Допуск к государственной тайне

Допуск и доступ к сведениям, составляющие государственную тайну

Лекция 3.

Допуск к государственной тайне — это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям составляющим гос тайну, а предприятий, учреждений

и организации на проведение работ с использований таких сведений.

Доступ — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющие гос тайну.

Инструкция о режиме секретности №066 — для государственных предприятий, все что касалось гос тайны.

Инструкция о режиме секретности №0126 1987 год.

Инструкция №1-3 в 2000 год.

Постановление правительства 28 октября 1995 года за номером 10-50 «Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к гос тайне».

6 февраля 2010 года правительством РФ утверждается постановление за номером 63, которое утвердило новую инструкцию «Инструкция о порядке

допуска должностных лиц и граждан РФ к гос тайне». Отменяются все вышеназванные инструкции. Вводится эта инструкция с 1 мая 2010 года.

Появились новые понятия, такие как «постоянное место жительство».

Номер допуска к гос тайне — номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности (ФСБ), а при оформлении

допуска к гос таqне без проведений мероприятий — номер удостоверения или учетный номер карточки.

21 статья закона о государственной тайне. Допуск осуществляется исключительно в добровольном порядке.

1. Лицо принимает на себя обязательство по нераспространению сведений о государственной тайне.

2. Лицо добровольно соглашается на временные частичные ограничения своих прав, а именно:

1. Право выезда за границу.

2. Ограничение на использование и распространение изобретений, содержащих гос тайну.

3. Ограничение на право неприкосновенности частной жизни лица, при проведении проверочных мероприятий.

3. Письменное согласие проверяемого лица, на согласие проведения проверочных мероприятий.

4. Существуют виды определенных льгот.

5. Должно быть осуществлено ознакомление с нормами закона, в частности, ответственность за нарушение.

6. Лицо должно знать, что решение о допуске к гос тайне будет принято его руководителем.

Члены совета федерации, депутаты гос думы, адвокаты, судьи — лица с которых достаточно брать расписку о неразглашении гос тайны.

Причины отказа в допуске к гос тайне, те же самые что и в лекции 2 по правовому обеспечению ИБ:

1. Лицо находится под судом и следствием и с него не снята судимость за тяжкие государственные преступления.

2. Наличие медицинских противопоказаний.

3. ПМЖ за границей лица или его близких родственников.

4. Выявление в результате проведения проверочных мероприятий, действий, создающих угрозу безопасности РФ.

5. Уклонение гражданина от проверочных мероприятий или сообщение заведомо ложной информации.

Решения о допуске к гос тайне принимаются в отношении руководителей государственных органов и государственных организации. Эти решения принимают

те лица, кто их назначил на данную должность.

В отношении руководителей не государственных организаций — руководителем заказчика работ с использованием средств составляющих гос тайну.

В отношении граждан, находящихся в запасе или подлежащих призыву, решения принимает военный комиссариат.

Допуск к гос тайне может быть прекращен по решению должностного лица в случае:

1. Организационные либо штатные изменения.

2. Если было однократное нарушение обязательств связанных с защитой гос тайны.

3. Если возникли причины для отказа в допуске, перечисленные выше.

Составляется документ «Номенклатура должностей» — перечень всех должностей, которые попадают под оформление на допуск к гос тайне, отдельно по каждому виду секретности. Только для гос тайны. Это унифицированный документ, форма номер 3. Такой документ разрабатывается по предприятию в целом. Заносятся наименование каждого подразделения и должности. Составляется сопроводительное письмо, объясняющий причину составления документа.

Указывается номер лицензии, кем выдана лицензия (в данном случае ФСБ). Если предприятие уже когда то оформляло такой документ, а он оформляется

не реже чем раз в 5 лет, то процедура составления этого документа такая же как и в первый раз. Документ подлежит согласованию с ФСБ. Минимум 2

экземпляра и отправляется в ФСБ на согласование.

ДОМА составить сопроводительное письмо для отправки на согласование «Номенклатуры должностей» научно-производственного предприятия «комета».

Номенклатура должностей составляется повторно. 25 февраля 2005 года была составлена 1 номенклатура, имела номер 6/1505. Особенности за период:

1. Первая номенклатура должностей имела 250 должностей с допуском СС и 150 с допуском С.

2. Сейчас у нас появляется 5 должностей с допуском ОВ. Причина: увеличины объемы гос заказов.

Лекция 4. 4 марта 2010

Форма допусков и их классификация.

Форма допуска – это показатель к какой степени секретности допущен тот или иной работник. Основное назначение – обеспечить допуск конкретного работника к тем сведениям, которые необходимы ему для выполнения его функционально-служебных обязанностей, предусмотренных номенклатурой должностей данного предприятия. Так же форма допуска служит документом, по которому определяются пределы, то есть степень доступа работника во время его служебной командировки.

2.2.8 Допуск к государственной тайне и доступ к сведениям, составляющих государственную тайну.

Допуск к государственной тайне в Законе Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» определен как

«процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений».

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне представляет собой процедуру оформления права должностных лиц и граждан на доступ к сведениям, составляющих государственную тайну. Эта процедура определена в статьях 21, 21.1 и 22 названного Закона Российской Федерации.

Статья 21 определяет содержание этой процедуры. Эта статья является одной из самых больших по объему в Законе Российской Федерации 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», поскольку она описывает одну из основных форм отношений, а именно отношение между государством, в лице органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны и должностными лицами и гражданами, допускаемыми к государственной тайне с другой стороны. Детализация положений данной статьи и последующих статей 21.1 и 22 определена тем, что они напрямую затрагивают права и свободу человека и гражданина. Вследствие этого не должно допускаться ни свободная трактовка их положений, ни незаконное ущемление прав граждан.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется на добровольной основе. Статья 21 названного Закона Российской Федерации устанавливает это следующим образом:

«Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке…Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте)».

Выделение из широкой категории «граждане» категории должностных лиц связана с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», в соответствие с которым принцип добровольности рассматривается с двух позиций: для граждан – в качестве условия при поступлении на работу или при привлечении к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а для должностных лиц – в качестве условия для занятия определенных должностей, статус которого независимо от желания лиц, их заменяющих, предполагает ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну.

Названный Закон Российской Федерации в статье 21 устанавливает формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие 3 степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с «Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63, установлены:

первая форма допуска для должностных лиц и граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма допуска для должностных лиц и граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма допуска для должностных лиц и граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом лица, допущенные к сведениям более высокой степени секретности, являются допущенными к сведениям низших степеней секретности.

В соответствие со статьей 21 названного Закона Российской Федерации допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

«принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну».

Такие действия при оформлении допуска должностным лицам и гражданам к государственной тайне, призванные обеспечить сохранность государственной тайны, как установил Конституционный Суд Российской Федерации, в своей основе соответствуют целям, указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, не противоречат другим ее нормам, а также общепризнанным принципам демократического правового государства.

Положения, касающиеся проведения проверочных мероприятий, согласуются положениями Федерального Закона «Об оперативно – розыскной деятельности».

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» в той же статье 21 устанавливает, что объем проверочных мероприятий, проводимых в отношении должностного лица или гражданина с его согласия полномочными органами, зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться должностное лицо или гражданин. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Названная выше Инструкция в пункте 6 раздела 1 устанавливает, что проверочные мероприятия, связанные с допуском по первой и по второй формам, осуществляются Федеральной Службой Безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность. Допуск должностных лиц и граждан по третьей форме, за исключением отдельных случаев, осуществляется руководителями органов государственной власти, организации, предприятия, учреждения без проведения проверочных мероприятий.

Статья 24 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» устанавливает возможность временного ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. Ограничения могут касаться:

«права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне».

В качестве компенсации за ограничение прав и свобод для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, статья 21 названного Закона Российской Федерации устанавливает следующие социальные гарантии:

«процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий».

Кроме этого для работников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и работников структурных подразделений по защите государственной тайны, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 573. Эти правила устанавливают размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями:

  • имеющими степень секретности «особой важности» — 50-75%;

  • имеющими степень секретности «совершенной секретности» — 30-50%;

  • имеющими степень секретности «секретно» — 5-15%.

Работникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в этих структурных подразделениях:

  • от 1 до 5 лет – 10%;

  • от 5 до 10 лет – 15%;

  • от 10 лет и выше – 20%.

Факт наличия у конкретного лица оформленного допуска к секретным, совершенно секретным и особой важности сведениям не является основанием для его доступа к информации соответствующей степени секретности. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» определяет в статье 2 как

«санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну».

Санкцию на ознакомление конкретного должностного лица или гражданина с конкретными сведениями, составляющими государственную тайну, может дать только соответствующий руководитель и только в письменном виде.

Статья 25 названного Закона Российской Федерации устанавливает сказанное следующим образом:

«Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны».

Названная статья устанавливает персональную ответственность за организацию доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагая её на руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны, непосредственно реализующие процедуру доступа:

«Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей».

Сама процедура доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, не описывается в Законе Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне». В этом Законе Российской Федерации в статье 25 установлено:

«Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации».

Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку процедура доступа довольно объемна по содержанию, предполагает инвариантность, связанную со спецификой осуществляемой деятельности, и, кроме того, должна сохранять способность оперативно реагировать на изменения внешних условий, что при закреплении этой процедуры в законе было бы крайне трудно осуществить.

Понятие «допуск предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне» представляет собой процедуру оформления права юридического лица на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Эта процедура в соответствии с положениями статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» осуществляется путем получения юридическим лицом лицензии на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В названной статье установлено:

«Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.».

В этой же статье установлено:

«Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.».

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается юридическому лицу при выполнении им следующих установленных в названной выше статье условий:

«выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие у них сертифицированных средств защиты информации».

Порядок получения названной лицензии в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» определяется Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств защиты, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 № 333.

Анкета (форма 4): образец заполнения

Актуально на: 2 февраля 2018 г.

Если характер выполняемых лицом должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, гражданин может быть назначен на такую должность только после оформления допуска к гостайне (п. 6 Инструкции, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2010 № 63).

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).

Несмотря на то, что допуск должностных лиц и граждан РФ к гостайне производится в добровольном порядке, устроиться на работу с гостайной без соответствующего допуска не получится. Оформление гражданам допуска к гостайне производится по месту их работы (п. 5 Инструкции, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2010 № 63).

Граждане, которым оформляется допуск к гостайне, должны представить собственноручно заполненную анкету по форме 4 и приложить к ней необходимые документы (п. 28 Инструкции, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2010 № 63).

Форма 4: бланк и образец заполнения

Форма 4, заполняемая при оформлении допуска к гостайне, именуется «Анкета». Форма анкеты приложена к Инструкции, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2010 № 63.

Скачать бланк формы 4 в Word можно здесь.

Как мы отметили выше, анкета заполняется лицом самостоятельно от руки. К анкете приклеивается фотография размером 4х6 см.

Анкета должна быть заполнена не ранее чем за месяц до ее направления в орган безопасности (пп. «б» п. 33 Инструкции, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2010 № 63). Анкета по форме 4 подписывается работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения (при наличии печати) (п. 30 Инструкции, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2010 № 63).

Пример заполнения анкеты по форме 4 приведем здесь.

Как оформить работнику допуск к государственной тайне

ИА ГАРАНТ

Место работы сотрудника является основным. Какие последовательные действия должны предпринять работодатель и работник при оформлении работнику допуска к государственной тайне? Оформление каких документов, внутренних локальных актов при этом необходимо (описать по очередности)? Должно ли быть прописано в трудовом договоре либо должностной инструкции работника, что у него должен иметься либо имеется допуск к государственной тайне? Какими законами и нормативными актами разъясняется этот порядок оформления допуска?

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-I) допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне (далее — Допуск) осуществляется в добровольном порядке. При этом граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к гостайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления Допуска в установленном порядке (п. 6 Инструкции… (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее — Постановление)).

Оформление Допуска осуществляется по месту работы (службы) (п. 5 Инструкции). Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к гостайне, определяется номенклатурой должностей работников (далее — Номенклатура) (форма 3), которая разрабатывается режимно-секретным подразделением организации (далее — РСП)*(1) и подписывается его руководителем. В Номенклатуру подлежат включению только те должности, по которым допуск работников к гостайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей (п.п. 19-21 Инструкции).

Согласно п. 22 Инструкции Номенклатура в 2 экземплярах направляется организацией, территориально обособленным подразделением на согласование в орган безопасности (далее — орган ФСБ) по месту их расположения. В сопроводительном письме указываются сведения, предусмотренные указанным пунктом.

Пунктом 23 Инструкции определено, что после согласования с органом ФСБ Номенклатура утверждается: в государственных органах, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», органах местного самоуправления — руководителями соответственно государственных органов, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», органов местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами; в организациях — руководителями организаций.

На наш взгляд, по своему смыслу данный пункт устанавливает только категории лиц, которым предоставлено право утверждения Номенклатуры после ее согласования с органом ФСБ. В госорганах, названных госкорпорациях, органах местного самоуправления такое право предоставлено их руководителям или уполномоченным ими же должностным лицам. В организации таким правом обладает только лицо, являющееся ее руководителем.

В силу п. 27 Инструкции подготовка материалов для оформления Допуска осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации (далее — кадровые подразделения). Направлять граждан в РСП и органы ФСБ по вопросам, связанным с оформлением Допуска, запрещено.

Согласно п. 28 Инструкции граждане, которым оформляется Допуск, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими гостайну*(2).

Как следует из п. 29 Инструкции, работники кадрового подразделения:

а) знакомят гражданина, которому оформляется Допуск, с нормами законодательства РФ о гостайне, предусматривающими ответственность за его нарушение*(3);

б) сверяют сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;

в) уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете*(4);

г) доводят до гражданина, которому оформляется Допуск, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства РФ о гостайне*(5).

Кроме того, как следует из ч. 3 п. 21 Закона N 5485-I, необходимы письменное согласие указанных граждан на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона N 5485-I, а также письменное согласие на проведение полномочными органами в отношении них проверочных мероприятий*(6).

Необходимые документы передаются кадровым подразделением в РСП. В свою очередь, РСП осуществляет действия, указанные в п. 31 Инструкции, в том числе:

  • оформляет, учитывает и хранит карточки (форма 1), копии трудового договора (контракта) и расписки, содержащие обязательства граждан по соблюдению требований законодательства РФ о гостайне (форма 2);

  • осуществляет контроль за исполнением установленных требований по Допуску;

  • осуществляет учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6-8);

  • проводит инструктаж граждан, допускаемых к гостайне (документ, которым бы определялся порядок такого инструктажа, найти, к сожалению, не удалось).

На каждого гражданина, которому оформляется Допуск с проведением органом ФСБ проверочных мероприятий, РСП направляет в орган ФСБ документы, указанные в п. 33 Инструкции. Согласно п. 34 Инструкции органы ФСБ могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Документы, не соответствующие требованиям Инструкции, возвращаются органом ФСБ для доработки.

В соответствии с п. 38 Инструкции карточка (форма 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером Допуска возвращается в организацию. Решение о Допуске оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации (п. 39 Инструкции).

Взаимные обязательства администрации и гражданина, допущенного к гостайне на постоянной основе, отражаются в трудовом договоре (контракте) (ч. 8 ст. 21 Закона N 5485-I). Соответственно, полагаем, что в трудовом договоре также необходимо:

  • отразить факт принятия работником на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну (п. 10 Инструкции);

  • зафиксировать письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона N 5485-I;

  • определить виды, размеры и порядок предоставления социальных гарантий, предусмотренные ч. 6 ст. 21 Закона N 5485-I*(7).

Кроме того, как подчеркивает судебная практика, в трудовом договоре также должны быть отражены сведения о том, что должностные обязанности предусматривают допуск к государственной тайне*(8).

В заключение отметим, что изложенное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в органы ФСБ, которым в силу п. 3 Постановления предоставлено право давать госорганам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

1 февраля 2019 г.

*(1) В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих гостайну, руководителями органов госвласти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите гостайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ, и с учетом специфики проводимых ими работ (ч. 4 ст. 20 Закона N 5485-I). Вместе с тем обнаружить соответствующие нормативные документы, утвержденные Правительством РФ, к сожалению, не удалось.

Как отмечается в п. 7 Разъяснения…, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.05.2011 N 408н, структурными подразделениями по защите государственной тайны считаются созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные подразделения, а также отдельные должности, замещаемые специалистами, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны. Перечень структурных подразделений и отдельных должностей по защите государственной тайны утверждается приказами (распоряжениями, указаниями). В перечень включаются только те структурные подразделения и отдельные должности, на которые согласно утвержденным в установленном порядке положениям (должностным регламентам, должностным обязанностям) возложено выполнение конкретных задач (функций) с учетом специфики проводимых работ по защите государственной тайны, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в качестве их основных функций.

Согласно п. 32 Инструкции в случае отсутствия в организации РСП или работника, исполняющего функции РСП, оформление Допусков осуществляется РСП организации, которая оказывает данной организации услуги по защите гостайны.

*(2) Форма и порядок получения такой справки утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2011 N 989н.

*(3) Поскольку законодательством не определена обязательная форма документа для таких случаев, полагаем, что организация вправе самостоятельно разработать соответствующий документ (например, расписку), в котором будут отражены сведения и подпись гражданина об ознакомлении с такими нормами.

*(4) Анкета гражданина, которому оформляется Допуск, подписывается работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения (при наличии печати) (п. 30 Инструкции).

*(5) Смотрите форму 2 — Примерное содержание обязательств граждан перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о гостайне.

*(6) Специальных форм документов для таких случаев не предусмотрено, соответственно, организация также вправе их разработать самостоятельно.

Согласно п. 8 Инструкции проверочные мероприятия, связанные с оформлением Допуска, осуществляются органом ФСБ по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона N 5485-I (ч. 5 ст. 21 Закона N 5485-I).

Согласно ч. 9 ст. 21 Закона N 5485-I устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

*(7) Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573.

*(8) Смотрите решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.08.2017 по делу N 2а-422/2017.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *