Как поставить инвентарный номер на основные средства

В казенном учреждении возникла необходимость заменить монитор в составе компьютера. Причины замены мониторов — модернизация (замена устаревших мониторов на современные, широкодиагональные), замена вышедших из строя мониторов на рабочие. Компьютер приобретался в 2007 году как «компьютер в сборе» без указания стоимости отдельных комплектующих. Как документально оформить разукомплектацию компьютера и рассчитать стоимость монитора, если стоимость составных частей компьютера неизвестна?

30 мая 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок документального оформления при замене монитора в составе компьютера зависит от квалификации проводимых работ. При квалификации работ по замене монитора в компьютере в качестве ремонта стоимость компьютера не увеличивается. При отнесении данных работ к модернизации происходит увеличение первоначальной стоимости компьютера. Монитор, подлежащий замене и выводимый из состава компьютера, принимается к учету по текущей оценочной стоимости, определяемой комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.

Обоснование вывода:
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ). В свою очередь, перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Методические указания).
Такие хозяйственные операции, как поступление, выбытие объектов нефинансовых активов (далее — НФА), а именно, основных средств, материальных запасов, осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия), оформленного Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
В рассматриваемой ситуации замена мониторов осуществляется по двум причинам:
— используемые мониторы вышли из строя;
— используемые мониторы, находящиеся в рабочем состоянии, морально устарели.
Работы по замене монитора могут квалифицироваться в качестве ремонта или модернизации. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит четких критериев для разграничения работ в качестве ремонта или модернизации. Поэтому подобные критерии должны быть раскрыты в учетной политике казенного учреждения*(1).
Правильная квалификация работ по замене монитора в компьютере в качестве ремонта или модернизации важна по той причине, что данные операции различным образом отражаются в бюджетном учете казенного учреждения.
Так, согласно п. 27 Инструкции N 157н модернизация, в том числе с проведением частичной ликвидации (разукомплектации), изменяет первоначальную (балансовую) стоимость объекта НФА, в то время как расходы в части работ по ремонту списываются на финансовый результат текущего года и не увеличивают стоимость объекта НФА.
Отметим, что определение типа проводимых работ входит в компетенцию Комиссии, к работе в составе которой могут быть привлечены профильные (технические) специалисты, обладающие соответствующей квалификацией. Независимо от квалификации работ в качестве ремонта или модернизации все расходы казенного учреждения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Принятое Комиссией решение о необходимости проведения работ по замене монитора и их квалификация должны подтверждаться соответствующим документом (актом), содержащим подписи всех членов комиссии.
В целях обоснования проведения ремонта или модернизации может быть приложен акт технического состояния (иной документ, предусмотренный учетной политикой учреждения), содержащий сведения о техническом состоянии объекта и заключение о невозможности его дальнейшей эксплуатации. В данном акте должна быть отражена информация о выявленных недостатках, перечень необходимых работ для приведения компьютера в состояние, пригодное для эксплуатации. В случае квалификации работ по замене монитора в качестве модернизации в акте следует также указать характеристики работ, в том числе замененных запасных частей (составных частей единого объекта), на основании которых комиссия приняла решение.
Унифицированная форма такого акта не утверждена, поэтому он может быть составлен в произвольной форме с соблюдением требований, указанных в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 7 Инструкции N 157н, и утвержден в составе учетной политики учреждения.
Работы по модернизации и ремонту могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций. В целях отражения в бюджетном учете факта передачи (получения) объекта нефинансовых активов для проведения ремонта, модернизации применяется акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0504103). При этом, если ремонт или модернизацию выполняла сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в казенном учреждении, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
В случае выполнения работ по замене монитора собственными силами списание с балансового учета стоимости самостоятельно приобретенного монитора производится на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210) или Акта о списании материальных запасов (форма 0504230).
В силу п. 27 Инструкции N 157н результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость, включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета — Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях. При этом в соответствии с Методическими указаниями основанием для отражения в Инвентарной карточке (форма 0504031) результата работ по ремонту компьютера (замене вышедшего из строя монитора на рабочий) будет являться Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма 0504103).
Если замена монитора в компьютере рассматривается Комиссией как его модернизация, то данный факт в учете целесообразно оформить как частичную разукомплектацию объекта с выделением стоимости старого монитора и последующим дооборудованием. Данная процедура осуществляется без полного списания объекта с балансового учета с сохранением инвентарного номера, а информация о проведенной модернизации и изменении первоначальной (балансовой) стоимости отражается в Инвентарной карточке (форма 0504031) компьютера на основании Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0504103). Также может составляться Акт о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства. Форма данного акта не утверждена, поэтому она может быть разработана и утверждена в составе учетной политики учреждения*(2). В акте необходимо указать сведения обо всех материальных ценностях, принимаемых к учету по результатам проводимых работ.
Таким образом, стоимость компьютера после проведения модернизации будет увеличена на стоимость нового монитора и уменьшена на стоимость старого монитора. Кроме того, стоимость компьютера может быть увеличена и на стоимость работ, связанных с модернизацией.
Фактическая стоимость старого монитора может быть определена исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету (п. 106 Инструкции N 157н). Определение текущей оценочной стоимости осуществляется в соответствии с п. 25 Инструкции N 157н, согласно которому под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бюджетному учету объекта НФА может быть произведено Комиссией на основании:
— данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
— сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
— экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в Комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов НФА.
Аналитический учет затрат по модернизации ведется в Многографной карточке (форма 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по конкретному реконструируемому, модернизируемому объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции N 157н).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет текущего ремонта основных средств (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

11 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что такое безынвентарный учет библиотечного фонда? Где он применяется?

Безынвентарным называется индивидуальный учёт, при котором документам не присваивается инвентарный №.

Безынвентарный метод учёта документов в нашей библиотеке внедрен: на книги — с 1969 г., на периодические издания – с 1971 г. Согласно инструкции, при поступлении многоэкземплярных документов количество экземпляров, подлежащих записи в инвентарные книги и учёту безынвентарным методом, определялось библиотекой самостоятельно. При безынвентарном методе учёта на каждое название документа оформлялась учётная карточка, которую регистрировали в отдельном журнале. Для этой цели использовались перфокарты.

Учётная карточка содержит сведения: автор, название книги, издание, год издания, цена, дата записи, № суммарного учёта, кол-во поступивших экз., выбывших экз., состоит экз. На учётной карточке проставлялся шифр книги, а также фиксировались все последующие поступления данного названия, независимо от цены.

На самых ранних карточках, находящихся в отделе комплектования, проставлялся инвентарный номер 1 экземпляра из поступившей партии многоэкземплярного названия, учтенный в инвентаре. Карточки, расположенные в алфавитном порядке, и составляли картотеку безынвентарного учёта. Для регистрации учётных карточек использовалась обычная инвентарная книга с продолжающейся нумерацией. В регистрационной книге заполнялись все графы – так же, как и при индивидуальном учёте: автор, название книги, издание, год издания, цена одного экземпляра, № записи в КСУ. Каждое название записывалось на одной строке. Регистрационный номер переносился на учётную карточку.

На документе, учтенном безынвентарным методом, номер регистрационной карточки не проставлялся; книга проходила только минимальную техническую обработку.

Преимущества безынвентарного учёта по сравнению с инвентарным учётом:

— экономия времени для заполнения (инвентарная книга, документ, формуляр);

— экономия пространства для хранения учётной документации.

Картотека безынвентарного учёта на сегодняшний день не ведётся так как учетные данные перенесены в электронный каталог.

Какие документы (ГОСТы, инструкции, положения и т.п.) регламентируют организацию учета библиотечного фонда?

ГОСТЫ, СТАНДАРТЫ

ГОСТ 7.20-2000 Библиотечная статистика. — Введ. 01. 01. 2002. — СПб.: Профессия, 2003. — 41 с.

Стандарт устанавливает единицы учета документов фондов библиотек и органов научно-технической информации (далее — НТИ) и единицы учета обслуживания пользователей библиотек и органов НТИ.


ГОСТ является документом обязательный для всех библиотек и органов НТИ независимо от ведомственного подчинения и форм собственности. Основные разделы стандарта посвящены учету — отдельных видов изданий и неопубликованных документов, аудиовизуальных документов, посещений, обращений, запросов на документы и их копии, выдачи документов и их копий, запросов и ответов на справочно-информационное обслуживание, отказов, мероприятий.

Стандарт устанавливает термины и определения понятий в области комплектования фондов, идентификации (библиографирования и каталогизации) документов и данных. В стандарте приведены алфавитные указатели терминов на русском языке и их иноязычных эквивалентов.

Термины, установленные настоящим стандартом, применяются в указанном значении во всех видах документации и литературы по информационной, библиотечной и издательской деятельности.

ГОСТ 7.48-2002 Консервация документов. Основные термины и определения. — Введ. 01. 01. 2003. — СПб.: Профессия, 2003. — 17 с.

Стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения понятий в области консервации документов на бумаге, пергамене и коже. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для библиотек всех типов и органов научно-технической информации при использовании в документации, научно-технических, информационных, учебных и справочных изданиях.

Разделы ГОСТа содержат информацию о таких терминах как, повреждение документа, режим хранения документов, стабилизация документа, реставрация документа, изготовление копии документа, эксплуатационные свойствах документа

Общие положения


Учет библиотечного фонда отражает поступление документов в фонд, выбытие из фонда, величину всего библиотечного фонда, его подразделений и служит основой для государственного статистического учета, отчетности библиотеки, планирования ее деятельности, обеспечения сохранности фонда, контроля за наличием и движением документов.

К ведению учета предъявляются следующие требования:

— полнота и достоверность учетной информации;

— документированное оформление каждого поступления в фонд и выбытия из фонда;

— совместимость приемов и форм учета, их надежность в усло­виях применения традиционной и автоматизированной технологии;

— соответствие номенклатуры показателей учета библиотечного фонда аналогичным показателям государственной статистики.

Учет библиотечного фонда включает: прием документов, их маркировку, регистрацию при поступлении, перемещении, выбытии, а также проверку наличия документов в фонде.

Учетная информация, представленная как в традиционной, так и в компьютерной формах, имеет одинаковую юридическую силу.

На равных правах используются бланки учетных документов, изготовленные полиграфическими способами и бланки, распечатанные с помощью компьютера. Они могут быть сформированы при помощи стандартных программных пакетов или индивидуальных программ, созданных для ведения учета фонда в конкретной библиотеке.

Унификация видов, способов и единиц учета документов в библиотеках обеспечивается соблюдением стандартов, относящихся к библиотечному делу, а также требований настоящей Инструкции, другими нормативными документами по библиотечному делу.

Инструкциями N 157н и 174н не установлено каких-либо требований к порядку формирования бюджетными учреждениями инвентарных номеров объектов основных средств. Поэтому организация может самостоятельно разработать правила формирования инвентарных номеров и отразить эти правила в учетной политике. Заметим, что в целях единообразия структура инвентарного номера может быть разработана учредителем бюджетного учреждения.

Обоснование. В соответствии с п. 46 Инструкции N 157н каждому инвентарному объекту основных средств, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится он в эксплуатации, запасе или на консервации.

Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

В случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Обратите внимание! Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к учету объектам. При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства.

В качестве справки можно рассмотреть структуру инвентарного номера, которая использовалась в 2000—2004 годах, когда государственные (муниципальные) учреждения вели бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией N 107н*(1).

Действовавшая в то время инструкция регламентировала порядок построения инвентарного номера следующим образом: 1-е три знака обозначали субсчет объекта основных средств, 4-й знак — группу объекта учета основных средств, последние 4 знака — порядковый номер предмета в группе учета.

По тем субсчетам, по которым не были выделены группы, 4-й знак обозначался нулем. Например, инвентарный номер 01010001 обозначал: субсчет 010 «Здания», группа 1 — здания производственного назначения, порядковый номер объекта — 0001.

Если взять за основу аналогичное формирование структуры объекта учета основных средств, легковому автомобилю, имеющему порядковый номер в учетной группе транспортных средств 25, можно присвоить следующие структурные номера:

— 101 — счет учета объекта основных средств;
— 35 — аналитический код группы синтетического счета согласно п. 37 Инструкции N 157н (10, 20, 30, 40) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета (в данном случае 5 — транспортное средство);
— 025 — порядковый номер объекта основных средств.
Из сложения цифр получается восьмизначный порядковый номер — 10135025.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *