Компетенция арбитражных судов

Контрольная работа по теме «Право»

Административная контрольная работа по обществознанию в 9 классе.

I-вариант

  1. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей – это

1)социализация 2)престиж 3)власть 4)политика

2. К признакам правового государства относят

1)наличие парламента 2)разделение властей 3)однопартийность 4)единую идеологию

  1. В государстве Z проводятся массовые внесудебные расправы над оппозицией, насаждается единая идеология. Какой политический режим сложился в государстве Z?

1)парламентский 2)тоталитарный 3)демократический 4)суверенный

  1. Что характеризует политическую партию, в отличие от других объединений граждан?

1)стремление к получению власти 2)объединение единомышленников

3)общие интересы участников 4)удовлетворение потребностей людей

5. Государство Z сформировано несколькими республиками, которые создали общее законодательство и высшие органы власти. Однако республики сохранили часть своей самостоятельности: в них избираются президенты, действуют республиканские законодательные собрания. Какова форма государственного устройства страны Z?

1)республика 2)унитарное государство 3)федеративное государство 4)монархия

6. В государстве Z регулярно проходят свободные конкурентные выборы депутатов парламента. Государство гарантировало права и свободы граждан. Каков политический режим страны Z?

1)авторитарный 2)многопартийный 3)федеративный 4)демократический

7. В стране Z глава государства – князь – получает свою власть по наследству. Граждане избирают парламент, которому принадлежит высшая законодательная власть. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Какова форма правления в стране Z?

1)федеративное государство 2)президентская республика

3)конституционная монархия 4)унитарное государство

8. К отличительным признакам правового государства относится

1)наличие должности уполномоченного по правам человека 2)суверенитет государства

3)деятельность по поддержанию общественного порядка 4)разделение властей

9. Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества?

1)Парламент принял поправки к закону об общественных объединениях.

2)Жильцы дома провели митинг против строительства гаража на месте спортивного городка.

3)Кандидаты в депутаты начали активную избирательную кампанию.

4)Глава государства провёл встречу с министрами.

10. Страна Z – унитарное государство. Это значит, что

1)в стране Z реализован принцип разделения властей

2)в регионах страны Z могут существовать собственные правительства

3)в регионах страны Z есть собственные конституции

4)страна Z разделена на регионы, которые не имеют политической самостоятельности

11. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене

12. Понятия «арбитраж», «юрисдикция» относятся к деятельности

1)законодательной власти 2)исполнительной власти 3)института президентства 4)судебной власти

13. Что является признаком любого государства?

1)взимание налогов и сборов 2)республиканская форма правления

3)разделение властей 4)федеративное устройство

14. Всенародное голосование с целью принятия решения по важному государственному вопросу – это

1)опрос 2)рейтинг 3)референдум 4)электорат

15. Верны ли следующие суждения о государстве?

А.

Государство осуществляет политическую власть.

Б.

Государство влияет на темпы и направления развития общества.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения о правовом государстве и гражданском обществе?

А.

Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.

Б.

Гражданское общество всегда находится в оппозиции к правовому государству.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

17. Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А)свободные выборы в органы государственной власти

Б)правовое государство

В)обязательная государственная идеология

Г)всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества

Д)многопартийная система

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

1)демократический 2)тоталитарный

……………………… ……………………

18. Установите соответствие между признаками и формами правления, которые они характеризуют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А)единоличный правитель

Б)источником власти признаётся народ

В)бессрочная пожизненная власть главы государства

Г)передача верховной власти по наследству

Д)принцип выборности высших органов власти

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

1)парламентская республика 2)абсолютная монархия

19. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)наличие системы законодательства

2)законодательная гарантия прав меньшинств

3)проведение альтернативных конкурентных выборов в законодательные органы

4)наличие правоохранительных органов

ЧЕРТЫ СХОДСТВА … ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ…

20. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Лидеры двух крупнейших политических партий обсудили вопросы для предполагаемой беседы с главой государства. (Б)Можно предположить, что на встрече лидеров обсуждались те позиции, по которым партии планируют выступить солидарно. (В)Похоже, что лидерам партий удалось сблизить свои позиции.

Определите, какие положения текста

1)отражают факты 2)выражают мнение

21. Дайте определения понятиям:

А) Республика-

Б) Политическая партия-

Административная контрольная работа по обществознанию в 9 классе.

II-вариант

1. Что является функцией исполнительной власти?

1) создание законов 2) разработка государственного бюджета

3) осуществление правосудия 4) разработка предвыборных программ

2. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

3. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим 2) форма правления

3) форма административного устройства 4) государственный суверенитет

4. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции 2) разделение и независимость ветвей власти

3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) суверенитет государства

5. Конституция РФ была принята

1) Федеральным Собранием 2) думским комитетом

3) Государственным Советом 4) всенародным референдумом

6. Функцией государства является

1) разделение властей 2) суверенитет

3) поддержание общественного порядка 4) наличие государственного аппарата

7. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

8. Любое государство характеризуется

1) верховенством права 2) наличием аппарата управления

3) политическим плюрализмом 4) соблюдением прав человека

9. Одной из ведущих черт демократического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

3) гарантированность прав и свобод человека законами государства

4) наличие органов судопроизводства

10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

1) монарх утверждает главу кабинета министров

2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

3) власть монарха не имеет законодательных ограничений

4) монарх является верховным главнокомандующим

11. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) республика

12. Демократический режим характеризуется

1) господством исполнительной власти 2) защитой прав и свобод граждан

3) командно-административными методами управления 4) господством одной обязательной идеологии

13. К внешней функции государства относится функция

1) культурная 2) дипломатическая 3) политическая 4) экономическая

14. Кто является источником власти в демократической стране

1) народ 2) передовой общественный класс

3) представители крупного бизнеса 4) интеллектуальная элита общества

15. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

16. Верны ли суждения о государстве?

А В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

17. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)обеспечение правопорядка

Б)подписание президентом договора
о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

В)разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г)участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

Д)государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1)внешние 2)внутренние

18. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)демократия

Б)унитарное государство

В)республика

Г)федерация

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

1)форма правления

2)форма государственного устройства

3)политический режим

Д)монархия

19. Учитель рассказывал на уроке о формах политического участия граждан. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)тайное голосование граждан

2)граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона

3)голосование за кандидатов на государственные должности

4)правом голоса обладают только совершеннолетние граждане

ЧЕРТЫ СХОДСТВА… ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ…

20. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)В стране Z в минувшие выходные проводились парламентские выборы. (Б)В них приняло участие менее трети граждан, имеющих право голоса. (В)Вероятно, столь низкая явка избирателей связана с их недовольством деятельностью властей.

Определите, какие положения текста

1)отражают факты

2)выражают мнение

21.Дайте определения понятиям:

А) Монархия-

Б) Активное избирательное право-

Ответы

I-вариант

№ задания

Правильный ответ

Балл

2балла ,( 1 ошибка-1 балл, 2 ошибки – 0 баллов)

2балла ,( 1 ошибка-1 балл, 2 ошибки – 0 баллов)

2балла ,( 1 ошибка-1 балл, 2 ошибки – 0 баллов)

2балла ,( 1 ошибка-1 балл, 2 ошибки – 0 баллов)

Республика — это форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выбранным на определенный срок органом власти.

2 балла за полный ответ,

1 балл за неполный ответ,

0 баллов за неправильный ответ

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

2 балла за полный ответ,

1 балл за неполный ответ,

0 баллов за неправильный ответ

Всего: 28 баллов.

Критерии для оценивания.

«5» — 23-28 баллов.

«4» — 18-22 балла.

«3» — 14-17 баллов.

«2» — 6-13 баллов

«1» — 0-5 баллов.

Ответы

II-вариант

№ задания

Правильный ответ

Балл

2балла ,( 1 ошибка-1 балл, 2 ошибки – 0 баллов)

2балла ,( 1 ошибка-1 балл, 2 ошибки – 0 баллов)

2балла ,( 1 ошибка-1 балл, 2 ошибки – 0 баллов)

2балла ,( 1 ошибка-1 балл, 2 ошибки – 0 баллов)

Мона́рхия — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

2 балла за полный ответ,

1 балл за неполный ответ,

0 баллов за неправильный ответ

Акти́вное избира́тельное пра́во — это право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти в качестве избирателя. (предоставляется с 18 лет)

2 балла за полный ответ,

1 балл за неполный ответ,

0 баллов за неправильный ответ

Всего: 28 баллов.

Критерии для оценивания.

«5» — 23-28 баллов.

«4» — 18-22 балла.

«3» — 14-17 баллов.

«2» — 6-13 баллов

«1» — 0-5 баллов.

Тесты по обществознанию к разделу «Политика» (9 класс)

  1. Г)всеобъемлющий постоянный контроль жизни

  2. человека и общества

  3. …………………… ……………………

  4. 18. Установите соответствие между признаками и формами правления, которые они характеризуют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

  5. ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

  6. А)единоличный правитель 1) парламентская республика

  7. Б)источником власти признаётся народ 2) абсолютная монархия

  8. В)бессрочная пожизненная власть главы государства

  9. Г)передача верховной власти по наследству

  10. Д)принцип выборности высших органов власти

  11. 19. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

  12. 1)наличие системы законодательства

  13. 2)законодательная гарантия прав меньшинств

  14. 3)проведение альтернативных конкурентных выборов в законодательные органы

  15. 4)наличие правоохранительных органов

  16. ЧЕРТЫ СХОДСТВА … ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ…

  17. 20. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

  18. (А)Лидеры двух крупнейших политических партий обсудили вопросы для предполагаемой беседы с главой государства. (Б)Можно предположить, что на встрече лидеров обсуждались те позиции, по которым партии планируют выступить солидарно. (В)Похоже, что лидерам партий удалось сблизить свои позиции.

  19. Определите, какие положения текста

  20. 1)отражают факты 2)выражают мнение

  21. 21. Дайте определения понятиям:

  22. А) Республика-

  23. Б) Политическая партия-

  24. Контрольный тест по теме «Политика» 9 класс

  25. Вариант 2

  26. 1. Что является функцией исполнительной власти?

  27. 1) создание законов 2) разработка государственного бюджета

  28. 3) осуществление правосудия 4) разработка предвыборных программ

  29. 2. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

  30. 1) концентрация власти в руках выборных органов

  31. 2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

  32. 3) свободные от цензуры средства массовой информации

  33. 4) развитое гражданское общество

  34. 3. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

  35. 1) политический режим 2) форма правления

  36. 3) форма административного устройства 4) государственный суверенитет

  37. 4. К отличительным признакам правового государства относится

  38. 1) наличие армии и полиции 2) разделение и независимость ветвей власти

  39. 3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) суверенитет государства

  40. 5. Конституция РФ была принята

  41. 1) Федеральным Собранием 2) думским комитетом

  42. 3) Государственным Советом 4) всенародным референдумом

  43. 6. Функцией государства является

  44. 1) разделение властей 2) суверенитет

  45. 3) поддержание общественного порядка 4) наличие государственного аппарата

  46. 7. Отличительным признаком тоталитарного режима является

  47. 1) монополия на власть одной политической партии

  48. 2) обязанность граждан подчиняться законам

  49. 3) невмешательство государства в дела гражданского общества

  50. 4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

  51. 8. Любое государство характеризуется

  52. 1) верховенством права 2) наличием аппарата управления

  53. 3) политическим плюрализмом 4) соблюдением прав человека

  54. 9. Одной из ведущих черт демократического режима является

  55. 1) наличие одной партии, сросшейся с государством

  56. 2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

  57. 3) гарантированность прав и свобод человека законами государства

  58. 4) наличие органов судопроизводства

  59. 10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

  60. 1) монарх утверждает главу кабинета министров

  61. 2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

  62. 3) власть монарха не имеет законодательных ограничений

  63. 4) монарх является верховным главнокомандующим

  64. 11. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

  65. 1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) республика

  66. 12. Демократический режим характеризуется

  67. 1) господством исполнительной власти 2) защитой прав и свобод граждан

  68. 3) командно-административными методами управления 4) господством одной обязательной идеологии

  69. 13. К внешней функции государства относится функция

  70. 1) культурная 2) дипломатическая 3) политическая 4) экономическая

  71. 14. Кто является источником власти в демократической стране

  72. 1) народ 2) передовой общественный класс

  73. 3) представители крупного бизнеса 4) интеллектуальная элита общества

  74. 15. Верны ли следующие суждения о политической партии?

  75. А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

  76. Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

  77. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

  78. 16. Верны ли суждения о государстве?

  79. А В любом государстве существует верховенство права.

  80. Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

  81. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

  82. 17. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

  83. ПРИМЕРЫ

  84. А)обеспечение правопорядка

  85. Б)подписание президентом договора
    о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

  86. В)разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

  87. Г)участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

  88. Д)государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

  89. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

  90. 1)внешние 2)внутренние

  91. 18. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

19.Понятие звена судебной системы, судебной инстанции, судебной компетенции, подсудности

  • •1.Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели, задачи
  • •2.Общая характеристика правоохранительных органов рф. Государственные и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции
  • •3.Общая характеристика и классификация нпа о по и их деятельности
  • •1. Акты общего действия:
  • •4.Понятие, полномочия (функции) судебной власти
  • •5.Правосудие как вид государственной правоохранительной деятельности. Понятие принципов правосудия и их система
  • •6.Законность – основополагающий принцип правосудия
  • •7.Принцип осуществления правосудия только судом
  • •8.Независимость судей и подчинение их только закону – принцип правосудия
  • •9.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на судебную защиту – принцип правосудия
  • •10.Равенство граждан перед законом и судом — принцип правосудия
  • •11.Обеспечение права граждан на судебную защиту — принцип правосудия
  • •12. Состязательность и равноправие сторон — принцип правосудия
  • •13.Презумпция невиновности — принцип правосудия
  • •14.Обеспечение возможности пользоваться в суде родным языком — принцип правосудия
  • •15.Гласность судебного разбирательства — принцип правосудия
  • •16.Непосредственность и устность судебного разбирательства — принцип правосудия
  • •17.Участие граждан в отправлении правосудия
  • •18.Судебная система рф. Общая характеристика фкз «о судебной системе рф»
  • •19.Понятие звена судебной системы, судебной инстанции, судебной компетенции, подсудности
  • •20.Система судов общей юрисдикции. Общая характеристика фкз «о судах общей юрисдикции в рф»
  • •21.Суды субъектов рф – конституционные (уставные) суды, мировые судьи
  • •22.Районный суд – основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Полномочия районного суда. Организация работы в районном суде
  • •23.Суды субъектов рф: полномочия, структура, место в системе федеральных судов общей юрисдикции
  • •24.Верховный суд рф: его полномочия и структура
  • •25.Военные суды в судебной системе рф
  • •26.Арбитражные суды в рф, их роль и основные задачи. Система арбитражных судов. Общая характеристика фкз «Об арбитражных судах в рф»
  • •27.Конституционный суд рф: полномочия, структура и организация деятельности
  • •28.Статус судей: понятие и общая характеристика. Основные положения Закона рф «о статусе судей в рф»
  • •29.Статус присяжных и арбитражных заседателей, их права и обязанности. Порядок наделения их полномочиями.
  • •30.Порядок формирования судейского корпуса: требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, отбор кандидатов на должность судьи, назначение судей
  • •31. Органы судейского сообщества
  • •32. Общая характеристика организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
  • •33. Система и структура органов прокуратуры рф.
  • •34. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
  • •35. Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры рф
  • •36. Кадры органов прокуратуры
  • •37. Министерство юстиции рф, его территориальные органы и учреждения, их основные задачи.
  • •38. Федеральная служба судебных приставов
  • •39. Федеральная служба исполнения наказаний, ее структура и основные задачи
  • •40. Система обеспечения безопасности в рф. Состав, задачи и функции Совета Безопасности рф.
  • •41. Органы фсб в рф, их система, принципы и основные направления деятельности.
  • •42. Система органов внешней разведки рф. Принципы и цели разведывательной деятельности. Полномочия органов внешней разведки рф
  • •43. Понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны рф.
  • •44. Понятие, система и основные полномочия государственной фельдъегерской службы рф.
  • •45. Понятие, система и основные полномочия органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс).
  • •46. Понятие и система органов внутренних дел рф.
  • •47. Задачи и основные полномочия Министерства внутренних дел.
  • •48. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Основные права и обязанности полиции.
  • •49. Федеральная миграционная служба при мвд рф: задачи и основные полномочия.
  • •50. Понятие, система и основные полномочия Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков.
  • •51. Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы рф.
  • •52. Понятие, система и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу.
  • •53. Федеральные органы государственной охраны: система, задачи и полномочия.
  • •54. Задачи и структура внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  • •55. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности
  • •56. Система органов, осуществляющих предварительное следствие. Полномочия следователя и руководителя следственного органа.
  • •57. Система органов дознания и их полномочия.
  • •42.Система органов внешней разведки рф. Принципы и цели разведывательной деятельности. Полномочия органов внешней разведки
  • •43.Понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны рф
  • •44.Понятие, система и основные полномочия государственной фельдъегерской службы рф
  • •45.Понятие, система и основные полномочия органов министерства рф по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • •46.Понятие и система органов внутренних дел рф
  • •47.Задачи и основные полномочия министерства внутренних дел
  • •48.Полиция как составная часть органов внутренних дел. Основные права и обязанности полиции
  • •49.Федеральная миграционная служба при мвд: задачи и основные полномочия
  • •50.Понятие, система и основные полномочия Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков
  • •51.Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы рф
  • •52.Понятие, система и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу
  • •53.Федеральные органы государственной охраны: система, задачи и полномочия
  • •54.Задачи и структура внутренних войск мвд рф
  • •55.Органы уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности
  • •57.Система органов дознания и их полномочия (упк ст. 40)
  • •58.Адвокатура и адвокатская деятельность в рф
  • •59.Система нотариата в рф. Общая характеристика нотариальной деятельности в рф
  • •60.Частная детективная и охранная деятельность. Ее место в системе правоохранительной деятельности

Компетенция судов по гражданским делам.

По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Суды рассматривают и разрешают:

  • • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • • дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
  • • дела, возникающие из публичных правоотношений;
  • • дела особого производства;
  • • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды рассматривают и разрешают дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

  • • дела о выдаче судебного приказа;
  • • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 100 тыс. руб.;
  • • иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • • дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 100 тыс. руб.;
  • • дела об определении порядка пользования имуществом.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут

быть отнесены и другие дела.

При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются. Гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции мировых судей, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

  • • связанные с государственной тайной;
  • • об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • • о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ.
  • • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • • о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

  • • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;
  • • об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • • об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
  • • о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;
  • • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.
  • • о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ.

Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ могут быть отнесены и другие дела.

Компетенция арбитражных судов

Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).

(19. Понятие, виды и критерии подведомственности.) Подведомственность.

Подведомственность дел — это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.

При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.

Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.

Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

o организаций, являющихся юридическими лицами;

o граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;

o в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:

o экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений.

o экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Так в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц и т.д.

Подсудность(20. Понятие подсудности.,21.Виды подсудности.)

Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.

Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

o родовая;

o территориальная.

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:

o дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

o дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

o экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:

Общая территориальная подсудность — в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).

Альтернативная подсудность — правила подсудности по выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ.

Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.

Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.

Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.

Договорная подсудность — по правилам договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная статьями 35 и 36 АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.

Исключительная подсудность — по правилам исключительной подсудности, установленной статьей 38 АПК РФ, дело должно быть рассмотрено строго определенным арбитражным судом.

Так иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.

Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность передачи дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд (ст. 39 АПК РФ).

Так дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.

Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:

o ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;

o обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;

o при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

o одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;

o после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.

О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение. Дело с определением направляется в соответствующий арбитражный суд в пятидневный срок со дня его вынесения. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.

Наименование исключено. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ

  • Статья 27. Споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов
  • Статья 28. Компетенция арбитражных судов по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений
  • Статья 29. Компетенция арбитражных судов по экономическим спорам и другим делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
  • Статья 30. Компетенция арбитражных судов по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
  • Статья 31. Компетенция арбитражных судов по делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов
  • Статья 32. Компетенция арбитражных судов по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений
  • Статья 33. Споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда
  • Статья 34. Подсудность дел арбитражным судам
  • Статья 35. Предъявление иска по адресу или месту жительства ответчика
  • Статья 36. Подсудность по выбору истца
  • Статья 37. Договорная подсудность
  • Статья 38. Исключительная подсудность
  • Статья 39. Передача дела, принятого арбитражным судом к своему производству, из одного суда в другой суд

Глава 4. «Арбитражный процессуальный кодекс РФ» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 12.11.2019)

Комментарий к главе 4

Компетенция (от лат. competo — добиваюсь, соответствую, подхожу) — это (1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; (2) знания, опыт в той или иной области .

В литературе имеются иные толкования данного понятия.

Компетенция — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа (органа местного самоуправления) или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления) .

В юридической литературе под компетенцией принято понимать совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц .

Конституция РФ устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 1, 2 ст. 46).

Конституционное право на судебную защиту не означает, что любой вопрос, касающийся прав и законных интересов граждан, организаций, органов и должностных лиц, подлежит разрешению только судом. По российскому законодательству правомочием рассмотрения и разрешения ряда юридических дел (правовых вопросов) наделены не только государственные суды, но и третейские суды, несудебные (квазисудебные) органы. При этом решение по делу (вопросу), принятому во внесудебном порядке, а также третейским судом, может быть оспорено в государственном суде в соответствии с установленной федеральным законом судебной подведомственностью. Об этом, в частности, говорится в п. 2 ст. 11 ГК РФ: «Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде».

В соответствии с ч. 2 — 4 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют:

— федеральные суды — Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды;

— суды субъектов РФ — конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституция РФ устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47).

Конституция РФ (ст. 125 — 127) и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 18 — 28) разграничивают полномочия по осуществлению судебной власти между вышеперечисленными судами, а последний — также между судами общей юрисдикции и арбитражными судами различных уровней (по вертикали). Более того, процессуальные Кодексы — ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ разграничивают указанные полномочия между судами определенной юрисдикции различного (по вертикали) и одного (по горизонтали) уровня.

Таким образом, полномочие того или иного суда на рассмотрение и разрешение юридического дела определяется двумя составляющими:

1) подведомственностью, под которой в процессуальной науке принято понимать относимость (отношение) нуждающегося в государственно-властном разрешении спора о праве (другого юридического дела) к ведению того или иного юрисдикционного органа ;

2) подсудностью, под которой в процессуальной науке принято понимать относимость (отношение) подведомственного суду общей юрисдикции (арбитражному суду) дела по первой инстанции к ведению определенного суда общей юрисдикции (арбитражного суда) .

Используемое в Конституции РФ понятие «подсудность» — понятие собирательное, объединяющее общепринятые в процессуальной науке понятия «подведомственность» и «подсудность».

Толкуя понятие «подсудность», надлежит иметь в виду, в каком значении оно используется федеральным законодателем. В АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ это понятие используется в узком смысле — как относимость дела к ведению определенного суда соответствующей судебной системы.

Подведомственность разграничивает полномочия между различными юрисдикционными органами (в том числе судами общей юрисдикции и арбитражными судами), а подсудность — судами одной юрисдикции (по первой инстанции).

Под компетенцией арбитражного суда понимают полномочие арбитражного суда на рассмотрение и разрешение одновременно подведомственного и подсудного ему дела .

5. Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц

Исключительная компетенция арбитражных судов может быть ограничена только международными договорами Российской Федерации. Поэтому суды других государств не вправе принимать к рассмотрению соответствующие категории дел.

В этом случае вступает в силу норма п. 3 ч. 1 ст. 244 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, если рассмотрение дела относится к исключительной компетенции суда в Российской Федерации. Если тождественный иск по делу, отнесенному к исключительной компетенции арбитражных судов России, принят к рассмотрению судом иностранного государства, то в этом случае российский суд продолжает рассмотрение дела (ч. 2 ст. 252 АПК РФ).

К исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц отнесены дела:

— по спорам в отношении находящегося в государственной собственности Российской Федерации имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;

— по спорам, предметом которых являются недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории Российской Федерации, или права на него;

— по спорам, связанным с регистрацией или выдачей патентов, регистрацией и выдачей свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента либо свидетельства в Российской Федерации;

— по спорам о признании недействительными записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведенных компетентным органом Российской Федерации, ведущим такой реестр (регистр, кадастр);

— по спорам, связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.

В исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся также предусмотренные в разд. III АПК РФ дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

6. Соглашение об определении компетенции арбитражных судов в российской Федерации

Согласно ст. 249 АПК РФ в случае, если стороны, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, заключили соглашение, в котором определили, что арбитражный суд в Российской Федерации обладает компетенцией по рассмотрению возникшего или могущего возникнуть спора, связанного с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд в Российской Федерации будет обладать исключительной компетенцией по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительную компетенцию иностранного суда.

Здесь идет речь идет о пророгационных и дерогационных соглашениях. Возможность их заключения связана с диспозитивным характером процессуальных и материальных гражданских прав, что позволяет изменить соглашением сторон установленную законом компетенцию суда и определить ее иным образом. В силу пророгационного соглашения неподсудное определенному арбитражному суду дело становится ему подсудным, а на основании дерогационного соглашения исключается подсудность дела арбитражному суду, к ведению которого оно отнесено законом. Однако такими соглашениями о договорной подсудности нельзя менять исключительную и родовую подсудность, определенную в законе.

Например, согласно п. 2 ст. 4 Киевского соглашения компетентные суды государств-участников СНГ рассматривают дела в других случаях, если об этом имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этому суду. При наличии такого соглашения суд другого государства-участника СНГ прекращает производство дел по заявлению ответчика, если такое заявление сделано до принятия решения по делу.

Согласно п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 г. N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» арбитражные суды РФ могут рассматривать дела и в случаях, предусмотренных международными договорами, при наличии письменного (пророгационного) соглашения участников сделки из других иностранных государств о передаче экономического спора в российский арбитражный суд (ст. 21 Минской конвенции, п. 2 ст. 4 Киевского соглашения и другие международные соглашения о правовой помощи).

К форме пророгационного соглашения применимы требования, установленные российским законодательством для формы внешнеэкономических сделок. Исключительная компетенция арбитражных судов РФ, установленная российским законом или международным договором Российской Федерации, не может быть изменена пророгационным соглашением.

Статья 248. Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц

1. К исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц относятся дела:

1) по спорам в отношении находящегося в государственной собственности Российской Федерации имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;

2) по спорам, предметом которых являются недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории Российской Федерации, или права на него;

3) по спорам, связанным с регистрацией или выдачей патентов, регистрацией и выдачей свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента либо свидетельства в Российской Федерации;

4) по спорам о признании недействительными записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведенных компетентным органом Российской Федерации, ведущим такой реестр (регистр, кадастр);

5) по спорам, связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *