Авторское вознаграждение

Содержание

Статьи 1273 — 1280 ГК РФ устанавливают ряд ограничений исключительных прав. При их применении следует учитывать положения абзаца второго п. 5 ст. 1229 ГК РФ, согласно которым ограничения исключительных прав «устанавливаются при условии, что они не наносят неоправданный ущерб обычному использованию результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей».

Данные положения имеют правоориентирующий смысл, устанавливая, что даже в тех случаях, когда ГК РФ предусматривает ограничения исключительных прав, такие ограничения не должны наносить неоправданный ущерб нормальному использованию произведения и не должны ущемлять необоснованным образом законные интересы авторов и иных правообладателей. По своей сути данные положения чрезвычайно близки к так называемому «принципу трехшаговой проверки», закрепляемому п. 2 ст. 9 Бернской конвенции в отношении возможных исключений из права на воспроизведение, который подробно анализируется далее при рассмотрении положений Бернской конвенции.

Международная практика пошла по пути, согласно которому ограничения авторских прав могут устанавливаться каждым государством по собственному усмотрению, но только в тех пределах, в которых это допускается заключенными таким государством международными договорами в сфере авторских прав. Кроме того, в случае если ограничение авторских прав необходимо, но ᴇᴦο установление может привести к причинению значительных убытков правообладателям, должны быть установлены особые выплаты, направленные на компенсацию возможного ущерба в результате действия соответствующего ограничения.

В связи с этим предусмотренные Кодексом ограничения исключительных прав на произведения могут быть разделены на две группы˸

1) случаи так называемого свободного использования произведений, когда осуществление соответствующих видов использования произведений возможно без получения согласия от правообладателей и без выплаты им вознаграждения;

2) случаи установления компенсационных выплат или так называемых принудительных лицензий («лицензий по закону»), в соответствии с которыми допускается использование произведений без согласия правообладателей, но при этом предусматривается особый механизм выплаты им вознаграждения. Так, в соответствии со ст. 1245 ГК РФ должно собираться особое вознаграждение с импортеров и производителей звуко- и видеозаписывающего оборудования и используемых для звуко- и видеозаписей материальных носителей, чтобы компенсировать потери правообладателей при копировании в личных целях фонограмм и аудиовизуальных произведений (так называемом домашнем копировании).

Ограничения исключительных прав. Компенсационное вознаграждение. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Ограничения исключительных прав. Компенсационное вознаграждение.» 2015, 2017-2018.

Авторское вознаграждение

Авторское вознаграждение, расчет и выплата

Гражданское законодательство России предусматривает право автора получать вознаграждение за использование произведений третьими лицами. Это представляется вполне логичным, ведь любая работа должна оплачиваться, и интеллектуальная, творческая деятельность — не исключение.
Если человек вкладывает талант и силы в создание произведения, тратит на это время и ресурсы, он должен иметь возможность получить материальную или иную выгоду.

Существует несколько путей получить авторское вознаграждение, рассмотрим их по порядку:

Авторское вознаграждение по договору

Авторское вознаграждение по договору авторского заказа

Авторское вознаграждение за служебное произведение

Доходы от коллективного управления правами

Кто может претендовать на авторское вознаграждение

Расчет и выплаты авторского вознаграждения

Авторское вознаграждение по договору

Это первый и самый распространенный способ получения авторского вознаграждения. Когда произведение уже создано, автор может передать свои права на произведение третьему лицу — организации, которая осуществит издание этого произведения или иным способом начнет его коммерческое использование.
Передача прав возможна на двух основах:

1) временное предоставление прав (лицензионный договор, статья 1235 Гражданского кодекса);

2) полная передача прав (договор об отчуждении исключительных прав, статья 1234 Гражданского кодекса).

Решение вопроса о вознаграждении является существенным условием таких договоров. Иными словами, любые договоры могут быть заключены и на безвозмездной основе, однако отсутствие упоминания о вознаграждении в договоре автоматически приводит к признанию его незаключенным. Следовательно, необходимо особенно внимательно подходить к этому условию при составлении договора.

Вознаграждение по договору авторского заказа

Несмотря на то, что его можно было бы отнести и к первой категории, авторское вознаграждение по договору авторского заказа следует вынести отдельным пунктом ввиду иного характера деятельности автора.

Если в первом случае был рассмотрен вариант, когда предоставлялись права на уже созданное произведение, то по договору авторского заказа (статья 1288 Гражданского кодекса), автор обязуется создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства по заказу. Данное условие является очень важным, поскольку может ограничить свободу творчества автора рамками задания заказчика. В договоре необходимо максимально точно отразить какой результат заказчик хочет получить и какие требования предъявляются к будущему произведению. Переход исключительных прав на созданное по договору авторского заказа произведение может осуществляться как на условиях лицензионного договора, так и на условиях договора об отчуждении исключительных прав. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяется договором.

Вознаграждение за служебное произведение

Создание служебного произведения отчасти схоже с созданием произведения по договору авторского заказа, с той разницей, что заказчик в данном случае является работодателем автора.

Личные неимущественные права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору (статья 1295 Гражданского кодекса). В то время как исключительные права на такое произведение, то есть право использовать произведение, принадлежит работодателю, если договором не будет предусмотрено иных условий о распределении прав.

Следует обратить особое внимание на условия, при которых у автора возникает право на вознаграждение за служебное произведение:

В течение трех лет с даты предоставления произведения работодатель должен произвести одно из следующих действий: начать использование произведения, передать права третьим лицам или сообщить автору о сохранении произведения в тайне. Если данное условие выполняется, то у автора возникает право на вознаграждение.

По истечению трехлетнего срока, если работодателем не были предприняты указанные действия, исключительные права на произведение возвращаются к автору. Однако в этом случае у работодателя остается право использовать произведение, исключительные права на которое принадлежит автору, на условиях простой (неисключительной) лицензии, с выплатой вознаграждения.
Условия о размере и порядке выплаты вознаграждения указываются в договоре, заключаемом между работодателем и автором. Неверное отражение договоренностей может привести к судебным разбирательствам.

Доходы от коллективного управления правами

В случаях, когда осуществление прав автором затруднено или когда законом допускается использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, авторы и иные обладатели авторских прав вправе создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.
Рассмотрим основные случаи использования произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения.
1. В соответствии со статьей 1263 Гражданского кодекса в случае, если музыкальное произведение было использовано в аудиовизуальном произведении (например в фильме, рекламном ролике и т.п.) у автора музыкального произведения сохраняется право на получение вознаграждения за использование музыкального произведения при показе данного аудиовизуального произведения.
2. Авторы и иные правообладатели имеют право на получение вознаграждения за воспроизведение (копирование) фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245 Гражданского кодекса). Такое вознаграждение носит компенсационный характер и выплачивается за счет средств, собранных аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе с изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
3. Художники, авторы произведений изобразительного искусства и рукописей, продавшие оригиналы своих произведений, сохраняют право на получение вознаграждение в виде процентных отчислений от цены каждой дальнейшей перепродажи такого оригинала, если в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Такое право называется правом следования, статья 1293 Гражданского кодекса.

Кто может претендовать на авторское вознаграждение

В первую очередь сам автор. Право на вознаграждение возникает у автора одновременно с авторскими правами на произведение. Однако такое право может переходить к иным лицам. Право получать вознаграждение за использование произведения может переходить одновременно с исключительными правами по наследству, передаваться по договору, переходить от одного юридического лица к другом в результате правопреемства, например, при реорганизации.

Расчет и выплаты авторского вознаграждения

Законодательно предусмотрено несколько вариантов начисления и выплаты вознаграждения. В абсолютном большинстве случаев размера вторского вознаграждения определяется договором между автором или иным правообладателем и приобретателем права (пользователем, лицензиатом). Однако в некоторых случаях, размер вознаграждения может устанавливаться и государством, как, например, в случае с правом следования, рассмотренном выше.
Помимо размера авторского вознаграждения, при заключении договоров следует обратить внимание и на способ выплаты. В соответствии с законом вознаграждение за использование произведения по договору может выплачиваться в одной из следующих форм:
— фиксированные разовые или периодические платежи;

— процентные отчисления от доходов (выручки) — роялти;

— в иной форме.

Таким образом законодательство оставляет за сторонами договора широкий выбор форм выплаты вознаграждения, удобный для сторон.
Как мы видим, авторское вознаграждение — важная часть взаимодействия автора (правообладателя) с пользователем произведения. Неверное договорное закрепление условий об авторском вознаграждении может привести не только к претензиям и судебным спорам, но и к недействительности самого договора.

Лицензионный авторский договор — передача авторских прав

Заключение Авторского договора

Проверить или заказать проект лицензионного договора

Консультация: ; Задать вопрос юристу

Статьи и новости по теме:

27.09.2018 Роскомнадзор заявляет президенту о гигантской работе

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался

11.10.2017 Что делать, если нашли ваши изображения, фотографии или статьи на чужом сайте

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем?

11.07.2017 Евросоюз принял Марракешский договор с вознаграждением издателям и авторам

Европарламент принял правовые документы для ратификации Марракешского договора о доступе к материалам для чтения для слабовидящих

Авторский гонорар

Смотреть что такое «Авторский гонорар» в других словарях:

  • Авторский гонорар — денежное вознаграждение, выплачиваемое автору или его наследникам за использование произведения науки, литературы или искусства. Выбор ставки авторского гонорара производится на основе соглашения автора с организацией, использующей его… … Финансовый словарь

  • Авторский гонорар — см. Авт. вознаграждение … Издательский словарь-справочник

  • Авторский гонорар — (от лат honorarium вознаграждение за услуги; англ. author s fee/royalty) вознаграждение, выплачиваемое автору (или его наследникам) за использование произведения науки, литературы или искусства. А.г. зависит от вида и, как правило, от объема… … Энциклопедия права

  • АВТОРСКИЙ ГОНОРАР — вознаграждение, выплачиваемое автору (или его наследникам) за использование произведения науки, литературы или искусства. Выбор ставки А.г. производится на основе соглашения автора с организацией, использующей его произведение, и фиксируется в их … Юридическая энциклопедия

  • АВТОРСКИЙ ГОНОРАР — вознаграждение, выплачиваемое автору (или его наследникам) за использование произведения науки, литературы или искусства. Выбор ставки А. г. производится на основе соглашения автора с организацией, использующей его произведение, и фиксируется в… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Авторский гонорар — см. Ройялти … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • РОЯЛТИ/АВТОРСКИЙ ГОНОРАР — (royalty) Плата за право использовать собственность другого лица с целью извлечения прибыли. Речь может идти об интеллектуальной собственности (intellectual property), например о книге (cм.: авторское право (copyright) или изобретении (cм.:… … Словарь бизнес-терминов

  • РОЯЛТИ/АВТОРСКИЙ ГОНОРАР — (royalty) Плата за право использовать собственность другого лица с целью извлечения прибыли. Речь может идти об интеллектуальной собственности (intellectual property), например о книге или изобретении. См.: патент (patent). Это может быть также… … Финансовый словарь

  • РОЯЛТИ, АВТОРСКИЙ ГОНОРАР — (royalties) Плата, которую владельцы добывающих предприятий платят собственникам природных ресурсов (руды, нефти) за право добычи. Этот вид платежей получил свое название от английского слова royal ( королевский ), так как часто владельцами недр… … Экономический словарь

  • роялти, компенсация, авторский гонорар, плата за право — Компенсация, выплачиваемая владельцу прав на использование собственности: патента, материалов, защищенных авторским правом, или природных ресурсов. Например, изобретатель может получать согласованный процент за производство и продажу своего… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

Добавлено в закладки: 0

Что такое гонорар? Описание и определение понятия

Гонорар – это вознаграждение, которое выражено в денежной форме, выплачиваемое автору литературного произведения или произведения в другой сфере искусства, за использование этого произведения. Размер гонорара может зависеть от многих факторов, среди которых основными можно считать объем, характер произведения, способ его распространения, тираж, количество предыдущих изданий. Автор сохраняет за собой право на получение гонорара в течение всей жизни, а после его смерти оно переходит к его наследникам.

Рассмотрим более детально термин гонорар.

Авторский гонорар в России

В первой четверти XIX века книжная торговля в Российской Империи была очень слабый, но все-таки издательство получили незначительный доход, при том что автору произведений гонорар не выплачивается.

Кроме того существовало сильное предубеждение против литературный заработок: получать плату за свои сочинению, особенно за стихи, казалось практически святотатством, оскорблением своего поэтического творчества, неуважения к искусству.

Сегодня в России отношения, которые возникают в связи с создания произведения науки, литературы и искусства, в том числе и гонорару. Публикуя произведение науки, литература и искусства, издательство выплачивают вознаграждения их авторам (авторский гонорар) в согласии с договором. Выплатой гонорара может быть предусмотрена в форме фиксированная разовая или периодическая плата процентных отчислений от дохода (выручки) либо иная форма.

В 2000-х годах авторский гонорар в России составлял в среднем 15 % от стоимость каждой книги, в то время издательство «Манн, Иванов и Фербер» выплачивает гонорар, «составляющий 10 % от оптовой цены» книги.

Адвокатский гонорар

Предпосылки существовать подобную форму оплаты услуг адвоката лежит в экономической сфере. Ее основной достоинства для клиента является обеспечивать доступ к квалифицированной юридической помощи. Не производя никаких первоначальных финансовые траты, клиент получает возможность защищать или восстанавливать свое право. Для адвоката же гонорар успеха служат методом привлечения и удержанием своих клиентов.

Однако использовать гонорар успеха может повлечь за собой негативных последствий как правового, так и экономического свойства. Рассмотрим некоторые правовой и этический “подводные камни”, которые могут встретиться при использовании в практической деятельности адвокатом гонорара успеха.

Цена услуги адвоката — это размер его гонорара. По условиям рынка она формируется по рыночному закону и в основном может носить договорный характер, который основается на спросе и предложении.

Определению стоимости адвокатской услуги предшествует два фактора. Во-первых, финансовые отношения клиента и адвоката должны быть соответствующие адвокатской этике, и, во-вторых, обеспечивает адвокату основу его финансового благополучия.

Рассмотрим этические правила, которые выработаны и закреплены по ходу адвокатской практики, обязующие адвоката руководствоваться при финансового отношения со своим клиентом.

Правило затраченного труда. В основе адвокатского гонорара должен лежать затраченный труд, а не продукт деятельности. Предметом договора между адвокатом и доверителем должен являться не результат (например, положительное решение суда по делу), а сама деятельность по предоставлению юридической помощи. Адвоката можно считать надлежаще исполнившим свои обязательства, в случае когда он совершил все указанные в соглашении с клиентом действия. В таком случае этом отказ доверителя оплачивать услуги фактически оказанных ему услуг не возможен. Например, клиент хочет отказаться оплатить адвокату гонорар, приводя аргументы на то обстоятельство, что суд полностью произвел отказ в иске по делу, в котором участвует адвокат.

Pactum de quota litis. Адвоката ограничивают в заключении pactum de quota litis. Под понятием «pactum de quota litis» можно понимать соглашение, которое заключается между адвокатом и клиентом до вынесения заключительного решения относительно дела, которое находится в разбирательстве, в котором клиент будет являться одной из заинтересованных сторон. Производя заключение соглашения с подобными условиями, клиент обязуется в случае вынесения решения в его пользу выплачивать адвокату вознаграждение в виде денежной суммы или с помощью какой-либо другой формы оплаты. В поверенном праве России включать подобное условие в cоглашение с клиентом ограничено. Согласно правилам адвокатской этики адвокату необходимо воздержаться от заключения соглашения о гонораре, при котором выплату вознаграждения ставят в зависимость от окончания дела в пользу доверителя. Это правило не может распространяться на имущественные споры, по которым вознаграждение может определиться пропорционально цене иска в случае успешности завершения дела. Например, в соглашение с клиентом нельзя включить следующее условие: «В случае назначения клиенту наказания, не связанного с лишением свободы, адвокат получает премию в размере 50000 рублей.»

Свобода определения размера гонорара

В поверенном праве нет никаких верхних и нижних рамок размеров адвокатского гонорара. Гонорар адвоката определяют соглашением сторон и можно учесть объем и сложность работы, продолжительность времени, необходимого для ее выполнения, опыт и квалификацию адвоката, сроки, степень срочности выполнения работы и иные обстоятельства. Единственное важное условие при этом является требование о том, чтобы размер гонорара адвоката нужно заблаговременно сообщить клиенту в полном объеме.

Запрет уступки денежного требования к клиенту. Адвокат не имеет возможности уступить право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению кому бы то ни было. В случае когда по общему правилу кредитор может уступить свое требование не обращаясь за согласием к должнику, то по финансовому обязательству которое существует между адвокатом и клиентом это запрещено. К примеру, если клиент откажется оплатить уже оказанную адвокатом услугу. Адвокат не имеет права «продать» этот долг лицам, которые профессионально занимаются возвратом долгов. Он будет обязан или простить долг клиенту, или самостоятельно разрешить эту проблему.

Предварительная выплата гонорара. Адвокату не только не позволено, но он и обязан стремиться к получению своего гонорара как аванс. Это можно связать с минимизацией риска при отказе клиента от оплаты оказанных ему адвокатских услуг. В случае если данные услуги не осуществлены клиентом предварительной выплаты адвокат имеет право отказаться в дальнейшем участвовать в разбирательстве дела или предоставлять услуги клиента.

Ограничение присвоения предмета спора. Адвокату запрещается любым способом приобрести в личных интересах имущество и имущественные права, которые являются предметом спора, в котором адвокат принимает участие как лицо, которое оказывает юридическую помощь. К примеру, адвокат участвует в споре по вопросу недвижимости. При этом он не может, воспользоваться ставшей известной ему информация и своим влиянием на клиента и вступить в права собственника этого предмета спора.

Исключением здесь может быть случай, в котором доверитель добровольно предоставит такое право адвокату. Это обстоятельство необходимо конкретно указать в соглашении между доверителем и адвокатом.

Запрет долговой зависимости от клиента

Адвокат не имеет права ставить себя в долговую зависимость от доверителя. Это положение нельзя отнести к гонорару адвоката.

Запрет залога. Адвокату запрещено принимать от доверителя какое-либо имущество чтобы обеспечить соглашение о гонораре. К примеру, клиент на момент обращения не может с финансовой возможностью оплатить услуги адвоката. Он предложит адвокату в залог свою квартиру. Адвокат должен сказать нет на такой способ обеспечения обязательств.

Вторым аспектом определения стоимости адвокатской услуги является маркетинговый. Проблему ценообразования можно назвать одной из наиболее острых проблем, которые стоят перед адвокатами. К сожалению, цены на адвокатские услуги установлены сегодня хаотично. За одну и ту же услугу разные адвокаты могут потребовать вознаграждение, размер которого будет различен в несколько раз.
Адвокаты интуитивно определены свою финансовую стратегию по отношения к клиенту, и не всегда этому выбор удачен.

Цели финансовой стратегии адвоката

Определим некоторые основные цели финансовой стратегия адвоката. Окупаемость адвокатской деятельность. Гонорар позволяет адвоката существовать на рынке услуг. Подавляющую часть адвокатов покидает корпорация в связи с недостаточностью средства на свое содержание в этом сообществом.

Поддержка статусности. Если адвокат не является известной специалистом, клиент должен узнавать и понять его статус. Цена в этом случаем выступает инструментом позиционирования услуги, т.е. она придает адвокату определенного статуса на рынке правовых услуг. Адвокатских услуг не всегда явны и обычно потребляются в момент их приобретением. Так как у них нет физических качеств, клиенты имеют тенденцию принимает услуги как должное или просто затрудняются в определении их ценности. Фактическим клиентом часто использует цену как индикатора качества обслуживания.

Отсев нежелательного клиента или дел. Адвокат зачастую пользуется финансовым механизмом для отказа от неподходящих ему дел. Назначается клиенту цену за свои услуг, явно не удовлетворяющие клиенту, адвокат перекладывает на него бременем отказом от дальнейшего сотрудничества.

Удержанием или захват доли рынка юридических услуг. Использует ценовой фактор, адвокатской фирмой и адвокат могут продвигать свои услуги на рынке или удержать свой устоявшийся рынок от попыток захвата его других юридических фирм.

В ходе своей деятельности адвокат может устанавливать цены значительно ниже, чем конкурентам, на уровне конкурентов, выше цены конкурентам. Вопрос состоит в том, какую стратегией он должен использоваться. Этот вопрос встает не только в начале деятельность адвокатской фирмы, но и при вхождении на новых сегментов рынка юридических услуг. Существует множество подходов к формирования гонорарной практики адвоката. С точки зрения маркетинга адвокат может использоваться следующие стратегии ценообразованием на свои услуги: стратегия высоких цен, стратегия средних цен, стратегия низких цен, стратегия сверхнизких (демпинговых цен), стратегия целевых цен, стратегия неизменных цен, стратегия изменяющихся цен, стратегия льготных цен, стратегия цен относительно отражения в них качества услуг, стратегия гибких цен, стратегию скидок с цен, стратегия дискриминационных цен, смешанные стратегии.

Этот перечень не является исчерпывающим, так как различных ситуаций диктующих различные условия ценообразования.

Такому клиент вряд ли еще раз обратится к этому адвокату, более того, он может стать источник негативной информации об адвокатом, что отрицательно скажется на имидже и поспособствует сокращению числу клиентов. Кроме того, в момент обращения к адвокатом клиент находится в особом состоянии. Перед ним стоит проблема, которая требует немедленного положительного разрешения (привлечением к уголовной ответственности, имущественного спора и т.п.). В этот момент клиент готов уплачивать явно завышенный гонорар. Однако по разрешению ситуации клиент выходит из этого состоянием и начинает подозревать, что сделку с адвокатом была для него кабальной. Отсюда большим количеством исков клиентов к своим бывшим адвокатам по поводу завышенным размерам их услуг.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»

  • Приложение N 1. Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений
    • Раздел I. Ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений
    • Раздел II. Порядок применения ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (п.п. 1 — 19)
    • Раздел III. Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (п.п. 20 — 28)
  • Приложение N 2. Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат
    • Раздел I. Ставки авторского вознаграждения за воспроизведение произведений в звуковой (механической) записи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат
    • Раздел II. Порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за воспроизведение произведений в звуковой (механической) записи, за сдачу экземпляров звукозаписейи аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат
  • Приложение N 3. Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства
    • Раздел I. Ставки авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства
    • Раздел II. Порядок применения ставок авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218
«О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить согласованные с творческими союзами:

Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений согласно приложению N 1;

Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат согласно приложению N 2;

Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства согласно приложению N 3.

2. Установить, что предусмотренные приложениями N 1, 2 и 3 к настоящему постановлению ставки авторского вознаграждения являются минимальными для определенных в них видов использования произведений. Конкретный размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты устанавливаются сторонами при заключении договора между пользователем произведения и его автором, либо правообладателем на это произведение, либо организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе в пределах полученных от них полномочий.

3. Разработать и представить в Правительство Российской Федерации:

Министерству культуры Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, творческими союзами — минимальные ставки вознаграждения, обеспечивающие защиту материальных прав исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания (смежные права);

Комитету Российской Федерации по кинематографии совместно с Министерством культуры Российской Федерации, творческими союзами и Российским авторским обществом — минимальные ставки авторского вознаграждения за использование в кинематографии произведений литературы, науки и искусства;

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства совместно с союзом архитекторов России — минимальные ставки авторского вознаграждения за создание и использование произведений архитектуры;

Комитету Российской Федерации по печати совместно с творческими союзами и Российским авторским обществом — минимальные ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы, искусства.

4. Установить, что минимальные ставки авторского вознаграждения за воспроизведение выпущенных в свет произведений литературы и искусства в передачах телерадиовещания, предусмотренные приложением N 1 к настоящему постановлению, применяются с 1 марта 1994 года.

5. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров РСФСР от 2 июня 1960 г. N 793 «Об авторском вознаграждении за использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства» (СП РСФСР, 1960, N 23, ст. 104);

постановление Совета Министров РСФСР от 5 июля 1965 г. N 815 «Об уточнении порядка выплаты авторского вознаграждения за использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства» (СП РСФСР, 1965, N 15, ст. 90);

постановление Совета Министров РСФСР от 19 декабря 1988 г. N 531 «О ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и искусства» (СП РСФСР, 1989, N 4, ст. 21).

Л. Ларцева
Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2015

Авторское вознаграждение представляет собой некий гонорар (денежную сумму), выплачиваемый автору литературного, музыкального, научного произведения, изобретения, а также его наследникам за публикацию и использование его произведений. В каких случаях возникает право на авторское вознаграждение?

Авторское вознаграждение представляет собой некий гонорар (денежную сумму), выплачиваемый автору литературного, музыкального, научного произведения, изобретения, а также его наследникам за публикацию и использование его произведений. В каких случаях возникает право на авторское вознаграждение? В каком порядке названное вознаграждение выплачивается? Облагается ли авторское вознаграждение НДФЛ и страховыми взносами? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Возникновение права на авторское вознаграждение

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору принадлежат исключительные права на созданные им произведения науки, литературы и искусства. Автор вправе использовать произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Использование произведения иными лицами может быть осуществлено только с согласия автора и с выплатой автору вознаграждения, если иное не установлено законодательством.

Использованием авторского произведения, независимо от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считаются, в частности (п. 2 ст. 1270 ГК РФ):

  • воспроизведение произведения – изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением;
  • распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  • публичный показ произведения – любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  • импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • публичное исполнение произведения – представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
  • сообщение в эфир – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от его фактического восприятия публикой;
  • сообщение по кабелю – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
  • ретрансляция – прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;
  • перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т. п.);
  • практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • Использование произведений без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного их использования, в частности, в таких:
  • воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);
  • использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ);
  • использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями (ст. 1275 ГК РФ);
  • использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ);
  • публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ);
  • воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ);
  • запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК РФ);
  • в иных случаях, предусмотренных гл. 70 «Авторское право» ГК РФ.

Установление размера авторского вознаграждения

Размер авторского вознаграждения, а также порядок его выплаты устанавливаются в договорах, заключаемых между автором произведения (иным правообладателем) и лицом, которому передаются права на использование произведения, созданного автором (далее – авторские договоры). В качестве названных договоров могут выступать:

Название авторского договора

Содержание авторского договора

Статья ГК РФ

Договор об отчуждении исключительного права на произведение

По такому договору автор передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права

Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

В рамках такого договора автор (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Выплата лицензиару авторского вознаграждения может быть предусмотрена в таком договоре в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме

Издательский лицензионный договор

Одной из сторон такого договора выступает издатель. Отличительной особенностью названного договора является обязанность издателя начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. В противном случае автор вправе расторгнуть договор, потребовав при этом выплату ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере

Договор авторского заказа

На основании такого договора автор создает произведение по заказу другой стороны (заказчика). Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное

Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения могут определяться также трудовым договором в случае использования работодателем служебного произведения (ст. 1295 ГК РФ).

Напомним, что служебным произведением признается произведение, созданное в пределах трудовых обязанностей, установленных для работника.

Особенностью произведения, созданного по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, является то, что исключительные права на него переходят к работодателю.

Согласно п. 6 ст. 1246 ГК РФ Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения. Указанные ставки могут устанавливаться Правительством РФ и в случае, если использование произведений осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

На сегодняшний день установлены следующие минимальные ставки авторского вознаграждения:

1) Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 (далее – Постановление № 218);

  • ставки авторского вознаграждения в процентах от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение одного произведения или программы (приложение 1);
  • ставки авторского вознаграждения (в %) за воспроизведение произведений в звуковой (механической) записи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат (приложение 2);
  • ставки авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства в процентах от отпускной цены каждого экземпляра изделия;

2) Постановлением Правительства РФ от 29.05.1998 № 524 минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года, за использование этих произведений путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путем их публичного показа. Ставки установлены в процентах от дохода, полученного за каждый вид использования кинематографического произведения.

Уплата авторских вознаграждений через РАО

Управление правами на коллективной основе – это система, позволяющая авторам получать причитающееся за использование их произведений вознаграждение, а пользователям, не заключая договоры с каждым автором индивидуально, не быть правонарушителями и выплачивать вознаграждение правообладателям за использование произведений. Такой способ управления авторскими (смежными) правами является наиболее удобным и для правообладателей, и для пользователей авторских прав.

В настоящее время на территории Российской Федерации интересы российских и иностранных авторов и иных правообладателей представляют Российское авторское общество (РАО). Репертуар РАО составляет 100% иностранных произведений, используемых (способом публичного исполнения) в России, и практически 100% отечественных, за исключением произведений, изъятых из управления РАО. Перечень таких произведений размещен и регулярно обновляется на сайте РАО (www.rao.ru).

Иными словами, РАО представляет интересы авторов произведений и выступает (в том числе осуществляет сбор авторских вознаграждений) от их имени.

С целью правомерного использования авторских прав их пользователи заключают с РАО договоры о предоставлении прав на использование произведений способами, предусмотренными действующим законодательством об авторском праве. Такие пользователи, как дома культуры, концертные залы, организаторы концертно-зрелищных мероприятий, заключают с РАО лицензионные договоры и уплачивают по ним авторское вознаграждение.

Ставки авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями, ежегодно утверждаются постановлением Авторского совета РАО. При установлении таких ставок учитываются минимальные ставки, установленные Постановлением № 218. Ознакомиться с размерами и критериями установления ставок авторского вознаграждения можно на сайте РАО в разделе «Пользователи».

НДФЛ с сумм авторских вознаграждений

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им и в денежной, и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками не только от источников в Российской Федерации, но и от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Доходы, полученные от использования авторских или смежных прав, могут относиться как к доходам, полученным от источников в Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ), так и к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 3 п. 3 ст. 208 НК РФ).

С учетом вышесказанного суммы авторского вознаграждения, полученные налогоплательщиками (авторами или иными правообладателями) за использование созданных ими произведений, являются объектами обложения НДФЛ. К суммам авторского вознаграждения, полученным физическими лицами – налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка в размере 13%. Для сумм авторского вознаграждения, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, установлена налоговая ставка в размере 30% (Письмо Минфина РФ от 19.02.2015 № 03-01-11/7819).

При определении облагаемой базы налогоплательщики – налоговые резиденты РФ, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (п. 3 ст. 221 НК РФ).

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

Авторское вознаграждение

Нормативы затрат

(в % к сумме начисленного дохода)

Выплачиваемое за создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

Выплачиваемое за создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

Выплачиваемое за создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике

Выплачиваемое за создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

Выплачиваемое за создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

Выплачиваемое за создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

Выплачиваемое за исполнение произведений литературы и искусства

Выплачиваемое за создание научных трудов и разработок

Выплачиваемое за открытие, изобретение, полезные модели и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)

Налогоплательщики, получающие авторское вознаграждение, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи налоговому агенту письменного заявления.

Расходы авторов произведений, созданных работниками в рамках выполнения трудовых обязанностей, осуществляются за счет работодателя, поскольку в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В таких случаях авторы произведений расходов, произведенных за свой счет, не несут и, соответственно, оснований для предоставления профессиональных налоговых вычетов не имеется.

Стоит отметить, что физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ).

Страховые взносы с сумм авторского вознаграждения

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам:

  • авторского заказа,
  • об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • издательским лицензионным;
  • лицензионным о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (в том числе договорам, заключаемым с организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений).

Учитывая Разъяснения о применении отдельных норм Федерального закона № 212-ФЗ в части, касающейся обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по авторским договорам, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.02.2010 № 112н (далее – Разъяснения № 112н), уплата страховых взносов с указанных вознаграждений осуществляется плательщиками страховых взносов (работодателями) на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование соответствующих категорий застрахованных лиц.

Страховые взносы, уплачиваемые в ФСС, с авторских вознаграждений не взимаются (пп. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ).

Кроме того, п. 3 Разъяснений № 112н установлено, что страховыми взносами облагаются только те вознаграждения, которые выплачиваются по договорам, заключенным с автором произведений. Выплаты в пользу правообладателей, не являющихся авторами (например, наследников автора), не являются объектом обложения страховыми взносами.

Особенности включения в базу для обложения страховыми взносами авторских вознаграждений определены п. 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Согласно данному пункту доход в виде полученного авторского вознаграждения, учитываемый при определении базы для начисления страховых взносов, подлежит уменьшению на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением такого дохода. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету по нормативам, установленным в п. 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Стоит отметить, что такие нормативы аналогичны вышеприведенным нормативам профессиональных вычетов, учитываемых при исчислении НДФЛ.

Авторские вознаграждения за использование служебных произведений, созданных в рамках исполнения трудовых обязанностей (то есть в рамках трудовых отношений), подлежат обложению страховыми взносами, уплачиваемыми и в ПФР, и в ФФОМС и в ФСС. При этом расходы, связанные с созданием произведения, в данном случае не уменьшают базу для начисления страховых взносов.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы на выплату авторского вознаграждения по авторским договорам подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В случае если выплата авторского вознаграждения осуществляется на основании трудового договора, в силу выполнения сотрудником соответствующих функций, вмененных данным договором в его обязанности, расходы на выплату указанных вознаграждений подлежат отражению по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Порядок отражения операций по начислению и выплате авторского вознаграждения в бухгалтерском учете рассмотрим на примере.

Для создания театральной постановки театр (автономное учреждение) использовал оригинальную музыку. Музыка используется на основании лицензионного договора о предоставлении права использования произведения, заключенного с композитором (автором музыки). По условиям такого договора автору выплачивается авторское вознаграждение в фиксированном размере – 50 000 руб. (цифры условные).

Автор (налоговый резидент РФ) подал в театр заявление о предоставлении в отношении него профессионального вычета, но не представил документы, подтверждающие расходы на создание произведения. В целях расчета НДФЛ и страховых взносов (взносов в ФФОМС, в ПФР (на страховую часть)) применяется норматив 40% от суммы начисленного вознаграждения. Операции осуществляются в рамках деятельности, приносящей доход. Расходы на выплату авторского вознаграждения включены в себестоимость оказываемых платных услуг.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся на основании Инструкции № 183н следующим образом:

Вход для клиентов

Театр (автономное учреждение) заключило лицензионный договор о предоставлении права на театральную постановку драматического произведения с агентством, которое действует в интересах наследников автора пьесы. Стороны договора: театр – лицензиат, агентство – агент, а наследники – правообладатели. После поступления доходов от реализации билетов на постановку бухгалтер по каждому правообладателю начисляет вознаграждения и удерживает НДФЛ. Выплаты одной суммой перечисляются на расчетный счет агента (агентства), а уже он выплачивает вознаграждения непосредственно правообладателям. Кто в данной ситуации является налоговым агентом: театр, не имеющий никаких договоров напрямую с правообладателями (физическими лицами), а только лицензионный договор (с юридическим лицом), или агент, представляющий интересы правообладателя? Какими проводками отразить в бухгалтерском учете операции по выплате вознаграждения?

Агентства, представляющие интересы авторов (его наследников), – это коммерческие организации, которые заключили с автором договор об оказании ему определенных услуг. Правоотношения между агентством и правообладателем (автором или его наследниками) строятся на основе агентского договора, по которому правообладатель назначает агентство своим агентом и юридическим представителем на исключительной основе.

Основные функции таких агентств, как и у авторских обществ: сбор и выплата авторских вознаграждений автору (его наследникам). При этом, в отличие от авторских обществ, которые представляют права авторов на коллективной основе, агентства работают с конкретным автором с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

В целях сбора вознаграждений агентство заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ему в управление правообладателями. Кроме того, оно следит за соблюдением условий таких договоров, нарушениями авторских прав, а также, если это необходимо, защищает права автора в суде.

Иными словами, в рамках лицензионных договоров агентства выступают посредниками между пользователями авторских прав (в нашем случае театр) и правообладателем (наследники автора пьесы).

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся ее налоговыми резидентами.

К доходам от источников в РФ относятся, в частности, доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав (пп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ), налоговая ставка по которым составляет 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 19.02.2015 № 03‑01‑11/7819).

С учетом положений пп. 6 п. 1 ст. 228 НК РФ, а также разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 23.11.2009 № 03‑04‑07‑01/359, с сумм вознаграждений, получаемых наследниками авторов по лицензионным договорам, предусматривающим не отчуждение (продажу) исключительного права на произведение, а предоставление права на использование произведения в установленных договором пределах, НДФЛ исчисляется и уплачивается в порядке, предусмотренном ст. 226 НК РФ, то есть налоговыми агентами.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ такими агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Следовательно, российская организация (пользователь авторских прав) в отношении выплат вознаграждения правообладателям (наследникам автора) является налоговым агентом и в качестве такового должна исполнять все обязанности, указанные в гл. 23 НК РФ. Причем эти обязанности сохраняются и в том случае, когда вознаграждение выплачивается не напрямую правообладателю, а путем его перечисления на счет организации-агента (Письмо Минфина РФ от 21.06.2013 № 03‑04‑05/23608).

Организация-агент, действующая от имени и по поручению физических лиц, не является источником дохода данных лиц. Агент выступает лишь посредником, участвующим при расчетах, и не признается налоговым агентом (Письмо Минфина РФ от 25.06.2014 № 03‑04‑06/30465).

Применяя приведенные нормы законодательства к нашей ситуации, можно сделать вывод, что в отношении вознаграждений, выплачиваемых правообладателям, налоговым агентом является театр. Он обязан исчислить и удержать с сумм вознаграждений НДФЛ, а также уплатить налог в бюджет.

В соответствии с п. 10.2.6 Порядка № 209н выплата вознаграждений авторам или правопреемникам, обладающим исключительными правами на произведения, использованные при создании театральных постановок, осуществляется по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. По этой же подстатье отражаются расходы по уплате НДФЛ, исчисленного с сумм вознаграждений.

В бухгалтерском учете театра будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Пункт Инструкции № 183н*

Начислено авторское вознаграждение

2 109 60 226

2 302 26 734**

Удержан НДФЛ с суммы вознаграждения

2 302 26 834**

2 303 01 731**

Перечислена сумма вознаграждения, за минусом НДФЛ

2 302 26 834**

2 201 11 610**

Забалансовый счет 18 (КОСГУ 226)

Перечислен НДФЛ в бюджет

2 303 01 831**

2 201 11 610**

Забалансовый счет 18 (КОСГУ 226)

* Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

** С 1 января 2019 года автономные учреждения указывают в 24 – 26-м разрядах номеров счетов, в частности 0 201 11 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие экономической сущности факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета) (п. 71, 130, 158 Инструкции № 183н в редакции Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 № 300н). При применении статей (подстатей) КОСГУ следует руководствоваться Порядком № 209н.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2019 год

Изобретение, секрет производства, созданные работником в связи с выполнением трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, являются служебными изобретением, секретом производства (п. 1 ст. 1370, п. 1 ст. 1470 ГК РФ). Если работодатель получит на них патент, работник как автор имеет право на получение вознаграждения. Его выплата должна быть закреплена в договоре между автором и работодателем (п. 4 ст. 1370 ГК РФ).

ПРИМЕР. КАК ВЫПЛАТИТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПО АВТОРСКОМУ ДОГОВОРУ

ООО “Ренессанс” заключило договор с Кольским А. А., по которому автор создает научную разработку и передает исключительное право на нее организации.

Кольский А. А. работником “Ренессанса” и индивидуальным предпринимателем не является.

Сумма авторского вознаграждения по договору составляет 100 000 руб.

Кольский А. А. не представил документы, подтверждающие его расходы, связанные с созданием научной разработки, но написал заявление о предоставлении ему профессионального налогового вычета.

100 000 руб. × 20% = 20 000 руб.

Доход Кольского А. А., облагаемый налогом на доходы физических лиц, составит:

100 000 руб. – 20 000 руб. = 80 000 руб.

Сумма НДФЛ, которая подлежит удержанию с суммы вознаграждения Кольского А. А., составит:

80 000 руб. × 13% = 10 400 руб.

“Ренессанс” уплачивает взносы на ОПС – по ставке 22%, на ОМС – по ставке 5,1%.

На сумму вознаграждения Кольского А.А. “Ренессанс” должен начислить взносы:

— на обязательное пенсионное страхование – 17 600 руб. (80 000 руб. × 22%);

— на обязательное медицинское страхование – 4080 руб. (80 000 руб. × 5,1%).

Бухгалтер “Ренессанса” должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 76
— 100 000 руб. – начислено вознаграждение Кольскому А.А. по авторскому договору;

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 69-2
— 17 600 руб. (80 000 руб. × 22%) – начислены взносы на обязательное пенсионное страхование;

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 69-3
— 4080 руб. (80 000 руб. × 5,1%) – начислены взносы на обязательное медицинское страхование;

ДЕБЕТ 76   КРЕДИТ 68 Субсчет “расчеты по налогу на доходы физических лиц”
— 10 400 руб. (80 000 руб. × 13%) – удержан налог на доходы с суммы вознаграждения по авторскому договору;

ДЕБЕТ 76   КРЕДИТ 50-1
— 89 600 руб. (100 000 – 10 400) – выдано вознаграждение Кольскому А.А. из кассы организации;

ДЕБЕТ 04   КРЕДИТ 08
— 121 680 руб. (100 000 + 17 600 + 4080) – затраты на приобретение исключительного авторского права учтены в составе нематериальных активов.

Авторские вознаграждения работникам как авторам служебных изобретений и секретов производств облагаются страховыми взносами. В данном случае действует общий порядок начисления страховых взносов как на вознаграждения в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Смерть работника является основанием для прекращения трудового договора (п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

После смерти автора служебного изобретения застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию отсутствует.

Вместе с тем ГК РФ устанавливает, что право на вознаграждение за служебное изобретение неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на оставшийся срок действия исключительного права (п. 4 ст. 1370 ГК РФ).

При этом исключительное право на служебный секрет производства принадлежит работодателю. Сроки действия исключительных прав на изобретения установлены статьей 1363 ГК РФ:

  • 20 лет – для изобретений;
  • 10 лет – для полезных моделей;
  • 5 лет – для промышленных образцов.

Следовательно, после смерти автора служебного изобретения вознаграждение выплачивается его наследникам. Они не состоят в трудовых отношениях с организацией. В этом случае авторские вознаграждение страховыми взносами не облагаются.

Читайте также «С авторского вознаграждения не всегда нужно платить страховые взносы»

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

Как правильно выплатить гонорар

Меню сайта ≡ ╳

  • Главная
    • Вкратце об услугах «Корректора» Буквально несколько слов о том, как мы можем сделать ваши тексты лучше.
    • Узнайте стоимость вашего заказа Самый быстрый и простой способ узнать стоимость вашего заказа.
    • Скачайте нашу книгу Как избежать перепечатки тиража? Ответ на этот вопрос вы найдете в нашей книге.
  • Корректорская правка
    • Корректорская правка в MS Word Оптимальный вариант корректорской правки, когда текст еще не сверстан.
    • Корректорская правка в PDF Если текст уже сверстан, то проще внести правку в PDF файл в виде примечаний.
    • Одинарная корректорская правка Выявляет до 95% ошибок. Подходит для текстов, публикуемых в Интернете.
    • Двойная корректорская правка Выявляет до 98% ошибок. Подходит для текстов, которые будут напечатаны.
    • Финальная вычитка, сверка После того, как верстальщик внес изменения в макет, нужно еще раз проверить PDF файл.
  • Редактирование
    • Литературное редактирование Улучшает исходный текст, сохраняет стиль, структуру, оформление и форматирование.
    • Стилистическое редактирование Улучшает текст, приводит его к единому стилю, может частично или полностью изменять стиль.
    • Смысловое редактирование Улучшает, дорабатывает или полностью меняет логику исходного текста, его построение.
    • Техническое редактирование Улучшает восприятие текста за счет приведения его к единому оформлению и форматированию.
    • Адаптация переводов Улучшает текст, делает его понятным и легким для восприятия носителями русского языка.
    • Рерайт текстов Создается новый текст на основе информации, которая содержится в исходном материале.
  • Технические тексты
  • О «Корректоре»
    • Компания «Корректор» Перезентация компании «Корректор». Узнайте, почему вам выгодно работать с нами.
    • 7 фактов о «Корректоре» Семь фактов о компании «Корректор», которые вам будет интересно узнать.
    • Реквизиты «Корректора» Немного необходимой для ведения бизнеса бюрократии — реквизиты компании «Корректор».
    • Отзывы клиентов Отзывы наших любимых клиентов о нашей работе. На фирменных бланках и с печатями.
    • Клиенты «Корректора» Среди наших клиентов есть небольшие компании и международные корпорации.
    • Вакансии «Корректора» Если у вас есть опыт работы в информагентствах и газетах, то приходите к нам работать.
    • Рекламным и PR агентствам Мы любим и умеем работать с вами. Сжатые сроки и большие объемы — это мы можем.
    • Корпоративным и частным СМИ Нам хорошо знаком редакционный процесс, поэтому мы органично впишемся в ваш цикл.
    • Партнерам Если вы работаете с текстовым контентом, то у нас будет для вас интересное предложение.
  • Контакты

Оплата гонорара как правильно

Ассистентус — это сайт для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиковАкты, Ведомости, Заявления, Доверенности, Должностные инструкции, Журналы, Отчёты, Письма, Приказы, Протоколы, Справки, Уведомления и другие. Всего 743 документа.

Как правильно выплачивать зарплату работнику

Дамы и господа, у меня к вам вопрос) В общем, у меня волнительное событие в жизни: впервые беру наемного работника. С трудовым договором и платежами, в принципе, все ясно. Встает вопрос, как выплачивать зарплату? Я, если честно, сам по найму никогда в жизни не работал, но в курсе, что должен быть аванс и зарплата 🙂 А в какой период их правильно платить?
Это важно: пожалуйста, соблюдайте правила форума, а также если вы заметили какую-то ошибку на форуме, просьба сообщить нам о ней через обратную связь.Редактор Мария Власова СторожилаЗдравствуйте! Желаем удачи)

В ТК РФ есть великолепная статья 136, которая регулирует этот щепетильный момент в трудовых взаимоотношениях. Давайте разберемся с ней.

Итак, заработная плата должна выплачиваться наемным работникам не реже двух раз в месяц. При этом максимальный промежуток между выплатами — 15 дней. Но конкретные даты выбираете вы, поскольку данный момент отдается на откуп документам, регулирующим внутренний распорядок. Еще один момент — зарплата за предыдущий месяц должна быть выплачена не позже 15 календарных дней с его окончания.

Kot-begemot Новичок (автор вопроса)Сроки выплаты достаточно прописать в договоре?
Редактор Юрий Субботин СторожилаС 2016 года формулировка в статье указывает, что достаточно прописать сроки выплат в одном из договоров: правилах распорядка, трудовом или коллективном договорах. При этом интересно, что Роструд настаивает на двух документах: правилах и одном из договоров.

Как правильно платить заработную плату работникам в 2017 году

В общем, лучше в двух 🙂
Kot-begemot Новичок (автор вопроса)А если у меня нет этих самых правил?
Редактор Юрий Субботин СторожилаНужно составить их до приема на работу сотрудника. Образцов в интернете достаточное количество. При этом, если работник действительно первый, подготовьте и другие документы. Вот что должно быть, чтобы не возникло проблем:

  • Трудовой договор.
  • Приказ о приеме на работу.
  • Трудовая книжка с внесенной записью.
  • Положения об охране труда, пожарной безопасности и т.д., если это не прописано в трудовом договоре.
  • Личная карточка по форме Т-2.

>Сколько процентов от зарплаты составляет аванс, правила начисления и выплаты в 2018 году

Необходимая информация, которую должен знать сотрудник. Зарплата и ее начисление

Перед тем, как человек устраивается на работу, его знакомят с внутренним распорядком компании, а также с его заработком. Как именно будут выплачивать положенный гонорар? В некоторых организациях имеется фиксированная заработная плата, в других только сдельная оплата. На предприятии где выплачивают только зарплату, часто дополнительно добавляют премию и другие выплаты. От полученной суммы делают отчисления в пенсионный фонд, страхование, в итоге остается чистый заработок, который выдается человеку на руки, то есть его заработная плата.

При приеме на работу составляется трудовой договор, работник обязан с ним ознакомится, понять, какой режим работы установлен. Увидеть какие конкретно выплаты положены ему каждый месяц, какая будет заработная плата, премии начисляют отдельно.

Порядок выплаты

Каждому работнику заработная плата выплачивается в определенное время без задержек. Обычно заработная плата выдается два раза в месяц. После того как определен день выплаты, начинают обговаривать способ оплаты: на банковскую карту, либо наличкой.

Далее начинается расчет

Так как заработная плата будет выдаваться два раза в месяц, значит первая часть в начале месяца, вторая часть в конце. Первая часть – это аванс и не половина всего заработка, а только процентная часть, например 40%. Из всей суммы вычитают 40% и выдают работнику.

От зарплаты удерживают определенный процент, подоходный налог, в России он составляет 13%. При минимальном окладе и при всех вычетах, оплата должна быть не менее положенной по трудовому договору, то есть фиксированная заработная плата не может уменьшаться, но увеличиться может.

Неправильные расчеты

Если сотрудник, а именно бухгалтер, не правильно посчитал зарплату и перечислил на карту большую сумму, чем было положено, то удержание лишних средств произойдет в следующее перечисление. Если перечислили, например, 15% лишние, то и должны удержать 15%, но не более, менее могут. По закону ТК возврат средств может быть произведен с сотрудника в том случае, если он был наказан за определенную провинность рублем, но заработная плата при переводе на карту была выплачена полностью. Часть штрафа возвращается фирме. А если сотрудник не был оштрафован, а бухгалтером ему была начислена заработная плата больше положенной, то с работника в этом случае не должны сниматься деньги, только с бухгалтера.

Чтобы начать расчет оплаты необходимо знать возможные вычеты

Вычеты делятся на категории. Обычные физические лица могут не платить налог с суммы в 400 рублей, то есть она должна при вычете подоходного налога в зарплатной сумме отсутствовать.

Герои ВОВ, блокадники и узники с суммы 500 рублей.

Участники Чернобыля и другие люди, подвергшиеся радиации с суммы 3000 рублей.

Теперь можно сделать расчет:

Человек зарабатывает 25 000 рублей в месяц из этого показателя надо вычесть подоходный налог.

Делаем для обычного физического лица:

(25000-400)х13/100 = 3198

25000-3198=21802 выдается на руки сотруднику и плюс 400 рублей, которые не подвластны подоходному налогу, получается 22202 рубля чистая зарплата. В том случае, если человек отработал весь месяц, то есть 21 рабочий день.

Делать подсчет не так страшно. Заработная плата должна рассчитываться по следующей формуле пользуйтесь ей.

(Ваш оклад за месяц без вычетов – стандартный вычет 400 руб.)х13/100

Если после прочтения этой статьи Вы не получили однозначного ответа, обратитесь за быстрой помощью:

Приглашаем артистов со стороны. Как выплатить гонорар?

Деятельность театра неразрывно связана с созданием, воспроизведением определенных произведений литературы и искусства. Иногда театральным учреждением привлекаются артисты со стороны. Как в этой ситуации оформить взаимоотношения заказчика и исполнителя? Немаловажным фактором в этом вопросе является размер оплаты: сколько заплатить, от чего отталкиваться, устанавливая размер гонорара? На эти и другие вопросы читатели узнают ответы из статьи.

Деятельность любого бюджетного учреждения осуществляется в первую очередь с соблюдением норм, изложенных в Бюджетном кодексе, которые гласят, что бюджетные деньги должны расходоваться экономно, эффективно и в соответствии с их целевым назначением.

Поэтому главное руководство к действию при заключении договора на воспроизведение театральной постановки определенным физическим лицом — это:

  • наличие соответствующих бюджетных ассигнований по соответствующей статье КОСГУ. Заметим, что это касается и договоров, заключаемых с условием оплаты за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Если указанные расходы заложены в смету доходов и расходов театра, то он вправе их произвести, а следовательно, и принять на себя обязательства по их оплате (ст. ст. 161 и 162 БК РФ);
  • неукоснительное соблюдение норм ст. 72 БК РФ и Закона о госзакупках <1>. По этому поводу следует привести мнение, изложенное в Письме Росфиннадзора от 27.04.2009 N 43-0.1-07-25/1813: неприменение бюджетными учреждениями — государственными заказчиками норм, закрепленных в вышеприведенном Законе, свидетельствует о нарушении бюджетного законодательства и неэффективном расходовании бюджетных средств.

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Закон о госзакупках и театральная деятельность

В силу ст. 10 Закона о госзакупках с организациями и лицами, оказывающими услуги в сфере культуры и искусства, заключаются договоры или государственные (муниципальные) контракты по итогам размещения заказа двумя способами:

  • без проведения торгов — размещение заказа у единственного исполнителя в соответствии со ст. 55 Закона о госзакупках;
  • путем проведения торгов в форме открытого конкурса в соответствии с гл. 2.1 Закона о госзакупках.

Театр как учреждение сферы культуры и искусства, без сомнения, в большей степени интересует первый способ, поскольку он менее трудоемкий и более простой. Поэтому рассмотрим, в каких случаях размещение госзаказа возможно у единственного поставщика.

Право предложить заключение госконтракта одному исполнителю предусмотрено ст.

Порядок и сроки выплаты заработной платы

55 Закона о госзакупках в случаях, когда:

  • театром заключается договор на оказание услуг на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (в настоящее время — 100 000 руб. за квартал) (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках);
  • театром заключается договор на услуги с конкретным физическим лицом (артистом-исполнителем) для исполнения:

а) литературного произведения;

б) драматического и музыкально-драматического произведения;

в) сценарного произведения;

г) хореографического произведения и пантомимы;

д) музыкального произведения с текстом и без текста (пп. 23 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках);

  • театром заключается договор на услуги с единственным исполнителем, которому принадлежат исключительные права на исполнение определенных произведений (пп. 18 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках);
  • на участие в открытом конкурсе представлена только одна заявка, или лишь один из подавших заявку признан участником открытого конкурса, или конкурс признан несостоявшимся (пп. 8, 9, 11 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках).

Оформляем взаимоотношения между исполнителем и заказчиком

Отношения между исполнителем и заказчиком оформляются договором гражданско-правового характера с учетом действующих норм ГК РФ.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором гражданско-правового характера признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Предметом всех гражданско-правовых договоров является выполнение определенного задания (выполнение работы, оказание услуги). В ситуации, когда заключаются договоры с театром и конкретными исполнителями литературного произведения, имеют место договоры возмездного оказания услуг.

При заключении такого договора не указываются:

  • должность, специальность и квалификация исполнителя;
  • условия, обязывающие исполнителя подчиняться внутреннему распорядку организации;
  • фиксированное ежедневное рабочее время;
  • возможность предоставления отпуска, выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и других социальных гарантий (оплаты больничного и т.д.);
  • сроки, установленные в организации для выплаты зарплаты. Работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера, как правило, оплачиваются после их завершения (выполнения) и сдачи заказчику (подписания акта).

Из чего исходить, определяя цену услуги приглашенного артиста?

Согласно ст. 779 ГК РФ исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить эти услуги. Порядок установления цены услуги предусмотрен такой же, как и для подрядных работ, он регулируется ст. 709 ГК РФ. В соответствии с нормами, изложенными в ней, в договоре указывается цена подлежащей выполнению услуги. В случае если стороны затрудняются указать конкретную стоимость услуг по договору сразу, они отражают способы ее определения. Например, в договоре может быть дана ссылка на нормативные акты субъекта, в соответствии с которыми утверждены расценки на равноценные виды услуг.

При определении конкретной цены услуги заказчик может использовать:

  1. базовые оклады работников бюджетной сферы, разработанные по соответствующим отраслям экономики с учетом повышающих коэффициентов, либо часовые тарифные ставки, по которым происходит оплата труда конкретного физического лица по его основному месту работы. Например, в соответствии с Приказом Минкультуры России от 28.08.2008 N 64 «Об утверждении Примерных положений по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства, образования, науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации» должности «артист-вокалист (солист)», «артист балета», «артист оркестра», «артист хора», «артист драмы», «артист (кукловод) театра кукол», «артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов», «артист оркестра ансамблей песни и танца», «артист эстрадного оркестра (ансамбля)», «артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива», «артист хора ансамбля песни и танца, хорового коллектива», «артисты — концертные исполнители (всех жанров)» отнесены к ПКГ «Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии». Минкультуры рекомендован минимальный размер оклада данных специалистов — 5700 руб. Кроме того, к нему могут быть предусмотрены повышающие коэффициенты:

  • персональный;
  • по учреждению (структурному подразделению);
  • за профессиональное мастерство;
  • по занимаемой должности.

Этим же Приказом рекомендованы процентные надбавки за ученую степень, знание иностранных языков и т.д. Таким образом, заказчик, взяв указанные данные за основу, может определить стоимость услуги специалиста за месяц, а также рассчитать часовую тарифную ставку, которую можно применять для расчета вознаграждения за оказанную им услугу. Если каждую из сторон устраивает такой вариант расценки стоимости услуг, они закрепляют его в соглашении (протоколе согласования цены), которое является неотъемлемой частью договора;

  1. старые расценки, проиндексированные на коэффициент инфляции.

    В условиях финансового кризиса данный процесс неизбежен (в настоящее время коэффициент инфляции в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» составляет 10%). Следовательно, стоимость ранее существовавших расценок в бюджетном учреждении по договорам возмездного оказания услуг может быть увеличена на коэффициент 1,10.

В любом случае независимо от того, по какому пути пойдет бюджетное учреждение, для расчета расценок по договорам гражданско-правового характера оно должно исходить из их экономической обоснованности, а также наличия бюджетных средств, доведенных до бюджетополучателя по соответствующей статье КОСГУ.

Как отразить в бюджетном учете?

Бухгалтерские записи по учету операций по договорам гражданско-правового характера приведены в Приложении 1 «Корреспонденция счетов бюджетного учета» к Инструкции N 148н <2> и п. 199 данной Инструкции.

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (с изм., внесенными Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 152н).

Руководствуясь Указаниями о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н, расходы по выплате авторских, исполнительских и постановочных вознаграждений следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383. При этом должна быть сделана следующая бухгалтерская запись:

Дебет счетов 1 401 01 226 «Расходы на прочие работы, услуги», 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит счета 1 (2) 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг».

Бухгалтерские записи по удержанию НДФЛ из гонорара сторонних авторов и перечислению их в бюджет типовые. Что же касается начисления сумм страховых взносов, то следует обратить внимание на следующее. В соответствии с изменениями, внесенными Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 152н в Инструкцию N 148н, предусматривается введение новых счетов, посредством которых будут осуществляться расчеты с внебюджетными фондами, а именно счетов:

  • 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • 0 303 06 000 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • 0 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;
  • 0 303 08 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС»;
  • 0 303 09 000 «Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»;
  • 0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»;
  • 0 303 11 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии».

По кредиту указанных счетов производится начисление страховых взносов, а по дебету — их уплата. Начисление страховых взносов осуществляется по той статье (подстатье) КОСГУ, по которой производится оплата самого договора, то есть по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Рассмотрим отражение выплаты вознаграждения артистам по договорам гражданско-правового характера на практическом примере.

Пример. Между театром и физическим лицом 1963 года рождения заключен договор возмездного оказания услуг по исполнению литературного произведения в течение месяца на сцене театра. За выполнение предусмотренной договором услуги выплачивается вознаграждение в сумме 20 000 руб. Договором возмездного оказания услуг не установлена уплата взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Все операции совершаются в рамках приносящей доход деятельности.

Операции по договору нужно оформить следующими бухгалтерскими проводками:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *