Фактический адрес местонахождения

Адрес местонахождения и юридический адрес – в чем различия

Помимо наименования следующим официальным реквизитом или формальным признаком реального существования каждой компании является ее местонахождение, которое в деловых кругах очень часто именуют юридическим адресом. Следовательно, адрес местонахождения это юридический адрес.

Разберемся, в этих определениях. Сначала следует выяснить, что такое местонахождение компании и где оно указывается. Согласно с нормой статьи 54 Гражданского Кодекса место реального нахождения компании в обязательном порядке указывается в ее учредительной документации. Оно также одновременно является местом, по которому компания зарегистрирована (прошла процедуру госрегистрации).

По юр. адресу компании (иначе именуемому адресом местонахождения) должен находиться в рабочее время его непрерывно функционирующий исполнительный орган или иное лицо, владеющее правом действовать от имени этого юр. лица без дополнительного разрешения (к примеру – гендиректор).

Адресом местонахождения субъекта предпринимательства должен быть такой адрес в географическом его понимании, по которому может быть установлена связь с компанией, действующей в согласованности с федеральным законодательством.

Какой адрес местонахождения юридического лица указать?

К избранию адреса местонахождения любой компании, независимо от ее организационной формы и иных характерных особенностей, необходимо подойти самым, что ни на есть, тщательнейшим образом. Адрес местонахождения юридического лица – это то, на что в первую очередь обращает внимание сотрудник ИФНС при осуществлении регистрационных действий.

Правильным для проведения госрегистрации является тот адрес, который не находится в «черном перечне» налоговой службы, то есть не является массовым. Массовые юр. адреса обычно известны не только налоговым службам, но и иным госучреждениям, и даже банкам. В том случае, когда в качестве адреса для госрегистрации будет указан такой массовый адрес, эта компания вызовет к себе особо пристальное внимание со стороны всех контролирующих органов, поскольку у них сразу же возникнет мнение, что это фирма «бабочка», т.е. – однодневка.

Таким образом, в качестве местонахождения компании в учредительной документации можно указать один из имеющихся в наличии адресов:

  • адрес фактического проживания (прописки) одного из учредителей;
  • адрес размещения нежилой недвижимости, используемой в хозяйственной деятельности компании на праве аренды;
  • адрес нежилого сооружения, принадлежащего на праве частной собственности одному из соучредителей;
  • юридический адрес, который арендуется у специализированных юридических фирм. По этому адресу фактически юр. лицо и не будет размещаться, если этого не потребуют обстоятельства (к примеру, выход налогового инспектора на поверку).

Юридический – почтовый — фактический

Действующее федеральное законодательство по состоянию на сегодня вообще не содержит определений для этих трех особо распространенных понятиях. Так, ни в одном Законе либо ином подзаконном нормативно-правовом акте России не содержится конкретных разъяснений, что же именно такое юридический, фактический, и даже почтовый адрес. Эти обстоятельства порождают массу толкований.

В существующей юр. практике адрес, прописанный в учредительной документации (юридический), отличается от фактического, или же почтового адреса. А потому смело можно прийти к выводу – что у каждой компании имеется два адреса – юридический и фактический.

Можно подытожить, что юридический адрес – это такая себе формальность, которую следует соблюсти при сборе следующих документов: соглашение об аренде, свидетельство о праве частной собственности, — необходимых для проведения госрегистрации.

Почтовый адрес в основном отличается от юридического тем, что на практике определенный сотрудник, в чьи обязанности входит работа по обслуживанию бизнеса, доставляет всю приходящую на юр. адрес входную корреспонденцию на фактический адрес.

Поскольку, как уже оговаривалось выше, для каждой компании необходим адрес местонахождения, то большинство руководителей прибегают к оптимальному методу приобретения или аренды юр. адреса у специализированной и надежной юр. компании. Данный адрес будет указываться в учредительной документации и в Едином Госреестре юр. лиц, а реально компания будет находиться по иному — фактическому адресу.

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический…», «почтовый…» и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический…» и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Адрес местонахождения — это юридический адрес или фактический?

Есть вопросы? Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

8 (800) 350-13-94 — Федеральный номер

8 (499) 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 (812) 425-64-57 — Санкт-Петербург и Лен. обл.

Гражданский кодекс обязывает все юридические лица указывать в учредительных документах свое местонахождение. Так же оно должно присутствовать в сведениях об организации, содержащихся в ЕГРЮЛ. Такое требование решает задачи информирования налоговых органов и кредиторов компании о способах связи с ней. Неверное указание важных сведений влечет за собой правовые риски. Но не все руководители точно знают, адрес местонахождения — это юридический адрес или фактический.

Нормативно-правовое регулирование

Вопрос обязательного внесения в учредительные документы и ЕГРЮЛ данных о том, где можно найти директора фирмы и куда направлять ей корреспонденцию, решается двумя основными законами:

  • Гражданским кодексом;
  • Законом о регистрации юридических лиц и ИП.

При этом ГК под этим термином для предприятия в целях внесения его в учредительные документы, понимает только населенный пункт, налоговые органы, осуществляя регистрацию фирм, потребуют для реестра полные сведения, включая индекс и номер офиса. Их придется подтвердить договором аренды или свидетельство о собственности. Информация, точная и достоверная, определяет два значимых для организации параметра:

  • возможность связаться с ней в любое время, для получения важных писем или в целях поведения выездных налоговых проверок, которые всегда проходят на территории налогоплательщика;
  • определение, где именно находится ее руководитель.

Важно: Исходя из этих двух принципов адресом местонахождения должен быть только юридический, указанный в ЕГРЮЛ и учредительных документах.

Понятия «фактического» в законодательстве не содержится. Оно используется только в деловом обиходе и не имеет самостоятельного правового значения.

Что указывать в уставе

ГК РФ прямо не требует указывать в уставе все подробности: город, улицу, дом, номер офиса или квартиры. Норма сформулирована так, что общество вправе ограничиться только населенным пунктом как местом его государственной регистрации. На практике все компании указывают данные максимально подробно, так же как и в реестре. Это связано со сложностями при корректировке устава при изменении данных, но поднимает доверие к юридическому лицу со стороны клиентов и инвесторов.

Интересно: Некоммерческие организации согласно правилам Минюста, занимающегося их регистрацией, ограничиваются упоминанием в учредительных документах только населенного пункта.

Разрешено ли использовать жилое помещение

При поиске ответа на вопрос, юридический адрес — это какой адрес, не все знают, что организация вправе быть зарегистрирована и в квартире, в которой проживает ее руководитель, даже не являющийся собственником жилого помещения. Это позволяет оптимально решать задачу установления, где именно находится руководитель фирмы, которому лично могут вручены деловые предложения, иски или заявления об увольнении. Чтобы зарегистрировать такой вариант определения способа связи, в ФНС придется предоставить:

  • свидетельство о собственности на квартиру;
  • согласие всех собственников долей в ней на использование ее в деловых целях;
  • паспорт директора.

Внимание: Недостатком использования квартиры станет необходимость смены данных в учредительных документах, если полномочия директора прекращены по любым основаниям, в том числе и как результат дисквалификации.

Несмотря на то, что квартира может быть указана в целях идентификации фирмы, использовать ее как офис нельзя до перевода в нежилой фонд.

Что указывать в карточке предприятия и реквизитах

В своей деятельности юридическое лицо указывает свое местонахождение постоянно:

  • в реквизитах заключаемых ей договоров;
  • на карточке предприятия, направляемой контрагентам;
  • на бланках;
  • в счетах и иных бухгалтерских документах;
  • на визитных карточках сотрудников.

Бланки и визитные карточки могут содержать любую удобную фирме информацию. Договоры и иные соглашения, заключаемые с контрагентами, могут содержать или только адрес, указанный в ЕГРЮЛ, или два, добавив к нему еще и фактический. Можно дополнительно дописать в договоре и иные способы для осуществления оперативной связи.

Но следует иметь в виду, что если клиент направит претензию или копию иска по тем данным, которые они нашли в государственном реестре, получатель будет считаться уведомленным правильным образом. Он будет нести риски неполучения или несвоевременного получения корреспонденции. Недопустимым будет использование фактического офиса в любых документах, которые служат основанием для ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, счетах-фактурах, товарных накладных, чеках. При налоговой проверке они не будут приняты к учету как неверно оформленные. Небольшой риск связан с указанием фактического месторасположения как адреса склада или производства. Если там находятся рабочие места, его придется дополнительно поставить на учет.

Риски, если юридический адрес и фактический не совпадают

Местонахождение юридического лица – это сведения, которые оно подает государству. Если эти сведения недостоверны и фирма реально не может осуществлять коммуникацию с использованием информации, указанной ей при подаче формы Р13001, то самое легкое, что с ней может произойти – это административный штраф. Кроме того, существуют риски:

  • отказа в регистрации изменений в уставе. Это произойдет, если адрес находится в официальном списке массовой регистрации. Туда попадают офисы, в которых на площади в несколько квадратных метров зарегистрированы десятки предприятий и связь с ними не осуществляется;
  • ликвидация фирмы. Если почта от налоговой не доходит систематически, а организация не реагирует на требования предоставить точную информацию, ФНС может подать иск с требованием принудительной ликвидации и суд пойдет ей навстречу;
  • дисквалификация директора и учредителей, которые на срок до 3-хлет утратят право и создавать новые ООО, и руководить ими;
  • место фактического расположения офиса или склада может быть признано обособленным подразделением, что приведет к необходимости дополнительной постановки его на учет и уплаты штрафа за просрочку в заявлении о его создании;
  • если несколько компаний, связанных между собой договорными отношениями, укажут свое местонахождение в одном помещении, при налоговой поверке ситуация может быть квалифицирован как дробление бизнеса – агрессивный способ налоговой оптимизации.

На практике, юридический и фактический адрес юридического лица могут не совпадать, но фирма обязана принять меры к тому, чтобы:

  • получать почту, значимые для нее заявления и иски;
  • иметь возможность пригласить представителя налогового органа или банка для проверки предоставленных сведений или выездных мероприятий в помещение, указанное в реестре.

Это решается путем заключения договора с собственником об осуществлении почтово-секретарского обслуживания.

Точное указание сведений о местонахождении обеспечит функционирование компании в спокойном ритме, отсутствие претензий со стороны налоговых органов.

5 советов, если компания находится не по юридическому адресу

В тех ситуациях, когда фактический адрес вашего бизнеса полностью соответствует юридическому – тогда особых причин для беспокойства нет. По меньшей мере, в этом вопросе у сотрудников ИФНС претензий к вам точно не возникнет. Но, если организация не находится по юридическому адресу, то этот материал специально для вас.

Более года тому назад Федеральная налоговая служба Российской Федерации своим официальным письмом от 25.06.2014 г. за № СА-4-14/12088 обнародовала свои детальные разъяснения о том, что нужно делать сотрудникам ИФНС с теми субъектами хозяйственной деятельности, которые не размещены по своему юр. адресу. Забежим вперед и поясним, что основной целью таких мероприятий является полная ликвидация таких налогоплательщиков.

ООО не находится по юридическому адресу – последствия

Итак, выяснив, что организация не занимается хоздеятельностью по своему юр. адресу, сотрудники ИФНС обязаны ее ликвидировать. Однако это является конечной целью, а чтобы до нее дойти необходимо осуществить целый ряд комплексных мер. Здесь необходимо подчеркнуть, что на практике у фискалов это получается крайне редко, и данный факт даже признает сама налоговая служба в своих внутренних документах. Узнаем, какие же реальные последствия, если фирма не находится по юридическому адресу.

Причиной неудач фискалов в успешном проведении ликвидационных процедур является некачественная подготовка для суда фактических имеющихся доказательств. Отметим, что ликвидировать в судебном порядке можно только функционирующую компанию. Т.е. ту, которая на протяжении последнего календарного года сдавала налоговую отчетность и проводила через свой банковский счет материальные средства. В ином случае фискалы имеют полное право исключить компанию как нефункционирующую из Единого Госреестра юр. лиц единолично в административном порядке.

Итак, какие доказательства фискалы должны предоставить суду для открытия арбитражного производства об ее ликвидации:

  • В первую очередь – собрать доказательства, что связаться с компанией по юр. адресу невозможно (т.е. вся отправленная по адресу корреспонденция возвращается обратно назад отправителю). С этим, как говорится, проблем не должно возникнуть, если налогоплательщик не позаботился о получении корреспонденции.
  • А далее – посложнее. Работники налоговой обязаны отправить организации уведомление о ее предстоящей ликвидации в том случае, если она не сменит свой адрес на реальный. Притом, как мы понимаем, отправить письменное уведомление необходимо опять же по легализированному юр. адресу. Естественно, все письма опять же возвратятся назад, и потому фискалы дополнительно еще их отправляют на домашние адреса всех соучредителей, а также руководителя.
  • Также фискалам необходимо доказать, что компания нефункционирующая, и такие доказательства они возьмут из обслуживающего компанию банка.
  • И уж если с организацией так и не получится связаться или обязать изменить в Госреестре внесенный там адрес на достоверный – фискальные органы подадут судебный иск о ее ликвидации. Такое право в полной мере подтверждено Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. Однако из той же арбитражной практики вытекает, что нахождение компании по недостоверному адресу является устранимым нарушением, а не безусловным основанием для ее ликвидации. Но тут причин для радости не так уж и много, поскольку помешать компании свободно заниматься хозяйственной деятельностью могут и иные факторы.

Обязано ли ООО находиться по юридическому адресу?

Добиться ликвидации организации с недостоверным адресом – дело очень нелегкое и весьма кропотливое, и поэтому фискалы попытаются иными методами заставить компанию унифицировать свой фактический адрес с юридическим.

А уж эти мероприятия в действительности повлекут за собой множество весьма негативных факторов:

  1. Во-первых, блокировка банковского счета. У ФНС имеются в наличии данные обо всех открытых в российских финучреждениях счетах организации. И на протяжении 10 календарных дней после того, как налоговая обнаружит, что ООО находится не по юридическому адресу – она уведомит об этом обслуживающее банковское учреждение. А уж тогда банк может в одностороннем порядке расторгнуть договор об обслуживании расчетного счета, если компания не сообщит свой реальный адрес. Правомерность такого действия также подтверждена множественными судебными решениями.
  2. Во вторую очередь – неисполнение письменных требований фискалов, которые все равно они будут отправлять по юр. адресу, даже зная, что предприятие реально уже давно там не находится. И как итог, административно-штрафные санкции за непредоставление в указанный ИФНС срок каждого документа – 200 рублей. Размер таких штрафных санкций может на практике оказаться очень существенным, в том случае когда, объем истребованной по почте документации очень большой.
  3. В третью очередь – проблемы с НДС. Так, может быть на будущее дан отказ в вычете налога на добавленную стоимость. В соответствии с действующим налоговым законодательством в счетах должен быть отображен адрес покупателя, отображенный в его учредительной документации. Из-за наличия таких двух адресов продавец может ошибочно отобразить в фактуре реальный, а не юр. адрес. И тогда при осуществлении проверки ИФНС весьма правомерно откажет компании в налоговом вычете.
  4. В четвертую очередь – публичная огласка. Немедленно после выявления такого факта налоговики внесут данные о недостоверности юр. адреса на свой официальный веб-портал. Находясь в таком «черном списке» у предприятия сразу возникает серьезный риск, что вероятный партнер откажется с ним сотрудничать, считая его недобросовестным.

Подытоживая вышесказанное с оглядкой на все возможные санкции, можно легко найти ответ на вопрос, обязана ли организация находиться по юридическому адресу. Но существуют и легальные способы, как, не находясь по своему юридическому адресу, не претерпеть на себе все вышеперечисленные негативные последствия.

Советы, что делать если организация не находится по юридическому адресу

В этом случае у предприятия есть пять вариантов выхода из имеющейся ситуации:

  1. Первый – провести госрегистрацию по месту своего реального размещения. Для организации это самый идеальный вариант, поскольку он полностью соответствует сегодняшним требованиям фискалов.
  2. Второй – в местном отделении почтовой связи заключить договор о переадресации всей почтовой корреспонденции на другой – реальный адрес. Стоимость такой услуги порядка 600 рублей за календарный год. С такой услугой можно обеспечить получение писем из ИФНС по своему реальному адресу. Однако это не идеальный способ, поскольку фискалы могут прийти на юр. адрес и заактировать отсутствие компании.
  3. Третий – сделать юридическим адрес проживания гендиректора предприятия. Это вполне правомерно, а главное – тогда будет выполнено условие о том, что по адресу находится исполнительный орган организации.
  4. Четвертый – легализировать по реальному адресу отдельное обособленное подразделение. Однако тогда там постоянно должен присутствовать представитель компании.
  5. И пятый, последний и самый верный вариант – обратиться за помощью в специализированную организацию и взять юр. адрес в аренду, при этом не забыть подписать договор о почтовом обслуживании. Данное решение в полной мере обезопасит вас от негативных последствий со стороны фискальных и иных федеральных органов.

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

Определимся с понятиями

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (ст. 54 ГК РФ). Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин «юридический адрес». Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными. Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации (письмо Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).

В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице:

  • полное и сокращенное наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;,
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, способ прекращения юридического лица и т.д.

(ч. 1 ст. 5. Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО «Софт-Сервис» по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя. Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным. Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № P11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
  • нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
(форма № P11001)

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью) или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).

В таких ситуациях, кроме перечисленных документов, для совершения данной процедуры необходим пакет документов, включающий в себя: гарантийное письмо от собственника нежилого помещения, договор аренды нежилого помещения с правом регистрации адреса местонахождения, акт приема-передачи помещения и нотариально заверенная копия свидетельства, подтверждающая право собственности на нежилое помещение.

Изменение места нахождения

В современных экономических условиях компании зачастую вынуждены менять место нахождения. Причин множество:

  • прекращение договора аренды помещения,
  • приобретение собственного помещения;
  • географические и климатические особенности расположения региона для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
(форма № P13001)

До начала внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо сделать соответствующие поправки относительно места нахождения юридического лица в его учредительные документы, то есть в устав. Решение о внесении изменений в устав оформляется протоколом общего собрания участников, в котором, согласно устоявшейся практике, указывается: дата и номер протокола, наименование общества, состав присутствующих на собрании участников общества, сведения о председателе и секретаре собрания, вопросы об изменении места нахождения юридического лица и принятые решения.

Законодатель вполне четко прописывает перечень документов, необходимых для внесения изменений о месте нахождения организации, в ЕГРЮЛ (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

  • заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Два адреса. Каковы последствия?

Госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица – 4 тыс. руб.,
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – 800 руб.

(ст. 333.33 НК РФ)

Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте. По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в п. 2 ст. 55 ГК РФ, в ст. 5 от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики. Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).

Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.

Получение корреспонденции от государственных органов. В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой «Организация не значится» (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).

С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО «М…» о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его «юридическому адресу» в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).

Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения. Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками. Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по «фактическому адресу». Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО «О…» в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.

Вместе с тем, позиция Минфина и ФНС России более категорична и сводится к указанию в счет-фактуре сведений, предусмотренных учредительными документами компании (письмо Минфина от 9 ноября 2009 г. № 03-07-09/57, письмо Минфина от 16 октября 2009 № 03-07-14/98, письмо УФНС от 13 декабря 2006 № 19-11/109634, письмо УМНС России по г. Москве от 1 июля 2004 № 24-11/43467).

Достаточно часто отказ в налоговых вычетах по НДС имеет место быть, когда в счет-фактуре указано не юридическое место нахождения организации, а фактическое (постановление Федерального арбитражного суда ДО от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4582/2009). Впрочем, иногда случается и так, что налоговикам становится известно о ненахождении контрагента по указанному в счет-фактуре «юридическому адресу», в следствие чего также происходит отказ в вычете по НДС (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф06-8857/11, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. № Ф10-5938/2010).

В целом же, нельзя сказать что судебная практика категорична. Не редки случаи, когда суды не признают нарушения законодательства, ссылаясь на отсутствие конкретизации в гл. 21 НК РФ об месте нахождения юридического лица. К тому же, ФАС Московского округа обосновывает позицию, что указание в счетах-фактурах фактического места нахождения налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля (постановление ФАС от 1 февраля 2011 г. № Ф05-16094/2010).

1001 адрес

Под «фирмой-однодневкой» понимается юридическое лицо, которое:

  • не обладает фактической самостоятельностью;
  • создано без цели ведения предпринимательской деятельности;
  • не представляет налоговую отчетность;
  • зарегистрированное по адресу массовой регистрации.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84)

Печатные и сетевые издания, а также различные интернет-сайты пестрят объявлениями о продаже юридических адресов. Перечни услуг и их стоимость (от 20 тыс. руб. и выше), предоставленные, как правило, сомнительными организациями широк: начиная от простой покупки места нахождения организации, заканчивая формальной организацией рабочего места по купленному месту нахождения на случай проверки налоговой инспекции.

Надо отметить, что к подобным услугам прибегают многие компании мегаполисов, в результате чего возникает явление «массовой регистрации» юридических лиц. Отметим, что «массовая» регистрация является одним из признаков, так называемых, фирм-однодневок. В таких ситуациях вероятен отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица. Как правило, он основывается на «предоставлении в налоговую документов в ненадлежащей форме», что предусмотрено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Имеются в виду не столько технические детали оформления документов, а сколько недостоверные сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Гражданин С. представил в налоговую инспекцию недостоверные сведения места нахождения создаваемого юридического лица. При проведении проверки по заявленному адресу было выявлено 39 зарегистрированных компаний, то есть «массовая» регистрация юридических лиц. На основании этого налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации, а постановлением ФАС Уральского округа Решение Арбитражного суда оставлено в силе (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф09-6744/11).

В целях информационной поддержки налогоплательщиков и противодействия массовой регистрации на сайте ФНС размещены данные адресов массовой регистрации, а также наименование юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

В свете последней судебной практики не стоит и дальше рассчитывать на единообразное рассмотрение дел, связанных с наличием у организаций разных юридического и фактического мест нахождения, однако, если юридическое лицо с целью своей безопасности и сохранения репутации «добросовестного налогоплательщика» занесет в учредительные документы данные о фактическом и юридическом месте нахождения, о чем свидетельствует и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15, то может рассчитывать как на поддержку налоговых органов, так и на предоставление налоговых вычетов.

Документы по теме:

  • ГК РФ;
  • НК РФ;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Новости по теме:

  • ВАС РФ разъяснил правовые последствия несовпадения юридического и фактического адреса – ИА «ГАРАНТ», 7 августа 2013 г.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *