96 счет резервы

Резервы предстоящих расходов. Как организовать бухгалтерский учет?

Достаточно часто в результате событий хозяйственной жизни, а также принятия руководителями организаций госсектора и иными уполномоченными должностными лицами тех или иных управленческих решений у этих организаций возникают определенные расходные обязательства. Однако в момент возникновения этих обязательств далеко не всегда есть возможность точно определить сумму предстоящих расходов и период выплат.

Например, согласно трудовому законодательству с каждым отработанным месяцем увеличивается число календарных дней отпуска, которые «заработал» сотрудник (ст. 114, ст. 122, абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Эти дни отпуска необходимо будет оплатить при любых обстоятельствах или путем начисления «отпускных», или при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, но в момент возникновения у работника соответствующего права невозможно точно определить размер обязательств и время их исполнения. Дело в том, что точная сумма «отпускных» или денежной компенсации может быть определена только при издании соответствующего приказа.

До недавнего времени применяемая организациями госсектора методология бухгалтерского учета не предусматривала учетных инструментов, позволяющих обобщать информацию по отложенным обязательствам – обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения. Соответственно, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности невозможно было планировать доходы и расходы организаций госсектора с учетом объема этих обязательств.

Ситуация изменилась после внесения изменений в Инструкцию по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция) (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Поправки действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 16 ноября. Их суть заключается в следующем.

Во-первых, введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных по отложенным обязательствам (п. 302.1 Инструкции).

Во-вторых, одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств будет учитываться на счетах санкционирования расходов. Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и 502 09 «Отложенные обязательства».

Однако новые положения Инструкции дают ответы далеко не на все вопросы, которые возникают у организаций госсектора в связи с появлением новых объектов учета – резервов предстоящих расходов и отложенных обязательств. До выхода федерального стандарта по учету отложенных обязательств и каких-либо методических рекомендаций (указаний) Минфина России многие проблемы организациям госсектора придется урегулировать непосредственно в своей учетной политике. Разберем основные вопросы, связанные с формированием и учетом резервов предстоящих расходов.

Вопрос 1. Для чего формируются резервы предстоящих расходов?

На сегодняшний день можно выделить следующие цели формирования резервов в бухгалтерском (бюджетном) учете:

1Экономически обоснованное формирование себестоимости (финансового результата). 2Отражение информации по объему отложенных обязательств, требования по которым с высокой степенью вероятности будут предъявлены организации госсектора. 3 Сближение российских стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора с положениями Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС). В параграфе 16 МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы» дано определение резерва как обязательства, неопределенного по величине или времени исполнения, а в параграфе 22 этого же стандарта указаны условия признания резервов.

При этом следует отличать резервы предстоящих расходов, отражаемые в бухгалтерском учете, от резервов, создаваемых в целях налогового учета. Последние, как правило, создаются в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в том периоде, в котором у организации «не хватает» расходов.

Вопрос 2. Должен ли остаток резерва быть полностью обеспечен остатком денежных средств на лицевом счете или в кассе?

Такого требования действующее законодательство не содержит. Однако отражение в учете и отчетности объема резервов (отложенных обязательств) позволит руководителям организаций госсектора более качественно и эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность. В организации должно быть понимание, за счет какого «доходного» источника будет исполняться то или иное отложенное обязательство. Например, возможно принять решение о «резервировании» остатков средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания по итогам года, а также средств от приносящей доход деятельности в каком-либо процентном соотношении к объему принятых отложенных обязательств.

Кроме того, информация об отложенных обязательствах позволит главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей) более качественно планировать объемы лимитов бюджетных обязательств и субсидий, которые будут доводиться до подведомственных организаций.

Вопрос 3. Обязательно ли создавать резервы предстоящих расходов?

Прямого ответа на этот вопрос в новой редакции Инструкции нет – согласно п. 302.1 Инструкции виды формируемых резервов учреждение устанавливает самостоятельно, в рамках учетной политики. Более того, положения п. 302 Инструкции позволяют сделать вывод о том, что по ряду расходов резервы могут не создаваться.

Вместе с тем, отсутствие в отчетности информации об отложенных обязательствах, подлежащих учету в качестве резервов предстоящих расходов, в случае их существенности делает эту отчетность неполной. Поэтому, учитывая позицию специалистов Минфина России, по согласованию с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) уже в 2014 году организациям госсектора желательно создать и отразить в годовой отчетности резервы:

  • на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование;
  • по предъявленным организации исковым требованиям, а также по оспариваемым организацией обязательствам по уплате налогов;
  • по расходам, связанным с проведением реорганизации (резерв может отражаться в учете в момент принятия решения о реорганизации).

В 2015 году работа по формированию резервов может быть продолжена. В частности, во многих организациях достаточно остро стоит вопрос о необходимости создания резервов по расходам, связанным с утилизацией различного оборудования.

Вопрос 4. Как определить сумму резерва?

Методы оценки отложенных обязательств определяются учетной политикой организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). Сумма резерва (отложенного обязательства) всегда является оценочной величиной – ее невозможно точно определить, то есть она признается в предполагаемой оценке. Поэтому на сегодняшний день организация вправе разработать любую методику расчета резерва. Главное, чтобы эта методика, как бы проста или сложна она ни была, являлась экономически обоснованной. При этом размер резерва ничем не ограничивается.

Рассмотрим несколько вариантов расчета резерва на оплату отпусков. При большой численности работников или если разница между начислениями отдельным категориям работников несущественна, возможен вариант расчета исходя из общего фонда оплаты труда за 12 месяцев. Тогда величину оценочного обязательства можно определить по формуле:

ФОТ / (12 х 29,3 х Ч) х N,

где:

ФОТ – общая сумма (фонд) оплаты труда за предшествующие 12 месяцев;

Ч – среднесписочная численность сотрудников;

N – общее количество причитающихся сотрудникам дней отпуска (такая информация может быть предоставлена кадровой службой).

Другой вариант – ежемесячное «отчисление средств» в резерв. В этом случае средний заработок определяется исходя из фактически начисленного ФОТ за месяц и количества календарных дней в нем, умноженного на количество причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц. Например, при определении оценочного обязательства по отпускам за декабрь 2014 года формула будет следующей:

ФОТ / 31 день х n,

где:

n — число причитающихся работнику дней отпуска за отработанный месяц.

Вопрос 5. Чем отличается резерв предстоящих расходов от расходов будущих периодов?

В составе расходов будущих периодов отражаются уже осуществленные (начисленные) учреждением затраты – их сумма точно определена, но эти затраты относятся к одному или нескольким периодам, следующим за отчетным, поэтому они не признаются единовременно. Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции).

Вопрос 6. Как отражать операции с резервами предстоящих расходов и отложенными обязательствами в учете и отчетности?

Дата признания резервов в учете устанавливается в учетной политике организации госсектора (п. 302.1 Инструкции). При этом возможно применение, в частности, следующих корреспонденций.

Таблица 1. Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов

Дебет

Кредит

0 109 00 200

0 401 20 200

0 401 60 200

Формирование резерва

0 401 60 000

0 302 00 000

Признание расходов за счет резерва

Одновременно на счетах санкционирования расходов должно отражаться увеличение (уменьшение) объема отложенных обязательств (приведен вариант корреспонденций, предусмотренный проектами новых редакций Инструкций по применению Планов счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений).

Счет 40160 Резервы предстоящих расходов и Счет 50209 Отложенные обязательства

Письмо Министерства финансов РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. дополнило информацию об учете операций с отложенными обязательствами и учете резервов предстоящих расходов.

Напомним, что изменения Инструкции №157н в редакции №89н от 29.08.2014г. коснулись такого раздела Единого плана счетов как «Финансовый результат». В частности появился «новый» для «бюджетников» счет 040160000 «Резервы предстоящих расходов». Что же о нем говорится в Инструкции?

Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения:

возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

§ предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

§ предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

§ иных аналогичных предстоящих оплат;

возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.

В Приложении №1 к письму № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. Минфин дает отдельные рекомендации по формированию рабочего плана счетов учреждения, в частности рекомендует ввести в 23-й разряд детализацию вида резервов.

Исходя из определения счета, перечня предлагаемых проводок в корреспонденции со счетом 040160000 Инструкций № 174н и 183н (см. проекты приказов на сайте Минфина РФ), а также последнего Письма Минфина РФ № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. можно перечислить следующие хозяйственные операции, которые необходимо описать в Учетной политике учреждения и применять в хозяйственной жизни учреждения:

1. Формирование резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) — КОСГУ 211.

2. Формирование резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) – КОСГУ 213.

3. Формирование резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения) – КОСГУ 225.

4. Формирование резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) – КОСГУ группы 200.

5. Формирование резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) – КОСГУ 290.

6. Формирование резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль. По этому пункту есть масса вопросов, т.к. Инструкции №174н и №183н не поясняют, какой КОСГУ будет у счета 240160000, исходя из определения счета резервов должен быть расходный КОСГУ 200 (например, КОСГУ 290), но налог на прибыль платится из доходов, т.е. КОСГУ 100 (например, КОСГУ 130). Получается довольно странная корреспонденция Дт 240110130 Кт 240160290. И скорее всего при автоматизированном формировании балансовой формы 0503721 могут возникнуть проблемы.

В НК РФ резервы предстоящих расходов описаны в Главе 25 статьях 266, 267.

Хозяйственные операции по формированию резервов проводятся на последнее число периода, предшествующего тому, для которого рассчитывают резерв. Хозяйственные операции по формированию резервов на следующий финансовый год проводятся последним днем 31.12 текущего года для отражения резервов следующего финансового года с добавлением проводок по счетам санкционирования 050209000 «Отложенные обязательства». В течение финансового года сформированные резервы списываются по мере подтверждения обязательств и отложенные обязательства также списываются. В конце года может остаться некое сальдо на счете 040160000. Списывать его не нужно, а нужно формировать новые резервы на разницу, т.е. чтобы сальдо на счете 040160000 было равно скалькулированным суммам новых предстоящих резервов расходов на будущий финансовый год. Также поступают и по счетам санкционирования, чтобы кредитовое сальдо на счете 040160000 было равно кредитовому сальдо счета 050209000.

На 2015г. Министерство финансов РФ в своих Методических рекомендациях от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 об отчетности за 2014г. «позволило» не формировать резервов (т.к. большинство учреждений не подготовили свою Учетную политику и не принимали решений о формировании резервов соответственно), поэтому в этом 2015 году большинство учреждений не ведут данный учет, но 31.12.2015г. уже необходимо быть готовыми сформировать резервы предстоящий расходов 2016 финансового года.

Приведем проводки по резервам предстоящих расходов и отложенным обязательствам согласно Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 и Письма № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г.

Проводки по учету резервов предстоящих расходов

№ п/п

Наименование операции

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

Первичный документ

1. Формирование резерва

Начисление резервов на оплату отпусков

(0.401.20.211)

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление резервов на оплату отпусков в части страховых взносов

(0.401.20.213)

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление резервов по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы

(0.401.20.200)

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление резервов для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке

Бухгалтерская справка с приложением-расчетом

2. Начисление расходов за счет резервов и сверх них

Начисление отпускных за счет сформированных резервов

Расчетная ведомость по оплате труда

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков

Расчетная ведомость по оплате труда

Начисление обязательств по оплате отпускных

Расчетная ведомость по оплате труда

Начисление отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв

(0.401.20.211)

Расчетная ведомость по оплате труда

Начисление обязательств по оплате отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.3)

Расчетная ведомость по оплате труда

Начисление отпускных в части страховых взносов за счет сформированных резервов

Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов

Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов

Начисление обязательств по оплате отпускных в части страховых взносов

Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов

Начисление отпускных в части страховых взносов на сумму, превышающую сформированный резерв

(0.401.20.213)

Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов

Начисление обязательств по оплате отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.8)

Расчетная ведомость по оплате труда, ведомость начисленных страховых взносов

Начисление расходов, по которым поступили расчетные документы, за счет сформированных ранее резервов

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам расходов, по которым поступили расчетные документы

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов

Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов

Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы на сумму, превышающую сформированный резерв

(0.401.20.200)

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов

Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.13)

Акт/ Накладная/ Акт сверки взаиморасчетов

Начисление расходов, признанных в судебном порядке за счет сформированных резервов

Решение суда/ Акт

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам расходов, признанных в судебном порядке

Решение суда/ Акт

Начисление обязательств, признанных в судебном порядке

Решение суда/ Акт

Начисление обязательств, признанных в судебном порядке, превышающую сформированный резерв

Решение суда/ Акт

Начисление обязательств, признанных в судебном порядке на сумму, превышающую сформированный резерв (может быть объединена с проводкой 2.18)

Решение суда/ Акт

Приведу несколько моих замечаний по рекомендациям Минфина:

1. Использование в счетах санкционирования по резервам в 22-м разряде цифру «9» неоправданно, скорее надо было указать знак «Х», т.к. учреждение при формировании резерва наверняка знает на какой именно плановый финансовый год произведен расчет, в частности для отпусков это скорее всего следующий финансовый год, которому соответствует цифра «2» в 22-м разряде по Плану счетов Инструкции №157н.

2. Ни один программный продукт в данный момент не автоматизирует рассматриваемый раздел учета, т.е. необходимо вести полностью «ручной» учет. Сложность даже не в калькулировании резерва по каждому сотруднику/контрагенту, а в выделении проводок по начислению расходов за счет резервов. Будем надеяться, что разработчики программных продуктов предложат какой-либо инструмент для автоматизации этих процессов.

В Приложении №3 к письму № 02-07-07/28998 от 20.05.2015г. Минфин дает пример расчета резерва отпусков, который можно применять в учете своего учреждения, отразив ссылку на письмо в учетной политике.

Рассмотрим пример:

Учреждение в конце 2015г. формирует резервы расходов на 2016г. по источнику «Субсидии на выполнение гос.задания». В результате калькуляции бухгалтерия от экономиста получила следующие данные:

1. Резерв предстоящих отпусков в 2016г. = 3 570 000,00 руб.

2. Резерв предстоящих отпусков в части страховых взносов в 2016г. 1 142 400,00 руб.

3. Резерв предстоящих выплат по сокращению штата в 2016г. = 580 000,00 руб.

4. Резерв расходов по обязательствам, по которым не поступили подтверждающие документы на 2016г. 170 000,00 руб.

В марте 2016г. произошло сокращение штата и выплаты составили 540 000,00 руб.

Выплата отпускных в 2016г. составила 4 250 000,00 руб. Расходы на отпускные в части страховых взносов в 2016г. составили 952 000,00 руб.

Подтверждающие документы за предыдущий период поступили на всю резервируемую сумму.

Распишем проводки по всем операциям в таблице:

№ п/п

Наименование операции

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

Сумма, руб.

1. Формирование резервов (дата проводки 31.12.2015г.)

Начисление резервов на оплату отпусков

3 570 000,00

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков

3 570 000,00

Начисление резервов на оплату отпусков в части страховых взносов

1 142 400,00

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов

1 142 400,00

Начисление резервов на выплаты по сокращению в 2016г.

580 000,00

Начисление отложенных обязательств по сокращению штата в 2016г.

580 800,00

Начисление резервов по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы

170 000,00

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы

170 000,00

2. Начисление расходов за счет резервов и сверх них в течение 2016г. (суммарный оборот за 2016г.)

Начисление отпускных за счет сформированных резервов

3 570 000,00

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков

3 570 000,00

Начисление отпускных на сумму, превышающую сформированный резерв

680 000,00

Начисление обязательств по оплате отпускных

4 250 000,00

Начисление отпускных в части страховых взносов за счет сформированных резервов

952 000,00

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на оплату отпусков в части страховых взносов

952 000,00

Начисление обязательств по оплате отпускных в части страховых взносов

952 000,00

Начисление выплат по сокращению за счет сформированных резервов

540 000,00

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам на сокращение штата

540 000,00

Начисление обязательств по сокращению штата

540 000,00

Начисление расходов, по которым поступили расчетные документы, за счет сформированных ранее резервов

170 000,00

Списание отложенных обязательств по сформированным резервам расходов, по которым поступили расчетные документы

170 000,00

Начисление обязательств, по которым поступили расчетные документы

170 000,00

При формировании резерва на 2017г. Учреждение будет формировать резерв с учетом оставшегося сальдо счета 040160000 по следующим резервам:

— 440160211 резерв по сокращению штата = 40 000,00 руб.

— 440160213 резерв по выплате отпускных в части страховых взносов = 190 400,00 руб.

Дебет 20
Кредит 96

Основное производство. Резервы предстоящих расходов

  • Такой проводкой отражается начисление условных обязательств, а именно: а) резерва на оплату отпусков; б) резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; в) резерва производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; г) резерва на ремонт основных средств; д) резерва предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; е) резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
    Объемы резервирования по каждому условному обязательству должны подтверждаться соответствующими расчетами и обоснованиями.

Проводки на примере начисления резерва на выплату отпускных:

  • Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 96 – на сумму резерва, начисленного для отпускных выплат в предстоящем году (начисляется помесячно, с начала года);
  • Дт 96 Кт 70 – на сумму фактически начисленных отпускных выплат;
  • Дт 96 Кт 69 – на сумму взносов на социальное страхование (ФСС, ПФР, ФФОМС, по субсчетам счета 69), связанных с начисленными по кредиту счета 70 выплатами.

Резервы предстоящих расходов (они же – обеспечения предстоящих расходов) создаются с целью равномерного включения предполагаемых в будущем выплат в издержки производства (управления) и таким образом позволяют выравнивать промежуточные финансовые результаты, приводя их в соответствие с общегодовой тенденцией.

См. общие критерии учета резервов предстоящих расходов.

Счет 96 предназначен для учета резервов предстоящих расходов. Создание резервов регламентирует ПБУ 08/2010. Этот счет используется когда создается резерв для:

  • Оплата отпусков.
  • На ремонт основных средств.
  • Гарантийный ремонт.
  • Вознаграждение за выслугу лет.

Некоторые рассмотрим из них (ниже).

Резерв создается чтоб равномерно распределить расходы в течение периода. Счет 96 активно пассивный. По кредиту отражается создание резерва, по дебету использование резерва. В балансе 96 счет (сальдо) отражается по строке Оценочные обязательства в пассиве баланса. Формула расчета конечного сальдо = Кредит сальдо + Кредитовый оборот -дебетовый оборот.

Резерв на оплату отпусков

Резерв на оплату отпусков можно создавать на:

-На последнее число месяца.

-На последнее число квартала.

-На 31 декабря каждого года.

Для расчета размер резерва в бухгалтерском учете, формула не предусмотрено(в налоговом учете- учет для расчета налога на прибыль формула есть).Рассмотрим распространенную формулу расчета размера резерва :

Размер резерва=( Сумма начисленной заработной платы в текущем периоде группы сотрудников месяц, квартал, год+Сумма начисленной страховых взносов группы сотрудников месяц, квартал год)*Норматив

А в свою очередь норматив рассчитывается по формуле:

Норматив= Сумма расходов на отпуск за предыдущий год без страховых взносов группы работников/ Сумма расходов на оплату труда за предыдущий год группы работников.

Комментарии: группа работников это например расходы на оплату труда дебет 26 одна группа, дебет 20 другая группа.

Проводки:

Дебет 20,26,44 Кредит 96- Создан резерв.(мы видим что по дебету увеличивается расходы , а по кредиту увеличивается сумма резерва).

Дебет 96 Кредит 70-Начислены отпускные за счет резерва.(мы видим что по дебету счета 96 резерв уменьшается, и одновременно увеличивается задолженность перед персоналом по оплате отпускных)

Дебет 96 Кредит 69-Начислены страховые взносы от отпускных за счет резерва.

Резерв на ремонт основных средств

Проводки:

-Дебет 20,20,26 Кредит 96-Создан резерв по ремонту основных средств.

-Дебет 96 Кредит 23-(10,60,70)-Осуществлен ремонт основных средств за счет резерва.

Рассмотрим пример, сметная стоимость ремонта 240000 рублей, через год провели ремонт подрядной организацией на сумму 240 000 рублей, здание цеха.

Решение:

Дебет 25 Кредит 96 20 000 рублей (240000/12), в течение года равномерно создается резерв.

Дебет 96 Кредит 60- Произведен ремонт здании цеха подрядным способом.

Резерв на гарантийный ремонт

Если по договору купли продажи предусмотрен гарантийный ремонт, то организация может создать резерв на гарантийный ремонт. Величина резерва определяется процентом соотношении от выручки.

Проводки:

Дебет 20 Кредит 96- Создан резерв под гарантийный ремонт.(увеличение расходов по счету 20 и увеличение резерва по кредиту 96 счета).

Дебет 96 Кредит 28- Использование резерва для ремонта гарантийного. (уменьшение резерва по дебету счета 96, списание расходов на ремонт по кредиту счета 28).

Рассмотрим пример:

Создан резерв на гарантийный ремонт в сумме 100 000 рублей. Затраты на ремонт составили материалы 15000 рублей, зарплата работников на исправление брака 30000 рублей.

Решение:

Дебет 20 Кредит 96-100 000 рублей- Создан резерв

Дебет 28 Кредит 10-15000 рублей- Списаны материалы на ремонт продукции.

Дебет 28 Кредит 70-30000-Начислено заработная плата на исправление брака.

Дебет 96 Кредит 28-45000 рублей (15000+30000)-Списаны расходы на гарантийный ремонт за счет резерва.

Счет 96. Резервы предстоящих расходов

Опытные предприниматели и руководители компаний стараются создать некий финансовый запас. В будущем зарезервированные суммы могут быть использованы в счет расходов компании, например, для выплаты отпускных или проведения гарантийного ремонта. Для аккумулирования информации по таким операциям используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов».

Счет 96: основная информация

Предприятие имеет право самостоятельно определить порядок использования счета 96 в бухучете. Чаще всего резервный запас средств необходим организациям, которые занимаются оказанием услуг или торговлей, где есть немалый штат сотрудников. Учитывая перечисленные нюансы, можно отметить, что резервы предстоящих затрат компании состоят из:

  • будущих расходов на оплату отпускных сумм сотрудникам компании;
  • затрат на текущий ремонт используемого оборудования и основных средств;
  • расходов на ремонтные работы по гарантии;
  • возможных сумм на взыскание по искам;
  • средств, необходимых на реструктуризацию по займам;
  • прочих расходов.

Расчетная база для формирования резерва определяется с учетом сразу нескольких факторов. Здесь принимаются во внимание суммы прошлых периодов, связанных с использованием основных средств, оборудования. Обязательно определяется возможный процент брака. Также для расчета используется статистика прошлых периодов по гарантийному ремонту.

Резервная годовая сумма по гарантийному ремонту не должна превышать среднюю арифметическую сумму аналогичных ремонтов за три прошлых года.

После того, как размер резерва на год определен, можно рассчитать сумму помесячных и поквартальных отчислений. Для этого достаточно разделить итоговое число на 12 (количество месяцев), либо на 4 (количество кварталов). Здесь предприятие самостоятельно определяет, какой вариант формирования запасов его больше устраивает.

Возможность использования счета 96 и порядок его формирования должны быть прописаны в учетной политике компании.

Типовые бухгалтерские проводки со счетом 96

В бухучете счет 96 относится к категории пассивных – сальдо по нему формируется лишь в кредитовой части баланса. Существует ряд стандартных проводок по счету – В ПБУ представлены следующие операции:

Корреспонденция по дебету Корреспонденция по кредиту Наименование операции
Резервирование денег на выплату отпускных
Начисленные социальные выплаты
Списание суммы гарантийного обслуживания в счет резерва
В состав прочих расходов была включена неиспользованная сумма резервного запаса
Деньги, предназначенные для вложения в строительные работы или во ВНА

20 (23, 29)

Затраты на основное производство, включенные в резерв

25 (26)

Зарезервированные суммы включены в общие расходы компании
Запасы по резерву включены в расходы на продажу

Сумма, которая будет превышать резерв, может быть списана в счет текущих затрат. Резерв по отпускам разрешается переносить на будущие периоды. В бухгалтерском балансе резервные суммы отражаются по строке 1540.

Пример оформления счета 96

Компания «Интро» занимается продажей бытовой техники. В течение года компанией был сформирован резерв на 200 тыс. рублей. Из них:

  • 120 тыс. рублей – оплата отпускных;
  • 20 тыс. рублей – гарантийный ремонт;
  • 10 тыс. рублей – вложение во ВНА;
  • 30 тыс. рублей – расходы на продажу;
  • 20 тыс. рублей – прочие расходы.

В третьем квартале на гарантийный ремонт было потрачено 10 тыс. рублей. В течение года на выплату отпускных потребовалось 100 тыс. рублей. Во ВНА вложили 10 тыс. рублей, а расходы на продажу составили 20 тыс. рублей. По завершению периода неиспользованной оказалась сумма в 60 тыс. рублей. Эту сумму включили в состав прочих расходов. В итоге бухгалтер сформировал следующие проводки:

  • Дт. 96 – Кт.25 – 120 000 рублей – отпускные
  • Дт. 96 – Кт. 25 – 20 000 рублей – ремонт по гарантии
  • Дт. 96 – Кт. 08 – 10 000 рублей – ВНА
  • Дт. 96 – Кт. 44 – 30 000 рублей – расходы на продажу
  • Дт. 96 – Кт. 26 – 20 000 рублей – прочие расходы

Формирование резервного фонда из предполагаемых расходов будущих периодов.

  • Дт. 96 – Кт.70 – 100 000 рублей

Были выплачены отпускные работникам «Интро».

  • Дт. 96 – Кт. 76 – 10 000 рублей

Расходы на гарантийный ремонт.

  • Дт. 96 – Кт. 91 – 10 000 рублей

Вложение во ВНА.

  • Дт.96– Кт.91 – 20 000 рублей

Расходы, возникшие при продаже техники.

  • Дт. 96 – Кт. 91 – 60 000 рублей

Остаток резерва был засчитан в общие расходы компании.

Резюме: счет 96 используется для формирования резерва, в состав которого могут входить самые разные финансовые источники. При использовании счета крайне важно правильно определить сумму предстоящих расходов на год.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *