КФО это расшифровка

Средства во временном распоряжении

Инструкция по бюджетному учету содержит некоторые типовые операции по учету средств во временном распоряжении. Однако в жизни все несколько сложнее, могут возникнуть не прописанные в законодательстве ситуации. О решении этой проблемы и пойдет речь в данной статье.

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, — это деятельность, связанная с получением средств и их возвратом владельцу или перечислением в доход бюджета. Пример тому — обязанность органов предварительного следствия и дознания по хранению средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества. Это же относится к средствам, полученным на ответственное хранение, к получению заказчиком в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта и т. д. Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке.

Типовые записи

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, обозначается кодом «3».
Для учета денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения, применяют счет 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» (п. 100 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной 30 декабря 2008 г. N 148н, далее — Инструкция N 148н).

Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. N 0504071) на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

В заголовочной части данного документа в обязательном порядке должны быть указаны:

  • дата (за месяц);
  • наименование учреждения и код по ОКПО, структурного подразделения;
  • единица измерения (ОКЕИ или ОКВ).

В содержательной части указываются:

  • дата, номер и наименование документа (выписка органа казначейства, банка);
  • наименование показателя (для сумм в иностранной валюте приводится запись «отражается в рублевом эквиваленте»);
  • номер счета бюджетного учета по дебету и по кредиту;
  • сумма;
  • итоговые суммы по дебету и кредиту счетов бюджетного учета с входящими и исходящими остатками;
  • количество приложений.

Оформляющая часть ф. N 0504071 должна содержать подписи, расшифровки подписей главного бухгалтера и исполнителя (с указанием должности) и дату.
Суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения и подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, отражают на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется на Многографной карточке по каждому получателю в разрезе видов поступлений и направлений использования средств (п. 207 Инструкции N 148н).
В соответствии с приложением 1 к Инструкции N 148н в учете операции со средствами во временном распоряжении оформляются следующими типовыми корреспонденциями.

ДЕБЕТ КИФ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ гКБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— поступление средств во временное распоряжение учреждения на лицевой (расчетный) счет;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ гКБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— поступление средств во временное распоряжение учреждения в кассу учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ КИФ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— возврат средств, поступивших во временное распоряжение владельцу, или передача по назначению в установленном порядке с лицевого (расчетного) счета;

ДЕБЕТ гКБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ КИФ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— возврат средств, поступивших во временное распоряжение владельцу, или передача по назначению в установленном порядке из кассы учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ КИФ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— перечисление денежных средств, находящихся во временном распоряжении, на счет для выплаты наличных денежных средств получателям бюджетных средств;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— получение наличных денежных средств в кассу учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ КИФ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— отражена сдача наличных денежных средств на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— возврат средств, находящихся во временном распоряжении, со счета для выплаты наличных денежных средств получателям бюджетных средств.

Перечисление в бюджет

Особого внимания заслуживает ситуация, когда денежные средства, полученные во временное распоряжение, подлежат перечислению в доход бюджета, а не обратно их владельцу. К примеру, если победитель (участник) аукциона отказывается заключать госконтракт, денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются (п. 2 ст. 38 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 94-ФЗ). Не возвращаются они в и других случаях, когда победитель (участник) аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

Это происходит, если:

  • победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 7 статьи 37 Закона N 94-ФЗ или частью 2 этой статьи, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта;
  • аукцион проводился в соответствии с пунктом 6.1 статьи 37 Закона N 94-ФЗ (если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт), и победитель (участник) аукциона не оплатил в установленный срок цену права на заключение контракта.

В указанных случаях счета с кодом «3» закрываются, а перечисление денежных средств отражается по коду «1» — бюджетная деятельность.

Пример 1
Участники аукциона внесли в качестве обеспечения исполнения контракта залоговые суммы по 20 000 руб. безналичным путем. Победитель торгов (участник А) признан уклонившимся от заключения контракта, поэтому контракт был заключен с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта (участник Б). Залог участника А был перечислен в доход бюджета, а залог участника Б возвращен ему в течение трех дней после заключения контракта.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — зачислены денежные средства на счет по учету средств во временном распоряжении от участника А;

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — зачислены денежные средства на счет по учету средств во временном распоряжении от участника Б;

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — возвращена залоговая сумма участнику Б;

ДЕБЕТ 1 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
КРЕДИТ 1 401 01 180
«Прочие доходы»
— 20 000 руб. — начислен доход, подлежащий перечислению в бюджет (на сумму залоговых платежей участника А);

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — списана залоговая сумма участника А;

ДЕБЕТ 1 210 02 180
«Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет прочим доходам»
КРЕДИТ 1 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— 20 000 руб. — отражена сумма средств, поступивших в доход бюджета.

Учреждения соцзащиты

Бухгалтерам учреждений социальной реабилитации, обслуживания инвалидов будет интересен такой момент: как отражать операции по приобретению и передаче продуктов и материальных ценностей обслуживающимся в учреждении людям, приобретенным за их счет? Следует ли применять счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы» или все пропускать через счета со средствами во временном распоряжении?
Продукты, приобретенные работниками соцзащиты за счет средств физических лиц, не могут использоваться в деятельности учреждения. Поэтому применять счета нефинансовых активов в этом случае нельзя.

Пример 2
Работнику стационарного учреждения реабилитации инвалидов со счета со средствами во временном распоряжении выданы деньги на приобретение средств гигиены для клиента в размере 600 руб. Остаток денежных средств в сумме 200 руб. возвращен в кассу учреждения.
В бухгалтерском учете стационара должны быть сделаны следующие проводки (записи делают после того, как в учете будут отражены вышеперечисленные записи по зачислению средств на счет по учету денежных средств во временном распоряжении).

ДЕБЕТ 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 600 руб. — отражено списание денежных средств со счета;

ДЕБЕТ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— 600 руб. — поступили наличные денежные средства в кассу со счета по учету средств во временном распоряжении;

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— 600 руб. — выданы денежные средства пациента из кассы по доверенности от него работнику учреждения на приобретение предметов гигиены;

ДЕБЕТ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— 200 руб. — возвращен остаток неиспользованных денежных средств в кассу.

Далее следует сделать записи по перечислению денежных средств на счет по учету средств во временном распоряжении:

ДЕБЕТ 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— 200 руб. — денежные средства пациента списаны из кассы;

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступление денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— 200 руб. — деньги пациента зачислены на счет по учету средств во временном распоряжении.

Отчетность

Бюджетная отчетность получателей бюджетных средств составляется в порядке, предусмотренном разделом II Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 13 ноября 2008 г. N 128н (далее — Инструкция 128н).
Учреждения составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам согласно приложению к настоящей Инструкции (п. 1 раздела I Инструкции N 128н). Кроме того, дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетностей могут быть установлены главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств (п. 5 Инструкции N 128н).

Показатели, сформированные по данным счетов 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» и 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение», должны быть отражены в следующих отчетных формах:

  • баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). В графе 6 данного документа отражают показатели деятельности учреждения со средствами, полученными во временное распоряжение, в том числе:
    • по строке 411 — сумма по данным счета увеличений 3 201 02 510 «Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»;
    • по строке 412 — сумма по данным счета уменьшений 3 201 02 610 «Выбытие средств учреждения, полученных во временное распоряжение»;
    • по строке 541 — сумма по данным счета увеличений 3 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»;
    • по строке 542 — сумма по данным счета уменьшений 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»;
  • показатели деятельности учреждения со средствами, полученными во временное распоряжение, могут быть отражены в приложениях к Пояснительной записке (ф. 050160);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) заполняются, в том числе, и на основании учетных данных по счету 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение».

Внимание! Поступления, зачисленные на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений», в случае отсутствия возможности определения лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального учреждения, отражаются на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения, открытом органу Федерального казначейства, без указания кода бюджетной классификации Российской Федерации (письмо Федерального казначейства от 20 февраля 2009 г. N 42-7.4-05/5.3-100). Данные поступления подлежат уточнению получателем средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней. Если в течение данного периода предполагаемый получатель указанных средств не представил в письменном виде в орган Федерального казначейства уточняющую информацию, последний на основании оформленной им Заявки на возврат возвращает плательщику указанные средства со счета N 40302.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Д.Д. Хенкеева, В.В. Пименов.

Какие коды вида финансового обеспечения должны применять бюджетные и автономные учреждения в 2015 г.

В соответствии с пунктом 21 Приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н с 01.01.2015 по бюджетным и автономным учреждениям изменились коды финансового обеспечения на следующие: КВФО 2,3,4 на КВФО 8;КВФО 5 на КВФО 9. Как это реализовано в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»? Где об этом можно прочитать?

Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» не вносились изменения в пункт 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н размещен на официальном сайте Минфина России, а также в базах нормативных документов, в том числе в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ ПРОФ. Прилагаем выдержку из приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 29.08.2014):

«21. На основе Единого плана счетов и положений настоящей Инструкции для ведения бухгалтерского учета применяются: казенными учреждениями, организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, — план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета; бюджетными учреждениями и автономными учреждениями — план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и соответствующие Инструкции по их применению (далее вместе — Планы счетов, Инструкции по их применению).

На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее — Рабочий план счетов).

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:

  • в 1 — 17 разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18 разряде — код вида финансового обеспечения (деятельности);
  • в 24 — 26 разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, в 24 — 26 разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ); автономными учреждениями — аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

В 19 — 23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

для учреждений, организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

  • 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
  • 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 — средства во временном распоряжении;
  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
  • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):

  • 8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете:
  • 9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах».

Обратите внимание, с какой целью и кем применяются коды вида финансового обеспечения (далее – КФО) 8 и 9, — для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения в 2015 году по-прежнему применяют КФО 2, 4, 3, 5, 6 (если доводятся субсидии на цели осуществления капитальных вложений), 7 (если доводятся средства ОМС).

Именно эти КФО применяются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» при формировании номеров счетов Рабочего плана счетов для бюджетных и автономных учреждений.

>Определяем КФО для имущества

Распоряжение средствами

Все денежные средства, которые поступают учреждению, в т. ч. предоставленные из соответствующего бюджета субсидии (на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели), а также поступления от приносящей доход деятельности являются собственными доходами бюджетного учреждения. Такой вывод, в частности, приведен в письме Минфина России от 01.10.2012 № 03-05-05-01/57. При этом действующее законодательство не содержит ограничений в распоряжении учреждениями собственными доходами.

Запомнить

При перечислении субсидий из бюджета и поступлении их на счета, на которых учитываются операции бюджетных учреждений, данные средства перестают быть средствами бюджета и используются учреждением в соответствии с планом ФХД. Порядок № 81н не содержит требования об обязательном разделении расходов за счет субсидии на финансовое обеспечение задания и средств от приносящей доход деятельности. Операции за счет этих источников согласно ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ осуществляются в пределах общего остатка средств, учтенных на одном лицевом счете.

Документом, определяющим направления расходования бюджетными учреждениями средств за счет всех источников финансового обеспечения является план финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД).

План ФХД составляется и утверждается в порядке, принятом органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с Требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее – Порядок № 81н).

Решение о том, за счет какого источника приобретать имущество (в т. ч. при заимствовании денежных средств) бюджетное учреждение принимает самостоятельно. Расходы осуществляются в соответствии с плановыми значениями выплат, утвержденными планом ФХД.

Учреждение вправе приобрести отдельные основные средства (как правило, недорогостоящие) за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, если при его формировании учредитель предусмотрел такие затраты.

Нормативный документ

Согласно ст. 78.1. Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется за счет субсидий, предоставляемых им на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в т. ч. земельные участки.

Пример

Расходы на приобретение учебного оборудования включены Минобрнауки России в издержки на прочие общехозяйственные нужды (п. 12.6 Порядка, утв. приказом Минобрнауки России от 27.06.2011 № 2070 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации»).

КФО

Бюджетное учреждение при формировании структуры счета бухгалтерского учета 101 00 «Основные средства» самостоятельно определяет код вида финансового обеспечения (деятельности) в зависимости от того, в какой сфере планируется использование такого имущества.

В частности, на месте разряда 18 в структуре счета проставляется соответствующий код вида финансового обеспечения (деятельности) (далее – КФО):

  • 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 – средства во временном распоряжении;
  • 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 – субсидии на иные цели;
  • 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
  • 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Такие правила формирования структуры счета установлены п. 21 Инструкции № 157н.

Приносящая доход деятельность

Рассмотрим ситуацию, когда основное средство приобретено учреждением за счет приносящей доход деятельности (КФО 2), но используется в рамках выполнения задания (КФО 4).

Инструкциями № 157н, № 174н не установлен порядок перевода имущества, учтенного по одному КФО на другой, в связи с изменением характера его применения. Бюджетное учреждение самостоятельно принимает решение об изменении кода источника финансового обеспечения (деятельности). В частности, оно вправе продолжать учитывать его на КФО 2 либо перевести на КФО 4.

Определение срока, в течение которого имущество должно быть переведено с одного КФО на другой, также находится в компетенции организации. Он может устанавливаться руководителем в локальном акте.

В соответствии с положениями действующей методологии бухгалтерского учета бюджетных учреждений перевод стоимости имущества с одного КФО на другой наиболее правильно производить с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».

Согласно инструкции № 174 данная операция в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может быть осуществлена следующими записями.

Запомнить

Основные средства, приобретенные за счет КФО 5 (средства целевых субсидий), следует учитывать по КФО 4 (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания) (п. 2.4 письма Казначейства России от 21.12.2012 № 42-7.4-05/2.1-730, приложение к письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798).

Такие корреспонденции счетов приведены в пп. 10, 11 раздела IV и в п. 19 раздела VIII приложения к письму Минфина России от 22.12.2011 № 02-06-07/5236 и могут быть использованы при переводе стоимости имущества с одного КФО на другой. Для их применения потребуется согласование с учредителем (п. 4 Инструкции № 174н).

Целевые субсидии

Рассмотрим ситуацию, когда основное средство приобретено учреждением за счет средств целевых субсидий (КФО 5), но используется в рамках выполнения задания (КФО 4) в связи с необходимостью технического обслуживания и содержания.

Из разъяснений Казначейства России (письмо от 21.12.2012 № 42-7.4-05/2.1-730) следует, что если по состоянию на 01.01.2012 имущество отражается на счете 5 101 00 000, то на момент формирования годовой отчетности оно должно быть переведено на КФО 4.

Такой перевод в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может быть осуществлен в порядке, который приведен в предыдущей ситуации.

Налоги

Расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, приносящей доход. Если хотя бы одно из условий не выполняется, основание для признания расхода для целей налогообложения отсутствует. Такой порядок установлен п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Если имущество, используемое при выполнении задания, продолжает учитываться на КФО 2 либо переведено на КФО 4, но его финансирование учредителем не осуществляется (затраты производятся за счет приносящей доход деятельности), то расходы (амортизация, издержки на содержание) в целях исчисления налога на прибыль учесть нельзя. Объясняется это тем, что такие расходы не могут быть признаны экономически обоснованными (не связаны с осуществлением приносящей доход деятельности).

Со следующего месяца после принятия объекта основного средства к учету по КФО 4 и отражения на счете 4 101 00 000 его стоимость подлежит включению в базу по налогу на имущество. Движимое имущество, принятое на учет в качестве объекта основных средств с 1 января 2013 г., объектом обложения налогом на имущество не признается. Такой порядок установлен п. 1, подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 02.08.2011 № 03-05-05-01/59 и от 04.03.2009 № 03-05-05-01/16.

Консолидируемые расчеты

В письме Минфина России от 17.01.2013 № 02-06-07/110 сообщается, что сводные Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503725) составляются только по счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» раздельно по видам финансового обеспечения (коды 2, 4, 5, 7) в части бухгалтерских операций государственных (муниципальных) учреждений по изменению их типа. Иные операции по передаче активов, обязательств между разными видами финансового обеспечения и т. п. в указанных Справках не отражаются.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу применения кодов видов финансового обеспечения (деятельности) и сообщает.

В соответствии с положениями пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — 157н), в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности) (далее — КВФО) для отражения финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:

1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);

2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах (в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации);

9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах (в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете).

Следует отметить, что применение КВФО финансовыми органами в рамках полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в соответствии с утвержденным Рабочим планом счетов бухгалтерского учета с учетом специфики порядка открытия лицевых счетов:

— если учет операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении, субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется финансовым органом в рамках реализации полномочий по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений на одном лицевом счете учреждения, то для отражения в бюджетном учете применяется КВФО 8. При этом КВФО 2, 3, 4 не применяются.

— если для операций с указанными средствами открыт отдельный лицевой счет, то такие операции в бюджетном учете финансового органа, осуществляющего кассовое обслуживание, отражаются отдельно по соответствующему КВФО (2, 3, 4). При этом КВФО 8 не применяется.

Аналогичный подход определен в отношении применения финансовыми органами КВФО 5, 6 и 9.

При этом согласно положениям статьи 220.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Учитывая изложенное, применение КВФО 2, 3, 4, 5, 6 при ведении бухгалтерского учета финансовым органом, осуществляющим полномочия по кассовому обслуживанию бюджетных (автономных) учреждений и иных организаций, не является нарушением Инструкции N 157н, если для операций со средствами учреждений по каждому из вышеперечисленных видов финансового обеспечения открыт отдельный лицевой счет.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *