Главный бухгалтер является должностным лицом

Является ли главный бухгалтер должностным лицом?

В соответствии с Примечанием 1 к ст.285 Уголовного Кодекса РФ под должностными лицами в статьях 30 главы данного кодекса (в которой содержится и статья 293 УК РФ) признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Главный бухгалтер в муниципальном учреждении выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, т.е. является должностным лицом применительно к ст.293 УК РФ.

Кто является должностным лицом в организации?

Добрый день.
Согласно Ст. 2.4 КОАП РФ Должностное лицо — это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти (руководства) либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции .
Организационно-распорядительные функции включают в себя — руководство коллективом, расстановку кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и пр. (Это могут быть директор, исполнительный директор, зам.директора, гл.бухгалтер)
Административно-хозяйственные функции можно отнести полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
(Директор, зам.директа, гл. Бух-р).

Статус генерального директора дает не только власть и высокий статус в компании, прежде всего, эта должность сопряжена с персональной ответственностью за деятельность ООО перед учредителями, кредиторами и государством. Об этом мы уже писали ранее.

В каких случаях на руководителя налагаются административные взыскания, как их предотвратить — рассказываем ниже.

Какую ответственность несет руководитель

За эффективность и законность деятельности общества гендиректор отвечает лично. Так, противоправные действия с его стороны чреваты применением мер дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. В первую очередь, это касается бухгалтерского и налогового учета.

О материальной ответственности генерального директора ООО мы подробнее рассказывали , а вот в этом материале наши эксперты разъясняют случаи, когда директору приходится отвечать личным имуществом за долги бизнеса.

Напомним, конечная ответственность за правильность и своевременность его ведения лежит не на главбухе, а на руководителе. В случае наличия у контролеров вопросов, все претензии адресуются компании и ее главе лично.

Дисциплинарная ответственность руководителя организации

Понятие административной ответственности

Административная ответственность директора регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и охватывает широкий спектр вопросов: взаимоотношения с подчиненными, выплату зарплаты, использование ККТ, пожарную безопасность, продажу товаров и услуг и пр.

Основанием для привлечения к ответственности служит совершенное руководителем правонарушение. Его причина — невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей. Как правило, они сопряжены с организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Привлечь могут как должностное, так и юридическое лицо. Наказание по отношению к последнему не освобождает его руководителя от административной ответственности за это нарушение.

Кто и как привлекает гендиректора к административной ответственности

Привлечение ООО к ответственности в лице его директора осуществляется государством, точнее — его должностными лицами в соответствии с возложенными на них задачами и функциями (полицией, налоговыми органами, органами надзора за соблюдением трудового законодательства и пр.).

Важно!

Протоколы об административных правонарушениях составляются только должностными лицами, указанными в ст. 28.3 КоАП РФ. Делать они это могут только в пределах своей компетенции.

Самое распространенное наказание — штраф. Для должностных лиц его размер составляет 5000-10 000 рублей, для юрлиц — от 30 000 до 100 000 рублей. За серьезные нарушения руководителю грозит предупреждение или же дисквалификация —невозможность занимать руководящие должности и управлять юридическим лицом сроком от 6 месяцев до 3 лет.

Административная ответственность генерального директора ООО может наступить в нескольких случаях. среди них:

  • непредставление или нарушение сроков предоставления налоговой отчетности (наши эксперты подготовили очень полезный материал про санкции за неуплату налогов, читайте его );
  • несоблюдение правил работы с наличкой;
  • работы без кассового аппарата;
  • ненадлежащего управления юрлицом;
  • невыплаты заработной платы и пр.

Штрафы, которые придется заплатить в результате тех или иных нарушений перечислены в КоАП. Так, наиболее «дешево» руководителю обойдутся несоблюдение сроков подачи налоговой декларации, отсутствие лицензии, необходимой при занятии некоторыми видами деятельности, и нарушение правил продажи определенных категорий товаров.

За использование чужого товарного знака и нарушение правил конкуренции придется заплатить более внушительную сумму. А за такие нарушения, как несоблюдение правил пожарной безопасности или неправомерное привлечение к работе иностранных сотрудников Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены самые серьезные меры.

Важно!

Административная ответственность организации и директора лично наступает и в случае отказа подать по запросу ФСН данные о налогоплательщике-контрагенте. Другими словами, если налоговые органы запрашивают у компании документы, их необходимо предоставить. Отказ считается налоговым правонарушением.

В случаях нанесения значительного вреда государству или гражданам руководителю придется отвечать уже по Уголовному кодексу. Размер и вид наказания связаны с масштабом нанесенного ущерба.

Напомним, что если директор уволился из компании, это не означает, что теперь можно выдохнуть. Существует ряд нарушений, когда экс-директору отвечать придется. Так, претензии к бывшему руководителю могут быть предъявлены в случаях задолженности по платежам в бюджет, нарушении прав кредиторов при банкротстве, ущерб компании по вине директора и пр. Срок исковой давности в некоторых случаях может достигать 10 лет.

Ответственность бывших учредителей и директоров

Как снизить риск привлечения к административной ответственности

Понятно, что главная защита — это неукоснительное следование букве закона. Следовать или нет, конечно, решать вам. Вместе с тем, наши эксперты подготовили рекомендации, которые помогут минимизировать риск привлечения к административной ответственности:

  1. Своевременному выявлению нарушений в учете способствуют регулярные внутренние проверки в коммерческой организации. Максимально возьмите под контроль все направления. К слову, проверки не обязательно должны быть плановыми, ведь внезапные тоже обладают рядом преимуществ.
  2. Снизить риск привлечения к административной ответственности генерального директора поможет сотрудничество с компетентным юристом-практиком. Экспертиза договоров и своевременные консультации об ответственности руководителя предприятия за те или иные действия (или бездействие) уменьшают вероятность санкций. Привлекайте юристов, специализирующихся именно в необходимом вам направлении — защита авторских прав, медицинская деятельности, сделки с недвижимостью и пр.
  3. Всевозможных проблем с налоговыми органами можно избежать, передав учетные функции на аутсорсинг. Так, клиенты нашей компании получают не просто бухгалтера, а целую команду экспертов:
    • клиента обслуживает несколько узкопрофильных специалистов, каждый из которых лучше разбирается в определенных вопросах (налогообложение, кадровое делопроизводство, расчет зарплаты, казначейство и пр.);
    • клиенты не замечают, когда кто-то из специалистов уходит в отпуск или на больничный (достаточность ресурсов и автоматизация наших внутренних процессов позволяют обеспечивать преемственность и непрерывность процесса обслуживания);
    • эксперты 1C-WiseAdvice настраивают учет таким образом, чтобы лишний раз не отвлекать внимание генерального директора компании, что позволяет руководителю сосредоточиться на более глобальных вещах.

Конечно, если в компании уже есть проблемы, за которые можно получить не только штраф, а что-то более серьезное, руководитель всегда может обратиться к нам за помощью. Уже на первой встрече мы расскажем, как помогаем при налоговых проверках, реанимируем учет, оспариваем штрафы и боремся с сотрудниками, которые угрожают жалобами и исками.

Заказать услугу

Уголовная и административная ответственность Генерального директора, Директора, и т.д.

Ответственность директора может возникать в самых разных областях: от экологической безопасности до уплаты налогов. Ведь «неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей» может проявиться во всем многообразии текущей деятельности компании. Известно, что предпринимательская деятельность без убытков практически невозможна. Руководителя организации могут привлечь к гражданской ответственности, если в результате его действий компания понесла убытки. В частности, с него могут взыскать эти убытки. Естественно, любые убытки при этом можно рассматривать как нарушающие законные интересы коммерческого юридического лица, ведь оно создается для извлечения прибыли. Кроме того, коммерческой организации достаточно сложно ориентироваться на интересы всех своих возможных кредиторов. Предпринимательская деятельность по определению предполагает самостоятельное несение всех рисков, а не извлечение прибыли за счет чужой добросовестности. Представляется, что наложение штрафа либо дисквалификация не самый лучший способ борьбы с убытками. Поэтому более разумным решением проблемы ответственности руководителей за свои управленческие действия является правило п. 3 ст 53 ГК РФ. Оно предусматривает право учредителей организации потребовать от руководителя возмещения убытков, причиненных им данному юридическому лицу. Административная ответственность в этой ситуации менее эффективна.
Таким образом, юридическое лицо едва ли будет обращаться в суд за привлечением к административной ответственности своего руководителя, если оно не несет никаких убытков, либо может просто расторгнуть с ним договор.
Ответственность руководителя также возможна, если он нарушил законодательство о банкротстве. Например, если он не подал заявление о банкротстве компании, то будет нести по долгам организации субсидиарную ответственность. Если же руководитель нарушил иные возложенные на него законодательством о банкротстве обязанности, то он несет ответственность за убытки, причиненные его действиями третьим лицам. Можно перечислить несколько таких случаев: например, директор не уведомил кредиторов о признаках банкротства компании или совершал от ее имени сделки, запрещенные при процедуре банкротства.
Кроме того, руководитель может быть уличен в доведении организации до банкротства. В этом случае кредиторы компании вправе предъявить руководителю требования по долгам компании, если ее собственного имущества недостаточно для их удовлетворения (субсидиарная ответственность руководителя).
Директор может быть привлечен к уголовной ответственности. Уголовный кодекс содержит множество составов преступлений, которые подразумевают нарушение каких-либо установленных правил, сопряженное со значительным ущербом гражданам, экономике, государству или угрозой его нанесения. По российскому законодательству юридическое лицо не является субъектом уголовной ответственности: его нельзя лишить свободы или заставить выполнять исправительные работы. В этом случае ответственность несут должностные лица организаций и прежде всего их руководители. Вот и получается, что если компания в целом работает с нарушением закона, отозваться серьезными личными последствиями это может именно на ее директоре.
Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых директор может быть привлечен к ответственности. Они рассредоточены в самых разных законодательных актах. Подробнее остановимся на некоторых из них.
Административная ответственность в области трудового законодательства
Нарушение законодательства о труде и об охране труда. Ответственность в данном случае может возникать в следующих случаях: отсутствие правил внутреннего трудового распорядка; дисциплинарные взыскания применяются с нарушением требований Трудового Кодекса РФ; отсутствует график отпусков и др.
Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение
Дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров
Административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.28 КоАП РФ);
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
Административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.29 КоАП РФ);
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения
Административный штраф в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.30 КоАП РФ)
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению
Административный штраф в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.31 КоАП РФ);
Уголовная ответственность в области трудового законодательства
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности

При этом перед судом директор предстанет, только если заработная плата не выплачивалась в полном объеме свыше двух месяцев и только при наличии корыстной или иной личной заинтересованности руководителя. Таким образом, если невыплата зарплаты происходит в связи с тяжелым финансовым положением предприятия, то наказания директор не понесет.
Наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. (ст. 145.1 УК РФ)
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее тяжкие последствия
Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 145.1 УК РФ)
Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам
Наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов (ст. 145 УК.)
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,
Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года (ст. 143 УК РФ)
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть человека
(Руководитель привлекается к уголовной ответственности по этой статье, если не устранил известное ему нарушение правил охраны труда, не обеспечил соблюдение правил при проведении конкретных работ либо дали указание, противоречащее правилам. Если таких действий руководитель организации не совершал, остается опасность привлечения его к ответственности за должностную халатность.)
Наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (ст. 143 УК РФ)
Административная ответственность в области ведения предпринимательской деятельности
Отсутствие обязательного специального разрешения (лицензии)
Административный штраф на должностных лиц от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ)
Нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Административный штраф на должностных лиц от 30 до 40 МРОТ (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ)
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена
Административный штраф на должностных лиц от 30 до 40 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой (ст. 14.2 КоАП РФ);
Нарушение законодательства о рекламе
Административный штраф на должностных лиц от 40 до 50 МРОТ (ст. 14.3 КоАП РФ);
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке
Административный штраф на должностных лиц от 20 до 30 МРОТ (ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ);
Уголовная ответственность в области ведения предпринимательской деятельности
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере
Наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев (ст. 171 УК РФ)
Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —
Наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет (ст. 171 УК РФ).
Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —
Наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. (ст. 183 УК РФ).
Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб

Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. (ст. 197 УК РФ).
Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, включающее осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (60 тыс. руб.), неоприходование (неполное оприходование) в кассе денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов
Административный штраф на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ (ст. 15.1 КоАП РФ);
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда
Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ);
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда
Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ)
Нарушение установленного срока (в десятидневный срок с момента открытия или закрытия счета) представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации
Административный штраф на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.4 КоАП РФ);
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
Административный штраф на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ (ст. 15.5 КоАП РФ);
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде
Административный штраф на должностных лиц от 3 до 5 МРОТ (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ)
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов
Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.11 КоАП РФ); под грубым нарушением указанных правил понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Уголовная ответственность в области финансов, налогов и сборов
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199 УК РФ)
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, совершенное: группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере,
Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере,
Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (ст. 199.1 УК РФ)
Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в особо крупном размере,

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (ст. 199.1 УК РФ)
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере
Наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199.2. УК РФ).
Итак если вам предложили занять пост директора после уволившегося директора, то нужно усвоить несколько правил как себя уберечь от лишней ответственности. Дело в том, что по закону новый руководитель является правопреемником уволившегося директора. А зачастую вместе с креслом предшественника новичку «в наследство» достается и весь багаж далеко не всегда корректных предыдущих решений. За серьезные ошибки в управлении компанией руководитель обязан возмещать причиненные им убытки по требованию собственника. И чем крупнее предприятие, тем больше цена ошибки и больше ответственность управляющего.
Очевидно, с учетом этого риска будущему руководителю необходимо четко определить «точку отсчета», с которой он приступил к работе, и зафиксировать это документально.
Процесс передачи дел может выглядеть примерно так.
1. Создание комиссии по передаче дел. В приказе о таком временном органе необходимо назначить исполнителей, определить сроки и прочие важные обстоятельства.
2. Определение объема дел. Обезопасить нового директора от неприятностей поможет максимально полный перечень дел (документов). Как правило, этот список формируется с учетом обязательных к хранению документов, определенных законом (например, уставные документы, бухгалтерская отчетность), а также внутренними актами организации. К обязательному списку следует добавить:
— приказы о назначении материально-ответственных лиц;
— список лиц, имеющих право подписи на финансовых документах,
— печати и штампы общества;
— документы, подтверждающие законность занимаемого помещения,
— список сотрудников (штатное расписание), приказы о принятии сотрудников на работу, трудовые договоры;
— приказы об установлении лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, а также об установлении порядка доступа к такой информации;
— список банковских счетов;
— отчет о порядке исполнения организацией отчета аудиторов;
— действующие договоры.
3. Анализ документооборота. Если документооборот фактически не велся, одним из первых приказов необходимо установить этот порядок и ознакомить всех сотрудников «под роспись». Если же существующая система документооборота достаточно прозрачна, то менять ее не нужно, но учет документов следует начать новый: новые подшивки, новые реестры.
4. Смена доверенностей и банковских карточек. Выданные ранее доверенности необходимо отозвать (для этого издается соответствующий приказ), а также известить доверенных лиц лично письмами (в случае, если количество доверенностей очень велико, можно опубликовать приказ в СМИ). Банковские карточки заменяются в порядке, установленном законом.
5. Анализ рисков. На этапе приема дел необходимо выявить текущие и потенциальные юридические обязательства и риски предприятия, для этого производится соответствующая ревизия заключенных договоров и расчетов по ним. Это же касается отношений с бюджетом: на этапе принятия дел необходимо определить наличие и размер налоговой задолженности и принять решение о ее выплате либо обжаловании соответствующего решения налоговой инспекции.
6. Заявить о себе. Необходимо поставить в известность контрагентов и официальные органы о новом назначении. Так, в налоговую инспекцию следует в 3-дневный срок с момента смены руководителя подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, подписанное новым руководителем организации и заверенное нотариально, к заявлению надо приложить решение учредителя о назначении руководителя. Контрагентов можно уведомить письмами за подписью нового директора с оттиском печати.

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
 

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *