Дебиторская задолженность невозможная к взысканию

Содержание

В процессе деятельности бюджетные учреждения иногда сталкиваются с «непорядочными» контрагентами, которые вовремя (а иногда и вообще!) не выполняют обязательств по заключенным договорам на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ. Результатом является дебиторская задолженность в бухгалтерском учете и отчетности.

Активы учреждения в форме дебиторской задолженности включают расчеты с покупателями, заказчиками и различными дебиторами: расчеты в порядке плановых платежей, с подотчетными лицами, по возмещению причиненных убытков, с прочими дебиторами и государственными целевыми фондами (п. 3.1 р. ІІІ Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 02.04.2014 г. № 372, далее — Порядок № 372). При этом дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения учреждением будущих экономических выгод или достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей учреждения, и может быть достоверно определена ее сумма.

В отличие от хозрасчетных предприятий даже возникновение текущей дебиторской задолженности может иметь не очень приятные последствия для бюджетного учреждения. Поэтому прежде всего уделим внимание тому, какие последствия может иметь наличие текущей дебиторской задолженности в учете и отчетности бюджетного учреждения, когда она становится просроченной и при каких условиях переходит в категорию безнадежной и подлежит списанию.

Текущая дебиторская задолженность: возникновение и последствия

Основной причиной возникновения дебиторской задолженности является осуществление предварительной платы за товары, работы и услуги. По общему правилу, руководители бюджетных учреждений в соответствии со ст. 49 Бюджетного кодекса Украины (далее — БКУ) принимают решение об оплате товаров, работ и услуг и дают поручение на осуществление платежа только после их получения, если иное не предусмотрено, в частности, нормативно-правовыми актами КМУ. Одним из основных документов, который разрешает предоплату за бюджетные средства, является постановление КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 (далее —Постановление № 117), определяющее не только перечень товаров, работ и услуг, для которых разрешена предоплата, но и срок, в течение которого нужно закрыть дебиторскую задолженность. До вступления его в силу действовало аналогичное постановление КМУ от 09.10.2006 г. № 1404(далее — Постановление № 1404).

Если же дебиторская задолженность не погашена в сроки, установленные Постановлением № 117 (а ранее — Постановлением № 1404), это будет считаться бюджетным правонарушениемв соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 116 БКУ. За такое нарушение могут применять следующие меры воздействия, предусмотренные ч. 1 ст. 117 БКУ:

1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства — на устранение отведено 30 календарных дней;

2) остановка операций с бюджетными средствами — применяется в порядке, установленном ст. 120 БКУ;

3) приостановление бюджетных ассигнований, предусматривающее прекращение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от одного до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода в соответствии с Порядком приостановления бюджетных ассигнований, утвержденным приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

Дебиторская задолженность может возникать по расчетам с бюджетом, с арендаторами, учащимися, студентами, подотчетными лицами по возмещению нанесенных убытков, расчетам за причиненный учреждению ущерб в виде недостач и хищений денежных средств, материальных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей. Когда же дебиторка становится просроченной?

Просроченная дебиторская задолженность: что это?

Просроченная дебиторская задолженность — это дебиторская задолженность,возникающая на 30-й день по истечении срока обязательного платежа согласно заключенным договорам, или если дата платежа не определена после выписки счета на оплату (абз. 20 п. 1.2 Порядка № 372). Ее еще называют дебиторской задолженностью по просроченному сроку (абз. 13 п. 3.6 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бю­джетных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44, далее — Порядок № 44).

Как указано выше, срок погашения дебиторской задолженности, определенный договором о закупке товаров, работ и услуг, не может выходить за временные рамки, установленныеПостановлением № 117 (или Постановлением № 1404). А просроченной дебиторская задолженность становится на 30-й день по истечении срока обязательного платежа.

Отметим, что просроченной дебиторской задолженности уделяется особое внимание в бюджетной отчетности. Так, суммы просроченной дебиторки фигурируют в:

  • Отчете о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7), в графе 6 «Дебіторська заборгованість на кінець звітного періоду (року), усього — з неї прострочена» которого из общей суммы дебиторской задолженности, возникшей на дату составления бюджетной отчетности, уточняется дебиторская задолженность с истекшим сроком;
  • Справке о причинах возникновения просроченной дебиторской задолженности общего фонда и принятых мерах по ее взысканию (приложение 28 к Порядку № 44), в которой приводится подробная информация о причинах возникновения просроченной дебиторской задолженности общего фонда, приведенной в форме № 7, и принятых мерах по ее взысканию;
  • Справке о дебиторской задолженности по расходам (приложение 33 к Порядку № 44), в которой приводятся суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, наступившим в течение отчетного года;
  • Пояснительной записке, в которой описываются динамика дебиторской задолженности, в т. ч. просроченной, на отчетную дату по сравнению с задолженностью на начало отчетного года и причины ее увеличения или уменьшения, а также указываются причины возникновения просроченной дебиторской задолженности, указанной в строке «Інше» приложения 28 кПорядку № 44.

Поэтому решения о применении вышеперечисленных мер воздействия могут приниматься органами Казначейства даже по итогам анализа бюджетной отчетности распорядителей бюджетных средств.

По истечении срока исковой давности просроченная дебиторская задолженность переходит в категорию дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Безнадежная дебиторская задолженность: условия определения

К безнадежной дебиторской задолженности согласно абз. 2 п. 1.2 Порядка № 372относятся:

  • текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует уверенность о ее невозврате должником;
  • дебиторская задолженность, срок исковой давности которой истек.

Отметим: ни в одном разъяснении не написано, что подразумевается под «текущей дебиторской задолженностью», по которой существует уверенность о ее невозврате должником. Скорее всего, речь идет о случаях, когда должник ликвидирован или прекратил свою деятельность как юрлицо (или предприниматель). Поэтому далее больше внимания уделим именно дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Буквально трактуя определение «безнадежная дебиторская задолженность», может сложиться впечатление, что стоит только подождать, пока истечет срок исковой давности, и после этого можно списать дебиторскую задолженность без проблем. На самом деле это совершенно не так. Данное определение и раньше было таким, однако органы Казначейства и Госфининспекции толковали его несколько конкретнее.

Казначейство настаивает на том, что до момента прекращения государственной регистрации субъекта хозяйствования кредитор должен принимать меры по возврату долгасогласно действующему законодательству (письмо Госказначейства от 31.03.2010 г. № 15-04/712-5704). Поэтому просроченная дебиторская задолженность подпадает под определение «безнадежная дебиторская задолженность» в случаях, когда:

  • в отчетности распорядителей бюджетных средств отражена просроченная дебиторская задолженность по субъектам хозяйствования, ликвидированным без правопреемников;
  • учреждениями приняты все меры по проведению претензионно-исковой работы, прочие меры по взысканию задолженности в соответствии с действующим законодательством.

Госфининспекция при проведении контрольных мероприятий в части контроля за состоянием и учетом дебиторской задолженности, выполнением договорных обязательств (письмо ГлавКРУ от 01.03.2011 г. № 25-18/287) обращает внимание на то:

  • обращает внимание на то, что в учреждениях, организациях, государственных предприятиях должен быть утвержден внутренний порядок ведения претензионно-исковой работы;
  • при установлении случаев непринятия мер по своевременному взысканию дебиторской задолженности и, как следствие, истечении сроков ее взыскания, то есть допущении потери должника в обязательстве, такие факты следует квалифицировать как нанесение убытков юридическому лицу.

Далее разберемся, когда дебиторская задолженность станет задолженностью с истекшим сроком исковой давности.

Сроки исковой давности: как определяют

Определение и течение сроков исковой давности урегулированы Гражданским кодексом Украины (далее — ГКУ). Исковая давность — это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ст. 256 ГКУ).

Общий срок исковой давности составляет 3 года. По отдельным видам требований законом может устанавливаться специальная исковая давность — сокращенная или более длительная по сравнению с общей исковой давностью. Но согласно ст. 259 ГКУ, исковая давность, установленная законом, может быть увеличена по договоренности сторон, которая должна быть оформлена письменно. Однако сократить срок исковой давности, установленный законом, стороны договора не могут. Исковая давность исчисляется по общим правилам, установленным ст.ст. 253–255 ГКУ.

Срок исковой давности истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Исчисление срока исковой давности начинается с того дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права или о лице, которое его нарушило, что определено ч. 1 ст. 261ГКУ. Впрочем, это вовсе не означает, что началом срока исковой давности является момент возникновения дебиторской задолженности, которая отражается в бухгалтерском учете на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета (351, 361, 362, 363, 364).

Течение срока исковой давности начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ч. 1 ст. 243 ГКУ). Поэтому данные сроки привязаны именно к определенным календарным действиям или к юридическим фактам (событиям). Вследствие этого важное значение имеет то, что прописано в условиях договора. Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация 1

Бюджетная организация заключила договор на выполнение текущего ремонта помещений. В соответствии с условиями договора, подрядчику 07.10.2013 г. перечислили аванс (30% суммы договора), а выполнить ремонтные работы он обязан был в течение месяца со дня получения предоплаты.

Поскольку к этой дате ремонт в установленный срок (не позднее 07.11.2013 г.) не выполнен, со следующего дня (с 08.11.2013 г.) начинается течение исковой давности, то есть отсчет срока исковой давности, и если он не будет прерван, то закончится 08.11.2016 г.

Просроченной такая задолженность стала на 30-й день — 07.12.2013 г. — и это было зафиксировано в годовой отчетности за 2013 год.

Ситуация 2

Воспользуемся условиями предыдущей ситуации, но предположим, что в договоре не прописали срок выполнения обязательств подрядчиком.

Если срок выполнения должником обязательства не установлен или определен моментом предъявления требования, кредитор имеет право требовать его выполнения в любое время. Должник должен выполнить такое обязательство в 7-дневный срок со дня предъявления требования, если обязанность немедленного выполнения не следует из договора или актов гражданского законодательства (ч. 2 ст. 530 ГКУ).

Как сказано выше, начало течения срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Поэтому отсчет срока исковой давности ведется с восьмого дня после направления должникам письменного требования о выполнении обязательств.

Таким образом, бюджетное учреждение в течение трех лет с начала течения срока исковой давности может обратиться в суд с требованием о защите своих гражданских прав или интересов. Но это не означает, что на протяжении трех лет бюджетное учреждение может не принимать меры по взысканию задолженности и не вести претензионно-исковую работу.

Претензионно-исковые мероприятия: в чем заключаются

При организации проведения претензионно-исковой работы могут помочь рекомендации Минюста «О порядке ведения претензионной и исковой работы на предприятии, в учреждении, организации» от 15.01.1996 г. № 2 (далее — Рекомендации). В соответствии с этимиРекомендациями, к претензионно-исковой работе относятся следующие мероприятия:

  • подготовка, получение и составление документов, необходимых для предъявления и рассмотрения претензий и исков;
  • представление и рассмотрение претензий, подготовка исков;
  • подготовка ответов (отзывов) и заявлений о пересмотре решений, постановлений суда в порядке надзора;
  • защита интересов учреждения при рассмотрении имущественных, преддоговорных и прочих споров в арбитражном и других судах;
  • осуществление организационно-технических мероприятий (регистрация, учет, хранение и отправка претензионно-исковых материалов);
  • обеспечение контроля по претензионно-исковому производству;
  • рассмотрение, анализ, обобщение результатов претензионно-исковой работы;
  • подготовка выводов, предложений по улучшению претензионно-исковой работы.

С этой целью в учреждениях, организациях, государственных предприятиях должен быть утвержден внутренний порядок ведения претензионно-исковой работы, а также положение о юридической службе, должностные инструкции работников, и предусмотрены в данных документах соответствующие обязанности по проведению претензионно-исковой работы, осуществлению контроля за такой работой, за выполнением хозяйственных договоров и т.д. (письмо ГлавКРУ от 01.03.2011 г. № 25-18/287). Ведь когда возникнет вопрос о признании безнадежной дебиторской задолженности и ее списании, понадобится письменное подтверждение фактов проведения претензионно-исковой работы.

Выявление безнадежной дебиторской задолженности

Бюджетные учреждения обязаны проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами — не реже двух раз в год, расчетов в порядке плановых платежей и по депонентам — не реже раза в месяц (пп. 1.5.15 Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.1998 г. № 90 (далее — Инструкция № 90). Органы Казначейства рекомендуют проводить инвентаризацию чаще — раз в квартал перед подачей квартальной отчетности.

При инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами действуют следующим образом:

1) дебиторам и кредиторам высылают акты сверки по расчетам по состоянию на дату проведения инвентаризации;

2) они обязаны в течение 10 дней со дня получения данных актов подтвердить сумму задолженности на указанную дату или заявить свои возражения;

3) полученные акты сверки передают инвентаризационной комиссии, ведь подписанные двусторонние акты сверки подтверждают проведение инвентаризации расчетов;

4) далее инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность задолженности; выявляет ту, срок исковой давности которой истек; отражает результаты инвентаризации расчетов в Акте инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (приложение 9 к Инструкции № 90).

В акте инвентаризации указывают наименование субсчетов и суммы выявленной несогласованной задолженности на них, а также суммы безнадежных долгов, дебиторской и кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек (п. 11.3 Инструкции № 90).

К акту прилагают Справку (приложение 10 к Инструкции № 90), составленную в разрезе синтетических счетов бухучета, в которой приводят наименование и адреса дебиторов и кредиторов, сумму задолженности и указывают, с какого времени, за что, на основании каких документов ее учитывают. По суммам дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, в Справке указываются лица, виновные в пропуске данных сроков (абз. 1 п. 11.5Инструкции № 90).

Таким образом, инвентаризационная комиссия должна не только зафиксировать факт наличия просроченной дебиторской задолженности, но и указать проведенные мероприятия по ее погашению. Если были обнаружены дебиторы и кредиторы, которых не существует на данный момент и у которых нет правопреемников, желательно иметь подтверждение данных фактов. Поэтому работники бухгалтерии и юристы должны предоставить инвентаризационной комиссии копии присланных писем дебиторам с просьбой вернуть задолженность или погасить ее путем поставки товаров (предоставления услуг, выполнения работ), прочие документы, подтверждающие ведение претензионно-исковой работы.

Списание безнадежной задолженности

Определение сумм дебиторской задолженности, подлежащих списанию, осуществляется согласно Инструкции № 90 и Порядка № 372. А списание проводится в соответствии с Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенной в приложении 2 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — Типовая корреспонденция № 611).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, и которая является безнадежной к взысканию, списывается по результатам инвентаризации расчетов на основании решения руководителя учреждения с отражением изменения результата выполнения сметы.

При этом тщательно следует проверить и отра­зить в Справке суммы дебиторской задолженности, списанные с баланса вследствие неплатежеспособности ответчика и невозможности обращения взыскания на его имущество:

  • обоснованность списания данной задолженности;
  • правильность учета списанной задолженности вне баланса;
  • осуществление надзора за возможностью ее удержания в случаях изменения имущественного состояния должников.

Списание долга вследствие неплатежеспособности должника не является основанием для отмены задолженности. Задолженность следует отражать вне баланса не менее 5 лет со времени списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состояния должника (абз. 3 п. 11.5 Инструкции № 90).

Обратите внимание!

В соответствии с абз. 3 п. 5 Порядка № 372, безнадежная дебиторская задолженность учитывается на соответствующем внебалансовом счете в течение 3 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания.

О 3-летнем сроке говорится и в Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — План счетов № 611).

Для этого в Плане счетов № 611 предусмотрен внебалансовый субсчет 071 «Списанная дебиторская задолженность».

Проиллюстрируем на ситуациях.

Ситуация 3

На балансе бюджетного учреждения имеется просроченная дебиторская задолженность по специальному фонду на субсчете 364 в сумме 2400 грн (предоплата за канцелярские принадлежности, бумагу и картриджи), которая признана безнадежной в связи с тем, что должник прекратил свою деятельность как юрлицо.

По решению руководителя, дебиторская задолженность списана и в бухгалтерском учете отражена проводками: Дт 432 Кт 364.

Четко следуя предписаниям абз. 2 п. 3.5 Порядка № 372 и Плана счетов № 611, сумму списанной дебиторской задолженности следует учитывать в течение 3 лет на внебалансовомсчете 071, правда, непонятно, зачем, ведь возможности взыскать ее не будет.

Ситуация 4

На балансе бюджетного учреждения числится дебиторская задолженность по общему фонду на субсчете 361 в сумме 5600 грн (предоплата за медикаменты), срок исковой давности которой истек.

Руководителем бюджетного учреждения было принято решение о списании дебиторской задолженности с учетом проведения претензионно-исковой работы. Списание такой задолженности в бухгалтерском учете отражается проводками: Дт 431 Кт 361. В то же время ееберут на учет по дебету субсчета 071 и наблюдают за возможностью ее взыскать в случае изменения имущественного состояния должника.

Рассмотрим еще одну интересную ситуацию, возникшую во время ревизии.

Ситуация 5

При проверке коммунального предприятия органом Госфининспекции было обнаружено, что на субсчете 377 числится дебиторская задолженность ОАО «Киевводоканал» (образовавшаяся в декабре 2006 года) и АО «Киевэнерго» (образовавшаяся в марте 2007 года). Ревизорами было предъявлено требование о взыскании причиненных убытков с должников в пользу коммунального предприятия.

В данном случае Госфининспекция обратилась в суд с иском о взыскании убытков в пользу коммунального предприятия. Во время судебного разбирательства коммунальное предприятие предоставило доказательства, что оно обращалось в суд в 2010 году с целью взыскания с должников дебиторской задолженности, но ему было отказано из-за пропуска сроков обращения в суд. На момент судебного разбирательства по иску Госфининспекции дебиторская задолженность была списана с баланса как безнадежная. В результате суд отказал в удовлетворении иска Госфининспекции (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 01.07.2013 г. № 826/9210/13-а).

Поэтому, даже если бюджетное учреждение обратится с иском в суд о взыскании дебиторской задолженности и получит отказ в связи с пропуском срока исковой давности, данный факт все равно будет свидетельствовать о факте проведения ею претензионно-исковой работы.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

шеф-редактор
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Порядок отражения в учете просроченной дебиторской задолженности

Форматы для скачиванияDOCX 19 КБ

Источники и материалы: Инструкции Минфина России № 162н, № 174н, № 183н.

Как списать с баланса безнадежную дебиторскую задолженность

Сумму нереальной к взысканию задолженности спишите на финансовый результат текущего года (п. 120 Инструкции № 162н, п. 152–153 Инструкции № 174н, п. 180–181 Инструкции № 183н). Списывать задолженность нужно со всех счетов, по которым числится задолженность. И даже если учреждение в свое время не отразило перевод задолженности со счетов 206.00, 208.00 на счет 209.30, то задолженность списывайте и с них (ведь в инструкциях есть такая корреспонденция). Но будьте готовы при проверке обосновать причины списания задолженности с этих счетов, без предварительного отражения на счете 209.30. А чтобы избежать объяснений, еще раз советуем все же вовремя переводить эту задолженность на счет 209.

Важно!!!! В бухгалтерском учете задолженность нужно списывать два раза: сначала с балансового учета, а потом с забаланса.

Списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение определенного периода. Такие правила предусмотрены в пункте 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Аналитический учет по забалансовому счету 04 ведите в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051):

  • в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов;
  • по дебиторам (должникам) – с указанием полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Такой порядок изложен в пункте 340 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения в учете операций по списанию с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов в учете бюджетных учреждений:

Списание нереальной к взысканию задолженности отразите на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) следующими проводками.

Дебет счета

Кредит счета

В части задолженности по доходам<4>:

Списана нереальная к взысканию задолженность по доходам от реализации товаров, готовой продукции, работ и услуг с одновременным принятием ее на забаланс

Увеличение забалансового счета 04

Списана нереальная к взысканию задолженность по доходам от реализации имущества (кроме товаров и готовой продукции) с одновременным принятием ее на забаланс

Увеличение забалансового счета 04

Списана нереальная к взысканию задолженность по займам, ссудам с одновременным принятием ее на забаланс<5>

Увеличение забалансового счета 04

В части задолженности по расходам<4>:

Списана нереальная к взысканию задолженность по выданным авансам с одновременным принятием ее на забаланс

Увеличение забалансового счета 04

Списана нереальная к взысканию задолженность подотчетных лиц с одновременным принятием ее на забаланс

Увеличение забалансового счета 04

В части задолженности по ущербу и иным доходам<4>:

Списана задолженность по ущербу имуществу в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным с одновременным принятием ее на забаланс

Увеличение забалансового счета 04

Списана задолженность в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным по недостачам (с одновременным принятием ее на забаланс):

– денежных средств;

Увеличение забалансового счета 04

– иных финансовых активов (в т. ч. денежных документов)

Увеличение забалансового счета 04

Списана нереальная к взысканию задолженность по компенсации затрат с одновременным принятием ее на забаланс

Увеличение забалансового счета 04

Списана нереальная к взысканию задолженность по суммам принудительного изъятия с одновременным принятием ее на забаланс

Увеличение забалансового счета 04

Списана нереальная к взысканию задолженность по иным доходам с одновременным принятием ее на забаланс

Увеличение забалансового счета 04

Х – аналитический код вида синтетического счета объекта учета.

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<4> Если должник ликвидирован или умер, то отражать задолженность на счете 04 не нужно.

<5> Минфин России придерживается мнения о неправомерности предоставления бюджетными учреждениями займов.

Бюджетному учреждению на лицевой счет поступает возврат дебиторской задолженности прошлых лет. Данная задолженность учитывается на счете 206 в рамках субсидии на выполнение госзадания.
Какими бухгалтерскими записями отразить данные операции? Какой код видов расходов бюджета необходимо указать при применении статьи 510 КОСГУ?

24 апреля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операция по возврату контрагентом дебиторской задолженности прошлых лет по расходам в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается по статье 510 «Поступления на счета» КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации по счетам аналитического учета счета 0 201 11 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства» в 1-17 разрядах номера счета отражаются нули, в 15-17 разрядах номера счета бухгалтерского учета соответствующего аналитического счета счета 0 206 00 000 указывается код видов расходов бюджета, по забалансовому счету 17 в зависимости от порядка отражения данных операций, установленного учредителем, указывается код вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступления на счета бюджетов» или КВР, по которому ранее были проведены расходы.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, поступления государственных (муниципальных) бюджетных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам отражаются по статье 510 «Поступления на счета» КОСГУ.
Бухгалтерские записи для отражения возврата ранее произведенных авансовых платежей прямо предусмотрены п. 98 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
В соответствии с п.п. 365, 367 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются с применением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств».
В соответствии с п.п. 21.1, 21.2 Инструкции N 157н, п. 2.1 Инструкции N 174н при ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах утвержденного в рамках формирования учетной политики Рабочего плана счетов, содержащих в структуре номера счета:
— в 1-4 разрядах — код раздела, код подраздела расходов бюджета;
— в 5-14 разрядах — нули, если иное не установлено учетной политикой субъекта учета;
— в 15-17 разрядах — аналитический код вида поступлений или аналитический код вида выбытий, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).
При этом по счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в 1-17 разрядах номера счета отражаются нули.
В то же время в рассматриваемой ситуации в 15-17 разрядах номера счета бухгалтерского учета соответствующего аналитического счета счета 0 206 00 000 указывается код видов расходов бюджета, по которому ранее были произведены расходы.
Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений не предусмотрено формирование по забалансовым счетам 26-значного кода счета, как это предусмотрено для балансовых счетов. Вместе с тем ведение дополнительных аналитических разрезов по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств», аналогичных по своей сути 1-4, 15-17, 24-26 разрядам номеров балансовых счетов, обусловлено требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н), в соответствии с положениями которой бюджетное учреждение составляет бухгалтерскую отчетность. Порядок и способ ведения таких аналитических разрезов может быть урегулирован положениями учетной политики учреждения (п. 6 Инструкции N 157н).
В соответствии с абзацем 8 п. 44 Инструкции N 33н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат отражению в строке 591 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737), далее — Отчет (ф. 0503737), с последующей детализацией показателей в разрезе кодов аналитики в строках, формирующих показатель строки 950 раздела «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» Отчета (ф. 0503737). Причем в строке 951 раздела 4 Отчета (ф. 0503737) отражается код аналитики 510 (письмо Минфина России от 20.12.2017 N 02-07-10/85225). Следовательно, операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по счету 17 с указанием кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступления на счета бюджетов».
В то же время помимо кода 510 возврат дебиторской задолженности прошлых лет может быть отражен на забалансовом счете 17 в разрезе иных аналитических составляющих, необходимых для раскрытия информации в отчетности, например, по тому КВР, по которому ранее были проведены расходы. Данный порядок отражения рассматриваемых операций может быть установлен учредителем бюджетного учреждения. В таком случае в строке 951 раздела 4 Отчета (ф. 0503737) отражается код аналитики в виде КВР, по которому ранее были проведены расходы.
Таким образом, операции по поступлению сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет бюджетного учреждения отражаются бухгалтерской записью:
Дебет 00000000000000000 4 201 11 510 (увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510 (КВР ХХХ), КОСГУ 510) Кредит ХХХХ0000000000ХХХ 4 206 ХХ 660.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Дебиторская задолженность в 2020 году бюджетном учреждении

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Дебиторская задолженность в 2020 году бюджетном учреждении». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К нам в редакцию часто поступают вопросы, связанные с учетом безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей. Результаты инвентаризации расчетов оформляются в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

Порядок Списания Дебиторской Задолженности Казенное Учреждение 2020 Год

В этой статье дадим ответы на самые основные из них. Рассмотрим, какими проводками отражается в бухгалтерском учете операция по списанию задолженности и как сумма учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Обязательство, не выполненное в разумный срок, как и обязательство, срок выполнения которого определен моментом востребования, должник обязан выполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его выполнении, если обязанность выполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Списание безнадежной задолженности

При личной подаче искового заявления в суд срок исковой давности прерывается в день, в который исковое заявление поступило в суд. Если исковое заявление пересылается по почте, то срок исковой давности прерывается с даты, указанной на почтовом штемпеле отделения связи.

Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленные бюджетному учреждению в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет

Бюджетное учреждение спорта в конце 2020 года перечислило контрагенту (коммерческой организации) аванс за услуги связи (подстатья 221 КОСГУ) за декабрь в сумме 5400руб. по КВФО 4. С 01.01.2020 с этим контрагентом заключили новый договор, прежний договор перестал действовать 31.12.2020. По состоянию на 01.01.2020 по данному контрагенту на счете 420621564 возникла дебиторская задолженность в сумме 5400руб. В январе поступил акт об оказанных услугах связи за декабрь в сумме 5051,72руб. В феврале 2020 года контрагент перечислил учреждению возврат излишне уплаченного аванса в сумме 348,28руб. Может ли учреждение расходовать эти средства? Надо ли вносить изменения в план ФХД на 2020 год? Какие бухгалтерские проводки нужно сделать при поступлении на лицевой счет указанной суммы? Как отразить операции в бухгалтерской отчетности?

Как учреждению отразить возврат дебиторской задолженности

Согласно п. 66.4.1 Порядка № 132н поступления государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным им расходам относятся на статью аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510.

Списание учреждением дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского, бюджетного законодательства, а также законодательства о бухгалтерском учете. ГК установлены следующие основания признания дебиторской задолженности безнадежной:

69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены, являются просроченной кредиторской (дебиторской) задолженностью. Другими словами, просроченной признается кредиторская (дебиторская) задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором (контрактом), законами, иными нормативными актами, возникшая при расчетах с: — поставщиками и подрядчиками (исполнителями) за поступившие материальные ценности, выполненные работы (оказанные услуги); — сторонними организациями и физическими лицами авансовыми платежами по договорам; — арендодателями за арендуемое имущество; — работниками по начисленным, но невыплаченным суммам заработной платы и иных причитающихся выплат; — бюджетами

Cписание дебиторской и кредиторской задолженности в бюджетном учреждении 2020 год

Она может появиться вследствие невыполнения договорных обязательств, излишней выдачи денежных сумм подотчет, обнаружения недостач, хищений имущества и денежных средств, излишне уплаченных налогов, сборов и пеней и т.

Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (утверждены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н) либо по соответствующей строке формы плана ФХД, утвержденной учредителем.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет проводки 2020 в казенном учреждении

Расчеты с контрагентами и подотчетниками зачастую осуществляются в счет предстоящих поставок товаров или оказания услуг, выполнения работ. Дебиторские обязательства – это денежные или имущественные требования предприятия к лицам-должникам.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет проводки 2020 в казенном учреждении таблица

Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н, следует, что поступившие на счет по учету средств учреждения суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у учреждения, учитываются на соответствующих лицевых счетах, открытых ему в органе Федерального казначейства, как восстановление кассовых выплат с отражением по тем же кодам КОСГУ (кодам КОСГУ и кодам субсидии), по которым была произведена кассовая выплата.

В соответствии с пунктом 54 СГС «Доходы» доходы будущих периодов от субсидий на выполнение госзадания признаются в бухгалтерском учете в составе доходов от реализации текущего отчетного периода по мере исполнения госзадания. Напомним, что ранее правила учета субсидии предполагали начисление дохода в соответствии с графиком выделения субсидии.

Особенности учета субсидий бюджетными и — автономными учреждениями в — 2020 году

Бюджетное учреждение в январе 2020 года заключило соглашение о выделении субсидии на 2020 год в сумме 40 млн рублей. График выделения субсидии предполагает ежеквартальное перечисление по ¼ суммы субсидии 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября.

Изменения в начислении доходов от субсидии на госзадание

Методические указания по применению Порядка № 209н, доведенные письмом Минфина России от 29 июня 2020 г. № 02-05-10/45153, под поступлениями, перечислениями капитального характера предполагают поступления, перечисления, направленные на осуществление получателями:

Внесение в ведомственный приказ об утверждении учетной политики учреждения позиции «Организация аналитического учета информации о структуре дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета» для раскрытия в бюджетной отчетности информации о дебиторской задолженности

Организация работы по взысканию в судебном порядке сумм просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета с контрагентов (с установлением сроков, критериев, размеров для обязательного направления искового заявления на взыскании задолженности в суд)

ПРИКАЗ

Финансовые подразделения федеральных казенных и федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Росархиву, финансово-экономический отдел Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Росархива

Списание учреждением дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского, бюджетного законодательства, а также законодательства о бухгалтерском учете. ГК установлены следующие основания признания дебиторской задолженности безнадежной:

69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены, являются просроченной кредиторской (дебиторской) задолженностью. Другими словами, просроченной признается кредиторская (дебиторская) задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором (контрактом), законами, иными нормативными актами, возникшая при расчетах с: — поставщиками и подрядчиками (исполнителями) за поступившие материальные ценности, выполненные работы (оказанные услуги); — сторонними организациями и физическими лицами авансовыми платежами по договорам; — арендодателями за арендуемое имущество; — работниками по начисленным, но невыплаченным суммам заработной платы и иных причитающихся выплат; — бюджетами

69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены, являются просроченной кредиторской (дебиторской) задолженностью.

Федерального закона № 255-ФЗ, срок возмещения денежных средств на выплату страхового обеспечения – в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов, предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет в казенном учреждении 2020

В деятельности учреждений могут возникать ситуации, связанные с невыполнением договорных обязанностей по поставке нефинансовых активов поставщиками под уплаченный ранее аванс, задолженностью подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, не возвращенные в срок, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и др. Иными словами, в этом случае в учете учреждения возникает дебиторская задолженность.

Переплата налога на имущество за прошлый год

На основании п. 132 Инструкции № 174н операции по поступлению денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения, средств от государственных внебюджетных фондов в погашение их текущей задолженности по расчетам на обязательное социальное страхование отражаются так:

О порядке списания безнадежных долгов за счет резервов, а также долгов, не покрытых резервами, БУХ.1С рассказали эксперты 1С. Дебиторской задолженностью считается сумма всех долгов, причитающихся организации со стороны других юридических и физических лиц. Соответ­ственно, должники организации являются ее дебиторами.

Если бухгалтер оформил неправильную проводку или излишне начислил какие-либо суммы – исправления вносите способом «красное сторно», если не доначислил – дополнительной бухгалтерской записью. Об этом сказано в пункте 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. При этом специалисты контролирующих ведомств указывают на то, что единого подхода к исправлению ошибок нет, и рекомендуют вносить корректировку следующим образом: если исправительная операция – это доначисление расходов, исправьте ошибку за счет расходов текущего периода.

Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Помимо этого, при признании человека должником, неспособным расплачиваться деньгами, количество обязанности способно перечисляться руководителям на счета организаций или в сферу бюджета.Возвращение задолженности происходит в такой ситуации:Количество возвращения долга дебитора предыдущего периода подлежит перечислению

В рассматриваемой ситуации учреждение не наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, а осуществляет отдельные полномочия администратора доходов по начислению соответствующих поступлений. Согласно п.п. 262, 276 Инструкции N 157н для учета расчетов между администратором доходов (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, применяются счета:

В бюджетном учете операции по рассматриваемой переплате отражаются обособленно дополнительными бухгалтерскими записями по исправлению ошибок прошлых лет с раскрытием информации об указанных операциях в пояснительной записке (ф.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет в казенном учреждении 2020г

По результатам сверки казенного учреждения с ИФНС обнаружена переплата налога на имущество за прошлый год. Годовая отчетность уже сдана. Какие документы следует оформить для возврата налога? Как отразить в бюджетном учете операции по возмещению налоговой инспекцией переплаты налога напрямую в доход бюджета?

Организация работы по взысканию в судебном порядке сумм просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета с контрагентов (с установлением сроков, критериев, размеров для обязательного направления искового заявления на взыскании задолженности в суд)

Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты) Федерального архивного агентства по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в 2020 году

Финансовые подразделения федеральных казенных и федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Росархиву, финансово-экономический отдел Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Росархива

Мероприятия, направленные на предупреждение образования дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, с учетом действующих норм бюджетного законодательства Российской Федерации

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *