Для целей налогообложения

Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения

Журнал «Горячая линия бухгалтера»

Невский Игорь Александрович,
ведущий аудитор КГ «Михайлов и Партнеры»,
к.э.н.

Понятие и значение учетной политики

В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано как в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», так и во вступающем в силу в 2009 году ПБУ 1/2008.

Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве «классического» примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.

В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.
Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Наконец, в-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

Разработка и принятие учетной политики

Учетная политика – это комплексный документ, касающийся, однако, только одного аспекта организации учетного процесса – методологии учета. Следует помнить, что пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) и статьей 314 НК РФ определены перечни документов, утверждаемых либо одновременно с учетной политикой, либо как приложения к ней. Он включает в себя:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
  • формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

Исходя из сложившейся практики, рабочий план счетов, как правило, утверждается в качестве приложения к учетной политике. Приложением к ней в силу требования закона выступают и формы регистров налогового учета. Остальные же названные документы чаще утверждаются в качестве самостоятельных локальных нормативных актов. Это связано с тем, что по традиции учетная политика вместе с рабочим планом счетов, обеспечивающим ее реализацию, утверждается на каждый финансовый год перед его началом. В то же время график документооборота, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и иные аналогичные «системные» документы, применяемые из года в год, не меняются, а лишь при необходимости корректируются.

Лицом, ответственным за разработку учетной политики организации, является ее главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Закона) или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).
Утверждается учетная политика внутренним распорядительным документом организации (п. 3 ст. 6 Закона, п. 12 ст. 167 НК РФ) – это, как правило, приказ или распоряжение ее руководителя. Аналогичными документами вводятся в действие и иные документы, утверждаемые вместе с ней.

Не секрет, что на практике сотрудники налоговых органов требуют представления им учетной политики на следующий год одновременно с представлением годовой отчетности за предыдущий год. Однако следует помнить, что в законодательстве такое требование не содержится, поэтому выполнять его налогоплательщик не обязан – представить в налоговый орган без его специального требования налогоплательщик может только в виде своей доброй воли.

Изменения учетной политики 2009 года

Ежегодно при утверждении учетной политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики.

Напомним, что и Закон, и Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» устанавливают принцип последовательности учетной политики. Однако изменение законодательства является достаточным и, более того, наиболее распространенным основанием для связанной с ним корректировки учетной политики.

Рассмотрим кратко основные изменения, произошедшие к настоящему времени, которые следует учесть при разработке учетной политики организации – как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения – на 2009 год.

Новое ПБУ об учетной политике.

Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое вступает в силу с 1 января 2009 года. В целом данное положение аналогично прежнему, действующему в настоящее время ПБУ 1/98, однако содержит и ряд новшеств.

Во-первых, в отличие от ранее действовавшего порядка учетная политика организации может изменяться и не с начала года, если это обусловлено причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). Данное изменение нормативно закрепляет порядок, фактически применяемый достаточно давно. Напомним, что еще в 2006 году, когда вступил в силу приказ Минфина России от 12.12.2005 № 147н, финансовое ведомство разъясняло, что новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применяется в отношении объектов, принятых к учету в 2006 году (письма Минфина РФ от 20.06.2006 № 07-05-06/148, от 02.06.2006 № 07-05-06/133 и др.), хотя сами изменения были опубликованы только в конце января 2006 года.

Во-вторых, добавлено положение о том, что при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формирование учетной политики в этой части осуществляется не только исходя из ПБУ, но и исходя из Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, при разработке положений учетной политики бухгалтеру необходимо будет ориентироваться также и на требования МСФО.

В-третьих, более подробно регламентирован, оставшись по сути аналогичным, порядок раскрытия последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об изменении оценочных значений.

Тем же приказом Минфин России утвердил новое, 21-е ПБУ – ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», также вступающее в силу с начала 2009 года. Положение вводит новое для российских стандартов бухгалтерского учета понятие «оценочные значения» и определяет их примерный состав. В частности, оценочными значениями признаются величины резервов (по сомнительным долгам и др.), сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов и др.

При формировании учетной политики на 2009 год, таким образом, организации нужно будет определить, в какие сроки и в каком порядке будет осуществляется тестирование каждого из отраженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности оценочных значений на необходимость их изменения.

Новые правила устанавливают, что результат изменения оценочного значения отражается в составе доходов или расходов организации в текущем (а при необходимости – и в будущих) периоде, кроме изменения, непосредственно влияющего на величину капитала организации. В последнем случае такое изменение непосредственно корректирует соответствующую статью (статьи) капитала. Естественно, что любое изменение оценочных значений (и его последствия) организации необходимо раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Новое ПБУ об учете расходов по кредитам и займам.

ПБУ 15/2008, вступающее в силу с бухгалтерской отчетности 2009 года, в отличие от ранее утвержденного ПБУ 15/01 регулирует только порядок учета расходов по займам и кредитам, но не порядок учета самих кредитов и займов. В частности, в нем отсутствует положение, позволяющее учитывать задолженность по долгосрочному займу или кредиту, до погашения которой остается менее года, в составе долгосрочной до момента ее погашения (при этом обязанность разделения задолженности на долгосрочную и краткосрочную, отраженная в утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н образцах форм бухгалтерской отчетности, по-прежнему сохраняется).

Новшеством ПБУ 15/2008 является возможность учитывать начисленные проценты или дисконт по заемным обязательствам (в том числе ценным бумагам) как по мере их начисления в соответствии с условиями договора, так и равномерно в течение срока действия договора займа или выплаты денежных средств по векселю. Свой выбор организации необходимо закрепить в учетной политике. При этом следует учитывать, что применение второго (равномерного) способа признания процентов позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, так как п. 8 ст. 272 НК РФ для целей налогообложения прибыли предусмотрен аналогичный порядок.

По-прежнему включаются в стоимость инвестиционного актива проценты по займам и кредитам, привлеченным для его создания и/или приобретения. Поэтому организации в учетной политике, как и ранее, следует определить критерии признания актива инвестиционным. В то же время новшеством ПБУ 15/2008 является установленная им обязанность организации включать в стоимость инвестиционного актива в том числе и проценты по займам (кредитам), полученным на общие цели, если они фактически использованы в связи с приобретением (сооружением) инвестиционного актива.

Новое ПБУ о раскрытии информации о связанных сторонах.

Новое ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» появилось в середине 2008 года и должно применяться уже при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год, тем не менее многие организации учтут его требования при формировании учетной политики только на 2009 год. Главное изменение коснулось состава лиц, обязанных применять ПБУ: если ранее ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» распространялось только на акционерные общества, то ПБУ 11/2008 обязаны применять все коммерческие организации, кроме кредитных (по-прежнему его могут не применять малые предприятия).
При формировании учетной политики организация, применяющая ПБУ 11/2008, должна, как минимум, определить:

  • перечень лиц, являющихся связанными сторонами организации, и/или принципы включения в этот перечень юридических и физических лиц;
  • конкретный состав и форму раскрытия (в том числе порядок представления) информации, подлежащей раскрытию в соответствии с ПБУ 11/2008;
  • порядок построения аналитического учета, обеспечивающего получение информации о связанных сторонах, которая подлежит раскрытию организацией.

Новый порядок применения нелинейного метода начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ были внесены изменения в ст. 257–259, а также введены новые ст. 259.1–259.3 НК РФ, которые установили, в том числе, новый порядок начисления амортизации с использованием нелинейного метода.

С 1 января 2009 года амортизация нелинейным методом будет начисляться не по каждому основному средству, а суммарно по каждой амортизационной группе (подгруппе). Для расчета месячной суммы амортизации суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) умножается на норму амортизации, определенную Кодексом для соответствующей группы, и делится на 100. При этом ежемесячно сумма начисленной амортизации уменьшает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

В связи с этим изменением при разработке учетной политики для целей налогообложения на 2009 год налогоплательщики, которые собираются применять нелинейный метод начисления амортизации, должны предусмотреть отражение в аналитических регистрах налогового учета всей информации, предусмотренной частью третьей ст. 323 НК РФ, в частности:

  • о принятых организацией сроках полезного использования основных средств и нематериальных активов;
  • о сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам и нематериальным активам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло), – для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;
  • о сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и каждой амортизационной подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);
  • об остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), при выбытии объектов амортизируемого имущества.

В заключение хотелось бы напомнить, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, согласно п. 23 ПБУ 1/98 и п. 25 ПБУ 1/2008 объявляются в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности организации.

Этапы разработки учетной политики в целях налогообложения

  1. A) на этапе разработки концепций системы и защиты
  2. I. Методы выбора инновационной политики
  3. II. Этапы кадастровых работ.
  4. III. Проблема социальной политики
  5. Алгоритм создания учетной политики для целей налогообложения
  6. Анализ кадровой политики ООО «М.Видео»
  7. Анализ электорального поведения с помощью социологии политики Пьера Бурдье.
  8. Борьба казахского народа против гнета среднеазиатских ханов и колониальной политики царизма в XIX веке. Завершение присоединения Казахстана к России.
  9. Важнейшие этапы истории физики
  10. Взаимное влияние политики и морали в истории.
  11. Виды государственной политики.
  12. Виды финансовой политики

Тема 2 Учетная политика для целей налогообложения

1.Формирование учетной политики

2.Основные элементы учетной политики

Формирование учетной политики

Под учетной политикой для целей налогообложения, как правило понимается совокупность выбранных предприятием способов и методов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов.

Учетная политика для целей налогообложения — это документ, в котором налогоплательщик обязан прописать все те методы и правила, которым он руководствуется при исчислении и уплате налогов и сборов.

Организация может выбирать один из двух вариантов составления учетной налоговой политики:

Вариант 1: Отразить отдельно вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа.

Вариант 2: Составлять для каждого налога свою отдельную учетную политику и утверждать их в качестве приложения к приказу к учетной политике.

Учетная политика для целей налогообложения должна решать 3 основных вопроса:

1. Организационно-техническая часть:

a) Организация ведения налогового учета (либо силами работников бухгалтерии, либо отдельного налогового подразделения).

b) Разработка системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль.

c) Разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров.

2. Обязательно в главной части налоговой политики должен быть зафиксирован выбор тех норм налогового законодательства, которые оставляют право выбора за самим налогоплательщиком (способ начисления амортизации)

3. По некоторым важным вопросам исчисления налогов нормы налогов законодательства отсутствуют или требуют дополнительного разъяснения в налоговой политике. Поэтому этот пункт важен, чтобы избежать разногласий с налоговыми органами. Однако при формировании налоговой учетной политики нет необходимости предусматривать правила на все возможные случаи.

Этапы разработки учетной политики в целях налогообложения

При разработке необходимо исходить из тех обстоятельств, в которых организация реально действует или будет действовать в ближайшей перспективе. На этой основе выделить те вопросы которые должны найти обязательное отражение в Налоговой учетной политике.

Даже если в будущем фирма займется другим видом деятельности способы налогового учета, которые не были предусмотрены, то в налоговой учетной политике вносятся изменения и дополнения.

При составлении учетной политики налогоплательщик разрабатывает собственные способы или методики налогового учета только в тех случаях когда нормы законодательства не определены вообще или определены весьма туманно. если же по какому либо вопросу налогообложения в законодательстве есть четкие правила, то у налогоплательщика выбора нет и он обязан эти правила соблюдать.

Обязанность по составлению и принятию учетной политики закреплена в Гл. 21,25,26 НК РФ(Ст. 167, 313, 339 соответственно)

Алгоритм формирования Налоговой Учетной политики:

1) должна утверждаться руководителем предприятия в произвольной форме.

2) должна применяться с момента создания и до момента ликвидации

3) должна применяться последовательно (от одного налогового периода к другому) Для изменения однажды принятой политики необходимы следующие обстоятельства:

· изменение применяемых методов учета

· существенные изменения условий деятельности

· изменение законодательства о налогах и сборах

В пунктах «а» и «б» изменения в налоговой учетной политике принимаются с начала нового налогового периода, то есть с нового года.

В случае пункта «в» не ранее момента вступления в силу изменения налогового законодательства. Кроме того, пункты «а» и «б» добровольные, а пункт «в» требует обязательных изменений.

Но в налоговом законодательстве есть такие элементы учетной политики которые будучи принятыми однажды не меняются(нельзя изменить метод определения количества добытого полезного ископаемого)

4) составлять налоговую учетную политику каждый год не нужно. Налогоплательщик не обязан предоставлять свою налоговую учетную политики в налоговый орган, но когда приходит проверка, то учетная политика должна быть представлена инспектору обязательно. За нарушение этого требования — привлечение к административной ответственности.(3-5 минимальных размеров оплаты труда)

5) налоговая учетная политика одинакова для всех подразделений предприятия.
6) к налоговой учетной политике следует приложить формы налоговых регистров, которые будут использоваться в организации.

Элементами налогового учета являются:

· Первичный учет документов

· Аналитические регистры налогового учета

· Расчет налоговой базы

Обязательные регистры которые должны содержать формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы следующие:

· наименование регистра;

· период, дата составлении;

· измеритель операции в натуральном и денежном выражении;

· наименование хозяйственной операции

· подпись ( расшифровка подписи ответственного за составление регистра)

Как видим обязательных регистров меньше чем в бухгалтерском учете, объясняется это тем, что регистры налогового учета вторичны и составляются на основе бухгалтерских документов.

7) Есть обязательная группа регистров, которые обязательно должны быть в коммерческой организации:

· Регистры промежуточных расчетов;

· Регистры учета хозяйственных операций;

· Регистры формирования отчетных данных;

· Регистры учета составления единицы учета;

· Регистры учета целевых средств некоммерческой организации.

Регистры 1 группы: их задача оказать помощь при переходе от одного этапа заполнения регистров налогового учета к другому.

Регистры 2 группы должны содержать информацию о поступлении и выбытии активов налогоплательщика. Заполняются они на основании первичных учетных документов.

Пример.При выбытии имущества указывается информация кому и как было продано имущество (от кого и как поступило).

Регистры 3 группы предназначены для непосредственного переноса данных из них в налоговую декларацию.

Пример.Регистр-расчет финансового результата от деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

Основной задачей регистров 4 группы – это накопление сведений об имуществе организации. Здесь указываются первоначальная стоимость объектов и ее изменение за налоговый период.

Пример.В регистре информации об объектах ОС будет следующие данные:

· Первоначальная стоимость;

· Назначение объекта;

· Способ начисления амортизации;

· Применение повышенных (пониженных) коэффициентов;

· Информация об изменениях первоначальной стоимости;

· Дата списания объекта с учета и основание для этого.

По аналогии с бухгалтерским учетом согласно положениям Налогового кодекса РФ и иных нормативных актов по налогам и сборам изменения в учетной политики организации могут производиться в случаях:

— изменения законодательства РФ по налогам и сборам;
— принятие организацией новых или иных способов ведения налогового учета;
— существенного изменения условий деятельности организации.

Изменения учетной политики, связанные с добровольным принятием организацией новых способов ведения налогового учета, должны вводится с начала нового налогового периода (с 1 января).

Учетная политика для целей налогообложения должна быть согласована с главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов. То есть на предприятии должен быть принят специальный организационно- распорядительный документ (приказ об учетной политике).

Обе учетные политики — бухгалтерскую и налоговую можно утвердить одним приказом руководителя организации, четко разделив их внутри приказа (например в отдельных разделах). Тем не менее, учитывая достаточный объем и, несомненно, самостоятельное значение лучше оформлять отдельный приказ об учетной политике организации для целей налогообложения.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Комментарий к Ст. 313 НК РФ

Статья 313 НК РФ посвящена налоговому учету.

Согласно ч. 2 ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

На основе данных налогового учета налогоплательщики налога на прибыль исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода.

Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); 2) аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

— как определяются доходы и расходы предприятия;

— как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

— как формируется сумма резервов;

— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Все эти данные должны быть отражены в регистрах налогового учета.

Согласно ч. 3 ст. 313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе:

а) самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными

реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета;

б) либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Обратите внимание, что вести самостоятельные регистры налогового учета — это право бухгалтера, а не обязанность.

Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Приказ об учетной политике в целях налогообложения (примерная форма)

____________________________________________________

(наименование организации)

ПРИКАЗ N ___

об учетной политике в целях налогообложения

на ____ год

г. ________________ «__»__________ ____ г.

На основании Налогового кодекса РФ и иных законодательных и нормативных актов приказываю:

1. Применять _________ систему налогообложения с объектом ______________.

2. Регистры налогового учета вести в электронном виде (на бумажных носителях).

3. Налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского учета.

4. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета.

5. Налоговый учет ведется в обособленном налоговом плане счетов.

6. Обязанности по ведению налогового учета возлагаются на ______________.

7. Обязанности по взаимодействию с налоговыми органами возлагаются на _____________.

8. Перечень регистров, которые должны формироваться на бумажных носителях в обязательном порядке: _______________________.

9. Перечень событий, служащих основанием для внесения изменений в учетную политику:

— изменение законодательства по налогам и сборам (соответствующие изменения могут приниматься в течение года);

— существенное изменение условий деятельности издательства (соответствующие изменения учетной политики принимаются начиная со следующего отчетного года);

— начало осуществления издательством новых видов деятельности (с момента начала осуществления новых видов деятельности);

— __________________________________________________________________.

10. Контроль соблюдения положений учетной политики возложить на главного бухгалтера _________________.

11. Утвердить положение об учетной политике.

12. Утвердить методику ведения раздельного учета, положения которой не должны противоречить нормативным и законодательным актам.

13. По налогу на добавленную стоимость:

— освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (не) получать.

— обеспечить раздельный учет сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые используются при производстве облагаемой и необлагаемой продукции;

— утвердить перечень должностных лиц, имеющих право подписи на выданных счетах-фактурах:

— __________________ (должность, Ф.И.О.);

— __________________ (должность, Ф.И.О.);

— применять вычет за периоды, когда издержки на производство необлагаемых товаров (работ, услуг) не превысили 5% от общих расходов: вся сумма налога подлежит вычету (или налог распределяется между затратами и расчетами с бюджетом).

14. По налогу на прибыль утвердить:

— порядок уплаты авансовых платежей: исходя из суммы аванса за предыдущий отчетный период (или исходя из фактически полученной прибыли с начала года);

— распределение прибыли по каждому обособленному подразделению (не) производить.

15. По амортизируемому имуществу установить:

— предельный лимит отнесения объектов основных средств к МПЗ (не более 20 000 руб.);

— метод начисления амортизации: (не)линейный;

— применение пониженных норм начисления амортизации по ____________ с коэффициентами _________________;

— порядок определения нормы амортизации по объектам, бывшим в употреблении: с учетом срока эксплуатации предыдущими собственниками (другой алгоритм);

— применение амортизационной премии: __________ (в размере не более 10 процентов).

16. По материально-производственным запасам установить:

— метод оценки при списании сырья и материалов: _______________________;

— порядок формирования стоимости товаров: _____________________________;

— метод оценки покупных товаров при их реализации: ____________________.

17. По займам и кредитам установить:

— метод принятия процентов к учету: ___________________________________;

— порядок определения сопоставимости долговых обязательств: ___________.

18. По финансовым вложениям установить:

— метод списания стоимости выбывших ценных бумаг: ______________________;

— метод оценки стоимости расчетной цены акции: _________________________.

19. Для классификации доходов установить:

— порядок признания доходов и расходов: ________________________________;

20. Для классификации расходов установить:

— перечень прямых расходов: ____________________________________________;

— порядок признания прямых расходов (для налогоплательщиков, оказывающих услуги): _______________________________________;

— механизм определения доли расходов на освоение природных ресурсов, по каждому участку недр: ________________________________________;

— порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки: ___________________________.

21. По резервам установить:

— виды создаваемых резервов: ___________________________________________;

— порядок резервирования: ______________________________________________.

Приложения:

1. Учетная политика.

2. Методика ведения раздельного учета.

Руководитель: ____________________ ________________/________________

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *