Финансовый мониторинг

Содержание

Правовой статус и функции Росфинмониторинга.

Федера́льная слу́жба по фина́нсовому монито́рингу (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

После принятия в сентябре 2002 года поправок в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» КФМ России стал главным органом по борьбе с финансированием терроризма, был также расширен перечень организаций, обязанных представлять комитету информацию о сделках, в который вошли, в частности, компании игорного бизнеса, негосударственные пенсионные фонды и компании, занимающиеся операциями с драгметаллами (например, ломбарды).

С декабря 2002 года КМФ России отправляет в Центробанк чёрный список банков, скрывающих подозрительные сделки, с января 2003 года — списки лиц и организаций, подозреваемых в экстремистской деятельности. С марта 2003 года КФМ России (Росфинмониторинг) ведет собственный список зарубежных стран, причастных к отмыванию денег.

Росфинмониторинг от имени России участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмывание денег (ФАТФ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), а также Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации. Росфинмониторинг руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

1) непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

2) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия: 1) осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;

2) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

4) осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществляет проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает в установленном порядке дополнительную информацию об операциях клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;

6) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

8) получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;

9) осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;

10) ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

11) издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

12) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

13) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

14) взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

15) взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;

16) взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств;

17) направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

18) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

19) формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

20) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

21) участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

22) привлекает в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

23) размещает в установленном порядке заказы и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на проведение научно-исследовательских работ, а также иные гражданско-правовые договоры;

24) осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Росфинмониторингу;

25) обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

26) обеспечивает мобилизационную подготовку в Росфинмониторинге;

27) осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Росфинмониторинге;

28) организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих Росфинмониторинга;

29) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Росфинмониторинга;

30) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Росфинмониторинг в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) привлекать в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

2) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

3) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

4) проводить в пределах своих полномочий мероприятия в целях проверки исполнения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, касающейся соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в целях организации внутреннего контроля;

5) вносить руководителям соответствующих государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к административной ответственности;

6) создавать в установленном порядке межведомственные комиссии, рабочие и экспертные группы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

7) разрабатывать и утверждать в пределах своих полномочий методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;

8) создавать совещательные и экспертные органы (советы, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

9) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) устранение последствий нарушений в установленной сфере деятельности;

10) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

11) создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Росфинмониторинга;

12) учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и их описания;

13) учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Ограничения полномочий, указанных в пункте 7 настоящего Положения, не распространяются на полномочия директора Росфинмониторинга по управлению имуществом, закрепленным за Росфинмониторингом на праве оперативного управления, по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

К вопросу об особенностях правового статуса федеральной службы по финансовому мониторингу

Дракин А.А., аспирант кафедры «Административное и финансовое право» ОрелГТУ.

В статье рассматривается правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу. Автором классифицируются и рассматриваются функции Росфинмониторинга, а также аспекты его правового статуса как центрального органа исполнительной власти в системе противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

С февраля 2002 г. в России функционирует система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, законодательную основу которой составляет Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», институциональную основу — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Совсем недавно Росфинмониторинг был исключен из перечня ведомств, входивших в структуру Министерства финансов Российской Федерации. Теперь руководство деятельностью названной службы осуществляет Правительство РФ <1>. На наш взгляд, такое переподчинение и придание самостоятельного статуса целесообразно и вытекает из специфики возложенных на службу задач, функций и полномочий. Статус Росфинмониторинга еще более укрепился — на службу возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Росфинмониторингу предоставлено право самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а также вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы, которые касаются вопросов, относящихся к установленной сфере ведения службы, и по которым требуется решение Правительства РФ. Таким образом, восстановлены функции, касающиеся нормотворческой деятельности, которые ранее были переданы Министерству финансов РФ.

<1> Постановление Правительства РФ от 27.10.2007 N 708 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5492.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти <2>.

<2> Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2676.

Анализ норм Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу позволяет предложить следующую классификацию функций названного органа:

  • нормотворческая;
  • информационно-аналитическая и методологическая (сбор, обработка, анализ информации об операциях, подлежащих контролю, создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности, формирование и ведение федеральной базы данных, обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в установленной сфере деятельности);
  • контрольно-надзорная (осуществление обязательного контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом, ведение учета организаций, осуществляющих такие операции (сделки), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, осуществление проверок указанных организаций, проверка полученной информации, получение разъяснений по предоставленной информации, выявление признаков операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма);
  • административная (издание постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, принятие решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации);
  • координирующая (координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере ПОД/ФТ, разработка предложений о принятии межведомственных планов и программ в установленной сфере деятельности, взаимодействие с Банком России по вопросам установленной сферы деятельности);
  • превентивная (разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства в сфере ПОД/ФТ);
  • правоохранительная (применение мер административной ответственности к должностным и юридическим лицам за нарушения в части фиксирования и предоставления информации о финансовых операциях, направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма);
  • функция международного сотрудничества (представление государства в международных организациях по вопросам установленной сферы деятельности, участие в деятельности этих организаций, взаимодействие в соответствии с международными договорами с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществление с ними информационного обмена, участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров, в том числе межведомственного характера по вопросам установленной сферы деятельности).

Не подлежит сомнению, что «успешная реализация Федеральной службой по финансовому мониторингу своих функций позволила за сравнительно небольшой период времени подтвердить полную дееспособность национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма…» <3>.

<3> Степанков Д.В. Реализация Федеральной службой по финансовому мониторингу функций по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма // Банковское право. 2006. N 6.

Несмотря на то что служба осуществляет свою деятельность в определенной сфере, специфика деятельности и круг возложенных задач позволяет рассматривать этот орган исполнительной власти как элемент системы органов государственного финансового контроля, который осуществляет отдельные функции государственного финансового контроля <4>. Контрольная функция присуща всем органам исполнительной власти в пределах установленной компетенции, что предполагает их самостоятельность при ее реализации и специфические формы выполнения <5>.

<4> См.: Сатарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле // Финансовое право. 2006. N 1; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 146.
<5> См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 80.

Проблема повышения эффективности государственного контроля в сфере экономики и финансов представляет особое значение, поскольку обеспечение национальной безопасности и защита национальных интересов России в экономической области относится к приоритетным направлениям политики государства <6>. Росфинмониторинг — «это орган, который, несомненно, решает задачи обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации» <7>.

<6> Каратонов М.Е. Финансовая безопасность и финансовый контроль в условиях рыночных отношений // Юрист. 2006. N 6.
<7> Нечипоренко В.Г. Финансовая разведка как элемент системы обеспечения национальной безопасности // Безопасность бизнеса. 2006. N 1.

Финансовая разведка в России представляет собой один из основных институтов противодействия легализации преступных доходов в системе механизмов обеспечения экономической безопасности. «Место и роль данной службы в механизме обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации определяется ее соответствующим статусом, который изменяется в зависимости от характера преобразований административной системы государства» <8>.

<8> Степенков Д.В. Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности (проблемы теории и практики): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 8.

Являясь сложносоставным по своим функциям институтом, Росфинмониторинг формирует основы единого аналитического пространства, в котором должны взаимодействовать финансовые институты, правоохранительные органы, органы государственного управления, отвечающие за те или иные участки обеспечения финансовой безопасности.

При формулировании понятия соответствующего органа следует исходить из целей его создания и осуществляемых функций. Такое понятие должно отражать сущность созданного органа.

Росфинмониторинг представляет собой государственный орган, наделенный специальной компетенцией, осуществляющий функции контроля и надзора в области ПОД/ФТ и выполняющий задачу обеспечения финансовой безопасности государства. Это орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий задачи и функции в сфере ПОД/ФТ с помощью присущих ему форм и методов деятельности.

Росфинмониторинг не входит в систему правоохранительных органов государства, не является субъектом оперативно-розыскной деятельности и, соответственно, обладает иными правомочиями, ограничиваясь использованием прежде всего контрольно-финансовых методов. Это самостоятельный орган исполнительной власти с ярко выраженными контрольными функциями, центральное связующее звено в системе противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, мощная информационно-аналитическая и административная система.

Личный кабинет Росфинмониторинга

Росфинмониторинг вход в личный кабинет

Для входа в портал предусмотрено два варианта:

  1. Вход с указанием логина и пароля
  2. Вход с применением электронного ключа

Важно:

После первой авторизации на сайте Росфинмониторинг необходимо изменить выданные вам пароль на свой.

Какие возможности предоставляет официальный сайт Росфинмониторинг

После процедуры идентификации пользователи сайта росфинмониторинг могут иметь доступ в следующим данным:

  • Перечень организаций и физических лиц причастных к экстремистской и террористической деятельности, как действующих, так и исключенных.
  • Возможность проверить организацию или физическое лицо на учет в данном списке при помощи функции поиск.
  • Ознакомиться со списком финансовых операций, которые заблокировал Росфинмониторинг.
  • Подавать данные, согласно законодательству, об ответственных должностных лицах .

И многие другие функции, информацию о которых Вы найдете на официальном сайте Росфинмониторинг.

Важно:

Если Вы трижды ошиблись при наборе логина или пароля, осуществляя вход в Личный кабинет, и появилась надпись “Пользователь заблокирован” — подождите пятнадцать минут и возможность набора снова будет открыта.

Для того чтобы перейти на официальный сайт Федеральные службы Росфинмониторинг — нажмите на указанные ниже ссылки:

Официальный сайт Росфинмониторинг — http://www.fedsfm.ru/

Личный кабинет — https://portal.fedsfm.ru/account/choice?ReturnUrl=%2f

Телефон горячей линии: (495) 627-33-97

Автор статьи и владельцы сайта не являются представителями Федеральной службы по финансовому мониторингу и вся информация, изложенная на данной странице носит ознакомительный характер. Все данные взяты из открытых источников на сайте www.fedsfm.ru.

Мы будем рады если наша страница оказалась полезной для Вас.

Вопросы, финмониторинг – что это, как он работает, для чего нужен и к каким последствиям приводит, интересуют многих. Дело в том, что о строгом надзоре за финансовой деятельностью слышал практически каждый, а о его реальных целях и задачах не знает почти никто. Неприкосновенность же личных денежных средств заботит практически каждого. Это и порождает многочисленные необоснованные опасения.

Финмониторинг и его виды

Финансовый мониторинг (финмониторинг) доступными словами означает наблюдение, сбор и обработку сведений о денежных операциях граждан (физических лиц) и предприятий и организаций (юридических лиц). Вести такую деятельность имеют возможность только те субъекты, которые имеют непосредственное отношение к финансовым потокам.

Весь денежный оборот завязан на финансовые организации – банки, страховые компании, пенсионные и другие фонды, биржи и т.д. Именно им проще всего осуществлять контроль операций с деньгами. Соответственно, логика подсказывает, что именно финансовые организации становятся субъектами финмониторинга, т.е. теми, кто его осуществляет.

Деятельность каждого отдельного субъекта сама по себе смысла не имеет. Необходима координация из работы, централизованный сбор, хранение и обработка информации. Эти задачи должны выполнятся в масштабах целого государства и, как правило, их реализация возлагается на государственные органы. В России таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг или ФСФМ, официальный сайт). Служба является одним из действующих в России федеральных органов исполнительной власти и находится в подчинении у Президента РФ.

Таким образом, финансовый мониторинг в стране осуществляется на двух уровнях. Им соответствуют два вида финмониторинга:

  1. Обязательный. Этот вид входит в функции Росфинмониторинга и включает накопление информации и общий контроль финансовых потоков в пределах станы и за рубеж.
  2. Внутренний. Этот вид осуществляется субъектами (финансовыми организациями) при выполнении клиентами финансовых операций. Его задача – определить те из них, которые соответствуют критериям обязательного мониторинга, зафиксировать и отправить данные о них в уполномоченный орган.

Полномочия участников, правовой базис их деятельности, признаки операций, подлежащих обязательному финмониторингу, устанавливаются законодательно Основной регулирующий эти положения в Российской Федерации документ — закон № 115-ФЗ от 07.08.2001г.

Аналогичные законы и органы действуют практически во всех странах. К примеру, соответствующая украинская служба носит название Государственной службы финансового мониторинга, контролируется правительством (Кабинетом Министров) и руководствуется ЗУ про противодействие отмыванию средств и финансированию преступной деятельности.

Цели финмониторинга

Закон о финансовом мониторинге уже в названии точно определяет цели, с которыми ведется эта деятельность. Его основные задачи – не допустить:

  • Легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств;
  • Финансирования преступной деятельности, прежде всего, терроризма.

Отмывание денег — термин, появившийся в США еще в первой половине прошлого века. Тогда на полученные преступными группировками деньги была создана сеть прачечных. Поступавшие от них средства показывались как доходы от оказания услуг, прежде всего, стирки, становясь легальными («отмытыми»).

Суть процесса не поменялась и сегодня – незаконные доходы (прибыли от продажи наркотиков и оружия, рэкета и пр.) различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях. После этого, полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений. В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование преступной деятельности, нередко используются в интересах террористических организаций.

Выявить такие схемы и пресечь работающие в их рамках финансовые потоки и должен финансовый мониторинг. Поскольку в операциях задействуются как счета физических лиц, так и корпоративные финансы, внимание уделяется всем операциям.

Важность ФМ

Сказанное выше отражает важность контроля денежных потоков. Но и в государственных органах, и на местах (в субъектах мониторинга) одновременно выполняются и другие важные действия:

  • Производится проверка на соблюдение клиентами требований законодательства и соответствие операций установленным нормам, в частности, ФЗ №115.
  • Формируется (на местах) и анализируется регулярная отчетность.
  • Осуществляется регистрация финансовых операций.
  • Ведется проверка законности операций и происхождения (источников получения) денежных средств, зачастую требующая документального подтверждения.
  • Проверяются персональные данные клиентов на предмет возможного участия в криминальных или террористических организациях, идентифицируются отправители и получатели средств, участники финансовых сделок.
  • Составляются списки клиентов — потенциальных участников незаконных операций.

Этими мерами достигается не только решение главных задач мониторинга. Выполнение таких действий помогает предотвратить планирующиеся преступления и существенно укрепляет безопасность работы финансовой организации.

Как и кем проводится

Двухуровневая система финансового мониторинга, работающая в стране, отличается высокой эффективностью, но, вместе с тем, не создает неудобств для клиентов финансовых учреждений при проведении операций.

Работает она следующим образом.

Внутренний ФМ

В деятельность по контролю вовлечены все сотрудники (кассиры, операционисты в банках, работники страховых компаний, отделов и департаментов других учреждений), непосредственно обслуживающие операции клиента в финансовой организации. На них возлагается проведение первичных операций мониторинга — идентификация личности человека, совершающего транзакцию и, в некоторых случаях, проверка ее соответствия оговоренным законом условиям.

В основном их задача ограничивается сбором необходимой персональной информации клиента и поверхностной проверкой ее подлинности (например, правильности заполнения паспортных данных и соответствия сведений о доходах данным, приведенным в справках).

Отделы (департаменты) финмониторинга

Более детально финансовые операции анализируют сотрудник департаментов (отделов) финансового мониторинга банков и других организаций. Они имеют доступ к деталям операции и персональным данным ее контрагентов.

  • Кому подчиняются такие отделы и департаменты? Для качественного выполнения возложенных на них задач и недопущения злоупотреблений во внутрибанковской деятельности или работе других учреждений, подотчетны исключительно главным органам управления соответствующих структур – совету директоров или правлению банка, ТОП менеджменту компании и т.д. Кроме того, полномочий сотрудников таких отделов достаточно и для того, чтобы контролировать деятельность высших должностных лиц учреждения.
  • Какую работу они проводят? Сотрудник проверяет каждую (если на этапе первичного мониторинга не производился отбор) операцию и принимает решение о том, подлежит ли она внутреннему или обязательному финансовому мониторингу. Каждая такая операция получает соответствующий код.
  • Что дальше? В установленные сроки сведения об операциях, подпадающих под действие закона, собираются в файлы отчетности в соответствии с присвоенными кодами (они же определяют периодичность этих действий) и отправляются в электронном виде в уполномоченные государственные органы (Росфинмониторинг), ведущие обязательный мониторинг.

Обязательный ФМ

Сотрудники ФедСФМ, получая отчетность финансовых организаций, контролируют соответствие попавших в нее операций требованиям законов о мониторинге. Поскольку в их распоряжении находится объединенная база данных, возможности для детального изучения всех деталей и принятия взвешенного решения у них значительно шире.

В случае возникновения подозрений о том, что какая-либо из банковских операция направлена на финансирование преступной деятельности, отмывание денег или производится из средств, полученных преступным путем, Федеральная служба имеет право заблокировать движение по счёту до получения дополнительной информации:

  • данных документов клиента или хранящихся в банке копий;
  • документов, подтверждающих персональные данные и происхождение средств от самого клиента;
  • информации о других финансовых операциях физического лица или организации.

На основании этих документов проводится всесторонняя проверка клиента и его денежных потоков. В случае выявления в преступной деятельности дальнейшее разбирательство проводится правоохранительными и судебными органами.

Не исключены случаи, когда операция имеет явные признаки противозаконной деятельности, например, платежи в пользу организаций, признанных террористическими или финансирующими в преступную деятельность. При их обнаружении соответствующие меры принимаются без дополнительных проверок.

Такая организация работы требует тесного взаимодействия государственного уполномоченного органа и сотрудников отдел финансового мониторинга банков и других учреждений. Такую координацию осуществляет ФСФМ РФ. На эту службу возложена также задача подготовки по вопросам финмониторинга кадров на местах.

Какие операции подлежат мониторингу

Как говорилось выше, контроль осуществляется за всеми операциями всех клиентов финансовых организаций — юридических и физических лиц. Признаков, по которым действия относятся к подлежащим внутреннему или обязательному мониторингу множество. Среди важнейших – контрагенты и суммы транзакций.

Перечень операций, которые контролируются субъектами и уполномоченными органами финмониторинга приведен в законах, на основании которых осуществляется их деятельность. Следует отметить, что и сам список, и граничные суммы транзакции не могут считаться постоянными. В случае изменения ситуации, корректируются они достаточно быстро путем принятия соответствующих поправок к законодательству.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные преступным путем, оказывается наличными, именно действиям с наличностью уделяется максимальное внимание. В настоящий момент мониторингу подлежат операции на сумму свыше 600 тыс. руб.:

  • обмен валют (вне зависимости от направления) и банкнот (старых на новые, одного номинала на другой);
  • снятие наличных с банковского счета или пластиковой карты или пополнение счёта/карты наличными с последующим безналичным перечислением средств;
  • покупка за наличные ценных бумаг;
  • получение средств по чекам иностранных банков, выписанным на предъявителя, скупка или продажа дорожных чеков;
  • перевод средств на неименные карты, анонимные (на предъявителя) вклады, депозиты в иностранных банках, получение средств с таких карт/вкладов (депозитов);
  • отправка средств на счета казино, покер-румов и других операторов азартных игр;
  • поступление или отправка средств в рамках займов под нулевой процент или безвозмездной помощи (благотворительности).

Кроме того, чтобы не подвергнуться финансовому мониторингу следует избегать операций:

  • определение назначения или сторон которых затруднено;
  • не обоснованных деятельностью клиента или экономической целесообразностью (например, покупка золота в слитках клининговой фирмой, выплата компанией, находящейся на грани банкротства зарплат в сотни тысяч рублей или перевод депозитных средств или кредитов на рефинансирование в банк, предлагающий заведомо худшие условия обслуживания).

Следует отметить, что и попытки вывести операции из-под мониторинга, например, деление суммы на несколько платежей, вызовут пристальное внимание специалистов.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Что потребуется для проведения приостановленной операции

Если операция клиента, попавшая под финансовый мониторинг, всё же была заблокирована, необходимо будет документально подтвердить ее законность и предоставить все запрошенные сведения.

Как правило, для успешного прохождения проверок достаточно документов, которые подтверждают происхождение используемых в транзакции средств:

  • Для физлиц это могут быть справки о доходах, выписки по счетам в других банках, кредитные договора, документы подтверждающие наследство и дарение и т.д.
  • Для юридических лиц, чаще всего, достаточно копий бухгалтерской отчётности, банковских выписок, заключений аудиторских служб.

Естественно, потребуются также удостоверения личности и им сопутствующие документы (например, справки обязательного социального страхования или свидетельство о постановке на налоговый учет). Для предприятий и организаций, возможно, придется предъявить учредительные документы.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Ранее Федеральная служба по финансовому мониторингу находилась в ведении Министерства финансов РФ. С сентября 2007 г. Служба передана в непосредственное ведение Правительства РФ.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность:

непосредственно;

через свои территориальные органы.

Важнейшими функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;

проверка в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по предоставленной информации;

выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

осуществление в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

подготовка проекта перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и представление его в Министерство финансов РФ;

участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

изучение международного опыта и практики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

иные функции, предусмотренные законодательством.

Финансовый мониторинг

02.04.2017 16 539 Время на чтение: 15 мин.

Константин Белый

В этой статье я разберу тему, на которую мне периодически поступают вопросы — финансовый мониторинг или, как его называют сокращенно, финмониторинг. Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое финансовый мониторинг, что представляет собой орган (служба) финансового мониторинга, как он работает, как осуществляется финансовый мониторинг в банках России и Украины, чем он регулируется, какие операции попадают под финмониторинг, стоит ли его бояться юридическим и физическим лицам, и много другой полезной информации на эту тему.

Что такое финансовый мониторинг?

Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. «Финансы» — это деньги в движении, а «мониторинг» — это процесс наблюдения и фиксации результатов.

Таким образом, финансовый мониторинг — это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган — служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь — коммерческие банки. Помимо них, субъектами финансового мониторинга являются страховые компании, биржи, платежные системы и многие другие финансовые структуры.

В разных странах эта процедура может называться по разному, например, «финансовый контроль», «финансовая разведка», у нас же присутствуют все эти понятия, они в чем-то похожи, но имеют свои различия. Сегодня мы будем говорить именно про финансовый мониторинг в банках.

Итак, в России, Украине и других постсоветских странах финансовый мониторинг осуществляется с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и тесно связан с законодательными актами, касающимися этого (далее я приведу названия конкретных законов).

Виды финансового мониторинга

Существует два вида финмониторинга: обязательный и внутренний. Рассмотрим, что они означают.

Обязательный финансовый мониторинг — это анализ финансовых потоков, проводимый специальным государственным органом финансового мониторинга.

Внутренний финансовый мониторинг — это внутрибанковский контроль над проводимыми операциями клиентов с целью выявления тех операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу для отправки данных о них в уполномоченный орган, а также любых других операций, которые могут быть связаны с «отмыванием» денег и финансированием преступной деятельности.

Как осуществляется финансовый мониторинг в банках?

Теперь пару слов о том, как проводится финансовый мониторинг в банках, в чем он заключается. Все очень просто, вся процедура сводится к следующему:

  • Сотрудник банка, осуществляющий операцию (операционист или кассир), проводит идентификацию клиента (проверяет, вписывает и/или копирует его паспортные данные и другие документы при необходимости);
  • Сотрудник банка, ответственный за финмониторинг, проверяет все проведенные финансовые операции, и на тех, которые подлежат обязательному или внутреннему мониторингу, ставит специальные отметки — различные коды, которые обозначают критерии отнесения операции к финансовому мониторингу;
  • В необходимый срок (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) сотрудники головного офиса банка формируют нормативную отчетность, включающую операции, попадающие под финансовый мониторинг (они отмечены кодами, см. выше), и отправляют эту отчетность в электронном виде в уполномоченный орган финансового мониторинга.

Сотрудники службы финансового мониторинга просматривают эту отчетность, и в случае, если у них возникают подозрения о причастности некой операции к легализации преступных доходов или финансированию терроризма, запрашивают в банке дополнительную информацию (данные документов клиента или сами документы), которую банк им предоставляет или запрашивает у клиента. Далее при необходимости проводится проверка клиента, других его операций, и в случае, если выявлена преступная схема — задержание и последующие следственные и судебные процедуры.

Обращаю внимание: банк не запрещает, не блокирует и не ограничивает как-либо операции, подлежащие финансовому мониторингу. Такие операции просто попадают под более тщательный контроль.

Исключение составляют редкие случаи. Например, когда кто-то пытается совершить платеж в пользу лица, числящегося в списке международных террористов или нечто подобное.

Законы о финансовом мониторинге

Финансовый мониторинг в России базируется на законе № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Финансовый мониторинг в Украине осуществляется согласно закону № 1702-VII от 14.10.2014г. «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения».

В этих законах детально описана система финансового мониторинга в России и Украине соответственно, поэтому, если вам необходимо найти какие-то точные моменты на эту тему, рекомендую изучить актуальное законодательство своей страны (как вы понимаете, в законы регулярно вносятся всевозможные изменения).

Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.

Органы финансового мониторинга

Немного о том, как называются органы финансового мониторинга в России и Украине, и что они собой представляют.

В России эти функции выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу или, как ее часто называют, Росфинмониторинг. Официальный сайт — fedsfm.ru. Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти и подчиняется президенту РФ.

В Украине функционирует Государственная служба финансового мониторинга (Госфинмониторинг), официальный сайт — sdfm.gov.ua. Эта служба подконтрольна Кабинету Министров Украины, а конкретно — министру финансов, и имеет статус центрального органа исполнительной власти.

Операции, попадающие под финансовый мониторинг

Далее я рассмотрю отдельные, наиболее часто встречающиеся операции, попадающие под обязательный (государственный) и внутренний финансовый мониторинг. Обращаю внимание, что это не исчерпывающий перечень, а также на то, что перечень, суммы и типы операций в любой момент может измениться внесением соответствующих изменений в законодательные акты. Поэтому для получения на 100% точной и актуальной информации лучше всего обратиться к первоисточникам.

Повторюсь, что для России такие операции определены законом № 115-ФЗ от 13.07.2001г., а для Украины — законом № 1702-VII от 14.10.2014г.

Итак, какие операции попадают под государственный финмониторинг?

Во-первых, операции с наличностью на сумму, превышающую 600 тыс. рублей для РФ и 150 тыс. гривен для Украины:

  • покупка или продажа иностранной валюты;
  • снятие со счета наличных или взнос наличных на счет с последующим перечислением;
  • покупка ценных бумаг;
  • обналичивание иностранного чека на предъявителя;
  • обмен банкнот одного номинала на другой;
  • покупка или обналичивание дорожных чеков;
  • выплата страхового возмещения или внесение страховой премии;
  • зачисление или перевод средств из стран / в страны, входящие в перечень стран, не выполняющих требования ФАТФ — межправительственной организации, занимающейся противодействием легализации преступных доходов и финансированию терроризма (в частности — это оффшоры);
  • открытие депозита на предъявителя или в пользу третьего лица;
  • перечисление средств на депозит за рубеж или зачисление возврата депозита из-за рубежа;
  • выплата выигрышей в лотерею, денежных призов и т.п.;
  • внесение средств для участия в азартной игре;
  • предоставление или получение беспроцентных займов;
  • получение или перечисление благотворительной помощи;
  • некоторые другие операции.

Во-вторых, операции на любую сумму, если они осуществляются лицом или в пользу лица (физического или юридического), входящих в список лиц и организаций, причастных к терроризму и экстремизму.

Какие операции попадают под внутренний финмониторинг?

  1. Финансовые операции, носящие запутанный характер, в которых не прослеживается конечная цель и смысл совершения операции, независимо от суммы (например, клиент А перечисляет некую сумму клиенту Б, клиент Б делит ее на 2 части и перечисляет клиентам В и Г, а клиенты В и Г перечисляют их обратно клиенту А).
  2. Финансовые операции, не соответствующие направлению деятельности клиента, независимо от суммы (например, сельскохозяйственное предприятие покупает золотые слитки).
  3. Финансовые операции, характер которых дает понять, что клиент хочет уклониться от обязательного финансового мониторинга или идентификации. (Например, дробление суммы операции: клиент не меняет валюту на 600 тыс. рублей сразу, а меняет три дня подряд на 200 тыс. рублей).
  4. Любые операции, если у субъекта финмониторинга возникают подозрения, что они могут быть связаны с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Чем грозит финансовый мониторинг?

Часто люди пугаются финансового мониторинга и боятся проводить операции, которые могут под него попасть. На самом деле, в этом нет ничего страшного. Ежедневно в каждом банке осуществляются сотни, тысячи, десятки тысяч операций, попадающих под обязательный и внутренний финансовый мониторинг. И это отнюдь не означает, что у клиентов, совершающих такие операции, возникают какие-либо проблемы.

Просто все эти операции скапливаются в базе данных, которая хранится в уполномоченном органе (службе) финансового мониторинга, и при необходимости может быть использована.

Из личного опыта: на протяжении 9-летней работы в банке, в отделениях, где я работал, практически ежедневно совершались операции, подлежащие внутреннему и обязательному финансовому мониторингу. И за это время ни разу, ни к одному клиенту не возникало каких-либо серьезных вопросов от контролирующих органов по поводу этих операций. Периодически запрашивалась дополнительная информация в банке, банк запрашивал ее у клиента и передавал, все.

Банк может заблокировать операцию, только если у нее имеются явные признаки легализации преступных доходов или финансирования терроризма. Также блокировку на счет может наложить государственная служба финансового мониторинга. При этом такие блокировки носят, как правило, временный характер, до предоставления клиентом каких-то дополнительных документов, позволяющих удостовериться, что эта операция не попадает под действие законов «О противодействии легализации…».

Многие часто спрашивают: означает ли попадание операции под финмониторинг то, что сведения о ней передадут в налоговые органы? Нет, не означает. Сведения об операции поступают только в уполномоченный орган финансового мониторинга, в компетенцию которого не входит проверка соблюдения налогового законодательства и выявление уклонений от уплаты налогов.

Теперь вы имеете представление о том, что такое финансовый мониторинг, как он осуществляется, каковы виды финансового мониторинга, какими законами он регулируется в России и Украине, какие операции попадают под финмониторинг. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, ну а за более подробными данными обращайтесь к законодательным актам. Если у вас возникли какие-то вопросы, всегда можете задать их в комментариях.

На этом я прощаюсь с вами. Сайт Финансовый гений — отличный способ бесплатно повысить свою финансовую грамотность и получить много полезной практической информации в области финансов, экономики, достижения успеха. Оставайтесь с нами и будьте финансово грамотными! До новых встреч!

Традиционно различают два вида финансового мониторинга

ТЕМА 2. МЕСТО БАНКОВ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ

1. Понятие и виды финансового мониторинга. 1

2. Построение и характеристика современной системы финансового мониторинга в Российской Федерации 3

3. Органы государственного финансового мониторинга и их основные функции. 5

4. Функции Банка России в целях финансового мониторинга. 6

Понятие и виды финансового мониторинга

Происхождение понятия «мониторинг» (от лат. — monitor — «предостерегающий») принято связывать со Стокгольмской конференцией ООН по окружающей среде, проходившей в 1972 году. На ней в буквальном смысле мониторинг трактовался как система непрерывного наблюдения и оценки состояния окружающей среды. Практически и сегодня понимание мониторинговой деятельности существенно не изменилось. Так, под мониторингомпонимается система непрерывного наблюдения и оценки за конкретным видом деятельности отдельно взятого субъекта с использованием определенных методов и инструментов.

По своей сути мониторинговая деятельность является проблемно-ориентированной и носит системный характер, что принципиально отличает ее от исследований, базирующихся как на ситуационном, так и на средовом подходе. Целостность мониторинговой деятельности во многом определяется ее ориентацией на решение конкретных прикладных задач, в которых находят воплощение реальные практические потребности.

Мониторинг также может использоваться и с научными целями и в этом контексте может рассматриваться как самостоятельный научный феномен. В данном случае мониторингу отводится роль средства подготовки материалов для выдвижения гипотез, построения моделей, их проверки и последующего использования.

Стоит отметить, что мониторинг отличается от контроллинга. Контроллинг, по мнению ряда авторов, является смежным понятием между контролем и мониторингом. Он, как инструмент менеджмента, направлен на обеспечение информационной поддержки руководящего звена и использует широкий спектр традиционных и современныхтехнологий обеспечения эффективности руководящей деятельности при ограниченных ресурсах, таких как управление персоналом, контроль издержек, учет результатов операций по центрам ответственности, управление стоимостью, применение сбалансированной системы показателей и др.

Рассмотрим подробнее основные виды мониторинга.

1) В зависимости от инструментария и результатов осуществления мониторинга в отечественной теории выделяют

· динамический,

· сравнительный

· комплексный мониторинг.

Динамический мониторинг является наиболее простым вариантом финансового мониторинга. Основанием для динамического мониторинга являются данные, собранные преимущественно путем наблюдения объекта, процесса или явления. При проведении такого мониторинга внимание уделяется накоплению и ранжированию хронологически упорядоченных сведений. Одновременно для прогнозирования и оценки состояния объекта мониторинга обычно применяются формально-математические методы, что дает возможность обнаруживать устойчивые тенденции, однако затрудняет интерпретацию и использование полученных результатов.

Сравнительный мониторинг является более сложным видом мониторинга как по форме, так и по содержанию. Эго связано с использованием в процессе сбора, верификации, обработки и анализа сведений о выделенном объекте информации, состоянии и поведении идентичных или схожих объектов. Наблюдение за выделенным объектом и его аналогами производится параллельно одними и теми же методами, средствами и способами на протяжении сопоставимых временных интервалов или же одновременно. Сравнительный мониторинг является эффективным инструментом выявления закономерностей и причинно-следственных связей и позволяет вести поиск источников и факторов развития объекта наблюдения с помощью прикладных математических методов, что существенно повышает достоверность результатов и обоснованность конечных выводов.

В рамках комплексного мониторинга применение прикладных математических методов, моделей, алгоритмов и критериев обработки информации органично сочетается с использованием средств, способов и приемов сбора сведений об объекте наблюдения. Комплексный мониторинг является наиболее сложным ипотенциально эффективным видом мониторинга. В настоящее время применение данного вида мониторинга достаточно затруднительно.

2) С точки зрения приоритетности мониторинг бывает

· стратегическим

· тактическим.

Стратегический мониторинг охватывает, как правило, широкий круг вопросов и имеет значительный временной горизонт. Он является по своей сути проблемно-ориентированным и нацелен на решение задач развития.

Тактический мониторинг предназначен для решения оперативных краткосрочных задач.

3) В зависимости от характера задач, решаемых на основании результатов наблюдений, выделяют

· сопровождающий

· проблемный мониторинг.

Сопровождающий (текущий, фоновый) мониторинг предназначен собственно для слежения за состоянием и динамикой объекта наблюдения, выявления тенденций, угроз и сигнализации о возникновении потенциально и безусловно опасных ситуаций. Для него характерно постоянное слежение за ограниченным фиксированным числом параметров (показателей, индикаторов) объекта наблюдения.

Проблемный мониторинг направлен на выяснение закономерностей, зависимостей, факторов и источников проблем, которые связаны с объектом наблюдения и актуальны, востребованы лицами, принимающими управленческие решения. В рамках проблемного мониторинга акцент делается на анализ результатов наблюдения и обработку информации с помощью прикладных методов.

В основу классификации мониторинга также может быть положен информационный критерий, раскрывающий особенности накопления, систематизации и распространения информации.

Финансовый мониторинг представляет собой разновидность мониторинга и одновременно составную часть государственного финансового контроля, направленную на противодействие проникновению в легальную экономику «грязных» денег (денег, полученных преступным путем) законодательно установленными методами. При этом в данном контексте «грязные» деньги:

— нарушают общепризнанные нормы экономической деятельности и принципы рыночной экономики;

— способствуют криминализации хозяйственной деятельности;

— используются для подкупа сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления и проникновения преступных элементов в политические институты,;

— являются питательной средой для организованной преступности, в том числе терроризма, и в результате создают угрозу национальной безопасности страны.

Традиционно различают два вида финансового мониторинга

· внешний

· внутренний.

Внешний (или государственный) финансовый мониторинг осуществляется государственными органами и организациями, контролирующими финансовую и денежно-кредитную системы в целях устойчивого их развития, и регулируется нормами финансового права.

Внутренний финансовый мониторинг является неотъемлемой составляющей контрольной деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, регулируется нормами межотраслевого права (например, для кредитных организаций — нормами банковского права) и базируется на ряде принципов. Среди принципов внутреннего финансового мониторинга следует отметить такие принципы, как принцип комплексности, непрерывности, целесообразности, методической корректности, репрезентативности, пригодности для оценки и прогнозирования, направленности на информационную поддержку управленческих решений.

Относительно деятельности кредитных организаций внутренний финансовый мониторинг также может иметь разнообразные подвиды. Так, в зависимости от объекта мониторинга в их числе могут быть — кредитный, инвестиционный, кассовый, расчетный, операционный и прочие виды мониторинга. Также возможна классификация финансового мониторинга с разделением его на мониторинг клиентов, их выгодоприобретателей, представителей клиентов и клиентских операций, осуществляемый со стороны кредитных организаций, и собственно мониторинг кредитной организации, ее банковских операций и сделок.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *