Аттестация рабочих мест ФЗ

Содержание

Проведение аттестации рабочих мест нацелено на предотвращение несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сотрудников предприятия, а также на реализацию мероприятий по проведению условий труда в соответствии с общегосударственными нормативно-правовыми требованиями охраны труда.

Задачи аттестации рабочих мест:

  • исследование влияния вредных факторов на жизнь и здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность использования к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению пагубного влияния на физическое здоровье человека.

Согласно Трудовому Кодексу РФ, Федеральному закону об аттестации рабочих мест, Приказу Министерства здравоохранения № 342н, работодатели и организации обязаны проводить соответствующую проверку и обеспечивать своих подчиненных безопасными условиями труда.

Описание закона об аттестации рабочих мест

С 1 января 2014 года, аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда, которая будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426. Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря. Новый закон устанавливает нормативно-правовые и организационные основы, а также процедуру проведения специальной оценки условий труда и регламентирует законодательное положение, права, обязательства и ответственность соучастников данной аттестации.

Содержание нормативного документа состоит из 4 глав и 28 статей:

Глава первая (статьи 1-7). Основные понятия. Определяет:

  • предмет регулирования действительного Федерального закона;
  • регламентирование специальной аттестации;
  • специальная аттестация условий труда;
  • права и обязательства предпринимателя;
  • права и обязательства сотрудников;
  • применение соответствующих результатов.

Глава вторая. Процедура проведения специальной оценки условий труда:

  • ст 8. Учреждение, которое занимается проведением аттестации;
  • ст 9. Подготовка к проведению;
  • ст 10. Аутентификация потенциально вредных и пагубных факторов;
  • ст 11. Провозглашение соответствия условий труда;
  • ст 12. Исследования и измерения условий труда;
  • ст 13. Вредные и пагубные факторы производственной среды и трудового порядка;
  • ст 14. Виды условий;
  • ст 15. Результаты проведения аттестации;
  • ст 16. Особенности проведения аттестации;
  • ст 17. Осуществление внеплановой проверки;
  • ст 18. Федеральная общегосударственная информационная система учета.

Глава третья (статьи 19-24). Учреждения, которые занимаются проведением специальной оценки условий труда. Данный раздел включает в себя следующие организации:

  • экспертные;
  • реестр организаций;
  • независимое учреждение, которое проводит внеплановую аттестацию;
  • экспертиза качества;
  • гарантирование исполнения обязательств всех учреждений.

Глава четвертая (ст 25-28). Итоговые положения закона. Регламентирует:

  • общегосударственный и профсоюзный надзор за соблюдение норм и требований действительного закона;
  • несогласие относительно вопросов проведения специальной аттестации и улучшения условий труда;
  • переходные положения;
  • процедура вступления в законную силу закона.

До конца 2013 года, порядок аттестации проводился в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения от 26.04.2011 № 342н. Однако был разработан новый Приказ Минтруда от 12.12.2012 № 590н, который вступил в законную силу также с 01 января 2014 г.

Порядок аттестации по закону

Оценка рабочего места предусматривает объективную аттестацию условий труда. Работодатель предоставляют все необходимую документацию, гарантирует беспрепятственный доступ на каждый производственный участок. Для осуществления аттестационных действий, необходимо совершить некоторые организационные мероприятия. Работодателем создается соответствующий комитет, а также определяется состав руководящего совета. После чего составляется график проведения оценки рабочих мест. Сроки выполнения регламентируются на основе специальной документации. Между работодателем и учреждением заключается договор относительно проведения аттестации.

Порядок проведения аттестации по закону следующий:

  • устанавливаются рабочие места, которые могут подлежать общей оценки, включая Список № 1 и Список № 2;
  • определяются вредные и пагубные факторы;
  • осуществляется обзор вспомогательных факторов, а именно — гарантирование наличие спецодежды и средств защиты сотрудников;
  • оформляется заключительный документ, позволяющий сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости установить виды обязательных льгот и компенсаций.

Важно! Соответствующий порядок не касается удаленных сотрудников и физических лиц, которые заключали договор с работником, не предпринимателем.

Изменения в законе

Главным изменением стала не только смена закона, существенно был изменен порядок проведения процедуры. А также была ужесточена ответственность за несоблюдение норм и требований, установленных законодательством России. Последние изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» были приняты участниками Госдумы 01 мая 2016 года.

В новой редакции закона следует выделить следующие статьи:

Статья 10

В данной статье был измен пункт 1 части 6: «рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых были включены в перечни соответствующих работ, производств, профессий, с учетом которых реализовывается досрочное назначение страховой пенсии по старости».

Часть 7 статьи 14

Изложить в следующей редакции: «По согласованию с федеральной службой исполнительного правления, которая исполняет функции по организации и реализации федерального общегосударственного санитарно-гигиенического контроля, допускается уменьшение класса и (или) подкласса условий труда более чем на 1 ступень».

Статья 17

Согласно новой редакции, внеплановая специальная аттестация проводится в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1, 3 части первой настоящей статьи.

Статья 18 закона № 426

В соответствии с разработанными нововведениями, основанием для создания прав сотрудников, занятых на соответствующем рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Основные положения нового закона устанавливают, что оценивание вредности условий труда осуществляется на всех рабочих местах, включая места с наличием компьютеров и оргтехникой. В обязательном порядке присваивается класс опасности и (или) вредности.

Скачать закон об аттестации рабочих мест

В новой редакции закона четко прописано, что ответственность за реализацию аттестации, а также достоверность предоставления информации в общегосударственную инспекцию труда возлагается на работодателя. За несоблюдение российского законодательства, ответственным лицам грозит административная ответственность в размере от 1000 до 5000 тысяч рублей. За аналогичное правонарушение, соответствующие органы вправе дисквалифицировать работодателя/организацию на срок от одного года до трех лет.

Скачать Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в последней редакции по ссылке.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – обязательная процедура на всей территории Российской Федерации, поэтому время от времени кадровикам и руководству компании приходится вплотную заниматься этим процессом. Для того, чтобы провести аттестацию верно, нужно владеть информацией. Статья Ольги Минченко подробно рассказывает о том, какими правилами нужно руководствоваться, в какой последовательности организовать процесс аттестации, какие документы потребуются.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время является обязательной процедурой для всех рабочих мест на территории Российской Федерации. Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, создаваемой работодателем, с привлечением на платной основе специализированной аккредитованной организации. Максимальная периодичность проведения аттестации рабочего места установлена законодательно и составляет 5 лет.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда закреплена в ст. 209, Глава 33, Раздел 5, Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).Трудовой Кодекс определяет аттестацию как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и предписывает установление порядка ее проведения федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации закреплен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и в настоящее время претерпевает изменения. Ранее действовавшая редакция приказа (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда») утратила силу в связи с вступлением в действие приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».Новая редакция приказа, устанавливающая порядок оказания государственной услуги, вступила в силу с 1 сентября 2011 г. Его эффективность пока сложно оценить из-за сравнительно небольшого срока, прошедшего с момента его внедрения.

Существует так же ряд документов, не относящихся напрямую к регулированию предоставления услуги аттестации. Однако они важны с точки зрения требований, предъявляемых при проведении аттестации и особенностей использования результатов аттестации. При проведении аттестации рабочих мест в качестве основополагающих документов используются:

  • ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» (утв. постановлением Госстандата СССР от 27 октября 1989 г. N 3222)
  • ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
  • СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
  • СанПиН 2.6.1.1202-03 «Гигиенические требования к использованию закрытых радионуклидных источников ионизирующего излучения при геофизических работах на буровых скважинах»
  • СанПиН 2.2.4.1329-03 «Требования по защите персонала от воздействия импульсных электромагнитных полей»
  • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)»
  • СанПиН 2.2 4.1294 03 «Санитарно-гигиенические нормы допустимых уровней ионизации воздуха»
  • Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.), Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрирован в Минюсте России 1 марта 2010 г., N 16530)
  • Руководство Р 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»

Анализ сведений о проведенной аттестации осуществляется Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации. Порядок организации формирования и анализа сведений о результатах аттестации рабочих мест регулируется Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 августа 2008 г. N 166 «Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 569»

Аккредитация организаций, привлекаемых работодателем к проведению аттестации, проводится Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Аккредитация организации осуществляется в уведомительном порядке и одним из ее принципов, закрепленных Приказом, является недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий к аккредитации. Однако Минздравсоцразвития России наделено правом отказа во внесении в реестр аккредитованных организаций по широкому перечню оснований. Для организаций, предполагающих проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, требуется предоставление широкого спектра различных видов сведений о деятельности организации, среди которых сведения о наличии соответствующих специалистов аттестующей организации, их образовании и стаже практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, сведения о наличии руководства по качеству измерительных и оценочных работ, сведения об аккредитованной испытательной лаборатории аттестующей организации, осуществляющей измерительные и оценочные работы. В случае, если представлен не полный комплект документов, требуемые сведения представлены не в полном объеме или параметры организации не соответствуют требованиям, установленным Правилами аккредитации, организации может быть отказано в аккредитации.

Согласно результатам обследования НИУ ВШЭ, проведенного в 2011 году, на 1 ноября 2011 года в России, было аккредитовано около 600-700 организаций. Таким, образом, в среднем в каждом субъекте Российской Федерации функционируют по 8 организаций, аккредитованных на право проведения аттестации рабочих мест.

Вместе с тем, в крупных регионах (Москва, Санкт-Петербург и др.) количество организаций существенно больше среднего по стране. В то же время в других регионах ощущается дефицит аккредитованных организаций.

Аккредитация организаций, имеющая своей целью повышение качества оказываемых услуг посредством установления минимальных требований к организациям, оказывающим услуги аттестации по факту приводит лишь к искусственному ограничению конкуренции на рынке оказания услуг аттестации, а в отдельных приводит к монополизации рынка. Эти факторы безусловно оказывают влияние на цену оказываемых услуг, и ведет к дополнительным издержкам получателей услуг. В то же время отсутствие понятных механизмов ответственности организаций, оказывающих услуги аттестации, не позволяет достигать первоначальной цели – улучшения качества условий труда.

Предусмотренные законодательством санкции в случае нарушения правил аттестации

Ответственность за проведение аттестации несет руководитель организации (работодателя). Согласно Федеральному закону от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена административная ответственность руководителей, а также самого юридического лица за невыполнение требований к условиям труда (п.4 ст.55 закона). Штраф — от 20 до 30 минимальных зарплат для руководителя и от 200 до 300 минимальных зарплат для организации.

В статье 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации за непроведение аттестации предусматривается ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда:

  • нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Ответственность организаций, оказывающих услуги аттестации, не имеет законодательного закрепления. Взаимодействие работодателя и данной организации происходит в рамках гражданско-правового договора оказания услуг. При этом, в случае, если государственные органы в последствии выявляют и работодателя нарушения (не выявленные привлеченной организацией в ходе проведения аттестации) ответственность в полной мере ложится на работодателя.

Необходимые документы

В рамках услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда нельзя однозначно выделить перечень документов, требуемых от заявителя. Целесообразно представить несколько перечней документов, необходимых работодателю (заявителю) для проведения аттестации на разных этапах, а так же перечень документов, принимаемых аттестационной комиссией по итогам аттестации. Анализ данных, предоставленных компаниями-получателями услуги, а также нормативной базы, регламентирующей процедуру аттестации рабочих мест, позволяет выделить ряд основных документов, необходимых для получения услуги.

Для начала проведения аттестации работодатель должен иметь:

  • приказ работодателя о создании аттестационной комиссии с утвержденным составом аттестационной комиссии;
  • график проведения работ по аттестации, утвержденный приказом работодателя;
  • договор между работодателем и аттестующей организацией (аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация).

В процессе проведения аттестации работодатель должен предъявить представителю аттестующей организации документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация (перечень необходимых документов в Порядке проведения аттестации рабочих мест не установлен)

В процессе работы аттестационная комиссия формирует отчет об аттестации, включающий:

  • приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
  • перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда
  • карты аттестации рабочего места по условиям труда,
  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда,
  • сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам,
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда
  • сведения об аттестующей организации,
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
  • предписания должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

По итогам проведения аттестации работодатель принимает Приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации. Кроме того по итогам проведения аттестации работодатель должен передать в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации:

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Согласно действующим нормам законодательства аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Законом установлена периодичность проведения аттестации любых рабочих мест – не более 5 лет, для вновь созданных рабочих мест срок проведения аттестации не должен превышать 60 дней.

Процедура проведения аттестации регулируется Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Аттестация может проводиться как в плановом, так и внеплановом порядке. Инициирующим фактором процедуры плановой аттестации является наступление срока проведения аттестации, установленного работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет. При наступлении данного срока работодатель обращается в независимую по отношению к работодателю аккредитованную аттестующую организацию и заключает с ней гражданско-правовой договор на оказание услуг, после чего работодателем создается аттестационная комиссия во главе с представителем работодателя и включающая специалиста, осуществляющего функции по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации и представителей выбранной аттестующей организации. Информация об аккредитации содержится в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, размещенном на сайте http://rao.rosminzdrav.ru/. Сведения на этот сайт поступают в течение десяти дней с момента вынесения решения об аккредитации аттестующей организации.

Состав комиссии и ее график работы утверждаются приказом работодателя. Аттестация включает в себя проведение оценки соответствия условий труда государственным нормативам охраны труда по трем направления:

  • на соответствие условий труда гигиеническим нормативам;
  • на травомоопасность рабочих мест;
  • на обеспеченность работниками специальной обувью, одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;

Очередность оценки проводится в том же порядке, в котором они перечислены выше. Данная норма установлена Порядком.

По каждому из перечисленных направлений оценку осуществляют представители аттестующей организации путем инструментальных измерений и оценок уровня факторов производственной среды, а так же анализа документации.

Требования, проверяемые в рамках аттестации рабочих мест, установлены в различных санитарных и гигиенических правилах, утвержденных Роспотребнадзором. Например, измерение уровней факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).

Данное Руководство применяется с целью:

  • контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;
  • установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;
  • создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;
  • аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;
  • составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
  • анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);
  • расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.

Исходя из степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Для каждого класса устанавливаются химические, биологические показатели, требования к шуму и микроклимату. Поэтому в зависимости от типа производства (химическое предприятие, офис и пр.) устанавливаются различные показатели. Существует набор параметров, измеряемых на всех без исключения рабочих местах (например, температура воздуха, влажность и пр.), а так же перечень параметров, измеряемых на специфических производствах (например, химические производства).

В этой связи объем работ, проводимых аккредитованной организацией в рамках аттестации рабочих мест, различен. Поэтому для каждой категории рабочих мест устанавливаются различные расценки оказания услуг по аттестации.

На основе проведенных оценок специалисты аттестующей организации определяют класс (подкласс) условий труда по гигиеническим нормативами травмоопасности, а так же обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. В отношении проверки ряда параметров существует дублирование с функциями Роспотребнадзора. Например, в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда по оценке гигиенических параметров производится замер температуры, влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте. Эти замеры для каждого рабочего места необходимо производить согласно по СанПиН 2.2.4.548-96. В то же время данные параметры микроклимата могут проверяться территориальными органами Роспотребнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.

По итогам оценки всех направлений проводится комплексная оценка состоянии условий труда на рабочем месте. При соответствии положительной оценке всех трех факторов условий труда (рабочие места соответствуют гигиеническим нормативам, нетравмоопасны и все работники обеспечены СИЗ) рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». При выявлении несоответствия условий труда требованиям по одному из факторов рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда». При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. По окончании аттестации работодатель издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации и знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

По результатам аттестации работодатель разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. После проведения аттестации (в течение 10 дней) работодатель направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест.

В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

  • профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  • одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

Сроки проведения аттестации рабочих мест в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно подлежать аттестации не реже одного раза в пять лет.

По результатам проведения аттестации рабочих мест аккредитованная организация осуществляет следующие процедуры:

  • подготовку карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • подготовку ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • подготовку сводной ведомости рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труд;
  • подготовку плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

Об авторе: Родилась в 1986 году в городе Пскове. В 2008 году закончила факультет государственного и муниципального управления Высшей школы экономики. С 2006 года по настоящее время работает научным сотрудником в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Специализируется на вопросах оказания государственных услуг на федеральном и региональном уровне и государственной службе. За последние годы принимала участие более чем в 20 научных проектах совместно с Администрацией Президента РФ, Министерством экономического развития РФ, а так же с органами исполнительной власти города Москвы.

Список использованных источников:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации
  2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
  4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
  5. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 25 августа 2008 г. N 166 «Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 569»
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

___________________

1. Согласно п. 6, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Однако проверить на практике, является ли привлекаемая организация независимой, весьма затруднительно.

Аттестация рабочих мест

Скачать форму карты спецоценки условий труда

Относительно недавно в отечественном законодательстве произошли изменения, касающиеся охраны труда на предприятиях. С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который заменил процедуру аттестации рабочих мест (АРМ) на специальную оценку условий труда (СОУТ).

Что такое АРМ

По большому счету, это та же самая процедура специальной оценки рабочих мест. Но порядок и сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определял не федеральный закон, а Приказ Минздрава от 26.04.2011 № 342н.

Аттестацию тоже проводил работодатель с привлечением специальной организации, тоже образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, функции и задачи остались прежними:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости в организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установление гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Нововведениями стали:

  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест, на которых этап идентификации не осуществляется, указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Указанные нововведения никак не отразились на сроках проведения аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. Сроки по-прежнему определяются работодателем — нормативным документом об организации СОУТ.

Кроме изменений в самой процедуре проведения АРМ, с принятием СОУТ были внесены изменения в законодательство.

Трудовое законодательство

Раньше работникам, занятым во вредных (вне зависимости от класса опасности) и опасных условиях труда, по ТК РФ полагались:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • доплаты;
  • сокращенная рабочая неделя.

С введением 426 Федерального закона у работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, остались:

  • класс вредности 3.1 — только доплаты;
  • класс вредности 3.2 — доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 — доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя.

Административное законодательство

В КоАП введена статья 5.27.1, предусматривающая ответственность за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Введены и новые штрафы — от предупреждения или 5000 рублей для должностных лиц до 80 000 рублей при первом нарушении, а при повторных — от 30 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пенсионное законодательство

Теперь в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается тот трудовой стаж, который соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения

Как и в случае с СОУТ, периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного Федерального закона, СОУТ разрешено не проводить в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Но если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно. Но не реже чем один раз в 5 лет и каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Стоимость

В 2019 году стоимость проведения аттестации рабочих мест (СОУТ) по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  1. Цена договора с организацией, которая непосредственно проводит СОУТ. В цену обычно входит:
    • стоимость исследований и замеров;
    • использование специальной аппаратуры;
    • командировочные сторонних специалистов и т. д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    • если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
    • приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ можно оспорить и признать не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест — 71.20.19.130), сведения о ней обязательно присутствуют в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Региональный фактор тоже влияет на стоимость аттестации рабочих мест по условиям труда: цены в Москве и Сыктывкаре отличаются.

Штрафы

В 2019 году на вопрос, обязательна или нет аттестация рабочих мест, ответить несложно: она должна быть, если не проводилась спецоценка. Размеры штрафов за отсутствие АРМ или СОУТ составляют:

Наименование нарушения

Размер штрафа в рублях

должностное лицо

лица без образования юридического лица

юридические лица

Нарушение требований охраны труда, изложенных в федеральном законодательстве

Предупреждение или от 2000 до 5000

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Нарушение порядка проведения СОУТ (или непроведение)

Предупреждение или от 5000 до 10 000

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Допуск работника без обучения правилам охраны труда (медицинские осмотры включаются)

От 15 000 до 25 000

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

Необеспечение работников СИЗ

От 20 000 до 30 000

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

Повторные нарушения

От 30 000 до 40 000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

От 30 000 до 40 000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

От 100 000 до 200 000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Документы по итогам мероприятия

По итогам СОУТ организация, которая непосредственно проводила спецоценку, составляет отчет, работодатель его утверждает. Отчет — многостраничный и объемный документ, форма которого утверждена Приложением № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Для работодателя важен весь отчет целиком, но наибольший интерес для работника представляет третий раздел отчета или СОУТ — непосредственно карта.

В карте содержится различная информация, но наибольший интерес представляют сведения:

  • о классификации вредных и опасных факторов;
  • используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
  • рекомендациях по итогам проведенных мероприятий.

Работодатель обязан ознакомить действующих сотрудников с информацией, которую содержит карта, в течение 30 дней с даты утверждения отчета о проведенной СОУТ.

>Аттестация рабочих мест – обязательна или нет

Что такое аттестация рабочих мест 2018

В соответствии с нормами стат. 209 ТК аттестация рабочих мест по охране труда – это комплекс мероприятий по оценке безопасности рабочих условий с целью выявления и последующего устранения различных опасных или вредных факторов. Для чего нужна аттестация рабочих мест? Такая процедура направлена на установление классов/подклассов уровня вредности (опасности) рабочих условий (п. 2 стат. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам разрабатываются меры по приведению трудовых условий в соответствие с законодательными требованиями по охране труда; по оценке профриска; предоставлению сотрудникам дополнительных льгот, гарантий и компенсаций и т.д.

Обратите внимание! Для ФСС аттестация рабочих мест важна при установлении размера скидок или надбавок к основному тарифу по «травматизму». Эти сведения страхователи обязаны подтверждать ежегодно.

С 2014 г. определение аттестация рабочих мест было заменено на СОУТ. Произошло это после отмены Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.11 г. и принятия Закона № 426-ФЗ от 28.12.13 г. Однако суть такой процедуры осталась прежней и заключается в оценке трудовых условий. Поэтому, что АРМ, что спецоценка рабочих мест по условиям труда – это синонимы.

Доплаты за вредные условия труда

Аттестация рабочих мест – обязательна или нет

Согласно стат. 212 ТК обеспечить безопасность труда сотрудников обязан работодатель. В связи с этим предприятие должно не только соблюдать действующие нормативы по охране труда, но и проводить СОУТ в соответствии с требованиями закона. Федеральный порядок оценки регламентируется Законом № 426-ФЗ, где в том числе определены:

  • Обязанности и права персонала и работодателя при СОУТ.
  • Порядок проведения оценки.
  • Оформление результатов СОУТ.
  • Иные условия оценки труда.

Все ли предприятия должны проводить оценку? В соответствии с нормами стат. 212 ТК абсолютно каждый работодатель обязан позаботиться о безопасности рабочих условий для персонала. Но поскольку некоторые организации ранее уже проводили АРМ, таким компаниям разрешается не организовывать повторно оценку, если с даты окончания аттестации не прошло еще 5 лет (п. 4 стат. 27 № 426-ФЗ). Исключение – случаи внеплановых проверок по п. 1 стат. 17 Закона № 426-ФЗ. Не проводится СОУТ в части сотрудников-надомников; дистанционных специалистов; сотрудников, имеющих трудовые взаимоотношения с гражданами без статуса ИП (п. 3 стат. 3 № 426-ФЗ).

Периодичность аттестации рабочих мест, сроки

Насколько часто работодателям необходимо проводить спецоценку трудовых условий? В соответствии с п. 4 стат. 8 № 426-ФЗ СОУТ следует организовывать каждые 5 лет, если иные требования не установлены законодательно. Обозначенный срок действия аттестации рабочих мест начинает исчисляться со дня утверждения результатов оценки.

К примеру, аттестация рабочих мест в школе должна проводиться раз в пятилетку, равно как и в дошкольных детских учреждениях. АРМ офисных работников не осуществляется, если занятость таких лиц направлена на собственные нужды организации (п. 4 Приказа № 342н). А при внеплановых мероприятиях срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 12 мес. с момента введения в эксплуатацию новых мест занятости, изменения условий технологий производства, влияющих на степень опасности (вредности) труда (п. 2 стат. 17 № 426-ФЗ). В остальных ситуациях срок внеплановой АРМ равен 6 мес.

Как проводится аттестация рабочих мест на предприятии

Какие учреждения обладают правом проводить АРМ или СОУТ? Безусловно, это не все компании, а только имеющие право заниматься подобными услугами. В обновленном Классификаторе аттестация рабочих мест, ОПКД 2 71.20.19.130, занимает отдельный блок. Для проведения АРМ работодатель на основании договоров ГПХ привлекает стороннее независимое предприятие, требования к которому перечислены в стат. 19 № 426-ФЗ. Такое учреждение должно состоять в специальном реестре и иметь в штате не меньше 5 сертифицированных экспертов.

Аттестация и рационализация рабочих мест выполняются после утверждения работодателем приказа о необходимости подобных мероприятий и назначении ответственного лица. Затем выбирается учреждение, способное качественно провести АРМ. Для законности процедуры составляется договор на оказание услуг, в бюджетных структурах аттестация рабочих мест по КОСГУ – статья 226. По завершении процедуры составляются отчет, карта аттестации рабочего места по условиям труда, протоколы, ведомость, экспертное заключение и иные обязательные документы (стат. 15 № 426-ФЗ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

  • Определение наличия у работодателя вредных и/или опасных факторов для персонала.
  • Измерение на специальных приборах таких факторов, а также проведение испытательных работ.
  • Установление уровня классов (подклассов) трудовых условий на отдельных рабочих местах.
  • Составление завершающего пакета документации по результатам АРМ, включая отчет, протоколы, рекомендации, заключение эксперта.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

С 01.01.15 г. была обновлена стат. 5.27.1 КоАП. В соответствии с ч. 2 указанной статьи за отсутствие у работодателя АРМ на рабочих местах, а также за нарушения в порядке проведения такой процедуры предусмотрены следующие размеры санкций:

  • Для должностных ответственных лиц – объявление предупреждения или взыскание штрафа в 5000-10000 руб.
  • Для предпринимателей – штраф в 5000-10000 руб.
  • Для организаций-юрлиц – штраф в 60000-80000 руб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

В соответствии с законодательством РФ все работодатели обязаны проводить аттестацию рабочих мест. Но когда и зачем это нужно делать? Чем грозит уклонение от этой процедуры и какие бонусы приносит организации ее регулярное осуществление? Разбираемся в тонкостях процесса аттестации рабочих мест и выясняем, куда обратиться за получением этой услуги.

Требования к аттестации рабочих мест

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин пока не прижился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Важно знать
Ключевое отличие СОУТ от аттестации рабочих мест — наличие в рамках СОУТ этапа идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Последняя проводится путем:

  • изучения предоставленных работодателем данных;
  • обследования рабочих мест;
  • опроса работников или их руководителей.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений каких-либо показателей от нормы (концентрация вредных веществ в воздухе, воде и т.д.)), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это прежде всего предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • оборудованием, находящимся под высоким напряжением, либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а так же с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и др.

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один должен иметь высшее образование в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В ее структуре должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и/или опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России akot.rosmintrud.ru/sout/organizations), либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда (akot.rosmintrud.ru/ot/organizations) и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

Кстати
Аттестацию рабочих мест работодатель проводит обязательно по требованию Федерального закона № 426-ФЗ. Проведение аттестации обычно положительно сказывается на атмосфере в коллективе, поскольку демонстрирует неравнодушное отношение к подчиненным.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Как проводится аттестация рабочих мест: этапы процедуры

Как именно происходит СОУТ и какова роль в этом процессе поставщика услуг по аттестации рабочих мест? Алгоритм действия последнего зафиксирован в основополагающем законе № 426-ФЗ, а также в приказе Минтруда России от 24.01.2014 №33н. В последнем приведены методика проведения оценочных работ, классификатор вредных и/или опасных производственных факторов, форма отчета о проделанной работе и инструкция по его заполнению. Остановимся подробнее на процессе проведения аттестации.

  • Подготовка к процедуре. По инициативе работодателя создается комиссия по проведению СОУТ с нечетным количеством представителей, куда должны входить специалист по охране труда, члены профсоюза, представители работодателя. После этого комиссия прописывает и утверждает график и перечень работ.
  • Выявление потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Далее проводится проверка действующих условий труда (например состояния оборудования) и выявление опасных и вредных факторов. Проводя эту работу, эксперты учитывают результаты прошлой аттестации и статистику несчастных случаев на производстве.

На заметку
Работодателю необходимо помнить, что выявление потенциально вредных и/или опасных факторов не производится на рабочих местах сотрудников, которым назначена досрочная пенсия по старости или компенсация за вредность труда. Также идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится на рабочих местах, где их наличие уже было ранее установлено экспертами при проведении аттестации или СОУТ.

  • Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов. В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам. После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    • оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
    • допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
    • вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
    • опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).
  • Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:
    • информация о компании, проводившей СОУТ;
    • перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    • протоколы измерений;
    • заключение экспертов.

    Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.

Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *