Как перевыставить электроэнергию арендатору

Содержание

Арендодатель на «доходной» УСНО: как учесть оплату коммуналки арендаторами

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 5 июля 2013 г.

Содержание журнала № 14 за 2013 г.М.Г. Мошкович, юрист

Упрощенцы-арендодатели, которые платят налог с доходов по ставке 6%, сталкиваются со следующей проблемой. Суммы, полученные от арендаторов помещений за потребленные ими коммунальные услуги (свет, вода, тепло, вывоз мусора), в полном объеме перечисляются снабжающей организации. Однако упрощенцам приходится включать эти суммы в состав доходов, облагаемых единым налогом. Посмотрим, можно ли этого избежать.

Какой порядок расчетов предусмотрен договором аренды

Возможные варианты приведены в таблице.

Условие договора Возникает ли налогооблагаемый доход
Арендатор сам заключает договоры со снабжающими организациями и рассчитывается с ними за коммунальные услуги без участия арендодателя (вариант 1) Нет
Арендодатель оказывает арендатору посреднические услуги по приобретению и оплате для него коммунальных услуг за вознаграждение.
Такая форма расчетов может быть отражена:

  • <или>в посредническом договоре (агентском или договоре комиссии)статьи 990, 1005 ГК РФ;
  • <или>в самом договоре арендып. 3 ст. 421 ГК РФ
Договор арендодателя со снабжающей организацией заключен:

  • <или>позже посреднического договора и в интересах арендатора (вариант 2);
Нет
  • <или>ранее посреднического договора (вариант 3)
Да
Арендодатель оплачивает коммунальные услуги и перевыставляет арендатору счет (без наценки) (вариант 4) Да
Арендатор оплачивает коммунальные расходы в составе арендной платып. 2 ст. 614 ГК РФ (вариант 5).
В договоре в таком случае обычно пишут, что арендная плата состоит из двух величин:

  • постоянной (оплата в твердой сумме);
  • переменной (оплаты потребленных в соответствующем периоде коммунальных услуг)
Дап. 1 ст. 346.15 НК РФ

Рассмотрим подробнее плюсы и минусы этих вариантов.

Кто обязан платить за коммуналку

Обычно арендаторы пользуются коммунальными услугами по тому же тарифу, что и сами владельцы помещения. Отсюда напрашивается вывод, что экономической выгоды непосредственно от возмещения им стоимости этих услуг (в части, приходящейся на арендатора) арендодатели не получают. В этом случае не должно быть и дохода, облагаемого налогом при УСНОст. 41 НК РФ. Так, кстати, считали ранее и некоторые судыПостановление ФАС УО от 04.08.2009 № Ф09-4747/09-С2.

Однако в данном случае для налоговых целей важно, кто в соответствии с договором обязан обеспечивать отопление помещения, электроснабжение и т. д.:

  • <если>арендодатель, а так чаще всего и бывает, то и расходы на оплату таких услуг должен нести тоже он (и рассчитывать исходя из этого стоимость аренды). Компенсируя арендодателю его расходы, арендатор освобождает его от затрат по договору. Тут и возникает экономическая выгода — сумму компенсации надо включать в доходы (вариант 4). Этот подход поддержал ВАСПостановление Президиума ВАС от 12.07.2011 № 9149/10, и теперь суды не будут принимать иные решения;
  • <если>арендатор, то и проблем нет: соответствующие затраты доходом арендодателя не являются. Да и вопрос о налогообложении снимается для него сам собой: все расчеты по коммунальным платежам, касающиеся арендованного помещения, происходят без участия арендодателя (вариант 1). В учете у него эти операции не отражаются, и об уплате налогов по ним беспокоиться не нужно. Кстати, если в договоре ничего не сказано о том, кто оплачивает коммуналку по помещению, то это должен делать арендаторп. 2 ст. 616 ГК РФ.

Как видим, самостоятельные договорные отношения арендатора со снабжающими организациями наиболее удобны в налоговом смысле для хозяина помещения. Но такой расклад не слишком приветствуют другие участники цепочки, и на практике он применяется редко. Арендаторы приходят и уходят, поэтому снабжающим организациям проще заключить один долгосрочный договор с владельцем помещения, чем постоянно перезаключать договоры с его клиентами. Да и последним удобней работать только с арендодателем, а не с энным количеством разных служб.

Когда арендодатель может считаться посредником

Оформляя посреднический договор с арендатором, упрощенцы, как правило, надеются уйти от необходимости платить налог с сумм, перечисляемых арендатором в возмещение его коммунальных расходов. Ведь деньги, которые перечисляются посреднику для исполнения его обязательств или в возмещение понесенных затрат по договору, не считаются доходом (кроме самого вознаграждения)подп. 9 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. То есть арендатор как бы поручает арендодателю заключить договоры на электро- и водоснабжение в пользу арендатора и вести расчеты по ним.

Однако Минфин признает компенсацию коммунальных услуг поступившей во исполнение поручения, только если договор со снабжающей организацией заключенПисьма Минфина от 14.04.2011 № 03-11-06/2/55, от 21.01.2013 № 03-11-06/2/07:

  • позже посреднического;
  • только в интересах арендатора (вариант 2).

И надо признать, что чиновники правы: нельзя же выполнить поручение до того, как оно было дано. И даже до того, как вы познакомились с тем, кто его даетп. 6 Информационного письма Президиума ВАС от 17.11.2004 № 85.

Пытаясь «обойти» позицию Минфина, упрощенцы-арендодатели нередко пишут в посредническом договоре так: «Стороны договорились, что условия данного договора применяются к отношениям сторон, возникшим до его заключения»п. 2 ст. 425 ГК РФ. Не питайте напрасных надежд, эта фраза вас не спасет. Если у вас уже были какие-либо отношения посредничества с арендатором до момента заключения посреднического договора, то к ним можно будет с помощью этой фразы применить его положения. А «привязать» действующий договор со снабжающей организацией к поручению арендатора (данному позднее) не получится.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что воспользоваться «посредническим» вариантом вам, скорее всего, не удастся. Ведь для этого нужно заключать и расторгать договоры со снабжающими организациями ради каждого следующего арендатора. А если вы сдаете в аренду часть помещения, то договор в пользу арендатора должен быть заключен только в отношении этой части. Поэтому выполнить условие, поставленное Минфином, нереально.

***

Итак, включение компенсации за коммуналку в налогооблагаемый доход арендодателя — это практически неизбежность. Если сдача недвижимости в аренду — основной вид вашей деятельности, то стоит подумать над сменой объекта налогообложения. Когда вы перейдете на «доходы-расходы», то сможете учитывать сумму компенсируемых арендатором коммунальных платежей в составе материальных расходовподп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; Письма Минфина от 07.08.2009 № 03-11-06/2/148; УФНС по г. Москве от 15.01.2007 № 18-08/3/02040@.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «УСН — расчет / уплата»:

2019 г.

  1. ТСЖ на УСН: что включать в доходы, № 7
  2. Упрощенка: топ-7 ошибок бухгалтера, № 15 Неочевидные доходы на упрощенке, № 15

2018 г.

  1. Госконтракт, НДС и упрощенка, № 3
  2. УСН: смена «упрощенного» объекта, № 23 Упрощенка: сложности после перехода, № 23
  3. УСН: трудности перехода, № 22
  4. Вексельные операции на УСН, № 21
  5. Утрата права на УСН: как это происходит, № 19
  6. 11 разъяснений ВС для упрощенцев, № 15 Что делать, если ИФНС запрашивает КУДиР, № 15 Учет убытков прошлых лет на УСН, № 15

Орешкина М. А.,
экономист
1-й категории

Перевыставляем коммунальные платежи арендатору

Арендная плата часто состоит из твердой и переменной части. Такой переменной частью является «коммуналка». Важно правильно оформить перевыставление счетов от специализированных организаций арендатору.

Действующее законодательство не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами и иными услугами (например, услугами связи, Интернета). В силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг.

На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:

  • арендатор самостоятельно заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиками услуг;
  • арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;
  • арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы (арендная плата состоит из постоянной и переменной части);
  • арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом
    (по отдельному счету).

Однако заключать договоры напрямую с поставщиками некоторых коммунальных услуг они могут только в случае, если существует возможность установить приборы учета электроэнергии, тепловой энергии, газа, воды в арендуемом объекте. В отношении других коммунальных услуг заключение арендаторами отдельных договоров также технически затруднительно (водоотведение, уборка прилегающей территории) или нецелесообразно. Поэтому зачастую арендодатели заключают в интересах арендаторов договоры непосредственно с исполнителями коммунальных услуг, получая впоследствии компенсацию затрат по оплате этих услуг за счет средств арендатора. При этом возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не является частью арендной платы (п. 12 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (Приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66)).

ПЕРВОИСТОЧНИК

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

— Статья 1005 ГК РФ.

Агентский договор

В таком договоре необходимо установить:

  • предмет договора: юридические и(или) фактические действия, которые агент или субагент должен совершить по поручению принципала или агента;
  • условие о размере агентского вознаграждения, такой размер определяется в соответствии
    с п. 3 ст. 424 ГК РФ;
  • условие о порядке уплаты агентского вознаграждения. Принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законодательство РФ не содержит специальных требований к форме агентского договора на оплату коммунальных услуг. Применению подлежат общие правила о форме совершения сделок.

Агентский договор можно составить как в виде отдельного договора, в котором арендодатель выступает в качестве агента и за агентское вознаграждение, а можно предусмотреть обязанности агента в основном договоре аренды.

Особым документом является отчет агента, из которого виден размер агентского вознаграждения.

В этом случае арендодатель выступает в роли посредника между специализированной организацией – поставщиком услуг и арендатором.

Если арендодатель сдает в аренду помещение и как посредник участвует в расчетах арендатора за коммунальные услуги, то в доходы у него включаются:

  • сумма арендной платы за сданное в аренду недвижимое имущество (п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • вознаграждение за посреднические услуги, которое арендодателю выплачивает арендатор
    (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Как видите, подобный договор очень выгоден для арендодателя, поскольку договор является возмездным и арендодатель получает агентское вознаграждение.

Пример 1.

По агентскому договору:

— коммунальные услуги составляют 20 000 руб.;

— агентское вознаграждение – 5000 руб.

УСН 6% с 25 000 руб. – 1500 руб.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Агентский договор на оплату коммунальных услуг прекращается по общим основаниям прекращения обязательств, а также по специальным основаниям, установленным для агентского договора в ст. 1010 ГК РФ.

ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ
Коммунальные услуги

АРЕНДОДАТЕЛЬ
Агентский договор (коммунальные услуги + вознаграждение агента)

АРЕНДАТОР
Оплата по агентскому договору

Договор на возмещение коммунальных услуг

Арендатор обязан нести расходы на содержание имущества (к которым относятся и коммунальные расходы), если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ).

В данном случае покупателем коммунальных услуг (фактически потребляемых арендатором) является арендодатель, при этом договором аренды предусмотрено, что стоимость коммунальных услуг, приходящихся на переданное в аренду помещение, компенсируется арендатором. Такие условия договора не противоречат п. 2 ст. 616 ГК РФ.

Соответственно, существенными условиями являются:

  • предмет договора, то есть виды коммунальных услуг, которые возмещаются по договору;
  • стоимость услуг.

Если по договору арендатор возмещает стоимость потребленных им коммунальных услуг, у арендодателя не происходит увеличения или уменьшения экономических выгод и в бухгалтерском учете доходы и расходы не отражаются (п. 2 ПБУ 9/99, п.п. 2, 16 ПБУ 10/99).

Подтверждающими документами будут:

  • счета поставщиков коммунальных услуг;
  • документы об их оплате арендодателем (платежные поручения, кассовые чеки и др.).

Возмещая услуги компании или предпринимателю, применяющим УСН, компания, которая находится на общей системе налогообложения, не сможет принять к возмещению НДС.

Для арендодателя договор на возмещение коммунальных услуг тоже не очень выгоден, поскольку подобный договор предусматривает исключительно возмещение расходов, а не дополнительную выгоду в виде агентского вознаграждения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обязательность компенсации расходов вытекает из того, что потребление арендатором коммунальных услуг по договорам, заключенным арендодателем с поставщиками коммунальных услуг, без компенсации последнему понесенных им расходов должно рассматриваться как неосновательное обогащение.

Пример 2.

Сумма по договору на возмещение коммунальных услуг – 20 000 руб.

УСН с дохода – 1200 руб.

Если в договоре предусмотрено только возмещение без дополнительных услуг, то фактически арендодатель получает дополнительные расходы в виде налога.

ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ
Коммунальные услуги

АРЕНДОДАТЕЛЬ
Договор на возмещение коммунальных услуг

АРЕНДАТОР
Оплата по договору на возмещение услуг без дополнительной оплаты арендодателю

Перевыставление счетов от энергоснабжающей организации

В этом случае компания или предприниматель не заключают отдельный договор, а просто перевыставляют счета. Однако перевыставление счетов не регулируется между сторонами договором и может вызвать претензии со стороны арендатора.

Возможность перевыставления счетов-фактур вытекает из налогового законодательства для лиц (в том числе для лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС), осуществляющих, в частности, предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и(или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента) (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Отметим, что такие лица при перевыставлении счетов-фактур обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности и представлять его в налоговые органы по месту своего учета (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Кроме того, могут возникнуть риски у арендатора в отношении получения вычетов. В ст.ст. 171–172 НК РФ указаны условия применения вычета, но положения этих статей не содержат специальных правил о применении вычета при возмещении расходов. При этом, по мнению ФНС, счет-фактура арендодателем не перевыставляется, арендатор не имеет права на вычет (Письмо Минфина РФ от 24 марта 2007 г. № 03-07-15/39).

Но есть и иная практика, согласно которой именно в этом случае арендатор может получить вычет по НДС. В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08 суд подтвердил, что арендатор, который оплачивает стоимость электроэнергии арендодателю, вправе применить вычет на основании счетов-фактур, выставленных ему арендодателем.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

При применении переменной части арендодатель не вправе перевыставлять арендатору счет-фактуру.

— Письмо от 14.05.2008 № 03-03-06/2/51.

Переменная часть арендной платы

При согласовании расчетной (определяемой) величины арендной платы стороны указывают в договоре механизм исчисления ее размера. Для арендодателя вся переменная часть арендной платы будет доходом, то есть с переменной части нужно заплатить еще налог. Если переменная часть равна коммунальным услугам, то это невыгодно арендодателю, поскольку арендодатель с этой суммы заплатит еще налог УСН. Арендатору это также невыгодно, поскольку арендатор на общей системе налогообложения не может возместить НДС из бюджета.

Также очень важно, что сумма, учитываемая в доходах, может учитываться позже, чем возникают расходы по уплате коммунальных услуг. Стоимость коммунальных услуг арендодатель учитывает в расходах (пп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ, письма Минфина от 31.07.2014 № 03-11-11/37705, от 07.08.2009 № 03-11-06/2/148):

  • на ОСН – на последнее число каждого месяца;
  • на УСН – на дату оплаты поставщику, но не ранее последнего числа месяца.

Кроме того, проверяющие могут не признать расходы, которые несет арендодатель.

Пример 3.

Сумма по договору на возмещение коммунальных услуг – 20 000 руб.

УСН с дохода – 1200 руб.

Перевыставление счета не подразумевает дополнительные доходы арендодателя, поэтому фактически арендодатель получает убытки.

ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ
Коммунальные услуги

АРЕНДОДАТЕЛЬ
Перевыставление счета

АРЕНДАТОР
Оплата по счету от энергосбытовой компании

Другие варианты

Также вариантом уплаты коммунальных платежей является включение коммунальных платежей в договор на содержание имущества. В этом случае арендодатель будет оказывать услуги в виде содержания имущества, сюда будут входить не только коммунальные услуги, но и охрана, текущий ремонт, уборка помещений и другие.

В таком договоре существенным условием будет являться условие о предмете, то есть виды услуг, которые оказываются по договору.

А вот не является существенным условие о цене оказываемых услуг. При отсутствии в договоре такого условия цена определяется по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ (п. 54 постановления Пленума Верховного суда РФ № 6/8 от 01.07.1996).

Вместе с тем, если арендатор не оплачивает услуги по данному договору, то оплата может быть взыскана в судебном порядке. В силу п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (постановление ФАС Московского округа от 29.03.2010 № КГ-А40/1107-10).

Однако в этом случае арендатору на общей системе налогообложения не удастся получить вычет по НДС.

Пример сметы расходов (тыс. руб.).

Август Сентябрь
Благоустройство и озеленение придомовой территории 67 804
Расходы на исполнение трудовых функций работниками ТСЖ 440 440
Содержание и ремонт лифтов 193 193
Расходы на реконструкцию 465 500
Расходы на капитальный ремонт 780 800
Взносы в резервный фонд 55 55
Материальные расходы 278 287
Тепловая энергия 220 230
Электроэнергия 420 500
Вывоз ТБО 30 30
Уборка общедомовой территории 70 70

Подобный способ учитывает все виды расходов на содержание, а не только коммунальные услуги.

ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ
Коммунальные услуги

АРЕНДОДАТЕЛЬ
Учет коммунальных услуг в составе всех услуг на эксплуатацию

АРЕНДАТОР
Оплата на основании договора на содержание имущества

Таким образом, наиболее выгодным будет вариант, предусматривающий дополнительные выгоды, например, агентский договор.

ВАЖНО В РАБОТЕ

По общим правилам, если «упрощенец» все-таки выставит покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС, то согласно пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ у него появляется обязанность по уплате указанного НДС в бюджет.

Проблемы НДС, если арендатор применяет ОСН

Если арендодатель применяет упрощенную систему налогообложения и на сумму арендной платы НДС не начисляется, это рекомендуется также указать в договоре.

Но при этом арендатор, применяющий ОСН, не может принять НДС к вычету.

Сумму «входного» НДС арендатор не вправе принимать к вычету, так как у него отсутствует счет-фактура. Поскольку для целей НДС нет реализации, то и основание для выставления арендодателем арендатору счета-фактуры отсутствует. Таким образом, у арендатора не соблюдается одно из условий для возникновения права на вычет, установленное п. 1 ст. 172 НК РФ (письма Минфина России от 14.05.2008 № 03-03-06/2/51, ФНС России от 21.03.2006 № ШТ-6-03/297@).

Для арендодателя, не являющегося энергоснабжающей организацией, операции по поставке (отпуску) электроэнергии, осуществляемые в рамках договора аренды, не являются операциями по реализации товаров и, как следствие, не являются объектом обложения НДС, также компания, применяющая УСН, не является агентом по НДС. Поэтому арендодатель-«упрощенец» не имеет права выставлять арендатору счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором.

Но поскольку положительная практика в отношении перевыставления счетов все же имеется, то арендатор может все-таки на свой страх и риск принять к вычету, при условии возникновения судебного спора.

Документальное оформление

Основным документом по агентскому договору является отчет агента, в котором устанавливается агентское вознаграждение. Срок представления отчета устанавливается сторонами. Срок может быть установлен как конкретный день или период времени, в течение которого отчет должен быть передан заказчику после наступления определенного события (окончания отчетного периода, исполнения обязательств посредника).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Порядок и своевременность направления документов сторонами посреднической сделки важны не только для контроля над ходом исполнения условий договора, но и для отражения осуществляемых операций в бухгалтерском и налоговом учете контрагентов.

Если речь идет о договоре на возмещение коммунальных услуг, то первичным документом будет акт выполнения услуг. В акте должны отражаться следующие реквизиты:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и(или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи уполномоченных лиц.

Перевыставление счетов означает отражение сумм в счете, но при этом выставление счета от своего имени.

Оплата переменной части арендной платы осуществляется арендатором на основании документов, подтверждающих фактически понесенные арендодателем расходы. Например, в качестве подобных документов могут использоваться счета от энергосбытовой компании, а также смета расходов или акт.

Перевыставление коммунальных платежей арендатору: бухучет и налоги

ИА ГАРАНТ
Организация, являясь арендодателем, предоставляет в аренду помещения юридическим лицам. Коммунальные услуги и услуги связи перевыставляются арендатору отдельно (не учитываются в стоимости арендной платы). Как правильно в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль, НДС) отразить перевыставление данных услуг?
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (ст. 606, п. 1 ст. 614 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При этом ни общие положения ГК РФ об аренде, ни специальные нормы параграфа 4 главы 34 ГК РФ, посвященные аренде зданий и сооружений, не устанавливают, что определенная в договоре аренды плата за пользование арендованным имуществом (арендная плата) по умолчанию включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им.
Однако закон не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами и услугами связи. В связи с чем в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг и услуг связи.
Предоставляемое в аренду офисное помещение на практике, как правило, оснащено средствами связи (телефон, Интернет), которыми имеет возможность пользоваться арендатор.
При этом часто в договор аренды (как и в рассматриваемой ситуации) включается обязанность арендатора возмещать арендодателю понесенные последним расходы на коммунальные услуги и услуги связи по отдельному счету (то есть сверх арендной платы).

Налог на прибыль

Прибыль организации, являющаяся объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком исходя из полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).
В целях исчисления налога на прибыль к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст.ст. 249, 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Доходы, относящиеся к внереализационным, перечислены в ст. 250 НК РФ. Статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п.п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации коммунальные услуги и услуги связи потребляются непосредственно арендаторами и их стоимость не формирует арендную плату, поэтому, на наш взгляд, оплата коммунальных услуг и услуг связи арендаторами арендодателю по установленным тарифам носит характер возмещения расходов.
Однако Минфин России и налоговые органы придерживаются противоположной позиции.
Так, в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 19-11/58877 специалистами налогового органа сделаны следующие выводы:
— суммы, возмещаемые арендатором (по коммунальным услугам, услугам связи), арендодатель учитывает в составе доходов;
— суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи, арендодатель учитывает в составе расходов.
Аналогичная точка зрения и у Минфина России, представленная, правда, в письмах, рассматривающих вопрос учета компенсационных платежей арендаторов в составе доходов организаций, применяющих УСН. Так, в письме от 22.02.2012 N 03-11-06/2/31 на основании того, что поступающие от арендаторов суммы в возмещение стоимости услуг связи, перечисляемые арендодателем на счет оператора связи, ст. 251 НК РФ не предусмотрены, представители Минфина России делают заключение, что указанные суммы должны учитываться арендодателем в составе доходов (смотрите также письма Минфина России от 24.10.2011 N 03-11-06/2/145, от 11.03.2012 N 03-11-11/72, от 17.04.2013 N 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 N 03-11-11/32283, от 16.07.2009 N 03-11-06/2/130, от 10.02.2009 N 03-11-09/42).
Обратимся к судебной практике по рассматриваемому вопросу.
В определении ВАС РФ от 29.01.2008 N 18186/07 судьи констатировали, что суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника, поскольку они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.
Существуют решения арбитражных судов, содержащие аналогичную позицию судей (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 18АП-2025/2009, ФАС Центрального округа от 10.10.2007 N А36-2553/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2005 N А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).
Между тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 судьи указали на необходимость включения в доходы «упрощенца» — арендодателя сумм возмещенных арендатором коммунальных услуг, поскольку данная выплата отсутствует в перечне необлагаемых доходов, приведенном в ст. 251 НК РФ. Однако в рассмотренной судом ситуации оплата коммунальных услуг представляла собой переменную часть арендной платы, установленной договором.

Повторим, по нашему мнению, с учетом того, что в Вашем случае сумма стоимости услуг связи, компенсируемая арендаторами, не является составной частью арендной платы, эта сумма при определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежит включению ни в доходы, ни в расходы арендодателя.
Однако приходится признать, что принятие такого решения организацией может привести к налоговым спорам с ИФНС.
Поэтому, если организация не готова отстаивать свою позицию в судебном порядке, безопаснее учесть суммы, возмещаемые арендаторами в доходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Тем более что согласно официальной позиции налоговых органов, если стоимость компенсации коммунальных и иных услуг, полученная от арендатора, учтена арендодателем в составе доходов, то эту же сумму он вправе включить в расходы (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637 и УФНС России по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632).

НДС

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
При реализации товаров (работ, услуг) продавец выставляет покупателю соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) (п. 3 ст. 168 НК РФ).
По мнению официальных органов, по расходам (коммунальным платежам, услугам связи) в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде данные расходы не включаются, счета-фактуры арендодателями арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг не производится. Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта обложения налогом на добавленную стоимость не возникает (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, письма Федеральной налоговой службы от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@, от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2)).
При этом специалисты Минфина России указывают, что суммы НДС по уплаченным арендатором счетам за потребленные в рамках договора аренды услуги не подлежат возмещению и не учитываются в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите, например, письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895).
Некоторые суды поддерживают позицию Минфина России (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009 N А10-1581/08-Ф02-6877/2008, от 30.10.2008 N А10-845/08-Ф02-5264,5607/2008, ФАС Центрального округа от 23.10.2008 N А36-1323/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2008 N А29-4352/2007).
В то же время более поздние судебные решения представляют противоположное мнение. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08 указано, что без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией, другими видами коммунального обслуживания арендатор не может реализовать право пользования арендуемыми помещениями, необходимыми ему для осуществления своей деятельности. Следовательно, это обслуживание неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов между арендатором (в данном случае — обществом) и арендодателем за названные услуги значения не имеет. Вычет НДС со стоимости коммунальных услуг, компенсируемой арендодателю, является правомерным при соблюдении предусмотренных законодательством о налогах и сборах условий применения налоговых вычетов (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2010 N А56-44025/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2010 N А45-8185/2009).
Таким образом, учитывая разъяснения официальных органов, а также неустойчивую позицию судебных органов по данному вопросу полагаем, что организация вправе не оформлять счета-фактуры на перевыставляемые арендатору коммунальные услуги и услуги связи и предъявлять по счету (акту) всю сумму компенсации затрат по уплате услуг связи без выделения НДС.

Бухгалтерский учет

Суммы полученной компенсации для целей бухгалтерского учета не являются доходами организации, ведь их поступление не приводит к увеличению экономических выгод (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Арендодатель всего лишь является транзитным звеном по переводу денежных средств от арендатора, непосредственного пользователя услуг, их продавцу (оператору связи).
Однако обращаем внимание, что если организация примет решение в налоговом учете включать возмещаемые арендодателем суммы в доходы и расходы, то в бухгалтерском учете, в целях применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02), необходимо будет отражать постоянное налоговое обязательство (ПНО) и постоянный налоговый актив (ПНА).
ПНО и ПНА возникают в результате наличия постоянных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.
Для целей ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимаются, в частности, доходы и расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов (п. 4 ПБУ 18/02).
ПНО (ПНА) признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница. ПНО (ПНА) равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02).
Заметим, что на основании п. 2 ПБУ 18/02 Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства.
Если Ваша организация применяет ПБУ 18/02, то проводки по отражению в бухгалтерском учете ПНО и ПНА (сумм налога на прибыль, рассчитанных от сумм дохода (расхода), учитываемых в целях налогообложения, но не учитываемых в бухгалтерском учете), будут следующими:
Дебет 60 Кредит 51
— оплачены с НДС коммунальные услуги и услуги связи поставщику;
Дебет 26 Кредит 60
— учтены собственные расходы на коммунальные расходы и услуги связи;
Дебет 19 Кредит 60
— частично принят в зачет НДС;
Дебет 76 Кредит 60
— выставили акты арендаторам (НДС не выделен);
Дебет 51 Кредит 76
— получена оплата от арендаторов.
Дебет 99 Кредит 68
— отражено ПНО;
Дебет 68 Кредит 99
— отражен ПНА.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Ответ прошел контроль качества
>Счет-фактуру за электричество можно перевыставлять> Вопрос

Ответ

«…Наша компания заключила договор с организацией, которая имеет в собственности здание. По условиям этого контракта мы оказываем услуги по эксплуатационному обслуживанию здания и управлению зданием в пределах своих полномочий. А заказчик оплачивает эти услуги и компенсирует наши расходы, связанные с исполнением договора. В рамках этого договора мы заключили договор с «Мосэнерго» на поставку электроэнергии в здание. Так как абонентом является наша компания, то в счетах-фактурах на электроэнергию именно мы значимся как покупатель и грузополучатель. Вправе ли наша компания перевыставлять владельцу здания счета-фактуры на электроэнергию, а заказчик принимать этот НДС к вычету?..»

Из письма главного бухгалтера Екатерины Кузовкиной, г. Москва

Екатерина, это спорный вопрос. В НК РФ нет специальных правил о том, как применять вычет НДС при возмещении расходов.

Мы считаем, что ваша ситуация аналогична случаям, когда арендатор компенсирует стоимость электроэнергии арендодателю. Чиновники и налоговики считают, что в этой ситуации арендодатель не вправе перевыставлять счета-фактуры, а арендатор – принимать входной НДС по ним к вычету. Ведь фактически электроэнергию реализует не арендодатель, а энергоснабжающая компания (письма Минфина России от 10.02.11 № 03-03-06/1/86, ФНС России от 04.02.10 № ШС-22-3/86@).

Вашей компании, если она выставит счета-фактуры, штрафы не грозят. НДС, перечисленный «Мосэнерго», вы к вычету не примете. А ответственности за неправильное выставление счетов-фактур нет. А вот у вашего заказчика наверняка возникнут проблемы с вычетами. Хотя в суде у него есть все шансы на успех. Ведь по мнению судей, в том числе Президиума ВАС РФ, перевыставление абонентом энергоснабжающей организации счетов-фактур на имя фактического потребителя электроэнергии не противоречит НК РФ. А значит, правомерен и вычет НДС по ним (постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.09 № 12664/08, Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.10.09 № КА-А40/10030-09).

Заметим, что безопаснее включить расходы на электроэнергию в стоимость услуг по обслуживанию здания. Это позволяет избежать проблем с вычетом (п. 1 письма ФНС России от 04.02.10 № ШС-22-3/86@).

НДС при перевыставлении расходов

Перевыставление расходов встречается довольно часто и является стандартной практикой в гражданско-правовых отношениях между компаниями как в отношениях между арендодателем и арендатором, так и в посреднических отношениях. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Налоговый кодекс не регулирует порядок перевыставления расходов и порядок принятия к вычету НДС в таких случаях. Поэтому у компаний возникает вопрос — можно ли принять к вычету «входной» НДС по этим операциям? Как оказывается, это во многом зависит от документального оформления операций перевыставления расходов. Например, прописано ли в договоре возмещение расходов с НДС, указано ли, какая сторона будет учитывать расходы на счетах учета расходов и каким образом будут оформлены счета-фактуры.

Рассмотрим, на какие нюансы стоит обратить внимание сторонам контракта, чтобы избежать риска претензий со стороны контролирующих органов.

Перевыставление коммунальных расходов арендодателем

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ). К расходам на содержание арендованного помещения относятся, в частности, расходы на электроэнергию.

На основании п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

ФНС России в Письме от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ указала, что арендодателю предоставлено право выбора в ситуации, когда возмещение коммунальных платежей производится сверх арендной платы:

  • не выделять НДС с суммы компенсации коммунальных услуг и не включать ее в налоговую базу по НДС. Соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не выставляет (п. 2 данного Письма). В договоре и акте, в соответствии с которыми перевыставляются коммунальные платежи, необходимо указать полную сумму компенсации с уточнением, что она взимается без НДС;
  • выделять НДС с суммы компенсации и, соответственно, учитывать ее при исчислении налоговой базы по НДС.

На практике обычно по договору аренды нежилого помещения расходы на электроснабжение помещений не включаются в арендную плату и возмещаются арендатором на основании счетов арендодателя. Расчет расходов за электроснабжение производится в соответствии со снимаемыми показаниями приборов учета на основании действующих тарифов снабжающих организаций. Обычно в договоре не указывается обязанность арендатора дополнительно уплачивать НДС сверх суммы возмещения стоимости электроэнергии. При этом арендодатель зачастую выставляет акт на возмещение электроэнергии с выделенной суммой НДС, но счет-фактуру не представляет.

Поскольку в рассматриваемой ситуации арендодатель не представляет арендатору счет-фактуру на стоимость потребленных услуг по электроэнергии, арендатор, оплатив стоимость коммунальных услуг, не вправе принять к вычету сумму «входного» НДС по ним, так как не соблюдается одно из условий принятия НДС к вычету, установленное в п. 1 ст. 169 Налогового кодекса.

Согласно п. 1 ст. 170 Налогового кодекса суммы налога, предъявленные плательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 указанной статьи.

Пунктом 2 ст. 170 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев включения сумм «входного» НДС в общую стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг). Следовательно, согласно п. 1 ст. 170 Налогового кодекса суммы НДС в рассматриваемой ситуации не включаются в расходы арендатора, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, так как не относятся к указанным в п. 2 ст. 170 Налогового кодекса случаям.

При отражении в договоре аренды условия о возмещении арендатором расходов арендодателя на электроэнергию такие расходы могут учитываться арендатором в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть арендной платы (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-03-06/1/724, от 19.01.2006 N 03-03-04/1/43).

Налоговые органы также разъясняли, что арендатор может уменьшать налоговую базу на стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендодателю, учитывая данные расходы в составе материальных при наличии документов, подтверждающих осуществленные арендатором расходы (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637).

При этом Минфин России считает, что НДС, перечисленный в составе возмещения коммунальных услуг, не уменьшает налогооблагаемой прибыли. Даже в тех случаях, когда арендодатель не выделил НДС в сумме компенсации (Письма от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51 и от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895).

Однако такой вывод арендатор может попытаться оспорить. Так, например, в случае, если НДС не выделен в счете, арендодатель не выставляет счет-фактуру и в договоре не оговаривается, что компенсация подлежит возмещению с НДС, арендатор имеет право полагать, что он компенсирует расходы на электроэнергию без НДС (так, как это описано в п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@). В данном случае затраты можно рассматривать экономически обоснованными для арендатора, и они могут быть признаны для целей налогообложения прибыли.

Отмечаем, что рассмотренный выше способ возмещения коммунальных услуг в налоговом учете не выгоден арендатору, поскольку:

  • теряется право на вычет «входного» НДС по коммунальным услугам;
  • могут возникнуть налоговые риски в случае принятия решения о включении указанных сумм НДС в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, даже если они не будут выделены в акте о возмещении коммунальных услуг.

Соответственно, для возможности принятия НДС по компенсируемым им коммунальным расходам необходимо, в частности, наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС по коммунальным расходам, выставленного арендодателем.

Суды поддерживают налогоплательщика и указывают на возможность принятия арендатором НДС к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем, поскольку арендодатель лишь дублирует (без отражения в регистрах бухгалтерского учета НДС за коммунальные услуги) арендатору счета-фактуры коммунальных организаций с учетом НДС, которые ранее были выставлены в его адрес (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08 по делу N А76-24215/2007-42-106, ФАС Московского округа от 26.08.2008 N КА-А40/7882-08 по делу N А40-6768/08-76-30, ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3324/09-С3 по делу N А60-34244/2008-С10).

Перевыставление транспортных расходов продавцом продукции

В соответствии с п. 1 ст. 156 Налогового кодекса «налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров».

По мнению автора, указанные нормы могут быть применены также и к посредническим отношениям между продавцом и покупателем, возникшим в рамках договора на поставку.

Обычно в договоре поставки отсутствует какое-либо отдельное вознаграждение покупателя за организацию доставки товаров до покупателя. В этом случае налоговой базой по НДС у продавца по данной операции не возникает. Однако контролирующие органы указывают, что денежные средства, получаемые поставщиком от покупателя на возмещение расходов на доставку товара, связаны с оплатой товара, поэтому на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса поставщик должен включить их в налоговую базу по НДС (Письма Минфина России от 22.10.2013 N 03-07-09/44156, от 06.02.2013 N 03-07-11/2568). Судебная практика в пользу позиции контролирующих органов не сложилась.

По мнению автора, полученная продавцом товаров сумма возмещения затрат реализацией не признается в силу ст. ст. 39 и 146 Налогового кодекса и не облагается НДС, поскольку продавец не осуществлял реализацию услуг по доставке продукции. Судебная практика по этому вопросу также складывается в пользу компаний-посредников (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 12.08.2013 по делу N А65-32027/2012, ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2010 по делу N А66-7801/2009, ФАС Уральского округа от 14.07.2009 N Ф09-4806/09-С3 по делу N А47-10527/2007-АК-27 (Определением ВАС РФ от 08.09.2009 N ВАС-11613/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2008 по делу N А05-1030/2007).

Обычно расходы продавцов продукции на транспортировку, подлежащие перевыставлению, отражаются на субсчете «Возмещаемые расходы» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и на счетах расходов у продавца продукции не учитываются.

При этом условиями принятия НДС к вычету плательщиком являются: наличие счета-фактуры, принятие на учет услуг и связь с облагаемой НДС деятельностью (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

В рассматриваемом случае у продавца отсутствует возможность принятия НДС к вычету по перевыставляемым транспортным расходам, поскольку данные расходы будет у себя учитывать покупатель, а не продавец. Данный подход подтверждается Письмом Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-11/281. Следовательно, в данном случае необходимо перевыставлять транспортные и иные расходы покупателю (кто будет возмещать расходы на доставку) с учетом НДС.

В данном случае возникнет вопрос, в каком случае заказчик (покупатель) может принять к вычету НДС со стоимости возмещаемых им расходов.

Налоговый кодекс прямо не регулирует вопрос возможности применения вычета по НДС заказчиком (покупателем), возместившим расходы продавца на доставку товара. Пунктом 7 ст. 3 Налогового кодекса предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

При этом, по мнению контролирующих органов, заказчик (покупатель), возместивший расходы продавца на доставку товара транспортной организацией, не вправе применить вычет по НДС (см., например, Письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-07-11/2568).

По мнению автора, способ приобретения заказчиком услуг (напрямую от транспортной компании или через посредника) не должен оказывать влияния на возможность получения заказчиком — плательщиком НДС вычета по налогу, уплачиваемому им в составе стоимости приобретаемых услуг. Как указывалось ранее, расходы, оплаченные поставщиком с учетом НДС, целесообразно перевыставить заказчику (покупателю) также с выделением НДС.

Рассматривая ситуации, связанные с перевыставлением счетов-фактур, суды указывают на то, что сами по себе обстоятельства перевыставления счетов-фактур не влияют на право налогоплательщика применить налоговый вычет. При этом налогоплательщик для принятия НДС к вычету должен принять работы (услуги) на учет (Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2014 N Ф05-5989/2014 по делу N А40-137020/13).

Суды признают правомерным применение вычета по счетам-фактурам, выставленным покупателю поставщиками товаров по транспортным услугам, которые фактически оказывались перевозчиками, поскольку гл. 21 Налогового кодекса не предусматривает отказа в вычете по счетам-фактурам, перевыставленным российской организации, которая является плательщиком НДС (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3324/09-С3 по делу N А60-34244/2008-С10, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.05.2009 по делу N А53-10110/2008-С5-46, от 20.01.2009 по делу N А53-10111/2008-С5-44, ФАС Центрального округа от 01.07.2009 по делу N А54-3828/2008С8, от 29.04.2009 по делу N А54-3250/2008С4).

На наш взгляд, рассматриваемая ситуация также схожа с ситуацией перевыставления счетов-фактур арендодателем арендатору на сумму коммунальных расходов.

Соответственно, после получения счета-фактуры и подтверждающих затраты документов поставщику следует перевыставить счет-фактуру заказчику (покупателю) на сумму перевыставляемых затрат с выделением суммы НДС и с приложением копий счетов-фактур, выставленных транспортной компанией поставщику товаров (который организовал доставку). Данный счет-фактура отражается в журнале выставленных счетов-фактур без отражения в книге продаж.

Отдельно следует отметить, что, по мнению контролирующих органов, в строке «Продавец» счета-фактуры следует указывать продавца работ, то есть транспортную организацию, а не посредника (Письма Минфина России от 17.09.2009 N 03-07-09/47, ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@ (пп. «А» п. 2)).

В то же время данный подход является неоднозначным, поскольку перевыставленный счет-фактуру подписывают главный бухгалтер и руководитель (или уполномоченное лицо) именно организации-посредника (п. 6 ст. 169 НК РФ).

Имеется пример судебного решения, в котором суд не установил нарушения норм Налогового кодекса в случае, когда в качестве продавца в счете-фактуре был указан посредник (Постановление ФАС Московского округа от 16.03.2010 N КА-А40/2061-10).

Поскольку порядок оформления перевыставляемого счета-фактуры имеет значение в первую очередь для заказчика (с целью подтверждения правомерности принятия НДС к вычету), то поставщик может согласовать с ним порядок заполнения строки «Продавец».

При этом поставщик вместе с информацией о фактическом продавце товаров (работ, услуг) — например, транспортной компании — может указать в счете-фактуре наименование и своей организации как посредника, поскольку отражение дополнительной информации в счете-фактуре не запрещено (Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-07-09/04).

Необходимо отметить, что для принятия к вычету НДС заказчиком помимо имеющихся в наличии счета-фактуры, выставленного поставщиком на имя заказчика (покупателя), и копий счетов-фактур, выставленных транспортной компанией на имя поставщика, должны соблюдаться остальные условия для принятия НДС к вычету, а именно:

  • приобретаемые товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет заказчика;
  • приобретаемые товары (работы, услуги) должны использоваться в деятельности заказчика, облагаемой НДС.

Необходимо также отметить, что в связи с неоднозначной позицией контролирующих органов по данному вопросу нельзя полностью исключить риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.

Перевыставление таможенного НДС

Зачастую необходимость таможенного оформления происходит в рамках исполнения обязательств сервисными центрами при ввозе изделий в таможенном режиме «выпуска для внутреннего потребления», которые остаются на складе сервисного центра для использовании в его деятельности (например, для ремонта каких-либо изделий). При этом таможенные расходы могут перевыставляться иностранной или российской компании, в пользу которой сервисный центр осуществляет свою деятельность на территории РФ. Так возникает вопрос необходимости перевыставления таможенного НДС или возможности принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе изделий на российской таможне сервисным центром.

В данном случае возможность принятия НДС к вычету сервисным центром будет зависеть от того, будет ли он учитывать у себя на счетах ввозимые изделия, например на счете 10 «Материалы».

Условиями принятия к вычету НДС, уплаченного на таможне, являются:

  1. ввоз товара в одной из трех таможенных процедур:
  • выпуска для внутреннего потребления;
  • временного ввоза;
  • переработки вне таможенной территории;
  1. приобретение товара для операций, облагаемых НДС (пп. 1, 2 п. 2 ст. 171 НК РФ);
  2. принятие товара на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  3. подтверждение факта уплаты налога соответствующими первичными документами (п. 1 ст. 172 НК РФ).

По мнению контролирующих органов, налогоплательщик может принять таможенный НДС к вычету при уплате им НДС самостоятельно или через посредника, если оплата произошла за счет средств плательщика при наличии таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары (см., например, Письма Минфина России от 09.11.2011 N 03-07-08/310, от 26.10.2011 N 03-07-08/297, от 25.04.2011 N 03-07-08/123).

В рассматриваемом случае сервисный центр может не перевыставлять таможенный НДС заказчику и принять НДС к вычету после постановки на учет ввозимых изделий при соблюдении следующих условий:

  • если у сервисного центра есть документы, подтверждающие фактическую уплату НДС на таможне;
  • если деятельность сервисного центра облагается налогом на добавленную стоимость.

Л.Мисникович

Старший юрист

консалтинговой компании

Сэкономить на налогах

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим о том, как производится перевыставление коммунальных услуг арендатору в случае, когда собственником является юридическое лицо (общества, предприятия, компании и т.д.).

Заключая договор аренды, арендодатель (владелец сдаваемого помещения) по договоренности с арендатором может выбрать одну из правомочных схем возмещения за использование последним ресурсов, относящихся к сфере ЖКХ (вода, тепло, электроэнергия, газ).

Выбираем схему

Проблема заключается в том, что коммунальные платежи никак не прописаны в статьях 606, 614 и главе 34 Гражданского Кодекса РФ, которые посвящены вопросам аренды помещений. Поэтому, каким образом возмещать эти расходы, решать придется самим. Самый простой способ – включить коммунальные платежи в сумму арендной платы в виде одной и той же суммы каждый месяц. Арендная плата в бухгалтерском учете будет отнесена в строку «Доходы от реализации», если сдача помещений в аренду – это основной источник дохода арендодателя, или в строку «Внереализационные доходы» в других случаях.

Плюсы и минусы

Конечно, бумаг будет меньше – не нужно собирать документы для отражения понесенных коммунальных затрат. Минусом будет то, что вся эта сумма попадет под налогообложение как полученный доход, хотя фактически таковым не является. После того, как будет заплачен налог, арендодатель имеет право, предъявив документы о понесенных расходах по ЖКХ, получить налоговый вычет на эту сумму. И вроде бы как будто он ничего не теряет. Но потери есть всегда:

  1. Проходит время между уплатой налога и получением вычета.
  2. Точно подсчитать сумму понесенных расходов на услуги ЖКХ не получится.
  3. Арендатор не будет заинтересован экономить коммунальные ресурсы и плата может вырасти и по этой причине.

Если аренда поплыла

Еще есть вариант разделить арендную плату на постоянную часть и изменяющуюся. К последней и будут относиться расходы на коммуналку. Получая счета на оплату от ресурсоснабжающих организаций, арендодатель по арендуемой площади или по имеющимся счетчикам вычленяет часть, приходящуюся на арендатора, и выставляет ему отдельный счет.

Его также можно потом оформить как налоговый вычет. То есть одна и та же сумма пройдет в доходах в целях налогообложения и в расходах, не изменив итоговую сумму.

Рассматриваем варианты

Следующий вариант: в договор аренды расходы на коммуналку не включаются совсем. Арендатор оплачивает сверх суммы аренды и счет на оплату услуг ЖКХ, выставляемый арендодателем. Это будет видом транзитного платежа, потому что вся уплаченная сумма будет перечислена ресурсоснабжающим организациям (РСО). Такой платеж является компенсацией части имеющихся расходов и в доход арендодателя не включается.

Так как арендодатель сам понес расходы, а арендатор частично ему их возместил. Аргументом возможных вопросов со стороны аудита или налоговых органов будет то, что арендодатель не производит коммунальные услуги, а покупает их от производителя. Этот вариант не является идеальным, потому что арендодатель не имеет права выставлять встречный счет арендатору.

Станем посредниками

Если в договор аренды добавить пункт о посреднической деятельности при покупке коммунальных услуг или заключить агентский договор, то речь пойдет о возмещении расходов по их приобретению. Единственно, нужно проставить некоторую небольшую дополнительную сумму за оказание услуг посредника. В этом случае в доход арендодатель поставит лишь стоимость только этих услуг. НДС на коммунальные платежи не начисляется, только на агентскую доплату.

Существует чисто теоретическая возможность для арендатора попробовать заключить договор о поставках коммунальных услуг напрямую с РСО. На практике такой путь применяется редко, потому что возражать будут коммунальщики – им придется разделить счета и производить дополнительные расчеты, особенно если арендатор не один, а их десятки или даже сотни. Так что самым удобным способом перевыставления коммунальных услуг будет заключение агентского договора. Его образец находится в интернете достаточно просто.

Если применяем УСН

Если организация-арендодатель применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то при заключении дополнительно посреднического договора на оплату коммунальных услуг, она в доходы включает только сумму за оказание агентских услуг. Если такого договора нет, то всю сумму по договору аренды необходимо включить в доход для начисления налога.

Имейте в виду, что договора аренды и агентский должны иметь одну и ту же дату. Кроме того, вы должны получить согласие от всех РСО на передачу части потребляемых ресурсов третьему лицу.

В Советское время аренда существовала как данность, но, скорее всего, в то время никто бы не стал заморачиваться с НДС, а УСН вообще не существовало. Оно появилось только когда разрешили частную предпринимательскую деятельность.

На этом с вами прощаюсь. Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и давайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Перевыставление платы за энергоресурсы субабонентам

10.08.2015 Юристам «Инвест-аудит» поступил вопрос, касающийся перевыставления платы за энергоресурсы субабонентам (ст. 14.6 КоАП РФ). Специально для читателей нашего блога подробно разъясняем ситуацию:

Будет ли являться нарушением ст. 14.6 КоАП РФ перевыставление платы за энергоресурсы субабонентам без завышения или занижения, а просто возмещение фактических затрат? Могут ли контролирующие органы привлечь компанию за нарушение п. 2 ст. 14.6 КоАП РФ за иное нарушение ценообразования по мотиву того, что тариф утвержден только гарантирующему поставщику, но не абоненту?

Ответ: Выставление абонентом стоимости энергоресурсов субабонентам без завышения или занижения путем возмещения субабонентами фактических затрат абонента, понесенных абонентом по тарифам гарантирующего поставщика, не содержит признаков состава административного правонарушения, указанного в ч. 1 и 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Аналогично, на наш взгляд, не может быть квалифицировано в качестве иного нарушения ценообразования то обстоятельство, что цена (тариф) утверждена только гарантирующему поставщику, но не абоненту, поскольку абонент не является субъектом регулируемой деятельности, более того, в его действиях отсутствуют признаки завышения или занижения тарифа, а используется утвержденный тариф гарантирующего поставщика без начисления собственных надбавок.

Обоснование: Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) посвящен нарушению порядка ценообразования и выглядит следующим образом:

Объективная сторона административного правонарушения (ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ) выражается в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и т.п.), завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ) выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования.

Субъектами правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

В силу п. 1 ст. 539 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Согласно п. 5 ст. 454 ГК РФ договор энергоснабжения является договором купли — продажи. Из п. 1 этой же статьи следует, что по договору купли — продажи продавцом (в нашем случае это энергоснабжающая организация) является лицо, которое передает товар в собственность другому лицу, а покупателем (в нашем случае — абонентом) является лицо, которое принимает и оплачивает товар, переданный ему продавцом.

Договор энергоснабжения, заключаемый между абонентом и субабонентом не является публичным, что вытекает из обобщения практики Президиума ФАС СЗО в Постановлении от 17.04.2009 N 2-04/09.

Согласно судебной практике абонент не имеет правового статуса энергоснабжающей организации, не производит и не реализует электроэнергию, а лишь получает ее от снабжающей организации, являясь ее абонентом (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.08.2009 № Ф04-4800/2009(12492-А45-12)), а, следовательно, не относится к числу организаций, которые осуществляют оптовую и розничную продажу, поскольку в данном случае абонент приобретает электрическую энергию на основании договора с гарантирующим поставщиком и эксплуатирует соответствующее оборудование для собственных нужд, в связи, с чем не может рассматриваться в качестве коммерческой организации, осуществляющей продажу потребителям производимой или купленной электроэнергии (например, Постановления Президиума ВАС РФ от 06.04.2000 № 7349/99, ФАС Уральского округа от 19.11.2003 № Ф09-3314/2003-ГК, ФАС Поволжского округа от 10.11.2005 N А12-988/05-С14, ФАС Центрального округа от 02.12.2004 N А62-251/04).

К перечню товаров и услуг, на которые устанавливается государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке России относятся электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, что вытекает из Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 определено, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят следующие группы цен:

  • регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на оптовом рынке, куда в частности входят цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей) в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей.
  • регулируемые цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках.
  • регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности)

Перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию, является исчерпывающим в силу ч. 5 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ.

Исходя из данной выдержки из представленной системы регулируемых цен, следует, что заключение абонентом договоров энергоснабжения с субабонентами на условиях выставления субабонентам стоимости энергоресурсов, полученных по ценам гарантирующего поставщика не входит в систему регулируемых цен.

Законодательство регулирует цены только в отношениях, в которых участвуют производители электроэнергии и гарантирующие поставщики (энергоснабжающие, энергосбытовые организациями, к числу покупателей которых относится население и (или) приравненные к нему категории потребителей), осуществляющие регулируемую деятельность.

Регулируемая деятельность — деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» подлежат государственному регулированию.

Поскольку абонент не является поставщиком электроэнергии, а потребляет ее, не оказывает услуг на оптовом и розничном рынках электрической энергии, соответственно он не входит в число субъектов, по отношению к которым существуют утвержденные тарифы на электроэнергию на случай перевыставления затрат на электроэнергию субабонентам.

С точки зрения формального подхода к определению субъекта правонарушения, установленного ст. 14.6 КоАП РФ, следует сделать вывод, что абонент не относится к числу субъектов правонарушения, а значит, в отношении него не может быть квалифицирован состав правонарушения, указанный в рассматриваемой статье.

Следовательно, выставление абонентом стоимости энергоресурсов субабонентам без завышения или занижения путем возмещения субабонентами фактических затрат абонента, понесенных абонентом по тарифам гарантирующего поставщика, не содержит признаков состава правонарушения, указанного в ст. 14.6 КоАП РФ.

Аналогично, на наш взгляд, не может быть квалифицировано в качестве иного нарушения ценообразования то обстоятельство, что цена (тариф) утверждена только гарантирующему поставщику, но не абоненту, поскольку абонент не является субъектом регулируемой деятельности, более того, в его действиях отсутствуют признаки завышения или занижения тарифа, а используется утвержденный тариф гарантирующего поставщика без начисления собственных надбавок.

При этом ранее, до 2011 года действовал Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ энергоснабжающая организация — это хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Согласно предыдущим Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2006, Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным, Приказом ФСТ России N 20-э/2 от 06.08.2004 расчет между потребителем и энергоснабжающей организацией осуществляется по утвержденному в установленном порядке тарифу, а значит абонент был обязан осуществлять ценовую политику в установленных государством минимальных и максимальных пределах.

Таким образом, ранее, суды признавали абонента энергоснабжающей организацией в частности и применительно к случаю с поставкой электроэнергии абонентом субабонентам по тарифам, отличным от тарифов, по которым абонент получает энергоресурсы, и в силу этого, его можно было бы привлечь к административной ответственности, предусмотренной в ст. 14.6 КоАП РФ, о чем свидетельствует судебная практика прошлых лет (например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2007 № 17АП-2741/2006-АК по делу N А60-33132/2006-С6, Постановление ФАС Уральского округа от 04.04.2007 N Ф09-2137/07-С1 по делу N А60-33132/06).

При этом также в судебной практике, относящейся к периоду действия Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ, были ситуации, когда оплата переданной абонентом электрической энергии осуществлялась субабонентами на основании тарифов, установленных гарантирующим поставщиком. Абонент, в свою очередь, предъявлял счета субабонентам без изменения оплаченных им сумм гарантирующему поставщику без их занижения либо завышения, без учета собственных потерь, что составом правонарушения, указанного в ст. 14.6 КоАП РФ не является (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2009 № Ф04-5320/2009(18929-А45-32) по делу № А45-6614/2009).

С 29 июля 2010 года положения Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в электроэнергетике на 2011 и последующие годы (Федеральный закон от 26.07.2010 № 187-ФЗ), а новые законодательные акты в сфере регулирования цен на энергоресурсы позволяют сделать формально-юридический вывод, что абонент субъектом правонарушения, указанного в ст. 14.6. не является.

По «перевыставленным» счетам-фактурам за электроэнергию вычет по НДС правомерен

Материал подготовил А.А. Куликов, консультант по налогам и сборам (e-mail: kaafsnp@mail.ru).

Применение налогового вычета по НДС в отношении потребленной электроэнергии на основании счета-фактуры, выставленного абонентом, а не энергоснабжающей организацией, не противоречит НК РФ

Суть проблемы

Данная проблема отлично знакома налогоплательщикам: налоговые органы всячески препятствуют применению налогового вычета по налогу на добавленную стоимость в отношении коммунальных услуг по предоставлению электроэнергии, если у налогоплательщика отсутствует счет-фактура, оформленный на его имя непосредственно энергоснабжающей организацией. По мнению налоговых органов, при так называемом «перевыставлении» счетов-фактур нарушается порядок их оформления, поскольку они выписываются лицами, самостоятельно услуг не оказывающими.

Следовательно, такие счета-фактуры априори являются ненадлежащим основанием для применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.

Однако налогоплательщик с таким подходом не согласился.

Свою позицию он обосновал наличием как формальных оснований для применения налогового вычета (у налогоплательщика имелся надлежаще оформленный счет-фактура на электроэнергию), так и фактических (были понесены реальные затраты по приобретению и потреблению соответствующей энергии).

Судебные решения

При рассмотрении настоящего спора суды всех трех инстанций поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы в обоснование своей позиции.

В подтверждение правомерности применения спорной суммы налоговых вычетов по НДС в соответствии с требованиями статей 171 и 172 НК РФ налогоплательщик представил в налоговый орган счета-фактуры на оплату электроэнергии, выставленные ЗАО «В» — абонентом энергоснабжающей организации.

Как указали суды, доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на спорные налоговые вычеты, в обоснование которых налоговый орган ссылается на нарушение гражданского законодательства о заключении договора энергоснабжения, не могут быть признаны состоятельными.

В силу положений статей 171 и 172 НК РФ условиями предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС в спорных периодах являются: предъявление ему сумм налога поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг); либо уплата НДС таможенному органу при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения; принятие этих товаров (работ, услуг) на учет; наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами.

Судами установлено получение электрической энергии налогоплательщиком в качестве субабонента ЗАО «В» (с согласия энергоснабжающей организации), а также выставление абонентом счетов-фактур в адрес налогоплательщика с учетом НДС, что не отрицается налоговым органом.

Таким образом, налогоплательщик выполнил все условия предъявления НДС к вычету, предусмотренные главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Нарушение законодательства об энергоснабжении, даже если бы оно было допущено, не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку его соблюдение не предусмотрено в качестве обязательного условия предъявления налога на добавленную стоимость к вычету.

Постановление ФАС СЗО
от 04.08.2008 № А56-50375/2007

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *