ЕНВД ремонт автотранспортных средств

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Натальи (г. Санкт-Петербург)

Очень прошу Вас ответить на мой вопрос, который решается уже больше полугода, а ответа найти не можем. Станция техобслуживания автомашин заключила договор со страховой компанией на ремонт автомашин физических лиц, иногда и юридических. Ремонт машин попадает под ЕНВД, но помимо услуг по ремонту, нами устанавливаются автозапчасти, которые выделяются отдельной строкой с наценкой, а также используются материалы (краски, шкурки и пр.), которые тоже выделяются отдельной строкой и пишутся, как материалы без разбивки по наименованию и стоимости. Вопрос: какая система налогообложения должна применяться в отношении запчастей и материалов, с учетом того, что иногда установка запчастей происходит в машины не только физических лиц, но и юридических? Если это розничная торговля запчастями, то попадаем ли мы под ЕНВД, если учесть, что договор заключен со страховой? Очень Вас прошу помочь в решении этого вопроса.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Действительно, по мнению специалистов финансового ведомства, реализацию запчастей и расходных материалов нельзя считать составной частью деятельности по ремонту автотранспортных средств, если в нарядах-заказах их стоимость выделена отдельной строкой и указана с наценкой (Письма Минфина России от 02.07.2009 N 03-11-06/3/181, от 26.11.2007 N 03-11-04/3/462, от 13.06.2007 N 03-11-04/3/217). Однако такая точка зрения противоречит сложившейся арбитражной практике и не находит понимания у налоговых органов (я имею в виду Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@), поскольку не основана на нормах законодательства.

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Из положений статьи 346.27 НК РФ следует, что услугами по ремонту автотранспортных средств признаются платные услуги, оказываемые как физическим лицам, так и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. Поэтому для целей применения системы в виде уплаты ЕНВД неважно, что запчасти в процессе ремонта устанавливаются также и на автомашины юридических лиц.

Выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом является договорным обязательством, регулируемым нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.

Согласно статье 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала (с использованием материала) подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы (статья 733 ГК РФ).

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

При этом к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 — 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730 — 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 — 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 15, 16 Правил оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, договор на оказание услуг заключается в письменной форме (заказ — наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения: г) цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты; ж) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, обязанность исполнителя выделять отдельной строкой заказа-наряда стоимость запасных частей прямо предусмотрена нормативными актами и, в связи с этим, не может свидетельствовать о розничной продаже этих материалов

С учетом изложенного, приходим к выводу о том, что если по условиям заключаемых вами договоров на вас как на подрядчика (исполнителя возложена обязанность выполнить работы (оказать услуги) по ремонту автотранспортных средств с использованием принадлежащих вам запчастей, то для целей главы 26.3 НК РФ использованные вами в рамках таких договоров запчасти не признаются товаром, а ваша организация не признается розничным продавцом и, следовательно, налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

В этом случае выполняемые вами работы (оказываемые услуги) по замене запасных частей относятся к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту автотранспортных средств, и подлежат налогообложению ЕНВД на общих основаниях.

Сказанное подтверждается и арбитражной практикой (Постановления ФАС ПО от 14.04.2009 по делу N А65-12716/2008 (Определением ВАС РФ от 17.08.2009 N ВАС-10011/09 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), ФАС ВСО от 10.06.2004 N А33-14761/02-С3-Ф02-2015/04-С1, ФАС ДВО от 02.04.2003 N Ф03-А73/03-2/521).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

ЕНВД: новые вопросы об автоуслугах

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 7 июля 2017 г.

Содержание журнала № 14 за 2017 г.А.Ю. Никитин,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению При ведении ЕНВД-деятельности в сфере перевозок или оказания услуг по ремонту автотранспорта важно понимать, когда бизнес перестает подпадать под вмененку. Налоговики назначают выездную проверку вмененщика, только если у них появились серьезные подозрения, что та или иная его деятельность выходит за рамки ЕНВД. И доначисления могут быть весьма ощутимыми. Поэтому иногда безопаснее сразу совмещать ЕНВД с иными налоговыми режимами.

Упомянутые в статье Письма Минфина можно найти:

раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

Автосервис на вмененке привлекает подрядчиков

У нас автосервис на ЕНВД. Некоторые работы мы не можем выполнять своими силами и обращаемся к подрядным организациям. Они нам выписывают акт, счет, а мы перевыставляем эту сумму с наценкой своим клиентам. Подскажите, это ЕНВД или уже ОСН?

— Полагаем, что привлечение сторонних организаций для выполнения отдельных работ не влияет на правомерность применения ЕНВД. Но при условии, что бо´ль­шую часть работ вы выполняете сами. Для этого вы должны располагать соответствующей ремонтной базой и квалифицированными сотрудниками, которые непосредственно оказывают услуги по ремонту и техобслуживанию.

Такой подход поддержал и один из судовПостановление 13 ААС от 25.09.2014 № А56-26775/2014. Судьи указали, что НК РФ не регламентирует, каким именно способом вмененщик должен выполнять работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, и не содержит норм, обязывающих делать это исключительно самостоятельно.

Но официальная позиция иная. В ФНС справедливо отмечают, что работники сторонних организаций, заключивших с вмененщиком договор подряда, не включаются в расчет средней численности при определении физического показателя. А применять вмененку могут компании, непосредственно выполняющие работы по ремонту и техническому обслуживанию в конкретном месте силами собственных работниковПисьмо ФНС от 30.05.2014 № ГД-4-3/10384@. Отсюда можно сделать вывод, что в отношении услуг, фактически оказанных работниками сторонних организаций, ЕНВД не применяется.

Эту точку зрения разделяют и судьи АС Западно-Сибирского округа. Суд, установив, что отдельные виды ремонта (кузовные работы) производились субподрядчиком, посчитал применение спецрежима в этой части неправомерным. Компания обоснованно применяла вмененку только в отношении ремонтных работ, выполняемых своими силами. А с дохода от работ, выполненных третьим лицом и переданных компанией в том же объеме заказчикам, инспекция правомерно доначислила налоги по ОСНПостановление АС ЗСО от 11.03.2015 № Ф04-14976/2014.

Если же организация вообще не имеет собственной материальной базы для ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств и соответствующих кадров, а все работы фактически выполняет подрядчик, такую деятельность следует квалифицировать как посредническую. Тогда применять ЕНВД вправе принципал, но не агент, который лишь принимает заказы на ремонт автотранспортаПисьма Минфина от 25.03.2011 № 03-11-11/70, от 03.03.2011 № 03-11-06/3/24; ФНС от 14.02.2011 № КЕ-20-3/161.

Услуги по предпродажной подготовке авто облагаются ЕНВД

У нас автосалон. За дополнительную плату мы оказываем покупателям услуги по предпродажной подготовке автомобилей: устанавливаем сигнализацию, подкрылки и т. п. Доходы от продажи автомобилей облагаются налогами по ОСН, а можем ли мы перевести на ЕНВД услуги по предпродажной подготовке?

— Да, можете — как услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилейподп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ; Письмо Минфина от 22.08.2011 № 03-11-11/216; Постановление АС УО от 15.01.2016 № Ф09-10395/15. Но для этого нужно оказание услуг по предпродажной подготовке авто оформлять отдельным договором либо в договоре купли-продажи выделять их стоимость отдельной строкой. Иначе налоговики посчитают, что такие услуги не являлись самостоятельным видом деятельности и распределение выручки между общим режимом налогообложения и вмененкой неправомерно. И суд их поддержитПостановление АС СЗО от 23.12.2016 № Ф07-10768/2016.

Доставку своей продукции можно перевести на вмененку

У нас производственная компания, применяем УСН. Товар доставляем покупателям собственным автотранспортом. Можно ли применять вмененку по доставке?

— Да, можно, при условии что для перевозок компания будет использовать не более 20 автотранспортных средствподп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. В таком случае стоимость доставки нельзя включать в цену договора купли-продажи или выделять в договоре отдельной строкой. Нужно заключать с покупателем отдельный договор перевозки грузаст. 785 ГК РФ. Иначе налоговики могут признать применение ЕНВД неправомерным и доначислить налог при УСН.

«Подрядные» авто на ЕНВД не переводятся

Мы работаем на ЕНВД, оказываем услуги по перевозке грузов, но у нас всего пять автомашин. Заказов много, и своего транспорта не хватает. Если мы возьмем несколько ТС в аренду и привлечем стороннюю организацию по договорам субподряда для выполнения части заказов, будет ли наша деятельность считаться «вмененной»?

— На вмененке вы сможете продолжать работать с использованием как собственного, так и арендованного автотранспорта. Арендованные ТС учитываются при определении физического показателя наравне с собственными.

По перевозкам, выполняемым с привлечением субподрядчиков, безопаснее отчитываться по ОСН либо УСН. Иначе у налоговиков наверняка возникнут претензии: они либо потребуют доплаты ЕНВД за ТС субподрядчиков, либо будут настаивать на том, что такая деятельность должна квалифицироваться как организация перевозок и вообще не подлежит переводу на вмененку.

Позиция 1. Автотранспорт субподрядчиков включается в физпоказатель. Эта позиция основана на разъяснениях Минфина. По его мнению, вмененщик может привлекать третьих лиц для оказания услуг по перевозке. Причем ЕНВД вправе платить только те компании, с которыми заказчик заключает договор перевозки. В этом случае автотранспорт субподрядчика вмененщик должен учитывать наряду с собственным, и если количество автотранспортных средств, используемых в деятельности, превысит 20 единиц, то прощай вмененкаПисьма Минфина от 10.10.2012 № 03-11-06/3/69, от 28.12.2010 № 03-11-06/3/173! Есть и суд, поддержавший этот подходПостановление АС СКО от 10.03.2016 № Ф08-944/2016.

То есть фактически Минфин приравнивает субподряд к аренде. Подход более чем спорный, поскольку в случае привлечения сторонних компаний по договору субподряда вмененщик не приобретает прав пользования, владения или распоряжения автотранспортом. Соответственно, оснований учитывать при расчете ЕНВД авто, принадлежащие субподрядчикам, у него нетПостановление ФАС УО от 13.03.2014 № Ф09-763/14.

Позиция 2. Оказание услуг по перевозке посредством привлечения третьих лиц — не вмененка. Выявив такую деятельность, налоговики обычно доначисляют вмененщику налоги по ОСН или упрощенке. И с этим соглашаются суды.

Например, в одном из дел суд установил, что ИП получал на расчетный счет деньги за услуги, оказанные субподрядчиками. Эти деньги он не включал в базу по налогу при УСН и в то же время не считал ЕНВД с ТС субподрядчиков. Поэтому ссылку бизнесмена на письма Минфина судьи отклонили. И решили, что доходы от деятельности по организации перевозок, заключающейся в ведении учета этих перевозок и осуществлении оперативного руководства работой автомобилей, принадлежащих третьим лицам, ИФНС правомерно обложила «упрощенным» налогомПостановление АС ДВО от 10.08.2016 № Ф03-2409/2016. К аналогичным выводам суды приходили и в других делахПостановления АС ДВО от 08.04.2016 № Ф03-1241/2016; АС ЗСО от 29.01.2016 № Ф04-9/2015; 5 ААС от 04.05.2017 № 05АП-7730/2016.

В одном из споров суд счел неправомерным доначисление предпринимателю НДС по грузоперевозкам, выполненным третьими лицами, установив, что ИП сам заключал с заказчиками договоры перевозки и, привлекая сторонних перевозчиков, оставался ответственным за доставку и сохранность груза. Причем письменные договоры между ИП и привлеченными перевозчиками не заключалисьПостановление АС УО от 27.05.2015 № Ф09-2713/15.

Вывод

По нашему мнению, перевозка грузов силами субподрядчиков не переводится на вмененку. Ведь если считать, что доходы от такой деятельности облагаются ЕНВД, нужно включать в физпоказатель ТС субподрядчиков, а для этого нет никаких правовых оснований. Нередко подобные споры возникают и в том случае, когда компания отчитывается по ЕНВД, оказывая транспортно-экспедиционные услуги. И здесь шансов выиграть налоговый спор практически нетПостановление АС СЗО от 21.04.2016 № Ф07-957/2016. В то же время само по себе наличие в штате перевозчика экспедиторов и логистов еще не доказывает, что он оказывал услуги по экспедированиюПостановление 4 ААС от 17.12.2014 № 04АП-4596/2014.

Нельзя перейти на ЕНВД, имея более 20 авто

В собственности нашей компании 23 автомобиля, в том числе 22 грузовых и один легковой. Можем ли мы перейти на ЕНВД, при условии что непосредственно в перевозках грузов будет задействовано не более 20 ТС? Легковой автомобиль используется для поездок руководства фирмы, а два грузовых авто — для подвоза горючего, запчастей и прочих хозяйственных нужд.

Чем больше машин — тем крупнее автобизнес. Но если автопарк слишком большой, то про ЕНВД придется забыть

— В такой ситуации перейти на уплату ЕНВД вы не вправе. По мнению Минфина и ФНС, для целей перехода на вмененку учитывается общее количество транспортных средств, изначально имеющихся у потенциального вмененщика, и оно не должно превышать 20 единицподп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. В расчет берутся все ТС, находящиеся у компании на праве собственности, пользования, владения и (или) распоряжения, независимоПисьма Минфина от 21.07.2015 № 03-11-11/41907, от 06.07.2015 № 03-11-11/38756; ФНС от 10.06.2016 № СД-4-3/10366@, от 20.11.2012 № ЕД-4-3/19535@:

•от эксплуатационного состояния (например, простаивающие, находящиеся в ремонте или на консервации);

•от характера использования (непосредственно в платных перевозках, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта).

Позицию ведомств поддерживают и некоторые суды, указывая, что возможность применения ЕНВД зависит не от фактической эксплуатации транспортных средств, а от наличия их у потенциального вмененщика в собственности или в пользованииПостановления АС ДВО от 08.04.2016 № Ф03-1203/2016, от 24.11.2015 № Ф03-4019/2015.

В то же время другие суды приходят к выводу, что наличие у компании единиц автотранспорта сверх лимита, которые она не планирует использовать для оказания платных услуг по перевозке, не препятствует применению ЕНВД. В частности, при «вмененных» грузоперевозках не учитываются грузовики, используемые для перевозки собственных грузов, легковые автомобили, машины, поставленные на консервацию для дальнейшей продажи. То есть учитываться должны только те ТС, которые непосредственно будут приносить доходПостановления АС ЦО от 10.02.2016 № Ф10-5132/2015; АС ВВО от 11.11.2014 № Ф01-4618/2014; 20 ААС от 21.04.2015 № 20АП-966/2015.

Вывод

Правомерность применения ЕНВД при наличии более 20 автомобилей наверняка придется отстаивать в суде. Но шансы есть. Разграничьте сферы использования машин. Приказом руководителя фирмы можно определить, какие из принадлежащих компании авто используются непосредственно в деятельности по перевозкам, какие — для хозяйственных и служебных целей. Это поможет доказать, что количество машин, использовавшихся в ЕНВД-деятельности, не превышало 20.

При расчете ЕНВД неиспользуемые авто можно не учитывать

Мы поставили два грузовика на капремонт: один — с 10 апреля по 10 июня, другой — с 10 апреля по 15 мая. Можно ли не учитывать эти ТС при расчете ЕНВД за II квартал?

— Если компания может подтвердить документально, что автомобиль в течение квартала или отдельных месяцев не эксплуатировался, то его можно не включать в расчет налога за этот периодПисьма Минфина от 17.03.2014 № 03-11-11/11347; ФНС от 10.06.2016 № СД-4-3/10366@; пп. 9, 10 Информационного письма Президиума ВАС от 05.03.2013 № 157. Правда, есть разъяснения Минфина, в которых говорится, что при определении налоговой базы по ЕНВД, как и при определении лимита для целей перехода на вмененку, учитываются все ТС, имеющиеся у плательщикаПисьмо Минфина от 16.11.2015 № 03-11-06/3/66062.

Таким образом, в отношении ТС, находящегося в ремонте с 10 апреля по 10 июня, исчислите налог только за июнь, а по второму ТС — за май — июньп. 9 ст. 346.29 НК РФ.

Имейте в виду: доказать факт неиспользования автотранспорта во «вмененной» деятельности в силу передачи его в аренду, ремонта, консервации должен сам вмененщикПостановления 17 ААС от 14.02.2017 № 17АП-19968/2016-АК; 13 ААС от 20.06.2016 № 13АП-11741/2016.

Подтвердить, что автотранспорт находился в ремонте, можно не только договором с организацией соответствующего профиля, но и косвенными доказательствами (ведь авто может ремонтироваться и собственными силами). Например, суд может учесть приказ руководителя о проведении плановых ремонтно-профилактических работ, первичные документы (товарные и кассовые чеки, акты), показания свидетелей о том, что ТС длительное время находилось в разобранном виде, неоформление полиса ОСАГО на спорный период и т. д.Постановления АС СКО от 22.04.2016 № Ф08-2337/2016; АС УО от 24.02.2015 № Ф09-553/15; 18 ААС от 18.08.2015 № 18АП-9119/2015

А вот отсутствие путевых листов, непрохождение автотранспортом технического, а водителями — медицинского предрейсовых осмотров не свидетельствует о том, что ТС не эксплуатировалисьПостановление АС ПО от 23.06.2016 № Ф06-9445/2016.

Вывод

Если налоговики решили, что перевозчик утратил право на применение ЕНВД из-за превышения ограничения в 20 ТС, то они должны установить, какие именно авто использовались во «вмененной» деятельности и в каком квартале допущено превышениеПостановление АС СЗО от 05.05.2017 № Ф07-1941/2017. Кстати, ТС, переданные в аренду, при исчислении ЕНВД не учитываютсяПисьмо Минфина от 16.11.2015 № 03-11-06/3/66062. То есть если в каком-то квартале количество имеющихся у фирмы ТС составило 25 единиц, но пять авто были сданы в аренду, она не утрачивает право на спецрежимПостановление АС ЗСО от 30.05.2016 № Ф04-2128/2016. Но с доходов от аренды нужно уплачивать налоги в рамках ОСН или УСН.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «ЕНВД — расчет и уплата»:

>ЕНВД: ремонт автомобилей

Главная — Статьи

В каких случаях автосервисам нужно платить ЕНВД

С 1 января 2013 г. переход на уплату единого налога на вмененный доход осуществляется добровольно. При этом, как и ранее «вмененка», может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (ст. 346.26 НК РФ). На уплату ЕНВД необходимо перейти, если местными властями в установленном порядке введена система ЕНВД по этому виду деятельности.

Статьей 346.27 НК РФ определено, что к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическими лицами организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, в подгруппе услуг 017000.
Отметим, что к данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках и штрафных автостоянках.
При этом на практике ремонт автомобилей сопровождается заменой запчастей. У налогоплательщиков на этот счет часто возникает вопрос о том, каков порядок исчисления ЕНВД в данном случае. Напомним, что данный вопрос является спорным, поскольку указанные услуги можно рассматривать как два вида деятельности — ремонт транспортных средств и розничную торговлю запчастями.

Автосервис должен платить ЕНВД с двух видов деятельности

Минфин России ранее считал, что, если отпуск используемых запасных частей и расходных материалов для ремонта автотранспортных средств осуществляется с торговой наценкой и выделяется в заказах-нарядах отдельной строкой, стоимость запасных частей и материалов не включается в себестоимость услуги по проведению ремонта. Следовательно, в этой ситуации реализация материалов признается розничной торговлей, в отношении которой нужно платить ЕНВД.

Таким образом, предприниматель может быть переведен на уплату единого налога на вмененный доход по двум видам деятельности:

  • оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • розничной торговле запасными частями и расходными материалами, отпущенными с торговой наценкой для проведения ремонта автотранспортных средств и выделенными в заказах-нарядах на ремонт отдельной строкой.

Отметим, что финансисты не раз высказывали свою позицию по данному вопросу (Письма от 17.12.2012 N 03-11-11/379, от 14.12.2012 N 03-11-06/3/87, от 24.03.2010 N 03-11-11/74, от 09.03.2010 N 03-11-11/43, от 29.12.2009 N 03-11-06/3/305, от 04.12.2009 N 03-11-06/3/284).

Минфин России изменил свое мнение

В недавнем Письме от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238 финансовым ведомством высказана иная позиция. Так, Минфин России разъяснил, что указание в договоре (заказе-наряде) на ремонт автомобиля стоимости запчастей отдельной строкой не имеет значения для исчисления ЕНВД в отношении данных услуг. Если договор предусматривает замену деталей и стоимость запчастей включается в стоимость услуг ремонта, то ЕНВД исчисляется только в отношении ремонта.

Отметим, что налоговая служба и ранее придерживалась указанной позиции. Так, из Писем ФНС России от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@, от 30.01.2009 N 3-2-12/10@ можно сделать вывод, что ведомство и ранее считало, что отдельное указание в заказах-нарядах стоимости запчастей, используемых для ремонта автомобилей, для целей исчисления ЕНВД не важно.

ФНС России указывала, что если в рамках ремонта автотранспорта используются запчасти, то они не признаются товаром. То есть платить ЕНВД с розницы в данной ситуации не нужно. Итак, рассмотрим ситуацию. Коммерсант — плательщик ЕНВД при оказании услуг по ремонту автомобилей устанавливает на автомобили запасные части, стоимость которых выделяется в актах выполненных работ (нарядах-заказах) отдельной строкой. Запасные части реализуются с торговой наценкой, при этом отдельный договор на их реализацию не заключается.

Выполнение ремонтных работ автотранспортных средств является договорным обязательством, регулируемым нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.

По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Если работа выполняется из материала подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы.

Таким образом, если по условиям договора автосервис ремонтирует автомобили с использованием принадлежащих ему запчастей, то последние не признаются товаром, а исполнитель не признается розничным продавцом. Следовательно, налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли данный автосервис не является.

В этом случае выполняемые работы по замене запасных частей относятся к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию машин, и подлежат налогообложению ЕНВД на общих основаниях.

В более позднем Письме ФНС России подтвердила свою позицию (Письмо ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@). Ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 14630/09, налоговики отметили, что сам по себе факт использования при осуществлении ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств запасных частей и дополнительного оборудования, принадлежащих обществу, не может служить безусловным основанием для квалификации такой деятельности как торговой.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Поволжского округа от 23.09.2010 N А72-18362/2009, от 14.04.2009 N А65-12716/2008.

Автосервис и ЕНВД

О. Сопунько, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Одним из видов деятельности, который при желании местных властей может быть переведен на «вмененку», является ремонт, техобслуживание и мойка автомобилей. При этом необходимо учесть, что далеко не все услуги, оказываемые автосервисами, подпадают под данный спецрежим.

Общие положения

Как известно, «вмененка» может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом говорится в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. В частности, на уплату ЕНВД переводятся фирмы и предприниматели, которые оказывают услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Согласно статье 346.27 Кодекса подобными услугами являются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению (далее – ОКУН). Необходимо помнить о том, что к данным услугам не относятся: заправка автотранспортных средств; гарантийный ремонт и обслуживание; хранение ТС на платных автостоянках.

На основании ОКУН (утвержден постановлением Госстандарта от 28 июня 1993 г. № 163) в состав услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (код 017000) включены услуги по ТО и ремонту легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов.

Определение категорий транспорта осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами. Порядок регистрации ТС определен постановлением правительства от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление). В пункте 2 Постановления говорится о том, что все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД.

Быть или не быть?

Как видим, одним из признаков, которым необходимо руководствоваться при отнесении услуг к «вмененным» видам деятельности, является регистрирующий орган. Если ТС зарегистрировано в органах ГИБДД, то хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по ремонту данной автотехники, переводятся на уплату единого налога. Именно такой вывод содержится в письме Минфина от 9 декабря 2008 года № 03-11-04/3/553. Кроме того, в рамках «вмененки» должны облагаться и услуги по капитальному ремонту автомобильной техники, ее узлов и агрегатов (письмо Минфина от 7 мая 2008 г. № 03-11-03/09).

С другой стороны, налогообложение доходов от оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков следует производить в рамках общего режима либо УСН. На этом акцентирует внимание Минфин в письме от 28 октября 2008 года № 03-11-04/3/489.

Отметим, что вид оказываемых услуг также имеет большое значение. В частности, если фирма занимается проведением ежегодного ГТО по договору с УГИБДД, то она лишена возможности применять спецрежим. Такого мнения придерживается главное финансовое ведомство в письме от 30 октября 2008 года № 03-11-04/3/491. Дело в том, что контрольно-диагностические работы указаны в ОКУН под кодом 017104 и не относятся к услугам по техническому контролю автомобилей и их периодическому техническому осмотру. Примечательно, что служители Фемиды полностью солидарны с Минфином в данном вопросе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 апреля 2007 г. по делу № А21-3294/2006).

Довольно часто ремонтные мастерские занимаются установкой различного дополнительного оборудования на автомобили (бортовых компьютеров, акустической системы и т. д.). Подпадает ли такая деятельность под спецрежим? Обратимся к ОКУН: для данных услуг предусмотрен код 017613 и они отнесены к прочим услугам по техническому обслуживанию автотранспортных средств. Следовательно, занимающийся установкой различных «гаджетов» сервис может быть переведен на уплату «вмененки». Об этом говорится в письме Минфина от 8 июля 2008 года № 03-11-04/3/319.

Что касается перевозки ТС на эвакуаторах к местам ремонта, то она также относится к видам деятельности, облагаемым в рамках ЕНВД. Ведь согласно ОКУН услуги по транспортированию неисправных автотранспортных средств (код 017610) являются разновидностью ремонтных услуг (письмо Минфина от 8 июля 2008 г. № 03-11-04/3/319).

Напоследок нельзя не упомянуть о технологических операциях в отношении легковых автомобилей, таких как долив эксплуатационных жидкостей, устранение дефектов лакокрасочного покрытия по заказу и за счет организаций, в дальнейшем реализующих эти автотранспортные средства. Здесь все зависит от вида оказываемых услуг. Так, услуги по подготовке к окраске легковых автомобилей и по их окраске (код 017209 ОКУН) отнесены к услугам по техническому обслуживанию автотранспортных средств. Следовательно, данный вид деятельности можно отнести к «вмененному».

В то же время такая услуга, как долив масла и топлива до технологической нормы вообще не предусмотрена ОКУН. А посему прием, хранение и отгрузка автотранспортных средств, долив эксплуатационных жидкостей не переводится на уплату единого налога. Об этом говорится в письме Минфина от 24 июня 2008 года № 03-11-04/3/294.

Автосервис продает запчасти: можно ли применять ЕНВД?

Авторы письма напоминают, что на ЕНВД можно перевести услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). К таким услугам, как гласит статья 346.27 НК РФ, относятся:

  • платные услуги физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
  • платные услуги по проведению технического осмотра автомототранспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении.

Правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств утверждены постановлением Правительства РФ от 11.04.01 № 290. В подпункте «ж» пункта 15 данных Правил сказано, что договор на ремонт автотранспортных средств заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ). Этот документ должен содержать, помимо прочего, перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.
На этом основании в Минфине делают следующий вывод. Если договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) на оказание услуг по ремонту автотранспорта предусматривает замену конкретных запчастей, а их стоимость включается в общую стоимость предоставленных услуг, то автосервис применяет ЕНВД ко всей своей деятельности в целом.
Можно ли применять ЕНВД, если на передаваемые запчасти заключается отдельный договор, и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг по ремонту и техобслуживанию? В комментируемом письме специалисты ведомства не рассмотрели этот вопрос. Однако ранее Минфин разъяснял, что в такой ситуации деятельность по передаче запчастей может расцениваться как розничная торговля, которая облагается ЕНВД отдельно от услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспорта (письмо от 05.08.14 № 03-11-11/38552).

Особенности применения ЕНВД автосервисами по ремонту и обслуживанию

К деятельности ЕНВД по оказанию услуг автосервисами (работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств) относятся услуги (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) по:
1) ремонту автотранспорта;
2) техническому обслуживанию автотранспорта;
3) мойке автотранспорта;
4) перевозке неисправных автомобилей к местам ремонта (Письмо Минфина РФ от 25.02.2010 N 03-11-11/33).

В тоже время, ЕНВД не применяется в отношении деятельности по эвакуации автомобилей на штрафные стоянки (Письмо Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-11-11/17747).

Внимание!
Если плательщик ЕНВД заключает отдельный договор либо отдельный счет-наряд иной документ и отдельной строкой выделяет стоимость запасных частей с торговой наценкой, то налоговый орган вправе признать его плательщиком ЕНВД по предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли запасными частями (пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Если договором (заказ-наряд, квитанция иным документом) на оказание услуг сервисного обслуживания автотранспорта в общую стоимость оказанных Заказчику услуг включены:
1) стоимость запасных частей;
2) стоимость установки запасных частей;
В этом случае выделение стоимости таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг значения не имеет.

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей относятся к подакцизным товарам, указано в пп. 9 п. 1 ст. 181 НК РФ.
Реализации моторных масел, как самостоятельный вид деятельности, не признается розничной торговлей и на уплату ЕНВД не переводится. В отношении реализации моторных масел налогоплательщик обязан применять общий режим налогообложения либо УСН.

К услугам автосервиса в целях уплаты ЕНВД не относятся услуги:
1) платных стоянок;
2) гарантийного ремонта;
3) по заправке транспортных средств.
Эти услуги переводятся на ЕНВД как отдельный вид деятельности.

Если плательщик ЕНВД оказывает услуги автосервиса в нескольких муниципальных образованиях, зарегистрироваться необходимо в каждом муниципальном образовании.
Если плательщик ЕНВД оказывает услуги автосервиса в разных районах одного города (муниципального образования), на территориях которых действуют несколько налоговых органов, налогоплательщик вправе встать на учет в качестве плательщика ЕНДВ в любом налоговом органе (письмо Минфина России от 07.11.2014 № 03-11-11/56174).

Транспортные средства, попадающие под действие ЕНВД должны соответствовать критериям:
Первый критерий – транспортное средство должно содержаться в группах 017000—017500 ОКУН:
1) легковые автомобили;
2) грузовые автомобили;
3) катеры;
4) снегоходы;
5) и иные.

Ремонт и техническое обслуживание специальной транспортной техники (комбайны, тракторы гусеничные, бульдозеры, самоходные машины и иные) относится к общему режиму налогообложения (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 по делу N А65-17755/2012).

Второй критерий — транспортное средство должно быть зарегистрировано в ГИБДД, поскольку в ГИБДД регистрируются все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Специальная транспортная техника, зарегистрированная в органах Гостехнадзора, относится к общему режиму налогообложения.

Третий критерий – плательщик ЕНВД должен иметь в штате работников, с которыми заключены договоры и которые фактически осуществляют работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
Под количеством работников понимается средняя за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (статья 346.27 Кодекса).
Физическим показателем базовой доходности, характеризующим ЕНВД, является количество работников, включая непосредственно с ИП.
Организации, оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам не учитываются (Письмо ФНС России от 30.05.2014 N ГД-4-3/10384@).

Услуги автосервиса: «вмененные границы»

А. Березин, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Довольно часто применяющие ЕНВД автосервисы реализуют своим клиентам запчасти. С точки зрения налогообложения данный источник дохода не так прост, как кажется на первый взгляд. Налоговый режим, который придется применять в отношении розничной торговли деталями и материалами, зависит от множества факторов.

Все включено

На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса на уплату ЕНВД могут переводиться хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. Конкретный перечень платных услуг, оказываемых физическим лицам и организациям, предусмотрен ОКУН (утвержден постановлением Госстандарта от 28 июня 1993 г. № 163).

Так, по коду 017000 ОКУН в состав техобслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования включены такие услуги, как ТО и ремонт легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов.

Ни для кого не секрет, что в условиях жесткой конкуренции идет «нешуточная борьба» за клиентов. По этой простой причине автосервисы помимо непосредственно ремонтных работ еще и реализуют запчасти в розницу. Ведь в таком случае потребителю не нужно бегать и искать нужные детали. Каковы налоговые последствия улучшения качества обслуживания?

Подробному анализу данной ситуации посвящено письмо Минфина от 3 февраля 2009 года № 03-11-09/31. Финансисты выделяют два альтернативных варианта развития событий.

С одной стороны, запчасти могут продаваться по закупочной стоимости. Это происходит, если договором на оказание услуг по ремонту и техобслуживанию автомобиля предусмотрена замена конкретных запчастей и включение их стоимости в общую цену предоставленных услуг. Вполне логично, что такая установка запчастей является частью услуги по ремонту. Как справедливо отметили эксперты Минфина, отпуск указанных запчастей в такой ситуации не признается отдельным видом деятельности.

Работы отдельно, детали отдельно

Впрочем, гораздо чаще договор розничной купли-продажи на передаваемые запчасти заключается независимо от выполнения работ по техобслуживанию авто. Действительно, если в автосервис обратился клиент, которому нужен, например, воздушный фильтр либо свечи зажигания, а установить он их может и сам, то почему бы не помочь ему за умеренную плату? Нередка и ситуация, когда в договоре на оказание услуг по ремонту ТС стоимость запчастей выделяется отдельной строкой и указывается с наценкой. В обоих указанных случаях реализация запчастей считается розничной торговлей.

Правда, применять «вмененку» в отношении розницы необходимо только после введения спецрежима в отношении данного вида деятельности на соответствующей территории. Если же местные власти не удосужатся сделать это, то автосервису автоматически придется уплачивать налоги с доходов от реализации запчастей в рамках общего режима либо УСН. Очевидно, что для этого соответствующим образом должен быть организован раздельный учет (п. 7 ст. 346.26 НК).

Вместе с тем не стоит думать, что если местные власти введут на своей территории ЕНВД для розницы, то проблем у предпринимателей станет меньше. Скорее даже наоборот, что связано в первую очередь с особенностями определения понятия «розничная торговля» в целях применения «вмененки».

Итак, под таковой понимается торговля товарами (за наличный и безналичный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК). При этом продукция должна быть предназначена исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с ведением бизнеса. Об этом говорится в пункте 1 статьи 492 Гражданского кодекса.

Выходит, если реализация осуществляется в соответствии с договором поставки (ст. 506 ГК), то данный вид деятельности к «вмененному» не относится. Ведь в этом случае приобретение будет использовано в коммерческих целях, никак не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Кроме того, о ЕНВД можно забыть и при продаже подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6–10 пункта 1 статьи 181 Кодекса, в частности, моторных масел, дизельного топлива и автомобильного бензина.

В итоге получается, что автосервис подпадает под ЕНВД по услугам и ему придется платить «вмененный» налог с розницы. Плюс ко всему опять-таки возникнет обязанность вести раздельный учет доходов и расходов, поскольку велика вероятность того, что часть деятельности предприятия будет облагаться общими налогами или в рамках УСН. Как видим, расширение клиентской базы может иметь свой весьма существенный «побочный эффект».

Дата размещения статьи: 08.12.2015

— Как автосервису встать на учет в ИФНС.
— Ремонт каких транспортных средств подпадает под уплату ЕНВД.
— Как оптимальным образом оформить передачу клиентам запчастей.

Одним из «вмененных» видов деятельности является оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). К таким услугам относятся те, которые оказываются физлицам и компаниям по перечню, предусмотренному ОКУН по коду 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» (ст. 346.27 НК РФ, Постановление Госстандарта России от 28.06.1993 N 163). Например, услуги по ремонту двигателей, коробок передач, тормозной системы, кузовов и радиаторов и пр. Так вот, зачастую на практике применение такого вида бизнеса вызывает много вопросов. В частности, непонятно, в какую налоговую инспекцию вставать на учет, если автосервисов несколько, и все ли вообще транспортные средства можно ремонтировать? Обо всем этом и о многом другом читайте в нашем материале.

Примечание. В целях уплаты ЕНВД к «вмененным» услугам автосервисов не относятся услуги по заправке транспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, услуги по хранению автомобилей на платных и штрафных стоянках (ст. 346.27 НК РФ).

Вопрос N 1. Где владельцу автосервиса вставать на учет в качестве «вмененщика»

По общему правилу вставать на учет в качестве «вмененщика» при оказании услуг по ремонту транспортных средств надо по месту, где вы оказываете эти услуги. Такая обязанность установлена п. 2 ст. 346.28 НК РФ.
Соответственно, если в городе или муниципальном районе, где расположен ваш автосервис, местные органы власти в отношении такого вида деятельности ввели систему налогообложения в виде ЕНВД, вы можете встать на учет в качестве «вмененщика».
Если же услуги по ремонту автомобилей вы оказываете через несколько объектов, расположенных в разных муниципальных образованиях, то встать на учет в качестве «вмененщика» потребуется в каждом образовании. Соответственно, платить единый налог и сдавать декларацию нужно будет тоже по каждому муниципалитету отдельно.
А вот если ваш автосервис расположен в нескольких местах на территории одного города или муниципального района, то встаньте на учет в качестве плательщика ЕНВД один раз в любой из инспекций муниципалитета. Такой вывод подтверждает Письмо Минфина России от 07.11.2014 N 03-11-11/56174.
Напомним, для того чтобы встать на учет в качестве плательщика единого налога, надо подать в инспекцию заявление по форме ЕНВД-1 (для организаций) или ЕНВД-2 (для индивидуальных предпринимателей). Обе формы утверждены Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@. Отправить заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД необходимо не позднее пяти рабочих дней с начала ведения «вмененной» деятельности.

Вопрос N 2. Важен ли в целях уплаты ЕНВД вид ремонтируемых транспортных средств

Как уже было отмечено, на систему налогообложения в виде единого налога переводятся услуги по ремонту автомототранспортных средств (ст. 346.26 НК РФ). Вместе с тем, какие именно машины считаются автомототранспортными средствами, в гл. 26.3 НК РФ не сказано. Поэтому обратимся за разъяснениями к контролирующим органам.
Так, Минфин России отметил, что в целях уплаты единого налога на вмененный доход к автомототранспортным средствам следует относить транспортные средства, которые удовлетворяют одному из следующих условий.
Первое условие — транспортное средство поименовано в группах 017000 — 017500 ОКУН. Например, к таким транспортным средствам относятся легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мопеды, скутеры, катера, снегоходы, квадроциклы и пр. (Письма финансового ведомства от 06.07.2012 N 03-11-06/3/46, от 17.08.2011 N 03-11-11/211 и от 22.06.2010 N 03-11-09/49). Соответственно, только авто из этих групп вы можете ремонтировать в рамках услуг своего сервиса на ЕНВД.
А вот самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные машины и пр., например тракторы, комбайны, экскаваторы, бульдозеры, к автотранспортным не относятся. Соответственно, по их ремонту применять систему налогообложения в виде ЕНВД нельзя. Если налоговики выявят это в ходе проверки, то доначислят вам общережимные налоги. И судьи с ними согласятся (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.06.2012 N Ф03-1687/2012 и Поволжского округа от 19.03.2013 по делу N А65-17755/2012).
Второе условие — транспортное средство должно быть зарегистрировано в ГИБДД (Письма Минфина России от 21.03.2013 N 03-11-11/112 и от 02.07.2009 N 03-11-06/3/182). Напомним, регистрации в органах ГИБДД подлежат все транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч и предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (п. 2 Порядка регистрации автомототранспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938). Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним регистрируют органы Гостехнадзора. Соответственно, если вы будете заниматься ремонтом, например, тракторов, платить ЕНВД не сможете. Придется перейти на общий режим налогообложения. Аналогичного мнения придерживаются и судьи (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.06.2012 N Ф03-1687/2012).

Вопрос N 3. Вправе ли автомастерская использовать при ремонте собственные запчасти

Большинство современных автосервисов при проведении ремонта предлагают клиентам использовать свои собственные запчасти и расходные материалы. Автовладельцам это удобно — не нужно тратить время в поисках нужной детали. Зато у бухгалтеров автосервисов возникает вопрос: относится ли передача запчастей клиенту к услуге по ремонту автомобилей? Или это отдельный вид предпринимательской деятельности — розничная торговля запчастями? Во втором случае, очевидно, налогов в бюджет придется платить больше, ведь перечислять их надо будет в отношении двух видов деятельности — услуг по ремонту автомобилей и розничной торговли.
Чиновники и судьи считают, что отнесение передачи запчастей клиентам к тому или иному виду деятельности зависит от того, как вы оформите документы на эти запчасти. Так, если замену конкретных запчастей, включая их стоимость, вы предусмотрите в договоре на ремонт автомобиля (заказе-наряде, квитанции или ином документе), то платить ЕНВД вам надо по одному виду деятельности — за услуги по ремонту. При этом даже неважно, выделите вы стоимость запчастей отдельной строкой в договоре или нет (Письмо Минфина России от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, Постановление ФАС Поволжского округа от 23.09.2010 N А72-18362/2009).
Если на передаваемые запчасти вы будете с клиентом заключать отдельный договор, то и оплачивать их клиент должен отдельно от услуг по ремонту автомобиля. Соответственно, в данном случае для вас это будет уже новый вид деятельности — розничная торговля. Ее вы также можете перевести на ЕНВД. При условии, что выполняются все необходимые для этого условия, предусмотренные гл. 26.3 НК РФ (Письма Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552 и ФНС России от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@).

Пример. Расчет ЕНВД в отношении услуг по ремонту автомобилей. ООО «АВК-Сервис» оказывает услуги по ремонту грузовых автомобилей и применяет систему в виде ЕНВД. Численность работников, занятых во «вмененной» деятельности, составляет 9 человек. При ремонте автомобилей компания использует собственные запчасти. Перечень запасных частей, их цену и количество ООО «АВК-Сервис» указывает в заказе-наряде на оказываемые услуги.
8 июня компания заменила клиенту свечи зажигания. Стоимость услуги по замене составляет 1500 руб. Цена устанавливаемых свечей зажигания соответствует закупочной стоимости и равна 550 руб. Рассчитаем сумму ЕНВД к уплате в бюджет за II квартал 2015 г.
В данном случае компания ведет только один вид деятельности — услуги по ремонту автомобилей. Поскольку отдельный договор на передаваемые запчасти компания не заключает.
Физическим показателем в отношении услуг по ремонту автомобилей является «количество работников, включая индивидуального предпринимателя». Базовая доходность — 12 000 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Величина коэффициента-дефлятора в 2015 г. составляет 1,798 (Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685). Предположим, что значение корректирующего коэффициента базовой доходности в муниципалитете, где у компании находится автосервис, установлено в размере 1.
Таким образом, сумма единого налога на вмененный доход, которую ООО «АВК-Сервис» должно заплатить в бюджет по итогам II квартала 2015 г., равна 87 383 руб. .
В бухгалтерском учете бухгалтер ООО «АВК-Сервис» сделала такие записи:
Дебет 50 Кредит 62
— 1500 руб. — оплачены заказчиком услуги по установке запчастей;
Дебет 62 Кредит 90, субсчет «Выручка»,
— 1500 руб. — учтена выручка от оказания услуг по замене запчастей;
Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж», Кредит 20
— 550 руб. — списана себестоимость установленных свечей зажигания;
Дебет 90, субсчет «Прибыль», Кредит 99
— 950 руб. (1500 руб. — 550 руб.) — отражена прибыль от выполненных работ по замене запчастей.

Вопрос N 4. Можно ли применять ЕНВД, если услуги по ремонту оплачивают третьи лица

Сейчас не редкость, когда услуги по ремонту автомобилей оплачивает не сам заказчик, а третье лицо. Например, у заказчика оформлен полис каско и все его расходы по ремонту автомобиля оплачивает страховая компания. То есть для самого заказчика ремонт получается бесплатным. В этом случае возникает вопрос: можно ли применять систему налогообложения в виде ЕНВД, если услуги по ремонту оплачивает третье лицо?
Да, можно. Поскольку гл. 26.3 НК РФ не установлено ограничений относительно того, кто их должен оплачивать и в какой форме — наличной или безналичной. Подобный вывод содержится и в Письмах Минфина России от 22.08.2011 N 03-11-11/216 и от 12.02.2008 N 03-11-04/3/63.

Примечание. Чтобы оказывать услуги по ремонту автомобилей, «вмененщику» надо официально нанять работников
Физическим показателем в отношении вида деятельности по ремонту автомобилей является «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» (ст. 346.29 НК РФ). При этом работники, трудящиеся по договорам гражданско-правового характера, при определении физического показателя не учитываются. Поэтому для уплаты ЕНВД организации и предприниматели должны принять в штат работников по трудовому договору, которые фактически будут оказывать клиентам «вмененные» услуги. Исключение составляют коммерсанты, которые работают одни и не привлекают к оказанию услуг никаких работников. Им нанимать персонал не нужно. Подобный вывод содержится в Письме ФНС России от 30.05.2014 N ГД-4-3/10384@.

Три главных совета. 1. На учет в качестве плательщика ЕНВД следует вставать по месту, где ваш автосервис оказывает услуги. Туда же надо платить налог и сдавать декларацию.
2. Помните: на уплату ЕНВД не переводятся услуги по ремонту транспортных средств, зарегистрированных в органах Гостехнадзора. Поэтому если вы планируете заняться ремонтом таких машин, то с полученных доходов нужно будет заплатить общережимные налоги.
3. Не заключайте на передачу запчастей клиентам отдельный договор. Иначе к «вмененному» налогу по ремонтным услугам вам добавятся налоги, уплачиваемые по розничной торговле.

К деятельности ЕНВД по оказанию услуг автосервисами (работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств) относятся услуги (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) по:
1) ремонту автотранспорта;
2) техническому обслуживанию автотранспорта;
3) мойке автотранспорта;
4) перевозке неисправных автомобилей к местам ремонта (Письмо Минфина РФ от 25.02.2010 N 03-11-11/33).

В тоже время, ЕНВД не применяется в отношении деятельности по эвакуации автомобилей на штрафные стоянки (Письмо Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-11-11/17747).

Внимание!
Если плательщик ЕНВД заключает отдельный договор либо отдельный счет-наряд иной документ и отдельной строкой выделяет стоимость запасных частей с торговой наценкой, то налоговый орган вправе признать его плательщиком ЕНВД по предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли запасными частями (пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Если договором (заказ-наряд, квитанция иным документом) на оказание услуг сервисного обслуживания автотранспорта в общую стоимость оказанных Заказчику услуг включены:
1) стоимость запасных частей;
2) стоимость установки запасных частей;
В этом случае выделение стоимости таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг значения не имеет.

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей относятся к подакцизным товарам, указано в пп. 9 п. 1 ст. 181 НК РФ.
Реализации моторных масел, как самостоятельный вид деятельности, не признается розничной торговлей и на уплату ЕНВД не переводится. В отношении реализации моторных масел налогоплательщик обязан применять общий режим налогообложения либо УСН.

К услугам автосервиса в целях уплаты ЕНВД не относятся услуги:
1) платных стоянок;
2) гарантийного ремонта;
3) по заправке транспортных средств.
Эти услуги переводятся на ЕНВД как отдельный вид деятельности.

Если плательщик ЕНВД оказывает услуги автосервиса в нескольких муниципальных образованиях, зарегистрироваться необходимо в каждом муниципальном образовании.
Если плательщик ЕНВД оказывает услуги автосервиса в разных районах одного города (муниципального образования), на территориях которых действуют несколько налоговых органов, налогоплательщик вправе встать на учет в качестве плательщика ЕНДВ в любом налоговом органе (письмо Минфина России от 07.11.2014 № 03-11-11/56174).

Транспортные средства, попадающие под действие ЕНВД должны соответствовать критериям:
Первый критерий – транспортное средство должно содержаться в группах 017000—017500 ОКУН:
1) легковые автомобили;
2) грузовые автомобили;
3) катеры;
4) снегоходы;
5) и иные.

Ремонт и техническое обслуживание специальной транспортной техники (комбайны, тракторы гусеничные, бульдозеры, самоходные машины и иные) относится к общему режиму налогообложения (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 по делу N А65-17755/2012).

Второй критерий — транспортное средство должно быть зарегистрировано в ГИБДД, поскольку в ГИБДД регистрируются все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Специальная транспортная техника, зарегистрированная в органах Гостехнадзора, относится к общему режиму налогообложения.

Третий критерий – плательщик ЕНВД должен иметь в штате работников, с которыми заключены договоры и которые фактически осуществляют работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
Под количеством работников понимается средняя за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (статья 346.27 Кодекса).
Физическим показателем базовой доходности, характеризующим ЕНВД, является количество работников, включая непосредственно с ИП.
Организации, оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам не учитываются (Письмо ФНС России от 30.05.2014 N ГД-4-3/10384@).

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 октября 2011 года N 03-11-11/265

О применении ЕНВД для отдельных видов деятельности

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и, основываясь на содержащейся в письме информации, сообщает следующее.

Статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса, в том числе в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

В соответствии с п. 3 ст. 346.29 Кодекса для исчисления суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств следует использовать физический показатель базовой доходности «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

При этом ст. 346.27 Кодекса определено, что под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Согласно п. 6 ст. 346.26 Кодекса при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход в соответствии с гл. 26.3 Кодекса, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

В то же время порядок распределения численности работников административно-управленческого персонала и общехозяйственного персонала при осуществлении налогоплательщиками нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, Кодексом не определен.

В связи с этим общая среднесписочная численность работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала (далее — АУП) распределяется исходя из среднесписочной численности АУП, приходящейся в среднем на одного работника, непосредственно занятого в осуществлении деятельности (включая индивидуального предпринимателя), и среднесписочной численности работников, занятых в деятельности, по которой при исчислении единого налога на вмененный доход используется физический показатель базовой доходности «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».

Таким образом, физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» налогоплательщиком определяется как отношение численности административно-управленческого и общехозяйственного персонала к численности работников, включая индивидуального предпринимателя, без учета административно-управленческого и общехозяйственного персонала, умноженное на количество работников, оказывающих услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. Полученный результат складывается с численностью работников (включая индивидуального предпринимателя), оказывающих услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Одновременно следует учитывать, что в соответствии с п. 11 ст. 346.29 Кодекса значения физических показателей указываются в целых единицах.

Пример расчета.

Индивидуальный предприниматель — 1 человек;

АУП (бухгалтеры, уборщицы и т.п.) — 4 человека;

Работники, занятые в розничной торговле, — 5 человек;

Работники, оказывающие услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, — 5 человек;

Работники, оказывающие услуги по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки и хранению автотранспортных средств, — 5 человек.

Всего работников, непосредственно осуществляющих виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, — 15 + 1 индивидуальный предприниматель.

Следовательно, величина физического показателя базовой доходности «количество работников, включая индивидуального предпринимателя», характеризующего деятельность по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, определяется как (4 / 16 x (5 + 1)) + (5 + 1) = 7,5 и составит после округления 8 человек.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной
политики
С.В. РАЗГУЛИН

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *