Функции саморегулируемых организаций

Содержание

Что такое СРО: цели, задачи, плюсы

4 Марта 2014

В связи с отменой лицензирования в ряде отраслей, государство передало регулирование данных рынков и видов деятельности саморегулируемым организациям.

СРО – это некоммерческая организация, которая объединяет предприятия любой формы собственности по признаку отраслевого единства. Другими словами, предприятия одинакового профиля объединяются в профильную корпорацию, которая призвана решать все внешние и внутренние вопросы своих членов. СРО занимается вопросами безопасности работ, проводимых ее членами, контролирует качество и должный уровень мастерства исполнителей. Помимо этого, организация является представителем своих членов при взаимодействии с другими организациями и государственными органами.

СРО призвана планировать свою деятельность самостоятельно. В ее задачи входит разрабатывать, устанавливать, внедрять в производство правила и стандарты своей отрасли, а также контролировать выполнение данных установок своими членами.

Основные цели СРО:

  • объединение организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в одной отрасли для осуществления профессионального контроля их деятельности;
  • постоянное повышение качества конечной продукции;
  • содействие профессиональному росту членов саморегулируемых организаций;
  • улучшение контакта между заказчиком и исполнителем.

Для выполнения этих глобальных целей, перед СРО различных отраслей ставятся направляющие их деятельность задачи.

Основные задачи СРО:

  • осуществление компетентного контроля за соблюдением стандартов и правил, разработанных СРО для своей сферы деятельности;
  • установление ответственности своих членов при выполнении работ;
  • разработка и применение внутренних мер воздействия на членов СРО в случае нарушения ими стандартов и правил СРО.

Создание СРО в ряде отраслей обязательное, в других – добровольное, привело уже на сегодняшний день, к сужению рынка. Процесс считается позитивным и происходит за счет отсева недобросовестных фирм-однодневок.

Основные функции СРО

В целях эффективного функционирования, саморегулируемая организация обязана осуществлять целый ряд мероприятий:

  • разработать и установить условия членства в саморегулируемой организации;
  • в случае необходимости, применять соответствующие меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные собственными документами организации и Федеральным законом, по отношению к своим членам;
  • создать третейские суды, необходимые для решения спорных вопросов, возникающих между членами организации;
  • проводить анализ отчетов, которые предоставляют члены саморегулируемой организации о своей деятельности, согласно уставу организации либо иному документу, утвержденному на общем собрании всех членов организации;
  • представлять интересы членов СРО перед органами государственной власти всех уровней;
  • организовать возможность профессионального роста, обучение и аттестацию работников организаций, входящих в СРО;
  • осуществлять контроль соблюдения своими членами требований внутренних стандартов, принятых в СРО правил и условий для членства;
  • принимать решения по жалобам на неправомочные действия членов своей СРО;
  • рассматривать вопросы и принимать решения в случае нарушения членами саморегулируемой организации внутренних правил и стандартов организации, либо несоблюдения условий членства в СРО.

Саморегулируемые организации несут полную ответственность за действие своих членов, получивших допуск СРО на проведение работ. В каждой такой некоммерческой организации существует компенсационный фонд для выплаты возмещения заказчику в случае нанесения ему вреда действиями члена СРО. Внесение определенной суммы в компенсационный фонд является непременным условием вступления в любую СРО. Создание саморегулируемых организаций, по сути, позволило снять с государства ответственность за действия неблагонадежных организаций, получивших государственную лицензию.

Преимущества членства в СРО:

  • доверие со стороны партнеров по бизнесу и заказчиков;
  • возможность повышения квалификации работников путем использования бесплатных обучающий программ;
  • гарантированная высокопрофессиональная защита интересов организации в суде или структурах государственной власти;
  • возмещение ущерба, причиненного третьим лицам, из компенсационного фонда организации;
  • высококвалифицированная юридическая консультативная поддержка;
  • взаимовыгодный обмен опытом между членами СРО.

Помимо этого, СРО часто производят страхование гражданской ответственности, что дает возможность в случае чрезвычайной ситуации оперативно выплатить возмещение.

К саморегулируемым организациям, создание которых регламентировано законодательно, постоянно присоединяются добровольно созданные СРО, расширяя сферы деятельности данной системы хозяйствования.

Возврат к списку

Саморегулируемые организации как закономерный этап эволюции контрольно-надзорной системы РФ

В настоящее время за недобросовестную работу многих фирм несет ответственность не государство, а так называемые саморегулируемые организации (СРО). Именно им с недавних пор законодательно делегирована часть контрольно-надзорных функций. В ряде случаев только члены СРО имеют право вести ту или иную деятельность. Это способствует более строгому контролю за работой предпринимателей и повышению качества товаров и оказываемых услуг.

Что такое СРО: законодательный аспект

Саморегулируемые организации объединяют компании одной отрасли с целью контроля и регулирования их профессиональной деятельности. СРО разрабатывают стандарты качества проведения работ, оказания услуг и производства продукции, а также оценивают соответствие членов или заявителей организации данным и иным законодательно установленным требованиям. Сегодня СРО выступает посредником между компаниями-членами и государством либо участниками рынка, занимаясь урегулированием возникающих конфликтов.

Стоит сказать, что переломным этапом в регулировании деятельности строительных компаний стал 2009 год. Именно в этот период на законодательном уровне было закреплено создание СРО в данной области и отменена забюрократизированная и коррумпированная к тому моменту система государственного лицензирования. Тогда же обязательным стало вступление в СРО для большинства организаций, выполняющих строительные работы, инженерные изыскания, а также подготовку проектной документации. Члены СРО получали официальное разрешение (допуск, свидетельство) на осуществление перечисленных видов работ. Однако данная модель не решила многих проблем и стала источником ряда новых. Многочисленные злоупотребления как со стороны СРО, так и со стороны посредников явно указывали на необходимость реновации механизма.

Новой вехой в развитии системы саморегулирования стал 2016 году. Именно тогда был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому документу допуски СРО в области строительства и инженерно-архитектурных изысканий теперь не имеют силы, а вступление в СРО — для большинства компаний стало делом добровольным. Обязательным оно является лишь для:

  • участников закупок, заключающих договор на строительный подряд (при сумме контракта более 3 млн рублей);
  • застройщиков, которые сами проводят строительные работы;
  • технических заказчиков.

Обратим внимание на основные преимущества, которые имеет вступление в СРО.

  • Во-первых, с июля 2017 года СРО имеют право представлять интересы своих членов в суде.
  • Во-вторых, участие в СРО позволяет обмениваться опытом и повышать уровень квалификации в компании любого члена СРО.
  • В-третьих, компаниям легче отслеживать аукционы и тендеры, оценивать уровень конкуренции.
  • В-четвертых, даже частные заказчики чаще всего выбирают компании, которые являются членами СРО.

На данный момент на территории Российской Федерации зарегистрировано 477 саморегулируемых объединений в сфере изысканий, проектирования и строительства. Еще несколько лет назад число СРО было значительно выше (около 1200). Уменьшение более чем вдвое во многом обусловлено принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»:

  • Во-первых принятие документа снизило спрос на услуги СРО.
  • Во-вторых ужесточила требования к формирования компенсационных фондов.
  • В-третьих, Ростехнадзор получил право лишать саморегулируемые организации статуса в досудебном порядке.

На сегодняшний день деятельность строительных СРО регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (в т.ч. с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и рядом других нормативных документов.

На заметку!
Было отменено право компаний вступать в любую саморегулируемую организацию по выбору. Теперь вступить в СРО юридическое лицо может только по месту регистрации.

Задачи и функции саморегулируемых организаций

Функции, права и обязанности саморегулируемых организаций закреплены в статье 6 Закона № 315-ФЗ. Основными функциями СРО являются:

  • разработка условий членства и определение дисциплинарного воздействия;
  • анализ деятельности компаний-участников на основании их отчетов;
  • организация обучения и аттестации работников компаний-членов объединения;
  • обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, публикация информации об этой деятельности;
  • рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации;
  • ведение реестра членов союза в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

На основании статьи 9 того же Закона СРО имеет право осуществлять контроль деятельности членов союза путем проведения плановых и внеплановых проверок на соответствие деятельности компаний-участников требованиям и стандартам СРО. Проверки могут быть: камеральными (дистанционными, документарными) и выездными; плановыми (проводятся не реже 1 раза в 3 года и не чаще 1 раза в год) и внеплановыми (осуществляются в случае, если в адрес члена объединения поступила жалоба). При выявлении в ходе проверок несоответствий стандартам и правилам СРО компанию-участника ждет мера дисциплинарного наказания.

Финансирование

Источниками денежных средств саморегулируемых организаций в первую очередь являются взносы их членов (вступительные, членские и целевые), а также — добровольные пожертвования, доходы от оказания информационных и образовательных услуг членам СРО, от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью компаний-участников. Также финансы могут быть получены от размещения денежных средств на банковских депозитах и путем прочих, не запрещенных законом, манипуляций. В качестве примера рассмотрим, какие взносы должны оплатить члены строительной СРО при вступлении:

  • Вступительный взнос. Определяется саморегулируемой организацией, в среднем составляет 5000 рублей, но иногда может достигать и больших размеров.
  • Членский взнос. Выплачивается членами объединений ежемесячно, составляет от 3 000 до 15 000 рублей.
  • Отчисления в компенсационный фонд. Являются самой большой статьей расходов компании, вступающей в союз. Финансы хранятся на банковском счету СРО и используются в случае убытков, вызванных нарушениями условий контракта членами саморегулируемой организации. Размер взносов зависит от размера контракта или финансовых обязательств и колеблется от 300 000 до 30 000 000 рублей.

Уровень ответственности

Стоимость контракта или совокупный размер обязательств

Взнос в фонд возмещения вреда

Взнос фонд обеспечения договорных обязательств

менее 60 млн руб.

100 тыс. руб.

200 тыс. руб.

60 – 500 млн руб.

500 тыс. руб.

2,5 млн руб.

500 млн–3 млрд руб.

1,5 млн руб.

4,5 млн руб.

3–10 млрд руб.

2 млн руб.

7 млн руб.

более 10 млрд руб.

5 млн руб.

25 млн руб.

Также в статьи расходов могут быть включены затраты на удовлетворение индивидуальных требований конкретных СРО. Например, страхование ответственности, сертификация на соответствие стандартам ИСО 9001, 14000 и др.

На заметку
Надзор за деятельностью всех СРО в области строительства, реконструкции и капитального ремонта осуществляют органы Ростехнадзора и отраслевых ассоциаций, например, «НОСТРОЙ». Это общероссийское объединение, призванное совершенствовать систему регулирования в строительстве. Данные обо всех объединениях содержатся в соответствующих государственных реестрах. Только после внесения информации в них компания приобретает статус саморегулируемой организации.

Членство в саморегулируемой организации

В соответствии со статьей 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для того чтобы вступить в СРО, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны предоставить в объединение следующие документы:

  • заявление о приеме. В нем в том числе следует указать виды работ, проводимых заявителем;
  • копии регистрационных документов предпринимателя или юрлица;
  • копии учредительных документов (для юрлица);
  • приказы о назначении гендиректора и главного бухгалтера;
  • ОГРН и ИНН;
  • выписка из ЕГРЮЛ и из информационного уведомления Госкомстата;
  • подтверждение квалификации (диплом о высшем образование соответствующего профиля и опыта (не менее 5 лет) у ИП или руководителя компании;
  • трудовые договоры с не менее чем двумя специалистами по направлениям деятельности, данные о которых внесены в соответствующий реестр.

Стоит отметить, что нельзя вступить в СРО, уже будучи членом другой саморегулируемой организации.

Каждая СРО может дополнить список другими документами, к примеру, страховым полисом или сертификатом ISO. На сбор пакета документов у заявителя в среднем уходит около месяца. В соответствии с законом СРО должна в течение 30-ти дней принять решение о включении фирмы в свои ряды. Основанием для отказа может быть непредставление заявителем документов в полном объеме или же наличие у компании свидетельства другой СРО того же вида. Многие компании, желающие вступить в СРО, прибегают к помощи партнеров саморегулируемых организаций — консалтинговых фирм, которые помогают значительно ускорить процесс сбора и подготовки всех необходимых документов — вплоть до одного дня.

Вступление в СРО — только начало пути предпринимателя. Важно иметь четкое представление об условиях работы в рамках выбранного объединения, о мерах, которые применяются в адрес нарушителя, о размерах взносов и сроках уплаты и т.д.

Вступление в СРО позволит предпринимателю получить информационную и юридическую поддержку. Регулярные проверки способствуют сохранению качества работ на высоком уровне. Для повышения квалификации сотрудников членов СРО организуют различные курсы и программы.

Саморегулируемая организация

Саморегулируемые организации — некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определённого вида.

В России

Законодательство

В России порядок образования и деятельности саморегулируемых организаций (СРО), их основные цели и задачи регулируются Законом N 315-Ф3 от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности. Деятельность СРО, объединяющих организации финансовых рынков, регулируется отдельным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» N 223-ФЗ от 13 июля 2015 года .

Саморегулируемой организацией признаётся некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии её соответствия всем требованиям, установленным законом «О саморегулируемых организациях». К числу указанных требований относятся:

  • объединение в составе саморегулируемой организации в качестве её членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определённого вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
  • наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  • обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями произведённых товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьёй 13 настоящего Федерального закона.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединённых в саморегулируемые организации. Главным идеологом создания СРО в России является В. С. Плескачевский.

Основная идея СРО — переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определённой сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимаются явно избыточные функции и, как следствие, снижаются бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института СРО постепенно планируется отменять лицензирование отдельных видов деятельности.

Основные функции саморегулируемой организации

Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

  • разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
  • применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные соответствующим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  • образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчётов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утверждёнными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  • представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведённых членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  • обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном соответствующими Федеральными законами и внутренними документами саморегулируемой организации.

Финансирование деятельности

Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:

  • регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • доходы от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;
  • доходы от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
  • доходы от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;
  • доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;
  • другие не запрещённые законом источники.

См. также

  • Саморегулируемая организация арбитражных управляющих
  • Саморегулируемая организация аудиторов
  • Саморегулируемая организация оценщиков
  • Саморегулируемая организация страховщиков
  • Саморегулируемые организации в строительстве
  • Саморегулируемые организации в проектировании
  • Саморегулируемые организации в инженерных изысканиях
  • Цеховая система организации труда

Примечания

  • Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. — М.: Статут, 2013. — 384 с.

Основные функции саморегулируемой организации

Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

  • разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;

  • применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

  • образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

  • осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

  • представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

  • организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

  • обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящими Федеральными законами и внутренними документами саморегулируемой организации.

Финансирование деятельности

Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:

  • регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);

  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;

  • доходы от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;

  • доходы от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

  • доходы от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

  • доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;

  • другие не запрещенные законом источники.

4) Принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского права — это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

2. Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты закреплен в ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает правила защиты для всех субъектов одинаковые.

3. Принцип единого экономического пространства, то есть «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии с данным принципом на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные исполнительные органы власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа — необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления, монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» — первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические. В этом направлении было сделано немало ошибок, не все из которых удалось исправить и сегодня. Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности — это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6. Принцип законности. Данный принцип является общеотраслевым и воплощение его в жизнь — основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: статус, основные функции

Методологический материал

Дата: 2019-01-03

Переход на главную

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: статус, основные функции

Закон определяет статус саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Закон не дает однозначного ответа на вопрос, является ли саморегулируемая организация новой организационно-правовой формой юридического лица либо это организация, созданная в любой из уже существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций, обладающая дополнительными признаками, установленными Законом. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — субъект гражданского права, участвующий в конкурсных отношениях; — это особый субъект конкурсного права (так как никаких особенностей гражданско-правового статуса этого субъекта не установлено).
Закон определяет: статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с момента ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Для приобретения статуса саморегулируемой организации управляющих (т.е. для внесения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций) необходимо соответствие организации следующим требованиям.
1. Наличие не менее 100 участников, каждый из которых соответствует требованиям к кандидатуре управляющего, установленным ч.1-7 п.1 ст.20 Закона.
2. Осуществление участниками организации в совокупности как минимум ста процедур банкротства (имеются в виду как завершенные, так и длящиеся процедуры), при этом не учитываются процедуры банкротства по отношению к отсутствующему должнику.
3. Наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые могут быть сформированы только в денежной форме. Размер этого фонда (имущества) зависит от количества участников организации и должен быть равен не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена (т.е. при установленном минимуме — 100 участников — только размер компенсационного фонда должен составлять не менее 5 млн рублей).

На указанные средства не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, а также по тем обязательствам ее членов, которые не были связаны с исполнением функций арбитражного управляющего. Закон не отвечает на вопрос о порядке (и о возможности) обращения на указанные средства взыскания по обязательствам членов саморугелируемой организации, которые с деятельностью в качестве арбитражных управляющих связаны не были.
Правительство РФ должно урегулировать вопросы, касающиеся разработки:

1) порядка и условий размещения средств компенсационных фондов и обществ взаимного страхования саморегулируемых организаций;

2) порядка целевого расходования названных средств;

3) рекомендаций о ликвидности включаемых в рассмотренные фонды активов, их составе и структуре.

Функции саморегулируемой организации определяются целями ее деятельности и состоят в обеспечении гарантий исполнения арбитражными управляющими своих обязанностей надлежащим образом, в частности в соблюдении требований законодательства, а также правил профессиональной деятельности управляющих. Для этого саморегулируемая организация должна иметь структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих.
Кроме того, саморегулируемая организация должна иметь органы, которые осуществляют:
рассмотрение дел о наложении на членов организации мер ответственности;
отбор кандидатур для представления арбитражным судам для утверждения в качестве арбитражных управляющих в конкретных делах (необходимость такого отбора может быть вызвана целями соответствия кандидатуры требованиям ст.23 Закона).

Помимо указанных функций саморегулируемая организация осуществляет защиту прав и интересов своих членов, содействует повышению их профессионального уровня, а также обеспечивает информационную открытость как деятельности членов организации, так и проводимых ими процедур банкротства.
Саморегулируемая организация действует на основании Устава, который может определять и другие не противоречащие законодательству функции, а также полномочия, в соответствии с которыми организация имеет право предпринимать соответствующие действия по отношению к своим членам.
Структура органов саморегулируемой организации определяется таким образом:
исполнительный орган;
постоянно действующий коллегиальный орган управления, к которому предъявляются следующие требования:
1) количество членов — не менее 7 человек;
2) участие не более чем 25% от их числа лиц, не являющихся членами данной организации;
3) компетенция — утверждение правил деятельности и деловой этики членов организации;
4) органы по наложению мер ответственности и отбору кандидатур.

Что такое СРО?

СРО | 04 Mar 2016 | 58012

01.12.2007 года был принят ФЗ №315 «О саморегулируемых организациях» (СРО), который дал толчок самоорганизации субъектов хозяйственной деятельности во многих отраслях экономики.

Основная цель принятия данного нормативно – правового документа – ограничить влияние государства/чиновников (они перестали выдавать лицензии на осуществление какой – либо деятельности) на деятельность предпринимательских структур, переложить на СРО обязанность следить за добросовестностью поведения участников профильного рынка, качеством выпускаемой ими продукции (товаров, услуг).

Стоимость допуска СРО

Допуск СРО в Москве можно получить в саморегулируемой организации, данные о которой находятся в базе данных Ростехнадзора. Ранее допуск СРО назывался «лицензия на проведения работ» и выдавался государственным органом. Необходимо получать допуск СРО только на виды деятельности, которые определены действующим законодательством (выше они перечислены).

Чтобы получить допуск СРО всем компаниям необходимо стать членом саморегулируемой организации, которой нормативно – правовыми документами разрешено осуществлять подобную деятельность.

Перечень необходимой многочисленной документации, которую нужно сдать, чтобы стать членом СРО определен действующим законодательством. Однако руководящие органы СРО могут самостоятельно определять дополнительные документы, которые нужно предоставить для членства в конкретной СРО. Так некоторые строительные СРО требуют, чтобы претенденты предоставили документацию уже готовых проектов и отзывы клиентов о работе сотрудников фирмы – претендента.

Строгие требования предъявляются не только к документации, но и к профессиональным качествам сотрудников компании – претендента. Все сотрудники компании обязаны иметь такой уровень компетентности, который позволяет осуществлять профессиональную деятельность без ущерба для техники безопасности, строго в соответствии с действующими государственными правилами и стандартами.

Такие строгие правила приема в члены СРО не прихоть руководства саморегулируемой компании, а требование норм действующего законодательства, Тем более что СРО несет полную юридическую ответственность за деятельность каждого своего члена: участники некоммерческого партнерства несут солидарную ответственность за деятельность друг друга.

Компанию, на работу которой будут поступать жалобы от клиентов, могут лишить допуска СРО, что автоматически приводит к тому, что предприятие не сможет работать в данной сфере. Стать членом другой профильной СРО будет практически невозможно.

Как правило, допуск СРО не имеет срока действия, предприятие будет иметь право заниматься конкретным видом предпринимательской деятельности до тех пор, пока состоит членом профильной СРО.

Учитывая сложность прохождения обязательной процедуры для членства в СРО, правильно будет доверить предоставление пакета документов профессиональным юристам, которые имеют успешный опыт прохождения данного процесса.

Реестр СРО

По каждому виду деятельности составляется реестр (перечень) СРО и всех членов каждой саморегулируемой организации. Перед тем как нанимать компанию, которая по роду деятельности должна быть членом СРО, можно посмотреть информацию о ней в профильном реестру. Если в реестре СРО такой компании не значится, тогда она не имеет права заниматься выполнением данного вида работ.

Членство в СРО

Виды деятельности, в которых членство в СРО является обязательным: Аудиторская; Архитектурно – строительное проектирование; Кредитная кооперация; Теплоснабжение; Инженерные изыскания; Работа арбитражных управляющих (проводят банкротство юридических и физических лиц); Оценочная деятельность; Деятельность в области энергетического обследования; Работа ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; Строительство.

Виды деятельности, в которых членство в СРО является добровольным:

  • Профессиональное оказание услуг на рынке ценных бумаг;
  • Работа негосударственных пенсионных фондов;
  • Осуществление рекламного бизнеса;
  • Функционирование патентных поверенных;
  • Функционирование жилищных накопительных кооперативов;
  • Функционирование микрофинансовых организаций;
  • Посредническая деятельность по урегулированию споров.

Размеры членских взносов

Чтобы стать равноправным членом саморегулируемой организации и получить допуск СРО необходимо выполнить еще одно непременное условие – уплатить членский взнос. Законодатель определил сумму взноса для изыскателей и проектировщиков в строительстве – 500 тысяч рублей. Однако когда предприятие имеет договор страхования гражданской ответственности результатов своей деятельности, тогда сумма взноса сокращается до 150 тысяч рублей.

Для строительных организаций сумма членского взноса равна 1 миллиону рублей, а при наличии договора страхования сумма уменьшается до 300 тысяч «целковых».

Допуск СРО в инженерных изысканиях могут получить не только «солидные» предприятия, но и индивидуальные предприниматели, которые имеют профильное образование и соответствующий стаж работы. Они обязаны пройти специальную программу повышения уровня квалификации для конкретной СРО, успешно сдать экзамены.

Для получения допуска СРО на архитектурно – проектные работы сотрудники компании обязаны подтвердить свою квалификацию. Во всех допусках СРО четко указывается перечень работ, которые разрешено осуществлять данной организации. Это может быть один или несколько видов работ, которые в состоянии профессионально выполнять сотрудники предприятия.

Строительные компании, имеющие допуск СРО могут принимать участие в различных тендерах, бороться за государственные заказы.

Зачем нужны саморегулируемые организации в строительстве?

Летом 2008 года вступил в законную силу ФЗ № 148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», которым были изменены нормы и стандарты в строительной отрасли.

На основании данного законодательного акта, все организации, желающие работать в строительном бизнесе (возводить объекты, проводить архитектурно – строительное проектирование, заниматься реконструкцией и т.п.), обязаны быть членами какой – либо саморегулируемой организации.

Ст. 55.1 Градостроительного кодекса: «Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.»

На основании действующего законодательства саморегулируемые организации строительной отрасли скомпонованы в Национальные объединения СРО по профильным направлениям:

  • Национальное объединение строителей;
  • Национальное объединение проектировщиков;
  • Национальное объединение изыскателей.

Тринадцатого июля 2015 года был принят Федеральный закон № 223 » О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 3 ФЗ «о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Данный законодательный акт более четко регулирует деятельность финансовых организаций в области микрокредитования, которым массово пользуются граждане России.

Функции СРО

Права саморегулируемой организации во всех отраслях экономики:

  • Обжалует действия, бездействие и нормативно – правовые документы, издаваемые органами федеральной и региональной власти, органами местного самоуправления, если их решения нарушают права и законные интересы СРО или отдельных ее участников;
  • Создает третейские суды, которые рассматривают споры между членами СРО, на основании нормативно – правовых актов о третейских судах;
  • В отношении членов организации применять меры дисциплинарного воздействия за действия, нарушающие нормативные документы органов государственной и муниципальной власти, правила и стандарты СРО.

Обязанности саморегулируемых организаций

  • На основе норм действующего российского законодательства разрабатывать и принимать нормативные документы, которые регулируют прием в члены СРО и правила поведения членов организации;
  • Саморегулируемая организация должна обеспечить беспрепятственный допуск к информации о своей деятельности и функционированию ее членов, к списку допуска работ всех членов сообщества;
  • Организует профессиональное обучение и аттестацию работников членов СРО;
  • Сертифицирует продукцию (товары, услуги), выпускаемую членами саморегулируемой организации;
  • Контролирует деятельность всех членов СРО в части ее соответствия правилам и стандартам нормативно – правовым документам всех государственных и муниципальных органов и нормативам организации;
  • Рассматривает жалобы на действия членов СРО, повлекшие за собой нарушение нормативно – правовых документов РФ или правил и стандартов саморегулируемой организации.

Решения любой саморегулируемой организации, ее руководящего органа могут быт обжалованы согласно норм действующего законодательства. Это право записано в статье 11 ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Как выбрать СРО правильно

Изначально предполагаем, что данная статья пишется не для фирм – однодневок, а для предпринимателей, которые будут трудиться на основании норм действующего законодательства.

На какие факты необходимо обращать внимание в первую очередь:

  • В первую очередь обратите внимание на «возраст» СРО. Если компания зарегистрирована недавно, лучше поищите другую СРО;
  • На состав участников СРО. Зайдите в государственный реестр и ознакомьтесь с составом участников СРО. Если в реестре находятся в основном ООО,ИП, а совершенно нет «крупных игроков» вашей отрасли – можете смело искать другую саморегулирующую компанию;
  • Ознакомьтесь с отзывами о предполагаемой СРО. Как правило, предприниматели – участники СРО могут не написать положительный отзыв о работе администрации, но если деятельность руководства СРО вызывает недовольство, тогда обязательно оставят «мнение» в Интернете. А клиенты участников СРО не ленятся оставлять отзывы о работе специалистов;
  • Обратите внимание на требования руководства СРО для новых участников. Как правило, «непорядочные» саморегулирующие компания предъявляют к новым участникам «облегченные» требования: суммы взносов устанавливают меньшие, чем предусмотрено законодательством, требуют минимум документации и ту проверяют формально, никакой проверки квалификации специалистов компании – претендента, страстно рассказывают о достоинствах своей СРО и т.п.;
  • Посмотрите, как оформлен сайт СРО. Если интернет – ресурс оформлен кое – как , можно не идти в офис компании для знакомства с ее руководством. Солидные компании не скупятся на оформление «витрины» — лица компании. И это правильно!

Не ленитесь собирать информацию о деятельности администрации саморегулирующей компании. Участники СРО отвечают за деятельность СРО солидарно. Если вы станете участников СРО, в которой руководство компании думает только о личном благополучии, тогда вам спокойной работы не видать, «как своих ушей».

Многие юридические компании специализируются на предоставлении качественных услуг по вступлению в СРО. Они следят за всей базой данных, регулярно отслеживают поступающую информацию о деятельности различных саморегулирующих компаний в многочисленных отраслях экономики (их около 20), где членство в СРО является обязательным. И в зависимости от желания клиента (потенциального участника СРО) предлагают достоверную информацию о деятельности СРО в различных регионах России.

Саморегулируемые организации (далее – СРО) представляют собой одну из важнейших форм объединения хозяйствующих субъектов в какой-либо одной сфере деятельности (какого-либо рынка).

Основными нормативными документами, определяющими порядок организации, статус, функции и порядок деятельности СРО являются Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – ФЗ о НКО), ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.10.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО).

В соответствии с пдп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ все СРО являются некоммерческими организациями и создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов).

Общим вопросам создания, организации, деятельности ассоциаций (союзов) посвящены ст. ст. 123.8 – 123.11 ГК РФ.

Цели, задачи и функции СРО

Отдельные направления деятельности, в которых создаются СРО, ввиду их особой важности выведены из сферы действия ФЗ о СРО, они выделены в специальные группы и подлежат специальному регулированию.

Это касается, прежде всего, двух больших направлений:

1) градостроительной деятельности. Согласно п. 2.1 ст. 1 ФЗ о СРО, вопросы создания, функционирования СРО, создаваемых в сфере градостроительства, подлежат регулированию Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ).

2) деятельности в финансовой сфере. В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ о СРО вопросы организации и деятельности СРО в данной сфере регулируются ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13.07.2015 № 223-ФЗ (далее – ФЗ о СРО в сфере финансового рынка).

Указанные две большие группы, в свою очередь, подразделяются на несколько, в зависимости от конкретного вида деятельности, осуществляемой хозяйствующим субъектом.

Кроме того, особенности организации и деятельности СРО в отдельных сферах закрепляются специальными отраслевыми нормативными правовыми актами.

Так, например, создание СРО в сфере рекламы, их задачи и функции предусмотрены ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, СРО, создаваемых в сфере аудита – ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ и т.д.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ о СРО под саморегулированием понимается деятельность, которая:

1) осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности;

2) является самостоятельной и инициативной;

3) заключается в разработке правил и стандартов, соблюдение которых является обязательным для членов конкретной СРО, а также в осуществлении контроля со стороны СРО за соблюдением указанных правил и стандартов членами СРО.

Общими целями СРО как некоммерческих организаций, создаваемых в форме ассоциаций (союзов), согласно п. 1 ст. 123.8 ГК РФ, являются:

1) представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов входящих в них членов;

2) достижение общественно-полезных целей;

3) иные цели, которые не противоречат закону и имеют некоммерческий характер.

Более подробно примерные цели создания и деятельности, функции отдельных видов СРО определяются ФЗ о СРО, ФЗ о СРО в сфере финансового рынка, специальных федеральных законах о СРО в отдельных сферах.

В соответствии со ст. 6 ФЗ о СРО функциями СРО являются утверждение условий членства в организации, контроль за соблюдением членами организации требований законодательства и условий указанных условий членства, применение, в порядке установленном законодательством и документами СРО, мер дисциплинарного воздействия на своих членов, представление интересов членов СРО в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и т.д.

Согласно ст. 2 ФЗ о СРО для организаций в сфере финансового рынка обозначены такие цели создания и деятельности, как развитие финансового рынка РФ, содействие созданию условий для эффективного функционирования финансовой системы РФ, реализация экономической инициативы членов СРО, представление и защита интересов членов СРО в ЦБ РФ, органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах и т.д.

Как указывалось выше, для отдельных, конкретных видов деятельности цели, задачи и функции соответствующих СРО определяются специальными федеральными законами.

Наконец, конкретные цели, задачи и функции для каждой отдельной СРО определяются в уставах СРО, но, при этом они должны отвечать и не могут противоречить тем целям и задачам, которые определены законодательством.

История саморегулируемых организаций в России

Необходимость появления СРО в России была осознана государством и участниками рынка в начале 90-х годов прошлого века и была обусловлена несколькими причинами.

Так, в этот период стало очевидным, что при формировании рыночных отношений не все вопросы регулирования на каком либо конкретном рынке могут быть решены только государством и вообще должны им решаться путем принятия специальных законодательных мер.

Ряд функций по обеспечению единообразности документооборота и приняли на себя первые СРО.

В этой связи, очевидно, что первые СРО создавались на рынках, которые в то время находились в стадии формирования и переживали особенно бурный рост, прежде всего финансовом рынке, рынке ценных бумаг.

Например, в мае 1994 года была создана первая такая организация на финансовом рынке – Профессиональная ассоциация участников фондового рыка (ПАУФОР).

Целью создания указанной СРО являлась разработка и утверждение специальных стандартов, которые должны были использоваться участниками рынка ценных бумаг, установление единых требований для участников рынка и осуществление контроля за соблюдением указанных стандартов и требований. Первыми членами данной СРО являлись более 10 наиболее крупных участников рынка, осуществлявших и обеспечивавших значительную часть сделок с ценными бумагами.

Отметим, что одной из важнейших целей создания указанной СРО являлась и собственно организация торговли ценными бумагами между ее членами, которая позднее была переведена в Российскую Торговую Систему.

Также, в 1994 году была создана Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), а в 1996 году – Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), которая создавалась на базе ПАУФОР уже в качестве собственно СРО.

Новый этап в развитии указанных СРО наступил с принятием в 2015 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка.

Отметим, что с принятием ФЗ о СРО в сфере финансового рынка существенно изменены и полномочия самих СРО.

Так, например, если ранее решение вопросов по принятию стандартов, правил деятельности входящих в СРО членов, относились к компетенции СРО, то, согласно указанному закону СРО осуществляет только функцию по разработке стандартов, правил, а их утверждение отнесено к компетенции ЦБ РФ.

Не менее обширна история создания и деятельности СРО и в других сферах.

Так, например, первая организация, объединившая участников рынка услуг по оценке (СРО «Российское общество оценщиков») была создана в 1993 году.

Позднее Российское общество оценщиков, в связи с вступлением в силу ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 09.07.1998 № 135-ФЗ, приобрело официальный статус саморегулируемой организации, а в 2007 году было внесено в Единый государственный реестр СРО.

Также, в 2002 году была создана одна из крупнейших СРО, объединяющая арбитражных управляющих – Российский Союз Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих.

Наконец, отметим, что существенные изменения в статусе, полномочиях и деятельности СРО произошли в связи с принятием в 2007 году ФЗ о СРО и в таком виде СРО создаются и осуществляют свою деятельность в настоящее время.

Виды СРО

Как указывалось выше, среди всех СРО, прежде всего, выделяются две большие группы: СРО в сфере градостроительства и СРО на финансовом рынке.

Указанные группы подлежат специальному правовому регулированию. Соответственно, вопросы правового положения, организации и деятельности СРО в градостроительной сфере регулируются, прежде всего, ГрК РФ, а в финансовой сфере – ФЗ о СРО на финансовом рынке.

Вопросы организации и деятельности СРО, не входящих в указанные две группы, регулируются ФЗ о СРО.

В свою очередь указанные две группы СРО делятся на несколько видов в зависимости от конкретных сфер (видов) деятельности, осуществляемой членами СРО.

Виды деятельности, по которым создаются СРО в сфере градостроительной деятельности, определены ст. 55.3 ГрК РФ; соответственно указанной статьей определены и три вида СРО. К таким видам СРО, в частности, относятся:

1) СРО, объединяющие членов, осуществляющих инженерные изыскания;

2) СРО, объединяющие членов, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) СРО, объединяющие членов, осуществляющих строительство.

Виды деятельности и, соответственно, виды СРО в финансовой сфере определены п. 1 ст. 3 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка.

Указанной статьей предусмотрено 16 направлений деятельности организаций на финансовых рынках: брокерская деятельность, дилерская деятельность, депозитарная деятельность и т.д.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 ФЗ от 20.12.2017 № 397-ФЗ данный перечень с 01.01.2018 года дополняется еще одним видом деятельности – деятельность инвестиционных советников.

Следует обратить внимание, что при рассмотрении вопроса о связи между осуществляемой деятельностью и видом конкретной СРО возможны два варианта.

Во-первых, СРО может создаваться для объединения субъектов, осуществляющих различные виды деятельности. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка, статус СРО может быть приобретен организацией для объединения субъектов, осуществляющих несколько видов финансовой деятельности. Например, НАУФОР обладает правами СРО в отношении лиц, осуществляющих брокерскую деятельность, дилерскую деятельность, депозитарную деятельность и т.д.

Во-вторых, если для осуществления двух разных видов деятельности законом предусмотрена обязательность членства в различных СРО, лицо должно быть членом разных соответствующих СРО. Такие разъяснения, в частности, дало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в своем письме от 30.01.2018 № 2890-ХМ/08.

Отдельную, не входящую в вышеуказанные группы (виды) СРО, составляют организации, создаваемые для объединения субъектов, осуществляющих иные виды деятельности, не связанные с градостроительством или финансовой деятельностью.

Как указывалось выше, специально выделены СРО, действующие в сфере оценочной деятельности, аудиторской деятельности и т.д.

Соответственно, указанные СРО создаются и действуют на основании и в порядке, предусмотренном специальными федеральными законами.

Так, например, ст. 21 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002 № 127-ФЗ предусмотрено создание СРО арбитражных управляющих, в соответствии с гл. 6 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ создаются и функционируют СРО в сфере теплоснабжения и т.д.

Финансирование деятельности, имущество СРО, компенсационный фонд

Финансирование деятельности СРО осуществляется в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

По общему правилу финансирование деятельности СРО обеспечивается за счет:

1) взносов членов организации;

2) использования имущества организации.

При этом, важно, что СРО, в соответствии с законодательством, являются собственниками своего имущества (п. 3 ст. 123.8 ГК РФ).

Из этого вытекает одна из особенностей СРО – по общему правилу ни организация, ни ее члены не отвечают по обязательствам друг друга, если иное не предусмотрено законом.

Взносы членов СРО могут быть вступительными, регулярными и специальными.

ГК РФ специально предусмотрено, что внесение взносов является одной из обязанностей членов СРО.

Для СРО, создаваемых в сфере финансового рынка, предусмотрено, что формирование имущества СРО может производиться за счет вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, доходов от использования собственных денежных средств СРО и других источников, не противоречащих законодательству.

Порядок определения размера и порядок внесения членских взносов определяются уставом организации, а дополнительных – уставом и решением высшего органа конкретной СРО (п. 2 ст. 123.11 ГК РФ).

Так, например, в Ассоциации «Саморегулируемая Организация Арбитражных Управляющих «Меркурий» вступительный взнос составляет 15 тыс. рублей.

В указанной Ассоциации предусмотрены два вида регулярных взносов. Первый, т.н. «постоянный ежемесячный взнос», уплачивается арбитражными управляющими-членами указанной СРО, его размер составляет 5 тыс. рублей в месяц. Второй вид ежемесячного взноса – «прогрессивный ежемесячный взнос» подлежит уплате в случае утверждения решением арбитражного суда члена указанной СРО арбитражным управляющим в деле о несостоятельности (банкротстве). Размер прогрессивного ежемесячного взноса, при этом, определяется по специальной формуле исходя из нескольких факторов:

1) установленного судом размера вознаграждения арбитражного управляющего;

2) срока, на который назначен арбитражный управляющий;

3) процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.).

Свой порядок определения размера регулярного взноса и его уплаты установлен в НАУФОР; размер взноса при этом зависит от двух факторов: 1) вид деятельности члена СРО и 2) размер собственных средств члена СРО.

Т.к. для определения размера собственных средств и, соответственно, размера членского взноса используются данные отчетности члена СРО на последнюю отчетную дату, регулярный членский взнос, в отличие от СРО арбитражных управляющих является не ежемесячным, а годовым.

Как указывалось выше, по общему правилу СРО и входящие в них члены не отвечают по обязательствам друг друга.

Однако, многие СРО предусматривают создание т.н. «компенсационных фондов», которые используются для обеспечения исполнения обязательств членов СРО перед третьими лицами, минимизации рисков третьих лиц при осуществлении членами СРО своей деятельности.

Это касается в первую очередь тех СРО, которые создаются на основе принципа «обязательного членства» (т.е. членство в которых является обязательным условием для осуществления того или иного вида деятельности), и деятельность членов которых имеет особенно важный характер.

Например, статьей 25.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотрено, что в СРО арбитражных управляющих должны быть сформированы компенсационные фонды.

Целью их создания, согласно указанному ФЗ, является компенсация ущерба, причиненного третьим лицам в результате деятельности арбитражных управляющих.

При этом, размер компенсационного фонда не может быть меньше 20 миллионов рублей, а взнос каждого члена СРО арбитражных управляющих в указанный фонд – не менее 200 тыс. рублей.

Также, например, обязательное создание компенсационного фонда предусмотрено в каждой СРО оценщиков (ст. 24.6 ФЗ «Об оценочной деятельности»).

Законом предусмотрено, что обязательный взнос в компенсационный фонд каждого члена таких СРО, должен составлять не менее 30 тыс. рублей.

В градостроительной сфере также предусмотрено создание подобных фондов. Так, согласно ст. 55.4, ст. 55.16 ГрК РФ, в соответствующих СРО создаются специальные «компенсационные фонды возмещения вреда».

Компенсационные фонды имеют специальный правовой режим – использование их средств на иные, кроме выплат компенсаций цели, невозможно.

При этом, порядок осуществления компенсационных выплат определяется законодательством и уставами СРО.

Кто должен вступать в СРО, условия членства, как вступить

По общему правилу участие (членство) в СРО для субъектов предпринимательской (профессиональной) деятельности является добровольным, т.е. решение об этом принимается субъектами самостоятельно (п. 1 ст. 5 ФЗ о СРО).

Однако, та степень важности, которую придает государство деятельности СРО, подчеркивается не только принятием специальных законов об их организации и деятельности – в некоторых случаях наличие членства в СРО непосредственно влияет на возможность лица осуществлять тот или иной вид деятельности.

Так, например, если по общему правилу правосубъектность коммерческих организаций является общей, т.е. такая организация может осуществлять любые виды деятельности, то, согласно ч. 3 п. 1 ст. 48 ГК РФ, для осуществления юридическими лицами отдельных видов деятельности предусмотрено обязательное условие – такое юридическое лицо должно являться членом соответствующей СРО.

Одним из последствий нарушения указанного правила является то, что, если для исполнения заключенного договора одна из его сторон должна состоять в СРО в какой либо сфере, то в случае, если такая сторона договора не является членом СРО, другая сторона вправе потребовать не только расторжения договора, но и возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).

Кроме того, в соответствии с пдп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ осуществление юридическим лицом деятельности без членства в СРО либо без выданного СРО обязательного свидетельства о допуске к выполнению такого вида работ, если членство (наличие свидетельства о допуске) признается обязательным условием осуществления деятельности, является основанием для ликвидации такого юридического лица.

Некоторые последствия нарушения правила об обязательности участия в СРО предусмотрены и специальными федеральными законами, регулирующими деятельность в отдельной сфере.

Так, например, согласно пдп. 12 п. 1 ст. 39.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ, профессиональный участник рынка ценных бумаг может быть лишен Центральным Банком РФ лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, если будет нарушено требование об обязательном членстве в соответствующей СРО.

Направления деятельности, для осуществления которых необходимо членство в соответствующей СРО, определены федеральным законодательством.

Например, обязательное членство в СРО необходимо для лиц, осуществляющих деятельность на финансовом рынке (ст. 1 ФЗ о СРО на финансовом рынке),

В соответствии с законодательством в настоящее время обязательное членство в СРО предусмотрено, например, для лиц, осуществляющих деятельность на финансовом рынке (ст. 1 ФЗ о НКО в сфере финансового рынка), деятельность в градостроительной сфере (ст. 55.8 ГрК РФ) и т.д.

Для вступления в СРО заинтересованное лицо должно отвечать некоторым требованиям, которые устанавливаются законодательством и уставами соответствующих конкретных СРО.

Требования, предъявляемые к лицам, производящим оценку финансовых рисков, рисков финансовых обязательств определяются п. 1 ст. 7 ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» от 02.11.2013 № 293-ФЗ. К таким требованиям, в частности, относятся:

наличие высшего математического и (или) экономического образования;

отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления или преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Отметим, что, в соответствии с п. 3 указанной статьи, соответствующим СРО актуариев предоставлено право устанавливать собственные, не предусмотренные законом требования.

Аналогичное требование об отсутствии неснятой или непогашенной судимости предъявляется к лицам, вступающим в СРО оценщиков (ст. 24 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Кроме того, для оценщиков ст. 24.6 и ст. 24.7 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность по заключению договора страхования ответственности перед третьими лицами на сумму не менее 300 тыс. рублей.

Допуск СРО, осуществляемая сертификация

Для осуществления некоторых видов деятельности помимо собственно членства в СРО, заинтересованные лица должны получить специальный допуск (разрешение, квалификационный аттестат).

Очевидно, что требование по наличию специального допуска вызвано повышенной степенью важности осуществляемой деятельности и степенью риска при ее осуществлении.

Так, например, согласно пдп. 3 п. 3 ст. 24 ФЗ «О теплоснабжении» одной из обязанностей СРО в сфере теплоснабжения является разработка и утверждение требований к свидетельствам о допуске к работам, которые влияют на безопасность объектов теплоснабжения.

При этом, ст. 25 указанного ФЗ определены минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске. К ним, в частности, относятся требования к наличию специального образования и стажа работы в сфере теплоснабжения не менее 5 лет, требования к повышению квалификации не реже, чем 1 раз в 5 лет.

Отметим, что с принятием ФЗ от 02.06.2016 № 172-ФЗ для вступления в члены СРО оценщиков необходимо наличие квалификационного аттестата, а оценщики, которые являлись членами СРО оценщиков до 2017 года, соответственно, обязаны получить такой квалификационный аттестат.

Наконец, особо выделяются требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим деятельность в сфере градостроительства (ст. 55.5 ГрК РФ).

Ограничения и контроль саморегулируемых организаций

Вопросам ограничений, которые существуют как для самих СРО, так и их членов, уделяется особое внимание.

Очевидно, что включение в ряд федеральных законов норм об ограничениях и порядке осуществления контроля продиктовано, прежде всего, тем, что, как указывалось выше, необходимость в создании СРО была вызвана, в том числе, невозможностью и нецелесообразностью осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов непосредственно государством.

Ряд ограничений призван обеспечить независимость самих СРО.

Так, например, согласно п. 13 ст. 3 ФЗ о СРО в сфере финансового рынка СРО не может являться членом другой СРО, согласно ст. 19 указанного ФЗ СРО не вправе приобретать акции, облигации, выпущенные ее членами и т.д.

Следует обратить внимание, что ограничения установлены не только для самих СРО, как юридических лиц, но и на должностных лиц СРО. Так, согласно ст. 19 указанного ФЗ, руководитель СРО не вправе приобретать ценные бумаги, выпущенные членами СРО и т.д.

Указанной статьей также предусмотрено требование о том, что во внутренних документах СРО должны быть предусмотрены меры по предотвращению конфликта интересов самой СРО, ее работников.

Контроль за соблюдением СРО законодательства и ограничений осуществляется специально уполномоченными государственными органами и иными лицами.

Например, помимо общего надзора и контроля за деятельностью СРО, осуществляемого органами Прокуратуры РФ, ФНС РФ и т.д., существует т.н. специальный контроль.

В отношении СРО, создаваемых в сфере финансового рынка такие функции специального надзора и контроля осуществляются ЦБ РФ.

При этом, учитывая ту роль, которую играют СРО в настоящее время, законодательством достаточно подробно указаны как основания для проведения контроля, так и порядок проведения.

Так, пунктом 15 ст. 55.6 ГрК РФ предусмотрено, что в отношении каждого члена СРО, создаваемой в сфере градостроительства, должно вестись специальное дело, в которое, в том числе, входят документы о результатах проверок его деятельности.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *