Как поставить машину на налоговый учет

Как и в какие сроки надо произвести регистрацию автомобиля в налоговой?

Транспортный налог – почетная обязанность каждого владельца автомобиля. А для этого все данные и технические характеристики на ваше авто должны оказаться в базе данных Федеральной налоговой службы. И если раньше эти данные предоставляло ГИБДД, то теперь это возложено на владельцев транспортных средств, для чего и необходима регистрация в ФНС. Поэтому мы и погорим сегодня о налоговом учете, пошлинах за регистрацию автомобиля и о том, снять с налогового учета проданное авто.

Когда надо ставить авто на учет в ФНС

Изменение налогового кодекса было внесено в документ в середине 2014 года и вступило в силу с 2015 года. Эта поправка предусматривает подачу физическим лицом в налоговую инспекцию данных о наличии во владении транспортных средств. Постановку авто на учет надо произвести до 31 декабря следующего налогового года. Тогда платежи будут начислены за текущий или предшествующий постановке на учет налоговый период.

Если вы владели автотранспортом до января 2015 года, при этом не получали уведомления об уплате налога, а поставите свое авто на учет в ФНС в этом году, то налог будет начисляться с момента начала учета. В противном случае сведения в налоговую все равно поступят из других источников, и платить придется со времени покупки.

О том, что делать, если приходят налоги на проданный автомобиль, расскажет это видео:

Регистрация автомобиля в налоговой

С момента появления новых поправок жизнь автовладельцев несколько усложнилась. Теперь придется отмечаться еще в одной инстанции.

Необходимые документы

Для начала надо озаботиться подготовкой документов, нужных для постановки автомашины на учет. Почти все они у вас должны иметься в наличии:

  • Сообщение о наличии в собственности автотранспорта, заполненного по форме КНД 1153006, утвержденной руководителем налоговой службы.
  • Копию паспорта на транспортное средство, полученного при покупке авто.
  • Копию договора на покупку автомашины.
  • Копию свидетельства о регистрации.

Далее мы поведаем вам о том, как происходит постановка на учет автомобиля в налоговой инспекции.

Процедура

Регистрация авто в налоговой инспекции возможна тремя способами. Каждый из которых имеет свои плюсы или минусы, поэтому выбирайте наиболее вам удобный:

  1. Электронная почта. Для этого надо зарегистрироваться на сайте налоговой, заиметь там личный кабинет и обладать электронной подписью. Сообщение о наличии авто и копии документов в электронном виде должны быть подтверждены усиленной электронной подписью заявителя и отправлены на почту инспекции. Получение документов должно быть подтверждено в течение последующего рабочего дня подтверждением даты отправки и квитанцией о приемке заверенной электронной подписью. В дальнейшем вся информация о стоящем на налоговом учете авто и величина транспортного налога будет размещена в вашем личном кабинете. Если по каким-либо причинам документы не приняты, придется отнести их самому.
  2. Личная явка в налоговую. Собрать все нужные документы и их копии, зайти в налоговую, заполнить сообщение о наличии в собственности авто и занести вашему инспектору. Налоговое уведомление можно забрать лично или предложить отправить по почте.
  3. Почта. Весь комплект документов передается в налоговую инспекцию почтовым отправлением. Причем письмо должно быть заказным с уведомлением. Извещения об уплате налога будут приходить на адрес, указанный в письме.

А сколько стоит регистрация автомобиля в налоговой инспекции России? Процедура по постановке авто на учет в налоговую – бесплатная.

О том, как снять с учета автомобиль в налоговой инспекции при продаже, расскажем ниже.

Как снять с учета

Снятие авто с налогового учета необходимо делать в двух случаях:

  1. Если вы передали авто другому лицу по доверенности. Надо зайти в налоговую инспекцию и подать заявление об этом. К заявлению о снятии с налогового учета автомобиля должна быть приложена нотариально заверенная копия доверенности. В этом случае налог с владельца авто будет переложен на водителя, указанного в доверенности.
  2. При продаже. Необходимо сразу же написать заявление об этом и с копией договора о продаже отправить в налоговую любым удобным вам способом. Это послужит основанием для пересчета транспортного налога. Его сумма будет рассчитана до момента продажи авто.

Санкции при непостановке

Пока еще ничего. Государство предоставило время на раскачку до первого января 2017 года. Но после этого за не поставленный вовремя на налоговый учет автомобиль придется заплатить штраф величиной в 20% от неоплаченной суммы транспортного налога.

Про бухгалтерский учет расходов на авто, и как его просчитать, расскажет данное видео:

Как поставить авто на учет в налоговую?

Nadezhda Medvednikova2 октября 2015 в 13:03

Теперь, согласно закону Российской Федерации №52-ФЗ «О внесении изменений в первую и вторую часть Налогового кодекса РФ», вступившего в силу в мае 2014 года, каждый гражданин РФ обязан самостоятельно предоставлять сведения в ФНС по месту жительства о находящемся у него в личной собственности имуществе, в том числе и о наличии транспортных средств.
Владелец авто должен подать в инспекцию по месту постоянной регистрации копии следующих документов:
регистрационного свидетельства транспортного средства;
ПТС (паспорта транспортного средства);
договора купли-продажи транспортного средства.
Для постановки на налоговый учет автомобиля, есть несколько вариантов:
1. Отправить на адрес налоговой службы заявление в произвольной форме и копии документов на вновь приобретенный автомобиль по почте заказным письмом с уведомлением. Уведомления об оплате будут приходить по почте.
2. Лично посетить налоговую инспекцию.
3. Интернет (в налоговую идти все-равно придется).

Организация приобрела автомобиль: бухгалтерский и налоговый учет

ИА ГАРАНТ

Организация приобрела газель у взаимозависимой компании за 50 000 руб., в том числе НДС 18%. Организация применяет общий режим налогообложения, ПБУ 18/02 не применяется. Как списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо ли платить налог на имущество и транспортный налог?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском учете подержанный автомобиль стоимостью свыше 40 000 руб. учитывается в составе основных средств в общеустановленном порядке. Амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем принятия автомобиля к бухгалтерскому учету.

В целях налогообложения прибыли автомобиль не является амортизируемым имуществом, его стоимость учитывается в составе материальных расходов одним из способов, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Налогом на имущество автомобиль облагается в общеустановленном порядке. При этом факт его приобретения у взаимозависимого лица исключает возможность воспользоваться льготой, предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ.
Транспортный налог уплачивается в общеустановленном порядке. Субъектом РФ, на территории которого зарегистрирован автомобиль, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете приобретенный автомобиль, бывший в эксплуатации, учитывается в составе основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), а именно:

  • предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

  • предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  • не предполагается его последующая перепродажа;

  • способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (далее — МПЗ) (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

В рассматриваемой ситуации приобретенный организацией автомобиль соответствует вышеперечисленным условиям и его стоимость без НДС превышает 40 000 руб. (50 000 руб. — НДС 18% = 42 372 руб.), поэтому подлежит отражению в составе основных средств, а расходы на его приобретение учитываются в порядке, установленном ПБУ 6/01.

Приобретенный за плату автомобиль принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется из фактических затрат организации на его приобретение (за исключением НДС). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в частности, суммы, уплачиваемые (подлежащие уплате) в соответствии с договором продавцу (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. 24 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Это правило распространяется и на приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации.

Затраты на покупку автомобиля отражаются

по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем (в момент принятия объекта к бухгалтерскому учету) списываются на счёт 01 «Основные средства»:

Дебет 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60
— отражена первоначальная стоимость приобретенного автомобиля;

Дебет 01 Кредит 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств»
— автомобиль введен в эксплуатацию.

При этом правилами бухгалтерского учета момент принятия автомобиля к учету в качестве основного средства не ставится в зависимость от факта регистрации транспортных средств в ГИБДД, поскольку такая регистрация не подтверждает готовность автомобиля к эксплуатации. Исходя из положений ст. 130 ГК РФ, автотранспортное средство является движимой вещью. В соответствии с п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на транспортные средства законодательством не установлена. А постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регулирует только порядок регистрации самого автотранспортного средства в госорганах.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

Начисление амортизации по объектам ОС, бывшим в употреблении, производится в общеустановленном порядке начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01).

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется в соответствии с п. 19 ПБУ 6/01 с учетом срока полезного использования объекта ОС.

Срок полезного использования автомобиля (как нового, так и бывшего в употреблении) определяется организацией самостоятельно исходя из (п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний):

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).

Порядок определения срока полезного использования при принятии основных средств к учету должен быть отражен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Заметим, что с 01.01.2017 в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, были внесены изменения. В частности, исключено положение о возможности ее использования для целей бухгалтерского учета (п. 1 Изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640)).

Таким образом, организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования для бывшего в употреблении основного средства, руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77).

Соответственно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия автомобиля к бухгалтерскому учету, и до полного погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета начисляется амортизация:

Дебет 26, (44) Кредит 02
— начислена амортизация за соответствующий месяц.

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежат вычету при одновременном выполнении следующих условий:

  • приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС, или для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);

  • товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);

  • имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры продавца (п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).

Каких-либо особенностей для принятия к вычету сумм НДС при приобретении имущества, бывшего в употреблении, нормами НК РФ не предусмотрено.

Соответственно, право на вычет НДС по автомобилю, приобретенному для производственной деятельности, возникает у организации в том налоговом периоде, в котором автомобиль принят к бухгалтерскому учету на основании соответствующих первичных документов, при наличии счета-фактуры продавца (письмо Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/244).

Налог на прибыль

В налоговом учете автомобиль признается амортизируемым имуществом, если одновременно отвечает следующим условиям (п. 1 ст. 256 НК РФ):

  • находится у налогоплательщика на праве собственности;

  • используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

  • срок полезного использования составляет более 12 месяцев;

  • первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (стоимостный критерий в размере 100 000 руб. действует с 01.01.2016 и применяется к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 на основании п.п. 7, 8 ст. 2, части 4, 7 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).

Первоначальная стоимость основного средства вне зависимости от того, является оно новым или бывшим в эксплуатации, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за минусом НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Наличие взаимозависимости с продавцом не влияет на порядок определения его первоначальной стоимости.

Срок полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства в целях налогообложения определяется с учетом положений п.п. 1, 7 и 12 ст. 258 НК РФ, устанавливающих возможность определения срока полезного использования для подержанного объекта с учетом его срока использования у предыдущего собственника.

Поскольку стоимость имущества является одним из обязательных признаков амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль, полагаем, что в рассматриваемой ситуации автомобиль, имеющий первоначальную стоимость менее 100 000 руб., не является амортизируемым имуществом, стоимость которого погашается посредством начисления амортизации.

Затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся к материальным расходам. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. При этом налогоплательщик вправе выбрать порядок списания стоимости имущества, не признаваемого для целей налогообложения амортизируемым, а именно:

  • учитывать в расходах единовременно на дату ввода актива в эксплуатацию;

  • учитывать в течение нескольких отчетных периодов в самостоятельно определенном организацией порядке, причем такой порядок должен быть разработан с учетом экономически обоснованных показателей, в частности с учетом срока использования имущества.

Применяемый порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124).

Соответственно, в рассматриваемой ситуации стоимость автомобиля учитывается в составе материальных расходов одним из способов, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Отметим, что официальные разъяснения применительно к рассматриваемой ситуации отсутствуют*(1). Полагаем, что косвенно о возможности учета приобретенного организацией имущества в составе материальных расходов свидетельствуют разъяснения Минфина России, представленные в письме от 09.02.11 N 03-03-06/2/29.

Кроме того, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2017 N Ф02-7680/16 судьи также пришли к выводу, что одним из обязательных признаков амортизируемого имущества для целей исчисления налога на прибыль является то, что стоимость данного имущества на момент его принятия налогоплательщиком к учету составляет более установленного лимита. При таких обстоятельствах сами по себе ссылки на положения пунктов 1, 5, 7 ст. 258 НК РФ, определяющие порядок исчисления срока полезного использования амортизируемого имущества, не подтверждают, что спорное имущество является амортизируемым.

Налог на имущество организаций

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ признаются налогоплательщиками налога (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Приобретенный организацией автомобиль, учитываемый на балансе организации в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, на основании п. 1 ст. 374 НК РФ признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций.

Особенности налогообложения для имущества, бывшего в употреблении, не определены. Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ.

При этом организация не сможет воспользоваться предусмотренной п. 25 ст. 381 НК РФ льготой, на основании которой движимое имущество (в том числе автомобиль), принятое на учет организацией с 2013 года и учтенное в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество организаций, поскольку указанная льгота не распространяется на случаи приобретения таких объектов у взаимозависимых лиц (смотрите, например, письмо Минфина России от 30.08.2017 N 03-05-05-01/55522).

Соответственно, приобретенный автомобиль подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Транспортный налог

Транспортный налог в соответствии с гл. 28 НК РФ устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ).

На основании ст. 358 НК РФ приобретенный организацией автомобиль, зарегистрированный в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, является объектом налогообложения по транспортному налогу, вне зависимости от того, является ли он новым или бывшим в употреблении (смотрите также письмо Минфина РФ от 08.09.2011 N 03-05-04-04/10).

Наличие взамозависимости с продавцом транспортного средства или срок использования автомобиля у прежнего владельца не влияют на определение наличия объекта налогообложения.

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства (ТС) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Законами субъектов РФ ставки налога могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Таким образом, при определении ставки транспортного налога по приобретенному подержанному автомобилю необходимо руководствоваться соответствующим законом субъекта, на территории которого он зарегистрирован (смотрите также письма Минфина России от 12.01.2017 N 03-05-06-04/484, от 04.10.2013 N 03-05-06-04/41282). Заметим, в частности, что установленные на территории города Москвы ставки налога в настоящее время не дифференцируются в зависимости от года выпуска автомобиля (Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге»).

Также следует учитывать, что установленные в п. 1 ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога, помимо мощности двигателя, дифференцируются в зависимости от типа транспортного средства (например легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили и т.д.) (письмо ФНС России от 02.06.2016 N БС-3-11/2508@).

При отсутствии в паспорте транспортного средства сведений о его типе или при разногласии с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 «О введении паспортов транспортных средств» (письмо Минфина РФ от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

25 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В случае получения имущества в результате реорганизации основное средство, бывшее в употреблении, по мнению уполномоченных органов, из состава амортизируемого имущества новым собственником не исключается вне зависимости от оставшегося срока его полезного использования и стоимости (письма Минфина России от 12.05.2005 N 07-05-06/138, от 01.04.2008 N 03-03-06/1/241, УФНС России по г. Москве от 26.04.2010 N 16-15/043777@).

Бухгалтерский учет автомобиля

Если автомобиль предполагается использовать для служебных нужд на протяжении длительного времени – 12 месяцев и более, – то машина принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н; п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Объекты ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.

При покупке автомобиля его стоимость равна сумме, уплачиваемой продавцу в соответствии с договором (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Моментом принятия объекта к учету в составе ОС является дата фактической готовности машины к использованию. Факт готовности и принятия объекта к учету в составе ОС оформляется составлением соответствующего первичного учетного документа (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В случае с машиной такой бумагой будет акт (накладная) приемки-передачи ОС, составляемый на каждый отдельный инвентарный объект (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Читайте также «Расчет транспортного налога»

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма отчислений рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного компанией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта, либо его списания с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Амортизационные отчисления признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления (п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Обратите внимание

Затраты компании, связанные с арендой транспортного средства, которое используется для управленческих нужд, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются в учете ежемесячно в суммах, установленных договором.

Амортизация по автомобилю, используемому для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» – для торговых организаций) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Читайте также «Амортизация легкового автомобиля»

Срок использования машины

Для налогового учета приобретенный автомобиль признается амортизируемым имуществом и учитывается в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость объекта ОС равна цене его приобретения (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Читайте также «Особенности начисления амортизации в налоговом учете»

Срок использования машины определяется фирмой самостоятельно на дату ее ввода в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ). В соответствии с Классификацией легковые автомобили (за исключением машин, отнесенных к иным группам) принадлежат к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ)).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Налоговый вычет

После принятия к учету автомобиля, который будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС, организация может произвести налоговый вычет, предъявленного ей продавцом, на основании полученного счета-фактуры, соответствующего требованиям, установленным статьей 169 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 171, абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Счет-фактура регистрируется в части два журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок. Сумма НДС, предъявленная организации при приобретении объекта ОС, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств». При принятии НДС к вычету производится запись по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).

ПРИМЕР. УЧЕТ ОПЕРАЦИИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Организация по договору купли-продажи приобрела для управленческих нужд легковой автомобиль. Его стоимость составила 236 000 руб., в т. ч. НДС – 36 000 руб.). Оплата продавцу была произведена в безналичной форме в июле. Срок использования автомобиля составляет 50 месяцев. В соответствии с учетной политикой компании начисление амортизации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета производится линейным способом.

Для целей налогообложения учет ведется методом начисления. В этом случае бухгалтерская и налоговая амортизация составит 4000 руб. (200 000 руб. / 60 мес.). Операции, связанные с приобретением автомобиля, следует отражать следующими проводками:

В месяце приобретения автомобиля

Дебет 08   Кредит 60
— 200 000 рублей – отражены вложения организации в приобретение объекта ОС;

Дебет 19-1   Кредит 60
— 36 000 рублей – выделен НДС;

Дебет 01   Кредит 08
— 200 000 рублей – легковой автомобиль принят к учету в составе ОС;

Дебет 68/НДС   Кредит 19
— 36 000 рублей – НДС предъявлен к вычету из бюджета;

Дебет 60   Кредит 51
— 236 000 рублей – перечислены продавцу денежные средства за легковой автомобиль.

Ежемесячно в течение установленного срока полезного использования

Дебет 26(44)   Кредит 02
— 4000 рублей – отражена сумма начисленной амортизации.

Аренда автомобиля

Арендованный автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). По окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета арендатора.

Затраты компании, связанные с арендой транспортного средства, которое используется для управленческих нужд, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются в учете ежемесячно в суммах, установленных договором (п. п. 5, 6, 6.1, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

Читайте также «Плату за аренду автомобиля можно удержать из зарплаты сотрудника»

Арендная плата за временное владение и пользование машиной, используемой для управленческих нужд, учитывается в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Обратите внимание

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации. При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма отчислений рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации.

По общему правилу расходы признаются при условии соответствия их требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, т. е. расходы должны быть документально подтверждены и обоснованны. Документальным подтверждением трат на аренду для целей налогообложения являются заключенный договор, содержащий порядок выплаты арендных платежей, документы, подтверждающие уплату платежей, а также акт приемки-передачи имущества. При этом ежемесячного составления актов оказанных услуг по договору аренды для указанных целей не требуется (если это не предусмотрено договором аренды) (см., например, письма Минфина России от 24 марта 2014 г. № 03-03-06/1/12764, УФНС России по г. Москве от 17 октября 2011 г. № 16-15/100085@).

НДС

Суммы НДС, предъявленные арендодателем по услугам за предоставление транспортного средства, используемого для управленческих нужд, организация вправе принять к вычету при условии принятия к учету указанных услуг и при наличии счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями законодательства (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 НК РФ).

ПРИМЕР. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО АРЕНДЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Согласно заключенному договору ежемесячная арендная плата составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.) и перечисляется арендодателю не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем аренды. Стоимость ТС, указанная в договоре аренды – 400 000 руб. Автомобиль используется для управленческих нужд организации. Для налогообложения учет ведется методом начисления. В учете компании затраты на аренду легкового автомобиля по договору следует отражать следующим образом:

Дебет 001
— 400 000 рублей – стоимость арендованного автомобиля отражена на забалансовом счете.

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды

Дебет 26(44)   Кредит 76
— 10 000 рублей – арендная плата за текущий месяц отражена в составе расходов по обычным видам деятельности;

Дебет 19   Кредит 76
— 1800 рублей – отражен НДС, предъявленный арендодателем;

Дебет 68-НДС   Кредит 19
— 1800 рублей – принят к вычету предъявленный НДС.

При перечислении арендной платы арендодателю

Дебет 76   Кредит 51
— 11 800 рублей – произведены расчеты с арендодателем за текущий месяц.

При возврате арендованного автомобиля

Кредит 001
— 400 000 рублей – cписана с забалансового счета стоимость возвращаемого арендодателю автомобиля.

Покупка автотранспортного средства: бухгалтерский и налоговый учет

Покупка автотранспортного средства: бухгалтерский и налоговый учет

Экономико-правовой бюллетень, N 8, 2007 год
О.А.Антошина

Приобретенное транспортное средство (ТС) отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением транспортного средства (п.8 ПБУ 6/01).
Обратите внимание! Транспортное средство подлежит регистрации в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов (п.3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Во исполнение Постановления Правительства РФ N 938 принят Приказ МВД России от 27.01.2003 N 59, которым утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Однако данная регистрация транспортных средств носит не правовой, а технический характер и не является государственной регистрацией имущества в смысле ст.164 ГК РФ. То есть право собственности на автомобиль по умолчанию возникает при его передаче (ст.223 ГК РФ), а не регистрации (см. Решение ВС РФ от 29.07.1999 N ГКПИ-99-547, п.4 Обзора судебной практики ВС РФ от 10.07.2002).
В налоговом учете согласно п.1 ст.257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства (ОС) определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом).
В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Исключение составляют проценты по заемным средствам (подп.2 п.1 ст.265 НК РФ) и плата за регистрацию в ГИБДД транспортного средства, не включаемые в первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными расходами.
В первоначальную стоимость основного средства включаются все затраты, связанные с его приобретением (ст.257 НК РФ). В то же время в НК РФ есть отдельная норма, по которой учитываются проценты по займам и кредитам (подп.2 п.1 ст.265 НК РФ).

По данному вопросу существуют две точки зрения.
Официальная позиция Минфина России заключается в том, что проценты по кредитам и займам, уплаченные в период создания основного средства, включаются в первоначальную стоимость ОС.
Ранее финансовое ведомство высказывало противоположную точку зрения. Связано это с тем, что для учета таких процентов в НК РФ установлен особый порядок. Есть примеры судебных решений, подтверждающих такой подход. Такого же мнения придерживаются и некоторые авторы.
Финансовое ведомство в письме от 02.04.2007 N 03-03-06/1/204 отмечает, что проценты за кредит, уплачиваемые налогоплательщиком в период создания производственной линии, должны учитываться в составе первоначальной стоимости объекта строительства. В письме от 01.08.2005 N 03-03-04/1/111 Минфин отмечает, что те расходы, для учета которых в целях исчисления прибыли установлен особый порядок, в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются. Это касается в том числе расходов по уплате процентов по займу, которые должны быть отнесены к внереализационным расходам. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2005 N А42-8523/04-28 суд указал, что налогоплательщик правомерно включил в состав внереализационных расходов проценты, уплаченные по займам, использованным на приобретение основного средства.
Без регистрации автомобиля в установленном порядке в ГИБДД эксплуатация ТС на дорогах запрещена.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ N 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД. Сделать это нужно в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов либо возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Следовательно, если автомобиль приобретается не для перепродажи и предполагается его участие в дорожном движении, то организация обязана поставить автотранспортное средство на учет в ГИБДД.
Однако регистрация автомобиля не является обязательным условием для принятия актива к учету в качестве объекта основных средств (п.4 ПБУ 6/01). Тем более, что автомобиль фактически может эксплуатироваться определенный промежуток времени (в течение срока действия регистрационного знака «Транзит») и без регистрации. Следовательно, по мнению автора, для того чтобы принять к учету автомобиль на счете 01, не нужно дожидаться момента регистрации в ГИБДД. Этот факт имеет значение для исчисления налога на имущество, если покупка автомобиля и ее регистрация осуществлялись в разные отчетные (налоговые) периоды (например, приобрели автомобиль в декабре, а зарегистрировали только в январе).

С другой стороны, нельзя не учитывать и иную точку зрения, согласно которой до регистрации транспортного средства в ГИБДД автомобиль не отвечает всем условиям для признания его основным средством, поскольку он не готов к эксплуатации и не может приносить экономическую выгоду.
Вопрос о дате принятия автомобиля к учету важен для получения права на налоговый вычет по НДС. «Входной» НДС по приобретенному автомобилю принимается к вычету только после отражения основного средства на счете 01 при соблюдении условий, установленных статьями 171, 172 НК РФ, а именно:

1. НДС предъявлен к вычету на территории РФ или уплачен при ввозе товаров на территорию РФ.

2. Автомобиль приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС.

3. Сумма НДС предъявлена на основании счета-фактуры.
Если организация примет к вычету НДС до регистрации транспортного средства в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами лучше все же принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.
Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации транспортного средства в ГИБДД. Поэтому и в бухгалтерском учете будет целесообразно принимать автомобиль к учету после его своевременной регистрации (письмо Управления МНС России по г.Москве от 12.05.2004 N 26-12/32341).
Поскольку ситуация, касающаяся момента принятия к учету автомобиля в качестве объекта основных средств, законодательно не урегулирована, организации следует определить данный вопрос в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.
При принятии автомобиля к учету нужно составить акт по форме N ОС-1 и открыть инвентарную карточку по форме N ОС-6, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
За государственную регистрацию транспортных средств и иные регистрационные действия с автотранспортом предусмотрена уплата государственной пошлины в следующем размере (п.29 ст.333.33 НК РФ):

— за выдачу государственных регистрационных знаков на ТС — 400 руб.;
— за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы — 200 руб.;
— за выдачу паспорта ТС — 100 руб.;
— за выдачу свидетельства о регистрации ТС — 100 руб.
После регистрации организация получает свидетельство о регистрации автомобиля, государственные номерные знаки, технический паспорт автотранспортного средства с отметкой о государственной регистрации.
В бухгалтерском учете расходы на регистрацию в ГИБДД будут отнесены на увеличение первоначальной стоимости основного средства (п.6 ПБУ 6/01). Однако это произойдет лишь в том случае, если платежи произведены до принятия автомобиля к учету на счете 01.
Существуют две точки зрения по вопросу отражения таких расходов в налоговом учете. По мнению налоговых органов, первоначальную стоимость основного средства следует определять как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором данное основное средство пригодно для использования (п.1 ст.257 НК РФ). Но поскольку автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении без регистрации в ГИБДД, платежи за такую регистрацию формируют первоначальную стоимость автомобиля и представляют собой расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, при котором оно пригодно для эксплуатации.
Минфин России придерживается иной, основанной на положении подп.1 п.1 ст.264 НК РФ, точки зрения: к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном Налоговом кодексом порядке. Государственная пошлина относится к федеральным налогам (п.10 ст.13 НК РФ), и расходы на ее уплату включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией (письмо Минфина России от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116).
Итак, в основе обеих позиций лежат нормы Налогового кодекса, в п.4 ст.252 которого указано, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Значит, налогоплательщики имеют право сами устанавливать, включать плату за регистрацию в ГИБДД в первоначальную стоимость автомобиля или же учитывать в составе прочих расходов. Свой выбор они должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Но следует учесть, что если организация в налоговом учете решит относить государственную пошлину за регистрацию в состав прочих расходов, а в бухгалтерском учете включит данные суммы в первоначальную стоимость основного средства, то в бухгалтерском учете возникнут временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль», утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Страхование автомобиля

Приобретая автомобиль в собственность, организация должна оформить страховку на транспортное средство. Заключение договора на обязательное страхование гражданской ответственности является обязательным, все остальные виды страхования — добровольными. Однако организация при покупке дорогостоящего автомобиля часто страхует свое имущество от угона, ущерба и т. д.
Организация обязана застраховать свою гражданскую ответственность не позднее пяти дней со дня возникновения права собственности (п.2 ст.4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страховые тарифы по обязательному страхованию установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739). В первоначальную стоимость автомобиля эти суммы включаться не будут.
В бухгалтерском учете организации расходы по оформлению полиса обязательного страхования гражданской ответственности учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Полис, как правило, оформляется сроком на один год. В дальнейшем он подлежит переоформлению. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, «подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся» (п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Таким образом, стоимость страховки учитывается в составе расходов будущих расходов, а затем ежемесячно списывается на затраты отчетного периода в течение срока действия полиса в порядке, предусмотренном в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
В налоговом учете затраты на обязательное страхование относятся к прочим расходам в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3 ст.263 НК РФ). Если по условиям договора страхования «предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде» (п.6 ст.272 НК РФ). Поэтому для того чтобы избежать возникновения разниц и необходимости применения ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете целесообразно отразить порядок списания таких расходов аналогично порядку в налоговом учете.
Пример. Организация 10 июля 2007 года приобрела автомобиль. Сотрудником фирмы 14 июля был оформлен полис ОСАГО, срок его действия — с 14 июля 2007 года по 13 июля 2008 года. Стоимость страховки составила 12 045 руб. Учетной политикой предусмотрен одинаковый порядок списания расходов и для бухгалтерского, и для налогового учета (т. е. пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде).
Рассчитаем сумму расходов по страхованию в налоговом учете.

Бухгалтерские записи июля 2007 г:
Дебет 71 — Кредит 50 — 12 045 руб. — работнику выданы денежные средства из кассы для приобретения полиса ОСАГО;
Дебет 76 — Кредит 71 — 12 045 руб. — работником приобретен полис ОСАГО;
Дебет 97 — Кредит 76 — 12 045 руб. — полис ОСАГО учтен в составе расходов будущих периодов;
Дебет 20 (25, 26, 44) — Кредит 97 — 594 руб. (33 руб. х 18 дней) — стоимость полиса ОСАГО за июль 2007 года учтена в составе расходов.
Многие организации, имеющие в собственности автомобиль, не считают условия ОСАГО удовлетворительными и оформляют добровольную страховку по различным рискам (угону, ущербу), а также дополнительную гражданскую ответственность. Как правило, такие договоры представляют собой смешанные договоры страхования и предусматривают страхование не только ответственности, но и самого имущества.
Бухгалтерский учет расходов по добровольному страхованию ведется в том же порядке, что и при покупке полиса ОСАГО транспортных средств. Данные расходы отражаются на счете 97 и списываются на расходы в порядке, предусмотренном учетной политикой.
В налоговом учете в расходы по налогу на прибыль по добровольному страхованию можно включить (подпункты 1, 8 п.1 ст.263 НК РФ):

1. Добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией.

2. Добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями.
Минфин России и налоговые органы придерживаются той точки зрения, что страховые взносы, уплаченные по договорам страхования ответственности (кроме страхования, являющегося условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями), не признаются расходами для целей налогообложения прибыли (письма УМНС России по г.Москве от 18.09.2003 N 26-12/51429, Минфина России от 25.04.2005 N 03-03-01-04/1/200).
Таким образом, во избежание спора с налоговыми органами добровольное страхование гражданской ответственности в расходы по налогу на прибыль относить нецелесообразно.

Что касается расходов на КАСКО, связанных со страхованием имущества от угона, чрезвычайного происшествия, а также по иным имущественным рискам, то для отнесения подобных затрат на расходы по налогу на прибыль необходимо, чтобы суммы страховых взносов в документах были выделены отдельной строкой. Если же сумма страхового взноса по договору и в страховом полисе КАСКО будет единой (без выделения страхования ответственности и имущественного страхования), то существует риск того, что налоговые органы при исчислении налогооблагаемой базы не примут в расходы всю сумму по добровольному страхованию. Поэтому, по мнению автора, лучше получить от страховщика справку или иной документ, подтверждающий размер произведенных расходов по каждому виду страхования.
Сформированная первоначальная стоимость автомобиля, подтвержденная правильно оформленными документами, отражается на счете 01 «Основные средства».
Обращаем внимание читателей на наиболее распространенные ошибки, допускаемые в момент принятия объектов транспортных средств к учету. В связи с тем что правила формирования первоначальной стоимости, установленные ПБУ 6/01 и НК РФ, отличаются, следует отдельно рассмотреть наиболее сложные моменты бухгалтерского и налогового учета.
Бухгалтерский учет

Типичные ошибки в расчете первоначальной стоимости транспортных средств

Нормативный документ, требования которого нарушены

Ошибки, являющиеся следствием неправильного определения единицы учета (один инвентарный объект учитывается как несколько или наоборот)

Пункт 6 ПБУ 6/01; п.10 Приказа N 91н

Затраты, непосредственно связанные с приобретением или изготовлением ТС (в том числе полученных в качестве вклада в уставный капитал, по договору дарения или по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами), не включены в их первоначальную стоимость

Пункты 8, 12 ПБУ 6/01; пункты 26-32, 34-36 Приказа N 91н

Первоначальная стоимость имущества завышена на сумму общехозяйственных расходов, непосредственно не связанных с приобретением и изготовлением ТС

Пункты 8, 12 ПБУ 6/01; п.24 Приказа N 91н

Расходы на реконструкцию и модернизацию признаются расходами текущего периода; расходы на ремонт увеличивают первоначальную стоимость имущества

Пункт 27 ПБУ 6/01; п.42 Приказа N 91н

Затраты по кредитам и займам, подлежащие включению в стоимость инвестиционного актива или иного имущества, относятся на текущие расходы организации

Пункты 12, 15, 23 — 31 ПБУ 15/01; п.8 ПБУ 6/01

Дана неправильная оценка стоимости объекта, приобретенного за валюту

Пункт 16 ПБУ 6/01, Приложение к ПБУ 3/2006

Налоговый учет

В таблице, предлагаемой вниманию читателя, содержатся ссылки на некоторые наиболее интересные разъяснения, данные Минфином России по тем или иным вопросам применения налогового законодательства.

Типичные ошибки в расчете первоначальной стоимости амортизируемого имущества (в т.ч. транспортных средств)

Статья НК РФ, требования которой нарушены

Документы, разъясняющие отдельные положения указанных статей

Затраты, непосредственно связанные с приобретением или созданием ОС, не включены в первоначальную стоимость. Первоначальная стоимость объекта ОС завышена на сумму прочих или внереализационных расходов, а также расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли

Пункт 1 ст.257 НК РФ; статьи 264, 265, 270 НК РФ

Письма Минфина России от 01.08.2006 N 03-03-4/2/185, от 20.04.2006 N 03-03-4/1/363, от 17.04.2006 N 03-03-4/1/341, от 03.04.2006 N 03-03-04/1/314, от 02.03.2006 N 03-03-4/1/178, от 27.02.2006 N 03-03-04/1/145

Первоначальная стоимость ОС, которые созданы организацией и входят в номенклатуру выпускаемой продукции, не соответствует сумме прямых затрат на их создание

Пункт 1 ст.257, п.2 ст.319 НК РФ

Искажена стоимость имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал (например, объект, стоимость которого не подтверждена документально, принят в оценке, отличной от нуля)

Подпункт 2 п.1 ст.277 НК РФ

Письма Минфина России от 10.08.2006 N 03-03-04/1/625, от 10.05.2006 N 03-03-04/1/429

Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию или техническое перевооружение ОС признаются расходами текущего периода

Пункт 2 ст.257 НК РФ

Письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/2/118

Расходы на ремонт увеличивают первоначальную стоимость основного средства

Пункт 2 ст.257, пункты 1, 3 ст.260 НК РФ

Неправильно определена остаточная стоимость ОС при переходе с УСН

Пункт 3 ст.346.25 НК РФ

Письмо Минфина России от 08.06.2005 N 03-03-02-04/1/140

Неправильно отражена или не отражена в составе амортизируемого имущества стоимость неотделимых улучшений в арендуемое имущество, произведенных арендатором с согласия арендодателя

Абзац 4 п.1 ст.256, абзацы 5, 6 п.1 ст.258 НК РФ

Письма Минфина России от 27.07.2006 N 03-03-04/2/183, от 28.08.2006 N 03-03-04/1/640

Большинство ошибок при формировании первоначальной стоимости амортизируемого имущества в налоговом учете возникает из-за неправильной классификации расходов, связанных с его приобретением.
В статье 257 НК РФ сформулировано лишь общее правило исчисления первоначальной стоимости. Вместе с тем существуют такие затраты, которые хотя и связаны с приобретением имущества, но по правилам главы 25 НК РФ относятся к другим группам расходов. Например, проценты по кредитам и займам, полученным на покупку или создание ОС в пределах лимитов, установленных ст.269 НК РФ, учитываются в составе внереализационных расходов (подп.2 п.1 ст.265 НК РФ). Проценты, начисленные сверх указанных лимитов, не учитываются при налогообложении прибыли (п.8 ст.270 НК РФ).
К сожалению, нормы налогового законодательства не всегда однозначны. Подтверждением тому являются таможенные пошлины, уплаченные при ввозе ОС. Их можно рассматривать как прочие расходы, а можно учитывать в первоначальной стоимости (подп.1 п.1 ст.264, п.1 ст.257 НК РФ). Как быть в данном случае?
Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок учета затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов (п.4 ст.252 НК РФ). В письме Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/130 организациям рекомендовано руководствоваться вышеуказанной нормой НК РФ, закрепив порядок учета таких затрат в учетной политике.
Трудно сказать, насколько обоснован такой подход. Ряд экспертов считают его не соответствующим требованиям налогового законодательства, поскольку затраты на приобретение или создание амортизируемого имущества нельзя включать в состав расходов в целях налогообложения прибыли (п.5 ст.270 НК РФ). Да и Минфин в своих более ранних письмах — от 27.12.2005 N 03-03-04/1/451 и от 09.11.2005 N 03-03-04/1/349

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *