Содержание
- Что такое налог на добавленную стоимость в РК
- Что такое налог на добавленную стоимость
- Налог на добавленную стоимость: кто платит, объекты обложения, льготы
- НДС в Казахстане: регламент регистрации, ставки
- НДС: отчетный период, порядок выплаты в 2018
- Ставка НДС в Казахстане в 2020 году
- Особенности экспорта в Казахстан: НДС при реализации товаров
- Налог на добавленную стоимость (НДС)
- Уплата НДС при перевозках в рамках таможенного союза
- Порядок налогообложения на территории Таможенного союза
- Особенности уплаты НДС при грузоперевозках
- Перевозка грузов (товаров) с территории РФ на территорию Белоруссии или Казахстана
- Перевозка грузов (товаров) с территории участника Таможенного союза в третьи страны, не являющиеся участниками Таможенного союза
- Перевозка из третьих стран в третьи страны транзитом по территории РФ
- Перевозка грузов (товаров) из третьих стран на территорию Таможенного союза, в том числе через территорию РФ, а также с территории одного участника Таможенного союза на территорию другого участника Таможенного союза через территорию РФ
- Какие документы необходимы перевозчикам для подтверждения нулевой ставки НДС
Что такое налог на добавленную стоимость в РК
НДС в Казахстане, или қосылған құн салығы, представляет собой налог, взимаемый в казну государства. Узнайте о том, что такое налог на добавленную стоимость в РК, какова его ставка и база обложения, кто является плательщиком.
Фото: НВ Бизнес
Что такое налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость относится к косвенным разновидностям обязательных платежей в бюджет. Что означает косвенный? НДС — это надбавка к стоимости товара (услуги), которая уплачивается по частям на каждой стадии создания и реализации продукции.
Сначала эту надбавку уплачивает изготовитель (исполнитель) в виде отчисления части выручки при приобретении необходимого для производства сырья/материалов, услуг. Впоследствии надбавку от разности между ценой приобретения и продажи уплачивает посредник.
Что такое НДС при ввозе товара из-за границы? Это надбавочная стоимость импортируемых товаров, которая уплачивается при пересечении границы Республики. Налог уплачивается импортером при выполнении таможенных процедур.
Конечный потребитель полностью уплачивает НДС при покупке товара/получении услуги.
Налог на добавленную стоимость: кто платит, объекты обложения, льготы
Порядок начисления и уплаты налогов устанавливает Налоговый кодекс Казахстана.
В соответствии с НК РК (далее по тексту — НК) плательщиками налога являются:
- физлица, занимающиеся предпринимательством, — ИП;
- юрлица-резиденты, кроме госучреждений и общеобразовательных школ;
- филиалы/представительства нерезидента, ведущие деятельность в Республике;
- импортеры.
К объектам обложения НДС относятся:
- оборот, облагаемый налогом (выручка от реализации, продажи основных средств (ОС), безвозмездной передачи имущества, вознаграждение от передачи в финлизинг и другое, а также остатки товаров при снятии налогоплательщика с учета, если НДС с их стоимости был поставлен в зачет);
- импорт, за исключением необлагаемого (все завезенные на территорию Евразийского экономического союза (ЕЭС) товары, подлежащие декларированию).
Не входят в облагаемый НДС оборот операции по:
- передаче ОС в уставной капитал;
- возврату покупателем-налогоплательщиком товара;
- бесплатной передаче товаров в маркетинговых целях, если их стоимость не больше 5 МРП (в 2018-м — это 12 025 тенге);
- отгрузке сырья давальцу;
- передаче возвратной тары;
- вывоза продукции за пределы ЕЭС для участия в выставках;
- продаже ИП личного имущества;
- получению банковских процентов по вкладу;
- другие, указанные в п. 5 ст. 372 НК.
Согласно главе 45 НК существует множество операций, которые освобождены от обложения НДС. В частности, не подлежат налогообложению операции по:
- реализации государственных почтовых марок;
- оказанию ритуальных услуг;
- продаже лотерейных билетов;
- предоставлению услуг, связанных с международными перевозками;
- содержанию жилого фонда и управлению им;
- оказанию нотариальных, адвокатских услуг;
- предоставлению финансовых займов;
- предоставлению туристических услуг по въезду в Казахстан;
- другие.
Фото: Современный предприниматель
Расчет налога на имущество физических лиц РК
НДС в Казахстане: регламент регистрации, ставки
Чтобы получить статус плательщика НДС, необходимо встать на соответствующий учет в налоговой. Ознакомьтесь с регистрационным регламентом:
- Согласно п. 2 ст. 82 НК обязательная постановка на учет производится, если годовой оборот предпринимателя превысил минимальный. Размер такого минимума составляет 30-тысячекратный МРП (месячного расчетного показателя), установленный на 01.01.2018 (2 405,00 тенге), что равно 72 150 000,00 тенге.
- Если предприниматель в ходе своей деятельности в текущем году достиг этого размера минимума, то он обязан в 10-дневный срок с момента окончания месяца, в котором было превышение, подать в налоговую регистрационное заявление.
- Постановка на учет производится в течение одного дня. Лицо, подавшее такое заявление, становится плательщиком НДС со дня его предоставления в налоговый орган.
- Чтобы встать на учет как плательщик НДС в добровольном порядке, достаточно внести необходимые сведения при регистрации в нацреестре бизнес-идентификационных номеров либо потом подать заявление о регистрации налогоплательщиком в общем порядке.
В Казахстане действует две ставки НДС:
- 12%;
- 0%.
По нулевой ставке облагаются операции по экспорту товаров. Подробный перечень операций, которые освобождены от обложения НДС содержится в статьях 386–393 НК. В остальных случаях взимается налог по ставке 12%.
Фото: Автопром Казахстана
Чтобы посчитать НДС, необходимо от суммы начисленного с облагаемого оборота налога вычесть ту часть, которая идет в зачет. В счет уплаты налога засчитывается НДС из стоимости полученных от поставщика-налогоплательщика товаров/услуг, которые будут использованы в облагаемом обороте. Зачет возможен лишь при предоставлении счета-фактуры.
НДС: отчетный период, порядок выплаты в 2018
Календарный квартал — период, за который составляется отчет по НДС. Декларация подается налогоплательщиком в срок до 15 числа месяца, который наступает после завершения отчетного квартала. Вместе с декларацией подаются реестры счетов-фактур.
Фото: Консультация и расчёт стоимости
Налог должен быть оплачен в бюджет не позже 25-го числа второго месяца, который следует после завершения отчетного квартала. В случае если у налогоплательщика по итогам отчетного периода образовалось превышение по НДС, то эта сумма подлежит возврату из бюджета в порядке, установленном в ст. 431 НК.
Чтобы правильно посчитать НДС, необходимо четко придерживаться порядка, установленного налоговым законодательством. Налогоплательщики должны соблюдать сроки подачи отчетности и уплаты налога, иначе им грозят финансовые санкции и административная ответственность.
Изучите основы налогового учета — это поможет в начале вашей предпринимательской деятельности!
Ставка НДС в Казахстане в 2020 году
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, входящий в состав цены товаров и услуг, взимаемый в бюджет государства.
Осуществляя реализацию продукции в странах ЕАЭС, в частности в Казахстане, российские организации получают большую экономическую выгоду за счет того, что компания-экспортер не начисляет НДС с данной реализации. При экспорте в Казахстан НДС возмещается и необходимо лишь подтвердить нулевую ставку налога. Однако подтверждение нулевого НДС при экспорте — сложный процесс, требующий знаний в области таможенного и налогового регулирования. Специалисты компании «Агапас» имеют огромный опыт в решении всех организационных вопросов, связанных с экспортом товаров по нулевой ставке НДС в Казахстан, подтверждением и возмещением налогов в кратчайшие сроки.
Особенности экспорта в Казахстан: НДС при реализации товаров
В соответствии с законодательством плательщиками НДС являются:
- Лица, которые встали или обязаны встать на учет НДС в Казахстане:
- Индивидуальные предприниматели;
- Юридические лица (кроме госучреждений и организаций);
- Нерезиденты, осуществляющие коммерческую деятельность и имеющие в стране филиалы и отделения, работающие на постоянной основе;
- Структурные подразделения юридического лица, признанные самостоятельными налогоплательщиками.
- Лица, импортирующие товары в Республику Казахстан.
В случае если размер оборота по реализации товаров, услуг в течение налогового периода (не более года) не превышает минимальный оборот, то на учет по налогу на добавленную стоимость можно не вставать. Минимальный оборот составляет 30 000-кратную величину месячного расчетного показателя (МРП), использующегося для исчисления социальных выплат, размера штрафных санкций, налогов и других платежей в Республике Казахстан. При превышении минимального показателя оборота, следует незамедлительно подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по НДС, иначе могут последовать жесткие штрафы.
Декларация по НДС в Казахстане представляется ежеквартально до 15 числа следующего месяца после отчетного. Срок уплаты НДС — до 25 числа того же месяца.
Какой НДС в Казахстане в 2020 году?
Ставка НДС в Казахстане может быть следующей:
12% — по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;
0% — оборот по реализации товаров на экспорт (кроме лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, услуг, связанными с международными перевозками.
Для ввоза товаров в Казахстан без НДС российскому экспортеру достаточно предоставить правильно оформленные:
- контракт с казахским контрагентом;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
- транспортные или товаросопроводительные документы.
Какая ставка НДС была Казахстане в 2019 году?
Ставка НДС была точно такая же как в 2020 году:
12% — по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;
0% — оборот по реализации товаров на экспорт (кроме лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, услуг, связанными с международными перевозками.
Преимущества сотрудничества с компанией «Агапас»
Для осуществления экспорта по нулевой ставке НДС на товары в Казахстан необходимы знания законодательства и опыт работы с таможенными и налоговыми органами.
Компания «Агапас» возьмет на себя все, что связано со сбором всех необходимых документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте в Казахстан. Наша команда высококвалифицированных специалистов имеет огромный опыт в решении всех организационных вопросов, связанных с подтверждением нулевого НДС при экспорте в Казахстан и в кратчайшие сроки обеспечит возврат уплаченного налога.
Для консультации по интересующим вопросам звоните по телефону +7 (499) 703-18-15 или оформите заявку на сайте.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Что представляет собой в экономическом отношении НДС?
В экономическом отношении НДС является одним из косвенных налогов, формой изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товаров, работ и услуг, а также отчисления в бюджет Республики Казахстан части стоимости импортируемых товаров при их ввозе на территорию Казахстана.
Окончательную величину НДС оплачивает конечный покупатель товаров, получатель работ или потребитель услуг.
Кто является плательщиком НДС?
Согласно статье 228 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года (далее – Налоговый кодекс), плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:
индивидуальные предприниматели;
юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений;
нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство;
доверительные управляющие, осуществляющие обороты по реализации товаров, работ, услуг по договорам доверительного управления с учредителями доверительного управления либо с выгодоприобретателями в иных случаях возникновения доверительного управления;
2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.
Пп.2 п.1 изменен в соответствии с Законом РК от 30.06.2010 г. № 297-IV
Постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производится в соответствии со статьями 568, 569 Налогового кодекса.
Что является объектами обложения НДС?
Объектами обложения НДС, согласно статье 229 Налогового кодекса, являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.
Что является облагаемым оборотом?
Согласно статье 230 Налогового кодекса, облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость:
1) по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса;
2) по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство.
Как определяется размер облагаемого оборота?
Согласно статье 238 Налогового кодекса, размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено настоящей статьей и законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.
При безвозмездной передаче товаров, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса, размер облагаемого оборота определяется исходя из уровня цен, сложившегося на дату совершения оборота по реализации, без включения в них налога на добавленную стоимость, но не ниже их балансовой стоимости. В этом случае балансовой стоимостью является стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете, на дату их реализации.
Что является облагаемым импортом?
Облагаемым импортом, согласно статье 246 Налогового кодекса, являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию таможенного союза (за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.
Как определяется размер облагаемого импорта?
Согласно статье 247 Налогового кодекса, в размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также суммы налогов и таможенных платежей, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в Республику Казахстан, за исключением налога на добавленную стоимость на импорт.
Ст.247 изменена в соответствии с Законами РК от 04.07.2009 г. № 167-IV; от 30.06.2010 г. № 297-IV
Кто в обязательном порядке должен встать на регистрационный учёт в качестве плательщика НДС?
В соответствии с положениями статьи 568 Налогового кодекса обязательной постановке на регистрационный учет по НДС подлежат юридические лица-резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, П. 1 изменен в соответствии с Законом РК от 30.06.2010 г. № 297-IV
в случае, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, равный 30 000-кратному размеру месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
В случае, если размер оборота превышает в течение календарного года минимум оборота, вышеуказанные лица обязаны в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота.
П. 5 изменен в соответствии с Законом РК от 16.11.2009 г. № 200-IV
За несвоевременную постановку на регистрационный учёт по НДС предусмотрены штрафные санкции.
Одновременно Налоговым кодексом предусматривает добровольную постановку на регистрационный учёт по НДС определённых категорий лиц.
Вместе с тем существует также определённая категория лиц, которая не имеет права добровольной постановки на регистрационный учёт по НДС.
Какие существуют в настоящее время ставки по НДС?
Согласно положениям статьи 268 Налогового кодекса, существует две ставки по НДС:
1) общая ставка в размере 12%, применяемая к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта;
2) так называемая нулевая ставка, применяемая к оборотам при реализации товаров на экспорт.
При этом, согласно статье 242 Налогового кодекса, экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.
Помимо этого, существуют освобождённые от НДС, с которыми не надо путать обороты, облагаемые по нулевой ставке.
Перечень оборотов, освобождаемых от НДС, приводится в Главе 33 Налогового кодекса.
Что является налоговым периодом для НДС?
Согласно статье 269 Налогового кодекса, налоговым периодом для НДС является календарный квартал.
Что является налоговой отчётностью по НДС?
Налоговая отчётность по НДС сдаётся плательщиком НДС в виде декларации в налоговый орган по месту нахождения за каждый налоговый период. не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом,
Обязательство по представлению декларации по НДС не распространяется на лиц, импортирующих товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, по которым не произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.
В какие сроки производится уплата НДС в бюджет?
В общем случае, согласно пункту 1 статьи 271 Налогового кодекса, плательщик НДС обязан уплатить налог, подлежащий взносу в бюджет, по месту нахождения за каждый налоговый период не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Каков порядок снятия с учёта по НДС?
Порядок снятия с учёта по НДС регулируется положениями статьи 571 Налогового кодекса.
Согласно пункту 1 этой статьи, для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость плательщик налога на добавленную стоимость вправе подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость при одновременном соблюдении следующих условий:
1) за календарный год, предшествующий году подачи налогового заявления, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации в размере 30 000 МРП;
2) за период с начала текущего календарного года, в котором подано такое налоговое заявление, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации в размере 30 000 МРП.
В общем случае, налоговые органы обязаны произвести снятие налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в течение пяти рабочих дней с даты подачи налогоплательщиком налогового заявления. Датой снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость является дата подачи в налоговый орган налогового заявления таким налогоплательщиком.
Вместе с тем существует ряд условий, при которых налоговые органы отказывают налогоплательщику в снятии с регистрационного учета по НДС.
Решение об отказе в снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость с указанием причины такого отказа по форме, установленной уполномоченным органом, вручается налогоплательщику лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки.
Одновременно существуют условия, при которых налоговые органы на основании своего решения могут снять с регистрационного учёта по НДС плательщика этого налога , если он нарушает налоговое законодательство.
В общем случае, решение о снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость выносится налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика не позднее пяти рабочих дней.
Источник: Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года.
Уплата НДС при перевозках в рамках таможенного союза
С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 48.
Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии в таможенном законодательстве государств — членов таможенного союза. А именно:
- вводится понятие «единая таможенная территория Таможенного союза»;
- создаются единые условия таможенного транзита на всей территории Таможенного союза;
- на территории Таможенного союза применяются Единый таможенный тариф и единые методы нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила;
- отменяются таможенное оформление во взаимной торговле и поэтапно таможенный контроль (на внутренних таможенных границах) товаров, происходящих с территории государств — членов Таможенного союза, и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории.
При этом осуществление таможенного контроля, взимание таможенных платежей и обеспечение соблюдения таможенного законодательства производятся только на внешней границе Таможенного союза.
Таким образом, грузы (товары), перевозимые между странами — членами Таможенного союза через совместные границы, то есть по территории Таможенного союза, не подлежат таможенному оформлению (то есть помещению под какие-либо таможенные процедуры) и таможенному контролю.
Порядок налогообложения на территории Таможенного союза
С 1 июля 2010 г. вступили в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (введено в действие Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. N 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза», далее — Соглашение) и принятые в соответствии с ним Протоколы от 11 декабря 2009 г.:
- «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Порядок об экспорте и импорте товаров);
- «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Порядок налогообложения работ и услуг).
С 1 июля 2010 г. эти документы применяются на двусторонней основе (Россия и Казахстан), а с 6 июля — на трехсторонней (Россия, Казахстан и Белоруссия).
В этой связи прежние Соглашения применяются только в той мере, в какой их положения совместимы с положениями Соглашения (Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21 мая 2010 г. N 36).
Речь идет:
- о Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 г. и Протоколах к нему;
- Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 г.
Принципы взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) заключаются в следующем.
- При экспорте товаров применяются нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты акцизов. Но только при условии, что экспорт документально подтвержден. Документы, обосновывающие правомерность применения нулевой ставки, необходимо представить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (п. 3 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров). К ним относятся:
- договор;
- выписка банка;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Белоруссии или Казахстана;
- транспортные документы.
Отметим, что в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров налоговые органы вправе затребовать иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки, если это предусмотрено законодательством РФ.
- При импорте товаров налоги взимаются налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары. Это значит, что российский импортер уплачивает НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан по ставке 18 или 10%. Налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров в виде суммы их стоимости и подлежащих уплате акцизов. При этом стоимостью товаров признается цена сделки, подлежащая перечислению поставщику, согласно условиям договора (п. 2 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).
Перечислять НДС в бюджет необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В эти же сроки налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. N 69н. За нарушение срока подачи декларации предусмотрена ответственность, установленная национальным законодательством (п. 9 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров), то есть налогоплательщик-импортер будет оштрафован согласно ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
- заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде по форме, приведенной в Протоколе от 11 декабря 2009 г. «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов»;
- выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;
- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза. При перемещении товаров в Таможенном союзе по территориям указанных республик с использованием автомобильного транспорта хозяйствующими субъектами Российской Федерации может использоваться форма N 1-Т «Товарно-транспортная накладная». Об этом говорится в Письме Минтранса России от 24 мая 2010 г. N ОБ-16/5460, доведенном до сведения налогоплательщиков Письмом ФНС России от 8 июня 2010 г. N ШС-37-3/3693@.
Форма N 1-Т утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»;
- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза при отгрузке товаров в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;
- договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства — члена Таможенного союза с территории другого государства — члена Таможенного союза;
- другие документы, предусмотренные п. 8 ст. 2 Протокола от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе».
Обратите внимание! Переплату НДС, возникшую при реализации товаров на территории РФ, можно зачесть в счет перечисления «импортного» налога.
Если товары были приняты на учет в месяце их ввоза и в том же месяце были возвращены из-за ненадлежащего качества, то такие товары в налоговую декларацию не включаются.
Если же налогоплательщик вернул товары по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, то в этом случае необходимо будет представить уточненную декларацию (п. 9 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).
- При выполнении работ (оказании услуг) НДС и акцизы перечисляются в том государстве, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Действие Соглашения распространяется на все товары — как происходящие с территорий России, Белоруссии, Казахстана, так и происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза.
Соглашение применяется и при экспорте товаров из России независимо от того, облагается или нет ввоз данного товара на территорию Белоруссии или Казахстана.
Особенности уплаты НДС при грузоперевозках
Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (ст. 5 Соглашения).
Новый Порядок налогообложения работ и услуг в целом повторяет положения действующего Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 23 марта 2007 г. «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг».
В соответствии со ст. 2 Порядка налогообложения стоимости работ и услуг взимание налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве, территория которого признается местом реализации данных работ и услуг.
При перевозке товаров местом реализации работ, услуг признается территория государства — участника Таможенного союза, если работы выполняются налогоплательщиком этого государства.
Документами, которые подтверждают место реализации работ (услуг), являются:
- договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств — членов Таможенного союза;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
- иные документы, предусмотренные законодательством государств — членов Таможенного союза.
Иными словами, если перевозку товаров осуществляет российский перевозчик, то местом реализации этих работ является территория РФ. Уплата НДС в этом случае осуществляется в России. Налоговая база, ставка НДС, налоговые льготы и порядок взимания налога определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок применения ставки НДС при осуществлении грузоперевозок приведен в телеграммах ОАО «Российские железные дороги» от 30 июля 2010 г. N 13484, от 2 августа 2010 г. N ЦФТООР-10.3/1783 и от 12 августа 2010 г. N 14310 (см. таблицу).
Таблица
Вид грузоперевозки | Ставка НДС |
Перевозка грузов (товаров) с территории РФ на территорию Белоруссии или Казахстана |
18% |
Перевозка грузов (товаров) с территории одного участника Таможенного союза (ТС) на территорию другого участника ТС через территорию РФ |
18% |
Перевозка грузов (товаров) с территории участника ТС в третьи страны, не являющиеся участниками ТС (в том числе и через территорию других участников ТС) |
0% |
Перевозка из третьих стран на территорию ТС, в том числе через территорию РФ |
18% |
Перевозка из третьих стран в третьи страны транзитом по территории РФ |
0% |
Перевозка грузов (товаров) с территории РФ на территорию Белоруссии или Казахстана
Перевозка грузов (товаров) с территории РФ на территорию участника Таможенного союза облагается НДС по ставке 18%. Исключением являются перевозки грузов (товаров), которые подлежат обязательному таможенному оформлению.
Перевозка с территории РФ на территорию участников Таможенного союза грузов (товаров), подлежащих обязательному таможенному оформлению, подлежит налогообложению НДС по ставке 0%. При этом в целях документального подтверждения права на применение ставки НДС 0% в отношении таких перевозок на перевозочных документах должен быть проставлен штамп таможенного органа РФ «Выпуск разрешен», заверенный личной номерной печатью таможенного инспектора.
Обратите внимание! Наличие в перевозочных документах отметки «Товар вывезен» не подтверждает факт помещения грузов (товаров) под таможенный режим экспорта. Следовательно, наличие такой отметки на перевозочных документах не может служить основанием для применения ставки НДС 0%.
Перевозка грузов (товаров) с территории участника Таможенного союза в третьи страны, не являющиеся участниками Таможенного союза
Перевозка грузов (товаров) с территории участника Таможенного союза в третьи страны, не являющиеся участниками Таможенного союза (в том числе через территории других участников Таможенного союза), облагается НДС по ставке 0%.
При этом в случае, если вывоз грузов (товаров) осуществляется с территории РФ (в том числе через территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан), то таможенное оформление производится в порядке, который действовал до 1 июля 2010 г.
В данном случае для подтверждения права применения ставки НДС 0% в перевозочных документах необходимо наличие штампа таможенного органа РФ «Выпуск разрешен», заверенного личной номерной печатью таможенного инспектора, и «Товар вывезен».
Если вывоз грузов (товаров) осуществляется с территории Республики Беларусь либо Республики Казахстан (через территорию РФ), то таможенное оформление производится участником Таможенного союза, с территории которого осуществляется перевозка грузов (товаров) в режиме экспорта.
В данном случае для подтверждения права применения ставки НДС 0% на перевозочных документах необходимо наличие штампа, заверенного личной номерной печатью таможенного инспектора:
- таможенного органа Республики Беларусь «Выпуск дазволены»;
- таможенного органа Республики Казахстан «Шыгаруга руксат» и (или) «Босатуга руксат».
В данном случае доходы от указанных перевозок отражаются в бухгалтерском и налоговом учете как доходы от перевозок грузов (товаров) на экспорт.
Перевозка из третьих стран в третьи страны транзитом по территории РФ
Перевозка грузов (товаров) из третьих стран, не являющихся участниками ТС, в третьи страны, не являющиеся участниками Таможенного союза, транзитом через территории участника (ков) Таможенного союза облагается НДС по ставке 0%.
При осуществлении данной перевозки грузы (товары) помещаются под процедуру таможенного транзита путем проведения таможенного оформления в пункте ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, который сопровождается оформлением транзитной декларации и проставлением направляющего штампа.
В случае если ввоз грузов (товаров) осуществляется через территорию Республики Беларусь, для подтверждения ставки НДС 0% в налоговые органы представляются копии перевозочных документов с направляющим штампом таможенных органов Республики Беларусь «Груз мытны у колькасцi…».
Кроме того, для подтверждения права российского перевозчика на применение ставки НДС 0% по данным перевозкам грузов (товаров) в перевозочных документах в обязательном порядке должен быть проставлен штамп таможенных органов РФ «Товар поступил». В случае отсутствия указанных штампов («Груз мытны у колькасцi…» и «Товар поступил») в перевозочных документах организации необходимо получить копии перевозочных документов с указанным штампом таможенных органов Республики Беларусь.
При использовании технологии электронного декларирования в перевозочных документах должна быть проставлена отметка таможенных органов РФ «Товар вывезен полностью» либо «Товар вывезен в количестве…».
В случае если ввоз грузов (товаров) осуществляется через территорию Республики Казахстан, в перевозочных документах проставляется направляющий штамп таможенных органов РФ, в регионе деятельности которых расположен пункт пропуска через границу между Республикой Казахстан и Российской Федерацией (Письмо ФТС России от 30 июня 2010 г. N 01-11/32342).
В случае если ввоз грузов (товаров) осуществляется через территорию РФ, в перевозочных документах проставляется направляющий штамп таможенных органов РФ с указанием таможни назначения и сроков доставки груза (товара), заверенный номерной печатью таможенного инспектора.
Перевозка грузов (товаров) из третьих стран на территорию Таможенного союза, в том числе через территорию РФ, а также с территории одного участника Таможенного союза на территорию другого участника Таможенного союза через территорию РФ
Начиная с 1 июля 2010 г. не подлежат помещению под процедуру, аналогичную ранее применявшемуся режиму международного таможенного транзита, грузы (товары), которые перевозятся:
- с территории третьих стран — неучастников Таможенного союза через территорию РФ на территорию другого участника Таможенного союза;
- территории одного участника Таможенного союза по территории РФ на территорию другого участника Таможенного союза.
Реализация указанных услуг по перевозке грузов (товаров) подлежит налогообложению НДС по ставке 18%.
В то же время при осуществлении таких перевозок после 1 июля 2010 г. таможенные органы РФ проставляют соответствующие таможенные отметки в перевозочных документах. А это дает возможность российским перевозчикам подтвердить право на применение ставки НДС 0%. Это возможно в случае проставления российскими таможенными органами в перевозочных документах по указанным перевозкам грузов (товаров) направляющего штампа с указанием таможни назначения и сроков доставки, заверенного номерной печатью таможенного инспектора. Для подтверждения права перевозчика на применение ставки НДС 0% перевозочные документы с указанными выше отметками таможенных органов представляются в налоговые органы в сроки, установленные законодательством.
Таким образом, перевозки грузов (товаров) с территории третьих стран — неучастников Таможенного союза через территорию РФ на территорию другого участника Таможенного союза, а также с территории одного участника Таможенного союза по территории РФ на территорию другого участника Таможенного союза облагаются НДС по ставке:
- 0%, если в перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;
- 18%, если в перевозочных документах по таким перевозкам необходимые таможенные отметки отсутствуют.
Какие документы необходимы перевозчикам для подтверждения нулевой ставки НДС
Для подтверждения права на применение ставки НДС 0% в отношении услуг по перевозке грузов (товаров), помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, российские перевозчики представляют в налоговый орган документы, перечисленные в п. 2 ст. 4 Порядка:
- договор (контракт), заключенный между налогоплательщиками (плательщиками) государств — членов Таможенного союза;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
- документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров, указанных в п. 1 настоящей статьи;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа об уплате (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов Таможенного союза);
- таможенную (грузовую таможенную) декларацию, подтверждающую вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств — членов Таможенного союза;
- иные документы, предусмотренные законодательством государств — членов Таможенного союза.
Документы необходимо представить в налоговые органы в течение 180 календарных дней с даты отметки о ввозе (вывозе) товаров, проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах (абз. 5 п. 9 ст. 165 НК РФ).
О.А.Курбангалеева
К. э. н.,
генеральный директор
ООО «Консалтинг Успешного Бизнеса»