Кассовые выплаты

Содержание

Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (с изменениями и дополнениями)

  • Приложение. Порядок кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов
    • Приложение N 1. Заявка на кассовый расход
    • Приложение N 2. Заявка на получение наличных денег
    • Приложение N 3. Заявка на возврат
    • Приложение N 4. Журнал регистрации неисполненных документов
    • Приложение N 5. Протокол о принятии или возврате заявки клиенту
    • Приложение N 6. Расшифровка к расчетному документу
    • Приложение N 7. Запрос на аннулирование заявки (консолидированной заявки)
    • Приложение N 8. Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа
    • Приложение N 9. Запрос на выяснение принадлежности платежа
    • Приложение N 10. Справка о кассовых поступлениях
    • Приложение N 11. Справка о финансировании и кассовых выплатах
    • Приложение N 12. Ведомость кассовых поступлений в бюджет
    • Приложение N 13. Сводная ведомость по кассовым выплатам из бюджета
    • Приложение N 14. Сводная ведомость по кассовым поступлениям (ежедневная)
    • Приложение N 15. Сводная ведомость по кассовым выплатам из бюджета (месячная)
    • Приложение N 16. Сводная ведомость по кассовым поступлениям (месячная)
    • Приложение N 17. Ведомость по кассовым выплатам из бюджета (месячная)
    • Приложение N 18. Отчет об остатках средств федерального бюджета на счетах, открытых Федеральному казначейству и органам Федерального казначейства (исключено)
    • Приложение N 19. Ведомость по движению свободного остатка средств бюджета
    • Приложение N 20. Справка к Ведомости по движению свободного остатка средств бюджета
    • Приложение N 21. Справка об операциях по исполнению бюджета
    • Приложение N 22. Сводные данные по лицевым счетам подведомственных учреждений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
    • Приложение N 23. Сводные данные по лицевым счетам подведомственных учреждений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
    • Приложение N 24. Дополнение к Cводным данным по лицевым счетам подведомственных учреждений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств по средствам в пути
    • Приложение N 25. Дополнение к Cводным данным по лицевым счетам подведомственных учреждений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств по средствам в пути
    • Приложение N 26. Сводные данные по лицевым счетам подведомственных учреждений главного администратора (администратора источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) источников финансирования дефицита бюджета
    • Приложение N 27. Сводные данные по лицевым счетам подведомственных учреждений главного администратора (администратора источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) источников финансирования дефицита бюджета
    • Приложение N 28. Дополнение к Cводным данным по лицевым счетам подведомственных учреждений главного администратора (администратора источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) источников финансирования дефицита бюджета по средствам в пути
    • Приложение N 29. Дополнение к Cводным данным по лицевым счетам подведомственных учреждений главного администратора (администратора источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) источников финансирования дефицита бюджета по средствам в пути
    • Приложение N 30. Сокращенная заявка на кассовый расчет
    • Приложение N 31. Справка о кассовых операциях со средствами бюджета
    • Приложение N 32. Сводная справка по кассовым операциям
    • Приложение N 33. Сводная справка по кассовым операциям со средствами бюджета
    • Приложение N 34. Сводная справка по кассовым операциям со средствами консолидированного бюджета
    • Приложение N 35. Справка о свободном остатке средств бюджета
    • Приложение N 36. Сводная заявка на кассовый расход
    • Приложение N 37. Реквизиты Распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц
    • Приложение N 38. Реквизиты Извещения об исполнении распоряжения

Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н
«О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов»

С изменениями и дополнениями от:

30 июля, 25 декабря 2009 г., 29 октября 2010 г., 27 декабря 2011 г., 6 сентября 2013 г., 4 декабря 2015 г., 14 октября 2016 г., 28 декабря 2017 г., 13 декабря 2018 г.

В соответствии со статьями 166.1 и 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.

2. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2009 г.

Информация об изменениях:

Приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 19н в пункт 2.1 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.1. Установить, что с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. положения настоящего приказа, установленные для федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений, распространяются на федеральные бюджетные учреждения, бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджетные учреждения, в отношении которых соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с учетом положений частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ), не принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 19н приказ дополнен пунктом 2.2

2.2. Установить, что положения пунктов 2.5.1, 3.3 — 3.9, 9.2 — 9.4, 9.23, 9.24, 9.31 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом (далее — Порядок), в части учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, применяются только в отношении бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений, по которым соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с учетом положений части 16 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ, не принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и действуют до окончания переходного периода, установленного частью 13 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приказ Федерального казначейства (Казначейство России) от 25 августа 2005 г. N 12н «Об утверждении Общего порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 сентября 2005 г.

Регистрационный N 7006

В целях реализации статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1 (часть 1), ст. 8) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*.

2. Ввести в действие настоящий приказ с 1 января 2006 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

Т. Нестеренко

* Опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» N 38, 19 сентября 2005 г.

Приложение

Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*

Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1 (часть I), ст. 8) и устанавливает общие правила кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации1 (далее — Порядок).
Порядок кассового обслуживания исполнения отдельных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с учетом особенностей, возникающих при его осуществлении, устанавливается нормативными правовыми актами Федерального казначейства, разработанными в соответствии с настоящим Порядком.
I. Общие положения
1.1. На основании статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — бюджеты) осуществляется Федеральным казначейством.
1.2. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с условиями, установленными статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При передаче органу государственной власти субъекта Российской Федерации в установленных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения указанных бюджетов осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.3. Территориальные органы Федерального казначейства и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка (далее — органы кассового обслуживания), осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с настоящим Порядком, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бюджетные правоотношения, возникающие между участниками бюджетного процесса при кассовом обслуживании исполнения бюджетов.
1.4. При переводе исполнения бюджетов на кассовое обслуживание в органы кассового обслуживания подлежат закрытию счета по учету средств бюджетов, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России и в кредитных организациях:
органам, организующим исполнение соответствующего бюджета (далее — финансовые органы);
органам, уполномоченным осуществлять отдельные функции по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (далее — уполномоченные органы);
главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджетов.
Закрытие указанных счетов осуществляется в порядке, установленном Положением Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 декабря 2002 г., регистрационный номер 4068) (далее — Положение Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П).
Не подлежат закрытию счета, открытые:
финансовым органам (уполномоченным органам) для учета операций по обеспечению получателей средств бюджета наличными денежными средствами;
получателям средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), расположенным за пределами Российской Федерации (субъекта Российской Федерации), имеющим право в соответствии с разрешением Министерства финансов Российской Федерации (финансового органа субъекта Российской Федерации) осуществлять операции со средствами федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) на счетах, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России или кредитных организациях (далее — иной получатель средств).
1.5. При кассовом обслуживании исполнения бюджетов органом кассового обслуживания учет операций со средствами бюджетов осуществляется на счетах, открытых указанному органу отдельно для каждого бюджета в подразделениях расчетной сети Банка России, а в случае их отсутствия на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций в кредитных организациях (далее — банки) — на балансовых счетах N 40105 «Средства федерального бюджета», N 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», N 40204 «Средства местных бюджетов» соответственно.
1.6. Управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы, если законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления не установлено иное.
Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются органом кассового обслуживания от имени и по поручению финансовых органов, администраторов поступлений в бюджет, администраторов источников финансирования дефицита бюджета или получателей средств соответствующего бюджета.
1.7. Кассовые операции по зачислению средств на единый счет бюджета (далее — кассовые поступления) и списанию средств с единого счета бюджета (далее — кассовые выплаты) проводятся и учитываются органом кассового обслуживания в соответствии с настоящим Порядком.
Орган кассового обслуживания составляет и представляет информацию о всех кассовых операциях по исполнению бюджета на едином счете соответствующего бюджета финансовым органам, уполномоченным органам, администраторам поступлений в бюджет, администраторам источников внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета (далее — уполномоченный участник бюджетного процесса) с учетом положений пункта 2.1 настоящего Порядка.
Представление указанной информации осуществляется в соответствии с регламентом о порядке и условиях обмена информацией между органом кассового обслуживания и соответствующими уполномоченными участниками бюджетного процесса при кассовом обслуживании исполнения бюджета (далее — Регламент), утвержденным органом кассового обслуживания по согласованию с финансовым органом.
1.8. Информационный обмен между органом кассового обслуживания, финансовым органом и банком, а также управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.8 настоящего Порядка осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований.
Если при кассовом обслуживании исполнения местного бюджета у органа кассового обслуживания или финансового органа отсутствует соответствующая техническая возможность информационного обмена с применением ЭЦП, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных и электронных носителях.
1.9. Если территориальному органу Федерального казначейства передаются отдельные функции по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджетные правоотношения, возникающие между территориальными органами Федерального казначейства и участниками бюджетного процесса по исполнению такого бюджета, осуществляются в соответствии с Соглашением об осуществлении отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (далее — Соглашение), заключенным между территориальным органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации).
1.10. Обеспечение получателей средств бюджетов наличными денежными средствами организуют финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если иное не установлено Соглашением.
II. Осуществление и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета
2.1. Операции по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации в части федеральных, региональных и местных налогов, сборов и иных платежей и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации производится в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г., регистрационный номер 6227), независимо от того, кто осуществляет полномочия органа кассового обслуживания, на счете управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства.
2.2. Операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на единых счетах бюджетов проводятся и учитываются органом кассового обслуживания по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
2.3. Орган кассового обслуживания не позднее следующего рабочего дня после получения банковской выписки по единому счету бюджета, содержащей операции по кассовым поступлениям в бюджет, представляет соответствующим уполномоченным участникам бюджетного процесса информацию о кассовых поступлениях в бюджет по каждому платежному документу, в соответствии с которыми осуществляются операции по кассовым поступлениям в бюджет, с учетом положений пункта 2.1 настоящего Порядка.
2.4. Проведение и учет операций по кассовым выплатам из бюджета осуществляются на основании платежных документов, оформленных и представленных в орган кассового обслуживания соответствующим уполномоченным участником бюджетного процесса в соответствии с Регламентом, в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета, открытом органу кассового обслуживания, с учетом положений пункта 1.4 настоящего Порядка.
2.5. Орган кассового обслуживания не позднее следующего рабочего дня после получения банковской выписки с единого счета бюджета представляет соответствующим уполномоченным участникам бюджетного процесса информацию по кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета в соответствии с Регламентом.
2.6. Ежемесячно не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным, орган кассового обслуживания и соответствующий уполномоченный участник бюджетного процесса осуществляют сверку сумм кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета.
Сверка производится путем предоставления органом кассового обслуживания информации о кассовых поступлениях в бюджет и кассовых выплат из бюджета. Если в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации соответствующим уполномоченным участником бюджетного процесса не представлены возражения в письменной форме, суммы кассовых поступлений в бюджет и кассовым выплатам из бюджета считаются подтвержденными.
2.7. Орган кассового обслуживания ежемесячно представляет финансовому органу субъекта Российской Федерации сводную информацию по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета за месяц и нарастающим итогом с начала года в разрезе бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
2.8. Если кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Порядка полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, указанным органом дополнительно представляется Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации информация о кассовых поступлениях в бюджет и кассовых выплатах из бюджета в соответствии с заключенным соглашением на передачу указанных полномочий.
2.9. При наличии у органа кассового обслуживания технической возможности им может представляться финансовому органу дополнительная информация о кассовых операциях по исполнению бюджета на едином счете соответствующего бюджета, состав показателей и сроки представления которой определяются Регламентом.

———————————
* Прим. ред.: Приложение публикуется по тексту «Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» N 38, 19 сентября 2005 г.

1 В части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, вводится в действие после вступления в силу соответствующего федерального закона.

Кассовое исполнение бюджета

Смотреть что такое «Кассовое исполнение бюджета» в других словарях:

  • КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА — организация получения денежных средств в бюджет и выдачи бюджетных средств, учет наличия бюджетных средств в процессе исполнения бюджета. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… … Экономический словарь

  • КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА — организация и осуществление приема, хранения и выдачи бюджетных средств в процессе исполнения бюджета. При казначейской системе К. и. б. приходнорасходные операции возлагаются на спец. финанс. органы – казначейства, при банковской – на кредитные… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА — организация получения денежных средств в бюджет и выдачи бюджетных средств, учет наличия бюджетных средств в процессе исполнения бюджета … Энциклопедический словарь экономики и права

  • кассовое исполнение бюджета — организация получения денежных средств в бюджет и выдачи бюджетных средств, учет наличия бюджетных средств в процессе исполнения бюджета … Словарь экономических терминов

  • Исполнение Бюджета Кассовое — организация приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение учета и отчетности по исполнению бюджета. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • исполнение бюджета кассовое — Организация и осуществление в процессе исполнения бюджета, приема, хранения и выдачи бюджетных средств, веление учета и отчетности. Различают казначейскую, банковскую и смешанную системы К.и.б. Тематики … Справочник технического переводчика

  • ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА, КАССОВОЕ — организация и осуществление в процессе исполнения бюджета, приема, хранения и выдачи бюджетных средств, веление учета и отчетности. Различают казначейскую, банковскую и смешанную системы К.и.б … Большой бухгалтерский словарь

  • ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА, КАССОВОЕ — организация и осуществление, в процессе исполнения бюджета, приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение учета и отчетности. Различают казначейскую, банковскую и смешанную системы К.и.б … Большой экономический словарь

  • РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ — осуществление безналичных расчетов между воинскими частями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил РФ, обеспечение их наличными деньгами и прием от них наличных денег. Производится полевыми учреждениями, расчетно кассовыми центрами… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Центральный банк — (Central bank) Центральный банк это орган проведения денежно кредитной политики Информация о деятельности, политике, функциях, операциях Центрального банка, ставка рефинансирования Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

41. Исполнение бюджетов различных уровней. Системы кассового исполнения бюджета.

  • •1.Финансы как экономическая категория. Необходимость, причины возникновения и функционирования финансов.
  • •2. Финансовые ресурсы, их содержание и состав, механизм формирования и направления использования
  • •3. Функции финансов. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
  • •6. Характеристика основных элементов финансовой системы рф
  • •7. Международная финансовая система. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах
  • •8. Управление финансами, его экономическое содержание и функции. Объекты и субъекты управления финансами
  • •9. Механизм управления финансами, его структура и элементы
  • •11. Финансовый аппарат организаций, его структура и функции
  • •12. Финансовый менеджмент как система управления денежными потоками
  • •13) Содержание,значение,задачи и методы финансового прогнозирования и планирования.Виды финансовых прогнозов
  • •14) Сводный финансовый баланс и его структура
  • •15) Финансовый контроль: содержание, значение и задачи. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции, права и обязанности
  • •16) Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика
  • •17) Финансовая политика государства в экономических теориях. Типы финансовой политики государства и их развитие.
  • •18) Результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики
  • •№ 26) . Бюджетное устройство и бюджетная система рф. Принципы построения бюджетной системы рф
  • •32. Проблемы и концепции реформирования бюджетного федерализма в рф.
  • •37.Экономическое содержание расходов бюджетной системы, их классификация. Методы и формы организации расходов бюджетов
  • •38. Бюджетное финансирование и бюджетные кредиты, их особенности, принципы и порядок организации.
  • •39. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой, его участники и этапы
  • •40. Бюджетное планирование как составная часть бюджетного процесса. Принципы, задачи, методы.
  • •41. Исполнение бюджетов различных уровней. Системы кассового исполнения бюджета.
  • •42. Социально-экономическая сущность государственного кредита, необходимость его применения и роль в формировании бюджетных ресурсов государства и регулировании экономики.
  • •45. Государство как кредитор. Формы предоставления бюджетных кредитов.
  • •46. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Их классификация и состав.
  • •47. Государственные внебюджетные фонды рф: их классификация, особенности формирования и принципы функционирования.
  • •48. Необходимость и экономическое содержание страхования. Страхование как финансовая категория, ее специфика. Функции страхования.
  • •49. Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское и др.) и формы страхования, их особенности.
  • •50. Классификация страхования: обязательное, добровольное; личное, имущественное, экономических рисков, ответственности; перестрахование и сострахование.
  • •51. Страховой рынок, его структура и принципы организации. Участники страхового рьшка и их функции. Тарифная политика в страховании.
  • •52. Сущность и функции финансов организаций. Содержание финансовых отношений в процессе осуществления деятельности организаций.
  • •53. Основы функционирования финансов коммерческих организаций. Принципы организации финансов предприятий.
  • •54. Факторы, влияющие на организацию финансов организаций
  • •55. Собственные средства организаций.
  • •56. Заемные средства организаций.
  • •57. Роль финансов в воспроизводстве основного капитала организаций. Амортизация, ее сущность, значение, формы и порядок использования. Источники формирования основного капитала.
  • •58. Оборотный капитал коммерческих предприятий, его экономическое содержание, основы организации и источники формирования.
  • •59. Доходы и расходы организаций. Выручка от реализации продукции, направления ее использования.
  • •60. Расходы организаций, их содержание и состав.
  • •62) Содержание финансов некоммерческих организаций. Особенности управления финансами нко.
  • •63) Финансовый рынок: сущность, структура и роль в перераспределении финансовых ресурсов.
  • •64) Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений
  • •65) Формирование и использование финансовых ресурсов ип.
  • •66. Финансовый рынок: сущность, структура и функции.
  • •67. Институты финансового рынка. Особенности финансового посредничества.
  • •70. Бюджет домашних хозяйств.

В-63. Исполнение бюджета. Кассовое исполнение бюджета

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджета субъектов РФ, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим испол­нительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Организация испол­нения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Бюджет исполняется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись— документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюд­жета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Кассовый план- прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовым году. Порядок составления и ведения кассового плана возложен на финансовый орган или упол­номоченный орган исполнительной власти (местную администрацию).

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов БС РФ (проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (ст. 6 БК РФ)) осуществляется Федеральным казначейством.

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов:

■ учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органами Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Банка России;

■ управление средствами на счетах бюджетов осуществляется финансовыми органами или иными уполномоченными органами в со­ответствии с НПА РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;

■ кассовые выплаты из бюджета производятся органом Феде­рального казначейства на основании представленных платежных документов, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

■ все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учи­тываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации РФ.

Исполнение бюджета производится отдельно по доходам и рас­ходам, а также по источникам финансирования дефицита бюджета.

По доходам исполнение бюджета предусматривает:

■ зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

■ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

■ зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;

■ уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюд­жеты БС РФ;

■ перечисление Федеральным казначейством средств, необхо­димых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов по ним, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенных для учета поступлений и их распределения между бюджетами БС РФ.

Исполнение по расходам предусматривает при­нятие бюджетных обязательств, их подтверждение, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами и администра­торами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций органов Федерального казначейства по рас­пределению поступлений отчетного финансового года между бюдже­тами бюджетной системы РФ и их зачислению в соответствующие бюджеты, которые производятся в первые пять рабочих дней текущего финансового года.

При завершении текущего финансового года финансовый орган устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятель­ности в нерабочие праздничные дни в России в январе очередного финансового года.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов

Кассовое обслуживание исполнения бюджета — это проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Согласно ст. 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством (ФК). Разработанный ФК порядок организации работы по доведению через его органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета позволил ускорить получение этой информации распорядителями и получателями средств федерального бюджета и расширить их возможности в части проведения кассовых операций за счет бюджетных средств.

Федеральное казначейство

Основным направлением реформы бюджетного процесса РФ является широко применяемая в мире концепция (модель) «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования». Ее суть заключается в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

В рамках этой реформы разработана новая система бюджетного учета и отчетности, позволяющая контролировать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году, а также объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти страны.

Немаловажная роль в процессе реформирования бюджетного учета и отчетности отведена ФК. Так, согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (далее — Положение N 703), ФК является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Свою деятельность ФК осуществляет непосредственно через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Круг полномочий ФК обширен. Так, согласно п. 5 Положения N 703:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в ФК, и другие.

Таким образом, органы Федерального казначейства (ОФК) являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.

В целях реализации своих полномочий согласно п. 6 Положения N 703 ФК имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • контролировать деятельность территориальных ОФК;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные ОФК по согласованию с министром финансов РФ и другие (п. 6 Положения N 703).

Кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы РФ ОФК направлено на осуществление и учет операций:

  • по кассовым поступлениям в бюджет и распределению полученных доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • по кассовым выплатам из бюджета.

Кассовые поступления в бюджет

Операции по кассовым поступлениям в бюджетную систему РФ в части федеральных, региональных и местных налогов, сборов и иных платежей и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ производятся в порядке, установленном Приказом N 116н <1>.

<1> Приказ Минфина России от 16.12.2004 N 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ».

Учет поступлений в российской валюте и их распределение между бюджетами осуществляются на счетах, открытых территориальным ОФК для учета доходов, распределяемых между бюджетами. Учет поступлений в иностранной валюте осуществляется на иных счетах, открытых ФК для учета средств федерального бюджета в иностранной валюте.

Органы ФК осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации РФ, при этом ими последовательно выполняются следующие действия (п. 5 разд. 3 Приказа N 116н):

  • получение выписки со счета от ЦБ РФ, учреждений ЦБ РФ и кредитных организаций с приложением расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений;
  • группирование поступлений за операционный день по кодам бюджетной классификации;
  • распределение сгруппированных по кодам бюджетной классификации поступлений между бюджетами;
  • осуществление перерасчета поступлений, распределенных к зачислению в бюджеты;
  • оформляют справки органа Федерального казначейства (ф. 0512090);
  • оформляют платежные поручения на возврат плательщикам ошибочно перечисленных сумм поступлений, принадлежность которых к доходам бюджетов не установлена;
  • оформляют платежные поручения на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты;
  • оформляют платежные поручения на возврат плательщикам поступлений в бюджет, представленные администраторами поступлений в бюджет;
  • формируют информацию о поступлениях для администраторов поступлений в бюджет, а также для соответствующих финансовых органов, организующих исполнение бюджетов (далее — финансовые органы).

Суммы поступлений за операционный день, сгруппированные по кодам бюджетной классификации, распределяются между бюджетами в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством РФ. В случае если органы ФК осуществляют на своих счетах учет поступлений от уплаты региональных и местных налогов, сборов и иных платежей, распределение между бюджетами осуществляется по нормативам, установленным законами субъектов РФ о бюджете на соответствующий год, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Учет сумм поступлений и их распределение между бюджетами осуществляются по кодам бюджетной классификации РФ, указанным в расчетных документах, с учетом соответствия кода администратора поступлений в бюджет и кода вида дохода, установленного для администратора законодательством РФ, законодательством субъекта РФ или решениями представительных органов местного самоуправления.

Для определения сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, формируется Сводная ведомость поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты (ф. 0512107), в которой по каждому коду бюджетной классификации подводится итог.

Органом ФК формируются платежные поручения на перечисление сумм поступлений в соответствующие бюджеты с указанием в поле «Назначение платежа» платежного поручения кодов бюджетной классификации и сумм поступлений по видам доходов по итоговым данным Сводной ведомости поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

Кассовые выплаты из бюджета

Процедура финансирования исполнения бюджета по расходам заключается в расходовании бюджетных средств участниками бюджетного процесса. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. В связи с этим рассмотрим порядок доведения до участников бюджетного процесса объемов финансирования, лимитов бюджетных обязательств.

Доведение до главных распорядителей объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов

Основным документом, регулирующим порядок организации работы по доведению объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, является Приказ N 50н <2>.

<2> Приказ Минфина России от 10.06.2003 N 50н «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета».

Согласно разд. 2 Приказа N 50н доведение до главных распорядителей объемов финансирования расходов производится на основании утвержденной сводной бюджетной росписи с поквартальным распределением расходов федерального бюджета в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов РФ (раздел, подраздел), которая представляется Минфином России в ФК на бумажном носителе и в электронном виде.

На основании утвержденной сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств ФК направляет главным распорядителям уведомления (казначейские уведомления) об объемах бюджетных ассигнований, лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования расходов (ф. 0512040).

Казначейское уведомление формируется в:

  • полном формате;
  • сокращенном формате.

Казначейское уведомление полного формата составляется не реже четырех раз в год в начале каждого квартала финансового года.

В казначейском уведомлении полного формата указываются суммы по всем целевым направлениям расходов федерального бюджета, предусмотренным на год для главного распорядителя в сводной бюджетной росписи, и лимитов бюджетных обязательств с выделением текущих изменений (увеличений или уменьшений) лимитов бюджетных обязательств в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов РФ (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов) (далее — функциональная классификация) и экономической классификации расходов бюджетов РФ (далее — экономическая классификация).

Объемы финансирования расходов в казначейском уведомлении полного формата указываются в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации нарастающим итогом с начала финансового года с выделением сумм текущих изменений (увеличений или уменьшений) объемов финансирования расходов.

Объемы финансирования расходов доводятся ФК до главных распорядителей исходя из того, что объемы финансирования расходов с начала года не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на год.

В течение текущего квартала финансового года может составляться казначейское уведомление сокращенного формата.

В казначейском уведомлении сокращенного формата указываются по кодам функциональной и экономической классификаций суммы лимитов бюджетных обязательств, подлежащие изменению в соответствии с данным казначейским уведомлением. Лимиты бюджетных обязательств, доводимые данным казначейским уведомлением, указываются в целом на год с выделением сумм изменений (увеличений или уменьшений) относительно ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Объемы финансирования расходов, доводимые казначейским уведомлением, указываются нарастающим итогом с начала года с выделением сумм изменений (увеличений или уменьшений) на текущий квартал относительно ранее доведенных объемов финансирования в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации.

Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов распорядителям и получателям

Согласно разд. 3 Приказа N 50н распорядители и получатели бюджетных средств, находящиеся в ведении главного распорядителя, уведомляются расходными расписаниями о распределении им лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.

Расходные расписания оформляются главным распорядителем по каждому из находящихся в его ведении распорядителю и получателю. На обеспечение своего содержания, включая осуществление централизованных мероприятий, главный распорядитель также оформляет расходное расписание.

Главными распорядителями расходные расписания представляются в ФК в двух экземплярах: на бумажном носителе и в электронном виде, для отражения на лицевом счете распорядителя средств, открытом главному распорядителю в ФК. При наличии электронного документооборота между главным распорядителем и территориальным ОФК порядок представления расходных расписаний определяется договором (соглашением) об обмене электронными документами.

Причем лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, распределенные главным распорядителем по находящимся в его ведении распорядителям и получателям, а также на обеспечение содержания главного распорядителя, включая осуществляемые им централизованные мероприятия, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, доведенные ему казначейскими уведомлениями, по соответствующим кодам Бюджетной классификации РФ (далее — бюджетная классификация).

Показатели, отраженные в сформированных главным распорядителем расходных расписаниях, учитываются на лицевом счете распорядителя средств, открытом в ФК, с начала финансового года по каждому распорядителю и получателю, находящемуся в его ведении. Затем ФК направляет в электронном виде как отдельные расходные расписания главного распорядителя, так и расходные расписания, сформированные ФК на основании представленных главными распорядителями реестров расходных расписаний, по принадлежности в территориальные ОФК по месту открытия соответствующих лицевых счетов распорядителям или получателям.

Территориальный ОФК учитывает лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, указанные в поступившем от главного распорядителя расходном расписании, на соответствующем лицевом счете распорядителя или получателя. Копия расходного расписания главного распорядителя, заверенная территориальным ОФК, прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета, выдаваемой распорядителю или получателю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления расходного расписания в территориальный ОФК.

Распределение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов распорядителем оформляется расходным расписанием по каждому находящемуся в его ведении распорядителю и получателю, а также на содержание распорядителя, включая осуществляемые распорядителем централизованные мероприятия.

Лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, отраженные распорядителем в расходных расписаниях по находящимся в его ведении распорядителям и получателям, а также на обеспечение содержания распорядителя, включая осуществляемые распорядителем централизованные мероприятия, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, доведенные ему расходным расписанием главного распорядителя (вышестоящего распорядителя).

Территориальный ОФК на основании реестра расходных расписаний распорядителя в электронном виде направляет расходные расписания распорядителя в территориальные ОФК по месту открытия соответствующих лицевых счетов находящимся в ведении распорядителя нижестоящим распорядителям и получателям.

В свою очередь, территориальный ОФК по месту нахождения соответствующего лицевого счета распорядителя или получателя, которому адресовано расходное расписание, осуществляет контроль поступившего расходного расписания главного распорядителя (распорядителя). При этом указанные в расходном расписании лимиты бюджетных обязательств на финансовый год не должны быть меньше кассовых расходов получателя с учетом принятых территориальными ОФК на учет бюджетных обязательств данного получателя. А объемы финансирования расходов с начала финансового года — соответственно, меньше объемов финансирования расходов, распределенных распорядителем, или произведенных получателем кассовых расходов с начала финансового года.

Порядок открытия лицевых счетов

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов органами ФК учет операций со средствами бюджетов осуществляется на лицевых счетах, которые открываются главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств.

Основным документом, регламентирующим порядок открытия и ведения лицевых счетов, является Инструкция «О порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета», утвержденная Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н (далее — Инструкция N 142н).

Согласно п. 8 Инструкции N 142н лицевые счета в ОФК открываются клиентам, включенным в Реестр получателей средств федерального бюджета.

Лицевой счет клиентам в ОФК открывается по месту их нахождения. Для открытия клиенту лицевого счета в ОФК, обслуживающем иное административно-территориальное образование, возможно только с разрешения руководителя вышестоящего ОФК. Причем каждому клиенту для учета операций со средствами федерального бюджета может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида (п. 9 Инструкции N 142н).

Для открытия лицевого счета получатель средств (за исключением обособленного подразделения) представляет в ОФК следующие документы:

  1. заявление на открытие лицевого счета;
  2. копию учредительного документа, заверенную учредителем или нотариально;
  3. копию документа о государственной регистрации, заверенную учредителем, нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию;
  4. карточку образцов подписей, заверенную подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально;
  5. копию свидетельства налогового органа о постановке на учет, заверенную нотариально либо выдавшим его налоговым органом.

В течение пяти рабочих дней после обращения клиента в орган федерального казначейства проверяются представленные клиентом документы, необходимые для открытия соответствующего лицевого счета, после чего открывается лицевой счет или документы возвращаются клиенту с письменным обоснованием причины возврата. Открытие лицевого счета осуществляется по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера органа федерального казначейства на заявлении на открытие лицевого счета.

Для подтверждения подписи лиц, которые могут распоряжаться бюджетными средствами, оформляется карточка образцов подписей, заверенная подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально. На каждом экземпляре карточки главный бухгалтер (его заместитель) органа ФК указывает номера открытых клиенту лицевых счетов и визирует карточку разрешительной надписью.

Открытый лицевой счет в органах казначейства предназначен для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, принятых денежных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета (далее — лицевой счет получателя средств).

Получатели бюджетных средств могут использовать их исключительно на:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Этот перечень расходов является закрытым, и расходование бюджетных средств на другие цели не допускается.

Использование получателями бюджетных средств может производиться:

  • путем безналичного списания бюджетных средств с лицевых счетов;
  • наличными денежными средствами.

Безналичное списание бюджетных средств

Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов осуществляют погашение бюджетных ассигнований путем представления в ОФК платежных документов и иных документов, необходимых для совершения платежа (счета-фактуры, накладной, акта, договора и т.д.).

Органы ФК проверяют правильность оформления документов и их соответствие установленным законом требованиям (правильное заполнение документа, соответствие направления платежа бюджетным ассигнованиям и т.п.). В случае соблюдения всех правил ОФК производит исполнение денежных обязательств путем проставления разрешительной надписи.

Получение наличных бюджетных средств

Учет средств, предназначенных для выдачи наличных денег бюджетополучателям, лицевые счета которых открыты в ОФК, а также прием от бюджетополучателей наличных денег осуществляются в банках на основании договора банковского счета на лицевых счетах ОФК, открытых на отдельном балансовом счете в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России.

Для определения потребности в наличных денежных средствах органы федерального казначейства получают от обслуживаемых ими организаций кассовые заявки по ф. 0408027. Получателями средств кассовые заявки составляются на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам.

Причем в кассовую заявку включаются суммы по получению наличных денежных средств без учета безналичных перечислений. Например, при расчете потребности наличных денежных средств на оплату труда не учитываются суммы подоходного налога, профсоюзных взносов и других перечислений.

Получателю наличных денежных средств по его заявлению ОФК выдается чековая книжка. Ответственность за ее сохранность несет получатель средств.

В ОФК за день перед получением наличных средств получатель представляет:

  • заявку на получение наличных денег, в которой указываются: серия, номер и дата денежного чека; номер лицевого счета организации, с которого будут выдаваться денежные средства; должность, фамилия, имя, и отчество представителя организации, на которого выписан денежный чек; данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа. На оборотной стороне заявки указываются показатели бюджетной классификации РФ, соответствующие целям получения наличных денег по данному денежному чеку, и суммы.
  • денежный чек, в котором указываются полное или сокращенное наименование ОФК; его счет; полное или сокращенное наименование получателя средств; данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя, на которого выписан денежный чек; назначение сумм платежа в соответствии с номенклатурой символов отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций.

Обратите внимание: ответственность за достоверность проставленных в денежном чеке символов несет организация — получатель денежных средств.

На корешке денежного чека подписями руководителя и главного бухгалтера организации — получателя денежных средств заверяется подпись представителя организации, на которого выписан денежный чек.

Представленные организацией документы на получение наличных средств проверяются ОФК на соответствие подписей лиц образцам, имеющимся в карточке образцов подписей; правильность указания показателей бюджетной классификации РФ в соответствии с содержанием производимой операции; на наличие остатков лимитов бюджетных обязательств. В случае нарушения требований оформления денежного чека он подлежит погашению в установленном порядке путем перечеркивания его лицевой стороны и надписью «аннулировано», заверенной подписью главного бухгалтера организации — получателя бюджетных средств.

Проверенный таким образом денежный чек за подписью лиц, включенных в карточку образцов подписей, и с оттиском печати ОФК, представленной в банк в установленном порядке, возвращается получателю средств.

Органы ФК производят списание с лицевого счета соответствующих сумм в день представления заявки с приложенным к ней денежным чеком.

На основании платежного поручения с отметкой банка об исполнении поступление денежных средств на счет ОФК для выплаты наличных денег отражается проводкой:

Дебет счета 1 203 04 510 «Поступления средств на счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег»

Кредит счета 1 306 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов»

Списание наличных денег на основании документов, полученных от банка, выдавшего наличные деньги, отражается проводкой:

Дебет счета 1 306 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов»

Кредит счета 1 203 04 610 «Выбытия средств на счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег».

Восстановление кассовых расходов

Иногда у получателей наличных денежных средств возникает ситуация, когда им приходится возвращать наличные денежные средства в банк, например, если не получена вовремя заработная плата, отнесенная на депонент, не использованы в полной сумме командировочные расходы и так далее.

Согласно п. 2.1.1 Положения о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ, утвержденного ЦБ РФ 09.10.2002 N 199-П (далее — Положение N 199-П), прием денежной наличности от организаций в приходную кассу кредитной организации производится по объявлениям на взнос наличными по ф. 0402001, состоящий из трех частей: объявления, ордера и квитанции (далее — Объявление).

В Объявлении на взнос наличными в поле «Получатель» указывается полное или сокращенное наименование ОФК и номер его счета, в скобках проставляется полное или сокращенное наименование получателя средств, внесшего наличные деньги, а также номер соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств в ОФК.

В поле «Источник взноса» получатель средств указывает символы отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций и показатели бюджетной классификации РФ, по которым вносимые средства подлежат отражению на соответствующем лицевом счете получателя средств.

В органах ФК возврат неиспользованных наличных денег оформляется проводками:

  • на основании Ордера к Объявлению на взнос наличными, приложенного к выписке банка, и Справки ф. 0504833:

Дебет счета 1 203 04 510 «Поступления средств на счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег»

Кредит счета 1 306 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов»;

  • на основании платежного поручения на перечисление возвращенных средств на счет ОФК, Справки ф. 0504833:

Дебет счета 1 306 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов»

Кредит счета 1 203 04 610 «Выбытия средств на счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для выплаты наличных денег».

И.Зернова

Зам. главного редактора

журнала «Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Принципы кассового исполнения бюджета

Казначейская система исполнения бюджета базируется на определенных принципах.

Первый принцип кассового исполнения федерального бюджета — исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетополучателей. Лицевые счета открываются для каждого главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражаются суммы, которыми организация — бюджетополучатель может располагать в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, финансирование бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой счет распорядителями в соответствии с лимитами.

Второй принцип кассового исполнения федерального бюджета — принцип осуществления финансирования и принятия на себя денежных обязательств бюджетными организациями в пределах лимитов. Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на основании бюджетных ассигнований. В свою очередь, на основании бюджетных ассигнований составляется смета доходов и расходов бюджетного учреждения.

Третий принцип — принцип единства кассы.

Наиболее точное определение принципа единства кассы дано Н.Г. Нестеренко: «Принцип единства кассы устанавливает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются поступающие доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся предусмотренные бюджетом расходы» . Таким образом, принцип единства кассы следует отнести к требованиям, объективно способствующим наилучшему управлению бюджетными средствами, установлению прочного государственного контроля за их полным поступлением и целевым расходованием.

Четвертый принцип кассового исполнения федерального бюджета — принцип детальности. Детальность исполнения бюджета достигается за счет бюджетной классификации. Использование бюджетной классификации позволяет бюджетной организации более детально планировать свои расходы, облегчает процесс составления сметы, проведение анализа эффективности произведенных расходов, позволяет следить за целевым использованием бюджетных средств.

Пятый принцип кассового исполнения федерального бюджета — принцип закупки товаров (работ, работ, услуг) на основе государственных и муниципальных контрактов. Данный принцип позволяет своевременно контролировать платежи бюджетополучателей и исключать возможность закупки по заведомо завышенным ценам.

Шестой принцип кассового исполнения федерального бюджета — принцип финансирования расходов бюджетных организаций путем зачета денежных средств.

Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом несет ответственность за :

  • — правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
  • — финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с соблюдением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;
  • — полноту и своевременность перечислений бюджетных средств получателями этих средств;
  • — своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств;
  • — доведение в заданный срок уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитных обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;
  • — финансирование расходов, не включенных в бюджетные росписи;
  • — финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
  • — осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • — исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателя бюджетных средств.

В настоящее время, необходимо расширение сферы деятельности казначейства. Она, безусловно, должна охватывать формирование и исполнение всех бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов.

Такой подход не нарушает принципа самостоятельности этих бюджетов.

Все вопросы могут быть решены в договоре между Федеральным казначейством и соответствующими властными структурами субъектов Федерации и местных органов управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и ускорит перераспределение средств между бюджетами, включая и финансовую помощь. Такая система будет способствовать в перспективе установлению прямых контактов между федеральными и местными бюджетами. Не исключено, что финансовая помощь из центра будет направляться и местным бюджетам, как это практикуется в некоторых странах. Относительно целевых бюджетных и внебюджетных государственных фондов стоит сказать, что их широкое использование в России в настоящее время связано с недостаточным объемом финансовых ресурсов и может рассматриваться как нарушение принципа единого фонда, присущего любому бюджету.

Органы казначейства, как важнейшая часть общей контрольной системы, следят за формированием и использованием бюджетных средств. Все бюджетополучатели и коммерческие банки, обслуживающие бюджет, входят в число объектов контроля со стороны казначейства. Сочетание столь важных организационных и контрольных функций превращает казначейство в главное звено финансовой системы государства. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных экономических проблем России.

Понятие кассовых расходов и фактических расходов

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8

Организации расходуют бюджетные средства, а также средства, полученные в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам, средства целевого назначения и средства, полученные из иных источников в соответствии с действующим законодательством, в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, соблюдая финансовую дисциплину и целевое направление средств, обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств.

При исполнении сметы расходов по бюджету, сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым и иным средствам ведется бухгалтерский учет кассовых и фактических расходов.

Кассовый расход — это операция по списанию средств со счета в банке или со счета органа казначейства в оплату обязательств организации, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета.

В организациях, не финансируемых через казначейскую систему, кассовыми расходами считаются все выплаты, произведенные с текущих счетов в банке как наличными деньгами, так и путем безналичных перечислений.

Таким образом, кассовыми расходами считаются операции по выдаче денежных средств с текущего счета бюджетной организации или с единого казначейского счета Министерства финансов Республики Беларусь (ЕКС) наличным и безналичным путем.

Примеры кассовых расходов:

1. Перечислены средства с текущего счета территориального органа казначейства или с текущего счета организации в банке:

-поставщику за товарно-материальные ценности; подрядной организации за работы по капитальному ремонту помещения; в бюджет подоходный налог, удержанный из заработной платы; средства, удержанные из заработной платы работников за товары, проданные работникам в кредит; алименты, удержанные из заработной платы по исполнительным листам судебных органов.

2. Получены наличные денежные средства с текущего счета в кассу:

-для выплаты аванса на командировку; для выплаты заработной платы.

Фактические расходы — это действительные затраты организации, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, по начисленной заработной плате и стипендиям.

Примеры фактических расходов:

1. Стоимость материальных ценностей, израсходованных в отчетном месяце.

2. Сумма начисленной заработной платы работникам.

3. Сумма использованных денежных средств согласно авансовому отчету (отчету об израсходованных суммах) по командировке.

4. Стоимость капитального ремонта помещения согласно акту приемки выполненных работ.

Фактические и кассовые расходы за отчетный период, как правило, не совпадают.

Например, сумма начисленной заработной платы за февраль месяц не может быть равна сумме израсходованных денежных средств со счета органа казначейства или со счета организации за этот же месяц на заработную плату в связи с тем, что выплата заработной платы за февраль будет произведена в марте месяце. В феврале же со счета органа казначейства или со счета организации расходуются денежные средства на заработную плату за январь месяц.

Сумма, перечисленная со счета органа казначейства или со счета организации поставщикам за материалы в феврале месяце, не может быть равна сумме израсходованных за этот же месяц материалов, так как расходоваться могут материалы, оставшиеся на складе с прошлого месяца. Кроме этого, не все материалы, за которые уплачено поставщикам в феврале, в феврале будут получены на склад организации и израсходованы.

Объекты бухгалтерского учета бюджетных организаций

Объектами бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются расходы, доходы, денежные средства бюджета и их движение в процессе исполнения бюджета, расчеты, резервы, фонды, материальные ценности, валютные средства:

1. Материальные ценности (основные средства, отдельные предметы в составе оборотных средств, материалы, продукты питания и др.);

2. Денежные средства на счетах в банке и в кассе;

3. Расходы по исполнению смет расходов по бюджету;

4. Расходы по исполнению смет доходов и расходов по внебюджетным средствам;

5. Финансирование из бюджета и др. источники средств;

6. Расчеты.

Доходы и расходы являются основными объектами бюджетного учета. Они функционируют на всех стадиях исполнения бюджета.

Учреждения, организации, непосредственно участвующие в исполнении бюджета, являются субъектами бюджетного учета.

Тема 9. План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций. Система счетов

9.1. План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета.

9.2. Характеристика синтетических счетов (субсчетов)

9.3. Классификация счетов

План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета

Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов внебюджетных средств, по средствам целевого назначения и иным источникам ведется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций,финансируемых из бюджета с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств.

План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, является типовым для всех организаций независимо от отраслевой принадлежности. На основании типового плана счетов организация утверждает план счетов бухгалтерского учета организации (рабочий план счетов), содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов. Организация выбирает те счета, которые ей необходимы для отражения хозяйственной деятельности. Порядок ведения аналитического учета устанавливается исходя из нормативных правовых актов по отдельным разделам учета.

План счетов бухгалтерского учета организации – это систематизированный перечень счетов, разработанный организацией на основе типового плана счетов бухгалтерского учета с учетом отраслевых и других особенностей хозяйственной деятельности.

Счета являются одним из основных и наиболее характерных элементов метода бухгалтерского учета, главным источником информации в бухгалтерском учете. Они позволяют осуществлять систематизированную группировку необходимой для управления информации, всесторонне характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организаций.

9. 2 Характеристика синтетических счетов (субсчетов)

В основу группировки счетов положены экономическое содержание учитываемых на них хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов.

В соответствии с этим в Плане счетов выделяются 12 разделов.

В каждом разделе приводится перечень синтетических счетов, объединенных определенной группой хозяйственных средств.

Синтетическим счетам присвоены цифровые двузначные коды, построенные порядковым способом.

Всего в План счетов включено 27 счетов. При этом некоторые коды не использованы и являются резервными.

Для повышения аналитических возможностей учетной информации синтетические счета первого порядка подразделяются на синтетические счета второго порядка. Их называют субсчетами.

Код субсчетатрехзначный и состоит из кода счета первого порядка и порядкового номера (начиная с нуля) в пределах одного синтетического счета первого порядка. Планом счетов предусмотрено 111 субсчетов.

В Плане счетов предусмотрены счета:

— для учета исполнения смет расходов, финансируемых из бюджета;

— для учета внебюджетных средств и источников их формирования.

Отдельные счета могут применяться для учета как бюджетных, так и внебюджетных средств.

В связи с необходимостью раздельного учета операций, осуществляемых за счет бюджетных и внебюджетных источников, рекомендуется каждому субсчету, предусмотренному в рабочем плане счетов, присваивать отличительный признак в виде номера:

— по бюджетным средствам – 1;

— по предпринимательской деятельности – 2;

— по целевым средствам и безвозмездным поступлениям — 3.

Классификация счетов

План счетов, в основу которого положена классификация поэкономическому признаку, показывающая, что учитывается на счете, не включает подразделений счетов на активные, пассивные и активно-пассивные. Вместе с тем такая группировка необходима для правильного отражения на счетах хозяйственных операций.

Активные счета — 01, 03 — 13, 20, 21.

Пассивные счета — 02, 23 — 27.

Активно-пассивные счета — 14 — 19, 28, 41.

В самостоятельную группу в Плане счетов выделены забалансовые счета. Они предназначены для учета хозяйственных средств и расчетов, которые исключены из оборота организации и не отражаются в балансе, но требуют специального контроля.

На забалансовых счетах хозяйственные операции отражаются без применения двойной записи, т.е. учет на них ведется по простой системе. Все забалансовые счета активные.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *