Функции специализированной организации

Содержание

Специализированная организация по 44-ФЗ/223-ФЗ: что это?

Согласно нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчики при подготовке тендеров имеют право привлекать специализированные организации. Это позволяет организатору упростить процедуру проведения закупки и избежать нарушений. Выбрать надежного помощника и выстроить правильные и взаимовыгодные оношения — залог успешного сотрудничества на долгое время.

Специализированная организация — что это такое

Так называют юридическое лицо, которое оказывает услуги по подготовке и проведению закупочных процедур. Оно может действовать от имени заказчика и несет при этом полную юридическую ответственность. Для этого между заказчиком и специализированной организацией должен быть заключен соответствующий контракт.

О возможности привлечения таких подрядчиков указано в статье 40 44-ФЗ. При этом существует уточнение, что специализированная организация не может выступать в роли участника закупки. Запрета на то, чтобы привлекать подобные фирмы к проведению тендеров, нет и в рамках 223-ФЗ.

На сегодняшний день не существует общепринятых инструментов, которые бы помогли заказчикам проверять надежность и профессионализм подобных компаний. Базы с тендерами, к которым привлекались специализированные организации, не существует. Информацию о штрафных санкциях, которые накладывались за недобросовестное исполнение ими своих обязательств также найти крайне сложно.

Какие услуги оказывает специализированная организация

Подобные организации специализируются на комплексном сопровождении сделок. В список их услуг входят:

  1. Помощь в формировании план-графика;
  2. Подготовка полного пакета документации для проведения конкурса, запроса котировок или аукциона. Разработка технического задания;
  3. Размещение в ЕИС извещения о проведении закупки и всей сопутствующей документации;
  4. Направление потенциальным поставщикам приглашения на участие в процедуре;
  5. Подготовка дополнительных соглашений к контрактам;
  6. Составление исковых заявлений в судебные инстанции;
  7. Представление интересов заказчика в ФАС и прочих органах, осуществляющих контроль в сфере государственных закупок;

Кроме того, все подобные компании оказывают консультационные услуги по всем вопросам, касающимся проведения тендеров. Возможна также организация обучающих семинаров для сотрудников организаций заказчиков.

Какие услуги специализированным организациям оказывать запрещено

В соответствии с требованиями 44-ФЗ специализированной организации можно доверить проведение не всех этапов закупки. В перечень услуг такой фирмы не могут входить:

  1. Формирование закупочной комиссии;
  2. Расчет начальной максимальной цены контракта, в том числе и сбор коммерческих предложений от потенциальных поставщиков;
  3. Выбор предмета закупки и определение особенно значимых условий контракта;
  4. Утверждение проекта договора;
  5. Утверждение документации о проведении закупки;
  6. Подписание контракта с победителем закупки.

Эти этапы закупочной процедуры заказчику придется проводить самостоятельно. Такой порядок закреплен частью 1 статьи 40 44-ФЗ. Аналогичные правила действуют и в рамках 223-ФЗ.

Преимущества и недостатки

Преимущества совместной работы со специализированными организациями очевидны — заказчику нет необходимости изучать тонкости законодательства для подготовки документации. Всю рутинную работу берут на себя сотрудники аутсорсинговой компании. В результате упрощается и ускоряется процедура проведения закупки.

Однако у такого сотрудничества есть и немало минусов. В последнее время подобных учреждений становится все больше, а профессионализм их сотрудников все ниже. Заказчик не может быть уверен в том, чтовсе нормы действующего законодательства соблюдаются неукоснительно и у контролирующих органов не появится впоследствии претензий. Положительный результат такого сотрудничества никто не гарантирует.

К примеру, учреждение обращается за помощью в представлении интересов в ФАС, однако в связи с некомпетентными действиями сотрудника специализированной организации на заказчика наложено взыскание. Несмотря на это также остаётся обязательноство по оплате гонорара представителя.

Специализированная организация осуществляет все действия от имени заказчика. За вред, причиненный третьим лицам, они несут солидарную ответственность. Такое правило прописано в части 4 статьи 40 44-ФЗ.

Ответственность наступает за незаконные действия специализированной организации при проведении процедуры определения поставщика. Все полномочия, которые заказчик передает своему помощнику, должны быть закреплены в договоре.

Особенности взаимоотношений

Специализированная организация выбирается заказчиком в соответствии с нормами действующего законодательства. Учреждения, ведущие закупочную деятельность по 44-ФЗ должны провести процедуру по определению фирмы, которая предложит максимально выгодные условия. Разрешено получать подобные услуги и в рамках закупки у единственного поставщика.

Заказчик и специализированная организация заключают между собой контракт. В нем обязательно прописывается перечень передаваемых полномочий. Указывается информация о закупке, которую доверяют провести специализированной организации. Необходимо также отобразить сведения о материальной ответственности за совершение противоправных действий. В таком случае заказчик получит возможность предъявлять претензии и обращаться с иском в суд.

К услугам специализированных организаций рекомендовано прибегать только заказчикам, которые одновременно проводят большое количество закупочных процедур и не имеют при этом достаточного количества квалифицированных сотрудников. В остальных ситуациях лучше обойтись собственными силами.

Реформа сферы госзакупок: отвечаем на вопросы

В ходе вебинара Реформа сферы госзакупок в РФ было задано более 100 вопросов, посвященных участию в госзакупках по новым правилам. Ответы на наиболее интересные из них мы освещаем в этой публикации.

Вопрос: в 44-ФЗ говориться о том, что заказчик может привлекать специализированные организации (СО). Какие организации имеются в виду? На каких условиях они привлекаются? Можно ли заключать контракт со специализированной организацией на годовое обслуживание или только на один конкретный аукцион?

  • Заказчик при подготовке к проведению закупочных процедур вправе привлечь специализированную организацию для разработки документации, размещения извещения о проведении аукциона (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). Если кадровые или материальные ресурсы заказчика, необходимые для осуществления данного способа закупки, ограничены, то заказчику стоит подумать о том, чтобы привлечь специализированную организацию.

Для привлечения специализированной организации нужно выбрать специализированную организацию и заключить с ней контракт (ч. 1, 2 ст. 40 Закона № 44-ФЗ).

Хотите узнать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс «Контрактная система. Участие в государственных (муниципальных) закупках по 44-ФЗ».

Специализированная организация по 44-ФЗ

Специализированной считается та организация, в полномочия которой входит решение технических вопросов заказчика по подготовке к государственным и муниципальным торгам.

Специализированной организации заказчик может передать следующие функции:

  • разработку конкурсной документации, документации об аукционе;
  • размещение на официальном сайте, в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении конкурса, электронного аукциона;
  • направление приглашений принять участие в процедуре определения поставщика закрытым способом;
  • иные функции, связанные с обеспечением проведения конкурсов и аукционов (ч. 1 ст. 40 № 44-ФЗ).

Эти функции специализированная организация осуществляет от имени заказчика.

Контракт со специализированной организацией необходимо подписать до размещения извещения о проведении аукциона (ч. 3 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). Целесообразно сделать это заблаговременно, чтобы у привлекаемой организации было время подготовиться к проведению электронного аукциона.

Специализированная организация не имеет право создавать комиссии по осуществлению закупок, определять и устанавливать начальную (максимальную) цену контракта, определять предмет и существенные условия контракта, утверждать проект контракта, конкурсную и аукционную документацию, а также подписывать проект контракта (ч. 1 ст. 40 № 44-ФЗ).

Контракт со специализированной организацией по 44-ФЗ

Закупить услуги специализированной организации заказчик может, используя установленные № 44-ФЗ способы закупок и учитывая ограничения по каждому способу закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т д.).

Заказчик может использовать произвольную форму контракта со специализированной организацией. Если контракт заключается по итогам конкурса, аукциона, запроса котировок, то его форма должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

Заказчик должен указать в контракте со специализированной организацией функции и полномочия, которые он ей передает.

Специализированная организация может привлекаться как под конкретную закупочную процедуру, так и на определенный период времени, например, календарный год. Поэтому в целях разграничения функций и зон ответственности заказчика и специализированной организации в контракте необходимо указать закупки, для осуществления которых привлекается такая организация. Если она привлекается не для конкретной закупки, а для осуществления закупок определенного вида или в течение определенного периода, в контракт целесообразно включить условия о порядке привлечения организации к осуществлению каждой из закупок (например, по заявке заказчика, после получения уведомления и т д.).

Необходимо помнить о том, что заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный в результате незаконных действий специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта (ч. 4 ст. 40 № 44-ФЗ).

Где заказчик может взять типовые контракты по 223-ФЗ. Они разработаны?

По 223-ФЗ типовые контракты не разрабатывались, но никто не запрещает заказчику применять разработанные для 44-ФЗ типовые формы контрактов в закупочной деятельности по 223-ФЗ или разработать свои собственные. Связано это с тем, что 223-ФЗ достаточно гибкий, он предоставляет больше свободы заказчику в ведении закупочной деятельности. А 44-ФЗ устанавливает жесткие рамки для проведения государственных и муниципальных торгов.

Предусмотрены ли антидемпинговые меры по различным видам услуг участника закупок (например, охрана)?

В статье 37 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» сформулированы случаи, когда необходимо применение антидемпинговых мер.

Во-первых, антидемпинговые меры предусмотрены только при проведении конкурса или аукциона, чтобы предотвратить ограничение конкуренции.

Во-вторых, антидемпинговые меры предусмотрены только если начальная максимальная цена контракта (НМЦ) не превышает 15 млн. руб. и в ходе торгов была снижена на 25% или более, то участник должен предоставляет обеспечение исполнения контракта х 1,5 или подтверждение добросовестности. Если же НМЦ более 15 млн. руб., то участник предоставляет обеспечение исполнения контракта х 1,5.

Какие организации могут быть контролирующими органами единственного поставщика?

Система контроля в сфере госзакупок ориентирована на заказчиков и его представителей, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок, специализированных организаций, а также операторов электронных площадок.

Правительством РФ контролирующие функции возложены на ФАС, Росатом, Федеральное казначейство.

А вот соответствие документации поставщика (участника закупок) и исполнение обязательств по контракту контролирует заказчик. Если поставщик нарушает требования законодательства о госзакупках, то заказчик обязан передать сведения о нарушителе в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти сведения проверяет ФАС.

В каких случаях требуется одобрение крупной сделки? Должно ли одобрение крупной сделки в электронном аукционе прикладываться к заявке конкретно к каждому аукциону?

Согласно ч. 1 ст. 23 федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» крупной сделкой является такая сделка, которая связана с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ. Согласно ч. 3 ст. 23 решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Для автономных учреждений крупной сделкой согласно ст. 14 федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» считается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Согласно ч. 1 ст. 15 № 174-ФЗ крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения.

Заявка участника должна содержать решение об одобрении крупной сделки, если это требование установлено законодательством РФ, учредительными документами и для участника такая сделка является крупной (пп. «е» п. 1 ч. 2 ст. 51 № 44-ФЗ). Следовательно, решение об одобрении крупной сделки не требуется, если сделка не является для участника крупной. Представления каких-либо документов или деклараций, свидетельствующих о том, что сделка не является крупной, законом не предусмотрено.

Крупной не является сделка, совершаемая в процессе обычной хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Таким образом, если из анализа учредительных документов участника следует, что сделка не относится к обычной хозяйственной деятельности участника, на нее распространяется требование о представлении решения об одобрении крупной сделки.

Каждый отдельно взятый электронный аукцион представляет собой отдельную закупочную процедуру. Поэтому одобрение крупной сделки должно прикладываться к заявке конкретно к каждому аукциону.

Может ли заказчик разместить план-график до получения сертификата электронной подписи?

Заказчик не сможет этого сделать технически. Сначала нужно получить сертификат электронной подписи заказчика в Федеральном казначействе.

Затем заказчик должен зарегистрироваться на ООС и создать свой личный кабинет, используя свою электронную подпись. А уже после этого он может разместить на ООС свой план-график, подписанный электронной подписью.

Как можно стать экспертом государственного заказчика?

В качестве эксперта может выступать физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (п. 15 ст. 3 44-ФЗ). В качестве экспертной организации выступает юридическое лицо.

Эксперты осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Но не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. Вы можете ознакомиться с более подробной информацией по этому вопросу, прочитав эту статью.

Специализированные организации. Что это и зачем они нужны?

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Статья 6. Специализированная организация

1. Заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее также — конкурс) или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее также — аукцион) — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком.

2. Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Специализированная организация осуществляет указанные в части 1 настоящей статьи функции от имени заказчика или уполномоченного органа. При этом права и обязанности возникают у заказчика или уполномоченного органа.

4. Заказчик, уполномоченный орган несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком, уполномоченным органом на основе договора и связанных с размещением заказа, при осуществлении ею указанных в части 1 настоящей статьи функций от имени заказчика или уполномоченного органа.

5. Специализированная организация не может быть участником размещения заказа, если эта организация осуществляет функции, указанные в части 1 настоящей статьи.

Понятие специализированной организации, вошедшее в обиход с принятием Федерального закона № 94-ФЗ

До появления Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» понятие «Специализированная организация» в сфере госзакупок фактически не применялось.

Законодательно право Заказчиков привлекать для организации, проведения и прочих действий, связанных с размещением заказов было предусмотрено и Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», и положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305) и Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Однако в перечисленных нормативных актах отсутствовало описание механизма передачи функций, объем передаваемых полномочий, а самое главное в бюджетной системе РФ не предусматривались такие расходы. Наиболее полно (если можно так сказать) механизм был предусмотрен в п. 2 положения, утв. Указом Президента РФ № 305:

«… размещение заказов на закупки продукции для государственных нужд, может осуществляться юридическими лицами, которым государственные заказчики на конкурсной договорной основе передали выполнение части своих функций».

Появление Федерального закона от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ оставившего лишь условие о том, что эти функции должны передаваться на основе договора, породило новую волну дискуссий, как же должны передаваться эти функции. К общему знаменателю так и не пришли, а на какие-либо разъяснения (не говоря уже о нормативном документе), надеяться не приходилось. Как и многое в системе закупок, это было пущено на самотек, что в одних случаях послужило дополнительным тормозом реформ в системе закупок, а в других стало катализатором для еще одной ветви коррупции.

Конечно, прецеденты по привлечению консалтинговых компаний к проведению закупок были но, за исключением единичных случаев, сотрудничество ограничивалось организацией и проведением одного — двух конкурсов. В некоторых регионах существовала практика привлечения специализированной организации на постоянной основе но, эти случаи нельзя рассматривать с точки зрения повышения эффективности системы государственных закупок, поскольку это были типичные проявления действий «локальных» монополий и полного отсутствия конкуренции. Зачастую, практика привлечения специализированных организаций, которая, по определению, должна была демонстрировать более квалифицированный подход к решению проблемы, приводила к обратному результату.

И вот с появлением Федерального закона № 94-ФЗ правовой вакуум в этом вопросе был устранен. Долгожданный закон нитью пропустил через себя «специализированные организации». Чем это было вызвано, судить не берусь, но то, что данная необходимость назрела давно, сомнению не подлежит.

Федеральный закон № 94-ФЗ определяет специализированную организацию, как:

«… привлеченное заказчиком или уполномоченным органом, на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона».

При этом, согласно пункту 2 статьи 6, выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов в соответствии с законом.

Данный пункт вызвал жаркие споры среди специалистов, ввиду очевидного противоречия, как с пунктом 2 статьи 1, так и с положениями закона в целом, предусматривающим и иные, помимо конкурса и аукциона, способы размещения заказа. Очевидно, что такой подход к способу выбора, как минимум не продуман и, в ряде случаев приведет, лишь, к дополнительным материальным и временным тратам.

Использование консультантов в международной практике

Практику привлечения консультантов в целях максимально эффективной реализации своих займов, давно и успешно применяют МФО (МБРР, ЕБРР). Зачастую такое условие содержится в соглашении о займе в обязательном порядке. Сейчас не имеется ввиду группа реализации проекта (ГРП). Ведь, например, в случае если заем носит характер бюджетозамещающего, ГРП не создается, и средства займа направляются непосредственно в госбюджет.

В случае же с ГРП, главной задачей ее деятельности является детальная проработка проекта и рациональное использование средств займа. Она является своего рода штабом, который осуществляет полное руководство проектом и осуществляет закупки тех же консультационных услуг. К работе на контрактной основе привлекаются наиболее компетентные консультанты.

Обычна ситуация, когда при задании на доработку проекта, консалтинговая фирма заключает контракт на подготовку тендерной документации, оценку тендерных предложений и контроль над исполнением контракта от имени заемщика, то есть, по сути, является специализированной организацией.

Функции специализированной организации, в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ

Итак, Федеральным законом № 94-ФЗ к функциям специализированной организации отнесено:

· разработка конкурсных и аукционных документаций;

· опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или аукциона;

· направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в аукционе;

· иные связанные с обеспечением проведения торгов функций.

Под «иными» законодатель, вероятно, подразумевал, в первую очередь, такие действия, как ответы на запросы участников, получение заявок и прочее организационно – техническое сопровождение.

При этом создание комиссии, определение начальной цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной и аукционной документации, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание контракта осуществляется заказчиком.

Про ограничение таких функций, как подписание контракта и утверждение документов, говорить не приходится, хотя бы, с позиций здравого смысла. А вот прочие функции, вполне, могла бы выполнять и специализированная организация. Тем более, что на практике так и происходит.

Положительные моменты, возникающие в случае привлечения специализированной организации

1. Разгрузка Заказчика.

Даже, на первый взгляд, очевидны преимущества привлечения СО для осуществления части функций заказчика. Дело в том, что сотрудники заказчика являются штатными работниками (отделов, департаментов), а функции по организации и проведению закупок, выполняют, помимо своей основной деятельности (и без дополнительной оплаты). Вынужденные большую часть рабочего времени посвящать, все же, основной работе, такие сотрудники занимаются проблемами, возникающими при проведении закупок, что называется, «по остаточному принципу». Как результат – плохо подготовленные документы, большое количество запросов участников, вынужденное внесение изменений и дополнений в конкурсную документацию или, в случае игнорирования требований законодательства, неизбежное возникновение конфликтных ситуаций. Очевидно, что такие методы работы не отвечают самим целям закупок – эффективности, прозрачности и пр.

В свою очередь, специализированная организация имеет все возможности, ресурсы и т.д. для того, чтобы сосредоточить персонал на успешном выполнении проекта, а в случае необходимости — быстро перестроиться в соответствии с изменениями требований и комплекса решаемых задач.

2. Возможность специализированной организации аккумулировать специалистов.

Редкая консалтинговая компания обходится без содержания штата высококвалифицированных специалистов. Причем, можно сказать, дважды специалистов. Исходя из практики, минимальная потребность при проведении процедуры закупки представляется таковой: руководитель (менеджер проекта), юрист, экономист, бухгалтер. Как правило, все они являются специалистами не только в профильной области, но и специалистами по закупкам. И что, особенно важно, практикующими специалистами.

Особо крупные компании, которых единицы, порой содержат штат специалистов по направлениям: инженеров – дорожников, специалистов в области IT, энергетиков. Затраты на содержание такого штата покрываются благодаря многолетним проектам, в абсолютном большинстве финансируемых за счет средств МФО (МБРР, ЕБРР).

Средние же (это касается, специализирующихся на госзакупках), пошли по иному пути. Они содержат минимально необходимое количество специалистов, а профильных привлекать под определенный проект, на основании гражданско-правового договора.

Нельзя обойти вниманием и проблему катастрофической нехватки специалистов в области госзакупок. Фактически, до прошлого года существовало лишь одно учебное заведение, занимающееся массовой подготовкой специалистов в этой области (в основном – чиновников). Конечно, положа руку на сердце, невозможно назвать специалистом человека, который, зачастую, вообще впервые услышал такие термины, а из него планируют за 3 недели сделать специалиста. Вообще, вакуум в области подготовки кадров, весьма удивляет. Государство уже второй десяток лет осуществляет закупки, а число настоящих специалистов в области государственных закупок ограничивается десятками (здесь не принимаются в расчет большинство регионов). Особенно наглядно данную ситуацию иллюстрирует созданный в соответствии с новым законом официальный сайт, на котором процент конкурсных документов, соответствующих законодательству равен, практически, нулю.

В свете вышесказанного, консалтинговые (специализированные) организации предстают в выгодном свете, поскольку имеют возможность аккумулировать специалистов путем, предлагая им, помимо достойной оплаты, искреннюю заинтересованность в их знаниях. Дело с том, что специалисту довольно сложно расти в профессиональном смысле, будучи зажатым в рамки принципов работы, исповедуемых в большинстве государственных структур. Немаловажным фактором является и коррупция, при которой не приходится говорить о полной реализации.

Кроме того, специализированная организация имеет возможность замены ключевого персонала, расширение или уменьшение группы консультантов, оперативное подключение экспертов по новым направлениям, подбор состава специалистов для самых разных профилей и отраслей экономики.

Такой подход к работе, в первую очередь, обусловлен строгим соблюдением законодательно установленных норм, поскольку специализированная организация несет ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком. В этом свете, очень полезным может быть сотрудничество со специализированной организацией органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Используя огромный опыт специалистов специализированной организации, такой орган сможет более эффективно осуществлять контроль за соблюдением заказчиками законодательно установленных процедур при размещении заказов.

3. Возможность привлечения профильных организаций (НИИ и т.п.).

Консалтинговые организации давно и успешно используют практику привлечения самого широкого спектра специалистов, на основе долгосрочных договоров о сотрудничестве с ведущими отраслевыми научно-исследовательскими и проектно-изыскательскими институтами. Впрочем, бывает и наоборот. Порой, для более тесного и плодотворного сотрудничества, ведущие сотрудники компаний, даже приходят на работу в госструктуры. Это случается, когда компания привлекается к реализации долгосрочного проекта (как правило, в рамках займа) от 5 лет и более. Но, такое случается крайне редко, и речь может идти только о привлечении сотрудников компании, не участвующей, непосредственно, в реализации займа, поскольку такая фирма будет заранее располагать информацией, относящейся к предмету проводимых закупок.

4. Грамотная и контролируемая процедура размещения заказа:

Одной из самых положительных сторон специализированной организации является установление партнерских отношений между заказчиками и поставщиками. Поскольку специализированная организация является коммерческой структурой, она не меньше поставщиков заинтересована в успешной реализации проекта. Специализированная организация сможет сгладить шероховатости в отношениях заказчика с участниками, неизбежно возникающих при реализации любого проекта, в том числе сможет своевременно указать заказчику не только на допускаемые нарушения, но и, на первый взгляд, незначительные просчеты, которые, в конечном счете, ведет к снижению эффективности самого проекта.

Нельзя не сказать о том, что специализированная организация несет ответственность как за каждого специалиста в отдельности, так и за результаты работы всей компании.

5. Недопустимость действий заказчиков по ограничению развития практики привлечения специализированных организаций

Особое внимание хочу обратить на недопустимость каких-либо действий заказчиков, направленных на ограничение развития практики привлечения специализированных организаций, к сожалению, проявляющихся на всех уровнях. Я уже не говорю об откровенно коррупционных действиях, имеющих цель выбрать «свою» компанию, фактически являющуюся прикрытием для действий самого заказчика. Как результат – судебные тяжбы, проваленные проекты, незавершенные контракты, «замороженные» стройки и т.п. Нечего и говорить, что такие действия ведут к катастрофическому увеличению затрат, что недопустимо, с точки зрения эффективного расходования бюджетных средств.

Работа же специализированной организации (консалтинга) — результат тщательного финансового планирования всей деятельности по контракту при минимальных накладных расходах компании. Такая компания, наоборот, заинтересована, в максимальной эффективности с точки зрения расходной части. Не говоря уже о том, что успешное и эффективное выполнение контракта будет являться визитной карточкой специализированной организации, и поможет, в дальнейшем принимать участие и в более крупных проектах.

Александр Строганов юридический советник по вопросам государственных закупок ЗАО «Консалтинг и Прокьюремент».

>Как привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ

Определение и порядок привлечения

В статье 3 44-ФЗ упоминается, что специализированная организация — это юрлицо, которое привлекается заказчиком в соответствии со статьей 40. При этом, анализируя ее мы также не найдем четкого определения. Поэтому приведем то, которое, на наш взгляд, отражает все основные характеристики. К спецорганизациям относится юридическое лицо, которое может выступать посредником и выполнять определенные технические действия в области закупок от имени заказчика.

Воспользоваться услугами помощника госучреждение может для проведения открытых и закрытых конкурсов (в т.ч. двухэтапных и с ограниченным участием), а также аукционов. Для этой цели необходимо заблаговременно приобрести услуги такой компании. Здесь важно учесть, что в случае нанесения кому-либо вреда в рамках исполнения условий подобной сделки, заказчик несет ответственность, так же как и специализированная организация по закупкам по 44 ФЗ. Поэтому привлекать лучше проверенную компанию с хорошими рекомендациями, существующую на рынке не первый год.

Вид тендера для этого строго не определен, то есть это могут быть как конкурентные процедуры, так и заказы у единственного поставщика. А вот сведения о таких процедурах в обязательном порядке вносят в план-график.

В целом процесс выбора специализированной организации можно разделить на следующие этапы:

  1. Составление списка функций для исполнителя.
  2. Приобретение соответствующих услуг по правилам 44-ФЗ.
  3. Подписание контракта.

Услуги специализированной организации по 44-ФЗ

В результате работы, проводимой такой компанией, права и обязанности появляются у госучреждения. Полностью делегировать закупочную деятельность оно не может. Так, самостоятельно оно должно сделать следующее:

  1. Создать комиссию (единую или для определенного тендера).
  2. Определить НМЦК.
  3. Установить существенные условия и предмет закупки.
  4. Утвердить проект контракта.
  5. Утвердить закупочную документацию.
  6. Подписать контракт с поставщиком.

В свою очередь специализированная организация может оказывать такие услуги:

  1. Составление закупочной документации.
  2. Публикация в единой информационной системе извещения о закупке.
  3. Рассылка поставщикам приглашений на участие в тендере.
  4. Другие действия, необходимые для осуществления закупки.

Исполнитель не имеет права принимать участие в тендере, для которого выполняет вышеуказанные функции.

Как создать специализированную организацию по 44-ФЗ

Закон не предусматривает выполнение поставщиком услуг каких-либо специальных действий для того, чтоб помочь заказчику провести процедуру.

Заказчик проводит тендер на общих условиях, которые определены в 44-ФЗ. Проект контракта, составленный для этих целей в произвольной форме, должен включать:

  1. Основные условия сделки.
  2. Перечень функций, которые заказчик передает спецорганизации.
  3. Сведения о тендере, для проведения которого привлекают помощника.
  4. Ответственность сторон.

Соответственно, организации, которая стремится занять место специализированной, необходимо победить в процедуре и подписать контракт на указанных условиях.

Что такое специализированная организация?

Приветствую Вас, дорогие друзья! Сегодня, продолжая наш курс для новичков, хочу рассказать Вам о специализированной организации. Давайте с Вами разберемся, что это за организация, и какие функции она осуществляет?

И так, приступим…

Специализированная организация (СО) – юридическое лицо, которое занимается осуществлением функций по размещению заказа, разработкой документации, опубликованием и размещением извещений о проведении торгов, а также направлением соответствующих приглашений участникам.

Все свои функции СО осуществляет от имени заказчика и УО, при этом права и обязанности возникают у заказчика или УО. По сути, СО является неким посредником между участником и заказчиком и выполняет закрепленные за ней функции.

Кто же привлекает СО?

Данную организацию для осуществления вышеперечисленных функций могут привлекать как заказчик, так и уполномоченный орган (УО) если это право предусмотрено решением о создании УО.

На основании чего привлекается СО?

Организация может быть привлечена на основе контракта или на основе гражданско-правового договора.

Как заказчик или уполномоченный орган выбирают СО?

Специализированная организация выбирается заказчиком или УО по результатам торгов на оказание услуг в рамках 94-ФЗ.

Какие функции НЕ входят в обязанности СО?

Данная организация НЕ создает комиссии по размещению заказа, НЕ определяет начальную (максимальную) цену (коротко — НМЦ) контракта, НЕ определяет предмет контракта и его существенные условия, НЕ утверждает проект контракта, конкурсную документацию, НЕ определяет условия торгов и их изменение. Все это функции непосредственно самого заказчика или УО. Запомните, что подписание контракта осуществляется ТОЛЬКО заказчиком.

Ответственность

В случае причинении СО вреда физическому или юридическому лицу в результате действия или бездействия в пределах переданных ей полномочий, ответственность несет заказчик (УО).

Важно запомнить!!!

Специализированная организация не имеет права принимать участие в тех торгах, в которых она осуществляет, возложенные на неё функции.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *