Электронные средства платежа

Содержание

>Билет № 10

2. Понятие и виды электронного средства платежа. Порядок использования электронных средств платежа при осуществлении перевода электронных денежных средств.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.

Небанковские кредитные организации могут:

1) осуществлять обслуживание юридических лиц на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг;

2) осуществлять расчеты по пластиковым картам;

3) осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;

4) осуществлять кассовое обслуживание юридических лиц;

5) осуществлять операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме.

В настоящее время российскому законодательству известно три вида небанковских кредитных организаций .

1. Расчетные небанковские кредитные организации , которые могут осуществлять:

а) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

б) осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

Временно свободные денежные средства расчетные небанковские кредитные организации вправе:

1) размещать только в виде вложений в государственные ценные бумаги, отнесенные Банком России к вложениям с нулевым риском;

2) хранить на корреспондентских счетах в Банке России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов.

2. Небанковские кредитные организации инкассации — могут на основании лицензии, выданной Банком России, осуществлять банковскую операцию инкассации:

– денежных средств;

– векселей;

– платежных и расчетных документов.

3. Депозитно-кредитные небанковские кредитные организации вправе осуществлять следующие операции и сделки в валюте РФ и при наличии соответствующей лицензии в иностранной валюте:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

2) размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

3) куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме и от своего имени и за свой счет;

4) выдачу банковских гарантий.

Они не вправе осуществлять:

1) привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;

2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

3) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

5) купля-продажа иностранной валюты в наличной форме;

6) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

7) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

• электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

• электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

К сожалению, понятие «электронное средство платежа» (ЭСП) изначально привлекло недостаточное внимание участников рынка. Однако этот институт является, в сущности, даже более фундаментальным, чем электронные денежные средства, так как затрагивает почти все российские банки, эмитирующие пластиковые карты. Последние, согласно редакции Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П, вступающей в силу 1 июля 2013 г., относятся именно к электронным средствам платежа. Тем не менее категория ЭСП не ограничивается картами, так как включает в себя «электронные носители информации», а также «иные технические устройства». Подобное широкое толкование термина вызвало дискуссии среди тех участников рынка, которые не строили свою деятельность на выпуске карт. В частности, можно ли считать ЭСП интерфейс электронного кошелька? Прямое прочтение Федерального закона «О национальной платежной системе» дает некоторые основания ответить на этот вопрос утвердительно, так как серверное или клиент-серверное приложение является средством и способом составления, передачи и удостоверения распоряжений в целях осуществления платежей. Однако системы электронных денег могут предоставлять клиенту возможность передавать распоряжения с использованием различных интерфейсов: будут ли в таком случае приложение для iPhone и веб-интерфейс разными электронными средствами платежа?

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О национальной платежной системе», «использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств». В то же время в целях перевода электронных денежных средств кредитные организации обязаны предоставлять возможность определения клиентами электронных средств платежа как персонифицированных, неперсонифицированных и корпоративных (ч. 10 ст. 10 Федерального закона «О национальной платежной системе»). В связи с изложенным кредитным организациям рекомендуется соблюдать следующую логику. Открытие клиенту «кошелька» является предоставлением ему электронного средства платежа. Интерфейсы же используются только для доступа к данному «кошельку». Это, с одной стороны, решает проблему необоснованной регулятивной нагрузки на непосредственно интерфейс, который является, в сущности, сугубо технологическим элементом платежной системы. С другой стороны, подобный подход открывает возможность для одновременного доступа к нескольким ЭСП разными способами.

Понимание сущности электронного средства платежа, таким образом, становится сугубо утилитарным. Ведь именно ЭП находится «в центре» не только переводов денежных средств, но и выполнения требований ст. 9 Федерального закона «О национальной платежной системе».

Электронные средства платежа делятся на две большие группы: персонифицированные и неперсонифицированные – в зависимости от того, осуществляется ли при переводе идентификация клиента. Впрочем, для юридических лиц и ИП, использующих электронные деньги, доступен только один вариант – все операции с их участием совершаются с обязательной идентификацией (ч. 7 ст. 10 закона о платежной системе).

ВНИМАНИЕ!

Электронные деньги отнесены законом к денежным средствам (п. 18 ст. 3 закона о платежной системе), поэтому их получение влечет налоговые последствия.

Если источником дохода физического лица является организация или ИП, они выступают по отношению к нему налоговым агентом и обязаны удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

В противном случае гражданин обязан самостоятельно задекларировать свой доход в виде полученной суммы электронных денег и уплатить налог (ст. 228 НК РФ).

У физических лиц возможности шире – они могут воспользоваться анонимными «электронными кошельками» или обезличенными предоплаченными банковскими картами (ч. 2, ч. 4 ст. 10 закона о платежной системе). Однако если предприниматель переводит электронные деньги гражданину (например, в счет оплаты услуг по гражданско-правовому договору), последний обязан использовать для этих целей именно персонифицированное средство платежа (ч. 9 ст. 7 закона о платежной системе).

Это, кстати, вызывает ряд вопросов при возврате некачественного товара, оплаченного, к примеру, через анонимный «электронный кошелек», – ведь вернуть деньги за товар на этот же кошелек продавец не сможет в силу закона. Учитывая, что наличными деньгами в этом случае плату за возвращенный товар выдать также невозможно (ч. 20 ст. 7 закона о платежной системе), остается только один вариант – покупатель предоставляет продавцу реквизиты своего банковского счета, и деньги перечисляются уже на него.

Различия между идентифицированными и неидентифицированными электронными средствами платежа проявляются и в предельно допустимой сумме переводов электронных денег.

Статья 10. Порядок использования электронных средств платежа при осуществлении перевода электронных денежных средств

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ в часть 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента, упрощенной идентификации клиента — физического лица или без проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ в часть 2 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2014 г.

См. текст части в предыдущей редакции

2. В случае проведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента — физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» использование электронного средства платежа осуществляется клиентом — физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России. Указанное электронное средство платежа является персонифицированным.

3. Допускается превышение суммы, указанной в части 2 настоящей статьи, вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Банком России.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ в часть 4 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. В случае непроведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента — физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» использование электронного средства платежа осуществляется клиентом — физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи. Указанное электронное средство платежа является неперсонифицированным.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ в часть 5 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1

5.1. В случае проведения оператором электронных денежных средств упрощенной идентификации клиента — физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» использование неперсонифицированного электронного средства платежа может осуществляться клиентом — физическим лицом для перевода электронных денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 60 тысяч рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием такого неперсонифицированного электронного средства платежа не превышает 200 тысяч рублей в течение календарного месяца.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.2

5.2. Неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом — физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.3, вступающей в силу 1 ноября 2014 г.

5.3. Оператор электронных денежных средств при проведении упрощенной идентификации клиента — физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязан предоставить клиенту — физическому лицу возможность выбора любого из предусмотренных указанным Федеральным законом способов упрощенной идентификации, а также предоставить указанному клиенту информацию, обеспечивающую использование электронного средства платежа.

6. Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денежных средств, если в результате такого перевода будут превышены суммы, указанные в частях 2, 4 и 5 настоящей статьи. При этом физическое лицо вправе получить остаток (его часть) электронных денежных средств в соответствии с частями 20 и 21 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ в часть 7 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2014 г.

См. текст части в предыдущей редакции

7. Использование электронного средства платежа клиентом — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указанное электронное средство платежа является корпоративным. Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

8. Допускается превышение суммы, указанной в части 7 настоящей статьи, вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Банком России.

9. В случае превышения суммы, указанной в части 7 настоящей статьи, оператор электронных денежных средств обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.

10. Оператор электронных средств платежа обязан обеспечивать при использовании электронных средств платежа, предусмотренных настоящей статьей, возможность их определения клиентами как неперсонифицированных, персонифицированных или корпоративных электронных средств платежа.

11. Переводы электронных денежных средств с использованием персонифицированных электронных средств платежа, корпоративных электронных средств платежа могут быть приостановлены в порядке и случаях, которые аналогичны порядку и случаям приостановления операций по банковскому счету, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

12. При переводе электронных денежных средств с использованием персонифицированных электронных средств платежа и корпоративных электронных средств платежа на остаток электронных денежных средств может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Оператор электронных денежных средств обязан обеспечить невозможность использования электронного средства платежа до ознакомления клиента — физического лица с информацией, указанной в части 25 статьи 7 настоящего Федерального закона.

14. Положения настоящей статьи о порядке использования корпоративных электронных средств платежа применяются также к электронным средствам платежа, используемым нотариусом, занимающимся частной практикой, или адвокатом, учредившим адвокатский кабинет.

Памятка Банка России «Об электронных денежных средствах»

Центральный Банк России выпустил памятку, разъясняющую населению особенности использования электронных денежных средств (электронных денег), в целях повышения финансовой грамотности пользователей услуг по переводу электронных денежных средств.

Эту информацию следует обязательно уяснить всем, кто либо уже использует, либо только собирается использовать электронные деньги, электронные кошельки и электронные платежные системы.

В данном документе Центральный Банк России выделяет два понятия:

  • электронные денежные средства и

  • электронные средства платежа.

К электронным денежным средствам относятся безналичные деньги.

К электронным средствам платежа относятся:

  • электронные кошельки и

  • предоплаченные банковские карты.

Электронные денежные средства не подпадают под действие закона о страховании вкладов.

Электронные денежные средства могут формироваться за счет:

  • наличных или безналичных средств физического лица,

  • перечислений от юридического лица или

  • аванса за услуги связи.

Остаток электронных денежных средств не может быть увеличен за счет потребительского кредита.

Электронные средства платежа могут быть:

  • персонифицированными, когда клиент прошел процедуру идентификации, и

  • неперсонифицированными.

В первом случае, то есть для персонифицированных электронных средств платежа:

  • остаток электронных денежных средств клиента может достигать 600 тыс. руб.

Во втором случае, то есть для неперсонифицированных электронных средств платежа:

  • остаток электронных денежных средств клиента не должен превышать 15 тыс. руб., при этом общая сумма переводимых клиентом средств не должна превышать 40 тыс. руб. в месяц.

Дополнительно, при идентификации клиента в упрощенном порядке (проверка только Ф.И.О.):

  • клиент может использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для оплаты товаров и услуг на сумму не более 200 тыс. руб. в месяц, а

  • остаток электронных денежных средств не должен превышать 60 тыс. руб. в любой момент времени.

Порядок использования электронных денежных средств (электронных денег) предусматривает дополнительные ограничения:

  • клиент, использующий неперсонифицированное электронные средства платежа, может только переводить деньги юридическому лицу или ИП, но не физическому лицу, в том числе самому себе;

  • с предоплаченных неперсонифицированных карт можно снять наличность в объеме не более чем 5 тыс. руб. в сутки и 40 тыс. руб. в течение месяца.

Полный текст Памятки Банка России «Об электронных денежных средствах» прилагается ниже.

Приложение к информационному письму
Банка России от 11.03.2016 N ИН-017-45/12

Настоящая Памятка разработана в целях получения физическими лицами — клиентами кредитных организаций информации:

  • об электронных денежных средствах (электронных деньгах),

  • о порядке формирования остатка электронных денежных средств,

  • особенностях использования электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств,

  • а также о предоставляемых услугах по переводу электронных денежных средств.

Под услугами по переводу электронных денежных средств в целях настоящей Памятки понимается осуществление перевода электронных денежных средств, а также совершение иных операций с электронными денежными средствами, предусмотренных Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

  1. Общие положения об электронных денежных средствах

1.1. Электронные денежные средства используются при осуществлении безналичных расчетов.

1.2. Электронные денежные средства — это безналичные денежные средства в рублях или иностранной валюте, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ.

1.3. Электронными средствами платежа, предназначенными для осуществления перевода электронных денежных средств, являются, в частности, так называемые «электронные кошельки», доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения, а также банковские предоплаченные карты.

1.4. Оказывать услуги по переводу электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе только кредитные организации, уведомившие Банк России в установленном порядке о начале осуществления соответствующей деятельности.

1.5. Перечень кредитных организаций, уведомивших Банк России в установленном порядке о начале осуществления деятельности по переводу электронных денежных средств, доступен на официальном сайте Банка России в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» (cbr.ru/PSystem/?PrtId=oper_zip).

1.6. Кредитная организация в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ может отказать клиенту в заключении договора об использовании электронных средств платежа, а также приостановить или прекратить использование клиентом электронных средств платежа в соответствии с договором при нарушении клиентом порядка использования электронных средств платежа.

1.7. Электронные денежные средства не подлежат страхованию на основании пункта 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

  1. Порядок формирования остатка электронных денежных средств

2.1. Клиент может предоставить денежные средства кредитной организации в соответствии с договором как путем их перевода с банковского счета (открытого в кредитной организации, оказывающей клиенту услуги по переводу электронных денежных средств, или в иной кредитной организации), так и без использования банковского счета, в том числе путем внесения клиентом наличных денежных средств в банкоматы и платежные терминалы кредитных организаций и банковских платежных агентов.

Кроме того, остаток электронных денежных средств клиента может быть увеличен за счет денежных средств, предоставляемых в пользу такого клиента юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, если это предусмотрено договором между кредитной организацией и клиентом.

2.2. Кредитная организация не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента на основании договора потребительского кредита (займа).

2.3. Если клиент является абонентом оператора связи, то в отдельных случаях при наличии у такого оператора связи договора с кредитной организацией, оказывающей клиенту услуги по переводу электронных денежных средств, денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента могут быть предоставлены указанной кредитной организации в соответствии с договором, заключенным с клиентом, за счет денежных средств клиента, являющихся авансом за услуги связи.

2.4. Остаток электронных денежных средств клиента возникает в момент учета кредитной организацией предоставленных денежных средств. При этом учет кредитной организацией денежных средств может осуществляться позднее их предоставления.

2.5. На остаток электронных денежных средств клиента проценты не начисляются.

  1. Порядок использования электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств

3.1. Электронные средства платежа для перевода электронных денежных средств используется клиентом на основании договора, заключенного с кредитной организацией, в том числе путем акцепта оферты кредитной организации.

3.2. Использование электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств может осуществляться как с проведением процедуры идентификации, в том числе упрощенной идентификации клиента в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», так и без проведения процедуры идентификации.

3.3. В случае проведения кредитной организацией процедуры идентификации клиента используемое им электронное средство платежа является персонифицированным. При этом остаток электронных денежных средств клиента в любой момент не должен превышать 600 тысяч рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте по официальному курсу Банка России.

3.4. В случае, если указанная процедура не проводилась, используемое клиентом электронное средство платежа является неперсонифицированным. При этом остаток электронных денежных средств клиента в любой момент не должен превышать 15 тысяч рублей, а общая сумма переводимых клиентом электронных денежных средств с использованием такого электронного средства платежа не должна превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца.

В случае проведения в отношении клиента процедуры упрощенной идентификации, клиент может использовать неперсонифицированное электронное средство платежа для оплаты товаров (работ, услуг) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при условии, что остаток электронных денежных средств клиента в любой момент не превышает 60 тысяч рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием такого неперсонифицированного электронного средства платежа не превышает 200 тысяч рублей в течение календарного месяца.

  1. Услуги по переводу электронных денежных средств

4.1. Электронные денежные средства могут переводиться между клиентами, а также между клиентами и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

При этом клиент, использующий неперсонифицированное электронное средство платежа, в случае, если процедура упрощенной идентификации в отношении такого клиента не проводилась, может являться плательщиком только при переводе электронных денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и не может являться получателем переводимых электронных денежных средств.

4.2. Остаток (его часть) электронных денежных средств:

1) при использовании клиентом персонифицированного электронного средства платежа может быть по распоряжению клиента:
а) переведен на любой банковский счет (в том числе на банковский счет самого клиента или другого физического лица);
б) переведен без открытия банковского счета;
в) направлен на исполнение обязательств клиента перед кредитной организацией (например, на уплату комиссионного вознаграждения);
г) выдан клиенту наличными деньгами;

2) при использовании клиентом неперсонифицированного электронного средства платежа, в случае, если в отношении такого клиента проводилась процедура упрощенной идентификации, может быть по распоряжению клиента:
а) переведен на банковские счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
б) переведен на банковский счет клиента;
в) направлен на исполнение обязательств клиента перед кредитной организацией;

3) при использовании клиентом неперсонифицированного электронного средства платежа, в случае, если процедура идентификации в отношении такого клиента не проводилась, может быть по распоряжению клиента:
а) переведен на банковские счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
б) направлен на исполнение обязательств клиента перед кредитной организацией.

Клиент также вправе получить остаток (его часть) электронных денежных средств наличными деньгами в случае, если используемое им неперсонифицированное электронного средства платежа (независимо от проведения (непроведения) процедуры упрощенной идентификации) является предоплаченной картой. Общая сумма выдаваемых клиенту наличных денег в указанном случае не может превышать 5 тысяч рублей в течение одного календарного дня и 40 тысяч рублей в течение одного календарного месяца.

При этом в отношении порядка выдачи остатка (его части) электронных денежных средств клиенту наличными деньгами (включая максимальные размеры сумм выдаваемых наличных денег) договором, заключенным клиентом с кредитной организацией, могут быть установлены дополнительные ограничения.

4.3. За оказание услуг по переводу электронных денежных средств кредитной организацией с клиента может взиматься комиссионное вознаграждение в соответствии с заключенным с клиентом договором.

4.4. Кредитная организация обязана информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления соответствующих уведомлений в порядке, установленном договором с клиентом.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ, ЭЛЕКТРОННЫЕ КОШЕЛЬКИ, ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ

Электронные деньги

Классификация электронных денег

Электро́нные де́ньги — неоднозначный и эволюционирующий термин, употребляющийся во многих значениях, связанных с использованием компьютерных сетей и систем хранимой стоимости для передачи и хранения денег. Под электронными деньгами понимают системы хранения и передачи как традиционных валют, так и негосударственных частных валют — обращение электронных денег может осуществляться как по правилам, установленным или согласованными с государственными центробанками, так и по собственным правилам негосударственных платёжных систем.

В Европейском союзе электронными деньгами считают денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трём критериям:

  1. Фиксируются и хранятся на электронном носителе.
  2. Выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объёме, не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость.
  3. Принимаются как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.

В России закон «О национальной платёжной системе» содержит собственное определение электронных денежных средств.

Природа электронных денег

Термин «электронные деньги» является относительно новым и часто применяется к широкому спектру платёжных инструментов, которые основаны на инновационных технических решениях. Следствием этого является отсутствие единого, признанного в мире определения электронных денег, которое бы однозначно определяло их экономическую и правовую сущность.

Электронным деньгам свойственно внутреннее противоречие — с одной стороны они являются средством платежа, с другой — обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных неэлектронных деньгах. Такой парадокс можно пояснить с помощью исторической аналогии: в своё время банкноты тоже рассматривались как обязательство, которое подлежит оплате монетами или драгоценными металлами. Вполне вероятно, что с течением времени электронные деньги будут являться одной из разновидностей формы денег (монеты, банкноты, безналичные деньги и электронные деньги). Также вероятно, что в будущем центробанки будут производить эмиссию электронных денег, так же, как сейчас чеканят монету и печатают банкноты.

Распространённым заблуждением является отождествление электронных денег с безналичными деньгами.

Электронные деньги, являясь неперсонифицированным платёжным продуктом, могут иметь отдельное обращение, отличное от банковского обращения денег, однако могут обращаться в том числе и в государственных или банковских платёжных системах.

Как правило, обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платёжных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платёжными картами (банкоматы, POS-терминалы, платёжные киоски). Используются и другие платёжные инструменты: браслеты, брелоки, блоки мобильных телефонов и другие устройства, оснащённые специальным платёжным чипом.

Разновидности электронных денег

Электронные деньги обычно разделяют на два типа: на базе смарт-карт (англ. card-based) и на базе сетей (англ. network-based). И первая, и вторая группа подразделяются на анонимные (неперсонифицированные) системы, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, и не анонимные (персонифицированные) системы, требующие обязательной идентификации пользователя.

Следует также различать электронные государственные и частные деньги. Государственные электронные деньги выражены в национальной валюте и являются составной частью государственной платёжной системы. Соответственно, эмиссия и обращение таких электронных денег происходит на основе национального законодательства.

Электронные частные деньги являются электронными единицами негосударственных платёжных систем, которые своими правилами регламентируют их эмиссию и обращение. Степень контроля и регулирования государственными органами таких платёжных систем в разных странах сильно отличаются. Часто негосударственные платёжные системы привязывают свои электронные деньги к национальной или иностранной валюте, однако государства никак не обеспечивают надёжность или ликвидность частных денег.

Согласно позиции ЕЦБ, средства доступа к банковскому счёту, а именно, традиционных банковских платёжных карт (как микропроцессорных, так и с магнитной полосой), а также интернет-банкинга не относятся к электронным деньгам, а в системах, которые осуществляют расчёты электронными деньгами, банковские счета используются только при вводе и выводе денег из системы. При этом используется консолидированный банковский счёт эмитента электронных денег, а не карточные или текущие счета пользователей. При эмиссии электронных денег традиционные деньги зачисляются на консолидированный банковский счёт эмитента. При предъявлении электронных денег для погашения традиционные деньги списываются с консолидированного банковского счёта эмитента.

Также согласно позиции ЕЦБ к электронным деньгам не относятся предоплаченные одноцелевые карты, такие, как: подарочная карта, топливная карта, телефонная карта и т. д. Использование такого платёжного инструмента не означает осуществления нового платежа. Реальный платёж осуществляется в момент покупки или пополнения такой карты. Его использование, как правило, не порождает новых денежных потоков и является простым обменом информацией о потреблённых предоплаченных товарах или услугах.

Эмиссия электронных денег

Одним из самых важных политических вопросов, связанных с электронными деньгами, является вопрос эмитента, а именно — определения перечня организаций, которые имеют право осуществлять в стране эмиссию электронных денег. Проблема эмиссии затрагивает как электронные национальные деньги (выраженные в одной из государственных валют), так и частные электронные деньги (которые обращаются вне государственной платёжной системы). Однозначного подхода в законодательствах стран мира по этой проблеме нет.

Законодательство ЕС разрешает осуществлять эмиссию электронных денег новому классу кредитных учреждений — Институтам электронных денег (ELMI). В Индии, Мексике, Нигерии, Сингапуре, на Тайване и Украине эмиссия электронных денег может осуществляться только банками. В Гонконге эмитенты электронных денег должны получить лицензию депозитной компании. В России эмитентами электронных денег могут быть только кредитные организации — банки или НКО, имеющие лицензии на осуществление деятельности в качестве оператора электронных денег и денежных переводов без открытия банковского счёта.

История развития электронных денег

В 1993 центробанки Европейского союза начали изучать феномен электронных денег, которыми в то время считались предоплаченные карты. Результаты этого анализа были опубликованы в мае 1994 и стали признанием на официальном уровне существования электронных денег. При анализе новых технологических схем, а именно, предоплаченных многоцелевых карт, центробанки Европейского союза пришли к фундаментальному выводу: в случае распространения таких продуктов со стороны центробанков необходимы: постоянный мониторинг, обмен информацией и принятие политических решений с целью сбережения целостности платёжной системы.

Начиная с 1993 года началось развитие не только электронных денег, базирующихся на картах (англ. card-based), но и сетевых электронных денег (англ. network-based).

В 1996 году руководители центробанков стран G10 заявили про намерение осуществлять мониторинг электронных денег в странах мира. С этого времени «Банк международных расчётов» при поддержке мировых центробанков регулярно анализирует развитие электронных денег и соответствующих систем. Сначала данные были конфиденциальными и были доступными только центробанкам, а с мая 2000 года стали общедоступными. В исследовании 2004 года приняли участие центробанки 95 стран, и выяснилось, что электронные деньги функционируют в 37 странах мира.

Анонимность электронных денег

Электронные деньги могут быть анонимными и персонифицированными. По своей природе электронные деньги ближе к анонимным наличным деньгам, чем к персонифицированным безналичным. Наличие или отсутствие анонимности обеспечиваются правилами и механизмами обращения электронных денег в определённой платёжной системе.

Большинство государственных регуляторов, а также государственные и негосударственные платёжные системы, различными способами пытаются стимулировать персонификацию пользователей электронных денег и операции с ними (см. знай своего клиента). Например, для электронных денег на базе сетей платёжные системы ограничивают размер электронного кошелька для анонимного пользователя, увеличивая лимиты персонифицированным пользователям системы. Для электронных денег на базе карт ограничивают максимальную сумму в кошельке и вводят персонализированные механизмы пополнения.

Криптографическая защита

Использование криптографии для реализации электронных денег предложил Дэвид Чаум. Им также предложено несколько протоколов шифрования и электронной подписи. Он использовал алгоритм конфиденциальной связи для достижения сокрытия связей между транзакциями изъятия и внесения денег. Суть идеи Чаума состояла в так называемой системе «слепой» цифровой подписи (англ. blind signature), когда подписывающий информацию видит её лишь в части, ему необходимой, но своей цифровой подписью заверяет подлинность всей информации: эмитент видит достоинство купюр и может заверить их подлинность, но не знает их серийных номеров, которые знает только владелец денег.

При этом можно строго доказать, что такой «слепой» подписью гарантируется подлинность всего содержимого купюры с той же надёжностью, что и обычной цифровой подписью, которая стала за последние годы одним из самых популярных средств подтверждения подлинности электронных документов. Основой служит метод RSA-шифрования.

Перспективы развития

В настоящее время электронные деньги рассматриваются как потенциальный заменитель наличности для микроплатежей. Однако по своим качествам электронные деньги способны частично заменить или полностью вытеснить при расчётах наличные деньги. Искусственное ограничение суммы, которая может сберегаться в электронном кошельке, вызвано неуверенностью регуляторов в надёжности и безопасности использования такого платёжного инструмента. Очевидно, что при отсутствии негативных примеров этот лимит будет увеличен или совсем отменён.

Преимущества электронных денег

Электронные деньги особенно полезны и удобны при осуществлении массовых платежей небольших сумм. Например, при платежах в транспорте, кинотеатрах, клубах, оплате коммунальных услуг, оплате различных штрафов, расчётах в интернете и т. д. Процесс платежа электронными деньгами осуществляется быстро, не возникает очередей, не надо выдавать сдачу, деньги переходят от плательщика к получателю быстро.

Электронные деньги корректнее всего сравнивать с наличными деньгами, так как обращение безналичных денег обязательно персонифицировано, и известны реквизиты обеих сторон. В случае расчётов электронными деньгами достаточно знать реквизиты получателя денег.

Электронные деньги имеют следующие преимущества перед наличными деньгами:

  • превосходная делимость и объединяемость — при проведении платежа не возникает необходимость в сдаче;
  • высокая портативность — величина суммы не связана с габаритными или весовыми размерами денег, как в случае с наличными деньгами;
  • очень низкая стоимость эмиссии электронных денег — не надо чеканить монеты и печатать банкноты, использовать металлы, бумагу, краски и т. д.;
  • не нужно физически пересчитывать деньги, эта функция переносится на инструмент хранения или платёжный инструмент;
  • проще, чем в случае с наличными деньгами, организовать физическую охрану электронных денег;
  • момент платежа фиксируется электронными системами, воздействие человеческого фактора снижается;
  • при платеже через фискализированное эквайринговое устройство торговцу невозможно укрыть средства от налогообложения;
  • электронные деньги не нужно пересчитывать, упаковывать, перевозить и организовывать специальные хранилища;
  • идеальная сохраняемость — электронные деньги не теряют своих качеств с течением времени;
  • идеальная качественная однородность — отдельные экземпляры электронных денег не обладают уникальными свойствами (как, например, царапины на монетах);
  • безопасность — защищённость от хищения, подделки, изменения номинала и т. п., обеспечивается криптографическими и электронными средствами.

Недостатки электронных денег

  • отсутствие устоявшегося правового регулирования: многие государства ещё не определились в своём однозначном отношении к электронным деньгам;
  • несмотря на отличную портативность, электронные деньги нуждаются в специальных инструментах хранения и обращения;
  • как и в случае наличных денег, при физическом уничтожении носителя электронных денег, восстановить денежную стоимость владельцу невозможно;
  • отсутствует узнаваемость — без специальных электронных устройств нельзя легко и быстро определить, что это за предмет, сумму и т. д.;
  • невозможность прямой передачи части денег от одного плательщика другому;
  • средства криптографической защиты, которыми защищаются системы электронных денег, ещё не имеют длительной истории успешной эксплуатации;
  • теоретически заинтересованные лица могут пытаться отслеживать персональные данные плательщиков и обращение электронных денег вне банковской системы;
  • безопасность (защищённость от хищения, подделки, изменения номинала и т. п.) не подтверждена широким обращением и беспроблемной историей;
  • теоретически возможны хищения электронных денег, посредством инновационных методов, используя недостаточную зрелость технологий защиты.

Проблемы внедрения

Центробанки большинства стран очень настороженно относятся к развитию электронных денег, боясь неконтролируемой эмиссии и других возможных злоупотреблений. Хотя электронная наличность может обеспечить массы преимуществ — таких, как быстрота и удобство использования, большая безопасность, меньшие транзакционные сборы, новые возможности для бизнеса с переносом экономической активности в Интернет. Существует много спорных вопросов касательно внедрения электронных денег. Введение электронных валют вызывает ряд вопросов — принципиально не решённые проблемы по сбору налогов, обеспечения эмиссии, отсутствия стандартов обеспечения эмиссии и обращения электронных частных денег, опасения об использовании электронных платёжных систем для отмывания денег.

Для оборота электронных денег используются достаточно сложные технологии. И коммерческие банки не всегда хотят и способны самостоятельно развивать новые продукты.

Основными причинами нежелания банков развивать проекты, связанные с электронными деньгами, являются:

  • необходимость финансировать разработки, плодами которых могут пользоваться конкуренты;
  • трудности кооперации с другими банками с целью разделить затраты на инновационные разработки;
  • каннибализация уже существующих банковских продуктов новыми;
  • отсутствие квалифицированных специалистов в собственном штате;
  • неуверенность в надёжности аутсорсеров.

На фоне проблем с реализацией проектов «электронных денег» коммерческими банками на рынке появляется множество мелких проектов и стартапов, основными проблемами которых на данный момент являются:

  • крайне малый размер реального рынка «электронных денег»;
  • приоритетная ориентированность законодательств в области платёжных систем на банковскую отрасль;
  • неготовность регуляторов пустить на рынок платёжных систем компании-«не банки»;
  • большое количество конкурирующих и плохо ориентированных на своих потребителей технологий и отсутствие стандартов.

Очевидно, что проблемы нового рынка «электронных денег» могут решаться длительным эволюционным путём либо с помощью больших инфраструктурных проектов, инициируемых государствами (например, российская Национальная система платёжных карт или украинская «Простір»).

Международный опыт внедрения и использования электронных денег

Фиатные электронные деньги на базе сетей

  • PayPal
  • Африканская платёжная система M-Pesa. Система функционирует в Кении и Танзании.

Фиатные электронные деньги на базе смарт-карт

  • Visa Cash
  • Mondex
  • Гонконгская карточная система «Октопус».
  • Голландская система Chipknip.

Частные электронные деньги на базе сетей

  • Криптовалюты: Bitcoin, Ethereum и т. п.
  • QIWI
  • Яндекс.Деньги
  • RBK Money
  • WebMoney

В России

Российский закон «О национальной платёжной системе» содержит следующее определение электронных денежных средств: это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счёта (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учёт информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счёта в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Также в России электронные деньги делятся на категории: персонифицированные электронные средства, неперсонифицированные электронные средства и корпоративные электронные средства. Персонифицированные и неперсонифицированные кошельки могут быть исключительно у частных лиц, корпоративные — исключительно у юридических лиц и частных предпринимателей. Между кошельками частных лиц разрешены внутренние платежи, так же, как и разрешены платежи на корпоративные кошельки. С корпоративных кошельков разрешено платить только частным лицам, платежи с корпоративных кошельков одних юридических лиц на корпоративные кошельки других юридических лиц запрещены.

Примечания

  1. Директива 2000/46/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС, Статья 1
  2. 1 2 Electronic Money Definition of European Central Bank. (англ.)
  3. Diana Ngo Deloitte Proposes ‘State-Sponsored Cryptocurrency’ 13.07.2015 (англ.)
  4. Государственные криптовалюты на подходе
  5. Robert Mendick Bank of England plots its own bitcoin-style digital currency / The Telegraph, 30.12.2017. (англ.)
  6. State-Sponsored Cryptocurrency:Adapting the best of Bitcoin’s Innovation to the Payments Ecosystem Deloitte Report] 2015 Deloitte Development LLC (англ.)
  7. Meirav Arlosoroff Israel’s Answer to Bitcoin: A Digital Shekel That Could Replace Cash / Haaretz, 24.12.2017. (англ.)
  8. European Parliament and of the Council. Directive 2000/46/EC of the European Parliament and of the Council (недоступная ссылка). European Parliament and of the Council (September, 2000). Дата обращения 16 февраля 2010. Архивировано 4 октября 2013 года.
  9. 1 2 3 Bank for International Settlements. Survey of developments in electronic money and internet and mobile payments (недоступная ссылка). Банк международных расчётов (May, 2004). Дата обращения 15 февраля 2010. Архивировано 19 октября 2010 года.
  10. 1 2 European Central Bank. REPORT ON ELECTRONIC MONEY (недоступная ссылка). European Central Bank (August, 1998). Дата обращения 15 февраля 2010. Архивировано 13 марта 2010 года.
  11. BANK FOR INTERNATIONAL SETTLEMENTS. IMPLICATIONS FOR CENTRAL BANKS OF THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC MONEY (недоступная ссылка). Банк международных расчётов (October, 1996). Дата обращения 15 февраля 2010. Архивировано 12 апреля 2010 года.
  12. 1 2 3 журнал CHIP 8/2013, стр. 54-59
  13. Пункт 18 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 161-ФЗ г. «О национальной платёжной системе» от 27 июня 2011 года

> Литература

  • С. А. Белозеров «Электронные формы денег и новые виды платёжных систем» — Известия СПбГУЭФ

Ссылки

  • Эхо Москвы. Что такое интернет-деньги?
  • К вопросу об обращении «электронных денег» в РФ
  • Самые популярные электронные деньги в России — 2012 // banki.ru
  • Untraceable Digital Cash, Information Markets, and BlackNet from 1997, by Timothy C. May (англ.) (Проверено 23 сентября 2009)
  • Principles for a free, powerful and stable monetary system for the digital era by S. Poirier (англ.) (Проверено 23 сентября 2009)
  • Flood Control on the Information Ocean: Living With Anonymity, Digital Cash, and Distributed Databases, (1996) by Michael Froomkin (англ.) (Проверено 23 сентября 2009)
  • Status Report on Free Market Money (2005) from The Indomitus Report (англ.) (Проверено 23 сентября 2009)
  • Эволюция денег (1999 г.) (англ.) (Проверено 23 сентября 2009)
  • E-Money Questions and Answers (англ.) (Проверено 4 ноября 2009)
  • e-Commerce.ru: Платёжные системы (англ.)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 11972072n · GND: 4014359-4 · LCCN: sh85042329 · NDL: 00866697

Системы онлайн-платежей

Системы мобильных платежей

С использованием электронных денег

С использованием электронных денег (история)

С использованием криптовалют

>Использование электронного средства платежа с онлайн-кассой

Расчеты электронными средствами платежа

Теперь Закон №54-ФЗ о ККТ в новой редакции обязывает продавца применять кассу при расчетах любыми электронными средствами платежа, а не только при использовании платежных карт как это было раньше. В настоящее время на рынке применяется множество видов электронных средств платежа при покупке различных товаров, услуг (банковские карты, электронные деньги, денежные переводы и прочее). Попробуем разобраться когда онлайн-касса нужна, а когда нет?

Онлайн-касса при оплате банковской картой

При оплате банковской картой возникает несколько вариантов применения онлайн-кассы:

Варианты перечисления денежных средств Применение онлайн-кассы
Оплата через POS-терминал при предъявлении карты Продавец обязан применить кассу (с 01.07.2017г. онлайн-кассу) в момент покупки
Покупатель платит курьеру ККТ должен использовать курьер при расчете
Оплата на сайте с помощью интернет-эквайринга, либо через специальный сервис, агрегатор платежей Продавец обязан применить кассу (с 01.07.2017г. онлайн-кассу) в момент покупки
При расчете на сайте используется такой агрегатор платежей, который признается агентом продавца ККТ должен использовать платежный агент

К сведению: старые положения законодательства также обязывали применять ККТ при осуществлении расчетов с использованием платежной карты.

Электронные деньги как средство платежа

Электронные деньги — денежные средства в рублях или иностранной валюте, которые предоставлены клиентом оператору электронных денежных средств для исполнения своих денежных обязательств перед третьими лицами и учитываются оператором без открытия клиенту банковского счета.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”

Варианты перечисления денежных средств Применение онлайн-кассы
Перевод средств с электронного кошелька покупателя на кошелек продавца продавец обязан будет использовать онлайн-кассу с 01.07.2018г.
Покупатель вносит деньги на электронный кошелек продавца через посредника ККТ должен использовать посредник при расчете
Оплата на сайте с помощью агрегатора платежей продавец обязан будет использовать онлайн-кассу с 01.07.2018г.
При расчете на сайте используется такой агрегатор платежей, который признается агентом продавца ККТ должен использовать платежный агент

Важно!

Изменения в законодательстве о ККТ предусматривают право для организаций и ИП не применять кассовые аппараты до 01.07.2018г., если ранее у них отсутствовала необходимость в его использовании. Таким образом, при совершении покупателем покупки в сети Интернет электронными деньгами или с помощью электронного кошелька продавец обязан применять онлайн-кассу по новым требованиям только с 01.07.2018г.

Выбрать оптимальное решение для Вашего бизнеса помогут менеджеры компании «Все-кассы.ру»!

Денежный перевод

Электронное средство платежа в виде денежного перевода встречается в основном в банковской системе, но может и использоваться наложенный платеж через Почту России.

Варианты перечисления денежных средств Применение ККТ
Покупатель оплачивает счет продавца в банке (банкомате) продавец обязан использовать онлайн-кассу с 01.07.2018г.
Деньги переводятся со счета покупателя через онлайн-банкинг на расчетный счет продавца (например, с помощью Сбербанк Онлайн) продавец обязан будет использовать онлайн-кассу с 01.07.2018г.
Наложенный платеж через Почту России ККТ должен использовать посредник (Почта России) при расчете

После вступления в силу поправок в Закон №54-ФЗ не использовать ККТ в расчетах могут только некоторые продавцы при ведении определенных видов деятельности, указанных в ст. 2, а также при ведении деятельности в труднодоступных районах (по утвержденному региональными властями перечню).

Также не применять онлайн-кассу можно, если привлечь к расчету с клиентом агента, например агрегатор платежей на сайте в интернете. При этом агрегатор должен обязательно выступать платежным агентом продавца, это условие надо прописать в договоре. В таком случае агент должен будет применять кассу и оформлять чек покупателю, а собранные деньги перечислять продавцу на банковский счет в безналичной форме. Важно учитывать, что при такой модели бизнеса платёжный агент должен указывать в чеке два ИНН. Свой ИНН как агента и ИНН продавца, чтобы системы ФНС корректно относили доход от продажи. При безналичных расчетах, осуществляемых через банковские счета между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, ККТ не применяется.

Продавцу надо понимать, что обязанность применять ККТ в расчетах лежит конкретно на нем и не стоит перекладывать ее на агрегатора, не являющимся платежным агентом.

Разъяснения Министерства финансов Российской Федерации

О применении ККТ организациями и ИП при расчетах электронными средствами платежа от 3 октября 2017 г. N 03-01-15/64200 Организации или индивидуальные предприниматели при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт), использование которых в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) не предусматривало применение ККТ, обязаны применять ККТ после 01.07.2018.
О применении ККТ при расчетах электронными средствами платежа; об учете организацией, применяющей УСН, доходов при оплате физлицами услуг через отделения банков от 5 октября 2017 г. N 03-01-15/65071 При осуществлении расчета электронными средствами платежа, в том числе исключающими возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.
ООО осуществляет розничную продажу товаров, в том числе и через интернет-магазин от 11 октября 2017 г. N 03-01-15/66395 Организации или ИП при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт) в сети Интернет за оказанные услуги, реализованные товары, использование которых в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) не предусматривало обязательное применение ККТ, обязаны применять ККТ после 01.07.2018.

При этом отмечаем, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса.

О применении ККТ при расчетах электронными средствами платежа и административной ответственности за ее неприменение от 11 октября 2017 г. N 03-01-15/66421 Неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет ответственность, установленную статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
О применении ККТ при расчетах с использованием электронных средств платежа. от 10 ноября 2017 г. N 03-01-15/74264 Организации или индивидуальные предприниматели при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт), использование которых в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) не предусматривало применение ККТ, обязаны применять ККТ после 01.07.2018.

Выбрать оптимальное решение для Вашего бизнеса помогут менеджеры компании «Все-кассы.ру»!

С уважением, Все-кассы.ру

29.01.2018 / Использование электронного средства платежа с онлайн-кассой

Компания использует электронные деньги

Ушаков Ю. В., налоговый консультант

Журнал «Учет в торговле» № 11, ноябрь 2011 г.

29 сентября вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (за исключением отдельных положений), который регламентирует порядок расчетов электронными деньгами. В этой связи Налоговый кодекс РФ также поправили…

Понятия определены

Электронные деньги применяют в расчетах довольно давно. Они обращаются внутри электронной платежной системы (ЭПС), в которой открывают счета – так называемые электронные кошельки. Примерами таких систем могут служить WebMoney, Яндекс.Деньги, RUpay. Однако с принятием Закона № 161-ФЗ нормативно оформлено само понятие электронных расчетов. Электронные расчеты – это расчеты электронными денежными средствами с использованием электронных средств платежа. Электронные деньги – средства, которые компания предоставляет платежной системе для исполнения обязательств перед третьими лицами. Это следует из пункта 18 статьи 3 Закона № 161-ФЗ. Электронное средство платежа – средство и (или) способ, позволяющие компании – клиенту ЭПС составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов. При этом используются информационно-коммуникационные технологии, электронные носители информации, в том числе платежные карты, а также иные технические устройства (п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ).

Электронные расчеты: ограничения

Электронные средства платежа могут быть использованы только на основании соответствующего договора, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами (ч. 1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ ). То есть для применения электронного средства платежа, во-первых, нужно, чтобы компания или предприниматель были идентифицированы оператором электронных денежных средств (ч. 7 ст. 10 Закона № 161-ФЗ). Такое электронное средство платежа является корпоративным. Во-вторых, пополнять счет в ЭПС юрлица и предприниматели могут только путем перечисления со своего банковского счета (ч. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). В-третьих, запрещен перевод электронных средств между юридическими лицами и предпринимателями. Хотя бы одной из сторон перевода должно быть физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, при условии что оно идентифицировано оператором (ч. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). В-четвертых, использование электронных средств платежа возможно лишь при условии, что остаток электронных денег не превышает 100 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте (по курсу Центробанка на конец рабочего дня оператора).

Порядок перевода средств

Для перевода электронных денег в адрес получателя сначала обычные денежные средства нужно предоставить оператору. Затем электронные деньги могут быть переведены по требованию как плательщика, так и получателя (ч. 7 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). В последнем случае это должно быть предусмотрено договором с оператором по переводу электронных денежных средств. Переводить денежные средства можно как через одного оператора, так и через нескольких.
Средства должны быть переведены незамедлительно после того, как оператор принял распоряжение клиента (ч. 11 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).
В общем случае электронные деньги переводят путем одновременного списания денежных средств с остатка из электронного кошелька плательщика и увеличения остатка в электронном кошельке получателя (ч. 10 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). После этого перевод становится безотзывным и окончательным (ч. 15 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). После проведения перевода по распоряжению клиента оператор электронных денежных средств должен направить ему подтверждение исполнения (ч. 13 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).
Однако возможен и автономный режим использования электронного средства платежа, когда такие действия осуществляются в разное время. Это допустимо только в ситуациях, специально предусмотренных договором, когда плательщиком является физлицо, а получателем – юрлицо или предприниматель. Тогда получатель электронных денежных средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору электронных денежных средств для учета. Это нужно сделать не позднее окончания рабочего дня оператора (ч. 12 ст. 7 Закона № 161-ФЗ ). Оператор после учета этой информации должен незамедлительно отправить подтверждение о совершении перевода электронных денежных средств (ч. 14 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).
Отметим, что оператор электронных денежных средств не имеет права кредитовать клиента для увеличения его остатка электронных денег. Не может он и начислять проценты на остаток денежных средств или выплачивать какое-либо вознаграждение клиенту (ч. 5, 6 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).
По распоряжению компании остаток электронных денежных средств (или его часть) может быть зачислен или переведен на его банковский счет (ч. 22 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

Обязанности оператора ЭПС

Оператор по переводу денежных средств вправе приостановить или прекратить использование клиентом электронного средства платежа. Причем как на основании полученного уведомления от клиента, так и по собственной инициативе. Последнее возможно при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа согласно условиям договора (ч. 9 ст. 9 Закона № 161-ФЗ). Такой порядок действует уже сейчас. А с 2013 года у оператора появятся следующие обязанности.
Обязанностью оператора по переводу денежных средств станет информирование клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа. Для этого ему будут направлять уведомление в порядке, установленном договором (ч. 4 ст. 9 Закона № 161-ФЗ). Кроме того, от оператора потребуется представлять компании документы и информацию, которые связаны с использованием ее электронного средства платежа. Порядок их представления прописывается в договоре (ч. 7 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).
Заявления клиента, касающиеся использования электронного средства платежа, оператор будет обязан рассмотреть в срок, указанный в договоре. Он не может превышать 30 дней со дня получения заявления.
Для рассмотрения заявлений, связанных с использованием электронного средства платежа в целях трансграничного перевода средств, предусмотрен срок не более 60 дней со дня их получения (ч. 8 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).
В случае получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента об утрате электронного средства платежа и (или) об использовании средства платежа без согласия клиента он будет обязан возместить последнему сумму операции, совершенной без его согласия (ч. 12 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

Мнение специалиста
С. А. Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Компании с 1 октября обязаны сообщать в инспекцию о возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение семи дней (подп. 1.1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). По какой форме нужно направлять сообщение? Предусмотрен ли какой-либо штраф за нарушение срока представления информации?

Форму, формат и порядок представления сообщения в инспекцию утверждает ФНС России (п. 7 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Поскольку пока они не утверждены, это сообщение составляется в произвольной форме. Главное – оно должно содержать сведения, идентифицирующие налогоплательщика (организацию или индивидуального предпринимателя), включая ИНН, сведения, идентифицирующие оператора электронных денежных средств, сведения о дате возникновения (прекращения) права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств и сведения о номере корпоративного электронного средства платежа.
За нарушение установленного срока подачи этих данных предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ).

Операции по электронному кошельку могут приостановить…

О возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств нужно сообщить в инспекцию в течение семи дней. Такая обязанность установлена подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание: переводы электронных денежных средств с использованием корпоративных электронных средств платежа могут быть приостановлены. Это возможно в тех же случаях, в которых приостанавливаются операции по банковскому счету (п. 2 ст. 45, п. 8 ст. 46, ст. 76 Налогового кодекса РФ). То есть когда компания не исполнила требование об уплате налога, пеней или штрафа или она не представила в инспекцию декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока (п. 2, 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ). Кроме того, на остаток электронных денежных средств на корпоративных электронных средствах платежа может быть обращено взыскание в процессе исполнительного производства (ст. 70 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Бухгалтерский учет электронных расчетов

Основной вопрос – на каком счете учитывать электронные деньги.
До принятия Закона № 161-ФЗ ввиду отсутствия нормативных документов он оставался спорным, поскольку электронные деньги по формальным признакам в полной мере не подпадали ни под определение денежных средств, ни под определение ценных бумаг или иных активов. Закон № 161-ФЗ, конечно, не содержит указаний по учету. Однако его положения дали основания до появления соответствующих указаний в нормативных актах считать, что электронные деньги относятся к денежным средствам. При этом их можно учитывать на счете 55 «Специальные счета в банках», выделив на нем субсчет «Электронные деньги».
Аналитический учет в таком случае будет вестись по каждой платежной системе и (или) по виду электронных денег. Это нужно отразить в учетной политике организации.
Большинство компаний используют электронные платежные системы для приема платежей за свои товары и услуги, которые реализуют через интернет.
При расчетах электронными деньгами комиссию за проведение платежа система, как правило, взимает с того, кто платит, поэтому у продавца расходов не возникает.
Основные операции с электронными деньгами будут отражены в учете следующим образом:
ДЕБЕТ 55 субсчет «Электронные деньги»
КРЕДИТ 51
– введены в электронную платежную систему денежные средства с расчетного счета;
ДЕБЕТ 55 субсчет «Электронные деньги»
КРЕДИТ 62
– получена оплата от покупателя (физлица);
ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 55 субсчет «Электронные деньги»
– выведены денежные средства из электронной платежной системы на банковский счет;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76
– отражены расходы на вывод средств на банковский счет;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– учтен НДС, предъявленный электронной платежной системой в составе платы за услуги;
ДЕБЕТ 76
КРЕДИТ 55 субсчет «Электронные деньги»
– списана плата за вывод средств на банковский счет.
Получать платежи от организаций смогут только лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Однако, если придется, например, рассчитываться электронными деньгами по гражданско-правовому договору с физическим лицом, такую операцию следует отразить так:
ДЕБЕТ 76
КРЕДИТ 55 субсчет «Электронные деньги»
– перечислены электронные деньги для оплаты услуг, оказанных физлицом;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76
– отражены расходы на оплату услуг ЭПС (комиссионное вознаграждение);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– учтен НДС в составе комиссионного вознаграждения;
ДЕБЕТ 76
КРЕДИТ 55 субсчет «Электронные деньги»
– оплачены услуги электронной платежной системы.

Важно запомнить

Для того чтобы совершать электронные платежи, необходимо заключить договор с оператором электронной платежной системы. Пополнять электронный кошелек можно только переводом с банковского счета. Инспекция вправе заблокировать средства, имеющиеся на счете в электронной платежной системе, а также взыскивать недоимки, штрафы и пени за счет этих средств.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *