Как начисляется заработная плата в бюджетных организациях

Содержание

Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2020 году

Заработная плата в бюджетной сфере — это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Обратите внимание: Росстат опубликовал средние зарплаты бюджетников по отраслям и регионам за первое полугодие 2020 года.

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2020), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2020 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников. Но начнем с новостей.

Повышение окладов с 01.10.2019

В связи с опубликованным распоряжением Правительства РФ ОТ 13.03.2019 N 415-Р будут повышены на 4,3% заработные платы:

  • работникам федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работникам федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2019 № 279 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» с 1 октября 2020 года зарплаты повысятся и у судей всех рангов: от судей Конститционного и Верховного судов до мировых судей субъектов РФ — на те же 4,3%.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2020 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 49 348 рубллей (данные за июнь 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

23 июля Росстат опубликовал данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-июнь 2020 года.

Оклады бюджетников в 1-м полугодии 2020 года, таблица:

Для сравнения: данные Росстата по заработным платам чиновников различного уровня (за 2018 год).

Среднемесячная з/п гражданских (муниципальных) служащих

Справочно: среднемесячная з/п работников организаций а субъекте РФ

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

органов исполнительной власти субъектов РФ

органов местного самоуправления

рублей

% к 2017 г.

рублей

% к 2017 г.

рублей

% к 2017 г.

рублей

% к 2017 г.

Российская Федерация

105,3

112,2

111,2

Центральный федеральный округ

103,8

118,8

106,2

111,7

Белгородская область

103,2

147,5

116,1

108,7

Брянская область

106,2

105,3

105,2

110,6

Владимирская область

106,9

107,4

110,9

109,9

Воронежская область

104,6

111,8

106,6

111,6

Ивановская область

107,6

104,6

Калужская область

105,6

131,7

122,4

110,7

Костромская область

100,5

111,4

105,3

Курская область

102,8

118,9

110,3

Липецкая область

103,5

114,2

107,3

110,1

Московская область

102,1

102,6

109,8

Орловская область

103,5

99,3

103,9

Рязанская область

105,6

108,9

106,4

109,9

Смоленская область

102,5

116,3

104,9

111,2

Тамбовская область

104,5

105,6

106,4

109,1

Тверская область

102,6

99,4

99,8

110,9

Тульская область

103,2

109,3

109,3

Ярославская область

105,6

100,3

102,5

110,4

г.Москва

101,3

125,8

105,4

110,8

Северо-Западный федеральный округ

103,8

107,6

106,6

111,6

Республика Карелия

105,8

135,7

110,1

111,9

Республика Коми

102,7

108,3

110,2

Архангельская область

107,3

107,3

в том числе:

107,5

104,8

96,5

109,5

Ненецкий авт.округ

Архангельская область без авт.округа

110,1

108,5

108,3

111,3

Вологодская область

105,4

109,8

108,7

111,1

Калининградская область

105,4

107,4

105,7

110,2

Ленинградская область

108,6

114,2

106,9

109,8

Мурманская область

105,1

104,7

106,9

111,2

Новгородская область

107,4

106,2

Псковская область

103,7

111,7

г.Санкт-Петербург

97,5

103,7

101,6

111,9

Южный федеральный округ

106,2

104,7

106,6

110,7

Республика Адыгея

104,6

109,8

108,8

111,1

Республика Калмыкия

112,1

100,6

106,4

112,3

Республика Крым

104,4

101,8

113,1

Краснодарский край

103,6

104,3

106,7

110,2

Астраханская область

108,5

128,6

106,7

113,2

Волгоградская область

103,6

105,4

110,4

Ростовская область

105,8

103,7

105,9

109,8

г.Севастополь

108,5

101,9

110,9

Северо-Кавказский федеральный округ

104,7

110,4

Республика Дагестан

106,6

116,7

107,7

112,7

Республика Ингушетия

108,6

103,3

104,8

110,5

Кабардино-Балкарская Республика

104,8

102,9

104,2

111,1

Карачаево-Черкесская Республика

108,3

111,9

108,9

112,1

Республика Северная Осетия – Алания

104,6

101,4

102,9

110,1

Чеченская Республика

96,9

104,4

102,2

110,9

Ставропольский край

106,9

109,5

108,7

Приволжский федеральный округ

105,7

112,2

109,1

109,8

Республика Башкортостан

114,8

120,5

123,6

Республика Марий Эл

100,3

105,9

105,9

Республика Мордовия

103,2

120,2

108,6

108,7

Республика Татарстан

101,7

120,8

115,7

109,1

Удмуртская Республика

105,7

110,5

103,7

Чувашская Республика

106,1

107,5

109,7

Пермский край

103,3

104,2

108,8

Кировская область

107,3

104,9

105,6

109,7

Нижегородская область

105,9

104,9

108,1

Оренбургская область

104,9

103,3

112,4

Пензенская область

108,1

104,1

105,5

111,1

Самарская область

98,9

112,2

107,2

110,2

Саратовская область

113,6

103,3

110,2

Ульяновская область

104,1

110,9

111,9

110,2

Уральский федеральный округ

106,2

109,8

109,1

108,3

Курганская область

104,6

97,2

106,7

109,7

Свердловская область

109,2

111,6

107,4

108,6

Тюменская область

106,3

109,9

109,3

в том числе:

Ханты-Мансийский авт.округ – Югра

106,3

104,7

Ямало-Ненецкий авт.округ

111,9

112,3

107,5

Тюменская область без авт.округов

105,9

109,5

115,6

110,1

Челябинская область

103,1

108,4

109,2

Сибирский федеральный округ

107,4

112,7

110,4

111,6

Республика Алтай

103,5

109,7

109,8

116,3

Республика Тыва

109,9

112,4

114,6

Республика Хакасия

104,2

98,8

110,5

109,6

Алтайский край

106,4

110,4

112,2

Красноярский край

105,9

112,3

109,8

Иркутская область

108,3

106,8

110,5

Кемеровская область

106,5

120,9

121,1

114,7

Новосибирская область

110,2

126,7

110,2

111,6

Омская область

110,1

113,7

106,6

112,8

Томская область

103,7

106,4

103,8

110,2

Дальневосточный федеральный округ

106,2

109,3

107,8

111,5

Республика Бурятия

105,3

112,8

111,5

Республика Саха (Якутия)

106,4

109,7

105,9

109,4

Забайкальский край

104,6

99,7

Камчатский край

104,8

124,3

107,3

111,6

Приморский край

108,8

123,2

108,5

111,1

Хабаровский край

106,2

107,7

111,2

Амурская область

101,6

107,5

115,2

Магаданская область

109,6

104,3

102,9

Сахалинская область

107,2

106,6

106,7

108,7

Еврейская авт.область

112,1

110,9

Чукотский авт.округ

105,3

99,8

101,7

107,1

Зарплата бюджетников в 2020 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597, называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2020-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2020 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2020 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2020 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2020 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2020 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.

Начисление заработной платы в бюджетной организации

Начисление зарплаты в бюджетном учреждении — это трудоемкий процесс, который требует согласования с действующим законодательством. В разделе детально рассматриваются нюансы налогообложения в различных ситуациях и практические советы по учету зарплаты в бюджетных учреждениях. Приводится правильное исчисление средней заработной платы для дальнейшего расчета отпускных и различных компенсаций, государственных пособий. Статьи раздела позволяют изучить расчет зарплаты в бюджетном учреждении, порядок начисления командировочных, отпускных, пособий и компенсаций, а также правила расчета, начисления и выплаты премий и иных доходов.

С 2017 года Фонду соцстраха России подведомственны лишь так называемые взносы по травматизму. В связи с этим ФСС сократил количество таблиц в 4-ФСС и, соответственно, утвердил для нее новую форму. Впервые учреждения сдают отчет по новой форме за 1 квартал 2017 года. 3515

Чтобы без стресса первый раз в 2017 году заполнить 6-НДФЛ за I квартал – читайте статью и смотрите пример. Мы расскажем о том, как правильно заполнить Раздел 1 и 2 формы, а также самые проблемные строки. Последний день сдачи формы за 1 квартал выпадает на 2 мая. 10746

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников. О том, как бухгалтеру учреждения рассчитать предельное соотношение — в статье. 17959

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) ежегодно утверждает Единые рекомендации по системе оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений федерального, регионального и местного уровней. О рекомендациях на 2017 год — читайте далее. 9065

C 2017 года страховые взносы администрирует ФНС России. Есть изменения в порядке персонифицированного учета и исчисления НДФЛ. При уплате страховых взносов применяйте новые КБК. 17937

Расчет заработной платы различных категорий работников на предприятии

Экономический смысл деятельности любого предприятия – получение максимально возможной прибыли посредством своей коммерческой деятельности. Осуществляют данную деятельность сотрудники данной структуры. Очевидно, что учет и оплата труда – это те бухгалтерские операции, без которых не обходится ни одна организация, чем бы она не занималась.

В последние годы законодатели и контролирующие органы особенно пристально стали отслеживать полноту и правильность этих выплат и начислений. Сейчас особенно важно делать всё максимально грамотно и своевременно. Значительно возросла ответственность, которую законодательство возлагает на сотрудников бухгалтерии в учете кадров.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно !

Порядок подсчета и выдачи средств

Учет зарплаты в РФ осуществляется согласно следующим нормам:

  • ТК РФ в последней редакции.
  • НК РФ в последней редакции.
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации».
  • ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  • Инструкция по применению Плана счетов предприятий №94н 31.10.2000.
  • Письма Роструда и Минфина.

В соответствии с обозначенными актами учет оплаты труда выполняется однократно в течение месяца, а вот выплат обязательно должно быть минимум две .

Подсчет зарплаты производится в строгом следовании трудовому договору сдельно либо повременно. Учитывается действительно отработанное количество времени либо выполненный объем работ.

Эти величины умножаются на причитающийся должности оклад либо ставку, производятся премирующие выплаты, удерживается НДФЛ. Совокупность величин тарифных окладов и премий на любом предприятии называется системой оплаты труда. Эта система находит отражение в учетной политике хозяйствующего субъекта, трудовых договорах с сотрудниками и соглашениях к ним.

Выплачивать зарплату коллективу разрешено наличным и безналичным образом. Допустимо по согласованию с работниками оплачивать их труд в натуральной форме, но не больше 20% от всего размера причитающихся величин.

Порядок и образец расчета

Допустим, работник ООО «Астра» Медведев Ю. В. устраивался на предприятие на повременную оплату. Он был принят в организацию на должность товароведа с окладом, равным 32000 рублей. В ноябре 2015 года он отработал полных 19 дней. В производственном календаре за 2015 год в ноябре 20 рабочих дней.

Оклад, соответствующий данной должности, следует поделить на величину рабочих дней в месяце и помножить на количество действительно отработанных дней:

За выполнение плана продаж на предприятии установлены премии в соответствии с коллективным договором в размере 5% от выручки сверх плана на весь коллектив работников (98 человек). В ноябре план продаж был перевыполнен на 3450000 рублей. Определяем размер премии:

Эту величину следует прибавить к рассчитанной по окладу зарплате:

В 2015 году Медведев Ю. В. писал заявление о предоставлении ему стандартных налоговых вычетов по НДФЛ на него (как гражданина, уволенного с военной службы и выполнявшего интернациональный долг в Республике Афганистан) и двоих детей. С января его заработная плата превысила величину в 280 000, следовательно, вычеты на детей в 2015 году больше не предоставляются, и для нахождения базы по НДФЛ следует произвести только вычет на сотрудника:

С оставшейся суммы следует удержать и перечислить в бюджет НДФЛ:

В бухгалтерии предприятия находится исполнительный лист на удержание с Медведева Ю. В. алиментов на содержание его несовершеннолетней дочери в объеме 25% всего заработка после налогообложения. Следует определить величину алиментов, удержать их с сотрудника и перечислить на расчетный счет, указанный в исполнительном листе:

В середине ноября Медведеву был перечислен на его карточный счет аванс в размере 10000. Его также следует вычесть из полагающихся к оплате средств:

Итого, за ноябрь 2015 года Медведеву Ю. В. полагается выплатить 11033,15 рублей.

Все сложности и нюансы данной процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Расчет фонда заработной платы

Часто бухгалтерам и кадровикам предприятия необходима величина фонда заработной платы (ФЗП). Данная цифра может понадобиться для заполнения многих форм статистической, налоговой, бухгалтерской и управленческой отчетности.

ФЗП представляет собой размер всех произведенных в организации начислений в пользу коллектива в денежной и натуральной формах. Он включает в себя следующие пункты:

  • Зарплата по окладам и тарифам сотрудникам на повременной системе .
  • Зарплата, начисленная по нормам выработки на сдельной системе.
  • Зарплата, выданная в натуральной форме. Такие выплаты учитываются в рублевом эквиваленте по среднестатистическим ценам рынка.
  • Все виды поощрительных и стимулирующих надбавок и премий.
  • Компенсационные выплаты за сверхурочное время или особые условия труда, а также все прочие компенсации, начисленные персоналу.
  • Денежные выплаты в виде компенсаций за неиспользованные отпуска .
  • Оплаты топлива, питания, жилья, если они носят систематических характер. Стоимость подарков сотрудникам и членам их семей, акций, путевок. Эти выплаты учитываются по рыночным ценам.

Особенности подсчета сдельной зарплаты

Сдельная форма подразумевает выплаты по расценкам за отдельную единицу продукции (работ, услуг), произведенную сотрудником. То есть, оплачивается не сам факт нахождения на рабочем месте в течение какого-то времени, а произведенный результат трудовой деятельности.

Существуют следующие ее виды:

  • Простая сдельная форма подразумевает начисления за каждую отдельно выполненную единицу продукции по тарифам, принятым на предприятии. Этой системой подразумевается наличие норм производства и критерии признания продукции годной. За брак по вине работника выплата не начисляется.
  • Сдельно-премиальная кроме вышеозначенных принципов предполагает также наличие премиальных выплат за качество продукта, за объем больше принятых норм, за затрату меньшего количества материалов.
  • Сдельно-прогрессивная система содержит два различных комплекса расценок: базовые и повышенные. Вторые употребляются в отношении продукции, произведенной сверх запланированных величин.
  • Косвенно-сдельная регулирует не только величину произведенного товара каждым отдельным работником, но и процент его участия в общей массе. Здесь распространен так называемый КТУ (коэффициент трудового участия).
  • Аккордная похожа по своей сути на бригадный подряд. В ней формируется аккордное задание и фонд оплаты труда за конкретную задачу, который делится впоследствии среди всех сотрудников пропорционально вкладу каждого.

Документальное оформление

Первичные документы по учету зарплаты бывают унифицированных форм и разработанных самой организацией. Такая норма предусмотрена в новом законе о бухгалтерском учете. Если бухгалтер самостоятельно разрабатывает формы документов, это необходимо отразить в учетной политике предприятия. В таких регистрах должны присутствовать все обязательные реквизиты.

Сроки хранения кадровых документов самые высокие среди всей бухгалтерской документации. Регистры, содержащие сведения о трудовом стаже, условиях труда, выплатах зарплаты предприятие обязано хранить 75 лет. Поэтому требования к грамотному составлению и учету таких бумаг крайне высоки.

К документам кадрового учета и учета заработной платы относят:

В любом случае, какой бы документ не оформлялся, он должен полностью соответствовать последним требованиям законодательства, быть грамотно составлен и заполнен, учтен в соответствующих регистрах и по окончании отчетного периода подшит и сдан в архив на хранение.

Основные изменения в учете и выплате зарплаты в 2016 году

Законодательство относительно данных процедур в 2016 году предусматривает применение норм, ранее не требовавшихся от работодателя. Так, впервые нужно будет ежеквартально отчитываться по начисленным и удержанным суммам НДФЛ.

У работников предприятия появится возможность получать имущественные и социальные вычеты не самостоятельно как раньше, а через бухгалтерию своего работодателя.

Сотрудники организации теперь имею право по собственной инициативе менять банк, в котором будет открыт счет на перечисление их заработной платы, даже если у компании существует действующий зарплатный проект в другом банке.

Это, без сомнения, сделает учет зарплаты еще более ответственной и важной работой для коллектива бухгалтерии и отдела кадров.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Проводки по заработной плате в бюджетном учрежденииявляются важной частью бухгалтерского учета. В данной статье мы попробуем разобраться в правильном учете затрат на заработную плату в организациях, относящихся к бюджетным .

Нормативно-правовая база

Проводки по заработной плате в бюджетном учреждении регулируются несколькими законодательными актами, в частности:

  • Единым планом счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н);
  • Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина от 16.12.2010 № 174н).

Что относить к зарплате сотрудников согласно действующему законодательству, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ — вопросы и ответы» .

Порядок формирования проводок по зарплате в бюджетной организации

В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления (сокращенно — КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок следует добавлять код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией.

В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру нужно использовать следующие коды КОСГУ:

  • 211 — «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ, возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);
  • 212 — «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату не относящихся к зарплате дополнительных выплат, компенсаций (например, суточных при служебных командировках, компенсаций за использование автомобиля и пр.);
  • пособия, например те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.).

Также для корректного распределения видов движения денежных средств нам понадобятся следующие КОСГУ:

  • 730 — «Увеличение прочей кредиторской задолженности»;
  • 830 — «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»;
  • 610 — «Выбытие со счетов бюджета».

Проводки по зарплате в бюджетном учреждении

На основании вышеприведенных нормативных документов составим основные проводки по заработной плате в учете бюджетной организации.

1. Начислена зарплата, отпускные, премия.

При этом затраты по заработной плате могут быть отнесены на несколько различных счетов бухгалтерского учета:

  • Дт 0 401 20 211 «Расходы по зарплате»

Кт 0 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате»

  • Дт 0 109 61 211 «Затраты на зарплату в себестоимости готовой продукции»

Кт 0 302 11 730

  • Дт 0 109 71 211 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг по заработной плате»

Кт 0 302 11 730

  • Дт 0 109 81 211 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг по зарплате»

Кт 0 302 11 730

2. Начислен НДФЛ:

  • Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате»
  • Кт 0 30301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ»

3. Отражено начисление по исполнительному листу:

  • Дт 0 30211 830
  • Кт 0 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по удержаниям из выплат по оплате труда»

4. Из кассы выплачена зарплата:

  • Дт 0 30211 830
  • Кт 0 20134 610 «Денежные средства кассы бюджетного учреждения»

5. Заработная плата перечислена на банковские карточки:

  • Дт 0 302 11 830
  • Кт 0 20111 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

6. Депонированы невыданные суммы:

  • Дт 0 30211 830
  • Кт 0 30402 730 «Увеличение кредиторской задолженности перед депонентами»

7. Начислены взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС.

Ежемесячно в каждой организации начисляются страховые взносы в ПФР, обязательные социальные взносы в ФСС и ФФОМС. Объектом обложения признаются выплаты и прочие вознаграждения, которые перечисляют плательщики данных взносов в пользу сотрудников.

Подробнее о начислении и действующих ставках страховых взносов смотрите в нашем материале .

Проводки по начислению взносов формируются следующим образом. Счет по дебету будет постоянным — Дт 0 40120 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда». А вот корреспондирующий счет будет зависеть от вида начисления:

  • Кт 0 303 10 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на ОПС»;
  • Кт 0 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по взносам на обязательное соцстрахование»;
  • Кт 0 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»;
  • Кт 0 303 07 730 «Увеличение кредиторской задолженности на ОМС».

8. Выдана заработная плата раздатчику — подотчетному лицу из кассы:

  • Дт 0 20811 560 «Расчеты с подотчетными лицами по зарплате»;
  • Кт 0 20134 610 «Денежные средства в кассе учреждения».

9. Получена зарплата сотрудником от раздатчика:

  • Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате»;
  • Кт 0 20811 660 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда».

Пример отражения в учете бюджетной организации начисления зарплаты

Рассмотрим проводки для начисления зарплаты в бухгалтерском учете предприятия на конкретном примере.

Должностной оклад работника больницы составляет 24 000 руб. Сотрудник не имеет детей, следовательно, у него отсутствует право на стандартный вычет.

Начислен доход за март 2016 года — 24 000 руб.

Проводки по отражению операций, связанных с начислением и выплатой зарплаты, будут такими:

Заработная плата в бюджетном учреждении. Общие понятия

«Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, … и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» ст. 129 ТК РФ

Данная статья, с которой мы предлагаем вам ознакомиться, носит информационный характер. Если вам интересна услуга по расчету заработной платы и стипендий в бюджетном учреждении, перейдите сюда .

К расчету заработной платы бюджетников относятся следующие выплаты:
1. Собственно заработная плата:
— по должностным окладам, по ставкам заработной платы, по почасовой оплате, за работу в ночное время, праздничные и выходные дни.

2. Надбавки:
— за выслугу лет, за особые условия работы, за квалификационный разряд и т.д. согласно положению об оплате труда.

3. Отпускные:
— за ежегодные отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск, за отпуска в период обучения работников.

4. Выплат пособий и компенсаций за дни временной нетрудоспособности.

5. Другие расходы по заработной плате:
— выплаты поощрительного, стимулирующего характера.

К прочим выплатам относятся:
1. Пособия, компенсации.
2. Ежемесячные пособия на ребенка.

Основание для начисления заработной платы

Основанием для начисления сотрудникам заработной бюджетного учреждения служат:

  • приказ руководителя организации о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием и ставками заработной платы;
  • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
  • записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях;
  • другие учетные документы по учету труда и его оплаты.

Начисления заработной платы бюджетникам, выплат, произведенных в течение месяца, и суммы причитающейся к выплате в окончательный расчет, а также отражение налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, производятся в Расчетной ведомости. Заработная плата сотрудникам бюджетного учреждения может выплачиваться из кассы учреждения или может перечисляться на карточные счета работников в банке.

Постановление № 86 – ПП утратил силу

Приложение № 7 Постановления Правительства Москвы № 86-ПП от 22.03.2011 «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве», утратил силу. В данном постановлении были рекомендации по расчету стоимости ученика-часа для установления базового оклада преподавателя. Заработная плата педагога зависела от количества учеников в преподаваемом классе, от количества часов, от приоритетности предмета и т.д.

С 01.01.2014 данные рекомендации не действуют, но в силу того, что учебная нагрузка преподавателей устанавливается на учебный год, то есть с 01 сентября по 31 августа, то большинство управляющих советов организаций приняло решение о том, что новое положение о системе оплату труда на основании новых рекомендаций будет действовать с 01 сентября 2014 года, с нового учебного года.

Базовый оклад педагога

Теперь Положение системе оплаты труда работников организации должно предусматривать фиксированные размеры окладов (базовых окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 г. № 216 н.

«Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат», ст. 129 ТК РФ

Если данную статью Трудового кодекса применять к педагогическим работникам, то в базовый оклад включается аудиторная занятость, без компенсирующих выплат.

Расчет заработной платы бюджетников формируется на основании:
1. Трудового кодекса РФ, «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждения на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11)».
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
3. Региональных нормативных актов.
4. Локальных нормативных актов организации.
5. Положении о системе оплату труда в организации, утвержденного управляющим советом, профсоюзным комитетом, руководителем организации.

Расчёт зарплаты учителя в 2015 году

Расчет заработной платы педагога теперь зависит от размера его должностного оклада или ставки заработной платы, являющийся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Под фиксированным размером оплаты труда педагогических работников, следует понимать размеры ставок заработной платы за календарный месяц, предусмотренные по должностям педагогических работников за норму часов преподавательской работы, составляющую соответственно 18, 24 часа в неделю или 720 часов в год, либо норму часов педагогической работы, составляющую 20,24,25,30,36 часов в неделю.

Условия оплаты труда педагогических работников:

  • показатели квалификации;
  • зависимость размеров оплаты труда от объемов учебной (пед.) работы;
  • соотношения по повышенным ставкам за работу в определенных учреждениях;
  • определение размеров ставок исходя из утвержденных норм часов за ставку;
  • порядок и случаи почасовой оплаты;
  • порядок доплат за вредные условия труда;
  • порядок исчисления стажа пед. работы.

Перечень квалификационных групп педагогических работников приказа № 216 Н Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

4 квалификационный уровень

Преподаватель, старший воспитатель, учитель

«Размеры заработной платы учителя, педагогического работника, устанавливается с включением в них размера ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, не ниже размера, установленного по состоянию на 31 декабря 2012 года.» раздел «Единые рекомендации по установлению на Федеральном, Региональном и Местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.»

Месячный расчет заработной платы учителя и других педагогических работников, определяется с учетом умножения фактического объема учебной нагрузки на размер должностного оклада и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю.

Например:
Должностной оклад равен – 20000,00
Норма часов – 18 часов в неделю
Фактическое количество часов – 24 часа
24 часа x 20000,00 / 18 часов

Размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, кабинетами, учебными мастерскими, лабораториями, и другие виды дополнительной работы предусматриваются в трудовых договоров сотрудников помимо установленных им фиксированных размеров оплаты труда.

Размер заработной платы учителя в школе также может зависеть от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград или ведомственных знаков отличия, ученой степени, в том случае, если данные условия прописаны в положении о системе оплаты труда.

Гарантии по оплате труда работников государственных учреждений (ст. 130 ТК РФ):

  • величина минимального размера оплаты труда в РФ;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
  • продолжительность рабочего времени, включая сокращенную продолжительность рабочего времени для педагогических работников;
  • продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней (ст. 95 ТК РФ);
  • работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени;
  • нормы часов за ставку заработной платы, установленные в соответствии со статьей 333 ТК РФ постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 для педагогических работников.

Должностной оклад состоит из минимального должностного оклада по перечню квалификационных групп и повышающих коэффициентов.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца.

Использованные источники:
— «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждения на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11)»
— Трудовой кодекс Российской Федерации
— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008г. № 216н

Статья актуальна на февраль 2015 года.

Заместитель руководителя департамента по аутсорсингу государственных учреждений.

Как правильно произвести расчет заработной платы работников в 2016 году

Вопрос о порядке начисления заработной платы сотрудникам никогда не теряет свою актуальность.

При этом бухгалтерам приходится проявлять повышенную бдительность, так как правительство периодически вносит поправки в трудовое законодательство.

Поэтому нужно детальнее разобраться, что такое фонд заработной платы и как производить исчисление, если была утверждена новая тарифная сетка для расчета заработных плат.

Независимо от формы собственности предприятия и уровня квалификации сотрудника, работодатель обязан ежемесячно производить выплату заработной платы.

Этот вид дохода также выплачивается при увольнении сотрудников. Порядок выплаты определяется законом.

Как следствие заработная плата разбивается на две части, первая из которых фактически является авансом (ст.136 ТК РФ ).

Авансовые платежи проводятся каждые полмесяца, в порядке установленном трудовым или коллективным договором .

Существует два вида заработной платы:

  1. Повременная оплата труда.
  2. Сдельная зарплата.

Схема: системы и формы оплаты труда

Так как, повременный заработок зависит от количества отработанного времени, то работодатель обязан вести табель учета рабочего времени.

Документ подлежит ежедневному заполнению. В табеле отображается следующая информация:

  1. Количество отработанных часов за день.
  2. Количество ночных часов.
  3. Количество часов, отработанных в праздники или во время выходных.
  4. Пропуски работы:
  • из-за болезни;
  • в связи с отпуском;
  • по причине выходных дней.

Табель учета является основным документом, который отвечает за правильность начисления заработной платы работникам. Поэтому этот документ должен соответствовать унифицированной форме № Т-13 .

Табель должен содержать все необходимые реквизиты и быть правильно заполненным. Параллельно по каждому сотруднику ведется аналитический учет заработной платы.

Для этого бухгалтерия предприятия использует лицевые счета работников (форма Т-54 ). Этот документ заводится на каждого работника с момента его официального трудоустройства.

Заполнение лицевого счета производится на протяжении всего календарного года. После чего бухгалтерия закрывает старый и открывает новый счет на будущий год.

Период хранения этих документов составляет 75 лет. Данные о доходах работника берутся с таких документов:

При начислении заработной оплаты лицам, которые находятся на окладе, на предприятии должно быть разработано штатное расписание .

Если образовательное учреждение имеет филиалы, следует помнить, что перечислять НДФЛ в бюджет надо отдельными платежными поручениями по каждому подразделению. На этом настаивают налоговики. А вот о том, какие записи надо сделать при начислении зарплаты, налогов и взносов, – в статье.

Расчеты по оплате труда Бухгалтерские записи по начислению сумм, связанных с оплатой труда, зависят от ряда факторов.
Определяем статью КОСГУ Оплату труда в бюджетном учреждении отражают по подстатьям статьи 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда».
Расходы на выплату зарплаты, осуществляемые на основе договоров (контрактов), относят на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.
Кроме того, по данной подстатье отражают удержания из заработной платы работника:
– суммы, удержанные работодателем из заработной платы работников (служащих) на основании их заявлений для зачисления денежных средств на лицевые счета работников (служащих), открытые в кредитных организациях;
– перечисления средств профсоюзным организациям (членские профсоюзные взносы);
– налог на доходы физических лиц;
– возмещение материального ущерба, причиненного работником;
– по исполнительным документам, в том числе на оплату алиментов и почтового сбора;
– иные удержания в рамках исполнительного производства.
По подстатье 212 «Прочие выплаты» учитываются расходы на оплату работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций.
Данные выплаты обусловлены трудовыми отношениями, статусом работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Это могут быть:
– суточные при служебных командировках, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания флота;
– компенсация стоимости медуслуг, стоимости именных путевок на санаторно — курортное лечение работникам учреждений и членам их семей в законодательно установленных случаях;
– компенсация за использование личного транспорта для служебных целей;
– доплата матерям-одиночкам пособий на детей в возрасте от 0 до 16 лет;
– компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц (и членов их семей), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также расходов, связанных с проездом к месту работы в такой местности, и других аналогичных расходов;
– дополнительные ежемесячные выплаты работникам- пенсионерам. 📌 Реклама Отключить

>|Вознаграждения лицам, оформленным по гражданскоправовым договорам, отражаются по подстатье КОСГУ, соответствующей выполняемой по договору работе (услуге).|<
Расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда, отражают по одноименной подстатье 213 КОСГУ. Это пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС России штатным работникам.
В частности:
– пособие по беременности и родам;
– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;
– единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также оплата пособия по временной нетрудоспособности, в том числе НДФЛ с данных сумм (исключение – пособие за первые три дня нетрудоспособности, оплачиваемое за счет средств работодателя);
– оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и соцпособие на погребение.

📌 Реклама Отключить Какие записи сделать в бухгалтерском учете Суммы начисленной зарплаты учитывают по кредиту счета 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» и дебету, соответствующему операции счета:
– 401 20 211 «Расходы по заработной плате»;
– 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения», 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения», 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» при отражении изготовляемых хозяйственным способом объектов нефинансовых активов;
– 109 61 211 «Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», 109 71 211 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы», 109 81 211 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы».
Дополнительные выплаты и компенсации учитывают по кредиту счета 302 12 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам» и дебету счета:
– 401 20 212 «Расходы по прочим выплатам»;
– 106 30 000 «Вложения в иное движимое имущество учреждения»;
– 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».
Пример 1.
Должностной оклад работника бюджетного учреждения (не перешло на субсидирование) составляет 12 000 руб.
Ему выплачивается надбавка в размере 10 процентов должностного оклада.
Начисленная заработная плата за январь 2011 года составила 13 200 руб. (12 000 руб. + 12 000 руб. Ч 10%). >|Бюджетные учреждения, не перешедшие на субсидиарное финансирование (так же, как и казенные учреждения), ведут учет в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н.|<
Данная операция была отражена в бухгалтерском учете.
Проводки выглядели так:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена заработная плата работнику (оклад и надбавка) 1 401 20 211
«Расходы по заработной плате»
1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
13 200

Налог на доходы физических лиц Операции по отражению операций с НДФЛ учитываются на счете 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц».
Бухгалтерские записи рассмотрим на конкретном числовом примере.
Пример 2.
Работнику бюджетного учреждения (не перешло на субсидиарное финансирование) в январе начислена заработная плата в размере 15 000 руб.
Он имеет право на стандартный налоговый вычет в 400 руб.
С начисленной суммы надо удержать налог на доходы физических лиц. В рассматриваемом случае данная сумма составляет 1898 руб. ((15 000 руб. – 400 руб.) Ч 13%).
Бухгалтер учреждения сделал такие записи в учете:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражено начисление учреждением суммы НДФЛ 1 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
1 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ»
1898
Списаны средства со счета бюджета на основании оправдательных документов в уплату НДФЛ 1 303 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по НДФЛ»
1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
1898

Начисление страховых взносов В конце каждого месяца формируется база для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско — правовых договоров (предметом которых является выполнение работ, оказание услуг). >|Расходы на уплату взносов учитывают по тем подстатьям КОСГУ, на которых были отражены расходы на оплату соответствующих договоров.|<
Пример 3.
Работнику (1970 года рождения) была начислена зарплата за февраль 2011 года в сумме 15 000 руб.
Бухгалтер записал:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислены страховые взносы в ПФР (на накопительную часть) – 6% 1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
1 303 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»
900
(15 000 руб. Ч 6%)
Начислены страховые взносы в ПФР (на страховую часть пенсии) – 20% 1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
1 303 10 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»
3000(15 000 руб. Ч 20%)
Начислены страховые взносы в ФСС России – 2,9% 1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
1 303 02 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
435
(15 000 руб. Ч 2,9%)
Начислены страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медстрахования – 3,1% 1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
1 303 07 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»
465
(15 000 руб. Ч 3,1%)
Начислены страховые взносы в ТФОМС – 2% 1 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
1 303 08 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС»
300
(15 000 руб. Ч 2%)
Перечислены страховые взносы в ПФР (накопительная часть) 1 303 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»
1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»
900
Перечислены страховые взносы в ПФР (страховая часть) 1 303 10 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»
1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»
3000
Перечислены страховые взносы в ФСС России 1 303 02 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»
435
Перечислены страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медстрахования 1 303 07 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»
1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»
465
Перечислены взносы в ТФОМС 1 303 08 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС»
1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»
300

Далее на примере рассмотрим порядок учета взносов от несчастных случаев. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125 — ФЗ 📌 Реклама Отключить

>|Уплату «травматических» взносов регулирует «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».|<
Пример 4.
За отчетный период бухгалтерия бюджетного учреждения (не перешло на субсидирование) начислила страховые взносы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 12 000 руб.
В учете это было отражено так:

УЧЕТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены особенности и различия учёта заработной платы в бюджетных, автономных и казенных учреждениях. Также приведен краткий обзор структуры системы оплаты труда работников бюджетной сферы, способы расчёта заработной платы, а также основные проводки, использующиеся ее начислении.

Ключевые слова: заработная плата; бюджетная сфера; бюджетное учреждение; автономное учреждение; казенное учреждение.

Необходимость учета заработной платы стоит перед каждой организацией независимо от ее организационно-правовой формы. От того, насколько правильно и точно бухгалтер начислит заработную плату сотрудникам, связанные с ней НДФЛ и страховые взносы, зависит работоспособность организации.

В бюджетных учреждениях учет заработной платы ведется по источникам финансирования (бюджетные средства по основному виду деятельности, внебюджетные средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и т.д.). Общая величина НДФЛ и страховых взносов рассчитывается по каждому сотруднику в соответствии с размером начислений по каждому источнику, а внутри источника – по каждому виду финансирования.

При начислении бухгалтерией заработной платы могут возникнуть ошибки при расчете объема начисленных в счет заработной платы средств, а также несоответствия величины налогов величине начислений по заработной плате. Из-за допущенных бухгалтерией ошибок организацию могут обвинить в нецелевом расходовании денежных средств (в соответствии со ст.15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств) .

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:

  1. Базовая часть заработной платы, включающая:
  • общую часть: должностные оклады руководителям, оклады специалистам и служащим, ставки профессиям рабочих, устанавливаемые руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы;
  • компенсационные выплаты по трудовому законодательству, устанавливаемые к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах;
  • повышающие коэффициенты (доплаты за сложность, предметность, приоритетность, категорию труда и т.п.);
  • доплаты за наличие почетных званий, государственных наград и т.п.

Источником покрытия базовой части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, бюджетная роспись, лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 211.

Для бюджетных и автономных учреждений – субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания.

  1. Стимулирующая часть заработной платы включающая:
  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, за выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положениями).

Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются:

  • для казенных учреждений – лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования);
  • для бюджетных и автономных учреждений – средства от приносящей доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС) для всех типов учреждений.

Еще одной стоящей перед бухгалтерией проблемой является возможная ситуация, при которой ко дню заработной платы на лицевых счетах учреждения не окажется достаточной суммы для ее начисления. Этот случай может возникнуть по причине того, что полученные средства расходуются в больших объемах, чем утверждено сметой доходов и расходов, когда руководство учреждения, решая задачи по приобретению оборудования, проведению ремонта, улучшению материально-технической базы, забывает оставлять на лицевом счете деньги на заработную плату.

Решить эти проблемы помогает автоматизированная система учета заработной платы. Сведения для автоматизированного учета зарплаты вносят на основании:

  • приказов отдела кадров о назначении на должность или увольнении, назначении надбавок и доплат, исполнении обязанностей отсутствующего сотрудника, направлении в командировки и т. п.;
  • приказов о материальных поощрениях или наказаниях;
  • приказов о возмещении причиненного материального вреда;
  • табелей учета рабочего времени;
  • больничных листов;
  • исполнительных листов;
  • заявлений о членстве в профсоюзе;
  • утвержденных заявлений на выплату материальной помощи.

Комплексная автоматизация учета заработной платы позволяет сотрудникам кадровой службы самостоятельно вносить сведения в программу, что позволяет избежатьпересчетабухгалтером вышеуказанных начислений.

Во время следующего этапа бухгалтерия формирует документы и отчеты для текущей работы, а также отчеты перед руководством и вышестоящими организациями. Например, лицевые счета рабочих и служащих, расчетно-платежные ведомости, мемориальные ордера, свод проводок по зарплате, ведомость по страховым взносам и НДФЛ, отчетные формы для налоговой инспекции, свод больничных листов, свод отпусков, свод по доплатам за замещение или исполнение обязанностей, а также любые другие в зависимости от производственной необходимости. При этом можно выбрать различные варианты выборки документов или отчетов:

  • за произвольно выбранный период, в том числе и неполный месяц;
  • в общей сумме или по отдельным источникам и видам финансирования, по отдельным работникам по фамилиям, структурным подразделениям, по одинаковым должностям.

Способы расчета заработной платы в бюджетных учреждениях не отличаются от тех, что применяются коммерческих. Общая сумма денежных средств, необходимая для выплаты заработной платы и взносов (налоговых и страховых), рассчитывается одним из двух способов.

Первый способ используется, когда на лицевых счетах достаточная сумма денежных средствдля выплаты заработной платы в полном объеме. Вначале начисляют заработную плату по возможным источникам и видам финансирования по каждому работнику отдельно, затем рассчитывают общую сумму начислений, удержаний, и налогов.

Второй способ применяется при решении руководства учреждения потратить часть прибыли, полученной от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на заработную плату. Для этого бухгалтерия сначала определяет общую сумму денежных средств, которая будет направлена на заработную плату (по каждому источнику и виду финансирования), затем рассчитывает процентную долю суммы каждого источника финансирования в общей сумме источников, а после, в соответствии с исчисленным процентом, начисляет заработок и налоги по каждому сотруднику по источникам и видам финансирования.

Основанием для начисления заработной платы сотрудникам бюджетного учреждения служат:

  • приказ руководителя организации о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием и ставками заработной платы;
  • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
  • записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях;
  • другие учетные документы по учету труда и его оплаты.

Начисления заработной платы бюджетникам, выплат, произведенных в течение месяца, и суммы причитающейся к выплате в окончательный расчет, а также отражение налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, производятся в Расчетной ведомости. Заработная плата сотрудникам бюджетного учреждения может выплачиваться из кассы учреждения или может перечисляться на карточные счета работников в банке.

Начисление заработной платы в бюджетном учреждении отражаются следующими проводками: с кредита счета 0 302 11 730 на дебет счета 0 401 20 211 (0 109 хх 211). Начисление прочих выплат производится с кредита счета 0 302 12 730 на дебет счетов 0 401 20 212 (0 109 хх 212). Операции оформляются в расчетно-платежной ведомости, а также в расчетной ведомости.

Удержание НДФЛ из заработной платы производится с кредита счета 0 303 01 730 на дебет счета 0 302 11 830, из прочих выплат — с кредита счета 0 303 01 730 на дебет счета 0 302 12 830. Операции подкрепляются бухгалтерской справкой (п. 128, 129 Инструкции № 174н).

Бухгалтерский учет заработной платы в бюджетном учреждении ведётся по источникам финансирования и усложняется в зависимости от их количества. Общую сумму денежных средств, необходимую на зарплату и налоги, считают одним из двух способов.

  1. От частного к общему, когда заработную плату начисляют по возможным источникам и видам финансирования по каждому работнику отдельно, а также рассчитывают общую сумму начислений, удержаний, и налогов.

Такая схема отлично подходит, когда на лицевых счетах достаточная сумма денежных средств, чтобы рассчитаться по максимуму.

  1. От общего к частному. Согласно этому способу определяется общая сумма денежных средств, которая будет направлена на заработную плату, по каждому источнику и виду финансирования; рассчитывается процентная доля суммы каждого источника финансирования в общей сумме источников; и в соответствии с исчисленным процентом начисляются заработок и налоги по каждому сотруднику по источникам и видам финансирования.

Эта схема работает, когда в учреждении решено потратить имеющиеся денежные средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на заработную плату. Однако, в этом случае неизвестно, какая абсолютная сумма доплаты придется на каждого сотрудника в соответствии с тем алгоритмом расчета доплат, который используется именно для него.

Таким образом, применение действующих инструкций для бюджетных учреждений и кодов КОСГУ немаловажно для формирования проводок по заработной плате. Корректное начисление заработной платы на счетах бухгалтерского учета позволит правильно распределить движение государственных денежных средств по статьям расходов.

Список литературы:

  1. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по применению: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N 173н
  2. Позднякова, В. С. Особенности системы оплаты труда и учета заработной платы работников в государственных и муниципальных учреждениях URL: http://www.consultant-so.ru/news/show/category/jornal/year/2013/month/04/alias/osobennosti_sistemy_oplaty_truda_i_ucheta_zarplaty_rabotnikov_v_gos_i_munitsipal_uchrezhdeniyah
  3. Расчет заработной платы в бюджетном учреждении URL: http://intercomp-cbu.ru/priemnaya-ekspertov/articles/raschet-zarabotnoy-platy-v-byudzhetnom-uchrezhdenii
  4. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Новая система оплаты труда работников бюджетной сферы с 2020 года

В настоящее время система оплаты труда работников бюджетных организаций представляет собой достаточно сложный механизм, включающий в себя множество повышений, надбавок и доплат, а также НПА, регулирующих порядок оплаты труда бюджетников.

В целях совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы принят Указ от 18.01.2019 N 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

Согласно данному документу с 1 января 2020 г. упраздняются многие виды выплат, а также упрощается сама структура заработной платы бюджетников. С 2020 года она будет включать в себя следующие элементы <*>:

При этом такой элемент заработной платы, как оклад, с 2020 года будет рассчитываться по формуле <*>:

Как видно из вышеприведенной формулы, с 2020 года изменится исходная нормативная величина, от которой будут высчитываться оклады. Вместо тарифной ставки 1-го разряда вводится базовая ставка. Ее размер будет определяться каждый год, как правило, с 1 января с учетом прогноза основных параметров социально-экономического развития страны <*>.

Данные о коэффициентах тарифного разряда по должностям (профессиям), необходимые для расчета оклада, будут браться из новой тарифной сетки. В отличие от ныне действующей 27-разрядной, она будет состоять из 18 тарифных разрядов. Новую тарифную сетку, равно как и базовую ставку, Совмин должен установить до 1 марта 2019 г. <*>.

Кратные размеры базовой ставки по профессиям будут применяться для расчета окладов рабочих при выполнении работ, не тарифицируемых тарифными разрядами <*>.

Тарифные разряды и кратные размеры базовой ставки по должностям (профессиям), являющимися общими для всех видов деятельности, будут определяться Минтруда и соцзащиты <*>.

Надбавка за стаж работы в бюджетных организациях для каждого работника будет определяться по формуле <*>:

Размер надбавки будет зависеть от стажа работы сотрудника в бюджетных организациях: до 5 лет — 10%; от 5 до 10 лет — 15%; от 10 до 15 лет — 20%; от 15 лет и выше — 30% <*>.

Что касается прочих надбавок и доплат, то можно отметить следующее. В определенных случаях перечни, размеры и порядок осуществления выплат надбавок и доплат будут устанавливаться в централизованном порядке, в некоторых — решением руководителя организации <*>.

С 2020 года премирование работников будет производиться из средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах, в размере 5% от суммы окладов работников <*>.

Кроме того, помимо премирования, входящего в структуру заработной платы, бюджетникам будут производиться выплаты, не связанные с оплатой их труда <*>:

При этом в общем случае единовременная выплата на оздоровление будет осуществляться, как правило, при уходе в трудовой отпуск из расчета 0,5 оклада работника <*>.

Материальная помощь будет оказываться, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями с направлением на эти цели средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников <*>.

Конкретные размеры премий, единовременных выплат на оздоровление и матпомощи, а также порядок и условия их выплаты будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций <*>.

На заметку
С учетом изменений в структуре заработной платы работников бюджетной сферы откорректирован Декрет от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Так, с 1 января 2020 г. в общем случае бюджетникам будет устанавливаться надбавка за контракт в размере не более 50% оклада, а не повышение тарифной ставки, которое предусматривается в настоящее время <*>.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *