Дотации

Содержание

Чем отличаются субвенция, субсидия и дотация

Многим людям приходилось слышать о таких понятиях, как субвенция, дотация и субсидия. Некоторые даже лично с этим сталкивались, когда возникала необходимость в денежной помощи. Однако не все знают точное определение этих терминов, а тем более различия между ними. Подобное знание может оказаться полезным, поэтому стоит разобраться в вопросе. На самом деле отличие субсидии и субвенции, а также дотации, очевидно. И нужно запомнить раз и навсегда, что же означают данные термины.

Определения

Перед тем, как разбираться, чем отличается субвенция от субсидии, необходимо прочитать и запомнить определения. Они уже о многом говорят.

Субсидия – это разновидность финансирования, которая приближена к пожертвованию. Однако денежная помощь выдаётся для конкретной цели. Применяется для того, чтобы поднять уровень жизни конкретного человека. Как правило, предназначается для малообеспеченных слоёв населения. В качестве источника может выступить местный или центральный бюджет. Полученные субсидии не потребуется возвращать, но тратить деньги можно только на определённую цель, например, на покупку недвижимости. Если человек, к примеру, решит купить на эти средства автомобиль, то подобное действие будет считаться незаконным.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, которые даются на выполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются исключительно из бюджета к бюджету. Выданы деньги могут быть, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для выполнения определённой цели, поэтому использование средств не контролирует государство. Дотацией может быть как пожертвование в какой-либо фонд или организацию, так и выдача денег человеку от правительства или компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых государствах.

В чём разница?

Уже из определений можно сделать вывод, чем понятия отличаются друг от друга. Но можно рассмотреть данный вопрос подробнее. Уже стало ясно, что все термины обозначают передачу денег от бюджета к фирме или гражданскому лицу. Однако различия радикальны, и о них нельзя забывать.

Например, субвенция не предназначается для социальных выплат. Она передаётся исключительно из бюджета в бюджет, например, в помощь городу или району. Субсидии наоборот выдаются только людям и могут выражаться не только деньгами, но и, к примеру, лекарствами, учебниками.

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. То есть, получивший её человек или фонд может распоряжаться средствами на своё усмотрение. А вот субсидия должна быть потрачена только на определённую цель, которая заранее обговаривалась.

Все перечисленные денежные выплаты не облагаются налогами. А решение об их выделении принимают уполномоченные лица. Но всегда, даже когда речь идёт о субвенции, помощь идёт от более крупного бюджета к меньшему.

Стоит отметить, что субвенция будет отличаться от субсидии ещё тем, что её обязательно потребуется вернуть в том случае, если деньги ушли не на ту цель или же не в нужное время. Тогда придётся восполнить полную сумму. А субсидия и дотация – это всегда безвозмездная передача денежных средств. Их возвращать не придётся. Однако, если выяснится, что выданные человеку средства пошли не на указанную цель, проблемы всё-таки могут возникнуть. Но за физическими лицами не так тщательно следят, как за компаниями и предприятиями.

Субсидии и субвенции: в чем их сходства и различия, чем отличаются от дотации и кто на них имеет право

Россияне неизбежно сталкиваются с финансовыми понятиями. Чаще они звучат при предоставлении материальной помощи нуждающимся категориям граждан. В обиходе отчисления называют дотациями, субсидиями или субвенциями, подразумевая синонимы. Однако, с точки зрения экономики, обозначенные термины означают разные поступления. Главным критерием, по которому разделяются трансферты, является условие их предоставления. Итак, что же собой представляют указанные переводы и каким критериям должен отвечать получатель?

В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:

  • субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
  • субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
  • дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.

В чем заключается разница?

Из представленных ранее определений можно сделать вывод, что отличия устанавливаются по целевому назначению денежного потока и получателю. Так, субвенция не может использоваться в качестве формы материальной поддержки нуждающихся граждан. Ее передача осуществляется между бюджетами. Субсидии, напротив, чаще выдаются гражданам. При этом не стоит забывать, что такие преференции могут принимать натуральный вид (лекарства, учебники, одежда).

Важно! Все указанные выплаты не облагаются по линии ФНС. Решение о перечислении принимается уполномоченными органами. Если говорить о межбюджетных трансфертах, то перевод, как правило, осуществляется из вышестоящей казны.

Субсидия

Под субсидией понимается разовое пособие, предоставляемое за счет бюджета соответствующего уровня. При этом деньги могут перечисляться гражданам напрямую. В последнем случае допускаются два варианта: прямое начисление и косвенное (льготы).

Помимо этого, средства перечисляются местным органам для последующей адресной поддержки населения. Таким образом, субсидия имеет социальную направленность, выраженную в прямом финансировании заинтересованных лиц и местных бюджетов.

Субвенция

Данный межбюджетный трансферт не имеет прямого отношения к социальной политике. Деньги выделяются для организации конкретного мероприятия. В данном случае поступления нацелены на реализацию определенного проекта, разработанного органами исполнительной власти. В отличие от субсидии субвенция имеет строго целевой характер и обязательна к возврату в случае нарушения сроков ее использования. При этом вернуть придется только остаток, а не всю сумму целиком.

Когда назначаются?

Помимо обозначенных ранее отличий, нужно понимать, на каких условиях получатель может принять ассигнования.

Субсидии

Как правило, средства перечисляются гражданам, попадающих в категории социально незащищенных (малоимущих) слоев населения. Финансовая поддержка за счет государства допускается, если официально подтверждаются следующие обстоятельства:

  1. Получатель имеет подданство Российской Федерации или статус официального резидента, проживающего на территории страны.
  2. Нет задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
  3. Человек имеет постоянную прописку и жилье (в собственности, договор найма).

Если выгодоприобретатель относится к группе нуждающихся, то он вправе требовать от государства или местных органов предоставить соответствующие льготы. При рассмотрении заявки внимание уделяется финансовым возможностям претендента. Так некоторые преференции требуют, чтобы доход получателя не превышал ПМ в регионе. То есть он не должен получать заработок (усредненный заработок – для семьи) от основной и иной деятельности, в совокупности превышающий уровень прожиточного минимума. При определении среднедушевого дохода семейства в расчет берутся все поступления (пособия, стипендии, зарплата, премии и др.).

Субвенции

Финансирование осуществляется только при наличии мотивированных заявок от потенциального получателя (местных органов власти). За составление бумаг, определяющих потребности, отвечают уполномоченные сотрудники. Они формируют соответствующую документацию ежегодно (в конце финансового года). Необходимость получения средств должна подтверждаться расчетами. Информация направляется в адрес вышестоящего органа, наделенного контрольной функцией.

Вопрос:

Что нужно знать о рассмотрении заявки?

Ответ:

По итогам работы выносится решение. Некоторые просьбы могут быть выполнены в полном объеме, по другим расходным статьям приходит отказ или они удовлетворяются частично. Неизрасходованные в текущем году деньги подлежат возврату. При этом последний факт снизит шансы на получение ассигнований в объеме, равном или превышающем предшествующий период.

Важно! Выходить за рамки бюджета также нельзя. Если средств от вышестоящего бюджета не хватит, то работники, осуществляющие проверку документации, сделают вывод о неточности сведений, представленных составителем потребности.

При больших остатках на счете получателя по окончании финансового года, орган, направивший средства, применяет санкции. Они представляют собой штраф, перенесенный на следующий отчетный период.

Если потребность софинансирования доказана соответствующей заявкой, а также другими сопроводительными актами, то преференция назначается на следующий год. Кроме того, выгодоприобретатель не должен ранее получать претензии со стороны вышестоящего ведомства. В некоторых случаях назначение может осуществляться из нижестоящего бюджета. Процедура урегулирована Бюджетным кодексом России (Федеральный закон №145-ФЗ).

На какие цели используются средства, полученные в форме субвенции

Как уже было отмечено, такие выплаты предоставляются на определенные цели. В списке популярных расходных статей значатся:

  • регулярная или единовременная поддержка малоимущим, детям, имеющим ограниченные возможности здоровья;
  • отчисления детям-сиротам и несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей;
  • капремонт дворовых проездов;
  • обеспечение медицинских учреждений, амбулаторий, медоборудованием и материалами;
  • ремонт в дошкольных образовательных организациях, приобретение спортинвентаря;
  • иные программы.

Что общего у дотаций и субвенций, чем отличаются данные трансферты?

Дотируемое финансирование безвозвратно. Использование такого вида поступлений не контролируется уполномоченными органами. Однако субъекты хозяйствования редко используют подобную форму отчислений. Чаще перечисление средств производится в форме пожертвования в фонды (организации). Дотации имеют социальную направленность. Такой вид преференций выделяется гражданам, общественным образованиям и госструктурам.

Дотация представляет собой дополнение к уже имеющемуся бюджету. Зачастую недостаточность финансовых активов связана с убыточностью того или иного предприятия или необходимостью направления сотрудников на санаторно-курортное лечение. Применяются отчисления и в наукоемких отраслях. К ним относятся:

  • фундаментальная наука;
  • агропромышленный комплекс;
  • космические исследования;
  • иные сферы, требующие постоянного внедрения инноваций.

Важно! Рассмотренный вид материальной поддержки не имеет целевого назначения. Деньги начисляются с учетом ситуации, сложившейся у компании. Последний может расходовать активы в зависимости от текущих потребностей.

Таким образом, формы трансфертов, предусмотренных бюджетным законодательством, отличаются по целевому признаку и порядку выделения помощи. Субвенция не начисляется гражданам и предназначена только для юридических лиц, подтвердивших свою потребность.

>Дотация

Дотация – это денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям.

Цель предоставления дотаций

Так как за счет дотации часть стоимости продукции, товаров, работ, услуг оплачивается из бюджетных средств, то предоставление дотаций позволяет предотвратить банкротство и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары.

Также за счет дотаций осуществляется поддержка местных бюджетов и малообеспеченных слоев населения.

Кому предоставляется дотация

Дотация выплачивается предприятия, у которых выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг меньше осуществленных издержек на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг.

Таким образом, дотация компенсирует издержки и покрывает убытки.

Самым большим сегментом дотируемых организаций являются организации и предприятия научной сферы и сельскохозяйственной отрасли, поддержка которых является важным приоритетом для национальной экономики. Также дотация предоставляется нижестоящим бюджетам с целью покрытия разницы между их расходами и доходами и гражданам для покрытия их убытков.

Дотация для населения

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

  • регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;

  • жилищно-коммунальные субсидии;

  • финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;

  • компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта.

Классификация дотаций в зависимости от категории получателей

Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

  • межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;

  • перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;

  • пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.

>Основные особенности предоставления дотаций

Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.

Финансовая поддержка субъектов РФ

Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.

Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.

Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;

  • дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов

Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:

  • размер территории;

  • географическое положение;

  • отраслевая направленность;

  • масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.

За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.

Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.

Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.

Дотации производителям

Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.

Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.

Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.

С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.

Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.

Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.

Помощь гражданам

Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если граждане смогут подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.

Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.

В качестве мер поддержки дотации могут предоставляться и работодателем. Так, например, работодатель может предоставлять сотрудникам предприятия дотацию на проезд к месту работы, на питание, производить доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения таких дотаций, как правило, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с работниками предприятия.

На практике предоставляются дотации студентам ВУЗов, которые обучаются за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, сироты, учащиеся из многодетных семей, или инвалиды. Причем при ежегодном предоставлении необходимых документов дотацию можно получать за весь период обучения.

Отметим, что дотации, которые были получены гражданами из бюджета, обратному возврату не подлежат.

Дотация — что это, назначение и виды

22 ноября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

«Дотационные регионы», «дотационные предприятия» — эти формулировки мы слышим часто, но не все четко представляют, что это такое.

Поэтому сегодня мы разберем, что такое дотация, кому она выдается, и чем дотация отличается от субсидии.

Дотация – это …

Общий смысл этого слова можно понять при его переводе с латинского языка. «Dotatio» – это «пожертвование».

Стоит отметить, что это понятие используется только в экономическом контексте. Когда мы подаем милостыню или жертвуем на храм, мы не говорим, что сделали дотацию.

Суть понятия: дотация – это денежные средства, выдаваемые на компенсацию каких-либо издержек (что это?) или для покрытия убытков.

Выделение дотации предполагает, что существует сторона, дающая денежные средства, и сторона, их получающая.

Кто выдает дотации:

  1. государство – из бюджетов различных уровней (от федерального до местного);
  2. предприятия (для своих сотрудников).

Получателями дотаций могут быть:

  1. бюджет более низкого уровня, чем федеральный (субъекты РФ);
  2. отрасли, имеющие приоритетное значение для национальной экономики (сельское хозяйство, наука, образование, медицина и т.д.);
  3. граждане, чей уровень жизни ниже прожиточного минимума (это как?);
  4. социально-незащищенные категории граждан (дети-сироты, пенсионеры, инвалиды и т.д.).

Отличие дотации от субсидии

На первый взгляд, эти два понятия очень похожи. Что их объединяет:

  1. это материальные (чаще всего – денежные) средства, выделяемые в качестве финансовой помощи;
  2. помощь является безвозмездной (не нужно возвращать ни денежные средства, ни проценты за пользование).

Отличается дотация от субсидии тем, что субсидия выделяется строго на определенные цели, а дотация – как средство финансовой помощи «в общем», без четкой целевой направленности.

Виды дотаций

Классификация дотаций осуществляется в зависимости от того, кто является их получателем. Далее рассмотрим немного подробней отдельные виды дотаций.

Дотации субъектам РФ

Территория нашей страны огромна, в ней есть плодородные земли и пустыни, леса и степи, тундра и горы.

Очевидно, что субъекты РФ отличаются друг от друга размерами, наличием и видами природных, экономических и трудовых ресурсов (это как?), и, как следствие – уровнем экономического развития.

Это значит, что некоторые регионы РФ в состоянии обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни, а некоторые – нет.

Именно поэтому государство, стремясь достичь сбалансированности в развитии всех своих субъектов, дотирует менее обеспеченные регионы.

Предоставление дотаций субъектам РФ регламентируется Бюджетным Кодексом (БК) РФ. В частности, в ст. 131 сказано, что дотирование региональных бюджетов производится по специальной методике.

Данная методика учитывает среднюю расчетную бюджетную обеспеченность (БО) регионов (без учета 10 наиболее и 10 наименее обеспеченных субъектов РФ). БО, в свою очередь, зависит от соотношения налоговых поступлений в бюджет и его расходов.

Дотация предоставляется тем регионам, бюджетная обеспеченность которых не «дотягивает» до средней расчетной величины БО по стране в целом. Размеры дотации вычисляются пропорционально отклонению региональной БО от средней вычисленной величины.

Дотирование субъектов РФ проводится на плановой основе. Проект о распределении дотаций ежегодно вносится в Федеральный Закон о федеральном бюджете на следующий финансовый год, который затем утверждается Государственной Думой.

Контроль за распределением дотаций и их расходованием осуществляет Счетная Палата РФ.

Дотации производителям (отраслям)

Рыночная экономика основывается на принципах самоокупаемости и самофинансирования. А это предполагает свободное формирование цен.

Государство, стремясь поддержать социально и экономически значимые сферы, и с целью недопущения неконтролируемого роста цен в этих отраслях, выдает производителям дотации из государственного бюджета.

Используя эти средства, предприятия не вправе превышать уровень цен, установленный государством на определенные виды продукции или услуги.

Примеры дотационных сфер производства и услуг:

  1. сельское хозяйство;
  2. сфера обслуживания ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства);
  3. образование и наука;
  4. медицина и т.д.

Дотации физическим лицам

Дотирование граждан осуществляется как на государственном уровне (из федерального, регионального или местного бюджета), так и на уровне отдельных предприятий и работодателей.

Источник дотации Цель дотации
государственный бюджет
(при наличии документов, подтверждающих право на дотацию)
  1. приобретение лекарств и санаторно-курортного лечения (для инвалидов и лиц, имеющих определенные виды заболеваний);
  2. частичное возмещение оплаты услуг ЖКХ;
  3. оплата проезда в общественном транспорте;
  4. пособие по безработице (это как?) лицам, зарегистрированным в службе занятости;
  5. пособие на погребение.
работодатель
(право на получение дотаций прописывается в коллективном или индивидуальном трудовом договоре)
  1. проезд к месту работы;
  2. обмундирование;
  3. питание;
  4. содержание несовершеннолетних детей.

В этой статье мы довольно схематично рассмотрели вопрос дотаций, чтобы дать общее представление. Более детально мы затронем эту тему в следующих статьях. До встречи на страницах нашего блога! Всем удачного дня!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • Толока — заработок для всех в Яндексе
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Расходы по оплате коммунальных услуг для многих российских граждан является весомой статьей семейного бюджета. Задолженность по ним уже стала обычным делом. А ведь кроме долга потом приходится оплачивать и пени за просрочки.

Поэтому практичные граждане стараются изыскивать всяческие приемы снижения сумм. Одним из вариантов решения проблемы является оформление субсидии на квартплату.

Субсидирование – одна из мер государственной помощи. Однако, она оказывается лишь при определенных обстоятельствах и условиях, соответствие которым обязательно.

Чтобы получить от государства финансовую поддержку на оплату ЖКУ, следует узнать особенности ее оформления и предоставления. Сама процедура проста, но требует обилия документов.

Обзор понятия

Субсидия – это материальная помощь, безвозмездно оказываемая государством или регионом в целях оплаты услуг ЖКХ. Чтобы ее получить, требуется подготовить комплект документации, подтверждающей наличие у гражданина права на нее.

Финансовые средства выдаются из государственной или региональной казны на поддержание материального благосостояния семей с минимальными доходами.

Основные факторы, определяющие понятие субсидии:

  • выдается в денежной форме лично или переводится на лицевой счет в банке;
  • носит безвозмездный характер, т.е. возвращать ее не надо;
  • является целевой выплатой, поэтому должна быть израсходована строго по назначению: внесение квартплаты;
  • предусматривается для использования только малоимущими лицами.

Бланк заявления на предоставление льготы по коммунальным платежам

Кто имеет на это право

В первую очередь, право на субсидию предоставлено малоимущим людям. Подтверждение такого статуса должно быть осуществлено в административном порядке. Решение об отнесении семьи к категории малоимущих лиц принимается органом социальной защиты населения на основе анализа ее жилищного и финансового положения.

Семья может быть признана нуждающейся в социальной поддержке, если размер ее совокупного дохода меньше установленного в субъекте прожиточного минимума (не ниже, чем на федеральном уровне).

Для определения уровня дохода, подходящего для получения субсидии, необходимо соотнести заработок или иные доходы каждого члена семьи с прожиточным минимумом. Обратиться за субсидией со справкой о наличии нужды в социальном обеспечении нельзя. Такой документ предоставляется в оригинале.

Есть ли иные категории, кому положена субсидия на квартплату? Кроме малоимущих граждан на субсидию могут претендовать пенсионеры и сироты. Первые вправе обратиться за субсидией на оплату коммунальных услуг, если значимая доля их социальной или трудовой пенсии тратиться на квартплату.

Размер субсидий, получаемых детьми-сиротами, определяется региональными комиссиями. Ведение учета таких детей осуществляется вместе с министерствами образования в регионах.

Продажа квартиры с долгом по квартплате может быть довольно непростым занятием.

мы расскажем, как можно остановить пеню по квартплате.

Требования в 2019 году

За последние годы в сфере социальной поддержки происходили изменения, коснувшиеся и вопроса по субсидиям:

  • Квитанция на оплату коммунальных услуг теперь включает новую графу под названием «капитальный ремонт». Эта статья расходов серьезно увеличила размер платежей. Поэтому на региональном уровне осуществляются перерасчеты стандартов.
  • Сократился список бумажных документов, необходимых для получения субсидий российскими гражданами. Это обусловлено открывшейся возможностью у специалистов соответствующих инстанций пользоваться электронными базами. Такое новшество позволяет значимо экономить на сборе бумаг. В 2019 году ситуация может меняться в региональном разрезе, поэтому конкретный перечень лучше заранее уточнять при личном посещении специалистов или на официальных сайтах ответственных органов субъектов РФ.
  • В учет теперь принимается время года, в котором планируется получение субсидии. Сумма, выдаваемая на отопительный сезон, значительно превышает выплаты в летний период.

Образец справки о составе семьи

Важные пункты

Куда и с каким доходом обращаться

Для получения субсидии обращаться можно любым из доступных способов:

  • личное посещение районного отдела социальной защиты;
  • МФЦ;
  • через почтовое отделение;
  • на сайт Госуслуг.

Скачать образец заявления о регистрации льгот по оплате ЖКХ услуг

Подача заявления осуществляется до внесения платежа по квитанции ЖКХ. Субсидия может предоставляться на срок не более полугода. Чтобы субсидироваться в отопительный сезон, подать заявление необходимо до его наступления.

Поскольку субсидии выдаются, исходя из дохода жильцов, следует рассчитать его средний размер за последние 6 месяцев. Далее полученную сумму нужно сравнить с затратами на оплату услуг ЖКХ в этот период.

Если платежи превысят 22% совокупного дохода всей семьи, то можно претендовать на субсидирование квартплаты.

Внимание! В расчет принимаются только средства, имеющие документальное подтверждение.

Доход считается общим даже при раздельном проживании супругов, родителей или усыновителей.

В его состав включаются следующие суммы:

  • официальная зарплата;
  • социальные выплаты (пособия, пенсии и пр.);
  • выручка от операций с недвижимостью, автомобилем;
  • доход от подсобного хозяйства;
  • денежные вознаграждения, подарки, наследство;
  • проценты по вкладам;
  • предпринимательская прибыль.

Прожиточный минимум устанавливается на региональном уровне 1 раз в квартал.

Свидетельство о государственной регистрации права

Перечень документов

Что нужно предоставить для получения помощи?

Для субсидирования квартплаты необходим следующий набор документов:

  • Заявление.
  • Копии первых страниц и прописки из паспортов всех членов семьи.
  • Справка о составе семьи.
  • Копия документа о праве собственности, дарственной, договора купли-продажи, приватизационного свидетельства и т.п.
  • Ксерокопии документов, подтверждающих родственные связи всех членов семьи к владельцу квартиры.
  • Справка об оплате коммунальных услуг, в которой отражена общая и жилая площадь.
  • Справки о доходах всей семьи. Неработающие граждане предоставляют подтверждение из центра занятости, пенсионеры – о пенсии, одинокие матери – справку об алиментном содержании или его отсутствии.
  • Справка об отсутствии долга по коммуналке.
  • Ксерокопии трудовых книжек. Временно нетрудоустроенные лица показывают запись с последнего места работы.
  • СНИЛС.
  • Справка о стипендии – для студентов. В документе должно быть указание на форму обучения и размер выплат.

Образец справки об отсутствии задолженности по квартплате

Процесс оформления

Изначально необходимо собрать весь перечень требующихся документов. Далее — подать заявление, приложив подготовленный комплект, в соответствующую инстанцию. В заявлении отражается просьба о получении субсидии.

Если представлен неполный пакет документов, недостающие справки можно донести в течение 10 последующих дней. Точный список узнать можно у специалиста МФЦ, отдела соцзащиты или на сайте Госуслуги.

На рассмотрение заявления установлен месячный срок. По его прохождении заявитель будет уведомлен о субсидировании или отказе в нем. Отрицательный ответ оформляется в письменном виде и обосновывается ссылками на нормы закона.

Поскольку субсидия предоставляется на полгода, по ее окончании все документы кроме заявления нужно будет сдавать повторно.

На каких условиях выдают субсидию на квартплату

Основной критерий субсидирования квартплаты – уровень дохода жильцов. Если на оплату коммунальных услуг уходит его большая часть, предоставляется субсидия. Вся процедура бесплатна, но осложнена широким списком документов.

Документацию рекомендуется сдавать в первой половине месяца (до 15 числа). Если сделать это позже, то и начисления будут производиться после 16 числа, что не очень удобно. Оплату за услуги ЖКХ необходимо вносить до 10 числа.

Субсидия выдается на полгода с помесячным назначением. Ее размер зависит от расходов семьи на ЖКУ и региональных стандартов, используемых в расчетах. Если в Московской области субсидия составит 2-3 тысячи рублей, то в Республике Башкортостан она может оказаться меньше.

Образец СНИЛС

Прочие формальности

Расчёт положенной суммы

Рассчитать размер субсидии можно самостоятельно. Для расчета необходимо узнать цену коммунальных услуг за 1 кв. м. в своем регионе. Найти ее можно в Интернете.

Итак, как рассчитать возможную субсидию? Например, регламентированная стоимость составляет 115 рублей. В составе семьи льготника 3 человека. Норма по занимаемому жилью в таком составе – 15 кв. м. на одного жильца.

Размер платежа по ЖКУ будет: 115 * 15 * 3 = 5 175 (руб.).

На следующем этапе вычисляется совокупный доход семьи за месяц, составляющий сумму всех зарплат членов семейства, выплат пенсий или пособий. Допустим, заработок двоих родителей равен 35 тыс. руб. Пособие на сына – 1 тыс. руб. Суммарный доход: 35 + 1 = 36 (тыс. руб.).

Далее нужно узнать размер прожиточного минимума в регионе. К примеру, это 10 212 рублей на взрослого человека и 7 518 рублей на ребенка. Общий размер для семьи из двоих взрослых и сына составит: 10 212 * 2 + 7 518 = 27 942 (руб.).

Определи поправочный коэффициент, разделив семейный доход на общий размер прожиточного минимума: 36 000 / 27 942 = 1,29.

Теперь нужно узнать норму допускаемой доли затрат на коммуналку в регионе проживания. К примеру, 10%. Для определения доли расходов на ЖКУ от совокупного бюджета семьи, умножим ее на поправочный коэффициент: 10% * 1,29 = 12,9%.

Рассчитываем максимально возможный платеж по услугам ЖКХ, умножив совокупный доход на полученную долю: 36 000 * 12,9% = 4 644 (руб.). Определим размер субсидии: 5 175 – 4 644 = 531 (руб.).

Для удобства сведем исходные и рассчитанные показатели в таблицу:

Наименование показателя Значение
Стоимость коммунальных услуг за 1 кв. м. 115 руб.
Состав семьи:

  • взрослые;
  • дети.
  • 2;
  • 1.
Норма жилья 15 кв. м./чел.
Платеж по ЖКУ 5 175 руб.
Совокупный доход семьи 36 000 руб.
Общий размер прожиточного минимума семьи 27 942 руб.
Поправочный коэффициент 1,29
Доля расходов семьи на ЖКУ 12,9%
Максимально возможный платеж за услуги ЖКХ 4 644 руб.
Ежемесячный размер возможной субсидии 531 руб.
Субсидия за 6 месяцев 3 186 руб.

Сроки подготовки

На подготовку документов обычно уходит около недели. Заявление на субсидирование рассматривается в 10-дневный срок с момента его представления. Уведомление о результатах проверки высылается по почте в течение трех дней после принятия решения.

Если сразу сдан неполный комплект документов, процесс может увеличиться максимум на 10 дней, отведенных для донесения необходимых справок.

Варианты выдачи

Выдача субсидий осуществляется путем перечисления в банк или на руки с доставкой на дом. Наиболее распространен первый вариант: финансовые средства зачисляются на лицевой счет или выплачиваются в кассе. Деньги поступают до 10 числа месяца, идущего за текущим.

Переводы производятся ежемесячно. Налогообложению субсидии не подлежат: НДФЛ из них не вычитается. Полученные денежные средства можно использоваться на оплату любых счетов ЖКХ.

Некоторые категории льготников вправе получать субсидию с доставкой на дом. Это люди, не способные посетить банк и открыть счет для получения безналичных переводов по тяжелому состоянию здоровья.

Домой субсидия доставляется:

  • инвалидам 1-й группы;
  • престарелым людям, нуждающимся в постоянном уходе (обязательно наличие соответствующего заключения медицинского учреждения);
  • гражданам в возрасте старше 80 лет, если за ними закреплен соцработник.

Причины и детали отмены

Отменить субсидирование могут по различным причинам:

  • просрочка оплаты услуг ЖКХ два месяца подряд;
  • нарушение условий соглашения по погашению задолженности;
  • игнорирование предписаний, выдвинутых компетентным органом по предоставлению подтверждающих документов о смене гражданства, места проживания, состава семьи и прочих оснований, ставших поводом для субсидирования.

Если гражданин будет иметь официальные доказательства уважительной причины просрочки коммунального платежа (болезни, задержке зарплаты, смерти близкого родственника), ему могут возобновить выплаты субсидии.

Возможно восстановление субсидирования и при отсутствии уважительной причины просрочки в случае погашения задолженности, образовавшейся за весь период предоставления социальной помощи.

Прекращается субсидирование квартплаты по следующим основаниям:

  • изменение места проживания получателя;
  • изменение состава семьи льготника;
  • смена гражданства;
  • улучшение финансового положения;
  • представление фиктивных данных или документов при заявлении о получении субсидии;
  • невыполнение обязательств дольше 30 дней после получения сообщения о приостановке выплат.

Если гражданин получал субсидию на коммунальные платежи, не имея на это законных оснований, он обязан вернуть полученные средства в бюджет в добровольном порядке. Иначе разбирательство будет происходить в суде.

Уведомление о приостановке или прекращении выплаты субсидии производится в течение 5 рабочих дней после принятия такого решения. Документ оформляется письменно с подробным отражением причин такого поворота событий. Копия прикрепляется в персональное дело бывшего получателя.

Перерасчет квартплаты при отсутствии жильцов возможен, но нужно подать заявление в ЖЭК или управляющую организацию.

Как происходит оформление льгот по квартплате — читайте .

В этой статье читайте, куда жаловаться на неправильное начисление квартплаты.

К вопросу бюджетной обеспеченности муниципальных образований сельских поселений

Реализация положений Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определила создание соответствующей структуры муниципальных образований, нижним уровнем которой является сельское поселение. В современной российской экономике сельские поселения занимают особое место как первичные элементы структуры региональной экономической системы, которые формируют основу сельских территорий региона, определяющий уровень экономического развития сельской местности.

Сельское поселение – это самостоятельное муниципальное образование, форма территориальной организации местного самоуправления, объединяющая один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, обладающее особым экономико-правовым статусом и сформированное в пространстве сельского поселения.

Одним из ключевых вопросов для сельских поселений, в условиях становления местного самоуправления, становится совершенствование механизма финансового обеспечения решения вопросов местного значения и исполнения переданных им государственных полномочий. Сельские поселения будут иметь возможность развития в случае, если их экономическая основа будет способна обеспечить: воспроизводственные процессы, обусловленные общественным территориальным разделением труда; воспроизводственные процессы, удовлетворяющие разнообразные потребности населения поселений, их нужды и интересы.

Каждое муниципальное образование ориентируется на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество жизни и высокий уровень жизнедеятельности человека; стремится к согласованному и сбалансированному сочетанию текущих и долгосрочных целей; создает условия для реализации принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности каждого хозяйствующего субъекта, функционирующего на территории данного муниципального образования .

Управление социально-экономическим развитием муниципальных образований сельских поселений объективно предполагает создание механизмов формирования местных бюджетов с учетом экономических и социальных целей, и достаточности финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения.

Оценивая, в целом, итоги муниципальной реформы, следует обратить внимание на то, что в российском самоуправлении происходили различные по характеру изменения постоянно после окончательного закрепления этого института власти Конституцией Российской Федерации 1993 года. В то же время, эти изменения не касались такого важного аспекта в деятельности местного самоуправления, как финансовое обеспечение выполнения закрепленных за ними полномочий.

По оценке Всероссийского совета муниципальных образований, расходные обязательства органов местного самоуправления в России составляют 5,0 трлн. руб., а фактические располагаемые финансовые ресурсы (2012 г.) – 3,2 трлн. руб. . Бюджеты муниципальных образований субъектов Российской Федерации характеризуются неравномерностью и высокой дотационностью из вышестоящего бюджета.

Например, доходный потенциал местных бюджетов Кемеровской области в большей степени состоит из безвозмездных поступлений других бюджетов бюджетной системы РФ. Удельный вес безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов (межбюджетные трансферты) в общих доходах бюджетов муниципальных образований области в среднем составляют: для городских округов – 62-65%; муниципальных районов в пределах 80%; сельских поселений -46-55% (таблица 1) .

Таблица 1 — Уровень дотационности бюджетов муниципальных образований Кемеровской области за 2009-2012 гг., млн. руб.

Годы

Показатели

Типы муниципальных образований

Городские округа

Муниципальные районы

Сельские и городские поселения

Доходы, всего

58050,4

16574,9

3429,9

Безвозмездные поступления

37643,5

13227,3

1791,5

Уровень дотационности, %
Доходы, всего

63839,3

19193,3

4834,1

Безвозмездные поступления

40588,3

15172,7

2676,3

Уровень дотационности, %
Доходы, всего

70929,5

21886,9

5493,6

Безвозмездные поступления

46195,5

17324,6

2987,3

Уровень дотационности, %

65,2

79,2

53,4

Доходы ,всего

66301,6

22184,9

5311,9

Безвозмездные поступления

41553,7

17487,6

2469,5

Уровень дотационности,%

62,7

78,8

46,4

Очевидно, что обозначенных источников явно недостаточно для обеспечения расходных обязательств муниципальных образований. В результате, многие полномочия муниципалитетов по вопросам местного значения остаются лишь формально декларированными и реально не могут быть профинансированными в сколь-нибудь полном объеме.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В.В.Путин отметил: «Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово — самостоятельной власти на местах» .

В связи с этим, требуются переосмысления подходов применяемых к реформированию и становлению местного самоуправления в Российской Федерации. В качестве примера приведем Кемеровскую область, которая характеризуется высоким неравенством экономических потенциалов муниципальных образований. Ряд муниципальных образований имеют профицитный бюджет (муниципальные образования, на территории которых идет интенсивное развитие угольных предприятий, и муниципальные образования, имеющие значительный дефицит бюджета). В 2012 году бюджетная обеспеченность собственными доходами в Крапивинском районе составила – 10,4%; Ижморском районе – 9,7%; Тяжинском районе всего 7,4% .

Следует отметить, что необходимость учета экономического потенциала и перспектив развития муниципальных образований в Федеральном законе №131- ФЗ не предусматривалась. В качестве критерия определения границ поселения устанавливалась пешеходная доступность до его административного центра. Предполагалось, что такой подход в значительной степени отвечает необходимости обеспечения доступности муниципальных услуг. Вместе с тем, бесперспективные с экономической точки зрения сельские поселения оказались не готовы осуществлять весь закрепленный за ним объем полномочий. Большинство муниципальных образований сельских поселений оказались не состоятельными в финансовом обеспечении. Сложившаяся практика формирования их бюджетов, когда дотации поступают их вышестоящего уровня бюджетов, не только ставят муниципальные образования в финансовую зависимость от регионального уровня власти, но и формирует искусственную административную подчиненность одного уровня местного самоуправления другому (муниципальное образование сельского поселения – муниципальному району) .

В следствии этого реальные финансовые возможности муниципальных органов власти значительно ограничиваются, что в свою очередь является сдерживающим фактором развития и становления местного самоуправления и формирования доверия населения к самой идее местного самоуправления .

Сложившаяся на практике зависимость не позволяет развиваться местному самоуправлению на уровне муниципальных образований сельских и городских поселений, является сдерживающим фактором инициативы местного сообщества, формирует пассивное отношение населения к участию в решении вопросов местного значения и создает, как отмечено выше, искусственную низового уровня местного самоуправления (сельское, городское поселения) первому уровню (муниципальный район). По мнению П.Д.Косинского, А.Г.Чупряковой это обостряет отношения между областными и районными (городскими) администрациями, снижает уровень управляемости . Такая ситуация лишает органы местного самоуправления возможности реализовывать долговременную политику на местах в интересах избравшего их населения.

Поэтому, вопросы повышения уровня финансовой обеспеченности и формирования доходной базы муниципальных образований сельских поселений являются весьма актуальными, что предопределяет поиск новых возможных решений в рамках существующего законодательства.

Одним из путей решения проблемы финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления является укрупнение муниципальных образований, которое позволяет не только сократить количество муниципальных образований, но и получить при этом решение проблемных вопросов финансового обеспечения их деятельности и выбрать приемлемую структуру организации. Об этом свидетельствует опыт зарубежных стран, например, слияние муниципалитетов в Канаде.

Структура муниципальных образований Канады существует в двух организационных вариантах – одноуровневом и двухуровневом. Одноуровневый вариант представлен муниципалитетами, образованными в рамках отдельных поселений (деревень, поселков и городов) и оказывающими полный набор соответствующих услуг их жителям. По экономическим соображениям (для разделения бремени по оказанию отдельных видов услуг между соседними муниципалитетами, которое для каждого из них в отдельности является непосильным) законодательно допускается и широко практикуется межмуниципальная кооперация (например: распространены межмуниципальные соглашения по совместной организации пожарных и дорожных служб) .

Двухуровневый вариант структуры муниципальных образований представлен муниципалитетами двух типов: во-первых, поселенческими (как в первом варианте); во-вторых, муниципалитетами, образованными в границах графств и районов, под юрисдикцией которых оказываются более обширные, чем отдельные поселения, территории. Сосуществование муниципалитетов двух уровней основывается на принципах разделения труда и дополнительности. На муниципалитеты поселенческого уровня возлагается ответственность за оказание некоторых наборов услуг, которые не являются универсально-стандартными, а отличаются не только от провинции к провинции, но и в рамках одной и той же провинции. Муниципалитеты образованные в границах графств и районах (над поселенческие муниципалитеты) несут ответственность за оказание услуг, которые по тем или иным причинам не оказываются на поселенческом уровне. Муниципалитеты второго уровня выполняют функции, аналогичные тем, которые в первом варианте реализуются на основе межмуниципальных соглашений.

Реструктуризация муниципалитетов происходит либо по инициативе властей провинций, либо по добровольному согласию с над поселенческими муниципальными образованиями. В результате в сфере местного самоуправления канадских провинций, наряду с двухуровневой структурой, стала формироваться одноуровневая система укрупненных муниципальных образований.

Укрупненные одноуровневые муниципалитеты образуются путем слияния (объединения) всех расположенных в пределах одного графства или района поселенческих муниципалитетов с образованием единой одноуровневой административно-территориальной единицы, в пределах которой действует единственный орган власти, полностью ответственный за предоставление всех видов услуг на соответствующей территории (графства, района).

В качестве преимуществ одноуровневой системы можно отметить: более высокую экономическую эффективность, обусловленную сокращением численности управленческого персонала и снижением соответствующих расходов; исключение дублирования в выполнении административных функций и устранением бюрократических барьеров; рационализацией процедур предоставления услуг; увеличение масштабов страхования; уменьшение закупочных цен в связи с большими объемами закупок; расширение возможностей применения сложного и специализированного технического оборудования. Расширение налоговой базы в новой структуре создает возможности для повышения уровня и более справедливой организации финансирования предоставляемых муниципальных услуг.

Укрупнение муниципальных образований является тенденцией характерной и для стран Западной Европы, например, в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. В Швеции идет слияние небольших коммун в более крупные структуры. За последние полвека число муниципалитетов в стране сократилось почти в 5 раз . Объясняе6тся данный процесс тем, что современные системы коммуникаций изменяют представления о рациональном пространстве муниципального управления и необходимость иметь муниципалитет в каждом населенном пункте отпадает.

Таким образом, как показывает опыт Канады, Германии и других стран, укрупнение муниципальных образований позволяет: снизить расходы; расширить номенклатуру и повысит качество муниципальных общественных услуг; расширить налогооблагаемую базу; обеспечить более справедливую налоговую нагрузку, распределяя затраты на предоставление услуг среди налогоплательщиков на большей чем ранее территории. Такой эффект особенно важен для территорий, где жители пригородных и близ лежащих населенных пунктов бесплатно пользуются услугами городов и районных центров.

Возможность решения проблем финансового обеспечения деятельности местного самоуправления, с учетом опыта зарубежных стран, рассмотрим на примере Беловского района Кемеровской области.

Специфика района состоит в том, что на его территории размещаются более десятка угольных предприятий. Муниципальные образования сельских поселений, на территории которых осуществляют деятельность названные предприятия, оказались в более выгодном положении, имея профицитный бюджет, перед муниципальными образованиями, не имеющими такой возможности. Уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований представлен в таблице 2.

Как показывают данные таблицы 2, существует выраженная диспропорция в бюджетной обеспеченности муниципальных образований сельских поселений собственными доходами, что влечет за собою разные возможности для их социально-экономического развития и различия в уровне качества жизни населения Беловского района. В тоже время можно наблюдать некоторые «сепаратистские» настроения глав муниципальных образований сельских поселений, имеющих профицитный бюджет, которые иногда отказываются делиться «сверхдоходами» в пользу поселений испытывающих финансовые затруднения. К сожалению, в настоящий период времени, действенного механизма изъятия «сверхдоходов» у муниципальных образований не имеется.

Таблица 2 — Показатели обеспеченности бюджетов муниципальных образований сельских поселений Беловского района Кемеровской области за 2013 год*

Наименование муниципальных образований сельских поселений

Числен-

ность населения, человек на 01.01.12 г.

Доходы всего, тыс. руб.

Собствен-

ные доходы, тыс. руб.

Уровень бюджетной

обеспечен-

ности собственными доходами, %.

Уровень бюджетной

обеспечен-ности собственными доходами на душу населения, тыс. руб.

Бековское

17 979

17 751

98,7

13,7

Вишневское

9 332

3 625

38,8

4,4

Евтинское

40 542

39 895

98,4

10,8

Инюшенское

5 492

5,5

7,5

Коневское

10 125

6 364

62,9

4,5

Менчерепское

11 869

9 485

79,9

5,5

Моховское

38 687

38 553

99,7

18,2

Новобачатское

11 137

6 705

60,2

7,8

Пермяковское

13 487

5 837

43,3

6,2

Старобачатское

27 757

17 999

64,8

4,7

Старопестеревское

79 095

78 326

99,0

15,9

Всего

265 502

224 842

84,7

10,8

*Данные финансового управления Беловского района

Предполагалось, что механизм «отрицательных трансфертов», который предусматривает перераспределение части доходов муниципальных образований с высоким уровнем бюджетной обеспеченности для поддержки муниципальных образований с низким уровнем доходов, будет регулировать эти процессы. Но использование этого механизма сегодня абсолютно неэффективно по ряду причин: при расчете учитываются только налоговые доходы; в виде «отрицательного трансферта» можно изъять не более 50% налоговых доходов муниципального образования, превышающих их средний региональный уровень на душу населения; условием уплаты «отрицательного трансферта» является 2-кратный минимальный порог налоговых доходов муниципального образования, превышающий средний по региону (в связи с окончанием переходного периода на четырехуровневую бюджетную систему с 2009 года) .

Таким образом, становится ясно, что требуется корректировка системы местного самоуправления через консолидацию финансовых ресурсов, через объединение экономически несостоятельных сельских поселений с более крупными, экономически развитыми территориями.

Объединение двух и более муниципальных образований, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных образований .

В качестве примера можно привести опыт объединения слабо обеспеченных муниципальных образований сельских поселений Беловского района с более обеспеченными в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности. Преобразование было проведено на основе закона Кемеровской области «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории Беловского муниципального района, и внесении изменений в отдельные законы Кемеровской области» №42 — ОЗ от 04.04. 2013 г.

Законом определено: преобразовать путем объединения следующие муниципальные образования, входящие в состав территории Беловского муниципального района: 1) Вишневское сельское поселение и Евтинское сельское поселение во вновь образованное муниципальное образование Евтинское сельское поселение с административным центром в селе Евтино; 2) Коневское сельское поселение и Моховское сельское поселение во вновь образованное муниципальное образование Моховское сельское поселение с административным центром в селе Мохово; 3) Инюшинское сельское поселение и Старопестеревское сельское поселение во вновь образованное муниципальное образование Старопестеревское сельское поселение с административным центром в селе Старопестерево .

Характеристика действовавших до объединения и вновь образованных муниципальных образований представлена в таблице 3.

Таблица 3 — Характеристика действовавших и вновь образованных муниципальных образований Беловского района Кемеровской области*

Сельское поселение

Доходная часть на 2013 год, тыс.руб.

Численность населения на 01.01.2012 г., чел.

Доходы в сельском поселении на душу населения, тыс.руб.

Площадь сельского поселения, га.

Действовавшие до объединения

Вишневское

4,4

16,4

Евтинское

10,8

234,3

Инюшинское

7,5

183,1

Коневское

4,5

127,8

Моховское

18,2

110,6

Старопестеровское

15,9

255,2

После объединения

Евтинское

8,5

250,7

Моховское

11,1

238,4

Старопестеревское

14,9

438,3

*Данные финансового управления Беловского района

Основной целью укрупнения муниципальных образований сельских поселений является выравнивания их бюджетной обеспеченности в рамках существующего законодательства. Формирование доходной и расходной части бюджетов, в том числе на реализацию муниципальных целевых программ, проводится с учетом мнения населения. Повысилась ответственность органов местного самоуправления в связи с полученной возможностью самостоятельно решать большую часть вопросов местного значения в соответствии с возложенными полномочиями на поселения Федеральным законом ФЗ-131.

При объединении сформировалась экономия бюджетных средств на аппарат управления, с учетом увеличения денежного содержания и должностных окладов в связи с изменением группы, по которой устанавливаются расходы на оплату труда выборных должностей и муниципальных служащих. Годовая экономия бюджетных средств составила 3,7 млн. рублей. Штатная численность муниципальных служащих в сельских поселениях сократилась на 19 человек.

Число глав в сельских поселениях сократилось с 6 до 3, депутатов с 57 до 30 человек и как следствие, потребовалось проведение 6 избирательных компаний вместо 12, что позволило сэкономить расходы проведение выборов в поселениях на 1,0 млн. рублей.

В целях сохранения доступности для населения органов местного самоуправления поселений реализуется:

  • «электронное правительство», что позволяет населению решать вопросы без непосредственного присутствия в органах местного самоуправления;
  • вновь образованные муниципальные образования сельских поселений обеспечиваются дополнительными транспортными маршрутами «населенные пункты» — «административный центр» (в Старопестеревском и Моховском сельских поселениях).

В результате преобразования путем объединения, бюджетная обеспеченность муниципальных образований сельских поселений выглядит следующим образом (таблица 4).

Сравнивая расчеты приведенные в таблице 3 можно сделать вывод, что при некотором снижении бюджетной обеспеченности до и после объединения (в Евтинском сельском поселении с 10,8 до 8,5; Старопестеровском с 16,0 до 14,9, Моховском – с 18,2 до 11,1 тыс. рублей на душу населения), в целом она оказалась достаточно высокой для более эффективного решения вопросов местного значения и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Таблица 4 -Показатели выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований сельских поселений Беловского района*

Сельские поселения

Доходная часть на 2012 год, тыс. руб.

Доходная часть на 2013 год, тыс. руб.

Числен-

ность населения, человек на 01.01.12., чел.

Уровень бюджетной

обеспечен-ности собственными доходами на душу населения в 2012 году, тыс. руб./чел.

Уровень бюджетной

обеспеченности собственными доходами на душу населения в 2013году, тыс.руб./чел.

Вишневское

4,6

4,4

Евтинское

9,5

10,8

Евтинское

7,8

8,5

Инюшенское

8,3

7,5

Старопестеревское

17,3

16,0

Старопестеревское

16,1

14,9

Коневское

4,9

4,5

Моховское

19,9

18,2

Моховское

12,2

11,1

Всего

12,0

11,5

* Рассчитано авторами по данным финансового управления Беловского района

Таким образом, проведенное укрупнение муниципальных образований с ликвидацией глубоко дотационных муниципальных образований сельских поселений (Вишневского, Инюшинского и Коневского) показывает как экономическую, так и организационную целесообразность такого объединения. Кроме того, весь процесс осуществлен в рамках законодательства, регулирующего деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации и ее регионах, что позволяет применять данный опыт в других регионах.

Список литературы:

  1. Косинский П.Д., Чупрякова А.Г. Особенности устойчивого развития сельских территорий промышленного региона//Региональная экономика: теория и практика. 2013.- №23. — С. 39-45.
  2. Чупрякова А.Г. Муниципальный менеджмент: реинжиниринг административных процессов /ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.- 154 с.
  3. Российская Федерация сегодня. 2013.- №3.- С.16.
  4. Муниципальные образования Кузбасса: Стат. сб. /Кемеровостат- Кемерово, 2013 – 185 с.
  5. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию//Российская газета от13 декабря 2013 года, № 281(6257).
  6. Косинский П.Д., Меркурьев В.В. Совершенствование местного самоуправления на основе формирования агломераций муниципальных образований: региональный аспект //Проблемы современной экономики. 2013.- №1(53).
  7. Косинский П.Д., Ашарат А.Г. Правовые и бюджетные отношения в практике формирования местных бюджетов Российской Федерации//Федерализм.- 2013.- №4(72).- С.135-148.
  8. Косинский П.Д., Чупрякова А.Г. Что сдерживает развитие местного самоуправления в России? //ЭКО. -2014.- №1.- С.95-102.
  9. Швецов А.Н. Экономическая рационализация выбора пространственных параметров муниципальных образований// Федерализм. 2007.- №3.- С.85-92.
  10. Миронов С.М. Полномочия дали – денег нет //Российская газета, 28 октября 2009 г.
  11. Федеральный закон » Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №131 – ФЗ от 06 октября 2003 г.
  12. Закон Кемеровской области «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории Беловского муниципального района, и внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области №42 – ОЗ от 04.04.2013 г.
  13. Чупрякова А.Г., Косинский П.Д. Муниципальный маркетинг как инструмент устойчивого развития сельских территорий//Вестник Кемеровского государственного университета.- 2013.- №4(56).- Т.1.- С.273-278.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *