляемых прямо или косвенно в деньгах либо натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним определенной работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола.

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.) обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению наихудших форм детского труда. Целенаправленная деятельность МОТ в последние два десятилетия, а также принятие Декларации 1944 г. способствовали увеличению числа ратификаций указанных конвенций.

Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

  • № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы. Она определяет принципы организации и деятельности инспекций, полномочия и обязанности инспекторов;
  • № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;
  • № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
  • № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ.

В целом можно выделить следующие основные направления правового регулирования МОТ:

  • основные права человека;
  • занятость;
  • социальная политика;
  • регулирование вопросов труда;
  • трудовые отношения и условия труда;
  • социальное обеспечение;
  • правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

На протяжении всей своей истории МОТ уделяет значительное внимание регулированию труда моряков и работников в рыболовном секторе. Это обусловлено характером и условиями труда указанных категорий лиц, особо требующими разработки международных стандартов правового регулирования. Вопросам регулирования труда моряков посвящено около 40 конвенций и 29 рекомендаций. В указанных сферах в первую очередь были разработаны конвенции МО Г нового поколения: «Отруде в морском судоходстве» (2006 г.) и «О труде в рыболовном секторе» (2007 г.). Эти конвенции должны обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудо- вых прав этих категорий работников.

Такая же работа была проведена в отношении норм об охране труда — речь о Конвенции № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.), дополненной соответствующей Рекомендацией. Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

Национальная система безопасности и гигиены включает:

  • нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
  • деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;
  • механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
  • меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

В сфере регулирования трудовых отношений большое значение имеют конвенции по вопросам прекращения трудовых отношений и защиты заработной платы. Конвенция № 158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) принята в целях защиты работников от прекращения трудовых отношений без законного основания. Конвенция закрепляет требование обоснованности — должно быть законное основание, связанное со способностями или с поведением трудящегося либо вызванное производственной необходимостью. Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

Конвенция предусматривает право работника на предупреждение о планируемом прекращении трудового отношения в разумный срок или право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным либо другие формы социального обеспечения). В случае необоснованного увольнения, невозможности отмены решения об увольнении и восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата соответствующей компенсации или другого пособия. В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность информировать об этом работников и их представителей, а также соответствующий государственный орган. Государства на национальном уровне могут вводить определенные ограничения при массовых увольнениях.

Конвенция № 95 МОТ «Об охране заработной платы» (1949 г.) содержит значительное число норм, направленных на защиту интересов трудящихся: о форме выплаты заработной платы, об ограничении выплаты заработной платы в натуре, о запрете предпринимателям ограничивать свободу распоряжаться своей заработной платой по своему усмотрению и ряд других важных положений. В ст. 11 данной Конвенции закреплено, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся будут пользоваться положением привилегированных кредиторов.

Международная организация труда приняла также Конвенцию №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). В соответствии с ней государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Минимальная заработная плата согласно этой Конвенции «имеет силу закона и не подлежит понижению». При определении минимальной заработной платы учитываются следующие факторы:

  • потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
  • экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая инспекция, дополненная другими необходимыми мерами.

Перечень конвенций МОТ, действующих в РФ

1. Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921 г.).

2. Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921 г.).

3. Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921 г.).

4. Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921 г.).

5. Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926 г.).

6. Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929 г.).

7. Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.).

8. Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932 г.).

9. Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935 г.).

10. Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935 г.).

11. Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936 г.).

12. Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946 г.).

13. Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946 г.).

14. Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946 г.).

15. Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946 г.).

16. Конвенция № 79 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду” (1946 г.).

17. Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите прав на организацию” (1948 г.).

18. Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948 г.).

19. Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949 г.).

20. Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949 г.).

21. Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949 г.).

22. Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951 г.).

23. Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952 г.).

24. Конвенция № 106 “ О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957 г.).

25. Конвенция № 108 “О национальном удостоверении личности моряков” (1958 г.).

26. Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.).

27. Конвенция № 113 “О медицинском осмотре моряков” (1959 г.).

28. Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизующей радиации” (1960 г.).

29. Конвенция № 116 “О частичном пересмотре конвенций” (1961 г.).

30. Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963 г.).

31. Конвенция № 120 “О гигиене в торговле и учреждениях” (1964 г.).

32. Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.).

33. Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965 г.).

34. Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов” (1966 г.).

35. Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов”. Дополнительные положения (1970 г.).

36. Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970 г.).

37. Конвенция № 138 “О минимальном возрасте” (1973 г.).

38. Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”.

39. Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976 г.).

40. Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах” (1977 г.).

41. Конвенция № 149 “О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977 г.).

42. Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

43. Конвенция № 160 “О статистике труда” (1985 г.).


Конвенции МОТ также являются источниками трудового права, которые непосредственно применимы при регулировании трудовых отношений. Например, в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сделана ссылка на п. 1 ст. 1 Конвенции N 29 о принудительном или обязательном труде.

При регулировании трудовых отношений применению подлежат конвенции МОТ, которые ратифицированы нашим государством.

В настоящее время ратифицированы следующие конвенции МОТ:

1) Конвенция N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве;

2) Конвенция N 11 о праве на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве;

3) Конвенция N 13 о применении белил в малярном деле;

4) Конвенция N 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях;

5) Конвенция N 15 о минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте;

6) Конвенция N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов;

7) Конвенция N 23 о репатриации моряков;

8) Конвенция N 27 об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах;

9) Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде;

10) Конвенция N 32 о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов;

11) Конвенция N 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода;

12) Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю;

13) Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках;

14) Конвенция N 58 о минимальном возрасте допуска детей на работу в море;

15) Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность;

16) Конвенция N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы;

17) Конвенция N 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации;

18) Конвенция N 73 о медицинском освидетельствовании моряков;

19) Конвенция N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности;

20) Конвенция N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на промышленных работах;

21) Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах;

22) Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;

23) Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию;

24) Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности;

25) Конвенция N 92 о помещениях для экипажа на борту судов;

26) Конвенция N 95 об охране заработной платы;

27) Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров;

28) Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;

29) Конвенция N 103 об охране материнства;

30) Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда;

31)Конвенция N 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях;

32) Конвенция N 103 о национальных удостоверениях личности моряков;

33) Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий;

34) Конвенция N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу моряков;

35) Конвенция N 113 о медицинском осмотре рыбаков;

36) Конвенция N 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации;

37) Конвенция N 119 о снабжении машин защитными приспособлениями;

38) Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности;

39) Конвенция N 122 о политике в области занятости;

40) Конвенция N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках;

41) Конвенция N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках;

42) Конвенция N 126 о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов;

43) Конвенция N 133 о помещениях для экипажа на борту судов;

44) Конвенция N 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков;

45) Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу;

46) Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;

47) Конвенция N 147 о минимальных нормах на торговых судах;

48) Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;

49) Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала;

50) Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация;

51) Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;

52) Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

53) Конвенция N 160 о статистике труда; 54) Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями;

55) Конвенция N 116 о частичном пересмотре конвенций МОТ;

56) Конвенция N 162 об охране труда при использовании асбеста;

57) Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков;

58) Конвенция N 182 о запрещении наихудших форм детского труда;

59) Конвенция N 137 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах;

60) Конвенция N 152 о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах.

Нормативы перечисленных Конвенций МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений. Однако при этом следует помнить, что они могут быть применены лишь к отношениям, возникшим после введения в действие Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. До этого момента положения конвенций МОТ непосредственно при регулировании трудовых отношений не применялись.

Данные положения могли быть применены лишь после их включения в нормы внутреннего законодательства. В настоящее время на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила конвенций МОТ должны непосредственно применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Для этого не требуется повторения положений конвенций МОТ в нормах внутреннего законодательства. Хотя до введения в действие Конституции РФ могут быть применены лишь положения конвенций МОТ, которые были воспроизведены в нормах российского законодательства.

Другие положения конвенций МОТ до указанного срока не применялись. Например, Конвенция МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю (1935 г.), ратифицирована 4 июня 1956 года. Однако до 7 октября 1992 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в КЗоТ РФ 25 сентября 1992 года, в нашем государстве была установлена рабочая неделя продолжительностью 41 час. В связи с этим работники в период с 4 июня 1956 года до 7 октября 1992 года работали сверх нормы, установленной Конвенцией МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, еженедельно по одному часу. Однако данная переработка не противоречила внутреннему законодательству.

Нормы конвенций МОТ в тот период непосредственно не применялись, поэтому требования работников об оплате в повышенном размере переработанных сверх установленного названной Конвенцией норматива часов, то есть о признании их сверхурочной работой, удовлетворению не подлежат.

Однако после принятия Конституции РФ положения конвенций МОТ подлежат непосредственному применению. В связи с чем при наличии противоречий между правилом, включенным в конвенцию МОТ, и положениями внутреннего законодательства применению подлежат нормы международно-правовой регламентации труда.

К примеру, в настоящее время на основании внутреннего законодательства труд военнослужащих используется на гражданских объектах. Хотя в ст. 1 Конвенции МОТ N 105 об упразднении принудительного труда говорится о том, что государство берет на себя обязательства не использовать принудительный или обязательный труд в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития.

Военнослужащий не может отказаться от выполнения порученной ему командованием работы, так как на службе он выполняет обязанности, для которых добровольно своих услуг не предлагал. Поэтому использование лиц, проходящих срочную службу, для выполнения работ на гражданских объектах, является использованием труда военнослужащих, не предложивших свои услуги добровольно для выполнения обязанностей, связанных с прохождением военной службы, в качестве метода использования рабочей силы для нужд экономического развития.

Налицо нарушение положений названной Конвенции, которая имеет более высокую юридическую силу, чем внутреннее законодательство, позволяющее привлекать военнослужащих к труду на гражданских объектах. Более того, в ч. 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде говорится о том, что труд лиц, отбывающих наказание по приговору суда, не может быть передан в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.

Данное правило применимо по аналогии и к труду военнослужащих, призванных на военную службу, которые должны исполнять обязанности военной службы, а не создавать прибыль для частных лиц. На основании названных Конвенций МОТ лица, незаконно привлеченные к принудительному труду, могут требовать восстановления нарушенного права, а также компенсации причиненного морального вреда, поскольку в рассматриваемом случае нарушается их нематериальное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, и не привлекаться к выполнению работ, для исполнения которых они не предложили добровольно своих услуг.

Таким образом, перечисленные ратифицированные Конвенции МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений, они подлежат применению и в тех случаях, когда нормы российского законодательства вступают в противоречие с их предписаниями.

Однако не только ратифицированные конвенции МОТ подлежат применению на территории Российской Федерации. В настоящее время действует Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, которая опубликована для официального применения («Российская газета», 16 декабря 1998 года).

В п. 2 названной Декларации говорится о том, что все государства — члены МОТ, даже если они не ратифицировали соответствующие конвенции МОТ, имеют обязательства, вытекающие из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

К числу таких принципов Декларация относит:

1) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

3) действенное запрещение детского труда; 4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

В связи с чем можно сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации должны применяться не только ратифицированные конвенции МОТ, но и нератифицированные конвенции МОТ, в которых имеются нормы, обеспечивающие реализацию перечисленных принципов.

Из Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда вытекают следующие юридически значимые обстоятельства, наличие которых влечет возникновение у правоприменителей обязанности по применению нератифицированных конвенций МОТ.

Во-первых, таким обстоятельством является наличие конвенции МОТ, имеющей в своем содержании определенное правило поведения.

Во-вторых, к числу этих обстоятельств относится наличие непосредственной связи имеющегося в конвенции правила поведения с реализацией перечисленных принципов.

В-третьих, таким обстоятельством следует назвать нарушение перечисленных принципов при регулировании труда в связи с невыполнением правил поведения, имеющихся в содержании нератифицированной конвенции МОТ.

Практически в каждой конвенции МОТ имеются положения, которые направлены на обеспечение принципа о недопустимости дискриминации в области труда и занятий. В связи с чем они могут быть применены при регулировании трудовых отношений. Например, подлежит применению Конвенция МОТ N 158 о прекращении трудовых отношений, которая возлагает на работодателя бремя доказывания наличия законного основания для увольнения работников, а также не допускает прекращение трудовых отношений в связи с временной нетрудоспособностью.

Очевидно, что правила данной Конвенции призваны не допустить дискриминации при проведении увольнения работников, в том числе по признаку наличия у них временной нетрудоспособности. Применению подлежат и положения Конвенции МОТ N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, гарантирующие приоритетное удовлетворение требований работников при неплатежеспособности работодателя по сравнению с другими привилегированными требованиями, в частности, по сравнению с требованиями государства и системы социального страхования.

Правила данной Конвенции также призваны не допустить дискриминации прав работников по сравнению с другими кредиторами работодателя в случае его неплатежеспособности.

Таким образом, на территории Российской Федерации должны применяться нормы не только ратифицированных конвенций МОТ, но и положения нератифицированных конвенций МОТ, которые направлены на реализацию основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые определены в качестве таковых Декларацией МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

71 — Конвенция 1946 года о пенсиях морякам

72 — Конвенция 1946 года об оплачиваемых отпусках морякам

73 — Конвенция 1946 года о медицинском освидетельствовании моряков

74 — Конвенция 1946 года о выдаче матросам свидетельств о квалификации

75 — Конвенция 1946 года о помещениях для экипажа

76 — Конвенция 1946 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа

77 — Конвенция 1946 года о медицинском освидетельствовании подростков в промышленности

78 — Конвенция 1946 года о медицинском освидетельствовании подростков на непромышленных работах

79 — Конвенция 1946 года о ночном труде подростков на непромышленных работах

80 — Конвенция 1946 года о пересмотре заключительных статей

81 — Конвенция 1947 года об инспекции труда

82 — Конвенция 1947 года о социальной политике на территориях вне метрополии

83 — Конвенция 1947 года о трудовых нормах на территориях вне метрополии

84 — Конвенция 1947 года о праве на объединение на территориях вне метрополии

85 — Конвенция 1947 года об инспекции труда на территориях вне метрополии

86 — Конвенция 1947 года о трудовых договорах трудящихся коренного населения

87 — Конвенция 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию

88 — Конвенция 1948 года об организации службы занятости

89 — Конвенция (пересмотренная) 1948 года о ночном труде женщин

90 — Конвенция (пересмотренная) 1948 года о ночном труде подростков в промышленности

91 — Конвенция (пересмотренная) 1949 года об оплачиваемых отпусках морякам

92 — Конвенция (пересмотренная) 1949 года о помещениях для экипажа

93 — Конвенция (пересмотренная) 1949 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа

94 — Конвенция 1949 года о трудовых статьях в договорах, заключаемых государственными органами власти

95 — Конвенция 1949 года об охране заработной платы

96 — Конвенция (пересмотренная) 1949 года о платных бюро по найму

97 — Конвенция (пересмотренная) 1949 года о трудящихся-мигрантах

98 — Конвенция 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров

99 — Конвенция 1951 года о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве

100 — Конвенция 1951 года о равном вознаграждении

101 — Конвенция 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве

102 — Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения

103 — Конвенция (пересмотренная) 1952 года об охране материнства

104 — Конвенция 1955 года об отмене уголовных санкций для коренного населения

105 — Конвенция 1957 года об упразднении принудительного труда

106 — Конвенция 1957 года о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях

107 — Конвенция 1957 года о коренном и другом населении, ведущем племенной образ жизни

108 — Конвенция 1958 года об удостоверениях личности моряков

109 — Конвенция (пересмотренная) 1958 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа

110 — Конвенция 1958 года о плантациях

111 — Конвенция 1958 года о дискриминации в области труда и занятий

112 — Конвенция 1959 года о минимальном возрасте рыбаков

113 — Конвенция 1959 года о медицинском осмотре рыбаков

114 — Конвенция 1959 года о трудовых договорах рыбаков

115 — Конвенция 1960 года о защите от радиации

116 — Конвенция 1961 года о пересмотре заключительных статей

117 — Конвенция 1962 года об основных целях и нормах социальной политики

118 — Конвенция 1962 года о равноправии в области социального обеспечения

119 — Конвенция 1963 года о снабжении машин защитными приспособлениями

120 — Конвенция 1964 года о гигиене в торговле и учреждениях

121 — Конвенция 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма

122 — Конвенция 1964 года о политике в области занятости

123 — Конвенция 1965 года о минимальном возрасте допуска на подземные работы

124 — Конвенция 1965 года о медицинском освидетельствовании молодых людей для подземных работ

125 — Конвенция 1966 года о свидетельствах рыбаков

126 — Конвенция 1966 года о помещениях для рыбаков на борту судов

127 — Конвенция 1967 года о максимальном грузе

128 — Конвенция 1967 года о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца

129 — Конвенция 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве

130 — Конвенция 1969 года о медицинской помощи и пособиях по болезни

131 — Конвенция 1970 года об установлении минимальной заработной платы

132 — Конвенция (пересмотренная) 1970 года об оплачиваемых отпусках

133 — Конвенция 1970 года о помещениях для экипажа (дополнительные положения)

134 — Конвенция 1970 года о предупреждении несчастных случаев (моряки)

135 — Конвенция 1971 года о представителях трудящихся

136 — Конвенция 1971 года о бензоле

137 — Конвенция 1973 года о портовых работах

138 — Конвенция 1973 года о минимальном возрасте

139 — Конвенция 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях

140 — Конвенция 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках

141 — Конвенция 1975 года об организациях сельских трудящихся

142 — Конвенция 1975 года о развитии людских ресурсов

143 — Конвенция 1975 года о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения)

144 — Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)

145 — Конвенция 1976 года о непрерывности занятости моряков

146 — Конвенция 1976 года об оплачиваемых отпусках морякам

147 — Конвенция 1976 года о минимальных нормах в торговом флоте

148 — Конвенция 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация)

149 — Конвенция 1977 года о сестринском персонале

150 — Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда

151 — Конвенция 1978 года о трудовых отношениях на государственной службе

152 — Конвенция 1979 года о технике безопасности и гигиене труда (портовые работы)

153 — Конвенция 1979 года о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте

154 — Конвенция 1981 года о коллективных переговорах

155 — Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда

156 — Конвенция 1981 года о трудящихся с семейными обязанностями

157 — Конвенция 1982 года о сохранении прав в области социального обеспечения

158 — Конвенция 1982 года о прекращении трудовых отношений

159 — Конвенция 1983 года о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов

160 — Конвенция 1985 года о статистике труда

161 — Конвенция 1985 года о службах гигиены труда

162 — Конвенция 1986 года об асбесте

163 — Конвенция 1987 года о социально-бытовом обслуживании моряков

164 — Конвенция 1987 года о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков

165 — Конвенция (пересмотренная) 1987 года о социальном обеспечении моряков

166 — Конвенция (пересмотренная) 1987 года о репатриации моряков

167 — Конвенция 1988 года о безопасности и гигиене труда в строительстве

168 — Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы

169 — Конвенция 1989 года о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни

170 — Конвенция 1990 года о химических веществах

171 — Конвенция 1990 года о ночном труде

172 — Конвенция 1991 года об условиях труда в гостиницах и ресторанах

173 — Конвенция 1992 года о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя

174 — Конвенция 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий

175 — Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени

176 — Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах

177 — Конвенция 1996 года о надомном труде

178 — Конвенция 1996 года об инспекции труда моряков

179 — Конвенция 1996 года о найме и трудоустройстве моряков

180 — Конвенция 1996 года о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами

— Протокол 1996 года к Конвенции 1976 года о минимальных нормах в торговом флоте

181 — Конвенция 1997 года о частных агентствах занятости

182 — Конвенция 1999 года о наихудших формах детского труда

183 — Конвенция 2000 года об охране материнства

184 — Конвенция 2001 года о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве

185 — Конвенция (пересмотренная) 2003 года об удостоверениях личности моряков

186 — Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве

ПЕРЕЧЕНЬ КОНВЕНЦИЙ, РАТИФИЦИРОВАННЫХ РОССИЕЙ (СССР)

Российская Федерация ратифицировала 58 конвенций, из них действующих -51; 50 конвенций были ратифицированы еще СССР и в отношении них на РФ распространяется правопреемство; 8 были ратифицированы уже самой РФ.

В 1973 г. вместо семи конвенций, регулировавших вопросы возраста приема на работу (№ 10, 15, 58, 59, 60, 112, 123), была принята одна обобщающая — № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу».

Государственным служащим, реализующим функции государства, участникам трудовых отношений полезно знать, какие конкретно конвенции МОТ ратифицированы РФ, чтобы учитывать их положения в своей деятельности.

На настоящее время в этот перечень входят:

Конвенция № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921 г.).

Конвенция № 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921 г.).

Конвенция № 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921 г.).

Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921 г.).

Конвенция № 23 «О репатриации моряков» (1926 г.).

Конвенция № 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929 г.).

Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.).

Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев работников, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932 г.).

Конвенция № 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935 г.).

Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935 г.).

Конвенция № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков»(1946 г.).

Конвенция № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946 г.).

Конвенция № 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946 г.).

Конвенция № 79 «О ночном труде детей и подростков на непромышленных работах» (1946 г.).

Конвенция № 81 «Об инспекции труда» (1947 г.) (вместе с Протоколом 1995 г. к данной Конвенции).

Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.).

Конвенция № 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948 г.).

Конвенция № 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949 г.).

Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.).

Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.).

Конвенция № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.).

Конвенция № 103 «Об охране материнства» (пересмотрена в 1952 г.).

Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда»(1957 г.).

Конвенция № 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957 г.).

Конвенция № 108 «О национальном удостоверении личности моряков» (1958 г.).

Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.).

Конвенция № 113 «О медицинском осмотре рыбаков» (1959 г.).

Конвенция № 115 «О защите работников от ионизирующей радиации» (1960 г.).

Конвенция № 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961 г.).

Конвенция № 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963 г.).

Конвенция № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях» (1964 г.).

Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.).

Конвенция № 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965 г.).

Конвенция № 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов» (1966 г.).

Конвенция № 133 «О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные положения)» (1970 г.).

Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970 г.).

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.).

Конвенция № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.).

Конвенция № 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976 г.).

Конвенция № 148 «О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» (1977 г.).

Конвенция № 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977 г.).

Конвенция № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978 г.).

Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.).

Конвенция № 156 «О работниках с семейными обязанностями» («О равном обращении и равных возможностях для работников муж­чин и женщин: работники с семейными обязанностями») (1981 г.).

Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.).

Конвенция № 160 «О статистике труда» (1985 г.).

Конвенция № 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986 г.).

Конвенция № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996 г.)

Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.).

Перспективы ратификации РФ других конвенций МОТ обо­значены в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работо­дателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы, от 29.12.2004, устанавливающем общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 2005-2007 гг. и совместные действия Сторон по их реализации.

В пункте 7.8 этого документа отмечено, что стороны считают необходимым:

а) рассмотреть в РТК вопросы, связанные с ратификацией Российской Федерацией конвенций МОТ;

б) провести с участием специалистов МОТ комплексное исследование с целью выработки согласованного плана ратификации РФ конвенций МОТ и необходимых для этого мер по совершенствованию законодательства РФ и практики его применения.

В перечень конвенций, планируемых к ратификации, включены:

Конвенция № 42 «О возмещении работникам в случае профессиональных заболеваний» (пересмотрена в 1934 г.).

Конвенция № 97 «О работниках-мигрантах» (пересмотрена в 1949 г.).

Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.).

Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.).

Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.).

Конвенция № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» (1974 г.).

Конвенция № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.).

Конвенция № 154 «О содействии коллективным переговорам»

Конвенция № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.).

Конвенция № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя» (1982 г.).

Конвенция № 166 «О репатриации моряков» (1987 г.).

Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.).

Конвенция № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992 г.).

Конвенция № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» (1993 г.).

Конвенция № 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени» (1994 г.).

Конвенция № 178 «Об инспекции условий труда и быта моряков» (1996 г.).

Конвенция № 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве» (2001 г.).

Нормативные положения в сфере труда принимаются и другими международными организациями. Так, в Европе источниками международно-правового регулирования труда являются акты, при­нятые Советом Европы (СЕ) и Европейским союзом (ЕС).

В число этих документов входит Европейская социальная хартия, принятая в 1961 г. и пересмотренная в 1996 г. (вступила в силу в 1999 г.). Хартия практически фиксирует универсальные права че­ловека в социальной и экономической сферах, которые закреплены в документах ООН и МОТ, учитывая при этом в определенной степени региональную специфику. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2000 № 333 Россия одобрила предложения о подписании данного документа, однако Европейская социальная хартия нашей страной пока еще не ратифицирована.

Рано или поздно для России встанет вопрос о ратификации этого документа и нужно быть готовым к приведению нашего трудового законодательства в полной мере к международно-правовым стандартам.

Российская Федерация как государство — член СНГ является участницей многосторонних соглашений, некоторые из них включают регулирование трудовых отношений, прав человека и гражданина в трудовой и социальной сферах. Примером таких документов является, в частности, Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, заключенное в Москве 15 апреля 1994 г.

Российская Федерация является также участницей многих двусторонних межгосударственных соглашений по регулированию вопросов в сфере трудовых и социальных отношений. Так, напри­мер, заключено Соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Беларуси, работающих за пределами границ своих государств.

Примером двусторонних документов могут быть два парафированных соглашения: Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Германии о занятости работников российских предприятий в рамках выполнения договоров подряда и Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Германии о занятости лиц, работающих по найму, с целью повыше­ния их профессиональных и языковых знаний (Соглашение о занятости гостевых работников), утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1992 №819.

Международная организация труда (МОТ)

Нобелевская премия мира за 1969 год

«„Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости“. Это заявление, открывающее преамбулу к Уставу МОТ, четко и недвусмысленно возлагает на МОТ важнейшую роль в деле поддержания мира», — пояснил представитель МОТ в Нобелевской лекции. «Оно свидетельствует о том, что основатели нашей организации в 1919 году были убеждены в наличии неразрывной связи между социальной справедливостью в странах и международным миром, а также в том, что эта связь столь сильна и существенна, что из нее со всей очевидностью вытекала необходимость того, чтобы организация, занимающаяся вопросами труда, создавалась в качестве неотъемлемого элемента новой организационной структуры поощрения и защиты мира во всем мире после Первой мировой войны».

«Терпеливо, без пафоса, но небезуспешно»

Латинское изречение «Нет мира без правосудия» отражает важнейшую нравственную идею, являющуюся основой для Международной организации труда (МОТ). Присуждение Нобелевской премии мира за 1969 год этому специализированному учреждению ООН — признание успешного претворения им в жизнь этой идеи.

МОТ, созданная в 1919 году после социальных и политических катаклизмов, которыми сопровождалась Первая мировая война, получила эту премию 11 декабря 1969 года, в пятидесятую годовщину с момента ее основания, что явилось признанием полезности ее деятельности, на основе положения Преамбулы к ее Уставу, где говорится, что «всеобщий и прочный мир может быть обеспечен только на основе социальной справедливости». Генеральный директор МОТ Дэвид Морс в речи после вручения премии, которую он произнес от имени этой организации, подытожил характерную для нее позицию так: «Несмотря на политические катаклизмы, провалы и разочарования последних пятидесяти лет, МОТ терпеливо, без пафоса, но небезуспешно предпринимала усилия с целью создания инфраструктуры мира».

Радикальные экономические и социальные изменения эпохи индустриализации не только обеспечили беспрецедентно высокие темпы экономического роста в Европе, но и привели к созданию многочисленного и активного рабочего класса, часто вступавшего в конфликт с правящими классами. Сам Альфред Нобель боялся социальной революции и предупреждал в 1892 году об опасностях «новой тирании остающихся незамеченными», и об угрозе, представляемой ею для мира во всем мире. Лауреат первой Нобелевской премии мира за 1901 г. Фредерик Пасси также призывал к осуществлению социальных реформ как основы международной стабильности и мира.

МОТ, созданная на основе реформаторского и социалистического мышления XIX — начала XX вв. в Европе, сумела стать инструментом сотрудничества и диалога между рабочими и их правительствами, предоставив различным силам важный форум для встреч. Эта организация, помогающая обезвреживать «опасные взрывчатые вещества, таящиеся в глубинах общества», дала миру идею индустриального диалога. Изменение соотношения политических сил в мире после Второй мировой войны стимулировало расширение целей этой организации, и в 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН.

На начальных этапах деятельности МОТ ее главной задачей было «наведение мостов между богатыми и бедными в отдельных странах». В ее Уставе был сформулирован принцип трипартизма, содействующий организации диалога между правительствами, работодателями и работниками с целью урегулирования конфликтов и улучшения условий труда. Под патронажем и руководством МОТ профсоюзы и организации работодателей выработали последовательные и эффективные позиции. После Второй мировой войны задачи этой организации вышли за пределы национальных границ, и она стала «наводить мосты» в отношениях между богатыми и бедными странами, содействуя сотрудничеству между ними в областях, связанных с торговлей и трудовыми отношениями.

Создание Центра современной профессионально-технической подготовки — одна из ценных инициатив МОТ, проводящаяся в жизнь в рамках местных ограничений в каждой из стран. Она укрепляет развивающиеся страны, предоставляя им ресурсы, ноу-хау в технической и управленческой областях, и способствует созданию институциональных и административных структур, необходимых для современной государственности и миростроительства. Она оказывает постоянное влияние на законы в сфере социального обеспечения в каждой отдельной стране, что вносит ценный вклад в международные законы.

МОТ занимается главным образом принятием международных трудовых стандартов, разработкой международной политики и программ, направленных на обеспечение основных прав человека; улучшением трудовых и жилищных условий и повышение занятости, вопросами профессиональной безопасности, защиты рабочих-мигрантов, и установлением надлежащей минимальной заработной платы. Она также наделена мандатом на оказание технической помощи развивающимся странам, конечная цель которой — формирование международной программы занятости, а также создание норм и обеспечение технического сотрудничества на основе интенсивных программ исследований, подготовки, обучения и публикаций.

Работая в сотрудничества с другими специализированными учреждениями ООН, такими, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и получая финансовую поддержку ООН, МОТ реализует в развивающихся странах исследовательские проекты в областях сельского хозяйства и промышленности с главной целью решения хронических проблем безработицы и неполной занятости. Она оказывает содействие в осуществлении аграрных реформ, сельскохозяйственных проектов, в областях индустриализации, общественных работ, в разработке программ подготовки и руководства профессиональным обучением, в выборе возможностей для инвестиций, в развитии торговли и др.

Если первоначальной целью МОТ была выработка международного законодательства с целью защиты рабочих от эксплуатации и несправедливых условий труда, то сейчас эта организация стала инструментом содействия принятию эффективных мер, гарантирующих соблюдение основных прав человека, таких, как свобода собраний, свобода от принудительного труда и дискриминации и обеспечение экономического развития.

«Все люди, независимо от расы, убеждений и пола, имеют право добиваться материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей. Обязанностью МОТ является изучать и рассматривать всю международную и финансовую политику и меры в свете этой основной цели». Эти слова из Филадельфийской декларации МОТ определяют взаимозависимость экономической и социальной политики и подчеркивают их неразрывную связь с делом мира.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *