1 федеральный закон о бухгалтерском учете

ст 9 Закон 402-ФЗ о Бухгалтерском учете 2019

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Примечание: БУХУЧЕТ
Большой раздел с массой полезной информации по бухучету

Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее завершения. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

2. Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

название документа (формы);

дату и место составления;

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

3. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно.

Данные аналитических счетов должны быть тождественными соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

4. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, принимавших участие в их составлении.

5. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами.

7. Предприятие принимает все необходимые меры для предупреждения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащую сохранность в течение установленного срока.

8. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

9. Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятому в рамках их полномочий, предусмотренных законами. Обязательным является составление реестра документов, которые изымаются в порядке, установленном законодательством.

Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных криминальным процессуальным законодательством.

Комментарий к статье 14 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»: Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Главная — Статьи

Комментарий к п. 1 ст. 14

Требования по составу бухгалтерской отчетности в новом Законе о бухгалтерском учете выделены в отдельную статью, хотя отличия новых норм от прежних нельзя назвать существенными.
В соответствии с п. 2 ст. 13 прежнего Закона о БУ в состав бухгалтерской отчетности организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации) должны быть включены бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторское заключение и пояснительная записка.

Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности более не включено аудиторское заключение, а составление и представление пояснительной записки теперь не являются обязательными (хотя именно в пояснительной записке хозяйствующие субъекты могли представлять дополнительную информацию, сгруппированную таким образом, чтобы она была максимально пригодна для проведения экономического и финансового анализа).
Тем не менее необходимость составления и представления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (или аналогичного ей приложения) представляется очевидной.

В настоящее время (в соответствии с п. 4 ст. 13 прежнего Закона о БУ) в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. Кроме того, в настоящее время в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год. В связи с изменением нормативной базы бухгалтерского учета (обусловленного прежде всего разработкой и утверждением новых федеральных стандартов) изменения в учетную политику экономических субъектов будут вноситься в течение ряда лет. Поэтому возникает необходимость формирования отдельного отчетного регистра, в котором не только фиксировались бы очередные изменения, но и оценивалось их влияние на финансовое состояние экономического субъекта.

Комментарий к п. 2 ст. 14

В прежнем Законе о БУ исключение было сделано только для государственных и муниципальных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Причем упрощенный состав бухгалтерской отчетности для указанных общественных объединений был установлен непосредственно нормой прежнего Закона о БУ (в соответствии с п. 4 ст. 15 указанные субъекты должны были представлять отчетность в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о целевом использовании средств).

Теперь это правило фактически распространено на все некоммерческие организации. При этом отчет о прибылях и убытках из состава форм отчетности, обязательных к составлению и представлению, исключен, но введены приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств. С высокой степенью вероятности можно предположить, что основным из таких приложений будет отчет о движении денежных средств организации.

Отметим, что Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» вопросы составления и представления отчетности некоммерческими организациями в общем виде не регулируются. Имеется несколько локальных норм, относящихся к отчетности государственных корпораций, государственных компаний, а также государственных и муниципальных учреждений.

Комментарий к п. 3 ст. 14

В настоящее время продолжает действовать норма п. 49 ПБУ 4/99 (действие которого до момента принятия соответствующего федерального стандарта не прекращается), в соответствии с которой промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.

Комментарий к п. 4 ст. 14

В настоящее время порядок составления и представления отчетности организациями государственного сектора регулируется двумя Приказами Минфина России: отдельно — для казенных учреждений и публично-правовых образований и отдельно — для автономных и бюджетных учреждений.

В соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность:

  • главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств;
  • главные администраторы, администраторы доходов бюджетов;
  • главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов;
  • финансовые органы Российской Федерации;
  • финансовые органы субъектов Российской Федерации;
  • финансовые органы муниципальных образований;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов;
  • органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций.

Для перечисленных субъектов учета установлены формы, порядок заполнения и сроки представления годовой, квартальной и месячной отчетности.

Состав форм отчетности установлен отдельно для следующих групп субъектов учета:

  • для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета;
  • финансового органа;
  • финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • органа Казначейства;
  • органа, осуществляющего кассовое обслуживание.

В отношении наиболее многочисленной группы субъектов учета (распорядителей и получателей бюджетных средств, администраторов доходов и источников финансирования) установлен следующий состав форм бухгалтерской отчетности:

  • Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета;
  • Справка по консолидируемым расчетам;
  • Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года;
  • Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета;
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета;
  • Отчет о принятых бюджетных обязательствах;
  • Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств;
  • Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности;
  • Отчет о финансовых результатах деятельности;
  • Пояснительная записка;
  • Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета.

В соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность государственные (муниципальные) автономные учреждения и государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с положениями ч. 15 и 16 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

В состав бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений включаются следующие формы отчетов:

  • Баланс государственного (муниципального) учреждения;
  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения;
  • Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года;
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности;
  • Отчет о принятых учреждением обязательствах;
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения;
  • Пояснительная записка к Балансу учреждения;
  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения.

Упомянутым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в гражданское законодательство введено понятие «изменение типа учреждения», которое не является тождественным термину «реорганизация организации». В частности, при изменении типа государственного или муниципального учреждения не требуется проводить полный цикл мероприятий по реорганизации организации (расчеты с кредиторами и дебиторами, консолидация или разделение баланса и т.п.). Тем не менее при составлении бухгалтерской отчетности учреждениями, изменившими тип в течение отчетного года, возникают определенные проблемы. Это связано с тем, что бухгалтерская отчетность учреждений разных типов может регулироваться разными Инструкциями (утв. соответственно Приказами Минфина России N N 191н и 33н).

Проблема урегулирована Письмом Минфина России от 22.12.2011 N 02-06-07/5236, которым, в частности, утверждены Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа.

Суть схемы, установленной Методическими указаниями, вкратце можно свести к следующему. До даты изменения типа (включительно) представляется промежуточная (квартальная) отчетность в соответствии с требованиями того приказа Минфина России, под действие которого подпадает тип учреждения (до изменения), после изменения типа квартальная отчетность представляется уже в соответствии с требованиями другого приказа Минфина России, а годовая отчетность представляется в двух видах — в соответствии с обеими Инструкциями, регулирующими процесс составления и представления бухгалтерской отчетности различными типами учреждений.

Другими словами, представляется два комплекта годовой отчетности, которые отличаются входящими и заключительными остатками.

Комментарий к п. 5 ст. 14

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ Годовой отчет Банка России включает:

  • отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;
  • анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ;
  • годовую финансовую отчетность Банка России;
  • аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России;
  • заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ «О государственной тайне».

При этом под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются:

  • годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;
  • отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;
  • отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;
  • отчет о расходах на содержание служащих Банка России;
  • отчет об исполнении сметы капитальных вложений;
  • отчет об объеме сделок, совершенных Банком России с ценными бумагами на организованных торгах.

Федеральный закон о бухгалтерском учете (402-ФЗ)

Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ — основные положения

Что изменилось в 402-м законе о бухгалтерском учете в 2015-2018 годах?

Другие акты бухгалтерского законодательства в РФ

Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ — основные положения

Бухгалтерский учет (далее — БУ), как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.

Итак, о чём же говорит нам 402-й федеральный закон о бухгалтерском учете?

Прежде всего, он:

  • раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО);
  • очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте .

В числе объектов БУ закон указывает:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы и обязательства;
  • финансовые источники;
  • доходы и расходы.

Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.

Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:

  • порядок организации БУ экономическим субъектом;
  • требования к первичным документам и бухрегистрам;

В силу особой важности первички ей посвящена отдельная рубрика нашего сайта.

  • правила инвентаризации;
  • «отчетные» вопросы;
  • порядок хранения документов БУ.

Что изменилось в 402-м законе о бухгалтерском учете в 2015-2018 годах?

За недолгий срок существования закон о бухгалтерском учете уже не раз изменялся и дополнялся. Последние существенные изменения (начали действовать с 16.11.2014) коснулись упрощенных способов ведения БУ и БФО. В частности, был определен круг субъектов, у которых нет права на бухгалтерскую упрощенку. Это:

  • организации, занятые в определенных сферах деятельности, например, жилищные и кредитные потребительские кооперативы, субъекты адвокатуры и нотариата, юридические консультации и др.;
  • организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту независимо от того, в какой области они заняты;
  • некоторые некоммерческие организации.

Подробнее о них см. .

Никаких изменений в 2015 году в закон не вносилось. А в 2016 году единственным новшеством в этом документе (закон «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 149-ФЗ) стало исключение государственных академий наук из понятия «организации государственного сектора» (п. 9 ст. 3 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В 2017-2018 годах в закон № 402-ФЗ были внесены незначительные поправки, касающиеся в основном кредитных организаций.

ВНИМАНИЕ! Минфин подготовил поправки в закон № 402-ФЗ. Подробности см. .

Другие акты бухгалтерского законодательства в РФ

Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *