ФЗ об упрощенной системе налогообложения

Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ.  

Федеральный закон Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства № 222 ФЗ от 29 декабря 1995 г. — Российские вести. — 1996. — № 5. — 11 янв.  
Введение в действие Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» не отменяет существующие Федеральные законы — от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Эти Законы применяются в части, не противоречащей названному Закону.  
Предприятиям, на которых численность работающих не превышает 15 человек, Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Закон № 222-ФЗ) предоставлено право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. При этом в соответствии с п. 4 Закона № 222-ФЗ указанные предприятия производят оформление первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов по упрощенной форме (в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности).  
Не являются плательщиками налога на реализацию ГСМ, налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ.  
Со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 229-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ.  
Основополагающим нормативным документом первого уровня является Федеральный закон О бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Также к документам данного уровня можно отнести Федеральные законы О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, Об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. и другие федеральные законы.  
См. ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства //СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 15.  

Большое значение для развития инновационного предпринимательства имеет Федеральный закон Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, а также Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на  
В соответствии с Федеральным законом РФ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства от 29 декабря 1995 г. № 222 для организаций малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей исключительно по их добровольному желанию применяется упрощенная система налогообложения. Общим для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, является уплата вме-  
Для М.п. с минимальной численностью работников (до 15 человек, включая работающих в филиалах и представительствах, а также по договорам) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставлена возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (Закон Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства от 29 декабря 1995 г.). Предусмотрена замена уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период (кроме тех малых предприятий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности).  
Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства » определил для них правовые основы ведения и применения упрощенной системы.  
Совершенно иной порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности предусматривает Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства 1. Круг определенных им хозяйствующих субъектов, имеющих право на переход к упрощенной системе ведения бухгалтерского учета и отчетности, значительно уже круга субъектов малого предпринимательства, являющихся таковыми согласно Федеральному закону О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации .  
Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом РФ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ. Аналогично, особенности режима налогообложения субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему учета и отчетности, рассматриваются на примере Свердловской области. Так, конкретные ставки и объект налогообложения единого налога, взимаемого с предприятий, перешедших на упрощенную систему, определяются пунктом 2 ст. 4 Областного закона Свердловской области Об областном бюджете на 1999 год от 25 декабря 1998 г. № 44-ОЗ, где определены конкретные ставки и объект налогообложения единым налогом, взимаемым с предприятий, перешедших на упрощенную систему.  
Правовые основы введения и применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности установлены Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».  
Что касается упрощенной системы налогообложения, то некоторые ее вопросы уточнены письмом Пенсионного фонда РФ от 19 декабря 1996 г. № ЕВ-16-11/9325-ИН. Оно сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от занятия предпринимательской деятельностью, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.  
Ч> Налогоплательщика, имевшие по отчетным данным предыдущего квартала размер среднемесячного платежа не более 2 тме. рублей Ч> Субъекты малого предпринимательства, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства , а также субъекты малого предпринимательства, не подпадающие под действие этого Закона.  
Плательщики налога, имевшие по отчетным данным предыдущего квартала размер среднемесячного платежа не более 2 тыс. рублей, а также субъекты малого предпринимательства (юридические лица), не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», и субъекты малого предпринимательства (юридические лица), не подпадающие под действие вышеназванного Федерального закона, уплату налога производят один раз в квартал по квартальным расчетам.  
Не являются плательщиками налога субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства . Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.  
Не являются плательщиками земельного налога организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.  
После введения в действие Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Госналогслужба России провела в 1996 г. анализ эффективности применения упрощенной системы налогообложения субъектами малого предпринимательства. Однако его результаты показали, что намеченная цель не была достигнута. Из 545,9 тыс. субъектов малого предпринимательства с численностью работающих до 15 чел., т.е. потенциальных плательщиков единого налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, по состоянию на 1 октября 1996 г. перешли на эту систему только 3,4 тыс. организаций, или 0,6% общего числа в торговле удельный вес организаций составил 0,5%, в сфере производства — 0,9%.  
Ответ. Пунктом 4 приказа Минфина России от 15 марта 1996 г. № 27 О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства установлено, что, поскольку размеры совокупного дохода физических лиц по тем или иным видам предпринимательской деятельности могут впоследствии изменяться, в проектах решений органов государственной власти субъектов Федерации должна быть предусмотрена возможность пересмотра стоимости патентов. Однако такой пересмотр целесообразно производить не реже одного раза в год. При этом перерасчет стоимости патентов, выданных до принятия изменений, не производится, а суммы, внесенные в оплату патента, принимаются в зачет при расчете сумм налога, подлежащих внесению на основании отчетных данных о доходах. Правила п. 1 ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства в данном случае не применяются.  
Ответ. Перечень затрат, исключаемых при определении совокупного дохода организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, определен ст. 3 Закона об упрощенной системе налогообложения, а также приказами Минфина России от 15 марта 1996 г. № 27 О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и от  
Уплата налога на имущество субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, заменяется уплатой единого налога, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства . При этом субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, исчисление налога на имущество предприятий и представление налоговой декларации по налогу на имущество предприятий не производится.  
Согласно Федеральному закону Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства от 29 декабря 1995 года предприятия, перешедшие, на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности освобождаются от уплаты совокупности установленных законодательством РФ налогов, в том числе от НДС, за исключением таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные. фонды.  

Субъекты малого предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (подпункт дополнительно включен Изменениями и дополнениями № 6 Госналогслужбы России от 27 марта 1997 года).  
Федеральный закон РФ № 88-ФЗ от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предприниталеьства в Российской Федерации» Федеральный закон РФ № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» Федеральный закон РФ № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» Федеральные законы Российской Федерации об иностранных инвестициях Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. NB 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»  
В развитие положений Закона РФ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации Министерством финансов РФ 22 декабря 1995 г. принят специальный приказ № 131 об утверждении Указаний по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия, наряду с другими хозяйствующими субъектами, составляют первичные учетные документы в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. № 835. Особый порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения для субъектов малого бизнеса был введен Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства . Согласно положениям Закона, малые предприятия с предельной численностью работающих до 15 человек (в том числе работающие по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера) налог на прибыль не уплачивают. Для этих предприятий и организаций установлена система упрощенного учета и налогообложения в виде уплаты единого налога и порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которые утверждены приказом МФ РФ от 22 февраля 1996 г. № 18. Действие постановлений Правительства РФ № 552, 661, 1133, 1138 на субъекты малого бизнеса, перешедшие на упрощенную систему, не распространяются. Для них названный выше Закон вводит другие ограничения состава расходов, уменьшающих сумму полученного дохода для целей налогообложения. К таким расходам относятся  
Конституционный Суд Российской Федерации установил, что в момент государственной регистрации заявителя жалобы действовал Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства 3. Федеральный закон от31 июля 1998 г. № 148-ФЗ О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности 4 изменил условия налогообложения индивидуальных предпринимателей и определил, что со дня вступления его в силу не применяется указанная норма Федерального закона О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации .  
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минфина России от 15.03.96 № 27 «О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» учет доходов и расходов субъектами малого предпринимательства должен вестись в специальной Книге, форма которой утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 февраля 1996 г. № 18. При этом индивидуальные предприниматели учитывают свои расходы в соответствии с указаниями, содержащимися в разделе VIII Инструкции Государственной налоговой службы Российской федерации от 29 июня 1995 г. № 35 «О подоходном налоге с физических лиц», согласованной с Министерством финансов Российской Федерации.  
Организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности, включая численность работающих в их филиалах и подразделениях.  

«Упрощенка» по-новому (комментарий к главе 26.2 НК РФ)

24 июля 2002 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 104-ФЗ, которым была утверждена новая глава Налогового кодекса РФ — глава 26 (2) «Упрощенная система налогообложения». Как и кто сможет применить эту систему, начиная с 2003 года? Чем новый порядок применения «упрощенки» отличается от старого, который (надо заметить) не пользовался особой популярностью среди субъектов малого предпринимательства? На эти и некоторые другие вопросы в своей обзорной статье отвечает М.Л. Пятов, к.э.н. (Санкт-Петербургский государственный университет).

Знакомясь с текстом главы 26(2) НК РФ «Упрощенная система налогообложения» и задумываясь о возможности применения ее норм по отношению к своей организации, мы должны ответить на следующие вопросы:

  • что теперь будет представлять собой упрощенная система налогообложения?
  • кто может перейти с 2003 года на упрощенную систему налогообложения?
  • как упрощенная система налогообложения соотносится с официальным бухгалтерским учетом?

Что собой представляет «упрощенка» по-новому?

Согласно п. 2 ст. 346 НК РФ, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Таким образом, главный вывод, который должен сделать для себя бухгалтер, до этого вообще не интересовавшийся «упрощенкой», — это то, что вместо огромного множества налогов организация или индивидуальный предприниматель теперь могут платить один налог, который так и называется — единый.

Однако и сравнение текста главы 26 НК РФ с действовавшим ранее Федеральным законом от 22.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» приводит к довольно радостным выводам.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 1 закона от 29.12.95 № 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого закона, также предусматривало замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Однако при этом говорилось, что для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты единого социального налога.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства, глава 26 НК РФ снимает с субъектов обложения единым налогом обязанность уплаты единого социального налога, что, безусловно, вне зависимости от прочих положительных изменений в режиме применения «упрощенки», делает ее существенно более выгодной.

Второе, что интересует нас при формировании общего представления об упрощенной системе налогообложения — это база обложения единым налогом и его ставки. И здесь, по сравнению с ранее существовавшим порядком, глава 26(2) НК РФ предлагает налогоплательщикам значительно более льготные условия.

Согласно п. 1 ст. 346 НК РФ, возможно два варианта объекта обложения единым налогом. Согласно НК, объектом налогообложения признаются: или доходы; или доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Закон от 29.12.95 № 222-ФЗ также предусматривал два возможных объекта налогообложения. Первый — это так называемый «совокупный доход», т.е. разницу между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Второй — валовая выручка, полученная за отчетный период, т.е. сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Вместе с тем, пунктом 1 ст. 3 закона № 222-ФЗ устанавливалось, что выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Теперь же такой выбор, как мы уже отметили, осуществляется организацией самостоятельно.

Более того, глава 26 (2) существенно меняет в пользу налогоплательщика порядок исчисления показателя «доходы, уменьшенные на величину расходов». Во-первых, п. 1 ст. 346 (16) определяет перечень расходов, уменьшающих доходы субъекта упрощенной системы налогообложения при исчислении налогооблагаемой базы, состоящий из 21 позиции. Данный перечень фактически воспроизводит соответствующие положения главы 25 НК РФ, однако с одной существеннейшей разницей — для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, отменено понятие амортизации основных средств и нематериальных активов.

Пункт 1 ст. 346 (16) НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств и расходы на приобретение нематериальных активов.

При этом специальной нормой п. 3 ст. 346 (16) НК РФ устанавливается, что расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:

1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, — в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении основных средств (ОС), приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость ОС включается в расходы на приобретение ОС в следующем порядке:

  • в отношении ОС со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
  • в отношении ОС со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения — 50 процентов стоимости, второго года — 30 процентов стоимости и третьего года — 20 процентов стоимости;
  • в отношении ОС со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости этих ОС.
  • При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.

Стоимость ОС принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.

Пожалуй, самой мощной положительной новацией, которая заключена в главе 26 (2) НК РФ, является снижение ставок единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения.

Напомним, что законом от 29.12.95 № 222-ФЗ устанавливались ставки единого налога отдельно для случая уплаты его с совокупного дохода и с суммы валовой выручки. Пункт 2 ст. 4 закона гласил, что для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

  • в федеральный бюджет — в размере 10 процентов от совокупного дохода;
  • в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

  • в федеральный бюджет — в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;
  • в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

Таким образом, организации-«упрощенщики» должны были с совокупного дохода (фактически — с прибыли) уплачивать в бюджет 30 %. Это фактически означало, что за ними оставалась обязанность платить налог на прибыль, называемый единым налогом. С выручки уплачивался налог в размере 10 %, т.е. фактически — минимальная ставка НДС, однако не возмещаемая покупателем товаров, работ и услуг организаций, применяющих упрощенную систему.

Данные предписания распространялись только на организации. В соответствии с п. 3 ст. 1 закона от 29.12.95 № 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривало замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Глава 26 (2) НК РФ наряду с устранением обязанности уплаты единого социального налога для субъектов применения упрощенной системы налогообложения, снижает ставки налога практически в два раза.

Статьей 346 (20) НК РФ устанавливается, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, а в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Говоря о вводимых главой 26 (2) НК РФ новых ставках единого налога, следует отметить, что налогоплательщики, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают «минимальный налог».

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346 (15) НК РФ.

Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. При этом налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 этой статьи.

Кто сможет воспользоваться «упрощенкой»?

Главным критерием возможности перехода на упрощенную систему налогообложения, который устанавливался законом от 29.12.95 № 222-ФЗ, было отношение налогоплательщика к субъектам малого предпринимательства. Пунктом 1 ст. 2 закона устанавливалось, что действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек, независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Статьей 346 (12) НК РФ устанавливается, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).

При этом НК РФ вводит определенные ограничения возможностей организаций и индивидуальных предпринимателей по переходу на упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 3 ст. 346(12) НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26(3) настоящего Кодекса;
13) организации индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26(1) настоящего Кодекса;
14) организации, в которых для непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации. Уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;
16) организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей.

Как «упрощенка» соотносится с бухгалтерским учетом?

Это очень важный вопрос, претерпевший существенные изменения по сравнению с законом № 222-ФЗ.

Напомним, что в соответствии с пунктом 4 ст. 1 упомянутого закона, организациям, применяющим упрощенную систему, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. При этом упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливалось Минфином России и являлась единой на всей территории Российской Федерации. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохранялся только действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.

На практике это означало, что организации, работающие «по упрощенке», не вели бухгалтерского учета способом двойной записи и не составляли бухгалтерской отчетности.

Теперь ситуация меняется. Предписания, подобного содержавшемуся в рассмотренном пункте 4 закона № 222-ФЗ, глава 26 (2) НК РФ не содержит. То есть прямого разрешения не вести бухгалтерский учет в ней нет. Более того, определяя правила исчисления доходов и расходов для целей расчета базы обложения единым налогом, гл. 26 (2) НК РФ говорит не просто об «учете», не о «бухгалтерском учете», а именно о «налоговом учете», то есть системе данных, независимой от учета бухгалтерского.

Статьей 346 (24) НК РФ устанавливается, что налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются МНС России по согласованию с Минфином России.

Таким образом, переход на упрощенную систему налогообложения теперь, в соответствии с гл. 26 (2) НК РФ, не будет означать для организаций перехода на упрощенную систему бухгалтерского учета.

Данное положение подчеркивается в статье 346 (16) НК РФ, которая к расходам, уменьшающим доходы налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, для целей исчисления налогооблагаемой базы включает расходы на аудиторские услуги (п.п. 15) и расходы на публикацию бухгалтерской отчетности (п.п. 16).

Заканчивая данный обзор, хочется отметить, что глава 26 (2) НК РФ представляет собой редкий случай, когда новации в налоговом законодательстве вызывают положительные эмоции и внушают надежду.

Лекция 10. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 10

Упрощенная система налогообложения (УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в соответствии с главой 26/2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН.

Фирмы и ИП вправе в 2017 году применять УСНО, пока доходы, начиная с 1 января 2017 года не превысят 150 млн. руб.

Не вправе применять УСН:

· организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

· банки;

· страховщики;

· негосударственные пенсионные фонды;

· инвестиционные фонды;

· профессиональные участники рынка ценных бумаг;

· ломбарды;

· организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

· организации, занимающиеся игорным бизнесом;

· нотариусы, занимающиеся частной практикой;

· организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции др.

Объектом налогообложения признаются:

· доходы;

· доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН.

Если объектом налогообложения являются доходы организации, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуальных предпринимателей.

Если объектом налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расхода.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетным периодом признается первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

Если объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15 % .

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации.

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25 числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налогоплательщики – организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения.

Налогоплательщики — организации по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по итогам отчетного периода предоставляется не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели по истечению налогового периода предоставляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода со дня окончания отчетного период.

Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждается Минфин РФ.

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющим УСН, утверждаются Минфин РФ.

Элемент режима Характеристика Основание
Налогоплательщики Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО. Ст. 346.12 НК РФ
Уплата налогов и сборов Организацииосвобождаются от уплаты:

  1. Налога на прибыль (за исключением налога с доходов, полученных в виде дивидендов, и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств).
  2. Налога на имущество организаций
  3. НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией; НДС с операций по договорам о совместной деятельности, доверительного управления имуществом и концессионным соглашениям).
Индивидуальные предпринимателиосвобождаются от уплаты:

  1. НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 35% и 9%).
  2. Налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности)
  3. НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией; НДС с операций по договорам о совместной деятельности, доверительного управления имуществом и концессионным соглашениям)
Ст. 346.11 НК РФ
Организации и индивидуальные предприниматели:  Уплачивают единый налог, взимаемый при применении УСНО.  Уплачивают в общем порядке иные налоги в соответствии с законодательством.
Учет и отчетность Организации и индивидуальные предприниматели:

  1. Соблюдают общий порядок: ведения кассовых операций, представления статистической отчетности
  2. Исполняют обязанности налоговых агентов
  3. Ведут: налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов.

Организации, применяющие УСНО с 01 января 2013 г. обязаны вести бухгалтерский учетв соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» Индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, бухгалтерский учет могут не вести.

Ст. 346.11, 346.24 НК РФ п.1-2 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ
Переход на УСНО и прекращение УСНО Действующая организация (предприниматель) имеет право перейти на УСНО с 01 января следующего года, если по итогам 9 месяцев текущего года ее доходы не превысили 112.5 млн. рублей (с 2018 г.). Вновь создаваемая организация (предприниматель) праве уведомить о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. Ряд организаций и предпринимателей не вправе применять УСНО. Переход на УСНО осуществляется в добровольном порядке, возврат (переход) на иные режимы налогообложения может быть как добровольным, так и обязательным. Порядок и условия начала и прекращения применения УСНО . Ст. 346.12, 346.13 НК РФ
Объекты налогообложения Доходы Доходы, уменьшенные на величину расходов Ст. 346.14 НК РФ
Выбор объекта налогообложения* осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно, с начала налогового периода (с 1 января), если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. * Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения только «доходы, уменьшенные на величину расходов».

  • Порядок определения доходов и расходов
  • Порядок признания доходов и расходов
Ст. 346.15 — 346.17 НК РФ
Налоговая база Денежное выражение доходов Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов Ст. 346.18, 346.25 НК РФ
Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСНО с иных режимов налогообложения и при переходе с УСНО
Налоговые ставки 6% (от доходов) 15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов), но не менее 1% от доходов за налоговый период. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Региональные власти в некоторых субъектах изменили ставки УСН на 2017 год. Например, в Крыму и Севастополе ставка на объекте доходы 4%, расходы — 10% (было 3% и 7%) – на 2017 г. Ст. 346.20 НК РФ
Налоговый (отчетный) период Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Ст. 346.19 НК РФ
Уплата единого налога и отчетность По итогам каждого отчетного периода налогоплательщиками исчисляется сумма авансового платежа по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период. Ст.346.21, 346.23 НК РФ
Сумма налога (авансовых платежей по налогу) к уплате может быть уменьшена не более чем на 50% на суммы:  страховых взносов уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде.  расходов по выплате работникам пособия по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом.  платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом. Индивидуальные предприниматели,применяющие УСН с объектом «доходы» и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, могут исчисленный единый налог (авансовый платеж) уменьшить на уплаченные суммы взносов в ПФР и ФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, даже если размер взносов составит более 50% суммы налога (авансового платежа). Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% от доходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Иначе, уплачивается налог, исчисленный в общем порядке.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числапервого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.  Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации  Минимальный налог уплачивается по итогам налогового периодане позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя)
По итогам налогового периода осуществляется уплата налога и представление налоговой декларации:  Организациями — не позднее 31 марта,  Индивидуальными предпринимателями -не позднее 30 апреля. В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСНО, налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган, прекращена предпринимательская деятельность. (п.2. ст.346.23 НК РФ) В случае утраты права применять УСНО налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять УСНО. (п.3 ст. 346.23 НК РФ) Декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

ПРИМЕР:

Теперь посчитаем единый налог для двух возможных объектов налогообложения – Доходы и Доходы минус Расходы, чуть изменив условия нашего предыдущего примера.

Торгуем оптом, причем поставщик наш применяет обычную систему налогообложения, то есть продает нам товар с НДС. Стоимость товара 100000 рублей, НДС – 18000, общая цена по контракту — 118000 рублей, которую мы уплачиваем поставщику. Теперь НДС нас не волнует. Продавая товар, при применении УСНО (независимо от того, какой объект мы выбрали – Доходы или Доходы минус Расходы), предъявлять НДС покупателю мы не должны. А также не должны выставлять ему счет-фактуру. Далее решили, что будем продавать этот товар нашему клиенту за 150000 рублей.

Вариант 1. Объект налогообложения – Доходы (6%).

Налоговой базой для расчета налога будет являться вся выручка:__________________________________руб.

Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), на которые мы сможем уменьшить наш единый налог. Но уменьшить его можно не более чем на 50 %. Допустим, что такие взносы составили 500 рублей.

Считаем налог. ________________________________________________руб.

Уменьшаем единый налог на взносы ОПС: _________________________________________руб.

Это сумма к уплате в бюджет за период.

Вариант 2. Объект налогообложения – Доходы минус Расходы (15%).

Для определения налоговой базы (то есть величины, от которой будет считаться налог) мы должны уменьшить сумму полученных доходов (выручку) на сумму произведенных и оплаченных расходов. Причем не любых расходов, а только тех, что перечислены в статье 346.16 НК РФ.

Предположим, что таких расходов у нас набежало на общую сумму 123000 рублей, из которых:

100000 — стоимость товара,

18000 — НДС по приобретенному товару,

4500 – прочие расходы,

500 — взносы на ОПС.

Считаем налоговую базу:____________________________________________________________________руб.
Налог:________________________________________________________рублей.

Лекция 15. Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения относится к особым режимам налогообложения и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

Налогоплательщик вправе перейти к упрощенной системе налогообложения или вернуться к общему порядку уплаты налогов и сборов по своему усмотрению, основываясь на положениях НК РФ.

Плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Правом перехода на упрощенную систему налогообложения могут воспользоваться те организации, у которых по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 45 млн. руб. (без учета НДС).

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные уплачивающие акцизы и налог на добычу полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, плательщики ЕСХН;

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

17) бюджетные учреждения;

18) иностранные организации.

Применение упрощенной системы налогообложения ИП предусматривает замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Иные налоги уплачиваются ИП применяющим упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для организации и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения:

Организации и ИП, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения подают заявление в период с 1.10 по 30.11 года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходит на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения.

При этом, в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, вправе подать заявление о переходе одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организации и ИП вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания или с момента регистрации физического лица в качестве ИП.

Налогоплательщики не могут добровольно перейти на общий режим налогообложения с упрощенного режима, если по итогам налогового (отчетного) периода их доход превысит 20 млн. руб. или стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете превысит 100 млн. руб., или средняя численность работников на налоговый (отчетный) период превысила 100 человек или доля непосредственного участия в другой организации превысила 25%. Причем, переход на общий режим уплаты налогов производится с начала того квартала, в котором было допущено указанное превышение.

Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового периода), в котором его доход превысил ограничение.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения вправе перейти вновь на упрощенную систему не ранее, чем через 1 год, после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Объекты налогообложения:

1. Доходы

2. Доходы, уменьшенные на величину расходов

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течении всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Порядок определения доходов:

1. Организации при определении объекта налогоплательщика учитывают следующие доходы:

· доходы от реализации товаров (услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемых для целей налогообложения налогом на прибыль.

· внереализационные доходы

2. ИП при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Порядок определения расходов:

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

· Расходы на приобретение основных средств;

· Расходы на приобретение НМА (в т.ч. арендованных);

· Арендные (в т.ч. лизинговые) платежи за арендуемое (в т.ч. принятое в лизинг) имущество;

· Материальные расходы;

· Расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;

· Расходы на обязательное страхование пенсионное, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· Суммы НДС по приобретенным товарам (услугам);

· Проценты, уплачиваемые за предоставление денежных средств (кредитов, займов), включая услуги, оказываемые кредитными организациями;

· Расходы на обеспечение пожарной безопасности, услуги пожарной охраны, обслуживание охранно-пожарной сигнализации;

· Суммы таможенных платежей, уплаченные при вводе товаров на таможенную территорию;

· Расходы на содержание служебного транспорта, компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных правительством;

· Расходы на командировки (включая проезд, найм, суточные и т.д.);

· Консульские, аэродромные сборы;

· Аудиторские услуги, услуги нотариуса;

· Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;

· Канцелярские расходы;

· Почтовые, телефонные, телеграфные услуги связи;

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *