Как рассчитать прибыль магазина

Как правильно посчитать прибыль бизнеса

Сергей Ивченков

Финансовый консультант в консалт-бюро «Нескучные финансы».

Многие предприниматели считают прибыль бизнеса по деньгам в кассе. Для них прибыль — это разница между тем, сколько поступило, и тем, сколько ушло. В большинстве случаев так делать неправильно.

Рассмотрим на примере. Магазин «Ромашка» продаёт строительные товары в розницу и оптом. Собственник посчитал прибыль за месяц:

Получилось 830 тысяч рублей убытка — хоть бизнес закрывай. На самом деле ситуация нормальная, просто собственник ошибся в расчётах. Давайте разбираться, как же рассчитать прибыль правильно.

Как рассчитать чистую прибыль

Формула для подсчёта прибыли такова:

Чистая прибыль = выручка – операционные расходы – проценты по кредитам – амортизация – налоги.

Выглядит просто, но есть нюансы.

Выручка

Собственник магазина «Ромашка» изначально записал три источника выручки: деньги от розничных клиентов, оплату за поставку цемента и предоплату за поставку кирпича.

Деньги с розницы и оплата за цемент — это действительно выручка. Клиенты заплатили, магазин отдал товар. А вот предоплата за кирпич — это уже не выручка. Она ей станет только тогда, когда магазин отдаст кирпич покупателю.

Предприниматели порой не понимают, что такое выручка. Они думают, что это все деньги, которые лежат у них на счетах. Но это только деньги по закрытым сделкам. Предоплата не может быть выручкой, потому что вы ещё не выполнили обязательство перед клиентом. Пока что это просто его деньги на вашем счёте.

Операционные расходы

Операционными называются расходы на обеспечение повседневной работы компании: аренда, коммунальные услуги, канцелярия, зарплаты, покупка товара.

Владелец магазина объединил все расходы, но их удобнее делить на постоянные и переменные. Переменные зависят от выручки, постоянные не зависят.

К переменным расходам в «Ромашке» относятся закупка товара и зарплата продавцов, которые сидят на проценте от месячной выручки. Вписываем эти две статьи в переменные расходы.

Постоянные расходы — это аренда и коммуналка. Сколько бы ни зарабатывал магазин, они не изменятся.

Платёж по аренде при неправильном подсчёте был 600 тысяч, а стал 50 тысяч. Потому что нельзя годовой платёж записывать на один месяц, ведь помещение арендуется на весь год. Равномерно распределяйте платёж на срок действия.

EBITDA — это операционная прибыль. Она показывает, может ли бизнес в принципе зарабатывать. Положительная EBITDA ещё не означает, что у бизнеса есть чистая прибыль. Нужно вычесть кредиты, амортизацию и налоги.

Проценты по кредитам

Кредит состоит из тела кредита и процентов. Магазин «Ромашка» взял миллион под 20% годовых на год. В итоге выплатить придётся 1,2 миллиона: 200 тысяч уйдут на проценты.

Тело кредита — это не прибыль и не убыток. Вы взяли деньги, вы их вернули — всё, история закончилась. А вот проценты — это убыток. Вы их платите за использование кредита. Поэтому при подсчёте прибыли учитываются только проценты по кредиту: 200 тысяч рублей за год или 16 666 рублей в месяц.

Амортизация

Покупка оборудования — это инвестиция. Вы тратите деньги на вещь, которая на протяжении какого-то времени будет приносить вам прибыль. Эти расходы тоже нужно распределять на весь срок действия.

Собственник «Ромашки» купил погрузчик на склад за 480 тысяч рублей. Предположим, что погрузчик проработает 10 лет. Значит, он обойдётся собственнику в 4 000 рублей в месяц. Этот расход называется амортизацией.

Налоги

Отдельно нужно учитывать налог на прибыль, который зависит от системы налогообложения. Остальные налоги, которые платит бизнес, уже учтены: НДФЛ и соцвзносы — в зарплатах, транспортный налог — в цене погрузчика. НДС вообще не учитывается: это деньги, которые клиенты платят государству транзитом через вас.

Магазин «Ромашка» пользуется общей системой налогообложения и платит 20% от прибыли. В этом месяце прибыль составила 99 334 рубля. Налог — 19 867 рублей.

Чистая прибыль

Мы получили чистую прибыль и узнали, сколько бизнес реально заработал. Когда считали неправильно, был убыток в 830 тысяч. На деле же бизнес прибыльный и в этом месяце принёс 79 тысяч.

Правда, собственника «Ромашки» этот факт не сильно обрадует: ему всё равно придётся где-то брать 830 тысяч, на которые он ушёл в минус. Зная свою реальную прибыль, он понимает, что бизнес приносит доход.

Чтобы считать прибыль, составляйте отчёт о прибылях и убытках.

Шаблон отчета ОПиУ →

Чтобы следить за тем, достаточно ли на счетах денег для работы бизнеса, ведите отчёт о движении денежных средств.

Шаблон отчета ДДС →

Показатель, который характеризует экономическую деятельность магазина является получение чистой прибыли за счет продажи товара или реализации его потребителям. Необходим полный учет работы магазина и контроль прибыли, чтобы по окончании месяца можно была просчитать чистый доход, который приносит этот торговый бизнес.

Ведение учета по расходу и прибыли является залогом успешного ведения бизнеса. Имея документацию, можно просчитать чистую прибыль за любой промежуток времени — от одного дня и за весь год. Но зачастую прибыль считается по окончании каждого месяца. Чтобы идеально произвести подсчет чистой прибыли магазина, необходимо провести полную ревизию и пересчитать весь имеющийся товар. Ревизия покажет точную картину прибыли, а не приблизительную.

Подсчет заработанных средств

Итак, для того чтобы осуществить подсчет прибыли магазина необходимо:

  1. Суммировать ежедневные выручки за месяц, которые реализовывались магазином.
  2. Теперь необходимо подсчитать сумму финансов, которые были затрачены на приобретение товара за учетный месяц.
  3. Проводится ревизия в магазине, после которой определяются суммы ежемесячных доходов и количество оставшегося товара на полках магазина.
  4. Зная прибыль, подсчитанную при проведении ревизии, необходимо из этой суммы отнять расходы, затраченные на приобретение нового товара за учетный месяц.

Проделав несколько бухгалтерских операций, в итоге получаем сумму прибыли, которая еще называется валовым доходом. Но это еще неконечная чистая прибыль магазина, потому как не было учтено прочих видов затрат, таких как:

  • оплата за электроэнергию, воду, тепло и прочее;
  • оплата труда рабочему персоналу;
  • плата за аренду помещения;
  • закупка товаров для уборки помещения и т.п.

Все расходные данные необходимо суммировать и после вычесть из ранее получившегося валового дохода. Вот теперь окончательно получается реальная цифра чистой прибыли. Вот так оперируя несколькими данными можно просчитать прибыль любого магазина, если, конечно, в нем ведется учет.

Как посчитать будущую прибыль?

Иногда возникает потребность в подсчете планируемой прибыли, которую должен получить магазин за этот или будущий месяц, квартал или год. Возникает такая потребность в случае планирования расширения или развития магазина, что очень важно для предпринимателя. Точно осуществить подсчет прибыли невозможно, поэтому получается только примерная сумма.

Итак, для проведения расчета необходимо:

  1. Процент наценки на запланированный товар умножается на предполагаемое количество продажи за будущий месяц или год, в зависимости за какой период необходимо подсчитать прибыль.
  2. Из полученного результата вычитается сумма будущих расходов на приобретение нового товара.
  3. Итоговая цифра является примерной будущей прибылью магазина.

Если необходимы данные в процентном соотношении, тогда воспользуемся следующим расчетом:
А/В*100%;
где, А — прибыль магазина за отчетный период;
В — выручка от продаж.
Полученное значение в процентах называется рентабельностью. Если ваш магазин имеет высокое значение, то и прибыль соответственно от такого бизнеса хорошая. Удачных расчетов прибыли от вашего бизнеса!

Что такое прибыль и как ее рассчитать

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *