Содержание
- Законодательство РФ об административных правонарушениях
- Источники административного права РФ
- Кодекс об административных правонарушениях РФ
- КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях). Общая характеристика
- Вопрос №51. Общая характеристика КоАП РФ.
- 46.Законодательство об административных правонарушениях.
- Нормативные и ненормативные акты
- Кодифицированные акты
- Ограничение прав и свобод при административных правонарушениях
- Статья 29.9 КОАП РФ. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
Законодательство РФ об административных правонарушениях
Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства. В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть. Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.
Источники административного права РФ
С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права:
- В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
- Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
- Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
- Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
- Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
- Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.
Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права.
Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:
- общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые – КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
- законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
- международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.
Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.
Исходя из вышесказанного следует — на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:
- Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
- https://duma.tomsk.ru/page/16800/
- Закон Ростовской области об административных правонарушениях
- Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
- Закон республики Алтай об административных правонарушениях
- Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
- Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
- Закон Краснодарского края об административных правонарушениях
Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.
Кодекс об административных правонарушениях РФ
Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которые вступили в силу 14 августа 2018 г.
Цель лекции: анализ юридического состава административного правонарушения, особенностей административной ответственности.
План лекции
1. Понятие административного правонарушения и его признаки.
2. Юридический состав административного правонарушения и его элементы.
3. Классификация административных правонарушений.
4. Понятие и основные черты административной ответственности.
1. Понятие административного правонарушения и его признаки. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
Согласно ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются:
а) антиобщественность;
б) противоправность;
в) виновность;
г) наказуемость деяния.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие «деяние». Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учету). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов).
По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчеркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений.
Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.
Виновность деяния физического лица означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.
Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
С одной стороны, административное правонарушение — основание административной ответственности, с другой, такая ответственность — признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу.
2. Юридический состав административного правонарушения и его элементы. Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.
Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за деяние административной ответственности.
Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — неоднократность, повторное, длящееся нарушение.
Субъектами административного правонарушения признаются:
- физические лица;
- юридические лица.
Среди физических лиц различаются: а) граждане РФ; б) другие весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья.
Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.
К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств и др.
Ко второй группе относятся лица, которые за административные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определенных органах, и в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях.
Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена ст. 2.1 КоАП РФ.
Иными словами, это означает также, что вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, следовательно, может проявляться в форме умысла и неосторожности.
Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).
Только при наличии состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.
3. Классификация административных правонарушений. По субъектам выделяются правонарушения, субъектами которых признаются:
- граждане, должностные лица, юридические лица (ст. 6.3, 6.4, 6.5, 14.1 и др.);
- должностные и юридические лица (ст. 13.12 п. 3 и 4, ст. 14.8 и др.);
- юридические лица (ст. 14.17 п. 1 и 4, 14.24 п. 3 и др.);
- граждане и юридические лица (ст. 7.28, 12.35 и др.);
- граждане и должностные лица (ст. 15.6 ч. 19.1, 20.5 и др.);
- должностные лица (ст. 7.16, 12.31, 12.32 и др.);
- граждане (ст. 19.16, 21.5 и др.).
В зависимости от видов наказаний выделяются административные правонарушения, за которые предусмотрены только основные наказания, их подавляющее большинство; основные и дополнительные наказания (ст. 5.19, 6.14, 7.15, 19.23, 20.3, 20.4 и др.); основные наказания в качестве альтернативных (ст. 9.3, 14.22); основные и дополнительные наказания не предусмотрены в качестве альтернативных.
Каждый их вид предусмотрен за то или иное правонарушение и может применяться в качестве дополнительного либо обязательного к основному (ст. 20 ч. 3 и 9), либо по усмотрению субъекта, уполномоченного на его применение за данное административное правонарушение.
Предупреждение обычно устанавливается в качестве основного наказания, альтернативного административному штрафу за некоторые административные правонарушения. В иных случаях предупреждением не может быть заменен административный штраф.
Административный штраф является универсальным наказанием, предусмотренным за все административные правонарушения. В этом качестве он не может быть принят за самостоятельный критерий классификации административных правонарушений.
Административный арест, лишение специальных прав и дисквалификация влекут существенные ограничения прав гражданина. Поэтому они предусмотрены за небольшое число наиболее серьезных административных правонарушений и назначаются судьей.
4. Понятие и основные черты административной ответственности. Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность внешне обладает всеми признаками юридической ответственности.
В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются лишь ее характерные признаки.
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
а) административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.
б) основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок.
в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной — физические лица.
г) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления — уголовные наказания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания.
д) административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; исполнительной власти и др.; уголовные наказания — только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции.
е) административные наказания применяются органами и должностными лицами к не подчиненным им правонарушителям. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органам, должностным лицам.
ж) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы, за исключением дисквалификации. Лицо, к которому применено административное наказание, считается имеющим его в течение установленного срока.
з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административные правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами — административные наказания.
Федеральным законом, регулирующим административную ответственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г.
Контрольные вопросы и задания
- В чем состоит отличие административного правонарушения от преступления?
- Что составляет объективную сторону административного правонарушения?
- Раскрыть основные признаки административной ответственности.
- Назвать основные меры административной ответственности.
Литература
- Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001.
- Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. М.: МЮИ МВД России, 1997.
- Административная юрисдикция: проблемы, поиски решения. Тюмень: Изд-во «Слово», 2001.
- Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. М.: «Статут», 2000.
КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях). Общая характеристика
Административная ответственность широко практиковалась в СССР. Законодательство носило некодифицированный характер. Впервые законодательство об административных правонарушениях было кодифицировано 1984 в виде КоАП РСФСР. Нормы создавались по образцу норм Уголовного Кодекса путем их упрощения таким образом, чтобы применять их могли не только судьи, но и должностные лица,вообще не имеющие юридического образования.
Распад СССР привел к декодификации административно-деликтного законодательства.
КоАП РФ вступил в силу с 1 июля 2002 года.
Структура КоАП:
5 разделов, объединяющих 32 главы.
1 раздел – общие положения, то есть структуре законодательства, видам наказаний.
2 раздел – особенная часть (17 глав, где по родовому признаку сгруппированы составы административных правонарушений).
3 раздел – структурно-компетенционные нормы, определяющие тех, кто может рассматривать дела об АП.
4 раздел – производство по делам об АП.
5 раздел – исполнение постановления по делу об АП.
КоАП определяет структуру всего законодательства об АП. КоАП определяет, какие акты в соответствии с ним могут и должны быть приняты, причем перечень является закрытым.
1. Постановления правительства, которые призваны урегулировать отдельные процедуры применения мер обеспечения или порядок исполнения отдельных видов наказания, например, условия отбывания административного ареста.
2. акты ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти), которыми утверждается перечень ДЛ этих органов, уполномоченных составлять протоколы по делам об АП (ПДАП). Каждый контрольно-надзорный орган утверждает для себя внутриведомственный акт.
3. акты ФОИВ, определяющие порядок применения отдельных мер обеспечения в ПДАП.
4. методические разъяснения органов.
КоАП от 30.12.2001.- основной закон, регулирующий адм. ответвсвенность. Он регулирует вопросы административной ответственности, которое признано решать на федеральном уровне.
КоАП РФ:
· закрепляет общие положения и принципы законодательства о административном правонарушении;
· устанавливает административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение;
· регулирует производство по делам об адм. правонарушениях;
· устанавливает порядк исп постан-й о назнач адм наказаний;
· устанавливает виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения.
КоАП РФ основыв на КРФ, общепризнан нормах и приныципах междунар права и международных договорах.
Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст 1.2 КоАП):
· защита личности
· охрана прав и свобод человека и гражданина;
· охрана здоровья гр-н, сан-эпидемологич благополучия населения;
· защита общественной нравственности;
· охрана окружающей среды;
· охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;
· предупреждение административных правонарушений.
Вместе с другими нормами административного права КоАП призван обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а так же регулятивные нормы многих отраслей права. КоАП основывается на таких принципах как: принцип равенства пред законом, презумпция невиновности, обеспечения законности при применении мер административного принуждения, гуманизм при ведении дел об административных правонарушениях.
Особенности КоАП:
1.содержит систему материальных норм (общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний, принципы их применения) и процессуальных норм (производство по делам об административных правонарушениях);
2.нормы КоАП универсальны, т.к. защищают как регулятивные нормы административного права, так и регулятивные нормы других отраслей права;
3.закрепляет ответственность физических и юридических лиц;
4.регламентирует ответственность за административные правонарушения в 2 юрисдикционных режимах: административный и судебный (6 из 9 наказаний назначаются только судом); ответственность за административный правонарушения регулируется как на федеральном уровне так и на уровне субъектов, поэтому КоАП четко определил: за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность; какие санкции могут быть им установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ. КоАП РФ с 2001 г впервые закрепил понятие вины юридического лица (ст.2.1.). Впервые к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражные суды.
По КоАП адм ответственность может наступать при достижении 16 лет возраста (ст 2.3). В связи с тем, что исполнительная власть отличается мобильностью, то нормы, закрепленные в КоАП подвержены постоянной модернизации. КоАП имеет свою систему наказаний, не пользуется другими системами наказаний. В режиме административной юрисдикции дела об административных правонарушениях могут рассматриваться более 60 органами исполнительной власти.
59. Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях
Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации. Изначально это касалось административной ответственности. Общий принцип, согласно которому федерация устанавливает общие положения, а субъект детализирует + и федерация, и субъект разграничивают конкретные полномочия м/у собой и в рамках них каждый осуществляет собств.регулирование и исполняет. КоАП исполняется и фед.органами и органами субъектов. Акты субъектов – только органами субъектов.
Разграничение полномочий складывается следующим образом:
Большая часть полномочий – у РФ. Только РФ может регламентировать общие положения, включая понятие правонарушения, виды и порядок применения административных наказаний, принципы привлечения к ответственности, также РФ закрепляет общие правила подведомственности, регламентирует производство по делам об АПН и порядок исполнения постановлений по делам об АПН.
Соответственно, субъект может устанавливать собственные региональные составы, при этом вопрос: какие составы могут быть только федеральными, а какие – субъектами (регулятивная есть, а охранительной нет, например). Разграничение осуществляется по критерию того, имеет ли правонарушение региональное или федеральное значение. И КоАП и ВС дают однозначное толкование – ответственность всегда следует за регулятивной нормой. Если регулятивная норма закреплена на фед.уровне – ответственность может установить только федерация. Если фед.законодатель не установил санкцию – то это сознательная позиция и не субъекту её пересматривать (ВС). Составы, которые устанавливают ответственность за нарушение региональных норм и правил, могут быть регламентированы субъектами. И только.
Субъекты могут определять, кто будет рассматривать региональные составы, т.е. подведомственность дел конкретным органам. При этом возложить обязанность по рассмотрению дел субъект может только на орган субъекта. Соответственно, субъект может сказать, что дело уполномочен рассматривать мировой суд, но на компетенцию районного суда он покушаться не может. Отдельное положение занимала милиция общественной безопасности, т.к. она нах-сь в совместном ведении и субъект мог возложить часть дел на эти органы. В связи с вступлением в силу ФЗ «О полиции» пока ситуация не изменилась. При этом совместность ведения в этой ситуации в значительной мере осталась в прошлом. Могут быть созданы специализированные органы для рассмотрения дел об АПН, как правило, в форме административных комиссий.
В рамках производства по делам об АПН субъект из всего производства устанавливает только одно: органы и должностные лица, которые уполномочены составлять протоколы.
Отдельные полномочия, в рамках создания специализированных органов, формирования комиссий по делам несовершеннолетних и определения лиц, которые уполномочены составлять протоколы, могут быть переданы субъектом феедрации ОМС. Т.к. ОМС являются более заинтересованными. Субъект должен предоставить финансирование.
Регулирование на уровне субъекта осуществляется в форме законов. Кодексами называть нельзя
60. Административная ответственность: понятие, сущность, значение и основные черты
Административная ответственность – это негативная оценка государством действий правонарушителя, именуемых административным правонарушением, и выражается в назначении правонарушителю административного наказания.
Особенности административной ответственности:
• Широкая нормативная база;
КоАП на федеральном уровне; на уровне субъектов – законы субъектов об административных правонарушениях; подзаконные акты: на федеральном уровне — постановления правительства; на уровне субъектов – акты высших исполнительных органов субъекта.
• административная ответственность охраняет не только административные правоотношения, но и отношения иной отраслевой принадлежности (конституционно-правовые, градостроительные, трудового права, гражданского права и иные).
• Большое количество субъектов, уполномоченных осуществлять привлечение к административной ответственности: суды, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные отделения, органы исполнительной власти субъектов РФ.
• Широкий круг субъектов, которые привлекаются к административной ответственности: физические лица, как правило, не находящиеся в организационной подчиненности от тех органов или ДЛ, которые их привлекают (при этом могут быть иностранцы, апатриды); юридические лица.
• Основание ответственности – совершение лицом административного правонарушения; оно обладает всеми чертами родового правонарушения (противоправности, виновности, наказуемости, деяния + видовой признак – общественный вред).
• Для привлечения к АО установлен особый процессуальный порядок, закрепленный в разделе 4 КоАП «производство по делам об административных правонарушениях» + субсидиарно применяется АПК.
Принципы АО:
• Равенство перед законом: физические лица подлежат административной ответственности вне зависимости от пола, расы, возраста, а юридические лица независимо от организационно-правовой формы.
Федеральным законом могут устанавливаться особенности привлечения к отдельным видам административной ответственности отдельных категорий лиц. Причем это могут быть лица, занимающие определенные должности, а также лица, обладающие объективными признаками в их физиологии, например, малочисленные народы Крайнего Севера.
• Презумпция невиновности;
Административная ответственность включает 2 части:
1) лицо может нести административную ответственность за то деяние, в котором установлена его вина;
2) распределение бремени доказывания (лицо не обязано доказывать свою невиновность);
3) неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется расследование.
4) Сам законодатель устанавливает исключение из презумпции невиновности для ФЛ: примечание к ст.1.5 и ст.2.6 (в области безоп дор движения и благоустройства территории на тс лучае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи ).
5) Презумпция невиновности специфически работает в отношении ЮЛ: формально она к ним применяется, но в отношении них сформулирована такая конструкция вины, что фактически бремя доказывания невиновности возлагается на само ЮЛ.
• В рамках силы закона, смягчающего или отменяющего АО, улучшающего положение лица, совершившего правонарушение.
Смягчение административной ответственности:
исключается из альтернативной санкции более строгое наказание;
исключается дополнительное наказание
отмена состава с квалифицирующими отягчающими ответственность признаками.
снижение размеров всех или одного из возможных наказаний;
Пересмотр заключается в том, что новая норма распространяется на все производства, которые еще не окончены или которые еще не начинались.
Основаниями для освобождения от ответственности:
В административно-деликтном праве нет конструкции освобождения от наказания. Возможно только освобождение от ответственности.
Об освобождении от административной ответственности может идти речь только в том случае, когда в действиях лица содержатся все признаки административного правонарушения, но в силу определенных причин привлечение его к административной ответственности невозможно(не дифференцирует освобождение от ответственности и наказания, есть только освобождение от ответственности – невменяемость не будет освобождением – это нет состава, потому что нет субъекта):
НО: когда есть состав, но не привлекаем к ответственности :
Замена для несовершеннолетнего лица административного наказания мерами воспитательного воздействия (ч.2 ст.2.3.)
Замена административной ответственности дисциплинарной ответственностью для военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (ч.1 ст.2.5.) – если есть дисциплинарный кодекс – будет только дисциплинарная ответственность
Крайняя необходимость и необходимая оборона – не делится, есть только крайняя необходимость (ст.2.7.)
Малозначительность (ст. 2.9.)
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (общий 2 мес и спец сроки)
Вопрос №51. Общая характеристика КоАП РФ.
АО широко практиковалась в СССР. Законодательство носило некодифицированный характер. Впервые законодательство об АО было кодифицировано 1984 в виде КоАП РСФСР. Нормы создавались по образцу норм УК путем их упрощения таким образом, чтобы применять их могли не только судьи, но и ДЛ вообще не имеющие юридического образования.
Распад СССР привел к декодификации административно-деликтного законодательства.
КоАП РФ вступил в силу с 1 июля 2002 года.
Структура:
5 разделов, объединяющих 32 главы.
1 раздел – общие положения, то есть структуре законодательства, видам наказаний.
2 раздел – особенная часть (17 глав, где по родовому признаку сгруппированы составы АП).
3 раздел – структурно-компетенционные нормы, определяющие тех, кто может рассматривать дела об АП.
4 раздел – производство по делам об АП.
5 раздел – исполнение постановления по делу об АП.
КоАП определяет структуру всего законодательства об АП. КоАП определяет, какие акты в соответствии с ним могут и должны быть принят ы, причем перечень является закрытым.
1. Постановления правительства, которые призваны урегулировать отдельные процедуры применения мер обеспечения или порядок исполнения отдельных видов наказания, например, условия отбывания административного ареста.
2. акты ФОИВ, которыми утверждается перечень ДЛ этих органов, уполномоченных составлять протоколы по делам об АП (ПДАП). Каждый контрольно-надзорный орган утверждает для себя внутриведомственный акт.
3. акты ФОИВ, определяющие порядок применения отдельных мер обеспечения в ПДАП.
4. методические разъяснения органов.
КоАП от 30.12.2001.- основной закон, регулирующий адм. ответвсвенность. Он регулирует вопросы адм. ответственности, кот признано решать на федеральном уровне.
КоАП РФ:
¾ закрепляет общие положения и принципы законодательства о административном правонарушении;
¾ устанавливает административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение;
¾ регулирует производство по делам об адм. правонарушениях;
¾ устан порядк исп постан-й о назнач адм наказаний;
¾ устан виды адм наказ и мер адм-процесс принужд.
КоАП РФ основыв на КРФ, общепризнан нормах и приныципах междунар права и междунар дог-х. Задачи зак-ва о адм правонар (ст 1.2 КоАП):
· защита личности,
· охрана прав и свобод человека и гражданина;
· охрана здоровья гр-н, сан-эпидемологич благополучия населения;
· защита общественной нравственности;
· охрана окружающей среды;
· охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;
· предупреждение административных правонарушений.
Вместе с др. нормами адм права КоАП призван обеспеч реализ и защиту полож КРФ, а так же регулят норм многих отраслей права. КоАП основывается на таких принципах как: принцип равенства пред з-ном,призумпция невиновности,обеспеч з-ности при применении мер адм принуждения, гуманизм при ведении дел об адм правонаруш.
Особенности КоАП:
1.содержит систему мат норм (общие положения и принцпы ответ-ти, составы правонаруш, перечень адм. наказ, принципы их применения) и процесс норм (произ-во подделам об адм правонаруш);
2.нормы КоАП универсальны, т.к защищ как регулят нормы адм права, так и регулят нормы др отраслей права;
3.закрепл отв-ть физ и юр лиц;
4.регламентирует ответ-ть за адм правонаруш в 2 юрисдикционных режимах: адм и суд (6 из 9 наказаний назнач токо судом); ответ-ть за адм правонаруш регул как на фед уровне так и на уровне субъектов, поэтому КоАП четко определил: за какие правонаруш з-нами субъектов РФ м/б установлена адм ответ-ть; какие санкции м/б им установлены за соотв правонаруш, кто вправе налагать адм наказ за наруш з-нов субъектов РФ. КоАП РФ с 2001 г впервые закрепил понятие вины юр лица (ст.2.1.). Впервые к рассм дел об адм правонаруш привлечены арбитражные суды.
46.Законодательство об административных правонарушениях.
- •Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «ап»
- •1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
- •2.По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
- •3.По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
- •4. По организационно-правовым формам:
- •5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
- •37.Понятие и назначение административно-восстановительных мер.
- •38.Административный процесс:понятие, особенности. Административные процедуры и административные производства.
- •39.Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
- •40.Надзор прокуратуры. Формы реагирования прокурора на нарушения законности в сфере исполнительной власти.
- •41.Судебный контроль в сфере исполнительной власти.
- •42.Президентский контроль.
- •43.Парламентский контроль.
- •44.Контроль и надзор в сфере исполнительной власти.
- •45.Понятие, цели и принципы административной ответственности.
- •46.Законодательство об административных правонарушениях.
- •Раздел I. Общие положения
- •Глава 1. Общие положения
- •47.Основания административной ответственности.
- •48.Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
- •49.Особенности административной ответственности должностных лиц.
- •50.Особенности административной ответственности несовершеннолетних.
- •51.Особенности административной ответственности юридических лиц.
- •52.Понятие и основные признаки административного правонарушения.
- •53.Юридический состав административного правонарушения.
- •54.Административные наказания: понятие, цели, система, виды.
- •55.Предупреждение и штраф как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
- •56.Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и лишение специального права как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
- •57.Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. Порядок применения и содержание.
- •58.Административный арест и дисквалификация как меры административной ответственности. Порядок применения и содержание.
- •59.Административное приостановление деятельности как мера административного наказания. Порядок применения и содержание
- •60.Обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Порядок применения и содержание
- •61.Общие правила применения административных наказаний.
- •62.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- •63.Множественность административных правонарушений.
- •64.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
- •65.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, значение и виды. Основные требования к доказательствам.
- •66.Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Предмет и пределы доказывания.
- •67.Участники производства по делам об административных правонарушениях; виды участников.
- •68.Участники производства по делам об административных правонарушениях, наделенные властными полномочиями.
- •69.Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: понятие, правовой статус.
- •70.Потерпевший, его административно-процессуальный статус.
- •71.Эксперт, специалист, переводчик как участники производства по делам об административных правонарушениях.
- •72.Свидетель и понятой как участники производства по делам об административных правонарушениях, их административно-процессуальный статус.
- •73.Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях.
- •74.Подведомственность дел об административных правонарушениях. Виды подведомственности.
- •75.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и виды.
- •76.Основания и поводы для возбуждения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении.
- •77.Административное расследование.
- •78.Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении.
- •5.2. Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении
- •79.Обжалование (опротестование) и пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях.
- •80.Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- •81.Административное судопроизводство в Российской Федерации. Структура Кодекса административного судопроизводства рф.
- •82Государственное регулирование и административно-правовое регулирование в сфере экономики (полномочия Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина России).
- •87.Государственное регулирование и административно-правовое регулирование в области обороны (полномочия Минобороны России).
- •88.Административно-правовые режимы: понятие, назначение, виды, правовое регулирование.
- •89.Административно-правовой режим чрезвычайного положения.
- •90.Административно-правовой режим военного положения.
Регламентация мер административного, то есть без привлечения к суду, воздействия размещена не только в КоАП РФ, но и в других законодательных документах. Кроме применения санкций публичного характера, например, депортации, федеральные законы определяют меры административного пресечения. Административные меры могут быть властными, они установлены ТК, НК и другими публичными законодательными актами.
Законодательство об административных правонарушениях включает:
- КоАП – федеральный кодифицированный документ;
- законы субъектов РФ;
- НПА органов федерального и регионального значения, которые определяют порядок исполнения правовых процедур.
Законодательство подразделяется на два вида в зависимости от того, где будет применена правовая форма. Существует материальное и процессуальное законодательство. В первом случае это КоАП и законы субъектов, которые определяют видовую принадлежность административного наказания, состав правонарушения. Во втором случае имеются в виду НПА, которые определяют процедуру рассмотрения и исполнения решений по делам об административном правонарушении.
Нормативные и ненормативные акты
Главным документом законодательства РФ об АП является нормативный правовой акт.
Определение 1
Нормативно-правовой акт – акт уполномоченного органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, который устанавливает правовые нормы, обязательные к исполнению, охватывающие неопределенный круг лиц, неоднократно применяемые, действующие вне зависимости от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Существуют и ненормативные акты. Они принимаются административным органом или должностным лицом, например, постановление по делу об административном правонарушении, и применяются индивидуально.
Определение 2
Индивидуальный правовой акт – это акт, который не содержит правовых норм и представляет собой односторонние волевые действия государственного органа исполнительной власти.
Он касается, изменения или прекращения обязанностей лица, установления публичных правомочий лица (свидетель, эксперт), изменения или прекращения имущественных правомочий (подозреваемый, нарушитель).
И те, и другие акты обязательны для исполнения.
Кодифицированные акты
В субъектах РФ акты принимаются в форме кодексов (Томская область), в форме закона субъекта Российской Федерации. Законодательная техника позволяет не использовать наименование «кодекс», но закон также является кодифицированным документом.
Замечание 1
В единой системе законодательства по административным правонарушениям КоАП находится на первом месте, затем следуют законы субъектов.
Документ кодифицирован по принципам юридической регламентации, в соответствии с тем, как разграничены предметы ведения между РФ и субъектами. Если законодательство находится исключительно в ведении РФ, кодификация осуществляется по принципу централизации нормативно-правовых источников, или, напротив, их многообразия.
Существуют кодифицированные акты нескольких типов. К первому типу относится УК, который может включать в себя новые ФЗ,с порядком установления уголовной ответственности. Федеральный уровень предполагает многообразие источников регламентирования, поэтому к законодательству кодифицированного типа принадлежат и ФЗ, принятые в специально предусмотренных случаях. К этому типу относится НК. Есть случаи, когда, кодифицированное законодательство, находящееся в ведении РФ, включает в себя законы субъектов и даже в отдельных случаях НПА муниципальных образований. Показательным документом в этом плане является БК, который основан на принципе плюралистичности. В исключительном ведении РФ находятся ведомственные НПА, которые принимаются в случаях, предусмотренных указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Реже ведомственное правовое регулирование устанавливается кодифицированным актом.
Кодифицированное законодательство определяет иерархические отношения правового регулирования. Кодекс устанавливает правовой статус других актов законодательства, ведомственных или публичных.
Как правило, кодексы являются главенствующим правовым актом и относят к законодательству другие законы. Но, бывает и по-другому.
Пример 1
В качестве примера возьмем коррекцию закона «О таможенном тарифе» и таможенного законодательства. Акт законодательства, принимался в то время, когда упразднялась правовая и политическая система Советского Союза, а Конституция РФ еще не вступила в действие, тем не менее он является составляющей частью таможенного законодательства.
КоАП и Конституция РФ взаимообусловлены. Об этом говорит порядок разграничения предметов ведения РФ и субъектов в области законов об АП.
Если нарушены правила и нормы, предусмотренные федеральными законами, другими НПА, ответственность может быть установлена только КоАП, так как правовой регламент находится в исключительном ведении РФ. К правилам и нормам относятся требования по лицензированию, правила на таможне, пограничный режим, государственная регистрация имущественных прав.
Ответственность за нарушение правил и норм, которые установлены субъектами или органами на местах, устанавливается законами об АП субъектов.Квалификация имеется в КоАП, она определяет нарушения, за которые выносится предупреждение или штраф.
К федеральным источникам законодательства относятся указы Президента РФ, постановления Правительства и ведомственные НПА, которые принимаются федеральными министерствами, службами, агентствами, наделенными соответствующими полномочиями.
Ведомственное правовое регулирование относится к ведению министерств, но сфера ведомственной регламентации расширяется и сегодня многие службы, агентства, подчиненные Президенту РФ, Правительству РФ, осуществляют правовое регулирование.
Правила и нормы, неисполнение которых квалифицирует КоАП, утверждает Правительство РФ вместе с органами исполнительной власти в областях экономики, промышленности и др. Реже такие правила утверждает Президент РФ. Нормы могут утверждаться специальными публичными органами, например, постановлениями ЦБ РФ.
Вывод 1
К нормативно-правовым актам в части установления норм и правил, нарушение которых квалифицируется в качестве административного проступка в соответствии с КоАП, относятся по преимуществу акты органов исполнительной власти.
Ограничение прав и свобод при административных правонарушениях
В Конституции РФ сказано, что права и свободы нарушителя ограничиваются федеральным законом для того, чтобы обеспечить интересы государства и гражданина в нем. КоАП ограничивает деятельность лиц, вина которых установлена и административное наказание назначено, а также подозреваемых лиц, к ним применяются меры пресечения.
Нарушители имеют имущественные обременения, а также наказания, которые ограничивают права неимущественного характера. К имущественным обременениям относятся административный штраф и конфискация. При назначении административного ареста ограничивается право на неприкосновенность и свободу личности. Право на законное осуществление экономической деятельности ограничивается при дисквалификации, административного приостановления деятельности. Неимущественные права ограничиваются сроком наказания. Имущественные обременения не зависят от процессуальных сроков и заканчиваются принудительным изъятием имущества нарушителя в денежной форме или в форме имущественного материализованного объекта.
Замечание 2
Административный штраф наиболее распространенный из всех видов наказаний. Об этом свидетельствуют предельные размеры штрафа, который может быть взыскан с граждан, должностных лиц, юрлиц. Штраф устанавливается и применяется только в соответствии со статьями закона.
Это касается всех административных наказаний, поскольку они ограничивают права нарушителя (даже предупреждение). Целью любого наказания является публичная превенция – обеспечение безопасности для общества. Ограничение прав нарушителя – это следствие применения любого наказания.
Федеральные законы имеют подзаконные акты, где детализированы предписания. В некоторых случаях выпускаются ведомственные акты правоохранительных органов.
Отдельные полномочия делегируются органами исполнительной власти другим публичным органам, отсюда возникает нормотворчество. В качестве примера можно привести Приказ МВД России от 6.06.2000 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке».
Процессуальная часть КоАП касается ведомственного регулирования. Здесь определены полномочия должностных лиц, федеральных служб, реже агентств и министерств, которые могут возбуждать дело об АП, составлять протокол и осуществлять иные процессуальные действия. Список должных лиц утверждается руководителем. В актах ведомственного характера устанавливаются должностные лица, которые могут применять меры административного пресечения. Применение этих мер: доставления, задержания, личного досмотра, часто связано с принуждением лица.
Замечание 3
То есть осуществление принудительных , властных действий, которое должно производится лицом, определенным ведомственным актом, применительно к лицу, чья вина в совершении проступка еще не определена постановлением. Такие меры пресечения применяются должностным лицом, наделенным полномочиями правоохранительного органа. К ним относятся должностные лица внутренних войск МВД, пограничных органов, таможни, органов уголовно-исполнительной системы, госнаркоконтроля.
Осуществление принудительных властных действий вытекает из обязанности правоохранительных органов обеспечивать государственную, общественную, экономическую, экологическую безопасность. Такие органы подчиняются непосредственно Президенту РФ. Есть ведомства, которые подчинены Правительству РФ. Например, Минприроды России, ФАЛХ (Россельхоз) контролируют соблюдение лесного законодательства и его должностные лица могут принудительно доставлять физическое лицо в целях составления протокола об административном правонарушении наряду с должностными лицами правоохранительных органов.
Статья 29.9 КОАП РФ. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;
2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;
3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;
4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, 15.15.6, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.
2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
См. все связанные документы >>>
1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вынесены два принципиально отличных друг от друга вида решения. Решение по существу дела оформляется постановлением (см. комментарий к ст. 29.10). Решение, носящее процессуальный характер и не затрагивающее существо дела, оформляется определением (см. комментарий к ст. 29.12).
2. В виде постановления выносится решение о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. 3.2). При назначении наказания необходимо руководствоваться положениями, содержащимися в статьях главы 4 Кодекса (см. комментарий к ст. ст. 4.1 — 4.5).
3. В виде постановления выносится решение о прекращении производства по делу в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5).
4. Аналогичное решение выносится при малозначительности совершенного нарушения. В этом случае лицо, его совершившее, может быть освобождено от ответственности с объявлением ему устного замечания (см. комментарий к ст. 2.9).
5. В том же виде выносится решение о прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) лица, в отношении которого велось производство по делу, содержатся признаки преступления.
Передача таких материалов осуществляется с учетом подведомственности, определяемой в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ.
6. Постановление о прекращении производства по определенным категориям дел выносится также при освобождении лица от административной ответственности по основаниям, предусмотренным в примечаниях к ст. ст. 6.8, 6.9, 14.32 Кодекса.
7. В виде определения выносится решение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Кодексом одни и те же дела могут рассматриваться различными субъектами (судьями, органами, должностными лицами), которые уполномочены назначать различные наказания или применять различные меры воздействия.
Так, дела о некоторых категориях административных правонарушений рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (см. комментарий к ст. 23.1), поскольку к исключительной компетенции судьи относится назначение таких административных наказаний, как, например, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест и др. (см. комментарий к ст. ст. 3.6 — 3.12).
Аналогичным образом дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. комментарий к ст. 23.2), поскольку с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством (см. комментарий к ст. 2.3).
Что касается должностных лиц, то полномочия некоторых из них ограничены установлением назначаемых видов административного наказания, а равно максимальных размеров налагаемых административных штрафов. Можно привести пример в отношении органов внутренних дел (полиции): начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до двух тысяч рублей (ст. 23.3).
8. В виде определения выносится и решение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица. Имеется в виду, в частности, случай так называемой переквалификации правонарушения, когда выясняется, что фактический состав нарушения соответствует не тому юридическому составу, который был зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, а иному.