Бухгалтерия в детском саду

Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации

Выше было рассмотрено определение системы образования, данное в Законе РФ «Об образовании». Образовательные учреждения выступают как элемент системы образования. Следовательно, основным типом организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является учреждение. Оно считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т. е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся, воспитанников (ст. 12) . Следует отметить, что это определение содержит два важных положения:

  • а) только при условии осуществления образовательного процесса учреждение считается образовательным;
  • б) образовательным процессом является реализация образовательной программы (это первый элемент системы образования) и (или) содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Данное определение является одним из оснований отнесения учебных заведений к некоммерческим организациям в форме учреждения. В ряде других статей Закона подчеркивается, что образование может быть получено в образовательных учреждениях соответствующего уровня. И только профессиональная подготовка, не сопровождающаяся повышением образовательного уровня обучающихся, может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (п. 3 ст. 21).

По определению Гражданского кодекса РФ, учреждение — это некоммерческая организация. В частности, в ст. 120 сказано, что «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично» . Как следует из определения, сфера деятельности учреждения очерчена достаточно широко, но и достаточно определенно. Деятельность образовательного учреждения также попадает под это определение. Главное в нем — подчеркнут некоммерческий характер осуществляемых функций.

Наряду с этим в Гражданском кодексе говорится о возможности коммерческой деятельности учреждений, т. е. некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. При этом в Кодексе нет определений некоммерческой деятельности, а также критериев оценки степени «служения достижению основной цели» и «соответствия основным целям».

Законом «Об образовании» образовательным учреждениям также разрешена практически любая приносящая доход деятельность, в том числе и предпринимательская.

Термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли от осуществления своей деятельности. Наряду с этим само по себе отсутствие такой цели вовсе не означает, что некоммерческая организация не может получать прибыль. В свою очередь, коммерческие организации могут не получать прибыли вовсе, будучи, например, убыточными. Таким образом, наличие или отсутствие получения прибыли в качестве цели деятельности не связано с фактом получения или неполучения прибыли. Следовательно, отсутствие формально объявленной цели извлечения прибыли не является определяющим моментом типа организации.

В результате остается совершенно неясным, каким же образом можно определить размеры коммерческой деятельности, удовлетворяющие указанным условиям. Например, можно представить крайнюю ситуацию, когда в образовательном учреждении обучается один учащийся и реализуется громадный объем коммерческой деятельности. Причем эта коммерческая деятельность не идет в ущерб основной деятельности, а в уставе сформулированы соответствующие цели.

В итоге можно подчеркнуть, что учреждение как форма некоммерческой организации отличается от других форм организаций тремя чертами:

  • • учреждение финансируется собственником, т. е. учредителем;
  • • учреждение не ставит своей основной целью извлечение прибыли;
  • • предпринимательской деятельностью учреждение может заниматься лишь в связи с необходимостью реализации его уставных целей.

Важной характеристикой, на наш взгляд, является то обстоятельство, что учреждение финансируется собственником (учредителем). По определению финансирование — это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на реализацию некоторой потребности. Следует подчеркнуть, что при этом собственник (учредитель) не оплачивает произведенные для него товары или услуги, а именно финансирует некоторую деятельность, т. е. компенсирует полностью или частично расходы, понесенные в процессе осуществления этой деятельности, имеющей значение для учредителя. В частности, учебное заведение осуществляет образовательный процесс, а учредитель обеспечивает его средствами на выплату заработной платы работникам и содержание (развитие) материально-технической базы.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, т. е. пользуется правами и несет обязательства, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании» (ст. 12 п. 2). Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица .

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

Таким образом, к характерным чертам образовательного учреждения как некоммерческой организации могут быть отнесены следующие:

  • • это юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда правами и обязательствами;
  • • это некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • • имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса, находится в образовательном учреждении на правах оперативного управления, т. е. предусматривает использование этого имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет продавать или иным способом полностью распоряжаться этим имуществом;
  • • образовательное учреждение имеет право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса, и использовать для этого переданное ему имущество;
  • • образовательное учреждение имеет право собственности на доходы от самостоятельной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами.

Данный перечень характерных черт вполне логичен и указывает на определенное положение образовательных учреждений в экономических отношениях с другими субъектами, подчеркивает их специализацию в определенном виде деятельности, свидетельствует о широких правах в сфере экономики. Но, подчеркивая своеобразие образовательного учреждения, эти черты носят крайне противоречивый характер.

Некоммерческие образовательные организации. Порядок создания, деятельности и ликвидации

Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.

В статье 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Следует отметить, что до принятия вышеуказанного закона законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений):

• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

• муниципальные;

• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные организации (учреждения), НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.

Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения), могут быть ликвидированы:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В связи с вступлением в силу 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» автономная некоммерческая организация и частное учреждение будут признаваться унитарными юридическими лицами.

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Комментарий к статье 298 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья конкретизирует содержание права оперативного управления на закрепленное за учреждением имущество, в чьей бы собственности это учреждение ни находилось.

2. По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением. Президиум ВАС РФ прямо указал, что внесение недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в уставный капитал банка незаконно, даже если на это было получено согласие Комитета по управлению имуществом Тюменской области (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.98 N 2379/98 — Вестник ВАС РФ, 1998, N 12, с. 34).

Из общего правила существует ряд исключений, когда непосредственно законом учреждению предоставляется право распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так, в соответствии с п. 11 ст. 39 Закона об образовании и п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ, 1996, N 35, ст. 4135) образовательное и высшее учебное заведения могут выступить в качестве арендодателей закрепленного за ними имущества без права выкупа последнего и по ценам не ниже тех, что сложились в регионе. То обстоятельство, что образовательное учреждение может быть арендодателем имущества, в т.ч. и закрепленного на праве оперативного управления, находит отражение в судебной практике (Вестник ВАС РФ, 1999, N 12, с. 15).

В обобщенном виде перечень учреждений, которым в 2004 г. предоставлено право самостоятельно сдавать в аренду передаваемое в оперативное управление имущество, содержится в ст. 28 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (СЗ РФ, 2003, N 52 (ч. I), ст. 5038).

3. Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято, в т.ч. когда оно используется не по назначению (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 8).

В комментарии к ст. 209 уже отмечалось, что право учреждения на имущество и доходы, полученные в результате разрешенной собственником хозяйственной деятельности, является самостоятельным правом. Однако по степени своей защиты оно весьма близко к праву хозяйственного ведения, что позволяет применять к нему нормы о защите права хозяйственного ведения по аналогии.

4. Пределы осуществления права оперативного управления и права на занятие учреждением разрешенной собственником хозяйственной деятельностью не могут простираться дальше границ самих этих прав. Поэтому содержащиеся в п. 7 ст. 39 Закона об образовании и п. 2 ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» положения о праве собственности образовательных и высших учебных заведений (учреждений) на вещи, полученные в качестве дара, пожертвования или по завещанию, а также на доходы от собственной хозяйственной деятельности противоречат ст. 120, 209, 218, 296 ГК и комментируемой статье. В зависимости от существа складывающихся отношений здесь необходимо применять либо нормы об оперативном управлении, либо об имуществе, полученном учреждением в результате разрешенной хозяйственной деятельности (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.06.2003 N 3217/03 — Вестник ВАС РФ, 2003, N 12, с. 32 — 34).

5. Согласно п. 2 ст. 120 ГК при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам в субсидиарном порядке несет собственник имущества. ВАС РФ справедливо полагает, что закон предусматривает ответственность учреждения по своим обязательствам всеми имеющимися у него денежными средствами, включая и те, что получены от разрешенной предпринимательской деятельности (Вестник ВАС РФ, 1998, N 11, с. 39). По целому ряду дел Президиум ВАС РФ идет дальше, указывая, что субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения может наступить при недостаточности у последнего как денежных средств, так и учитываемого на отдельном балансе имущества (Вестник ВАС РФ, 1998, N 11, с. 39; 2000, N 2, с. 77).

Напротив, закон исключает возможность обращения взыскания на иные, кроме денежных средств, виды имущества, закрепленного за учреждением по смете, а также на имущество, приобретенное за счет выделенных ему по смете средств (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.03.2000 по делу N 4605/98).

Об иных особенностях субсидиарной ответственности собственника по долгам учреждения см. коммент. к ст. 296.

Другой комментарий к статье 298 ГК РФ

1. В составе имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, может быть два вида имущества: 1) имущество, закрепленное за учреждением собственником, а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете, и 2) доходы, полученные учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество, учитываемые на отдельном балансе. Правовой режим указанных видов имущества в части возможности распоряжения им различен.

2. Согласно норме п. 1 комментируемой статьи, учреждение вообще лишено права распоряжения имуществом первого вида, что находится в противоречии с понятием права оперативного управления, содержащегося в ст. 296 ГК. Более правильным было бы предоставление учреждению права распоряжения данным имуществом с согласия собственника, как это сделано в отношении казенного предприятия.

Проблемы статуса частного образовательного учреждения в свете реформирования законодательства о вещных правах. Статьи по предмету Гражданское право

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    ПРОБЛЕМЫ СТАТУСА ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЕЩНЫХ ПРАВАХ

    Н.В. КОЗЛОВА

    Термин «учреждение» не является однозначным. Во-первых, учреждением называют процесс создания юридического лица (ст. 50.1 ГК РФ). Во-вторых, под учреждением понимается юридическое лицо, не имеющее членства, созданное в целях обособления части имущества, посвященного некой цели. С этой точки зрения учреждение противопоставляется корпорации как союзу лиц, основанному на членстве, участии <1>. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, в настоящее время называются унитарными (ч. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). В-третьих, учреждение есть одна из организационно-правовых форм, в которой могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (подп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ). В этом смысле частным учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (полностью дееспособным гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера <2>.
    ———————————
    <1> Различия между учреждениями и корпорациями (от лат. «corpore» — связывать, соединять) прослеживается со времен римского права. См., например: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 104 — 108; Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 47 — 60.
    <2> См.: п. п. 1, 2 ст. 123.21 ГК РФ; ст. ст. 9, 15 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Среди отличительных признаков частного учреждения как юридического лица необходимо отметить: 1) унитарность, т.е. отсутствие членства (ч. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ); 2) некоммерческий характер деятельности, извлечение прибыли не является основной целью деятельности (подп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ); 3) целевая правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК РФ); 4) обладание имуществом на праве оперативного управления при сохранении права собственности учредителя на это имущество (п. 3 ст. 48, ч. 2 п. 1 ст. 123.21, ст. ст. 296, 297 ГК РФ); 5) полное или частичное финансирование деятельности учреждения собственником его имущества (п. 1 ст. 123.23 ГК РФ); 6) неполная сделкоспособность (п. 1 ст. 296 ГК РФ); 7) неполная деликтоспособность: учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник — учредитель (п. 2 ст. 123.23 ГК РФ).
    Конструкция учреждения, не обладающего правом собственности на имущество, сформировалась в российском праве советского периода <3>. Учреждения («заведения», «установления») были известны дореволюционному российскому праву <4>. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. (ст. 15) <5> дозволял создавать частные учреждения с правами юридических лиц (больницы, музеи, учебные учреждения, публичные библиотеки и др.) только с разрешения органов государственной власти. В период социализма частные учреждения были вытеснены государственными организациями. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. (ст. 24) указывал в числе юридических лиц государственные учреждения, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету. Форма учреждения, созданного и финансируемого собственником, была сохранена в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. <6> (п. 3 ст. 18). Согласно ст. 120 (утратила силу) ГК РФ 1994 г. учреждением признавалась организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. С 2006 г. частным учреждением стало именоваться учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом <7>.
    ———————————
    <3> См., например: Юридические лица в гражданском праве: юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации) / Отв. ред. В.Н. Литовкин, О.В. Гутников. М., 2011. С. 842 — 932.
    <4> См.: ст. 698 Свода законов гражданских // Свод законов Российской империи. СПб., 1913. Т. X. Ч. 1.
    <5> См.: Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. М., 2002. С. 66 — 69, 114 — 115.
    <6> Утв. Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1.
    <7> См.: п. 2 ст. 120 ГК РФ (утр. силу); ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ).

    В процессе работы над Концепцией развития гражданского законодательства, совершенствования ГК РФ и других законодательных актов возникал вопрос о целесообразности частных учреждений. Если существование в рыночной экономике государственных (муниципальных) учреждений оправдано необходимостью предоставления статуса юридического лица органам государственной власти (местного самоуправления), иным организациям, полностью или частично финансируемым из бюджета, то конструкция частного учреждения может быть заменена другими структурами. В итоге было принято решение о сохранении на данном этапе реформирования всех видов учреждений, включая частные <8>. По данным на 1 ноября 2015 г., в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) числится около 10 тыс. частных учреждений. Из них большинство были созданы в целях осуществления образовательной деятельности, многие — двумя и более учредителями.
    ———————————
    <8> См.: п. 11.1 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.).

    Новеллы, внесенные в ГК РФ, затронули статус частных учреждений, но не решили ряд проблем, возникающих в процессе их создания и деятельности <9>. Прежде всего остается открытым вопрос о природе прав частного учреждения на его имущество (ст. ст. 296, 298 ГК РФ). Право оперативного управления закон относит к вещным правам (ч. 5 п. 1 ст. 216, ст. 296 ГК РФ), в литературе его именуют ограниченным вещным правом <10>. Однако вещная природа этого права вызывает сомнения. Частное учреждение не является собственником своего имущества, оно остается в собственности учредителя (ч. 2 п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Объектами права оперативного управления могут служить не только индивидуально-определенные вещи, но также иное имущество (ст. ст. 128, 296, 298 ГК РФ). Оперативное управление в отношении отдельных вещей не обладает правом следования. Существенно различаются правомочия учреждения в отношении его имущества: оно владеет и пользуется этим имуществом, однако не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности, равно как имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения (п. 1 ст. 298 ГК РФ).
    ———————————
    <9> См.: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
    <10> См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 590 — 594 (автор главы — Е.А. Суханов); Суханов Е.А. Гражданское право России — частное право / Отв. ред. В.С. Ем. М., 2008. С. 216 — 220, 304 — 310; Суханов Е.А. Проблемы реформирования Гражданского кодекса России: избранные труды 2008 — 2012 гг. М., 2013. С. 333 — 337.

    Ученые спорят, является ли право самостоятельного распоряжения доходами правомочием в составе права оперативного управления; особым вещным правом, но доходы и приобретенное имущество остаются в оперативном управлении; самостоятельным вещным правом; правом хозяйственного ведения; правом собственности <11>. Буквальное толкование закона (п. 3 ст. 48, ч. 2 п. 1 ст. 123.21, ч. 5 п. 1 ст. 216, п. 1 ст. 296 ГК РФ) не позволяет признать право оперативного управления правом собственности. Аналогичная правовая позиция выработана судебной практикой <12>. Можно согласиться с мнением специалистов, что право оперативного управления есть право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Объем ограничений права оперативного управления, в частности права распоряжения, может зависеть от категории субъекта данного права, от вида объекта, на который оно распространяется <13>.
    ———————————
    <11> См., например: Суханов Е.А. Гражданское право России — частное право. С. 237 — 240; Суханов Е.А. Проблемы реформирования Гражданского кодекса России: избранные труды. 2008 — 2012 гг. С. 333 — 337, 409 — 424, 454 — 462; Ахметьянова З.А. О правовом режиме имущества учреждений // Безопасность бизнеса. 2011. N 3. С. 14 — 17.
    <12> См.: п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации».
    <13> См.: п. 11.1 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации.

    В рамках права оперативного управления различают две связи: 1) близкое к праву собственности абсолютное вещное право учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; 2) права и обязанности в отношениях между учреждением и его учредителем, которые не являются вещными <14>. Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, возможность по своему усмотрению совершать в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, составляют содержание права собственности (ст. 209 ГК РФ). Блага и бремя владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат самому частному учреждению. Учредитель не вправе ни владеть, ни пользоваться, ни распоряжаться имуществом учреждения, кроме как путем изъятия у него части имущества. Причем эта возможность ограничена рядом условий: 1) изъять можно только имущество, переданное учреждению самим учредителем или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных учредителем для его приобретения; 2) если это имущество является излишним для учреждения, либо не используется учреждением, либо используется им не по назначению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Частное учреждение есть некоммерческая организация, а потому учредитель не вправе получать прибыль от его деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
    ———————————
    <14> См.: Рудакова В.Д. Права на имущество публичных юридических лиц // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 5. С. 821 — 827.

    Представляется, что ограничение возможности учреждения распоряжаться имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет полученных от него средств, является следствием неполной сделкоспособности учреждения, установленной законом (ч. 2 п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 49 ГК РФ). Акт передачи учреждению имущества его учредителем является двусторонней сделкой <15>, от совершения которой учреждение не вправе отказаться. Изъятие учредителем имущества частного учреждения происходит исключительно по воле учредителя и может быть оспорено учреждением в судебном порядке. Ограничение ответственности частного учреждения по его обязательствам только денежными средствами (п. 2 ст. 123.23 ГК РФ) является не чем иным, как неполной деликтоспособностью. Данные правила имеют целью сохранить в неприкосновенности имущество частного учреждения, предназначенное для осуществления его основной деятельности. Это особенно важно для образовательных учреждений, имеющих значительный контингент учащихся.
    ———————————
    <15> Иное мнение см.: Лозовская С.О. Право оперативного управления учреждений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 6. С. 20 — 29.

    Природа взаимоотношений между частным учреждением и его учредителем требует изучения. Отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, закон именует корпоративными (п. 1 ст. 2 ГК РФ), но оставляет открытым вопрос о наличии и характере отношений между юридическим лицом унитарного типа и его учредителем. Учреждение и его учредитель имеют по отношению друг к другу ряд корреспондирующих прав и обязанностей, связанных с обеспечением деятельности учреждения, предоставлением информации и др. Учредитель принимает решение о создании (реорганизации, ликвидации) учреждения, утверждает (изменяет, дополняет) его устав, назначает его руководителя (единоличный исполнительный орган), может создавать коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Учредитель наделяет учреждение имуществом, обязан полностью или частично его финансировать, нести субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у частного учреждения денежных средств и др. <16>. Анализ взаимных прав и обязанностей учреждения и его учредителя позволяет сделать два важных вывода: 1) они составляют содержание относительного гражданского правоотношения, возникающего между учреждением и его учредителем; 2) по содержанию и характеру они близки к правам и обязанностям участников корпорации (ст. 65.1 ГК РФ). По нашему мнению, между любым юридическим лицом и его учредителем существует правовая связь, которая имеет корпоративную природу <17>. В литературе все чаще отмечается, что правом формировать высший орган юридического лица обладают как участники юридического лица корпоративного типа (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ), так и учредители юридического лица унитарного типа, что критерий «право участия» недостаточен для разграничения указанных типов организаций <18>, для возникновения юридического лица как явления оно должно состоять во внутриорганизационной связи с учредителями, необходимой для волевого самоопределения производной личности <19>.
    ———————————
    <16> См.: ст. 50.1, п. 1 ст. 52, ч. 2 п. 1 и п. 4 ст. 123.21, ст. 123.23 ГК РФ; ст. ст. 25, 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    <17> См.: Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. М., 2003. С. 243 — 258.
    <18> См., например: Ем В.С., Козлова Н.В. Институт юридического лица в проекте Гражданского кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы частного права. Liber amicorum в честь академика М.К. Сулейменова / Сост. Е.Б. Жусупов, А.Е. Дуйсенова. Алматы, 2011. С. 178 — 183; Лескова Ю.Г. Реформирование системы некоммерческих организаций в гражданском законодательстве РФ: новые правила и новые проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 9.
    <19> См.: Груздев В.В. Имущественное обособление юридического лица // Юрист. 2014. N 3. С. 16 — 20.

    Частное учреждение может быть создано двумя и более учредителями, природа отношений между которыми также нуждается в осмыслении. До недавнего времени закон не запрещал соучредительство при создании частных учреждений <20>. Согласно ст. 123.21 ГК РФ, вступившей в силу с 1 сентября 2014 г., соучредительство нескольких лиц при создании учреждения не допускается. Частное учреждение, созданное несколькими учредителями, по их решению может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд. Однако закон не требует ликвидации такого учреждения, оно вправе продолжить свою деятельность <21>. Это означает, что учредители единогласно должны принять решение о создании частного учреждения, об утверждении его устава, сформировать его органы, определить порядок, размер, способы и сроки образования его имущества (ч. 2 п. 2 и п. 3 ст. 50.1 ГК РФ). По юридической природе решение, принятое двумя и более учредителями о создании, а также о реорганизации либо ликвидации частного учреждения (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК РФ), будет являться не односторонней сделкой, как в случае с единственным учредителем (п. 1 ст. 50.1 ГК РФ), а многосторонней сделкой, точнее, гражданско-правовым договором (ст. 154, п. 1 ст. 420 ГК РФ). Учредителям предстоит договориться об имуществе, которое они должны передать учреждению для начала его деятельности, о порядке и сроках такой передачи, о дальнейшем его финансировании, возможно, об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, следует определить иные аспекты, связанные с созданием и деятельностью частного учреждения. Соглашение учредителей о создании частного учреждения можно определить как договор о совместной деятельности по созданию юридического лица. Аналогичные договоры заключаются, например, при создании двумя и более учредителями акционерного общества <22>.
    ———————————
    <20> См.: ст. 11 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». С 1 сентября 2013 г. он утратил силу в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
    <21> См.: п. 16 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ.
    <22> См.: п. 5 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».

    В дальнейшем учредителям придется финансировать частное образовательное учреждение, контролировать действия его органов на предмет их соответствия целям, для достижения которых было создано учреждение, в том числе целевое использование его имущества, направления расходования средств и др. <23>. Права и обязанности учредителей по отношению к частному учреждению должны быть четко определены в уставе учреждения, но могут конкретизироваться в договоре. После прекращения обязательств, возникших из договора о создании частного учреждения, вследствие их исполнения учредители, руководствуясь принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ), могут заключить новый договор, регламентирующий их отношения в процессе деятельности частного учреждения. Не исключена ситуация, когда учредители заключают единственный договор, определяющий их права и обязанности, как в процессе создания частного учреждения, так и в ходе его дальнейшей деятельности. Такое соглашение будет иметь признаки учредительного договора, но не будет являться учредительным документом частного учреждения. В силу аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к нему могут применяться нормы о товарищеском договоре (ст. 70 и др. ГК РФ).
    ———————————
    <23> См.: ст. 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

    В любом случае требуется определить, как учредители будут взаимодействовать между собой и с учреждением. Учреждение не имеет членства, однако его имущество принадлежит учредителям на праве общей долевой собственности, причем доли учредителей могут быть равными или неравными. Учредители могут договориться, что вопросы, относящиеся к их компетенции, они будут решать голосованием, в том числе на собрании учредителей. Представляется, что собрание учредителей обладает признаками гражданско-правового сообщества, а его решение можно квалифицировать именно как решение собрания (подп. 1.1 п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 181.1 ГК РФ). Во избежание патовых ситуаций, нередко возникающих в случае конфликта между учредителями, целесообразно избегать паритетов: при создании учреждения не устанавливать равные доли в праве собственности на его имущество, не включать в его устав требование единогласия при принятии учредителями решений и проч. Можно посоветовать учредителям включить в устав учреждения правила, изложенные в ст. 181.1 ГК РФ, которыми они будут руководствоваться при принятии решений.
    Норма о полном или частичном финансировании учреждения собственником его имущества направлена на обеспечение интересов, как самого юридического лица, так и других субъектов, в том числе учащихся частного образовательного учреждения. Согласно судебному толкованию, данному императивным нормам, соглашение сторон не может ущемлять охраняемые законом интересы той стороны, на защиту которой эта норма направлена <24>. Это означает, что учредители могут договориться, кто из них и в каком порядке будет финансировать деятельность учреждения. При отсутствии такого соглашения финансирование учреждения должно осуществляться всеми учредителями пропорционально их долям в имуществе учреждения либо в равной степени, независимо от размера долей.
    ———————————
    <24> См.: п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16 «О свободе договора и ее пределах».

    При недостаточности денежных средств учреждения учредители будут привлечены к субсидиарной ответственности по его обязательствам, в том числе в судебном порядке. Так, невозможность исполнения исполнительного документа по причине отсутствия у частного образовательного учреждения денежных средств, достаточных для удовлетворения требований его кредитора, послужило основанием для взыскания требуемой суммы с его учредителя <25>. Думается, что субсидиарная ответственность учредителей по долгам учреждения может определяться по тому же принципу, что и финансирование. Поскольку обязательства учредителей по финансированию учреждения не связаны с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законом, общим правилом должна являться их долевая ответственность перед кредиторами учреждения, пропорционально долям в праве собственности на имущество учреждения (ст. ст. 321, 322 ГК РФ). Солидарная ответственность учредителей может быть установлена законом, уставом учреждения либо договором учредителей.
    ———————————
    <25> См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А03-2628/2010.

    Ситуация меняется, если учредителем частного образовательного учреждения является физическое лицо, состоящее в браке. Поскольку имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (п. 1 ст. 34 СК РФ), может оказаться, что имущество частного учреждения, даже учрежденного единственным физическим лицом, состоящим в браке, принадлежит на праве общей совместной собственности учредителю и его супругу. Предполагается, что при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом он действует с согласия другого супруга (п. 2 ст. 35 СК РФ). Права и обязанности учредителя будет осуществлять тот супруг, который создал частное учреждение: принял решение, утвердил устав, значится как учредитель в ЕГРЮЛ и др. Однако возникают иные вопросы. Например, можно предположить, что для передачи учреждению недвижимого имущества, а также для изъятия у частного учреждения излишнего или неиспользуемого недвижимого имущества следует получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга, ибо сделка по распоряжению недвижимостью требует такого согласия (п. 3 ст. 35 СК РФ). В то же время при разводе супругов имущество учреждения должно оставаться неприкосновенным, хотя по обоюдному согласию или в судебном порядке супруги могут установить, что после расторжения брака это имущество будет принадлежать им на праве не совместной, а общей долевой собственности.
    Смерть гражданина-учредителя, реорганизация учредителя — юридического лица не влекут ликвидации учреждения. Право собственности на имущество учреждения, в том числе недвижимое, переходит в порядке универсального правопреемства, независимо от государственной регистрации этого права за правопреемником <26>. К нему также переходят имущественные права и обязанности правопредшественника, связанные с финансированием учреждения, контролем за его деятельностью, ответственностью по его обязательствам и др. Два и более правопреемника приобретают имущество учреждения на праве общей долевой собственности и могут заключить между собой договор об осуществлении прав и обязанностей учредителей частного учреждения. При признании гражданина-учредителя ограниченно дееспособным (недееспособным) права учредителя от его имени может осуществлять опекун либо доверительный управляющий (ст. ст. 29, 30, 38, 1012 ГК РФ).
    ———————————
    <26> См.: п. 2 ст. 8.1, ст. 58, п. 2 ст. 218, ст. 1110 ГК РФ; п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

    Думается, что в случае признания учредителя банкротом в конкурсную массу также поступает имущество, переданное на праве оперативного управления частному учреждению. Реализация этого имущества возможна только как единый имущественный комплекс. Это не предприятие, поскольку имущество учреждения не используется для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). Однако к имуществу учреждения по аналогии могут применяться соответствующие нормы об имущественном комплексе.
    Отчуждение имущества учреждения как единого комплекса может добровольно осуществляться учредителем на основании гражданско-правового договора. Новый учредитель становится собственником имущества учреждения, обладателем прав и обязанностей с момента их государственной регистрации в порядке, установленном законом <27>.
    ———————————
    <27> См.: ст. 81 ГК РФ, ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что в процессе реформирования законодательства о вещных правах субъектами права оперативного управления должны оставаться только государственные (муниципальные) предприятия и учреждения. Как справедливо указывает Е.А. Суханов, данное право является искусственным, рассчитано на использование публичного имущества и не может иметь объектом вещи, находящиеся в частной собственности <28>. Частные учреждения должны быть признаны собственниками своего имущества.
    ———————————
    <28> См.: Суханов Е.А. Понятие и виды ограниченных вещных прав // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2002. N 4. С. 3 — 36.

    Библиографический список

    Ахметьянова З.А. О правовом режиме имущества учреждений // Безопасность бизнеса. 2011. N 3.
    Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947.
    Груздев В.В. Имущественное обособление юридического лица // Юрист. 2014. N 3.
    Ем В.С., Козлова Н.В. Институт юридического лица в проекте Гражданского кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы частного права. Liber amicorum в честь академика М.К. Сулейменова / Сост. Е.Б. Жусупов, А.Е. Дуйсенова. Алматы, 2011.
    Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. М., 2003.
    Лескова Ю.Г. Реформирование системы некоммерческих организаций в гражданском законодательстве РФ: новые правила и новые проблемы // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 9.
    Лозовская С.О. Право оперативного управления учреждений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 6.
    Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. М., 2002.
    Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права.
    Рудакова В.Д. Права на имущество публичных юридических лиц // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 5.
    Свод законов Российской империи. СПб., 1913. Т. X. Ч. 1.
    Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000.
    Суханов Е.А. Гражданское право России — частное право / Отв. ред. В.С. Ем. М., 2008.
    Суханов Е.А. Понятие и виды ограниченных вещных прав // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2002. N 4.
    Суханов Е.А. Проблемы реформирования Гражданского кодекса России: Избранные труды 2008 — 2012 гг. М., 2013.
    Юридические лица в гражданском праве: юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации) / Отв. ред. В.Н. Литовкин, О.В. Гутников. М., 2011.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Бухгалтерский, налоговый учет в государственном и частном детском саду: общие моменты, специфика и отличия


Дошкольные детские учреждения, как и любые другие организации, ведут хозяйственную деятельность. Соответственно, они должны организовывать и непрерывно вести бухгалтерский, налоговый учет. Бухгалтерия дошкольного детского учреждения имеет ряд особенностей. Они связаны со спецификой хозяйственной деятельности и финансирования. Поступление целевых средств бухгалтер учреждения должен отражать на балансовом счете 86.
Использование счетов в детский садах государственного и частного типа несколько отличается. Рассмотрим подробнее основные нюансы учета обеих форм детских дошкольных учреждений.

Нормативная база и правила бухучета

Специфика учета в детских организациях прежде всего зависит от их классификационной принадлежности. Садики, созданные на базе муниципальных или государственных учреждений, получают бюджетное финансирование. Частные организации, согласно ГК РФ, относятся к коммерческим, то есть работают для получения прибыли.
Учет в тех и других организациях регулируется ФЗ №402 и действующими ПБУ. Он определяет общие принципы и правила. Также в отношении каждой категории дошкольных учреждений действуют дополнительные нормативно-правовые акты. Бухгалтеры бюджетных детских садов, например, используют планы счетов. В частных дошкольных учреждениях учет ведется согласно стандартам бухучета.
Суть счетов, на которых отражаются основные средства, материальные запасы, расчеты с заказчиками и поставщиками, общая для тех и других организаций. Номера же и наименования счетов могут отличаться. Бюджетные детские сады отражают материальные запасы на счете 105, который имеет 26 разрядов, а частные (коммерческие) – на счете 10 всего с 2 разрядами.
Согласно действующим ПБУ, любое дошкольное учреждение, вне зависимости от типа финансирования (поступления целевых средств), ведет учет хозяйственных операций, обязательств и имущества в национальной валюте. Собственное имущество учреждения учитывается отдельно от имущества других организаций. Одинаковыми являются требования к непрерывности бухучета. Он должен быть поставлен при регистрации учреждения. До реорганизации или ликвидации учет ведется непрерывно. Если фактическая деятельность учреждения прекращена раньше инициирования юридической процедуры реорганизации, ликвидации, налогоплательщик обязан представлять нулевую отчетность в ИФНС.
Согласно общим правилам частные и государственные детские сады отражают в учетных реестрах финансово-хозяйственные операции. Последние должны быть подтверждены первичной документацией, оформленной в соответствии с нормативными требованиями.
Что касается имущественного учета, здесь тоже без сюрпризов. Принцип двойной записи используют и государственные/муниципальные, и коммерческие учреждения.
Капиталовложения и текущие расходы организации учитывают отдельно. На подтверждение последних особое внимание стоит обратить бухгалтерам детских садов, использующих целевое финансирование. В коммерческих организациях проверки подтверждающей первички по затратам актуальны при использовании режимов налогообложения, которые учитывают расходы при определении налогооблагаемой базы.

Бюджетный и налоговый учет

Реализация общего бюджета – отдельная тема в дошкольных учреждениях. Для государственных детских актуален бюджетный учет. Его объекты отражаются в реестрах отдельно. Бухгалтеру учреждения, получающего целевое госфинансирование, приходится учитывать:
• бюджетные издержки и доходы;
• расчетные межбюджетные средства;
• хранящиеся в банке деньги;
• материальные ценности бюджетного учреждения.
Бухгалтерия коммерческого детского сада ведет учет по общим правилам. Отсутствие госфинансирования не требует выделения указанных выше секторов.
Специфика налогового учета в детском саду определяется особенностями применяемого режима налогообложения. Бюджетные дошкольные учреждения лишены выбора. Им доступна только общая система, требующая полноценного учета и уплаты различных налогов.
Коммерческие детские сады могут работать на ОСНО и УСН. Чаще всего дошкольные учреждения используют упрощенку. Это дает возможность оптимизировать налоговую нагрузку и максимально упростить бухучет. Упрощенка при получении целевых средств позволяет не учитывать их в налогообложении прибыли.

Налоговые льготы

Муниципальные, государственные дошкольные учреждения учитывают деньги, поступившие на содержание детей, как выручку. Полученный доход облагается налогом на прибыль организаций.
Частные детские сады являются плательщиками указанного выше налога на основании ст. 246 НК РФ. При этом, определяя налогооблагаемую базу, они не учитывают средства, поступившие на ведение уставной деятельности. Соответственно, возникает необходимость организации ведения раздельного учета.
Дошкольные учреждения могут пользоваться налоговыми льготами. Для них предусмотрена нулевая ставка по налогу на прибыль, согласно ст. 284 НК РФ.

НДС и налог на имущество

Государственные, муниципальные детские сады плательщиками НДС не являются. Услуги по содержанию детей, организации их обучения и досуга не относятся к числу налогооблагаемых операций (НК ст. 149).
Коммерческие дошкольные учреждения, согласно действующему законодательству, признаются плательщиками НДС. Налогом облагаются операции по реализации услуг. Освобождаются от НДС услуги, оказывающиеся в рамках реализации воспитательных проектов и целевых социальных программ. Полученные учреждением вне оказания услуг попечительские взносы и благотворительные взносы тоже не облагаются НДС.
Имущественный налог платят дошкольные учреждения, использующие ОСНО. Федеральных льгот для них не предусмотрено, но на региональном уровне они могут быть установлены.

Родительские деньги

Особой категорией поступлений в детских садах является родительская плата. Она обеспечивает содержание детей, устанавливается учредителем коммерческой организации и может периодически пересматриваться.
Родительская плата начисляется по табелю учета посещаемости. Основанием для уменьшения суммы взноса на содержание ребенка в детском саду является его отсутствие по болезни (подтверждение данного факта соответствующей справкой обязательно!), в связи с отпуском родителей (до 90 дней в год), в период карантина и т.п.
Родительская плата вносится в кассу или переводится на счет садика через банк. Бухгалтерия отражает ее в операционном журнале расчетов с дебиторами. Издержки, покрывающиеся родительской платой, учитываются в составе приносящей прибыль деятельности.
Свои особенности также имеет учет заработной платы персонала, питания сотрудников дошкольного учреждения. Соответствующим образом отражаться в бухгалтерских реестрах должны и другие расходы, например, на организацию мероприятий, покупку игрушек для детей. Обеспечить качество и непрерывность учета могут только высококвалифицированные специалисты. Бухгалтерия детского сада должна быть профессиональной!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *