223 ФЗ о СРО

Госдума приняла закон о СРО на финансовых рынках

  • Война за тотальный контроль над ливийской нефтью

  • В «Яндексе» изменится структура корпоративного управления

    20.12 23:25

  • В России с 1 января повысятся цены на водку и другой крепкий алкоголь

    20.12 22:25

  • Вашингтон поддержал Кипр в его противостоянии с Турцией

    20.12 22:00

  • Котировки Boeing упали на фоне неудачного пуска нового пилотируемого корабля

    20.12 20:21

  • Фондовый рынок: время наряжать елку

    20.12 19:31

  • Экономику Турции ждут новые потрясения в 2020 году

    20.12 19:07

  • Настроения потребителей США неожиданно выросли в декабре

    20.12 18:54

  • Доходы потребителей США в ноябре выросли на 0,5%

    20.12 18:48

  • Запасы золота в резервах Банка России в ноябре выросли на 0,41%

    20.12 18:36

  • Страны БРИКС хотят довести инвестпортфель Банка развития до $23 млрд к 2021 году

    20.12 18:31

  • Никола Стёрджен и Борис Джонсон: игра в того, кто первый моргнет

    20.12 18:31

  • Президент Турции назвал санкции США против энергопроектов «нарушением прав»

    20.12 18:02

  • «Газпром» выплатит 30% дивидендов от прибыли по МСФО за 2019 год

    20.12 17:48

  • Швейцария закрыла АЭС «Мюлленберг» на пути к отказу от атомной энергии

    20.12 17:43

  • Оценка роста ВВП США в III квартале сохранена на уровне 2,1%

    20.12 17:14

  • Пресс-конференция Владимира Путина почти не коснулась экономики

    20.12 16:47

  • Россия начала поставки вертолетов Ми-35М в Узбекистан

    20.12 16:41

  • Украинский депутат организовал в Швейцарии «отмыв» 2,8 млн евро

    20.12 16:35

  • Китай будет стимулировать кредитование производственного сектора в следующем году

    20.12 16:29

  • Онкологам на заметку: Россия в январе-октябре увеличила импорт пальмового масла на 5,8%

    20.12 16:15

  • Договоренности России и Украины обрушили цены на газ в Европе

    20.12 15:50

  • Эрдоган выступил против действий «российских наемников» в Ливии

    20.12 15:41

  • Интеграция приостановлена: Путин и Лукашенко пока не договорились

    20.12 15:30

  • Рубль штурмует максимумы, евро — минимумы весны прошлого года

    20.12 15:20

  • В России впервые осудили владельца пиратской сети онлайн-кинотеатров

    20.12 15:17

  • Прибыль российских банков выросла в январе-ноябре на 46%

    20.12 15:15

  • Долг в развивающихся странах вырос до рекордных $55 трлн

    20.12 15:12

  • Роботы могут заменить 5% рабочей силы в Китае к 2025 году

    20.12 15:05

  • Власти продлили до 2021 года полномочия четырех банков по продаже ОФЗ-н

    20.12 14:48

  • ДНР работает над созданием совместимой с российской платежной системы

    20.12 14:11

  • Экономика Великобритании в III квартале выросла сильнее прогноза

    20.12 14:02

  • Турция выслала свыше 110 террористов в Германию, Францию, США

    20.12 13:46

  • ВТБ будет продавать российское зерно вместе с международным трейдером

    20.12 13:40

  • Счетная палата насчитала в России 71 тысячу недостроенных объектов

    20.12 13:35

  • В США подняли возраст для продажи табачных изделий и электронных сигарет

    20.12 13:04

  • Италия экстрадирует в США топ-менеджера компании «Ростеха»

    20.12 13:04

  • «Газпром» может выплатить $3 млрд Украине в рамках соглашения по газу

    20.12 13:04

  • Индекс доверия потребителей в Германии неожиданно снизился

    20.12 13:01

  • Топ-10 самых дорогих научных документов в мире

    20.12 12:46

  • В стремлении к миру с Россией Синдзо Абэ довел военный бюджет Японии до рекордных $48,6 млрд

    20.12 12:43

  • ЦБ Мексики снизил ставки четвертый раз подряд

    20.12 12:30

  • Цена независимости: должность генпрокурора Молдавии продали за 2 млн евро

    20.12 12:25

  • Цена нефти для белорусских НПЗ выросла на 34%

    20.12 12:20

  • Apple сохраняет лидерство по выручке и прибыли на рынке смартфонов

    20.12 12:02

  • Хафтар дал ПНС Ливии 72 часа, чтобы покинуть Триполи и Сирт

    20.12 11:50

  • Ждем: средняя ставка по ипотеке может опуститься в 2020 году ниже 9% годовых

    20.12 11:45

  • В Сбербанке открылся первый McDonald’s

    20.12 11:34

  • Кабмин Японии утвердил план рекордных бюджетных расходов на предстоящий финансовый год

    20.12 11:30

  • ЦБ ожидает роста ВВП в январе-июне за счет внутреннего спроса

    20.12 11:14

Как новый закон о СРО изменит петербургский финансовый рынок

Фото: Коньков Сергей

Пока депутаты Госдумы обсуждают законопроект о СРО на финансовых рынках, петербургские предприниматели уже думают, как использовать его в своих интересах, чтобы самостоятельно определять правила игры для ломбардов, микрофинансовых организаций и пенсионных фондов.

Законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков», как ожидается, будет принят в третьем чтении в мае 2015 г. Первое чтение прошло в январе. Согласно проекту, финансовым компаниям надо будет вступить в одну из саморегулируемых организаций (СРО), причем на каждом рынке будут работать две СРО. Каждая из них объединит не менее 34% и не более 66% игроков.

В строительном СРО «Региональное объединение» началась борьба за власть Новости СПб

В строительном СРО «Региональное объединение» началась борьба за власть

Большинство участников финансовых рынков уже давно объединились в различные ассоциации, и самые деятельные из этих сообществ, разумеется, будут претендовать на статус СРО по новому закону. Но, пока закон не принят, они не предпринимают решительных действий в этом направлении. Исключение составляет рынок ломбардов, где крупные игроки создают СРО и активно привлекают в него членов.

Пока на ломбардном рынке действуют две СРО, которые зарегистрированы пару лет назад, — Национальный союз ломбардов, объединяющий, по данным его сайта, 36 юрлиц, и Межрегиональная ассоциация ломбардов (24 юрлица). Эти ассоциации фактически никакую работу не проводят, говорят участники рынка. В частности, на их сайтах отсутствуют графики проверок членов и их результаты.

Крупные ломбардные сети стали создавать свои ассоциации и агитировать более мелких конкурентов присоединяться к ним. После принятия закона эти ассоциации перерегистрируются в СРО. Свои ассоциации уже создали ювелирная сеть «585» (более 550 ломбардов) — Ассоциацию развития ломбардов и Национальную ассоциацию ломбардов, московская ломбардная сеть «Залог успеха» — НП «Региональная ассоциация ломбардов», а екатеринбургская сеть «Пектораль» — Ассоциацию уральских ломбардов. Пока каждая из ассоциаций смогла набрать не более 30–35 членов.

Пассивность ломбардов при вступлении в СРО, видимо, связана с тем, что этот рынок не привык к строгому регулированию: он только с июля 2014 года попал под контроль Центробанка РФ (раньше регулятором была Пробирная палата). Попытки ЦБ контролировать ломбардный рынок пока тоже не увенчались успехом, и он намерен переложить эту работу на СРО, полагают участники рынка. «Центробанк до конца еще не разобрался, как регулировать рынок, так как это мелкий и средний бизнес и его участники разрознены. Например, официально зарегистрировано 7,8 тыс. юрлиц, а отчетность за 9 месяцев 2014 г. подали только 2,8 тыс. юрлиц, поэтому ЦБ непонятно, сколько реально работает игроков», — говорит председатель правления НП «Региональная ассоциация ломбардов» Людмила Грибок.

По словам председателя Ассоциации развития ломбардов Сергея Соковникова, многие ломбарды в глубинке работают по старинке, ведут домовые книги и не слышали ни о каких нововведениях, среди которых важнейшее — обязательная сдача отчетности в ЦБ. Игнорирование этого требования грозит штрафом в размере 500–700 тыс. рублей. А после вступления в силу закона о СРО на финансовых рынках ломбарды в течение 6 месяцев должны будут вступить в одну из СРО или прекратить деятельность.

Реклама

Мелкие игроки рынка с опаской относятся к ассоциации, созданной монополистом. «Крупные игроки рынка с помощью СРО будут лоббировать свои интересы. «585» открывает ломбарды в регионах дверь в дверь с мелкими игроками, таким образом выживая их. Компании такого уровня вообще не заинтересованы в мелких участниках рынка», — говорит на условиях анонимности руководитель небольшой ломбардной сети.

Почему главная идея системы СРО оказалась полностью несостоятельной Новости СПб > Почему главная идея системы СРО оказалась полностью несостоятельной 1176

Законопроект требует правок

Участники других финансовых рынков, опрошенные «ДП», о борьбе за контроль над саморегулированием не упоминали. Некоторые из них считают законопроект о СРО на финансовых рынках слишком сырым, чтобы принимать его в текущем году.

«Достоинства законопроекта о СРО на финансовых рынках в его нынешнем виде меркнут по сравнению с его недостатками, — категоричен Петр Лансков, председатель совета фонда «Инфраструктурный институт», экс–президент Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер–агентов и депозитариев (ПАРТАД). — Взамен на обязательность членства в СРО законопроект превращает их из самостоятельных субъектов регулирования в объект административного управления со стороны Банка России. Осуществлять деятельность, направленную на развитие рынка и защиту интересов его участников, становится невозможным без согласия чиновников на каждый чих».

«Мы, как управляющая компания, отрицательно относимся к идее обязательного вступления в СРО. Управляющие компании ПИФов и так лицензируются и находятся под строгим надзором со стороны Банка России. Пользы от участия в СРО мы для себя не видим — это только лишние расходы», — заявляет Алексей Астапов, зампредседателя правления ОАО «УК «Арсагера». Профессиональные участники фондового рынка пока не понимают, в какое количество СРО им предстоит вступать: большинство из них имеют лицензию не на один вид деятельности, а на несколько, например брокерскую, дилерскую и депозитарную.

В страховом бизнесе уже действуют ряд ассоциаций, объединяющих до 100% участников того или иного сегмента страхового рынка. Им тоже непонятно, должны ли они слиться всего в две СРО или реорганизоваться как–то иначе. Однако в целом, по словам Эдуарда Яблокова, директора петербургского филиала ОАО «СОГАЗ», страховое сообщество поддерживает идею саморегулирования.

Самой простой выглядит судьба саморегулирования на рынке негосударственных пенсионных фондов. Там есть доминирующее объединение — Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), которая, очевидно, станет одной из двух СРО по новому закону. «НАПФ с 2005 года является саморегулируемой организацией негосударственных пенсионных фондов в России и объединяет 60 НПФ, 53 из которых ведут деятельность по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Всего в России 90 НПФ работают с ОПС, — говорит Валерий Виноградов, советник президента НАПФ. — В фондах — членах НАПФ сосредоточено 94,2% пенсионных резервов и 78,1% участников всех НПФ. Обязательность вступления в СРО позволит очистить рынок от недобросовестных участников».

Реклама

О возможности очистить рынок от недобросовестных участников говорят и представители микрофинансовых организаций (МФО). «Участники СРО НП «МиР» предлагали сделать членство микрофинансовых организаций в СРО обязательным, — рассказывает Борис Батин, генеральный директор МФО MoneyMan. — Обязанность вступления МФО в саморегулируемые организации позволит, во–первых, в кратчайшие сроки очистить рынок от серых компаний и так называемых столбовых кредиторов, незаконно расклеивающих объявления о быстром кредите в общественных местах во многих городах страны. Во–вторых, обязательная саморегуляция рынка позволит ЦБ делегировать СРО ряд полномочий, что разгрузит его подразделения».

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике — картинка откроется в новом окне

Необходимость создания саморегулируемых организаций (СРО) на ломбардном рынке есть, но пока это преждевременно. Сейчас участники не готовы к изменениям. Сначала надо поменять рынок, перейти на более современные стандарты работы ломбардов. Ведь сегодня, например, большинство ломбардов работают на устаревшем программном обеспечении, а часть из них до сих пор ведет учет вручную, в основном это, конечно, мелкие региональные игроки. Набрать же 1200 членов в одну СРО сложно, но выполнимо.Александр Олейник основатель ломбардной сети «Залог успеха» Законопроект, принятый в первом чтении, вполне хорош. Есть ряд недостатков, которые мы надеемся устранить при его доработке ко второму чтению. Во–первых, необходимо уточнить правила расчета минимальной доли компаний в составе СРО, с тем чтобы учесть особенности совмещения разных видов деятельности и некоторые другие обстоятельства. Во–вторых, нужно пересмотреть механизм разработки и согласования так называемых базовых стандартов СРО — так, чтобы не ставить одну СРО в зависимость от другой. В–третьих, следует предоставить СРО определенные полномочия, а не ставить их в зависимость от усмотрения ЦБ.Алексей Тимофеев Председатель Правления Науфор Архитектура будущей СРО на страховом рынке, создание которой планируется на базе Всероссийского союза страховщиков (ВСС), определится к лету этого года. Пока в концепции законопроекта о СРО на финрынках заложена норма о том, что СРО может быть организована 34% компаний, действующих в том или ином виде бизнеса. То есть в одном виде бизнеса не может быть больше двух СРО. Но это не означает, что ВСС, представленный 134 организациями, на долю которых приходится 90% сборов на страховом рынке, должен разделиться на две новые организации. Также и РСА, объединяющий всех страховщиков ОСАГО, не будет делиться на две СРО.Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Саморегулирование и государственное регулирование финансового рынка

Необходимость Современное функционирование финансового рынка находится регулирования под влиянием процессов регулирования (рис. 6.7). Регулирование финансового рынка финансового рынка состоит из двух частей. Государственное регулирование финансового рынка осуществляется со стороны органов государственной власти, саморегулирование — со стороны участников самого рынка.

Функционирование финансового рынка создает множество отрицательных эффектов в экономике: необоснованно ускоряет темпы роста цен (инфляцию), провоцирует кризисы, лишает реальное производство необходимых финансовых ресурсов. Поэтому возникает необходимость его регулирования со стороны государства.

Современное функционирование финансового рынка и его частей невозможно представить без саморегулирования. Но современный механизм саморегулирования финансового рынка не означает только сохранение свободного ценообразования в различных частях финансового рынка, но и самоорганизацию его участников.

Они осознают потребность в создании собственных организаций и инструментов, которые обеспечивали бы устойчивость различных секторов финансового рынка, разрабатывали для институтов каждого сектора общие правила поведения и защищали интересы участников финансового рынка в органах государственной власти. Таким образом формируется механизм саморегулирования финансового рынка.

Рис. 6.7. Структура регулирования финансового рынка

Эти два направления создают общий механизм регулирования финансового рынка.

Регулирование финансового рынка представляет собой установление определенных требований к участникам, инструментам, операциям, совершаемым в каждой части финансового рынка со стороны органов государственной власти и организаций общественного регулирования с целью обеспечения стабильности его функционирования.

Основной задачей регулирования финансового рынка является снижение рисков (например, риска банкротства кредитной организации, риска неуправляемого падения цен на фондовом рынке, риска невыполнения страховой организацией своих обязательств перед страхователем, риска резкого изменения курса национальной валюты).

Объектами регулирования финансового рынка являются:

— институты (участники) самого рынка или его инфраструктуры (коммерческие банки, негосударственные пенсионные фонды, фондовые биржи, страховые организации, небанковские кредитные институты и пр.);

— финансовые инструменты (ценные бумаги, кредиты, валюта, страховые операции И Пр.); способы организации торговли финансовыми инструментами.

Исторически первым сформировалось саморегулирование финансового рынка. Функционирование фондовых бирж осуществлялось на принципах саморегулирования

Механизм государственного регулирования отдельных частей финансового рынка как система стал складываться в 30-е гг. XX в. для преодоления последствий Великой депрессии и снижения рисков возникновения подобных кризисов. В странах, недавно перешедших к построению рыночной экономики, таких как Россия в начале 90-х гг. XX в., несмотря на первоначальность возникновения саморегулирования, масштабы влияния государственного регулирования на механизм функционирования финансового рынка во многом превосходят эффект саморегулирования.

Государственное регулирование

Основу современного регулирования финансового рынка составляет государственное регулирование. Государственное регулирование финансового рынка представляет собой совокупность норм, правил и инструментов, которые используются органами государственной власти для обеспечения стабильного функционирования финансового рынка и снижения его негативного воздействия на экономику.

Целями государственного регулирования финансового рынка являются:

— снижение систематических рисков, возникающих в процессе функционирования каждой части финансового рынка в общественных интересах;

— обеспечение эффективной работы каждой части финансового рынка;

— обеспечение прозрачности функционирования финансового рынка (обеспечение доступности информации об участниках, операциях);

— защита прав инвесторов (держателей ценных бумаг), вкладчиков, страхователей;

— предупреждение финансового кризиса;

— выход из кризиса с минимальными потерями.

Основными элементами механизма государственного регулирования финансового рынка являются: нормы, институты, инструменты (рис. 6.8).

Рис. 6.8. Механизм государственного регулирования финансового рынка

Государство устанавливает определенные правила формирования организаций финансового рынка, правила их деятельности, условия осуществления ими операций. Эти правила приобретают форму закона (решения, указа, постановления). В каждой стране нормотворческая деятельность государства имеет свои особенности.

Объектом нормотворческой деятельности выступают институты финансового рынка, операции, механизм организации торговли.

Государство также контролирует исполнение институтами финансового рынка законов. Такая деятельность государства называется надзором и контролем. Объекты надзора, условия осуществления его органами государственной власти, ответственность институтов за нарушение законодательства в сфере финансового рынка также отражена в нормативных документах.

Осуществлением нормотворческой и надзорной деятельности в сфере финансового рынка занимаются органы законодательной и исполнительной государственной власти, они являются субъектами регулирования финансового рынка. Их функции в процессе регулирования различны.

Функции органов законодательной власти заключаются в разработке и принятии законов необходимых для определения условий функционирования различных секторов финансового рынка и их инструментов. В Российской Федерации законотворческой деятельностью занимается Государственная Дума.

Органы исполнительной власти разрабатывают нормативные акты (постановления, положения), которые в рамках действующего законодательства дополняют и уточняют условия деятельности институтов финансового рынка и применения его инструментов, защищают права держателей ценных бумаг (инвесторов), вкладчиков, страхователей.

Банк России осуществляя надзор и контроль за деятельность кредитных организаций (коммерческих банное. небанковских институтов, иностранных банков) регулирует фондовый рынок, его инфраструктуру, создает условие для стабильного Функционировании рынке страховых услуг

Такая модель регулирования финансового постепенно внедряется в механизм регулирования стран с развитой рыночной экономикой. В течение 20 последних лет она используется в Австралии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Японии.

Государственное регулирование деятельности институтов финансового рынка осуществляется по следующим направлениям:

1. Введение обязательного лицензирования. Каждый участник финансового рынка обязан получить в органе государственной власти документ, дающий ему право на осуществление деятельности в выбранном секторе финансового рынка.

2. Установление минимальных объемов необходимого капитала для деятельности организации в определенном секторе финансового рынка (кредитной организации, страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, эмитента) для снижения риска банкротства.

3. Определение круга выполняемых операций.

4. Определение условий ответственности участника финансового рынка за результаты своей деятельности (ограничение круга выполняемых операций, отзыв лицензии, банкротство).

5. Регулирование операций и инструментов финансового рынка предполагает определение типов инструментов, которыми могут оперировать участники финансового рынка.

Также сюда включается и определение видов операций, которыми могут заниматься участники финансового рынка. Так, страховые организации в Российской Федерации могу? вкладывать в ценные бумаги только 10% имеющихся средств . Необеспеченные облигации акционерное общество может выпускать только на третий год своего существования.

Все инструменты, которые были проанализированы выше, являются инструментами прямого государственного регулирования финансового рынка, их действие направлено непосредственно на самих участников рынка или частей финансового рынка. Прямое государственное регулирование финансового рынка представляет собой целенаправленное воздействие органов государственной власти на основные экономические параметры, влияющие на движение финансовых ресурсов в отдельных частях финансового рынка.

Прямое регулирование связано с использованием правовых или административных методов. Методами прямого регулирования являются разрешения, запреты, ограничения, определенные требования, определяемые в нормативных правовых документах.

Помимо прямого регулирования существует еще и косвенное регулирование финансового рынка. Его механизм заключается в создании определенных внешних условий, в которых происходит функционирование финансового рынка и его инфраструктуры. Косвенное регулирование связано с созданием экономического механизма государственного регулирования финансового рынка. Механизм косвенного регулирования финансового рынка представляют собой совокупность взаимосвязанных экономических мер воздействия на все части финансового рынка.

Методы косвенного регулирования можно разбить на несколько групп: кредитно-денежные, налоговые, бюджетные. К денежно-кредитным методам относятся: установление ставки рефинансирования, проведение операций на открытом рынке, проведение операций РЕПО, валютных интервенций.

К налоговым методам можно отнести установление налогов на операции с финансовыми инструментами (например, на продажу ценных бумаг) или на доходы от этих операций (например, налог на дивиденды, полученные по акциям), введение налоговых льгот (снижение ставки налога на определенный тип операций с финансовыми инструментами), отсрочка уплаты налогов. Выделение субсидий из бюджетов органов государственной власти на развитие отдельных сегментов финансового рынка, поддержку его институтов или участников составляют бюджетные методы.

Современное государственное регулирование финансовых рынков формируется не только на национальном, но и на международном уровне. В результате происходящих процессов глобализации из обособленных ранее национальных финансовых рынков формируется единый общемировой рынок, где капитал свободно перемещается как через национальные границы, так и между различными частями финансового рынка. Национальная экономика зависит не только от возможностей собственного финансового рынка наполнить ее денежными ресурсами, но оказывается под влиянием процессов, происходящих на финансовых рынках других стран.

Возникает потребность в наднациональном регулировании финансовых рынков. Общемировое регулирование финансовых рынков со стороны государства только начинает формироваться. Пока оно реализуется через создание международных организаций, которые объединяют национальные органы, занимающиеся регулированием различных частей финансовых рынков. Целью деятельности таких организаций является координация политики разных стран, проводимой в различных частях финансового рынка, разработка общих принципов ее проведения, использование одинаковых инструментов регулирования. Каждая часть мирового финансового рынка представлена международной организацией.

Наиболее известным международным институтом фондом рынка является Международная организация Комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO), а которую входят национальные органы государственной власти, занимающиеся регулированием фондовых рынков, например ФСФР.

IOSCO была организована в 1974 г. и к 2009 г. в нее вошли регулирующие органы из 109 стран. /OSCO занимается разработкой стандартов регулирования национальных фондовых рынков. Этой организацией был создан документ. Цели и принципы регулирования рынков ценных бумаг» (IOSCO Principles), который является основой для регулирования национальных фондовых рынков в большинстве развитых стран.

Деятельность банковского сектора в значительной степени определяется принципами регулирования, которые были разработаны Базельским комитетом по банковскому надзору. Эта международная организация представляет собой Комитет национальных органов банковского надзора. Основной задачей Базельского комитета является создание принципов эффективного регулирования органами государственной власти банковского сектора. Основные условия такого регулирования сформулированы в Базельских принципах эффективного банковского надзора. Эти принципы были приняты как руководство к действию в 150 странах. Бэнк России стал применять их с октября 1998 г.

Международная организация органов страхового надзора 0A1S издала в 1998 г.

«Принципы страхового надзора», в которых определила общие цели, задачи и принципы регулирования страхового рынка со стороны органов государственной власти.

Основным механизмом саморегулирования в современных условиях является создание саморегулируемых организаций.

Саморегулируемая организация (СРО) — добровольное объединение определенного количества участников финансового рынка по профессиональному признаку в целях установления обязательных правил и стандартов деятельности членов этой организации на финансовом рынке, защиты их профессиональных интересов.

Процесс создания саморегулируемых организаций может исходить от самих предпринимателей, через создание объединяющих их организаций, а также инициироваться государством. Как правило, в странах с развитой рыночной экономикой формирование саморегулируемых организаций инициируется самими профессиональными участниками рынка, в странах с формирующейся рыночной экономикой — инициируется государством. В одних странах любая организация, представляющая профессиональные интересы участников финансового рынка, является саморегулируемой, в других странах, для того чтобы стать саморегулируемой, организация должна соответствовать требованиям, которые установлены законодательством.

Для профессиональных участников финансового рынка обязательность участия в саморегулируемой организации определяется нормами права в данной стране. Иногда законодательство страны требует обязательного членства для них в саморегулируемой организации, так как это заменяет необходимость получения ими лицензии на организацию профессиональной деятельности в органах государственной власти. В других странах вступление в саморегулируемую организацию необязательно, но в этом случае каждый профессиональный участник финансового рынка должен получить государственную лицензию на ведение деятельности в выбранной части финансового рынка. Вступление в саморегулируемую организацию в этом случае носит добровольный характер.

Для ведения банковской деятельности коммерческие банки обязаны получить в Банке России лицензию; Федеральная служба по финансовым рынкам выдает лицензии на проведение брокерской, дилерской и клиринговой деятельности; лицензии на организацию различных видов страхования выдает Федеральная служба страхового надзора. Только получив лицензии, профессиональные ратники финансового рынка могут, если считают нужным, вступать в различные организации, защищающие их интересы. На страховом рынке в качестве саморегулируемой организации действует Российский союз автостраховщиков, на денежном — Ассоциация российских банков и Ассоциация региональных банков, на фондовом — Национальная ассоциация участников фондового рынка и пр.

Саморегулирование финансового рынка предполагает создание самими участниками рынка условий для стабильности рынка и обеспечение его предсказуемости. Но степень влияния на экономические процессы саморегулирования не столь значительна по сравнению с государственным регулированием финансового рынка. Финансовый кризис 2007-2008 гг. показал, что только саморегулирование финансовых рынков не обеспечило стабильности этих рынков. Решение проблем, возникших в различных сегментах финансового рынка в США, Великобритании, ФРГ и Российской Федерации, взяло на себя государство.

В 2006 году в США стал действовать «План Полсона», основой которого была финансовая поддержка основных финансовых институтов или же смягченно последствий их банкротства. Регулирующие власти Великобритании ввели новые н жесткие меры регулирования работы Лондонской фондовой биржи, чтобы предотвратить панику на фондовой бирже. В России органами государственной власти была оказана финансовая поддержка коммерческим банкам, был разработан целый пакет антикризисных мер, направленных на стабилизацию экономики.

Модели регулирования

В современных условиях можно выделить две модели, отличаю щиеся различной степенью использования механизмов регулирования финансовых рынков рования и саморегулирования финансовых рынков. Первая модель основана преимущественно на регулировании финансового рынка органами государственной власти.

Саморегулируемые организации занимаются разработкой общих правил организации профессиональной деятельности своих участников, защищают их интересы в парламенте и правительстве. Вступление в саморегулируемые организации необязательно для участников финансового рынка. Помимо саморегулируемых организаций могут действовать и другие общественные организации участников финансового рынка. На таком принципе основан механизм регулирования финансовых рынков во Франции, России.

Вторая модель ориентирована на саморегулирование финансового рынка, основная часть функций по контролю за деятельностью участников рынка передана саморегулируемым организациям. Но и в этом случае государство не остается в стороне от процесса регулирования, оно оставляет за собой функции «регулятора последней инстанции». Государство начинает открыто действовать, если ситуация на финансовых рынках становится разрушительной для экономики.

На таком принципе основано регулирование финансовых рынков США. Основным регулятором фондового рынка в США является Комиссия по ценным бумагам (SEC), Именно ее решения обязательны к исполнению всеми участниками фондового рынка, независимо от рекомендаций саморегулируемых организаций дилеров, брокеров и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите понятие «финансовый рынок».

2. Назовите критерии выделения элементов финансового рынка и соответствующие им элементы.

3. Перечислите основных участников финансового рынка.

4. Какие возможности дает финансовый рынок коммерческим организациям?

5. Каково участие некоммерческих организаций на финансовом рынке?

6. Какое значение финансовый рынок имеет для органов государственной власти и местного самоуправления?

7. Раскройте понятие «информационное значение финансового рынка».

8. Какие негативные последствия может иметь функционирование финансового рынка?

9. В чем заключались особенности формирования финансового сектора в советской экономике?

10. Какие факторы стимулировали появление рынка акций в Российской Федерации?

11. Какие препятствия необходимо устранить современному финансовому рынку России для построения конкурентоспособного финансового рынка?

12. Почему возникла необходимость в регулировании финансового рынка?

13. Какие цели и задачи стоят перед государственным регулированием финансового рынка?

14. В чем заключается принцип организационно-функционального государственного регулирования финансового рынка?

15. Чем отличается механизм саморегулирования финансового рынка от механизма его государственного регулирования?

16. Какие положительные и отрицательные последствия для развития финансового рынка вызывает его саморегулирование?

Тесты для самоконтроля

1. Объектом торговли на финансовом рынке являются:

а) любые биржевые товары;

б) свободные денежные средства и соответствующие им виды финансовых обязательств и финансовых активов;

в) любые товары, работы и услуги.

2. Элементами финансового рынка по характеру финансовых инструментов являются:

а) валютный рынок;

б) рынок информационных услуг;

в) биржевой рынок;

г) рынок ценных бумаг.

3. По способу организации торговли финансовыми инструментами различают:

а) валютный рынок;

б) внебиржевой рынок;

в) биржевой рынок;

г) рынок ценных бумаг.

4. Верными являются утверждения:

а) все коммерческие организации могут привлечь дополнительные финансовые ресурсы на основе выпуска акций;

б) все коммерческие организации могут привлечь дополнительные финансовые ресурсы на основе договора о банковском кредите;

в) все коммерческие организации могут размещать временно свободные денежные средства на финансовом рынке.

5. Основной поставщик «длинных» денег на финансовом рынке:

а) домохозяйства;

б) коммерческие организации;

в) органы государственной власти и местного самоуправления.

6. Финансовый рынок позволяет:

а) снижать риски на основе самострахования;

б) хеджировать валютные риски;

в) привлекать дополнительные источники финансовых ресурсов;

г) снижать оборачиваемость денежных средств.

7. Органы государственной власти привлекают средства на финансовом рынке для:

а) формирования доходов бюджета;

б) покрытия дефицита бюджета;

в) покрытия дефицита средств социального страхования.

8. Финансовый рынок:

а) может потенциально иметь инфляционный эффект;

б) имеет информационное значение для других секторов рыночной экономики;

в) не имеет негативных последствий функционирования.

9. Финансовый рынок является результатом развития:

а) только денежного рынка;

б) денежного рынка и рынка ценных бумаг;

в) денежного, фондового, валютного и страхового рынка;

г) денежного и товарного рынка.

10. В основе развития финансового рынка лежит:

а) товарный рынок;

б) страховой рынок;

в) рынок ценных бумаг;

г) денежный рынок.

11. Основные виды валютных доходов организации в современных условиях формируются:

а) от операций на рынке FOREX;

б) на рынке срочных операций;

в) на рынке текущих валютных операций;

г) на рынке операций с ценными бумагами.

12. Основными преградами для развития современного финансового рынка России являются:

а) отсутствие необходимого количества коммерческих банков;

б) недостаточная емкость рынка;

в) отсутствие фондовых бирж;

г) запрет на свободное обращение иностранной валюты.

13. Целями государственного регулирования финансового рынка являются:

а) установление общих правил и стандартов деятельности для части участников финансового рынка;

б) защита интересов институтов финансового рынка в органах государственной власти;

в) обеспечение эффективной работы каждой сферы финансового рынка.

14. Процесс саморегулирования финансового рынка проявляется через:

а) закрепление за определенным органом государственной власти функции надзора и контроля за определенным сегментом финансового рынка;

б) создание саморегулируемых организаций;

Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов:

в) функционирование фондовых бирж;

г) издание нормативно-правовых актов.

15. Органы государственной власти в России, осуществляющие регулирование рынка ценных бумаг, — это:

а) Федеральная служба по финансовым рынкам;

б) Федеральная служба по финансовому мониторингу;

в) Национальная ассоциация участников фондового рынка;

г) Банк России;

д) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

16. К саморегулируемым организациям в России относятся:

а) Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД);

б) Всероссийский Союз автостраховщиков;

в) Банк России;

г) Внешэкономбанк.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *