Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регулируется инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), а также инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).
Согласно п. 2.1 Инструкции № 174н по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000, а также по счету 0 201 35 000 и по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270 в разрядах 5 — 17 номера счета отражаются нули. Иное может быть предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств.
При этом в целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности, в соответствии с требованиями учредителя, а также в целях управленческого учета учреждениям разрешается в разрядах 1 — 17 номеров счетов, в которых Инструкцией № 174н предусмотрены нули, отражать соответствующие коды бюджетной классификации (составной части кода). Такой порядок закрепляется в учетной политике (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 02-07-10/41780).
Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете учреждения поступления (выбытия) основных средств и материальных запасов в разрядах 5 — 17 номеров счетов 0 101 00 000, 0 105 00 000 указываются нули.
Исключение из правила предусмотрено для счетов 0 106 00 000, 0 107 00 000, 0 109 00 000. Номера этих счетов должны формироваться в общеустановленном порядке с указанием в разрядах 15 — 17 кода вида расходов.
По нашему мнению, в разрядах 15 — 17 номера счета 0 109 00 000 может указываться код вида расходов, соответствующий конкретной операции. Например, материалы приобретены по КВР 244, т.е. при их списании в номере счета 0 109 00 000 также ставится КВР 244. Указание нулей в разрядах 15 — 17 номера счета аналитического учета счета 0 109 00 000 противоречит положениям инструкций № 157н, 174н.
Как определить финансовый результат в конце отчетного года
В предлагаемом материале рассказывается о том, как правильно закрыть счета в конце года, как сформировать и определить финансовый результат для отражения его в годовом балансе учреждения и как провести анализ финансового результата.
По завершении отчетного года бухгалтерия учреждения должна в обязательном порядке:
- провести инвентаризацию (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете», п. 20 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 12.10.2012; далее — Инструкция № 157н);
- закрыть счета текущего финансового года;
- определить финансовый результат.
Учет финансового результата учреждение ведет на аналитических счетах к счету 401.00 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». Счет предназначен для отражения результата финансовой деятельности учреждений, а также финансового результата публично-правового образования по результатам исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, сметы (плана финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, автономного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды (п. 293 Инструкции № 157н).
До закрытия счетов текущего финансового года необходимо произвести все расчеты по налогам и сборам, а также расчеты с дебиторами и кредиторами.
В конце года нужно закрыть счета по видам деятельности (видам финансового обеспечения), отражающие доходы и расходы отчетного периода. В нашем случае это бюджетный вид деятельности КФО 4 (за счет получения субсидий на выполнение государственного задания) и предпринимательский вид деятельности КФО 2 (оказание услуг юридическим и физическим лицам на платной основе).
При этом сальдо, сформированное на конец года на соответствующих счетах счета 401.20 «Расходы текущего финансового года» и счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», списывается на счет 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (пп. 297, 300 Инструкции № 157н).
Закрытие счетов согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н (далее — Методические указания), отражается в справке (ф. 0504833).
Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по закрытию счетов доходов и расходов зависит от типа государственного (муниципальное или федеральное) учреждения.
В учете казенных учреждений закрытие счета 401.20 отражается следующими проводками:
Дебет счета гКБК 0.401.30.000 Кредит счета КРБ 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов.
Закрытие счета 401.10 отражается проводкой:
Дебет счета КДБ (КИФ) 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит счета гКБК 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов.
В соответствии с Инструкцией № 157н на счет 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта» отражаются:
- «Доходы текущего финансового года» — счет 0.401.10.000;
- «Расходы текущего финансового года» — счет 0.401.20.000;
- «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» — счет 0.401.30.000.
Бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств операции по закрытию счетов доходов и расходов отражают в порядке, установленном для казенных учреждений. В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, данные операции отражаются следующим образом:
- закрытие счета 401.20:
Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);
- закрытие счета 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки форма 0504833).
В учете автономных учреждений используются следующие проводки:
- для закрытия счета 401.20:
Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе кодов видов выбытий) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);
- для закрытие счета 401.10:
Дебет счета 0.401.10 (в разрезе кодов видов поступлений) Кредит счета 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки ф. 0504833).
В 24–26 разрядах номера счета указывается код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (пп. 3, 184 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.10.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), Инструкцией № 157н).
Рассмотрим пример закрытия счетов в конце года.
Пример 1
Доходы учреждения за год составили 1 000 000 руб., расходы — 500 000 руб. Кроме этого, за год произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб. В течение года авансовые платежи по налогу на прибыль составили 80 000 руб.
В течение года делаются следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета КДБ.2.205.31.560 Кредит счета КДБ.2.401.10.130 — начислен доход за оказанные услуги в сумме 1 000 000 руб.;
Дебет счета КРБ.2.109.61.200 Кредит счета КРБ.2.302.00.730 — отражены затраты, связанные с оказанием услуг, в сумме 500 000 руб.;
Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КРБ.2.109.61.200 — списаны затраты на формирование фактической стоимости оказанных услуг в сумме 500 000 руб.;
Дебет счета КРБ.2.401.20.290 Кредит счета КРБ 2.302.91.730 — произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб.;
Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — начислены авансовые платежи по налогу на прибыль в сумме 80 000 руб.
В конце года делаются проводки:
Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — 20 000 руб. ((1 000 000 руб. – 500 000 руб.) × 20 % – 80 000 руб.) — начислен налог на прибыль;
Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета гКБК.2.401.30.000 — 400 000 руб. (1 000 000 руб. – 500 000 руб. – (80 000 руб. + 20 000 руб.)) — закрыт счет 2.401.10.130;
Дебет счета гКБК.2.401.30.000 Кредит счета КРБ.2.401.20.290 — 100 000 руб. — закрыт счет 2.401.20.290.
Показатели, собранные за текущий финансовый год на счете 304.04 «Внутриведомственные расчеты» (в части законченных расчетов), в конце года списываются на счет 401.30 (п. 300 Инструкции № 157н, п. 172 Инструкции № 183н).
Обратите внимание! Получатели бюджетных средств при наличии неиспользованных средств на конец года должны перечислить эти средства главному распорядителю (распорядителю).
Рассмотрим пример закрытия счета 4.304.04.000 и перечисления остатка неизрасходованного финансирования главному распорядителю бюджетных средств.
Пример 2
Учреждение в течение года получило от главного распорядителя на оплату коммунальных услуг 300 000 руб. За год на оплату коммунальных услуг израсходовали 280 000 руб.
В течение года бухгалтер делает следующие проводки по счетам:
Дебет счета КИФ.4.201.11.510 Кредит счета КРБ.4.304.04.223 — 300 000 руб. — получено финансирование на оплату коммунальных услуг;
Дебет забалансового счета 17 (код бюджетной классификации расходов) — 300 000 руб. — отражено поступление средств на счет учреждения;
Дебет счета КРБ.4.401.20.223 Кредит счета КРБ.4.302.23.730 — 280 000 руб. — начислены расходы по коммунальным услугам;
Дебет счета КРБ.4.302.23.830 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 280 000 руб. — оплачены коммунальные услуги согласно заключенным договорам;
Кредит забалансового счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 280 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.
В конце года в учете оформляются следующие проводки:
Дебет КРБ.4.304.04.223 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 20 000 руб. — перечислена сумма неиспользованных средств;
Кредит счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 20 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения;
Дебет счета гКБК.4.401.30.000 Кредит счета КРБ.4.401.20.223 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.401.20.223;
Дебет счета КРБ.4.304.04.223 Кредит счета гКБК.4.401.30.000 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.304.04.223.
Уточним, что такое КДБ, КРБ, КИФ в бюджетной классификации. В программе «1C: 8.2» используется справочник группы «Бюджетная классификация» для формирования 26-разрядных номеров счетов Рабочего плана счетов учреждения, оформления расчетно-платежных документов, а также для построения иерархической структуры бюджетной классификации в целях формирования бюджетной отчетности в структуре бюджета (сводной бюджетной росписи). Справочники поставляются заполненными и содержат соответствующие бюджетные классификаторы, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (в ред. от 11.06.2014). Так, классификация доходов (КДБ) представлена четырьмя справочниками:
- главы по бюджетной классификации;
- группы, подгруппы КДБ;
- статьи, подстатьи КДБ;
- подвиды доходов КДБ.
Классификация источников финансирования (КИФ) дефицита бюджетов представлена также четырьмя справочниками:
- группы по бюджетной классификации;
- группы, подгруппы КИФ;
- статьи КИФ;
- виды источников КИФ.
Классификация расходов бюджетов (КРБ) представлена семью справочниками:
- главы по бюджетной классификации;
- разделы, подразделы КРБ;
- целевые статьи КРБ;
- программы целевых статей КРБ;
- подпрограммы целевых статей КРБ;
- виды расходов КРБ;
- КОСГУ.
Справочник «Коды экономической классификации (КЭК)» поставляется в программе 1С заполненным, содержит коды операций сектора государственного управления (КОСГУ).
КЭК задается в карточке счета и хранится в регистре сведений «КОСГУ счетов».
Учет по кодам КОСГУ реализован в виде субконто «КЭК», которое прикреплено ко всем балансовым счетам.
Подбор полного 26-разрядного счета в объектах конфигурации осуществляется на основании регистров сведений «Рабочие счета» и «КОСГУ счетов».
КОСГУ — это аналитический код номера счета в 24–26 разрядах номера счета в плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.
Так, доходы от оказания платных услуг отражаются на счете 2.401.10.130, здесь мы видим КОСГУ 130. Прочие доходы отражаются на счете 2.401.10.180 (КОСГУ 180).
Расходы за счет себестоимости по предпринимательской деятельности отражаются на счете 2.109.61.000, где применяется в последних разрядах КОСГУ. Например, затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг отражаются на счете 2.109.61.211 (КОСГУ 211).
Рассмотрим КОСГУ по видам затрат:
211. Заработная плата.
212. Прочие выплаты.
213. Начисления на выплаты по оплате труда.
220. Приобретение работ, услуг,
в том числе:
221. Услуги связи.
222. Транспортные услуги.
223. Коммунальные услуги.
224. Арендная плата за пользование имуществом.
225. Работы, услуги по содержанию имуществом.
226. Прочие работы, услуги.
260. Социальное обеспечение,
в том числе:
262. Пособия по социальной помощи населению.
263. Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления.
290. Прочие расходы.
270. Расходы по операциям с активами,
в том числе:
271. Амортизация основных средств и нематериальных активов.
272. Расходование материальных запасов.
273. Чрезвычайные расходы по операциям с активами.
Также счет 0.401.20.000 в разделе «Финансовый результат» имеет аналитический КОСГУ. Например «Прочие расходы» отражаются на счете 0.401.20.290 (КОСГУ 290).
В бюджетных учреждениях себестоимость готовой продукции работ, услуг отражается на счете 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) по КФО 2 по предпринимательской деятельности и по КФО 4 по бюджетной деятельности. Расходы за счет прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, расходы на цветы, на подарки) относят сразу на финансовый результат счет 2.401.20.000.
Чтобы в конце года сделать закрытие счетов и определить финансовый результат нужно сначала в конце отчетного периода затраты по счету 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) списать на счет 0.401.20.000 (в разрезе КОСГУ) (рис. 1).
СЧЕТ 401.20 КФО 2 |
Сальдо на начало |
Обороты за период |
Сальдо на конец |
|||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
|
Виды затрат |
||||||
211. Заработная плата |
568 345,96 |
568 345,96 |
||||
263. Пенсии,пособия,выплачиваемые организациями сектора государственного Управления |
139 910 |
139 910 |
||||
271. Аморизация основных средств |
99 849,69 |
99 849,69 |
||||
272. Расходование материальных запасов |
59 634,38 |
59 634,38 |
||||
290. Прочие расходы |
350 331,09 |
350 331,09 |
||||
Итого |
1 218 071,12 |
1 218 071,12 |
Рис. 1. Расходы текущего года, отнесенные сразу на финансовый результат (руб.)
B программе «1С: Предприятие8.2» выбираем операцию «Услуги» → «Списание затрат». После этого выбираем режим заполнения «Заполнить по итогам» и нажимаем F5.
Подбираем услуги (зарплата, начисления на зарплату, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, аренда, прочие услуги и т. д.), результат заполнения — в документ (все услуги в итоговой сумме по счету 0.109.61.00). Так формируется справка ф. 0504833, которая отражает «Списание затрат по услугам и работам» (рис. 2).
Номер счета |
КОСГУ |
Номер счета |
КОСГУ |
Наименование затрат |
Сумма |
211 |
2.109.61 |
211 |
Заработная плата |
6 133 166,57 |
|
211 |
2.109.61 |
211 |
Компенсация за отпуск |
12 021,36 |
|
211 |
2.109.61 |
211 |
Больничный 3 дня |
41 413,10 |
|
212 |
2.109.61 |
212 |
Пособие до 3 лет |
1564,19 |
|
212 |
2.109.61 |
212 |
Спецжиры |
1500 |
|
213 |
2.109.61 |
213 |
Соц. страх 2,9 % |
174 295,40 |
|
213 |
2.109.61 |
213 |
Пенсионный накопительный |
160 786,28 |
|
213 |
2.109.61 |
213 |
Травматизм |
12 428,45 |
|
213 |
2.109.61 |
213 |
Пенсионный страховой |
1 347 704,11 |
|
213 |
2.109.61 |
213 |
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
304 591,61 |
|
221 |
2.109.61 |
221 |
Услуги связи |
247 209,45 |
|
226 |
2.109.61 |
226 |
Прочие услуги |
772 745,33 |
|
225 |
2.109.61 |
225 |
Услуги по содержанию имущества |
2 301 211,16 |
|
224 |
2.109.61 |
224 |
Аренда |
147,10 |
|
290 |
2.109.61 |
290 |
Налог на имущество |
150 448 |
|
290 |
2.109.61 |
290 |
Транспортный налог |
20 152 |
|
223 |
2.109.61 |
223 |
Коммунальные услуги |
560 995,55 |
|
272 |
2.109.61 |
272 |
Списание материалов |
861 993,85 |
|
222 |
2.109.61 |
222 |
Транспортные услуги |
22 781,36 |
|
226 |
2.109.61 |
226 |
Вневедомственная охрана |
391 053,92 |
|
271 |
2.109.61 |
271 |
Расходы на амортизацию |
1 366 818,56 |
|
225 |
2.109.61 |
225 |
Зарплата по договорам |
319 690 |
|
225 |
2.109.61 |
225 |
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
16 304,19 |
|
225 |
2.109.61 |
225 |
Пенсионный накопительный |
2100,30 |
|
225 |
2.109.61 |
225 |
Пенсионный страховой |
81 019,10 |
|
226 |
2.109.61 |
226 |
Зарплата по договорам |
594 428,35 |
|
226 |
2.109.61 |
226 |
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
30 320,09 |
|
226 |
2.109.61 |
226 |
Пенсионный страховой |
150 017,53 |
|
226 |
2.109.61 |
226 |
Пенсионный накопительный |
4555,51 |
|
Итого |
16 083 462,42 |
Рис. 2. Справка к документу «Списание затрат по услугам и работам» от 31.12.2013 (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.
Итак, мы сформировали справку ф. 0504833 «Списание затрат по услугам и работам» по завершению финансового отчетного года и можем перейти к формированию документа по закрытию балансовых счетов в конце года и определению финансового результата. Формируем форму 0504833 (рис. 3). Эта же форма используется для закрытия балансовых счетов в конце года.
Номер счета |
КОСГУ |
Номер счета |
КОСГУ |
Наименование затрат |
Сумма |
130 |
2.401.30 |
000 |
18 346 157,42 |
||
000 |
2.401.20 |
211 |
Заработная плата |
6 701 512,53 |
|
000 |
2.401.20 |
211 |
Компенсация за отпуск |
12 021,36 |
|
000 |
2.401.20 |
211 |
Больничный 3 дня |
41 413,10 |
|
000 |
2.401.20 |
212 |
Пособие до 3 лет |
1564,19 |
|
000 |
2.401.20 |
212 |
Спецжиры |
1500 |
|
000 |
2.401.20 |
213 |
Соц. страх. 2,9 % |
174 295,40 |
|
000 |
2.401.20 |
213 |
Пенсионный накопительный |
160 786,28 |
|
000 |
2.401.20 |
213 |
Травматизм |
12 428,45 |
|
000 |
2.401.20 |
213 |
Пенсионный страховой |
1 347 704,11 |
|
000 |
2.401.20 |
213 |
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
304 591,61 |
|
000 |
2.401.20 |
221 |
Услуги связи |
247 209,45 |
|
000 |
2.401.20 |
226 |
Прочие услуги |
772 745,33 |
|
000 |
2.401.20 |
225 |
Услуги по содержанию имущества |
2 301 211,16 |
|
000 |
2.401.20 |
224 |
Аренда |
147,10 |
|
000 |
2.401.20 |
290 |
Налог на имущество |
150 448 |
|
000 |
2.401.20 |
290 |
Транспортный налог |
20 152 |
|
000 |
2.401.20 |
223 |
Коммунальные услуги |
560 995,55 |
|
000 |
2.401.20 |
272 |
Списание материалов |
921 628,23 |
|
000 |
2.401.20 |
222 |
Транспортные услуги |
22 781,36 |
|
000 |
2.401.20 |
226 |
Вневедомственная охрана |
391 053,92 |
|
000 |
2.401.20 |
271 |
Расходы на амортизацию |
1 466 668,25 |
|
000 |
2.401.20 |
225 |
Зарплата по договорам |
319 690 |
|
000 |
2.401.20 |
225 |
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
16 304,19 |
|
000 |
2.401.20 |
225 |
Пенсионный накопительный |
2100,30 |
|
000 |
2.401.20 |
225 |
Пенсионный страховой |
81 019,10 |
|
000 |
2.401.20 |
226 |
Зарплата по договорам |
594 428,35 |
|
000 |
2.401.20 |
226 |
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
30 320,09 |
|
000 |
2.401.20 |
226 |
Пенсионный страховой |
150 017,53 |
|
000 |
2.401.20 |
226 |
Пенсионный накопительный |
4555,51 |
|
000 |
2.401.20 |
290 |
Прочие расходы |
350 331,09 |
|
000 |
2.401.20 |
263 |
Пенсии, пособия |
139 910 |
|
Итого |
35 647 690,96 |
Рис. 3. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.
Из этой формы мы определяем финансовый результат по предпринимательской деятельности учреждения:
Дебет счета 2.401.10.130 Кредит счета 2.401.30.000 — 18 346 157,42 руб.;
Дебет счета 2.401.30.000 Кредит счета 2.401.20 (КОСГУ) — 17 301 533,54 руб.
Финансовый результат равен 1 044 623,88 руб. по предпринимательской деятельности. Налог на прибыль за отчетный год — 200 000 руб.
Значит, в годовой форме 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» по коду строки 300 «Чистый операционный результат» будет отражена сумма 844 623,88 руб. (1 044 623,88 руб. – 200 000 руб.).
Как видим из справки «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) (рис. 4), бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядители бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, израсходованы субсидии для выполнения государственного задания в полном объеме, финансовый результат равен 0:
Дебет счета 4.401.30.000 Кредит счета 4.401.20(КОСГУ) — 11 139 600 руб.;
Дебет счета 4.304.04(КОСГУ) Кредит счета 4.401.30.000 — 11 139 600 руб.
Номер счета |
КОСГУ |
Номер счета |
КОСГУ |
Наименование затрат |
Сумма |
211 |
4.401.30 |
000 |
Заработная плата |
7 189 020,00 |
|
213 |
4.401.30 |
000 |
Начисления на зарплату |
2 171 080,00 |
|
221 |
4.401.30 |
000 |
Услуги связи |
34 800,00 |
|
223 |
4.401.30 |
000 |
Коммунальные услуги |
274 200,00 |
|
224 |
4.401.30 |
000 |
Аренда |
1 425 350,00 |
|
290 |
4.401.30 |
000 |
Прочие расходы |
45 150,00 |
|
000 |
4.401.20 |
211 |
7 189 020,00 |
||
000 |
4.401.20 |
213 |
2 171 080,00 |
||
000 |
4.401.20 |
221 |
34 800,00 |
||
000 |
4.401.20 |
223 |
274 200,00 |
||
000 |
4.401.20 |
224 |
1 425 350,00 |
||
000 |
4.401.20 |
290 |
45 150,00 |
||
Итого |
22 279 200,00 |
Рис. 4. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) по бюджетной деятельности
Как видим, бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядителя бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, субсидии для выполнения государственного задания израсходованы в полном объеме, финансовый результат равен 0:
Дебет счета 4.401.30.000 Кредит счета 4.401.20(КОСГУ) — 11 139 600 руб.;
Дебет счета 4.304.04(КОСГУ) Кредит счета 4.401.30.000 — 11 139 600 руб.
Итак, мы рассмотрели бухгалтерские проводки по закрытию счетов в конце года казенных, бюджетных, автономных учреждений, проанализировали простые примеры закрытия счетов бюджетного учреждения, рассмотрели порядок формирования таблиц к справке 0504033 «Закрытие балансовых счетов в конце года» в двух вариантах — по предпринимательской и по бюджетной деятельности (за счет субсидий), и после закрытия счетов определили финансовый результат (он у нас положительный, это значит, что доходы превысили расходы).
Нецелевое использование. Как распознать 225, 226 или 310 статью КОСГУ?
Иногда не просто сделать выбор, по какой подстатье КОСГУ провести расходы: 225, 310 или 226. Это связано с тем, что формулировки не всегда позволяют определить экономическое содержание расходов.
Рассмотрим, какие ошибки допускают бухгалтеры при выборе кода. И как их избежать.
Подменяют понятия
К подстатье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока¬зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Вопросы чаще возникают по содержанию имущества, чем по ремонту, поэтому подробнее остановимся на нем. Ремонт — это, в частности, устранение неисправностей, восстановление работоспособно¬сти имущества, восстановление или поддержание первоначальных харак¬теристик. Содержание – это работы и услуги для поддержания или восстановления функциональных характеристик объекта.
Важно запомнить! |
К содержанию имущества не относятся услуги, не связанные непосредственно с его эксплуатацией или поддержанием его эксплуатационных характеристик: хранение (код 226 КОСГУ), транспортировка (код 222 КОГСУ), страхование (код 226 КОСГУ). | ❞ |
Пример.
Если подрядчики делают уборку или санитарно-гигиеническую очистку помещений, такие работы отражают по подстатье 225 КОСГУ. Этот порядок применяется, даже если подрядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов. Но все не так просто. Если в договоре сказано, что учреждение оплачивает ремонтные работы согласно смете, то расходы относят на подстатью 225 КОСГУ. А если в нем есть только формулировки «установка» или «монтаж», в большинстве случаев нужно применить подстатью 226 КОСГУ.
В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си¬стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред-писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра¬жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.
Все по полочкам
Для того чтобы четко понимать, какие расходы следует относить на статью 225, а какие на статью 310 КОСГУ (ремонт или реконструкция (мо¬дернизация, дооборудование)), следует отталкиваться от первопричины (цели) выполнения работ. Если целью является улучшение характери¬стик исправного объекта, то такие расходы не относятся к статье у 225 КОСГУ. Например, монтаж оборудования или дератизацию помещения, которые учреждению не принадлежат, отражают по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Совет |
Перечень услуг, которые отражают по подстатье 226 КОСГУ, открытый. Поэтому в каждой ситуации задавайтесь вопросом: для чего проводятся те или иные работы. | ❞ |
Сложности с разграничением сферы применения подстатей 225 и 226 КОСГУ могут возникнуть при благоустройстве территории.
Пример.
Допустим, учреждение благоустраивает территорию впервые. Все мероприятия – устройство цветников, клумб, посадку цветов, кустарников – подрядчик выполнил по одному контракту. Стоимость материалов, которые использовал исполнитель, отдельно в контракте не выделена. В этом случае бухгалтер должен отнести расходы на подстатью 226 КОСГУ. Оснований применять подстатью 225 КОСГУ нет. Ведь работы направлены не на содержание имущества, а на первоначальное озеленение территории.
Если и на следующий год учреждение решит благоустроить ту же самую территорию (посадить цветы и обновить клумбы), то классификация расходов будет иной. Затраты надо учесть по подстатье 225 КОСГУ, поскольку к моменту начала работ у учреждения уже есть имущество (клумбы) и оно оплачивает мероприятия по их содержанию.
И тут главное не ошибиться, ведь расходование бюджетных средств по кодам КОСГУ, не соответствующим их целевому содержанию, может быть расценено как нецелевое расходование таких средств, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, поэтому бухгалтерии всегда необходимо знать мнение проверяющих органов, а также мнения суда по данному вопросу.
Распространенные ошибки при выборе статьи
Предмет договора (контракта) | Ошибочный вариант |
Правильный вариант |
---|---|---|
Покупка Программного обеспечения – право использования, услуги по установке, переустановке и настройке | Отнести затраты на 225 | Отнести затраты на 226 |
Проведение ремонта помещения | Отнести затраты на 226 | Отнести затраты на 225 |
Разработка проектной документации для проведения ремонта | Отнести затраты на 225 | Отнести затраты на 226 |
Ремонт оборудования | Отнести затраты на 226 или 310 статью | Отнести затраты на 225 |
Демонтаж оборудования | Отнести затраты на 225 | Отнести затраты на 226 |
Усовершенствование оборудования | Отнести затраты на 225 | Отнести затраты на 310 |
Поверка и замеры сопротивления изоляции электропроводки на объектах учреждения | Отнести затраты на 225 | Отнести затраты на 226 |
24
часа в сутки
7 дней в неделю
Команда «Первого БИТ» ежедневно решает сотни задач и вопросов Клиентов.
Попробуйте сопровождение у профессионалов «Первого БИТа» бесплатно!
Если вы нуждаетесь в консультации и помощи квалифицированных специалистов, эксперты «Первого БИТа» помогут вам в решении любых задач.