Чек лист проверки

Содержание

Бюджетные учреждения подвергаются усиленному контролю со стороны различных органов. В нашу редакцию часто поступают обращения от читателей с просьбой разъяснить порядок взаимодействия с контролирующими органами в ходе проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности. В статье мы рассмотрим следующие вопросы: как узнать о проведении проверки заранее, какие документы нужно представлять проверяющим, как необходимо с ними взаимодействовать, чтобы по возможности устранить выявленные нарушения в ходе проведения проверки.

Можно ли узнать о проведении проверки заранее?

Все контрольные мероприятия подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Утвержденный руководителем органа государственного (муниципального) контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в Интернете либо иным доступным способом.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Кроме того, следует учитывать, что в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, указанные органы направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры, которые, в свою очередь, в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ей ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Согласно п. 7 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте в Интернете в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Таким образом, узнать о проводимой проверке заранее можно посмотрев информацию на сайте интересующего контрольного органа, либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, на основании п. 12 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц контрольный орган обязан уведомить проверяемую организацию о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае проведения внеплановой проверки указанное уведомление осуществляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Вместе с тем следует учитывать, что предварительное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц, не осуществляется.

В то же время необходимо учитывать, что положения Закона о защите прав юридических лиц при осуществлении отдельных видов контроля, поименованных в ст. 1 данного закона не подлежат применению. Например, в соответствии с пп. 3 п. 3.1 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц не применяются нормы данного закона при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Из чего следует, что требования указанного закона об уведомлении о начале проверки не распространяются на органы государственного (муниципального) финансового контроля. При этом контрольные мероприятия этими органами осуществляются также в соответствии с утвержденным Планом контрольной работы. Чаще всего утвержденные планы размещаются на официальных сайтах органов государственного (муниципального) финансового контроля. Так, например, с планом деятельности Росфиннадзора на 2015 год можно ознакомиться здесь: http://rosfinnadzor.ru/work/plan/.

Следовательно, информацию о планах проведения в отношении вашего учреждения проверки вы можете посмотреть либо на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, либо на сайтах контрольных органов.

Что нужно сделать в первую очередь?

Итак, вы узнали о приходе ревизоров заранее, и из планов узнали о теме предстоящего контрольного мероприятия. Исходя из заявленной темы целесообразно назначить внутреннюю проверку тех вопросов, которые будут проверять контрольные органы. В ходе проверки можно будет устранить мелкие оплошности, допущенные работниками, либо начать работу по устранению более крупных нарушений.

Нет, мы не утверждаем, что это нужно делать обязательно, ведь некоторые вопросы и так уже могут быть проверены, например, в рамках мероприятий по внутреннему контролю. Напомним, что в соответствии со ст. 19 Закона о бухгалтерском учете государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны самостоятельно организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности;
  • соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Порядок осуществления внутреннего контроля должен быть закреплен в учетной политике учреждения.

Как разместить ревизоров?

Помимо проведения самостоятельной проверки, необходимо задуматься и том, где разместить ревизоров, в том случае если проверка будет проводиться на территории проверяемого учреждения. На самом деле этот вопрос не так прост, как кажется, ведь иногда объем запрашиваемых ревизорами документов бывает настолько велик, что их возят на тележках, и таскать большие объемы, например с этажа на этаж, достаточно тяжело и занимает много времени. Кроме того, у некоторых органов существуют и специальные требования к помещениям.

Так, например, в силу п. 5.14.9 Положения о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 № 89н (далее – Положение № 89н), руководители проверяемых организаций обязаны создавать надлежащие условия сотрудникам территориальных органов Росфиннадзора для проведения контрольных мероприятий, а именно: предоставить необходимые помещения, оргтехнику, услуги связи, транспорта, канцелярские принадлежности, а также обеспечить работу по делопроизводству.

Таким образом, проверяемому учреждению следует разместить проверяющих в отдельном помещении и исходя из имеющихся возможностей обеспечить их необходимой оргтехникой, телефонной связью, канцелярскими принадлежностями. Также целесообразно размещать ревизоров недалеко от проверяемых служб учреждения. Кроме того, если имущество проверяемой организации находится в нескольких местах (имеются несколько расположенных удаленно друг от друга зданий, гаражей, земельных участков) – обеспечить доставку проверяющих до данных объектов транспортом учреждения.

Какие документы должны представить проверяющие?

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о защите прав юридических лиц контрольные мероприятия осуществляются на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного (муниципального) контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

  • наименование контрольного органа;
  • Ф. И. О., должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование проверяемого учреждения, место его нахождения (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений);
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов по осуществлению государственного (муниципального) контроля (надзора);
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенные печатью копии распоряжения о проведении контрольного мероприятия вручаются под подпись должностными лицами проверяемого учреждения одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию проверяемого учреждения должностные лица контрольного органа обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

Что же касается других органов, на которые положения Закона о защите прав юридических лиц не распространяются, то чаще всего их регламенты по проведению контрольных мероприятий содержат аналогичные нормы. Так, например, в соответствии с п. 58 Административного регламента № 18н по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о проведении проверки члены ревизионный группы должны иметь доступ на территорию или в помещение проверяемой организации. Кроме того, отметим, что при необходимости проверки сведений, составляющих государственную тайну, участники ревизионной группы должны иметь соответствующие справки о допуске и предписания на выполнение заданий.

В каких случаях выездная проверка может быть приостановлена?

Проведение выездной проверки (ревизии) может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы:

  • на период проведения встречной проверки и (или) обследования;
  • при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у объекта контроля – на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения выездной проверки (ревизии), а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
  • на период организации и проведения экспертиз;
  • на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы, в том числе в органы государств – членов Таможенного союза или иностранных государств;
  • в случае непредставления объектом контроля информации, документов и материалов, и (или) представления неполного комплекта истребуемых информации, документов и материалов, и (или) воспрепятствования проведению контрольного мероприятия, и (или) уклонения от его проведения;
  • при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля.

Решение о приостановлении (возобновлении) проведения контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа). Копия решения направляется в адрес объекта контроля. На время приостановления проведения выездной проверки (ревизии) течение ее срока прерывается.

Руководителю проверяемого учреждения необходимо внимательно ознакомиться с представленными документами, проверить наличие в них всех необходимых реквизитов.

Какие документы следует представлять проверяющим?

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц в процессе проведения документарной проверки должностными лицами контрольного органа в первую очередь рассматриваются документы проверяемого учреждения, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8Закона о защите прав юридических лиц, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении учреждения контроля (надзора).

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение проверяемым учреждением обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, такой орган направляет в адрес проверяемого учреждения мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контрольного органа о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

Согласно ч. 5 ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемое учреждение обязано направить в контрольный орган указанные в запросе документы.

При проведении проверки контрольный орган не вправе требовать у проверяемого учреждения сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов контроля (надзора).

Отметим, что непредставление запрашиваемых сведений является административным правонарушением, ответственность за совершение которых установлена ст. 19.7 – 19.7.11 КоАП РФ.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

В силу ч. 5 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц руководитель, иное должностное лицо проверяемого учреждения обязаны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию учреждения, в используемые здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Что же касается других органов, то, например, согласно п. 10 Правил № 1092 должностные лица Росфиннадзора имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий. Отметим, что указанные запросы, акты проверок и ревизий, заключения, подготовленные по результатам проведенных обследований, представления и предписания вручаются представителю объекта контроля либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе, исчисляется с даты получения запроса и составляет не менее трех рабочих дней. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами контроля;

при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

  • проводить экспертизы, необходимые при проведении контрольных мероприятий, и (или) привлекать независимых экспертов для проведения таких экспертиз;
  • выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом;
  • осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ;
  • обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Главное, о чем следует помнить проверяемым, – проверяющим следует представлять только те документы, которые они просят. При этом, в случае, когда ревизоры находятся на проверке в учреждении, возможны два пути взаимодействия с ревизорами: передавать документы по письменному запросу и под подпись (составляя при этом опись представляемых документов в произвольном виде в двух экземплярах) либо передавать документы по устной просьбе.

Как ознакомиться с результатами проверки?

В силу ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц по результатам проверки должностными лицами контрольного органа составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого учреждения, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу проверяемого учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контрольного органа.

Необходимо отметить, что примерно аналогичные нормы установлены и в нормативных актах других контрольных органов.

Заметим, что ни нормы Закона о защите прав юридических лиц, ни документы, регламентирующие проверки других органов не предполагают предварительного ознакомления проверяемого учреждения с результатами проверки до подписания акта.

Что делать в случае несогласия с выводами?

По общему правилу оспорить указанные выводы можно либо в вышестоящем органе (у вышестоящего должностного лица), либо в суде. Досудебный порядок обжалования не всегда приводит к желаемым результатам, и у учреждений остается право на обращение в суд. Право государственных (муниципальных) учреждений на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) контрольных органов закреплено в ст. 46 Конституции РФ.

В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную) перед своей подписью.

Согласно ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц проверяемое учреждение в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Причем свои замечания можно оформить, например, в виде таблицы, где в левой части будут указаны выводы проверяющих, а в правой – позиция учреждения.

* * *

Итак, как мы с вами выяснили, о проведении плановой проверки можно узнать заранее и тщательно подготовиться к ее проведению. Если вы не согласны с выводами, указанными в акте, не бойтесь их оспаривать, так как ревизоры тоже люди, могут как ошибаться, так и заблуждаться.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Административный регламент исполнения Росфиннадзором государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утв. Приказом Минфина РФ от 20.03.2014 № 18н.

Правила осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092.

Источник: Журнал «Бюджетные организации бухгалтерский учет и налогообложение»

Контрольные закупки: особенности проведения, права проверяющих и проверяемых

Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки, которую надзорные органы проводят без предупреждения.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель узнают о ней только тогда, когда контрольная закупка уже состоялась. С контрольной закупкой к предпринимателю может прийти налоговая инспекция, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование, Росздравнадзор — каждый надзорный орган проверяет свою сферу.

На примере контрольной закупки Роспотребнадзора расскажем, когда проводится контрольная закупка, как она проходит, какие права есть у инспектора и проверяемого юридического лица или ИП.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора проводятся контрольные закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ИП) обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Проверить могут любую компанию или ИП, который что-то продает, оказывает услуги или выполняет работы. Инспектор может прийти в магазин как обычный покупатель, заказать букет по телефону или через интернет. И неважно, какой у вас бизнес: сеть супермаркетов, одиночная парикмахерская или интернет-магазин компьютерной техники.

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398 утверждены Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) (далее — Правила).

Правила определяют требования к проведению мероприятия по контролю, в ходе которого надзорным органом будут осуществляться действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, ИП обязательных санитарных или технических требований в ходе своей финансово-хозяйственной деятельности.

В чем необходимость упорядочивания такого метода, как контрольная закупка, в ходе осуществления надзорных мероприятий? Напомним, что санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется для контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и проводится в плановом и внеплановом порядке.

КОГДА БУДУТ ПРОВОДИТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ

Роспотребнадзор принимает решение о проведении контрольной закупки, если оценить соблюдение требований, установленных федеральными законами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям, можно только в рамках проведения контрольной закупки.

Например, Иван Иванович Иванов купил в супермаркете дорогостоящий ром. Дома, попробовав напиток, понял, что купил контрафакт, кроме того, отравился некачественным алкоголем. Как Ивану Ивановичу вернуть деньги и призвать супермаркет к ответственности? Продавцы в магазине разводят руками и говорят, что «это вы купили не у нас, ничего не знаем». Да, у Иванова есть чек, там указано торговое наименование, время покупки, но нет прямых доказательств, что продукция некачественная. Любой качественный товар может быть заменен контрафактным, если у товара нет серийного номера, который дублируется в кассовом или товарном чеке.

Теперь Иван Иванович может обратиться в управление Роспотребнадзора с жалобой на факт продажи некачественного товара.

Сотрудники Роспотребнадзора под видом покупателей приобретут продукцию, и если она будет некачественной, смогут сразу же организовать и провести внеплановую проверку. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения обязательных требований, то сразу же можно принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ

Порядок проведения контрольной закупки:

Шаг 1. Представление о проведении контрольной закупки

Уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора; далее — инспектор) вносит руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора) мотивированное представление (письмо-предложение) о проведении контрольной закупки, обосновывает ее основания (например, проведение контрольной закупки с целью исследования продукта на соответствие техническому регламенту).

Шаг 2. Издание приказа о контрольной закупке

Если руководитель или заместитель руководителя надзорного органа согласен с основаниями, указанными в представлении, он принимает решение о проведении контрольной закупки, издается приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться только на основании приказа (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля о проведении контрольной закупки.

В приказе о контрольной закупке должна быть следующая информация (п. 8 Правил):

  • наименование органа государственного контроля, а также вид государственного контроля, в рамках которого проводится контрольная закупка;
  • фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольной закупки;
  • наименование юридического лица или ФИО ИП, в отношении которых проводится контрольная закупка. Место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, где непосредственно планируется проводить контрольную закупку.
  • при проведении дистанционной контрольной закупки в приказ о проведении контрольной закупки включается информация, позволяющая идентифицировать место проведения контрольной закупки (почтовый адрес, номер телефона, факса, адрес сайта, адрес электронной почты и (или) иная информация, название интернет магазина, адрес интернет-страницы);
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, номер записи об аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у органа государственного контроля (надзора) указанной информации);
  • основание проведения контрольной закупки;
  • сведения о товарах (работах, услугах), подлежащих приобретению в ходе контрольной закупки, способах их закупки и оплаты;
  • дату проведения контрольной закупки;
  • сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи в ходе контрольной закупки (особенно для дистанционной закупки);
  • сведения о согласовании проведения контрольной закупки с органами прокуратуры либо об извещении органов прокуратуры о ее проведении (с указанием даты и номера письма о согласовании либо извещения);
  • если контрольная закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, они подлежат описи с указанием номеров банкнот;
  • если контрольная закупка проводится путем безналичных расчетов, в приказ о проведении контрольной закупки включаются сведения об используемом способе безналичного расчета, а также о способе идентификации средства платежа (номер карты).

Шаг 3. Покупка товара или услуги

На основании приказа сотрудник Роспотребнадзора проводит закупку — под видом покупателя приобретает товар или услугу.

Сотрудник Роспотребнадзора, если у него есть приказ о проведении контрольной закупки, вправе:

  • выбирать товар (работы, услуги) самостоятельно либо с привлечением работника (представителя) юридического лица, индивидуального предпринимателя или его работника (представителя);
  • подписывать документы, а также совершать иные действия, необходимые для приобретения товаров (работ, услуг);
  • запрашивать документы и (или) информацию о товаре (работе, услуге), представление которых потребителю предусмотрено законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей (например, сертификат соответствия и пр.);
  • в необходимых случаях использовать средства фото- и киносъемки, а также видеозаписи как необходимый элемент подтверждения факта продажи, особенно в тех случаях, когда продукт будет приобретаться с целью исследования на соответствие техническому регламенту и пр. или при дистанционной закупке.

Шаг 4. Сообщение о том, что контрольная закупка состоялась, составление акта о контрольной закупке

После завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки или если товар приобретался с целью проведения лабораторного исследования) сотрудник Роспотребнадзора:

  • объявляет о проведении контрольной закупки;
  • предъявляет служебное удостоверение, приказ о проведении контрольной закупки и передает представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю копию приказа о проведении контрольной закупки.

Затем составляется акт о контрольной закупке. Руководитель юридического лица или ИП, продавец магазина (или иной представитель юридического лица или ИП) должны написать в акте о проведении контрольной закупки, что ознакомились с приказом.

Если представитель юридического лица или ИП отказывается от ознакомления с приказом или от получения копии приказа, в акт вносятся сведения об этом.

Обратите внимание!

Акт о проведении контрольной закупки должен быть составлен не позднее чем через 3 часа после завершения контрольной закупки, а в случае проведения дистанционной контрольной закупки — не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

В акте о контрольной закупке должна быть следующая информация (п. 15 Правил):

  • дата, время и место составления акта о проведении контрольной закупки;
  • название госоргана, который проводит закупку;
  • дата и номер приказа о проведении контрольной закупки;
  • Ф. И. О. и должность инспектора;
  • название юридического лица или Ф. И. О. индивидуального предпринимателя;
  • место, где проводят контрольную закупку. Если инспектор делает закупку по телефону или через интернет — номер телефона или сайт;
  • информация о товарах, работах или услугах, которые купил или заказал проверяющий, способе покупки и оплаты;
  • информация о нарушениях или их отсутствии;
  • подпись продавца о том, что он знаком с приказом о проведении контрольной закупки и получил его копию. Если отказался — отметка об этом;
  • сведения о свидетелях (если они были);
  • сведения о видеозаписи, фотосъемке;
  • подпись инспектора и свидетелей (если они были);
  • подпись продавца. Если не захотел подписывать акт, инспектор это указывает.

К сведению

К акту о проведении контрольной закупки прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.

Акт о проведении контрольной закупки подписывают должностное лицо органа государственного контроля, проводившее контрольную закупку, и свидетели (если они были), а также представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель (его представитель).

Если представитель юридического лица или ИП не согласны с результатами контрольной закупки, акт им надо подписывать с пометкой «с возражениями» или «с замечаниями». Это потребуется для дальнейшего оспаривания результатов закупки.

Смысла вообще не подписывать акт нет — если руководитель или представитель юридического лица или ИП отказываются подписывать акт о проведении контрольной закупки, то в акт о проведении контрольной закупки вносятся сведения об отказе от совершения подписи.

Шаг 5. Возврат товара или передача на исследования

Если проверяющий купил товар и не нашел нарушений, он возвращает этот товар, а продавец отдает ему деньги. Их нужно вернуть так же, как получил — наличкой или на карту. Если товар забрали на экспертизу, возвращать деньги инспектор не будет.

Если инспектор заплатил за услугу или работу и объявил о контрольной закупке до того, как получил результат, деньги нужно вернуть.

Особенности проведения дистанционной контрольной закупки:

  • акт о проведении контрольной закупки составляется после завершения контрольной закупки;
  • объявление о проведении контрольной закупки осуществляется путем направления копии приказа о проведении контрольной закупки и экземпляра акта о проведении контрольной закупки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения контрольной закупки;
  • товар, результаты работы или услуги, как и при обычной контрольной закупке, возвращаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Исключения — товар будет исследоваться на соответствие нормативно-правовым актам;
  • деньги возвращаются путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке, после возврата товара, результатов работы.

Если товар изымается и отправляется на проведение исследований, в акте о проведении контрольной закупки делается соответствующая запись: товары описываются, указывается название продукта, производитель, дата производства, фасовки, вид упаковки и пр.

На исследование товара отводится 1 день.

Приобретенные для последующих исследований товары перевозятся (транспортируются) и хранятся в соответствии с требованиями к перевозке и хранению продукции, установленными соответствующими техническими регламентами Таможенного союза (Евразийского экономического союза), в случае их отсутствия — нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обратите внимание!

Результаты исследований на соответствие нормативно-правовым актам товаров, приобретенных в ходе контрольной закупки, направляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю не позднее следующего рабочего дня после их оформления.

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ИНСПЕКТОР, ЕСЛИ ВЫЯВИТ НАРУШЕНИЯ

Если при контрольной проверке инспектор обнаружит нарушения, он вправе:

1. Назначить внеплановую проверку.

Например, все чаще крупные сетевые магазины удешевляют продукцию, закупая продукты оптом у небольших производителей, при этом разделку и фасовку продуктов производят прямо на территории магазина. Часто это касается мяса, которое упаковано не в заводскую герметичную упаковку, а в лоток, обернутый полиэтиленом. На магазинной упаковке в лучшем случае стоит наименование продукта и дата.

Сотрудник, купивший упаковку мяса под контрольную закупку, видит нарушение требований к товарной этикете. Например, дата на упаковке стоит без уточнения — это дата фасовки или разделки, что важно для определения срока годности. Поэтому сотрудник может провести дополнительную проверку соблюдения обязательных требований юридическим лицом или ИП.

Для этого инспектор инициирует проведение внеплановой выездной проверки по тому же основанию в порядке, установленном Федеральным законом № 296-ФЗ. Он вправе тут же проверить, в каких условиях происходит разделка, как долго хранится мясо и при какой температуре и т. д.

2. Возбудить дело об административном правонарушении.

Если выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении, инспектор примет меры по привлечению лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к административной ответственности, т. е. составит и передаст иск в суд. Суд рассмотрит дело и вынесет решение об административной ответственности. Это может быть штраф или даже решение о приостановке деятельности.

ДЕЙСТВИЯ ПРОВЕРЯЕМЫХ ПРИ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКЕ

Удостоверьтесь, действительно ли к вам пришли представителя надзорного органа.

Проверьте удостоверение и обратите внимание на поведение проверяющих. Если есть сомнения, звоните в госорган, сотрудниками которого они представились.

Проверяйте правильность оформления и соблюдение приказа.

Изучите удостоверение инспектора и приказ о проведении контрольной закупки. Копию приказа инспектор должен отдать продавцу — если он не сделает этого, напомните.

Обратите внимание!

Нарушение любого пункта приказа — повод признать результаты контрольной закупки недействительными и отменить штраф.

Если в приказе написано, что проверку делает Иванов, а пришел Петров, это повод подать возражение. Если в приказе указано, что инспектор должен купить один товар, а он приобрел другой — второй повод. Если в приказе сказано, что контрольную закупку должны провести 20 мая, а инспектор пришел 21 мая — третий повод. Инспектор обязан действовать строго согласно приказу!

Проверьте правильность составления акта.

Нарушение правил оформления акта — еще один повод оспорить результаты контрольной закупки. У каждого надзорного органа свои формы актов, но есть общие требования, которые установлены Правилами.

КАК ОСПОРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ

Если юридическое лицо или ИП не согласны с результатами контрольной закупки, их можно оспорить. Для этого нужно:

1) акт о проведении проверки подписывать с пометкой «с возражениями» или «с замечаниями»;

2) отправить возражения в тот орган, который проводил проверку, в нашем примере — в Роспотребнадзор (в его территориальный филиал, который проводил закупку).

Составьте письмо-возражение в двух экземплярах: один — для госоргана, второй — для себя. В письмо подробно опишите, с чем не согласны, приложите копии документов, которые подтверждают вашу правоту.

Отправьте возражения в течение 15 дней после контрольной закупки (ст. 16 ФЗ №294 ФЗ). Документы можно отнести лично, отправить почтой или электронным письмом. Если выбрали последний вариант — подпишите документы электронной подписью;

4) дождитесь ответа госоргана. Срок зависит от того, кто проводил контрольную закупку.

Если приходили из Роспотребнадзора, ответить на возражение должны в течение 30 дней после того, как получили его.

Если госорган не согласится с возражениями, можно обратиться в вышестоящий орган или в суд. Например, если закупку проводил представитель регионального Роспотребнадзора, можно отправить возражения в федеральный Роспотребнадзор.

См.: Н. В. Лебедева. О контрольных закупках Росздравнадзора. Санэпидемконтроль. Охрана труда. 2019. № 2. С. 8–13.

Или другого надзорного органа, например Росздравнадзора.

См.: А. В. Гусев. Приостановление деятельности предприятия в вопросах и ответах // Санэпидемконтроль. Охрана труда. 2016. № 5. С. 36–43.

Пункт 87 Приказа Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров».

Чек-листы как инструменты самопроверки работодателя

С 1 июля 2018 г. трудовые инспекторы должны проверять всех работодателей по специальным проверочным листам (спискам контрольных вопросов), которые в трудовом ведомстве кратко называют «чек-листы». Используя их, работодатели могут подготовиться к проверке трудовой инспекцией и устранить имеющиеся недочеты в сфере трудовых отношений с работниками. Кроме того, работодатель может добровольно принять решение о проведении внутреннего трудового контроля, руководствуясь специальной методикой, разработанной Рострудом.

Чек-листы утверждены приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее — приказ Роструда № 655). Документ зарегистрирован в Минюсте России 22.01.2018 № 49720, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 24.01.2018 и действует с 04.02.2018.

Предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочный лист (список контрольных вопросов) по конкретной теме.

Таких листов пока утверждено 107, и они охватывают практически все аспекты трудового права, в том числе вопросы охраны труда. Еще 28 проверочных листов находятся в стадии доработки.

Воспользоваться чек-листами могут руководители компаний, специалисты кадровых служб, а также бухгалтеры, которые отвечают за кадровые вопросы.

Структура проверочного листа

Итак, чек-листы — это список критериев (показателей) в тестовой форме.

В общей части каждого такого листа инспектор указывает сведения о проверяющем органе и работодателе, в частности:

  • наименование работодателя (ФИО — для индивидуального предпринимателя);
  • вид деятельности;

  • категория риска деятельности.

В специальной части чек-листа содержится перечень вопросов, отражающих содержание требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении работодателем обязательных требований, составляющих предмет проверки: на эти вопросы отвечает инспектор, причем он обязан строго руководствоваться ими и не выходить за их пределы.

Если требование выполняется, инспектор делает отметку в графе 4 проверочного листа («да»), если не выполняется, отметка ставится в графе 5 («нет»). Если требование не относится к данному работодателю, соответствующая отметка ставится в графе 6.

Категории риска

На основании п. 2 постановления Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» проверочные листы с 1 января 2018 г. должны были применяться при проведении плановых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к категории умеренного риска. Но поскольку приказ Роструда № 655 действует только с 4 февраля 2018 г., именно с этой даты трудовые инспекции были вправе начинать проверки работодателей, отнесенных к категории умеренного риска, по чек-листам. Согласно тому же постановлению Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 с 1 июля 2018 г. трудовые инспекции вправе проверять по проверочным листам всех работодателей.

Перечни работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска, размещены на сайте Роструда по ссылке: https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=10283.

Отнесена ли организация к категории умеренного риска, можно узнать в Роструде, направив туда соответствующий запрос на основании п. 23 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Пункт 23 введен в упомянутое Положение постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197. Согласно названному пункту по запросу работодателя федеральная инспекция труда предоставляет ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска, в срок, установленный п. 13 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Как работодателю применять проверочные листы

О том, как пользоваться чек-листами для самопроверки, Роструд рассказал в письме от 07.03.2018 № 837-ТЗ.

В этом письме, в частности, говорится, что в целях реализации п. 22 и 23 Примерного ведомственного плана мероприятий по снижению производственного травматизма, утв. приказом Минтруда России от 12.02.2018 № 71, Роструд провел ряд мероприятий по внедрению системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Эта работа проводилась в соответствии с Методическими рекомендациями для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденными директором Департамента условий и охраны труда Минтруда России В.А. Коржом 28.12.2016 и одобренными ученым советом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (далее — Методические рекомендации; приведены в приложении к письму от 07.03.2018 № 837-ТЗ).

В письме также подчеркивается, что сервис «Электронный инспектор», предлагаемый в Методических рекомендациях для системы внутреннего контроля, размещен на электронном портале «Онлайнинспекция.рф» на сайте Роструда, и его использование наряду с другими интерактивными сервисами «Онлайнинспекции.рф» является бесплатным.

Кроме того, в приложении к письму приведена «Методика апробации системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», также одобренная ученым советом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. Территориальные органы Роструда проводят предварительный отбор потенциальных участников апробации. На основании результатов такого отбора и по согласованию с Рострудом инспекции приглашают хозяйствующих субъектов для участия в этом мероприятии. Работодатели могут принять участие в апробации и по своей инициативе.

Создаем систему внутреннего трудового контроля по методике Роструда

В Методических рекомендациях внутренний контроль (самоконтроль) (далее — внутренний трудовой контроль) определен как добровольная оценка работодателем соответствия своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), посредством организационных мер, процедур, инструментов. Решение о проведении внутреннего трудового контроля работодатель принимает добровольно.

Внутренний трудовой контроль проводится ежегодно на основании локального нормативного акта работодателя (далее — ЛНА), разработанного в соответствии с порядком проведения внутреннего контроля. Внутренний трудовой контроль, получение заключений и рекомендаций по его результатам, информационных материалов по трудовому праву, взаимодействие с Рострудом осуществляется в электронном виде.

Работодатели, применяющие внутренний трудовой контроль, информируют Роструд о результатах проведенной оценки соответствия, планах и сроках устранения выявленных нарушений в порядке, установленном Минтрудом России. Информация о об этом хранится у Роструда в специализированном банке данных по каждому работодателю.

Формы взаимодействия применяющего внутренний трудовой контроль работодателя с Рострудом, механизмы признания результатов проведенной оценки соответствия устанавливаются Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Варианты внедрения системы внутреннего трудового контроля

В Методических рекомендациях предлагается два варианта внедрения системы внутреннего трудового контроля.

Первый: создание внутри организации-работодателя службы внутреннего контроля и/или назначение контролера (руководителя службы внутреннего контроля) при условии численности работников организации свыше 250 человек. То есть такой вариант подходит для компаний среднего и крупного бизнеса.

Второй вариант: самоинспектирование с использованием интерактивного сервиса «Электронный инспектор». Этот вариант подходит для субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.

Рассмотрим оба варианта.

Создание службы внутреннего трудового контроля

Служба внутреннего трудового контроля может состоять из двух структурных подразделений (отделов):

  • отдел по контролю за соблюдением требований по охране труда (инженеры по охране труда, трехступенчатая комиссия);

  • отдел по контролю за соблюдением иных требований трудового законодательства (внутренние контролеры — инспекторы).

Представили этих отделов организуют работу комиссии по соблюдению трудового законодательства (включая охрану труда), состоящую из представителей руководства предприятия, профсоюзов и выборных представителей работников.

Соответствующий функционал может быть объединен и в рамках одного структурного подразделения, занимающегося вопросами охраны труда и внутреннего контроля.

В то же время не у всех организаций есть возможность для создания самостоятельной службы внутреннего трудового контроля. В этом случае может быть учреждена должность контролера, проводящего постоянный мониторинг состояния законности внутри предприятия.

К основным задачам службы внутреннего трудового контроля относятся:

  • определение фактического состояния организации;

  • сравнение фактических данных с требованиями трудового законодательства;

  • оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации, оценка последствий выявленных отклонений;

  • выявление причин зафиксированных отклонений, разработка плана мероприятий по устранению отклонений (нарушений);

  • мониторинг реализации плана, фиксация приведения деятельности хозяйствующего субъекта в соответствие с требованиями трудового законодательства;

  • организация профилактической работы по предупреждению нарушений трудового законодательства;

  • информирование и консультирование руководства и рядовых сотрудников организации о порядке исполнения отдельных предписаний трудового законодательства;

  • изучение и внедрение положительного опыта предупреждения нарушений трудового законодательства;

  • повышение эффективности и улучшение качества управления предприятием посредством внедрения инструментов внутреннего контроля.

На предприятии служба внутреннего трудового контроля выполняет следующие функции:

  • ведет учет и анализ состояния и причин нарушений работодателями трудового законодательства;

  • участвует в проведении специальной оценки условий труда;

  • согласовывает разрабатываемую в организации проектную, конструкторскую, технологическую и другую документацию в части обеспечения соблюдения трудового законодательства;

  • разрабатывает совместно с другими подразделениями планы, программы по выявлению и предупреждению нарушений трудового законодательства;

  • оказывает организационно-методическую помощь по выполнению запланированных мероприятий;

  • обеспечивает структурные подразделения ЛНА, учебными и методическими материалами по тематике надлежащего исполнения требований законодательства;

  • доводит до сведения работников содержание предписаний действующих законодательных актов;

  • рассматривает письма, заявления, жалобы работников, затрагивающие вопросы соблюдения работодателями требований трудового законодательства, готовит предложения руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных нарушений.

Самопроверка с помощью сервиса «Электронный инспектор»

Сервис «Электронный инспектор» — это онлайн-ресурс, который позволяет работодателю:

  • самостоятельно осуществить проверку соответствия отдельным требованиям трудового законодательства;

  • в случае выявления несоответствий получить рекомендации по их устранению до проведения проверки трудовой инспекции с приложением правового обоснования и необходимых форм документов.

Оператором данного сервиса является уполномоченное структурное подразделение Роструда.

Пользователь сервиса — работодатель в лице службы внутреннего контроля либо, при численности персонала не более 50 человек, уполномоченного им должностного лица, ответственного за осуществление предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства.

Внутренний трудовой контроль в этом случае осуществляется по чек-листам в рамках информационно-аналитической системы электронных сервисов для работников и работодателей «Онлайнинспекция.рф».

Сервис «Электронный инспектор» обеспечивает определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства, разъясняет требования, которые предъявляются трудовыми инспекторами в ходе проверок, обеспечивает понимание пользователями технологии инспекторской работы.

Данный сервис также обеспечивает:

  • сетевое взаимодействие участников сервиса;

  • вариативность (удовлетворение потребностей пользователей на предоставление и получение информации о нарушениях трудового законодательства и рекомендуемых способах их устранения);

  • единое визуальное и технологическое пространство для всех пользователей;

  • комфортные и понятные пользователям сервиса инструменты информационного взаимодействия;

  • возможность эффективной и оперативной обратной связи между оператором сервиса и его пользователями;

  • возможность персонализации интерфейсов пользователей (использование развернутого паспорта пользователя и создание индивидуального рабочего кабинета).

Рабочий кабинет пользователя представляет собой пространство, доступное только пользователю и оператору сервиса. В нем содержится информация о паспорте пользователя и уведомления о сообщениях, поступивших на имя данного пользователя

Алгоритм работы сервиса «Электронный инспектор»

Шаг 1

Работодатель своим ЛНА назначает уполномоченное должностное лицо, ответственное за осуществление самопроверки соблюдения требований трудового законодательства, из состава кадровой службы или службы внутреннего трудового контроля. Должностное лицо, ответственное за осуществление самопроверки, должно иметь высшее образование (юридическое или экономическое), опыт кадровой работы и знать трудовое законодательство.

Шаг 2

Перед началом работы пользователь проходит электронную регистрацию на сервисе. При этом указываются:

  • полное и сокращенное наименование пользователя и его ОГРН/ИНН, позволяющие однозначно идентифицировать работодателя;

  • наименование структурного подразделения или ФИО должностного лица пользователя, уполномоченного на осуществление деятельности по предварительной проверке (самопроверке) соблюдения требований трудового законодательства;

  • местонахождение (почтовый адрес) и номера телефонов пользователя;

  • электронный адрес пользователя (скрытый от иных пользователей и используемый сервисом для отправки приватных сообщений).

Шаг 3

Пользователь заполняет чек-листы по типовым трудовым ситуациям, представляющим собой список критериев (показателей), по которым работодатель самостоятельно осуществляет оценку соответствия своей деятельности требованиям трудового законодательства.

Перечень типовых трудовых ситуаций, которые может пройти пользователь при работе с сервисом, включает:

  • прием на работу;

  • изменение и прекращение трудового договора. Ответственность сторон трудового договора;

  • защиту персональных данных;

  • рабочее время и время отдыха;

  • оплату труда;

  • гарантии и компенсации;

  • подготовку и дополнительное профессиональное образование работников;

  • охрану труда;

  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников;

  • иные ситуации.

Важно: сервис не предусматривает проверку соблюдения требований трудового законодательства в отношении лиц, находящихся на государственной службе РФ, муниципальной службе РФ, службе в органах внутренних дел и других правоохранительных органах РФ.

При выборе проверочного листа учитывается, что проверке подлежит соблюдение трудовых прав каждого конкретного работника, а не работодателя в целом.

Шаг 4

По результатам заполнения чек-листа осуществляются следующие мероприятия:

  • при отсутствии нарушений трудового законодательства автоматически формируется системная отметка об отсутствии соответствующих нарушений. Результаты проверки с данной системной отметкой направляются в Роструд в целях принятия мер поощрения добросовестного работодателя;

  • при обнаружении допущенных нарушений работодателю предлагается перечень мер и инструментов для устранения таких нарушений с предоставлением образцов необходимых документов.

Шаг 5

Работодатель, допустивший нарушения, обязан их незамедлительно устранить и привести свою организационно-распорядительную документацию в соответствие с требованиями трудового законодательства.

Шаг 6

По окончании проверки сервисом формируется акт проверки соблюдения работодателем трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименование работодателя;

  • даты начала и окончания проверки;

  • общая продолжительность проверки;

  • предмет проверки;

  • перечень допущенных работодателем нарушений трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо указание на отсутствие выявленных нарушений.

В случае выявления нарушений сервис предоставляет пользователю рекомендации по устранению допущенных нарушений.

Шаг 7

По итогам проведения проверки пользователь имеет возможность:

  • распечатать акт, историю проверок либо полученные по итогам проведения проверки рекомендации по устранению допущенных нарушений;

  • вернуться к списку типовых трудовых ситуаций для проведения проверок;

  • пройти следующую проверку по какой-либо иной из представленных для выбора типовых трудовых ситуаций.

Сервис «Электронный инспектор» включает «Банк типовых документов», который обеспечивает пользователя образцами документов, необходимыми для приведения деятельности в соответствие с требованиями трудового законодательства.

Шаг 8

Подтверждение результатов самопроверки. Оператор сервиса осуществляет мероприятия по подтверждению результатов самопроверок с использованием сервиса «Электронный инспектор»:

а) проверка соответствия указанного наименования работодателя и ОГРН/ИНН сведениям, содержащимся в базе ЕГРЮЛ (ЕГРИП);

б) проверка правильности выбора типовой трудовой ситуации и заполнения чек-листа;

в) проверка дат начала и окончания проверки;

г) формальная проверка правильности выявления допущенных нарушений требований трудового законодательства (определение содержания нарушенных норм материального права и фактически допущенных их нарушений);

д) выдача удостоверения о соблюдении установленной процедуры самопроверки, подтверждающего достоверность ее результатов.

Шаг 9

По итогам работы формируется специализированный банк данных, содержащий сведения о предприятиях (организациях), прошедших самопроверку соблюдения требований трудового законодательства с использованием сервиса «Электронный инспектор».

Принять к сведению

Новые проверочные листы

Пока работодатели знакомятся с утвержденными проверочными листами, Роструд подготовил проект приказа «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 года № 655», которым вводятся еще 28 списков контрольных вопросов (проверочных листов). ID проекта 01/02/03-18/00079395, его общественное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза завершились в апреле на сайте http://regulation.gov.ru/projects#npa=79395.

Таким образом, количество проверочных листов (или чек-листов, как их называют сами сотрудники трудового ведомства) увеличится до 135. Как и утвержденные проверочные листы, новые чек-листы будут использоваться для проведения плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства. В числе новых проверочных листов, например, такие, которые помогут инспектору выявить, соблюдаются ли:

  • порядок оформления материальной ответственности;

  • порядок организации профобразования и обучения, дополнительного профобразования, повышения квалификации, заключения ученических договоров;

  • гарантии, предусмотренные для отдельных категорий работников, например, педагогов, спортсменов и тренеров.

Принять к сведению

Принципы внутреннего трудового контроля

Законность: четкое следование при проведении мероприятий внутреннего контроля требованиям законодательства и принятым на его основе положениям внутренних организационно-распорядительных документов.

Оперативность: при помощи мероприятий внутреннего контроля можно своевременно выявить и предотвратить нарушения работодателями требований трудового законодательства.

Эффективность: возможность на внутреннем уровне результативно, со знанием специфики работы соответствующей организации проводить мероприятия внутреннего контроля и принимать на их основе взвешенные и оптимальные решения.

Экономичность: осуществление мероприятий внутреннего контроля и выполнение принятых по его итогам предписаний требует от работодателя гораздо меньших временных, трудовых и материальных ресурсов, чем могут возникнуть по результатам внешнего контроля.

Достоверность: выводы, сделанные в результате осуществления мероприятий внутреннего контроля, основаны на анализе достаточного количества проверяемых фактических данных, позволяющих однозначно определить, соблюдает работодатель требования трудового законодательства или нет.

Объективность: выводы мероприятий внутреннего контроля соответствуют реальному состоянию дел на предприятии и могут быть перепроверены.

Профессионализм: мероприятия внутреннего контроля осуществляют должностные лица (работники) организации работодателя, обладающие достаточным уровнем профессиональной компетенции для проведения анализа соблюдения работодателем требований трудового законодательства.

Проверочные Листы Роспотребнадзора и Перечни НПА, в Рамках Которых Проводятся Проверки! Обновлено

Приветствую, друзья! Здесь вас ждут проверочные листы Роспотребнадзора в формате MS Word, актуальные на 2019 год. Во всех остальных случаях используем утверждённые Роспотребнадзором перечни НПА, в рамках которых осуществляются проверки.

Проверки Роспотребнадзора с проверочными листами

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2017 года № 707 внесены изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, в соответствии с которыми при проведении плановой проверки с 1 октября 2017 года отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 года всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека будут использоваться проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет ограничен перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Проверочные листы Роспотребнадзора на 2019 год

Проверочные листы Роспотребнадзора утверждены приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 г. № 860 и распространяются на три вида деятельности:

  • организации общественного питания (приложение № 1);
  • организации торговли (приложение № 2);
  • парикмахерские, салоны красоты, солярии (приложение № 3).

За всё время Роспотребнадзор смог разработать и утвердить проверочные листы всего для трёх видов организаций, тогда как другие виды экономической деятельности попадают под больший список контрольных требований. Ниже будут ссылки на заметки с перечнями НПА, в рамках которых Роспотребнадзор в настоящее время проводит проверки в организациях, не относящихся к организациям общественного питания, торговли и салонам красоты.

Краткое содержание проверочных листов Роспотребнадзора

Содержание проверочного листа для организаций общественного питания:

1. Общие требования.
2. Требования к размещению.
3. Требования к водоснабжению и канализации.
4. Требования к условиям труда.
5. Устройство и содержание помещений.
6. Оборудование, инвентарь, посуда, тара.
7. Транспортировка, прием, хранение пищевой продукции.
8. Приготовление блюд и кулинарных изделий.
9. Реализация продукции общественного питания.
10. Личная гигиена персонала.

Содержание проверочного листа для организаций торговли:

1. Общие положения.
2. Требования к размещению организаций торговли.
3. Водоснабжение и канализация.
4. Вентиляция, кондиционирование воздуха, отопление, освещение помещений и условия труда.
5. Устройство и содержание помещений.
6. Оборудование, инвентарь, тара.
7. Транспортировка, прием, хранение пищевой продукции.
8. Реализация пищевой продукции.
9. Личная гигиена персонала.

Содержание проверочного листа для парикмахерских, салонов красоты, соляриев:

1. Общие требования.
2. Требования к размещению организаций.
3. Требования к устройству и оборудованию помещений организации.
4. Требования к оборудованию и содержанию соляриев.
5. Требования к внутренней отделке помещений.
6. Требования к водоснабжению и канализации.
7. Требования к микроклимату помещений и шуму.
8. Требования к искусственному и естественному освещению.
9. Требования к содержанию помещений и организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима работы.

style=»text-align: center;»> СКАЧАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ ЛИСТЫ

Перечни НПА от Роспотребнадзора

Перечень НПА по гигиене труда для отдельных отраслей с особо опасными условиями труда

Проверочные листы (контрольные вопросы) других ведомств вы можете найти с помощью Всеищущего поиска.

Перечень проверочных листов Роспотребнадзора в 2019 году

Проверочные листы Роспотребнадзора в 2019 году обязательны к применению при проведении плановых проверок в организациях общественного питания, торговли, парикмахерских, соляриях и салонах красоты. О том, какие требования содержатся в проверочных листах и как подготовиться к плановым проверочным мероприятиям, расскажем ниже. Cкачать проверочные листы Роспотребнадзора можно по ссылкам в конце статьи (бесплатно).

Проверочные листы Роспортебнадзора при проведении плановой проверки

В силу требований ч. 11.1 – 11.5 ст. 9 ФЗ «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294 надзорные органы при проведении плановых проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и ИП должны использовать проверочные листы. Это списки контрольных вопросов относительно предмета проверки.

Роспотребнадзором утверждено формы 3 проверочных листов (Приказ Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860).

Каждая форма содержит списки (перечни) контрольных вопросов. Они обязательны для использования должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые проверяют соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

Списки контрольных вопросов затрагивают:

  1. Проверки соблюдения требований СанПин в организациях общественного питания.
  2. Проверки соблюдения требований СанПин на предприятиях торговли.
  3. Проверки соблюдения требований СанПин в салонах красоты, парикмахерских и соляриях.

Списки вопросов изложены в виде таблиц, в которых содержится 3 графы. Первая из них содержит вопрос, который задается при проведении плановой проверки. Во второй требуется дать ответ на поставленный вопрос. В третьей указывается на нормы права, которые регулируют правоотношения относительно заданного вопроса.

Приведем пример таблицы:

1. Общие требования
1.1 Представлено ли юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомление в органы Роспотребнадзора о начале осуществления предпринимательской деятельности? статья 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ

Инспекторы Роспотребнадзора не могут выходить за рамки вопросов, указанных в Приложениях 1-3 к Приказу № 860. Если ответ на хотя бы на один из вопросов отрицательный, это является основанием для привлечения проверяемого юридического лица к административной ответственности.

С какой даты действуют проверочные листы Роспотребнадзора

Пилотный проект по применению контрольных вопросов действует уже достаточно давно, с 1 октября 2017 года, однако в него входят далеко не все юридические лица и ИП. С 1 июля 2018 проверки касаются уже всех организаций и ИП, работающих в сферах применения контрольных вопросов.

Позитивным моментом является то, что проверочные листы Роспотребнадзора находятся в открытом доступе (их можно скачать по ссылке в конце статьи). Таким образом, владельцы организаций общественного питания, торговых организаций, салонов красоты, парикмахерских и соляриев могут самостоятельно проверить соблюдение ими требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Если на все контрольные вопросы дается положительный ответ, то и беспокоиться предстоящей плановой проверки Роспотребнадзора не следует.

Существует ли список проверочных листов Роспотребнадзора для медицинских организаций, аптек и образовательных организаций

Проверочных листов Роспотребнадзора для образовательных организаций и медицинских компаний не издано. Однако для организаций в сфере здравоохранения утверждены свои проверочные листы (постановлением Минздрава от 9.11.2017 № 9438). Данный документ мы рассмотрели в другой статье нашего сайта. Он включает и проверочные чек листы для аптек (Роспотребнадзор их не утверждает — утверждает Минздрав).

Для образовательных организаций Министерством образования РФ проверочных листов на федеральном уровне не утверждено, однако существуют региональные перечни, например, утвержденные Приказом Минобрнауки Республики Коми от 18.10.2017 № 682-У.

Проверочные листы при проведении проверок на предприятиях общественного питания

При проверках организаций общественного питания используется проверочный лист, утвержденный Приложением № 1 к Приказу Роспотребнадзора № 860. Контрольных вопросов достаточно много, и предприятиям общественного питания придется провести большую работу, чтобы положительно ответить на все.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

Вопросы разделены по категориям (всего их 10):

  1. Общие вопросы.
  2. Требования к канализации и водоснабжению.
  3. Требования к условиям труда в организации.
  4. Устройство в помещениях и их содержание.
  5. Требования к посуде, инвентарю.
  6. Требования к приему, хранению продукции, ее транспортировке.
  7. Требования к приготовлению блюд.
  8. Требования к продаже готовой продукции.
  9. Гигиена сотрудников.

Приведем примеры вопросов:

  1. Подавали ли организации уведомление о начале деятельности?
  2. Соблюдаются ли нормы по уровню шума, вибрации, электромагнитных полей?
  3. Соблюдается ли запрет на размещение на территории организации жилых помещений?
  4. Есть ли на предприятии водопровод и канализация?
  5. Соответствуют ли источники водоснабжения требованиям по качеству воды, по обустройству, и т.д?
  6. Достаточно ли в организации горячей и холодной воды, чтобы изготавливать безопасную продукцию?
  7. Соответствует ли горячая вода уровню необходимой температуры (не менее 65 градусов)?
  8. Соответствуют ли показатели микроклимата в помещениях, где производится продукциях требованиям по температуре воздуха, его влажности, скорости движения, и т.д?

Полный перечень вопросов можно скачать по ссылке в конце статьи.

Проверочные листы при проверке предприятий торговли

Проверочные листы, используемые для проверки торговых организаций утверждены Приложением № 2 к Приказу Роспотребнадзора № 860. Все вопросы разделены по категориям, которые похожи на указанные выше:

  1. Общие вопросы.
  2. Требования к размещению торговой организации.
  3. Водоснабжение и требования к канализации.
  4. Требования к вентиляции, освещению, отоплению, кондиционерам, условиям работы сотрудников.
  5. Требования к торговым помещениям.
  6. Требования к оборудованию, таре, и т.д.
  7. Требования к транспортировке, хранению продукции.
  8. Требования к процессу продажи товаров.
  9. Требования к гигиене сотрудников.

Приведем примеры вопросов:

  1. Если организация расположена в жилом здании, есть ли отдельные выходы?
  2. Соблюдено ли требование о расположении стоянки для сотрудников за пределами предомовой территории.
  3. Проводится ли каждый месяц генеральная уборка и дезинфекция?
  4. Есть ли защита от грызунов и насекомых?
  5. Есть ли тара и посуда, например, изготовленная для контакта с пищевыми продуктами?
  6. Соблюдаются ли условия погрузки товара, исключающие его загрязнение?

С полным перечнем вопросов можно ознакомиться, скачав его по ссылке в конце статьи.

Проверочные листы при проверке парикмахерских, салонов красоты, соляриев

Проверочные листы Роспотребнадзора при проверке салонов красоты, соляриев и парикмахерских утверждены Приложением № 3 к Приказу № 860. Все вопросы также как и в ранее приведенных листах разделены на разделы:

  1. Общие требования.
  2. Требования к размещению фирм.
  3. Требования к оборудованию помещений.
  4. Требования к содержанию соляриев и оборудованию.
  5. Требования к отделке внутренних помещений.
  6. Требования к шуму и микроклимату.
  7. Требования к освещению.
  8. Требования к режиму работы и содержанию помещений.

Примеры вопросов в приведенных выше разделах проверочных листов Роспотребнадзора:

  1. Сообщается ли клиентам информация о том, что необходимо использовать специальные очки?
  2. Есть ли данные о безопасности материалов, из которых производилась внутренняя отделка помещений?
  3. Имеется ли централизованная система водоснабжения?
  4. Производится ли периодическая дезинфекция, стерилизация материалов и инструментов?

***

Таким образом, в некоторых категориях организаций плановые проверки проводятся Роспотребнадзором исключительно по проверочным листам, утвержденными Приказом № 860. Скачать все проверочные листы можно по ссылке ниже.

Читайте еще больше полезной информации в рубрике: «Правонарушения».

Документы для скачивания

Скачать проверочный лист для предприятий общественного питания

Скачать проверочный лист для предприятий торговли

Скачать проверочный лист для парикмахерских, салонов красоты, соляриев

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *