Белоруссия налог на тунеядство

Налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Так появился известный далеко за пределами Беларуси «Налог на тунеядство», «Налог на безработных».

А 27 января 2018 года вступил в силу Декрет №1 «О содействии занятости населения», также подписанный Президентом и фактически отменяющий «Налог на тунеядство».

Но основные понятия «Налога на безработных» и определения «Социального иждивенчества» не ушли в прошлое с подписанием нового Декрета, а приобрели другие формы и породили далеко идущие следствия.

Потому имеет смысл вспомнить и Декрет №3, и ход его реализации, и предпосылки Декрета №1, и нынешнее положение дел.

Как все начиналось?

Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.

В ответ звучали серьезные возражения:

  • По мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд.
  • Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.
  • Было обоснованное замечание, что значительная часть свободных вакансий — это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Говорили для страны выгоднее оставить эти места незанятыми.
  • Упоминали, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму подоходного налога. Т.е. покупка коробки спичек – тоже пополнение бюджета.

Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.

В чем суть налога на тунеядство?

Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 базовых величин.

Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».

Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль декларирования доходов и имущества.

«Налог на тунеядство» не стал вариантом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. Это стало еще одной причиной для уклонения от любых контактов с налоговыми органами.

Кто не стал тунеядцем?

В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте);

Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, пребывания в ЛТП.;
  • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах;
  • работающие по трудовому договору или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • священнослужители, церковнослужители в религиозных организациях, члены монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей, налога при упрощенной системе налогообложения или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) пенсии, пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Под действие Декрета не попадали граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в города, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.

Что изменилось в налоге для тунеядцев, что осталось?

Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.

С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:

  • «налог на тунеядство» более не применяется и не упоминается как средство финансирования госрасходов;
  • уже внесенный Налог подлежит возврату плательщикам по их заявлению;
  • основной мерой воздействия на лиц не участвующих в финансировании госрасходов стала 100% оплата услуг субсидируемых государством.

Так с 1 января 2019 года те, кто не работает без объективных на то причин, должны оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября платить по экономически обоснованным тарифам также за газоснабжение и теплоснабжение.

Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.

Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В Белоруссии с «тунеядцев» больше не требуют налог. Чиновники придумали другой способ заставить их работать

Акция протеста против налога для «тунеядцев» в Минске, 15 марта 2017 года Viktor Drachev Виктор Дра

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». Документ заменит декрет, который в 2015 году обязал тех, кто работает меньше 183 дней в году, платить специальный налог. Его сразу назвали «налогом для тунеядцев». Новый документ отменяет этот налог, но вместо него вводит обязанность оплачивать полную стоимость «субсидируемых государством услуг» — это, например, плата за ЖКХ. Но и эту норму реализовать будет непросто.

Как в Белоруссии появился налог для «тунеядцев»

В 2013 году Михаил Мясникович — тогда премьер-министр Белоруссии, заявил, что около 450 тысяч человек в стране (население Белоруссии 9,5 миллионов человек) нигде не работают, «не вносят никакого вклада в развитие экономики и при этом пользуются социальными благами». Белорусские чиновники после этого несколько раз обсуждали, как заставить таких людей работать и платить налоги. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в 2014 году подвел итог: «Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать!»

В апреле 2015 года Лукашенко подписал декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Его стали называть декретом о «тунеядцах» — по аналогии с советским указом 1961 года, который требовал привлекать людей «без определенного рода занятий» к общественно-полезному труду. Согласно декрету, люди, которые отработали меньше 183 дней за год и официально не стояли на учете по безработице, должны были раз в год платить специальный налог. Тогда он составлял 3,6 миллиона белорусских рублей (около 13 тысяч российских рублей).

Что с этим налогом было не так

Уведомления из налоговой инспекции о том, что им нужно заплатить «налог на тунеядство», получили около 470 тысяч белорусов; заплатили его только около 50 тысяч человек. Иногда уведомления приходили тем, кто «тунеядцем» не являлся — например, инвалидам, женщинам в декрете, солдатам-срочникам. В соцсетях и оппозиционных СМИ публиковали портрет женщины, плачущей на приеме у чиновников из комиссии по вопросам «тунеядства». Героиня снимка — жительница Рогачева Валентина Чернышова — попала в «тунеядцы», потому что ей не хватило девяти дней до необходимых 183-х.

Постепенно декрет № 3 стал в Белоруссии одним из самых обсуждаемых — и осуждаемых — законодательных актов последних лет. Лукашенко пошел на уступки и заявил, что документ доработают. И действительно, в январе 2017 года в нем появилась норма, освобождающая от уплаты налога тех, кто находится «в трудной жизненной ситуации». Определять, достаточно ли трудна та или иная ситуация, было доверено властям на местах.

В феврале и марте 2017 года в Белоруссии прошла серия акций протеста против декрета о «тунеядцах». В «Марше рассерженных белорусов» 17 февраля в Минске участвовали около двух тысяч человек (таких акций протеста здесь не было с 2010 года). Они требовали отменить налог и жгли уведомления из налоговой инспекции. Аналогичные выступления — «марши нетунеядцев», прошли во многих городах Белоруссии.

В начале марта 2017 года Лукашенко поручил на год приостановить взыскание налога с «тунеядцев». Тем, кто его уже заплатил, стали возвращать деньги. Демонстрации не прекратились, тогда в ответ власти жестко разогнали митинг во время Дня Воли в Минске — были задержаны около 700 человек, около 150 из них были оштрафованы или арестованы.

Что теперь хотят от неработающих белорусов

Лукашенко подписал обновленную версию «декрета о тунеядстве» 25 января. Приостанавливая сбор налога, белорусской президент обещал только выверить списки тех, кто должен его платить. Однако фактически он подписал другой документ — декрет № 1 «О содействии занятости населения». С 1 января 2019 года неработающим гражданам нужно будет платить полную стоимость «субсидируемых государством услуг».

Белорусские чиновники уже заявили, что новый декрет, как и прежний, будет стимулировать занятость. Остается неизвестным, изменятся ли критерии для попадания в «тунеядцы». Нет точных сведений и о том, за какие услуги надо будет платить 100% их стоимости. Правительство разъяснит это в ближайшие месяцы. По словам депутата белорусского парламента Тамары Красовской, которая участвовала в разработке декрета № 1, речь идет про стопроцентное возмещение затрат на коммунальные услуги (сейчас белорусы оплачивают около 70% их стоимости, остальное компенсирует государство). Белорусские эксперты считают, что реализовать и этот декрет будет трудно. Например, непонятно, как «тунеядец» будет платить полную стоимость услуг ЖКХ, если в квартире с ним живут другие люди — и они работают в обычном режиме.

Протест против налога для «тунеядцев»

  • Рассерженные белорусы Как зародилось, а потом затухло протестное движение «тунеядцев» в Белоруссии. Фотоистория Максима Сарычева

Ольга Корелина

  • Напишите нам

Белорусов оскорбил налог на тунеядство

Вероника — безработная, математик по образованию. Она уверяет, что тема тунеядцев давно вышла за рамки разговоров на белорусской кухне. По словам женщины, с работой в стране сейчас трудно.

Вероника, гражданка Белоруссии: «При любом раскладе, при любом стечении обстоятельств, при любом исходе налог платить не буду».

Но как же быть с последствиями? Неуплата карается приличным штрафом, административным арестом на 15 суток и запретом на выезд за границу.

Вероника: «Вы знаете, это ужасно, это просто несправедливо. Это принудительный труд, фактически принудительный труд, который уже в цивилизованном мире не используется. Ведь рабский труд — он не производителен».

Документ, подписанный президентом Лукашенко апреле 2015-го, спустя полтора года вызвал протесты, которых власти никак не ждали. Сначала недовольство было тихим и звучало в Интернете: блоги, видеообращения с миллионами просмотров, мастер-классы по затягиванию переписки с налоговой и сбор подписей за отмену. Затем акции стали громкими — с гремящими кастрюлями и файерами.

«Марш рассерженных белорусов» — несанкционированная акция от оппозиции. На нее пришли несколько тысяч человек. Это был самый крупный публичный протест в столице за последние 7 лет. Апофеоз — сжигание в кастрюле уведомлений об уплате сбора. Причем митингуют не только в Минске, но и в провинциальном Гомеле.

Официально документ, вызвавший столь неоднозначную реакцию, называется «Декретом о профилактике социального иждивенчества», но иначе как как законом о тунеядстве его никто не называет, вплоть до официальных СМИ и первых лиц государства. Как передает корреспондент НТВ Сергей Савин, на белорусском тунеядец звучит еще жестче — дармоед.

Президент Александр Лукашенко даже извинился: мол, это не он ввел терминологию из советского прошлого — в законе о тунеядцах действительно нет ни слова, — но ничего отменять он пока не намерен.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «И чего беспокоится 95% населения? Вы спокойно работаете, платите налоги. Это документ касается небольшой части населения. Мы таким образом этих людей подталкиваем, чтобы они работали. Но мы не заставляем, чтобы они работали. Если жена не хочет работать, то не надо, иди и заплати за услугу эти копейки».

В стране с населением 9,5 миллиона «письма счастья», как их здесь называют, выслали 470 тысячам человек. То есть каждому пятому жителю Белоруссии. Это в разы больше цифр официальной статистики по безработице.

Беларусь обновила декрет о «социальном иждивенчестве», приняв новый декрет о «содействии гражданам в трудоустройстве», «стимулировании занятости» и проведении профилактической работы с «асоциальными элементами». Новый декрет дает право местным комиссиям без суда и по своему усмотрению отправлять «асоциальных» граждан в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) сроком до года.

Декрет №1 «О содействии занятости населения», который президент Александр Лукашенко подписал 25 января 2018 года, оказался не новым, а уже известным, но «изложенным в новой редакции» декретом №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении социального иждивенчества».

А поскольку местным органам власти в декрете №1 отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета, провластные кандидаты на местных выборах 18 февраля получили для общения с электоратом тему о том, как они будут трудоустраивать добропорядочных граждан и принуждать к выполнению общественного долга менее добропорядочных.

Официальный телеканал АТН уже назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами».

Беларусь, возможно, не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Ведь понятие социального договора подразумевает соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением. В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически бог и царь.

Есть и приятная новость: сборы на финансирование госрасходов, которые уже были уплачены гражданами по декрету № 3, Министерство по налогам и сборам обещало вернуть. Правда, сроки возврата не обозначены, а механизм неясен. Известно только, что желающим нужно будет написать заявление о возврате.

Но в декрете пока нет главного: определения того, кто, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц. И то и другое должен определить Совет министров, причем, к 1 апреля 2018 года, что привносит дополнительный смысловой оттенок. Кроме того, в декрете №1 появилась «ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни» — новое понятие, которого не было в старой редакции декрета №3. Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП).

Решение о том, кто ведет образ жизни, достаточно асоциальный, чтобы быть подвергнутым ресоциализации, будут принимать чиновники, входящие в «комиссии по трудоустройству». Декрет №1 легализует деятельность этих комиссий, уже существующих по факту, и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц. Более того, по причине отсутствия правовой базы, подобные решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников. В настоящее время помимо поиска работы для тех, кто желает ее найти, комиссии составляют списки лиц, по каким-либо причинам не желающих трудоустраиваться официально — потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

При таком подходе очень легко будет признать неудобного властям гражданского активиста лицом, ведущим асоциальный образ жизни, и отправить его без суда в ЛТП. Таким образом, белорусские власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала, поскольку ответственность легко свалить на местных чиновников.

«Раньше в ЛТП отправлял только суд, и только лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. И еще тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности. Что теперь? Если буквально понимать декрет, то любого тунеядца исполком сможет отправить в ЛТП сроком до 12 месяцев… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности», — пояснил ситуацию юрист Александр Жук на своей странице в «Фейсбуке».

Что касается общей логики обоих вариантов декрета, то она основана на утверждении, что «тунеядцы» не платят налоги. Но 52% доходной части бюджета Беларуси на 2018 год составляет 20-процентный налог на добавленную стоимость, которым облагаются покупки граждан и юридических лиц. Работает гражданин или нет, он становится налогоплательщиком, придя за покупками в магазин.

Вместо ежегодного «сбора на финансирование государственных расходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввел «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости». Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть, не платящих подоходных налогов. Ни услуги, подлежащие оплате, ни их полная стоимость, декретом тоже не определены. Разобраться в этом вопросе также должен Совет министров Беларуси, и тоже к 1 апреля 2018 года. Определенно, никто в Беларусь еще не получал шанса на столь яркую первоапрельскую шутку.

И хотя председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Тамара Красовская уточнила, что к оплате по полной стоимости будут выставлены услуги ЖКХ, это не внесло полной ясности. Дело в том, что с 1 января нынешнего года все плательщики будут обязаны оплачивать 100% стоимости услуг ЖКХ, кроме тепловой энергии. Ограничится ли Совмин взиманием с «тунеядцев» полной стоимости отопления и горячей воды, или введет оплату за другие госуслуги, бесплатность которых сегодня гарантируется конституцией? К примеру, в статье 45 конституции гражданам Белоруссии гарантируется право на бесплатное лечение в госучреждениях, без оговорок о трудоустройстве. «Интересно, а звонок в милицию, пожарным, в скорую помощь тоже станет платным?» — задался вопросом видеоблогер Марат Минский.

В целом, весь декрет № 1, по мнению экспертов, носит крайне неконкретный характер. «Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», — заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин. А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что «в новом декрете заложены мины», которые приведут к серьезным последствиям при внедрении закона. Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, и новый № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане — как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста. В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы. Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения, «тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи — меньше 10% от общего числа попавших под действие закона. Вместо планируемых 100 миллионов долларов это принесло в бюджет порядка 7,14 миллиона долларов — сумму в масштабах государства более чем скромную.

Также выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо, как, впрочем, и государственная система трудоустройства. Что в небольших городах работы просто нет. Наконец, декрет №3 не предусматривал множества ситуаций, отчего в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов. Механизм применения декрета пришлось корректировать на ходу, изменив и приняв за 34 месяца его действия 109 нормативных актов, и все равно он работал неэффективно. В то же время в обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того, чтобы оказать им помощь. Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных, а уличные протесты достигли масштабов, каких Беларусь не знала с середины 90-х годов.

В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января.

Иносми.ру(EurasiaNet)

Документ был опубликован в четверг, 25 января, и сразу вступил в силу. Он отменил налог на тунеядство (официально — сбор на финансирование государственных расходов), но ввел другое денежное наказание для тех, кто не хочет работать. С 1 января 2019 года тунеядцам придется полностью оплачивать некоторые услуги, которые для остальных субсидирует государство.

«Комсомолка» нашла ответы на наивные вопросы о документе.

Зачем нужен новый декрет?

Год назад Александр Лукашенко приостановил действие декрета о тунеядстве и поручил его доработать. Теперь чиновники подчеркивают: декрет №1 — это не «работа над ошибками», а принципиально новый документ. Его цель — помочь найти работу всем, кто этого хочет.

— Декрет нацелен на максимальное содействие гражданам в трудоустройстве, обеспечение их легальной занятостью, и основан на принципе социальной справедливости и участия всех граждан в жизни общества, — рассказал на пресс-конференции первый замминистра труда и соцзащиты Андрей Лобович.

Теперь государство будет каждый год определять, в каких регионах хуже всего с работой. Туда направят дополнительные деньги на консультации безработных, переобучение, организацию оплачиваемых общественных работ и так далее.

Следить за выполнением требований декрета будут постоянные комиссии при исполкомах, в которые войдут депутаты, представители органов по труду, МВД, ЖКХ, общественных организаций. Эти же комиссии будут решать вопросы, связанные с тунеядцами: например, разбираться, почему люди в трудоспособном возрасте нигде не работают.

Получается, налог на тунеядство отменили?

Да. Но неработающих все равно накажут рублем.

— Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги, определяемые Совмином, по ценам и тарифами, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, — сообщил Андрей Лобович.

Проще говоря, тунеядцам придется по полной платить за услуги, с оплатой которых остальным помогает государство. Раньше тунеядцам нужно было платить сбор на финансирование госрасходов, а теперь они будут финансировать госрасходы напрямую. Разница — в сумме. Сбор был фиксированным — 20 базовых величин (сейчас это 490 рублей). С 2019 года у каждого будет своя сумма, которая может получиться как больше, так и меньше.

Что тунеядцы будут оплачивать полностью?

Пока неизвестно, перечень Совмин определит до 1 апреля. Но среди услуг, которые субсидирует государство, — медицина, образование, коммуналка, общественный транспорт…

— Во время обсуждения декрета речь шла только о жилищно-коммунальных услугах, — уточнила Тамара Красовская, председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.

— Актуальна ли эта мера, если учитывать, что правительство планирует выход на стопроцентную оплату коммуналки для всех?

— Это решение будет приниматься только правительством. Мы поработаем в регионах, будем советоваться с людьми и видеть, как это будет работать на практике. (…) Сегодня трудно и преждевременно говорить, какой это будет перечень услуг, — ответила Тамара Красовская.

Если в квартире живут неработающий и работающий человек, как неработающий будет оплачивать «свою» полную коммуналку?

На этот вопрос ответа пока нет. При этом чиновники заверили, что сохранится механизм «сложных жизненных ситуаций», который появился во времена первого декрета. То есть человек сможет обратиться в комиссию при исполкоме и попросить освободить его от финансирования госрасходов. А теперь это смогут сделать еще и члены его семьи. Судя по всему, в представлении чиновников это выглядит как-то так: работающая жена неработающего мужа сможет прийти в комиссию, рассказать об их (или его) тяжелой жизненной ситуации и попросить разрешения не платить полную коммуналку.

— Заявление могут оставить члены семьи, проживающие с гражданином, который не участвует в экономике. Придет мама и скажет: у меня социальная проблема в семье, сын не хочет работать, — привела пример Тамара Красовская. — Это еще один ключевой момент, для чего создаются комиссии: не только для содействия занятости, но и для того, чтобы увидеть, в какой ситуации живет семья. Определить, почему человек пьет, почему не работает, подключить другие органы. (…) Например, есть люди, которые скрывают, что у них мама или папа болеют тяжелыми онкологическими заболеваниями, и они ухаживали за ними целый год. Поэтому комиссия будет принимать решение, что человек оказался в трудной жизненной ситуации.

Как тунеядец узнает, что он тунеядец?

Раньше извещения об уплате сбора приходили заказным письмом, было разослано более 470 тысяч таких посланий. Что теперь?

— Граждане узнают об этом от местных органов власти. Задача местных органов власти — дойти до каждого, кто потенциально попадет в эти списки, и оказать им содействие, предложить свои услуги в трудоустройстве, — сказал Андрей Лобович.

Напомним, в предыдущем декрете тунеядцами считались люди, которые за год проработали меньше 183 дней. Были исключения: пенсионеры, студенты, солдаты-срочники, декретницы, те, кто живет за границей, и так далее. Кому теперь придется полностью оплачивать услуги, тоже решат до 1 апреля.

Как будут выявлять тех, кто может, но не хочет работать?

Как и в прошлый раз, правительство хочет создать специальную базу, в которую попадут все неработающие белорусы трудоспособного возраста. Составят ее в два этапа. Сначала — на уровне страны на основе республиканских информационных источников (например, данных того же Фонда соцзащиты). Потом отфильтруют на местном уровне.

В прошлый раз база, прямо скажем, не удалась. Тысячам людей извещения приходили по ошибке.

— Потому мы и предлагаем двухуровневое формирование этих баз. Местные органы власти знают людей, которые живут на их территории, имеют больше возможностей дойти до каждого человека, выяснить, чем он занимается. Только после отработки на местах будут формироваться и утверждаться списки, чтобы исключить моменты, которые были, — ответил Андрей Лобович.

Увеличится ли пособие по безработице?

Сейчас пособие по безработице не может быть больше 49 рублей (2 базовые величины). В правительстве не раз обещали увеличить его хотя бы до бюджета прожиточного минимума (сейчас это 197 руб. 81 коп.) или даже ввести страхование от безработицы. Но в новом декрете пособия решили не трогать.

— Пока эти меры признаны преждевременными, и вопрос увеличения размера пособий по безработице правительством не рассматривается, — рассказал Андрей Лобович.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

— Суть указа осталась такой же. Если человек не работает, он должен платить. Везде в мире помогают безработным, а мы их пытаемся наказать. Ни к повышению доходов бюджета, ни к стимулированию занятости такой подход не приведет, — уверена академический директор исследовательского центра BEROC Катерина Борнукова.

— Идея нового декрета более здравая. В прошлый раз было странно пытаться взимать налог за ничто, у «тунеядского» налога не было налоговой базы, все равно что взимать налог на воздух или дождь. Идея перехода на 100%-ную оплату услуг гораздо лучше. Подобное применяется во многих странах, в том числе в Евросоюзе, — объяснил «КП» руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин.

Выплаты по декрету №1 могут быть больше, чем по декрету №3.

В четверг вечером пресс-служба Лукашенко сообщила, что он подписал декрет №1. Суть его, по словам министра труда Ирины Костевич, — содействовать трудоустройству граждан. Фактически декрет отменяет прямой «налог на тунеядство». Но грустная новость в том, что платить им все же придется. Будет ли эта сумма меньше суммы налога? В этом вопросе разбиралось издание onliner.by.

Что произошло?

Был декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно этому декрету, лица, которые отработали в год меньше 183 дней, должны были уплатить своеобразный «налог на тунеядство», или, как его называли чиновники, «сбор на финансирование госрасходов». Он составлял 20 базовых величин (на тот момент 360 рублей). Министерство по налогам и сборам подсчитало, что в стране 440 тыс. «тунеядцев». Правда, уплатили сбор только 10% от всех. Остальные упорно сопротивлялись, митинговали, судились и возмущались.

В марте прошлого года президент заявил, что декрет отложили на год, «тунеядцам» разрешили пока не платить налог, но сам налог не отменили. Президент поручил разработать поправки в декрет. Создали специальную комиссию, Министерство труда внесло поправки — список «тунеядцев» сократили. Президент попросил передать местным органам власти «полномочия и рычаги воздействия» для решения ситуации. Обсуждение шло вплоть до осени прошлого года, а в октябре обновленный декрет №3 уже представили президенту. Текста обновленного документа общественности не показали. Главные идеи, которые исходили от чиновников: никакой отмены сбора не будет, нужно заставить тех, кто может, но не хочет работать, «тунеядцы» должны будут заплатить 100% от «тех затрат, которые сегодня льготируются со стороны государства». Также тогда стало известно, что декрет изменит название и станет декретом «По содействию занятости».

В декабре прошлого года вице-премьер Василий Жарко заявил, что обновленный декрет №3 вступит в силу с 1 января 2019 года. А 25 января стало известно, что президент подписал уже декрет №1 с названием «По содействию занятости».

Что теперь будет?

Как объяснила БЕЛТА министр труда Ирина Костевич, декрет предусматривает, что трудоспособные белорусы, которые не заняты в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Норма вступает в силу с 1 января будущего года.

— Таким образом, у человека есть практически год, чтобы определить свой статус и при желании поменять его, — добавила министр.

Так что, декрет №3 все-таки отменили?

По сути, новый декрет освобождает «тунеядцев» от уплаты сбора на финансирование госрасходов. Неизвестно, остается ли старая норма о том, что «тунеядцами» признаются те, кто работал меньше 183 дней в году. По крайней мере на данный момент пресс-служба Лукашенко не сообщила о том, что она отменена.

Какие услуги будут оплачивать «тунеядцы»?

Перечень услуг и порядок расчета правительство должно определить до 1 апреля нынешнего года. Пока неясно, будут ли тунеядцы оплачивать расходы на милицию, чиновников, военных и остальные расходы, на которые идут деньги налогоплательщиков.

Как будут определять, кто должен платить, а кто нет?

По словам министра труда, будут формироваться некие базы данных трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике. Формировать их будет правительство. Они должны определить перечень категорий граждан в месячный срок.

— В ближайшее время правительство определит порядок формирования и ведения базы. Предполагается, что механизм формирования будет двухуровневым. На первом этапе на республиканском уровне будет формироваться основная база данных на основе республиканских информационных ресурсов. Второй этап, местный уровень — корректировка основной базы местными органами с учетом имеющихся у них информационных ресурсов и иной информации.

— Сведения из базы данных будут использоваться на местах в первую очередь для оказания содействия неработающим гражданам в трудоустройстве. По результатам этой работы местные органы и будут решать вопрос о предоставлении конкретному человеку услуг с возмещением затрат, — отметила Костевич.

Напомним, в прошлом году Министерство труда предлагало ввести для всех ID-карты, чтобы точно отслеживать, работает человек или нет.

Так тунеядцам теперь больше выгоды или нет?

Все зависит от того, какие услуги правительство включит в перечень и по каким критериям будет считать. Для сравнения, только расходы на медицину в Минске на 2018 год запланированы в расчете 400 рублей на человека. Если правительство решит отталкиваться от этой суммы, то только оплата этой одной позиции будет сопоставима с «налогом на тунеядство» (20 базовых на данный момент — это 460 рублей). Если сюда добавится оплата 100% коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте, то сумма будет намного больше.

Я езжу на своем авто, хожу в частные медицинские центры и за «коммуналку» и так плачу 100% — можно будет вычесть все это?

Пока информации о том, как будут рассчитывать оплату услуг для «тунеядцев», нет, этот вопрос остается открытым.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *