20 часовое обучение водителей

Содержание

Help! У Вас Есть 20 Часовая Программа Обучения для Водителей?

Вопрос от посетителя

Антон help!!! у Вас случайно не завалялась готовая 20 — часовая программа обучения водительского состава на предприятии:?… Под рукой РД -26127100-1070-01? но там всего лишь темы обучения. Буду чрезмерно благодарна..

Ответ для посетителя

У нас чисто случайно есть такая программа обучения для водителей!) Смотрите содержание, а скачать учебную программу ежегодных занятий с водителями в формате MS Word можно в конце заметке.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ВОДИТЕЛЯМИ

ТЕМА 1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте.

Состояние безопасности дорожного движения в РФ, в регионе и в организации. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств. Формы и методы профилактики ДТП.

ТЕМА 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивно безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).

ТЕМА 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.

Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение указателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.

РАЗДЕЛ 2. ТИПИЧНЫЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ СИТУАЦИИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ.
РАЗБОР И АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ ДТП.

ТЕМА 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности.

Система «Водитель – Автомобиль – Дорога – Среда». Понятие дорожно–транспортной ситуации. Субъективное и Объективное восприятие ситуации на дороге. Понятие ситуационного анализа. Оценка степени опасности дорожно-транспортной ситуации и прогнозирование вариантов ее развития.

ТЕМА 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон — объезд.

Скоростной режим и безопасность движения. Управление автомобилем на сложных участках дороги: кривых малых радиусов в плане трассы; сужениях проезжей части; пространственно сложных подъемах и спусках. Особая тяжесть последствий ДТП в ситуациях встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамические габарит и коридор безопасности транспортного средства.

Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции. Условия безосного выполнения обгона. Действия водителей при обгоне. Ситуации, при которых обгон запрещен.

ТЕМА 2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.

Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» — учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

ТЕМА 2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.

Особенности проезда перекрёстков при сложных дорожно-климатических условиях (тёмное время суток, снег, отсутствие знаков приоритета и т.п.). Факторы, влияющие на безопасный проезд перекрёстков.

Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости.

Приоритеты маршрутных транспортных средств. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей вне перекрестка, движение по трамвайным путям.

Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Типичные опасные ситуации, возникающие при пересечении транспортным средством железнодорожных переездов. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

ТЕМА 2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров.

Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды-дворы — меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров. Подъезд к месту остановки при скользком дорожном покрытии.

ТЕМА 2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.

Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.

РАЗДЕЛ 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

ТЕМА 3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах.

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость, знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе: опасных, крупногабаритных и тяжеловесных). Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности. Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.

ТЕМА 3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения.

Практическое занятие проводится с целью выявления уровня и качества знаний Правил дорожного движения водительским составом организации методом экспресс-тестирования. Результаты положительной аттестации доводятся до сведения водителей. При отсутствии положительной аттестации, водители проходят повторное тестирование после дополнительной самостоятельной подготовки.

ТЕМА 3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности.

Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП и экстренной эвакуации пассажиров. Действия подразделений и служб организации, водитель которой совершил (стал участником) ДТП. Права сотрудников ДПС, прибывших на место совершения ДТП. Экспертные действия по факту совершения ДТП.

Тяжесть последствий ДТП. Административная, уголовная, гражданская ответственность при совершении ДТП. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Условия наступления материальной ответственности за причиненный ущерб, ограниченная и полная материальная ответственность. Условия наступления уголовной ответственности.

РАЗДЕЛ 4. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП.

ТЕМА 4.1. Первая помощь при ДТП.

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия.

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из транспортного средства.

Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Оказание экстренной помощи. Правила транспортировки пострадавших.

Организационно-правовые аспекты оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

ТЕМА 4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи.

Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обморока), черепно-мозговой травмы, коматозного состояния, вида кровотечения, травматического шока. Механические поражения (в т.ч. — длительное сдавливание конечностей), термические поражения. Приёмы оказания первой медицинской помощи.

Психические особенности поведения участников ДТП.

ТЕМА 4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи.

Состав аптечки первой помощи (автомобильной). Предназначение препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.

Освоение приемов по остановке кровотечения.

Применение обезболивающих лекарственных препаратов их дозировка.

Обработка и перевязка ран с использованием препарат изделий, входящих в состав аптечки.

Фиксация переломов и вывихов с использованием подручных средств.

РАЗДЕЛ 5. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ НА ОПАСНЫХ УЧАСТКАХ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ.

ТЕМА 5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте.

Изучение опасных участков улично-дорожной сети, характеризующихся повышенной концентрацией ДТП, по которым доходят (зона влияния которых распространяется на) регулярные маршруты перевозок конкретной организации.

Разбор вероятных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности на примерах реальных регулярных маршрутов предприятия (с применением знаний, полученных в разделе 2).

ТЕМА 5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.

Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формулирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения, резкие изменения дорожной обстановки. Технические приемы воздействия на органы управления транспортным средством в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

+ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Далее, как и говорил выше, можно скачать данную программу в формате MS Word.

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Учебная программа ежегодных занятий с водителями

Журнал учёта проведения ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

Также вам может быть полезна заметка Сезонная памятка по охране труда для водителя автомобиля

На этом всё.

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

20 часовая программа обучения водителей

На сегодняшний день 20 часовая программа обучения водителей по безопасности дорожного движения, с точки зрения закона, висит на волоске.

Я имею ввиду следующее. То как нам предъявляет требование надзорный орган (УГАДН), выглядит вообще не убедительно и даже очень спорно.

Ситуация по 20 часовой программе, а именно обучение водителей по РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.), находится на переломном моменте.

Как всегда, обо всем по порядку.

P.S. Кстати эта Статья «на вынос». Скачать эту статью для обсуждения — тема: 20 часовая программа обучения водителей можно ЗДЕСЬ>>>>>

20 часовая программа обучения водителей. Позиция УГАДН

Логическая цепочка и правовая связка надзорного органа такая:

  • В Федеральном Законе ФЗ-196 «О БДД» есть требование о повышении квалификации водителей, цитирую:

    …юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

  • Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.) предписывает проводить ежегодные занятия с водителями по повышению профессионально мастерства;
  • Руководящий документ. РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) представляет нам сам план и программу;
  • Действующие учебный план и программа ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями в автотранспортных предприятиях были введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118.

Вот такой набор выкатывает нам надзорный орган, когда приходит с надзорной проверкой и выписывает Предписание.

И самое интересное, я посмотрел судебную практику, и увидел, что чаще всего суды встают на сторону надзорного органа. И в мотивационной части суда зачастую нет глубокого анализа этих документов.

Суды здесь не виноваты (отчасти), потому что как им представляют законодательную базу обе стороны, так они и принимают решение. А организация, точнее юрист организации, как правило, «плавает» в транспортном законодательстве и не всегда правильно может выстроить свою доказательную позицию.

Но есть и судебные решения, где все-таки, дается правильная оценка нормативным документам, которые «связали» в доказательную базу и представили суду.

И есть судебная практика, где суд считает, что надзорные органы выписали предписание не законно. Например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда (Дело № А66-8046/2014)

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей. Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа. Анализируем нормативную базу

Итак, давайте будем теперь смотреть трезво на ту цепочку, которая, как вы сейчас поймете, висит на волоске.

1. Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, и на которое в судах ссылается надзорный орган (УГАДН), оказывается отменено еще в 2002 году.

Вот этот нормативный документ: Министерство Транспорта Российской Федерации Приказ от 16 октября 2002 года N 132.

Текст посмотреть можно:

То есть мы Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, вычеркиваем из своей текущей работы.

2. Утверждение о том, что обучение должно проводиться не реже чем один раз в год, написано в пояснительной записке к РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).

Но обращаю внимание на эту цитату:

…В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год…

То есть периодичность устанавливает Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который тоже утратил силу с 29 марта 2011 года.

Смотрите

3. О ежегодности проведения занятий с водителями говорит еще один нормативный документ на который ссылается УГАДН.

Это Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.).

Но позвольте, давайте прочитаем пункт 1.1 Общего положения этого РД, цитирую:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…

Ну, во-первых, здесь нет ничего о легковых автомобилях. А во-вторых, и это главное, нет теперь такого Министерства. А если даже и предположить, что это нынешнее Министерство Транспорта РФ, то у Министерства нет предприятий.

Это структура «советской» эпохи. Поэтому мы этот руководящий документ тоже вычеркиваем из своей работы как обязательный.

4. Теперь мы понимаем, что в пояснительной записке к РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) есть ссылка на два отмененных нормативных документа.

И не забываем главное, что законную силу нормативному акту придает регистрация в Минюсте и официальное опубликование.

И вот что на этот счет говорит Гарант: «Текст плана официально опубликован не был».

5. Теперь главный момент и главный козырь. Это Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», цитируем нашу любимую статью 20 пункт 2:

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

Здесь нет срока (периодичности), но есть очень «скользкая» фраза создать условия для повышения квалификации водителей.

И когда мы берем судебную практику и официальные комментарии Министерства транспорта о том, что

…Рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01, могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству…

то мы понимаем, что надо сделать правильные выводы по 20 часовой программе обучения водителей.

То есть вывод такой — нормы из этих РД не должны противоречить действующему законодательству, и они могут (но не обязаны) применяться…

Поэтому я и говорю, что позиция надзорных органов в той связке, которую они представляют, держится на законодательном волоске.

В вопросе обучения по 20 часовой программе нужно просто правильно все прочитать и применить нормы которые будут не противоречить друг другу, а дополнять друг друга.

В итоге, исходя из выше обозначенного анализа, давайте «причешем» нормативную связку УГАДН и проанализируем то, что у нас осталось, посмотрим, что с этим делать и как теперь выстраивать такое мероприятие как повышение квалификации.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей. Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа обучения. Повышение квалификации

К вопросу повышения квалификации водителей я зайду с другой стороны.

Напомню, что обучение по 20 часовой программе с водителями не что иное как повышение профессионального мастерства водителя.

Немного «поиграем» понятиями.

Под мастерством мы понимаем умение управлять автомобилем и умение правильно оценивать дорожно-транспортные ситуации, применяя накопленный опыт.

И мы приблизились вплотную к такому понятию как профессиональная компетенция водителя.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при управлении транспортным средством.

И теперь, мы понимаем, что обучение по 20 часовой программе это не что иное как профессиональное обучение.

Цитирую Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 9, статья 73 (Организация профессионального обучения):

…4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня…

В точку!

Вот теперь мы обращаемся к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где речь идет о создании условий для повышения квалификации водителей.

И мы понимаем, что нашим водителям может пригодиться профессиональное обучение в виде повышения квалификации. То есть необходимо

…совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации…

Тем более, что профессия «водитель» входит в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513).

Все сходится.

А теперь главный момент. По какой программе проводится профессиональное обучение в виде повышения квалификации водителей?

Давайте сначала обратимся к Федеральному закону «Об образовании». Этот нормативный документ имеет приоритетный статус. Цитирую опять статью 73, пункт 8:

…Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации…

Теперь анализируем.

Программу профессионального обучения разрабатывает и утверждает образовательное учреждение. Так как профессионального стандарта по водителям пока не утверждено, то на основе профессиональных требований и разрабатывается такая программа.

Но!

Здесь есть важная фраза: «…если иное не установлено законодательством Российской Федерации…»

И под это дело, как раз и стыкуется Учебно-тематический план РД-26127100-1070-01 (20 часовая программа обучения), основа которого не противоречит Квалификационным требованиям, а как раз отражает тематику этих требований.

Это значит, сам план и 20 программа обучения обучения водителей очень хорошо подходит для профессионального обучения в виде повышения квалификации.

Кстати. Не забывайте, что 20 часовая программа не является исключительной, единственной и типовой. Напоминаю цитату судебных органов и комментариев Минтранса: «…могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству…»

То есть.

Наряду с 20 часовой программой обучения водителей, могут быть разработаны и другие программы. Каждое образовательное учреждение может разработать свою программу (закон это не запрещает).

Главное, чтобы содержание программы соответствовало профессиональному стандарту или квалификационным требованиям.

Поэтому, если ваша ООО «Одуванчик» обучило водителей в образовательном учреждении по программе объемом 31 час (например), и программа называется «Надежный и спокойный водитель», то надзорный орган не вправе выписывать вам предписание, потому что вы выполнили требование Федерального Закона.

И вы имеете право выбирать среди предложенных вам программ.

Но, реальная действительность сегодня такова, что тематика 20 часовой программы обучения устраивает всех: надзорные органы, образовательные учреждения и обучающихся.

Также, 20 часовая программа обучения водителей хороша и актуальна тогда, когда встает вопрос о том, кто может обучать.

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей. Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа обучения водителей. Кто может обучать

Напомню, мы ведем речь не просто о повышении квалификации в целом, а анализируем конкретную ситуацию с 20 часовой программой обучения, которая представляет собой один из вариантов повышения квалификации водителей.

Причем мы с вами уже поняли, что повышение квалификации водителей рассматривается именно как профессиональное обучение. Именно так это выглядит в рамках Федерального закона «Об образовании».

Теперь следующий вопрос: «А кто может проводить это обучение?»

Мне на глаза не попадалась судебная практика, где бы надзорный орган предписывал проводить обучение только в образовательных учреждениях.

Что по этому поводу говорят законы.

Итак, цитирую опять Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Снова Глава 9. Профессиональное обучение.

Пункт 6

…Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц…

Давайте также обратимся к новому ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда).

Здесь есть две главы:

6. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе

…6.2 Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций…

7. Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях

…7.1 Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей — индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения…

А также мы знаем, что нормы РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) могут применяться если не противоречат действующему законодательству.

Цитирую пояснительную записку к РД-26127100-1070-01:

…Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий, по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении заносятся в личное дело водителя…

Таким образом делаем вывод, что проводить обучение по 20 часовой программе, как профессиональное обучение в рамках повышения квалификации (совершенствования и/или получения новой компетенции), можно либо по месту работу с привлечением специалистов, либо в образовательном учреждении.

А теперь вопрос: «А правомерно ли требование надзорного органа делать обучение ежегодно?»

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей. Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа. Периодичность

ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда) на эту тему пишет так:

…7.3 Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой…

Что же нам говорит национальное законодательство?

А Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где речь идет о повышении квалификации водителей на этот счет молчит.

В статье 20 пункте 1, нет даже намека на сроки и периодичность.

О ежегодности мы можем прочитать в РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).

Но там идет цитата о ежегодности из утратившего силу Приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27.

И последнее упоминание осталось в РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.).

Но, как я написал выше, в этом РД речь идет о повышении мастерства водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Здесь мы видим, что нет речи о водителях легковых автомобилей, обращение явно к «перевозчикам» и главное, речь о предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Вроде не противоречит действующему законодательству. Но явно не про нас.

ИТОГ:

  • Обучение по 20 часовой программе водителей актуально и вписывается в требования повышения квалификации водителей;
  • Повышать мастерство (повышать квалификацию) можно и по другим программам обучения, разработанным образовательными учреждениями в соответствии с профессиональными стандартами или квалификационными требованиями к водителям;
  • Повышение мастерства можно проводить как по месту работы, так и в образовательном учреждении в рамках повышения квалификации. Главное правильно провести обучение и правильно оформить итоги;
  • «Ежегодность» как нормативное требование, в рамках национального законодательства, висит на волоске.
  • Ну а если хотите подробный и более глубокий разбор этого вопроса, то ответ

Как допустить водителей к работе: новые правила

В сентябре вступили в силу новые правила по охране труда на автомобильном транспорте и программы повышения квалификации для водителей. В статье инструкция, которая поможет обучить работников по новым требованиям. Чтобы не нарушить сроки обучения, воспользуйтесь шаблоном приказа и образцом программы первичного инструктажа на рабочем месте для водителей, которую редакция разработала на основе новых правил.

Что нужно сделать

27 сентября 2018 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.

До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:

  • разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;

  • разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;

  • внеплановый инструктаж по охране труда;

  • внеочередную проверку знаний по охране труда.

Что изменилось

Правила стали современными. Вместо топки углем теперь нужно установить автоматические воздушные тепловые завесы (п. 29 Правил). Конкретизировали требования к плану расстановки техники, его нужно будет утверждать приказом работодателя. Ужесточили требования к аккумуляторным (п. 137 Правил). Также изменения коснулись требований охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями.

Полностью исключили раздел «Электробезопасность», так как он дублировал Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6. В приложении утвердили наряд-допуск на работы с повышенной опасностью.

Перечень вредных и опасных производственных факторов. В Правилах дополнили перечень производственных фактов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств. Теперь в него включили физические и нервно-психические перегрузки.

Средства коллективной защиты. В программу инструктажа и инструкции по охране труда нужно будет включить сведения о коллективных средствах защиты согласно Правилам по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утв. приказом Минтруда от 23.06.2016 № 310н; далее — Правила № 310н).

Периодичность обучения по охране труда. Повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца и проверку знаний не реже одного раза в 12 месяцев теперь будут проводить только для сотрудников, которые выполняют работы с повышенными требованиями охраны труда.

Труд водителей связан с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК). Поэтому работодатель обязан проследить, чтобы водители проходили повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а проверку знаний — не реже одного раза в 12 месяцев. Срок, который исчисляют месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца (ч. 2 ст. 4.8 КоАП).

Требования к производственной территории. Производственные здания и сооружения, помещения и площадки должны отвечать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ). Раньше они должны были соответствовать только строительным нормам и правилам.

Требования к санитарно-бытовым помещениям. Из Правил исключили пункт об устройстве мест для курения в производственных помещениях. Убрали требования об оснащении столовой с полуфабрикатами, о создании фельдшерского пункта и медпункта в зависимости от численности работников, о площади комнаты для предрейсового медосмотра и комнаты для отдыха, о гигиенических душах для женщин и отдельных курительных комнат для них. Также исключили требование о передвижных столовых, об оснащении туалетов писсуарами и т. п. Вместо этого указали, что работодатель должен оборудовать санитарно-бытовые помещения по установленным нормам (п. 14 Правил).

Режим труда и отдыха. Такой раздел из Правил исключили. Определили, что режим труда и отдыха устанавливают правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты работодателя (п. 13 Правил).

Как проводят повышение квалификации водителей

Водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору (приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией (ст. 65 ТК).

Работодатель организует повышение квалификации водителей (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Ежегодно повышение водительского мастерства проводят только для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Например, водители общественного транспорта. До того момента, как примут профессиональный стандарт, остальные организации сами определяют периодичность повышения квалификации для водителей.

С 1 сентября 2018 года действует приказ Минобрнауки от 01.03.2018 № 161, который утвердил новые программы повышения квалификации для водителей (далее — Программы повышения квалификации). Повышение квалификации водители могут проходить только в обучающих организациях дополнительного профессионального образования (ч. 2 и 6 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Организация не может самостоятельно проводить обучение, если у нее нет лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования.

Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда

В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.

В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.

На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.

Что нужно добавить в программы первичного инструктажа и обучения по охране труда

Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчику нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок.

По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:

  • к производственным территориям и организации рабочих мест;

  • площадкам для хранения транспортных средств;

  • размещению технологического оборудования;

  • технологии производственных процессов;

  • эксплуатации транспортных средств;

  • размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.

В Программах повышения квалификации опубликовали подробный материал по оказанию первой помощи пострадавшим. Руководствуйтесь им при обучении и разработке инструкций по охране труда.

В программу инструктажа и обучения нужно включить информацию о средствах коллективной защиты. Если этого не сделать, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Поэтому служба по охране труда проверяет, чтобы разработчик программ инструктажа и обучения включил в них сведения из пунктов 84–89 Правил № 310н.

В каком порядке нужно провести обучение по новым правилам

Проведите с водителями внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27 сентября 2018 года (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок обучения № 1/29).

Если работодатель допустит необученных водителей к работе, ему грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). При этом суд может посчитать, что штраф нужно заплатить за каждого необученного работника (решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу № 7–5928/16).

Служба по охране труда готовит приказ о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым правилам. Когда будете назначать дату и время экзамена, не забудьте оставить работникам время на подготовку.

Во время внепланового инструктажа работнику объясняют, что именно изменилось в новых правилах. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа на рабочем месте. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ.

Ежегодные 20-ти часовые курсы по БДД.

Повышение квалификации водителей – это курсы, которые многие водители стараются игнорировать, будучи абсолютно уверенными в собственных силах и полученных навыках. На практике же нередко дело обстоит совсем иначе, многие теряются и забывают все, что знали. Это актуально как для опытных, так и для начинающих водителей.

Организации, при осуществлении производственной деятельности эксплуатируют транспорт, собственный или арендованный, в том числе, у собственного сотрудника. Но многие руководители (кроме квалифицированных специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения) не подозревают, что данная деятельность контролируется надзорными органами.

БДД контролируется! (готовимся к проверке УГАДН) .

Существуют законодательные нормативные акты, которые регулируют деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта. Не все знают, что водители на предприятиях должны проходить ежегодное обучение по 20-ти часовой программе.
Законодательство вменяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим транспорт, обеспечивать безопасность дорожного движения. Это достаточно широкий круг мероприятий по обеспечению БДД, который включает в числе прочего и повышение профессиональной надежности водителей.

В течение года обучение по программе этих занятий должен пройти весь численный состав водителей предприятия. Сведения об обучении по программе и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

Курсы повышения квалификации водителей – отличная возможность улучшить свои умения и углубить знания, научиться быстро и четко реагировать в любой потенциально аварийной ситуации и, конечно же, не создавать их.

Повышение квалификации водителей транспортных средств: что входит в программу?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ АТП (20 часов) (скачать)

Если вы водитель — программа повышения квалификации составляется в зависимости от того, каким транспортным средством вы управляете. Повысить квалификацию могут водители легковых, грузовых автомобилей и автобусов.
Сегодня для вас доступно повышение квалификации водителей автобусов и легковых авто. Обращайтесь за помощью в проверенные автошколы, которые могут предложить для вас качественные услуги и максимально эффективные занятия.
Пройти переподготовку по 20-ти часовой программе обучения по БДД можно в АНОПО УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ВИКАН».
Запись по телефону: 8(499) 390-2011.
Существуют нормативные правовые акты, регламентирующие обучение по 20 часовой программе повышения квалификации водителей:

    • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ;
    • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»;
    • Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27;
    • РД-26127100-1070-01 Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, утвержденная первым заместителем Министра транспорта РФ 02.10.2001 г.;
    • ПОТ Р М-027-2003 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.05.2003 г. № 28;
    • ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда».

документы для скачивания

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (20 часов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ АТП (20 часов)

Новые приказы Минтранса о квалификации водителей и профессиональном обучении

Моисеев Юрий Игоревич Эксперт

Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института, кандидат технических наук, доцент

27124 Многие водители сознательно идут на нарушение режима труда и отдыха для получения дополнительной прибыли, зачастую с согласия руководства транспортного предприятия. Нарушать закон транспортников заставляет жесткая конкурентная борьба в области перевозок. Но есть еще один фактор, влияющий на качество перевозочной деятельности, даже при условии соблюдения режима труда и отдыха (РТО) — это низкий уровень квалификации водителей, менеджмента компаний и контролирующих органов — инспекторов ГИБДД и УГАДН.

Повсеместная обязательная установка тахографов на грузовом транспорте и автобусах требует от водителей их грамотного использования, а от специалистов по безопасности движения — квалифицированного анализа информации. Однако не все водители умеют использовать тахограф в работе, а у ответственных лиц нет достаточной квалификации, чтобы снять данные с тахографа и проанализировать их. Для исправления ситуации Министерство транспорта выпустило два приказа: приказ от 28 сентября 2015 года № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который вступил в силу 14 июня 2016 года; приказ от 11 марта 2016 года № 59″Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземногоэлектрического транспорта. Приказ вступил в силу 12 августа 2016 года.

Новые изменения в законодательстве в требованиях к квалификации водителей и профессиональном обучении специально для Навипорта разобрал заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института Юрий Игоревич Моисеев.

— Что нового для перевозчика предусмотрено в данных приказах, и как с помощью них повысится безопасность движения?

Приказ № 287 принят в исполнение статьи 20 федерального закона № 196 «О безопасности дорожного движения», а значит, обязателен к применению всеми субъектами транспортной деятельности, осуществляющими перевозки. Приказ Минтранса предусматривает повышение квалификации водителей, что должно в корне изменить ситуацию на дорогах. Например, в пункте5.2 отмечается, что водитель грузового автомобиля дополнительно должен уметь контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов, использовать в работе различные типы тахографов. Согласно пункту 6.2, водитель автобуса должен проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и после возвращения из поездки, обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку грузов, а также уметь использовать в работе различные типы тахографов.

Как видим, повышение квалификации водителей повсеместно предусматривает изучение принципов работы тахографа и умение им пользоваться.

Вместе с тем, пункт 7. 59 приказа предусматривает, что водитель-профессионал должен иметь удостоверение о повышении квалификации или документ об образовании,подтверждающий прохождение курса подготовки на наличие знаний и умений, предусмотренных в 287 приказе.

Что касается остальных ответственных лиц, задействованных в транспортном процессе, хочется отметить, что без профильного транспортного образования закрыта возможность заниматься этой деятельностью.

— Какое наказание грозит транспортнику за использование не квалифицированного персонала в своей работе?

По Кодексу об административных правонарушениях, организации может быть оштрафована на 100 тыс. рублей, а лицо, выпускающее транспорт на линию, на 20 тыс. рублей (КоАП от 30.12.2001 N195-ФЗ в редакции от 06 июля 2016 года).

— Где транспортник может пройти обучение?

Согласно пункту 2 приказа Минтранса № 287, необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам. Другими словами, в организациях, имеющих лицензию на соответствующую образовательную деятельность.

— Давали ли водителю эти знания и умения в автошколе?

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 года№ 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», вступивший в силу 11 августа 2014 года, устанавливает, что знания и умения, полученные в автошколах после начала действия приказа, соответствуют знаниям и умениям,установленным в 287-м приказе Минтранса.

— Какие дополнительные риски возникают у перевозчика пассажиров при отсутствии обучения?

По федеральному закону№ 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», перевозчик, выпуская на линию водителя без обучения, в случае ДТП и ущерба здоровья и имущества выплачивает все риски по страховке самостоятельно. По статье 19, «Регрессное требование страховщика, возникающее после выплаты страхового возмещения», у страховщика, выплатившего страховое возмещение, возникает регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред:

  1. при наступлении страхового случая вследствие умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред;
  2. при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством лицом, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно и лицом, не выполнившим законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  3. при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
  4. при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
  5. при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации эксплуатация транспортного средства запрещена;
  6. в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

— Где же пройти обучение перевозчику быстро качественно, без отрыва от производства?

Оптимальный вариант — использование дистанционных каналов обучения, которые позволяют не тратить лишнее время на очное посещение занятий. Чтобы выбрать сертифицированный учебный центр, преподаватели которого обладают необходимыми компетенциями, можно обратиться к Навипорту. Портал активно сотрудничает с организациями, которые проводят такое обучение. С другой стороны, портал приглашает учебные центры, в том числе специализирующиеся на дистанционной форме обучения, применяющие авторские и другие методики, к сотрудничеству и размещению информации о себе и своих программах на портале.

Дистанционное обучение специалистов по 287 Приказу Минтранса

Узнать больше

Заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института, кандидат технических наук, доцент

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *